Е.Л. АНДРЕЙЧУК, Н.С. ЛИЗУНОВ
Перспективы развития торгового оборота между Россией и Китаем
Анализируются потенциальные возможности и перспективы развития внешнеторговой деятельности между Россией и Китаем. Показана значимость Российско-китайского торгового сотрудничества для развития и трансформации экономического потенциала России в целом и регионов Сибири и Дальнего Востока, в частности.
Ключевые слова: внешняя торговля, Сибирь, Дальний Восток, Китай, перспективы, нефть, электроэнергия.
Значимость укрепления долгосрочных и широко диверсифицированных политических и экономических связей России и Китая определяется многочисленными факторами. Во-первых, Китай представляет для России весьма ёмкий рынок, на котором она могла бы реализовывать продукцию машиностроительного сектора, химической промышленности и других отраслей национальной экономики; во-вторых, территориальная близость двух стран и наличие общей государственной границы протяженностью более 4 тыс. км снижают транспортные расходы поставляемых товаров и этим способствуют повышению их конкурентоспособности, создают возможности для расширения взаимного товарооборота через каналы приграничной торговли; в-третьих, стабильно высокие темпы экономического развития Китая служат основой для российско-китайского инвестиционного и научно-технического сотрудничества.
АНДРЕЙЧУК Елена Леонидовна — кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры экономики таможенного дела Владивостокского филиала Российской таможенной академии, г. Владивосток, ЛИЗУНОВ Никита Сергеевич — студент 251 группы экономического факультета Владивостокского филиала Российской таможенной академии, г. Владивосток,
Вышеуказанные условия и факторы создают необходимые предпосылки для формирования и развития взаимовыгодных торговых отношений России и Китая как одного из главных направлений внешнеэкономической стратегии России в условиях интеграции отечественной экономики в современные мирохозяйственные процессы.
В развитии торгового оборота с Китаем можно выделить несколько периодов. Начиная с 1999 по 2008 г. внешнеторговый оборот между Россией и Китаем ежегодно увеличивался, причем до 2006 г. рост достигался преимущественно за счет экспорта из РФ, положительное торговое сальдо подтверждает данную ситуацию. Однако импорт товаров из Китая увеличивался более быстрыми темпами и в 2007 г. впервые превысил российский экспорт, что привело к формированию отрицательного торгового сальдо в торговле между двумя странами (рис. 1).
Товарооборот 79,-3
Экспорт товаров из РФ
г г 56,8 55,5/
Импорт товаров в РФ 48,Х,-
33,4
29,1
. 21,2
^Т:7 5 1 5,5 6,9 6,1 55 5,7 Т.2.107-1.1,9:
' годы
90
80
в 70
и 60
и 50
и
о 40
30
а « 20
§ 10
0
1992 1993 1994 1995 1996 19971998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Рис. 1. Динамика внешней торговли Китая с Россией в период 1992-2011 гг.
Анализ торгово-экономического сотрудничества между Россией и Китаем в период 2001-2011 гг. свидетельствует о его значительном росте. Так, начиная с 2007 г. Китай становится третьим партнером по объемам внешнеторгового оборота России, а с 2010 г. — занимает первое место (в 2011 г. на Китай приходилось 10% всего торгового оборота РФ, что соответствует 79,25 млрд долл. США).
В этот период наблюдается резкое увеличение деловой активности по отношению к Китаю со стороны большинства стран мира, успешно развивается межбанковское и инвестиционное сотрудничество, активизируется взаимодействие в области транспорта, связи и информационных технологий.
Кризис 2009 г. оказал значительное влияние на российско-китайскую торговлю. Впервые с 1997 г. происходит сокращение ее объемов (по сравнению с 2008 г. торговый оборот составил 38,79 млрд долл. США — снижение на 31,7%, в том числе российский экспорт в Китай — 21,28 млрд долл. США — снижение на 10,7%, импорт из Китая — 17,51 млрд долл. США — снижение на 46,9%).
Для торгового сотрудничества двух стран характерны определенные диспропорции в развитии торговых отношений. С 1998 по 2010 г. доля экспорта российских машин и оборудования на китайский рынок снизилась в 18 раз,
причем одновременно наблюдался рост встречного импорта этой группы товаров (38,4% всех ввозимых из КНР товаров). Диверсификация взаимной торговли характеризуется увеличением поставок сырьевых товаров и продукции первичного передела с 70 до 90% в общем объеме российского экспорта в КНР, причем конкурентные позиции России в экспорте энергетических ресурсов в Китай пока недостаточно сильные по сравнению с ближневосточными и отдельными африканскими странами (рис. 2).
Рис. 2. Товарная структура экспорта России в Китай в 1998 и 2010 гг.
Таким образом, можно сказать, что к 2011 г. сложилась устойчивая модель взаимной торговли России и Китая, характеризующаяся возрастающей сырьевой направленностью российского экспорта при сохранении в довольно крупных объемах поставок отдельных видов промышленной продукции и полуфабрикатов. Импорт из Китая хотя и имеет тенденцию в сторону увеличения удельного веса в нем машин и оборудования и другой конечной продукции промышленности, тем не менее в основе своей всё еще состоит из традиционных потребительских товаров. Сложившиеся торговые отношения Россией и Китаем привели к сужению российского присутствия на одном из наиболее перспективных зарубежных рынков.
Следует также подчеркнуть, что многократный рост объемов китайского экспорта за последние 15 лет обусловлен успешными реформами экономики, рост же объемов экспорта России в денежном выражении объясняется в значительной степени благоприятным для России ростом цен на товары сырьевой группы.
В свою очередь и для Китая торговые отношения с Россией имеют немаловажное значение. Так, по данным китайской таможенной статистики, в 2010 г. доля России в китайском импорте сырой нефти составила 6,37%, т. е. Россия заняла пятое место после Саудовской Аравии (18,64 %), Анголы (16,47%), Ирана (8,9%) и Омана (6,6%) по поставкам нефти. На российские поставки древесины и изделий из нее пришлось 24,38% от всего китайского импорта древесины в 2010 г.; круглого леса — 29,84%; рыбы, моллюсков и ракообразных — 19,7%, удобрений — 40,81% и бумажной массы и целлюлозы — 8,2%.
Машины и оборудован 25% ^
Черные
Минеральное топливо, нефть, нефтепродукты 49%
металлы 16%
и изделия из неё 11% не>
Китай оценивает партнерство с Россией, главным образом, с точки зрения энергетического потенциала, отводя ей роль поставщика сырья и энергоносителей.
Используемые в настоящее время формы и механизмы экономического сотрудничества, а также его территориально-отраслевые направления не только не отвечают долгосрочным интересам двух стран, но и не позволяют эффективно использовать их социально-экономический и природно-ресурсный потенциалы, в том числе приграничных с КНР российских регионов.
В то же время перспективы взаимовыгодного сотрудничества предприятий обеих стран достаточно широкие, и Россия делает попытки изменить сложившиеся тенденции взаимного сотрудничества. К наиболее перспективному направлению торгово-экономического взаимодействия следует отнести приграничную торговлю.
По данным Главного таможенного управления Китая, объемы российско-китайской приграничной торговли ежегодно растут (за исключением 2009 г.), только за 2010 г. прирост составил 40,6% (рис. 3).
Торговля с Россией приграничных территорий КНР
В
о
к о
н -
а
«
§
— - - Российский экспорт
Российский импорт 13 432 10 273 17 725 19 079 16 652 -11 847 -» N. — ^
3383 4780 3 015 5637 7108
шд
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Рис. 3. Динамика двусторонней торговли сопредельных с Россией регионов КНР в период 2000-2010 гг.
Россия обращена к Китаю более слаборазвитыми своими регионами, в то время как провинции Хэйлунцзян, Цзилинь, автономный район Внутренняя Монголия, а также Синьцзян-Уйгурский автономный район быстро набирают темпы экономического роста. Их города более благоустроены и развиты, лучше обустроена материальная база торговли. Особое значение для российско-китайской торговли имеет Дальневосточный регион, где ежегодный прирост объема торговли составляет около 30%, что обеспечивает около 20% общего двустороннего торгового оборота, или более 40% общей приграничной торговли Китая.
Хэйлунцзян — ведущая провинция в сотрудничестве с Россией (67,4% ее торговли приходится на РФ). Потребительский рынок Дальнего Востока и Сибири наполняется за счет импорта из провинции Хэйлунцзян по овощам на 70%, одежды и обуви — 50%. В 2010 г. на долю товаров из провинции Хэйлунцзян пришлось 13,7% торговли РФ с КНР [1, с. 57]. В то же время Китай активно овладевает рынками европейских стран, Японии, Республики Корея,
и др. Регионы Дальнего Востока — только часть торговых партнеров провинции Цзилинь и Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая. Так, в 2007 г. экспорт провинции Цзилинь в РФ составил 724 млн долл. США, а торговля с Германией — около 3 млрд долл. США, экспорт в Японию и Республику Корея — 1 млрд долл. США [1, с. 66].
Между тем потенциал экономического развития и факторы взаимной дополняемости между нашими странами позволяют значительно расширить приграничные связи.
Российский Дальний Восток имеет богатые запасы древесины (ежегодное производство составляет 30 млн куб. м), более половины рыбных запасов и морепродуктов России добываются в дальневосточных морях, причем 50% рыбной продукции производится в Приморском крае. Дальний Восток обладает в больших количествах углем, цветными металлами, алмазами, производит удобрения и целлюлозу, в регионе развиты рыбная, лесная и добывающая отрасли промышленности, но ему не хватает для удовлетворения потребительского спроса продукции легкой и пищевой промышленности. Производимые на Дальнем Востоке зерно, овощи и мясо могут удовлетворить не более половины потребностей региона, остальные ресурсы приходится импортировать из-за границы или ввозить из других районов страны.
В противоположность российскому Дальнему Востоку провинция Цзилинь обеспечивает себя зерном, овощами и мясом и имеет их излишки, которые может экспортировать в Россию. Производство рыбы в провинции Цзилинь составляет всего лишь 100 тыс. т, а для удовлетворения потребностей населения значительная часть рыбной продукции поступает с Дальнего Востока России.
Провинция Цзилинь имеет преимущества в производстве продукции автомеханического производства, химической промышленности, а также легкой и пищевой промышленности, но ощущает относительный недостаток в области производства средств производства. Следовательно, имеются возможности для взаимодополняемости по разным видам продукции.
Российский Дальний Восток испытывает недостаток рабочей силы в сельском и лесном хозяйстве, в рыболовстве и добыче полезных ископаемых. В провинции Цзилинь ежегодно насчитывается более 100 тысяч «ожидающих работу» людей. Отправка рабочей силы в Россию из Цзилиня пойдет на пользу экономическому развитию российского Дальнего Востока, а также смягчению ситуации с занятостью в Цзилине [6, с. 59].
Таким образом, имеются предпосылки создавать совместные предприятия легкой и пищевой промышленности, например: пивоваренные, молочные заводы, заводы по производству прохладительных напитков, цукатов, лапши быстрого приготовления, заводы по обработке рыбной продукции, а также деревообрабатывающие и кирпичные заводы. В сфере обслуживания можно было бы открыть совместно управляемые сервисные объекты. Кроме того,
можно было бы открыть совместные рынки по продаже рыбы, лесоматериалов и продукции горной промышленности.
При наличии взаимодополняемости экономик: энергоресурсы, тяжелая промышленность — у России, легкая промышленность, наличие избыточной рабочей силы, значительный объем валютных резервов — у Китая, для российского Дальнего Востока КНР является оптимальным партнером. Так, российский Дальний Восток мог бы получать из провинции Цзилинь техническое оборудование и технологии для легкой и пищевой отраслей промышленности, проекты технической модернизации и технического переоснащения предприятий, например, линий и технологий производства пиломатериалов, щитовой мебели, тары, печенья, и др. В свою очередь, у российского Дальнего Востока провинция Цзилинь могла бы заимствовать передовую российскую технику по разведке и добыче драгоценных и цветных металлов.
В рамках Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве была разработана «Программа сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-Востоком Китайской Народной Республики на 2009-2018 гг.» и подписано соглашение, которое включает около 200 совместных проектов в приграничных регионах двух стран и нацелено на усиление участия ДФО и Восточной Сибири в торгово-экономическом сотрудничестве с Китаем. В приложении к данному Соглашению указан список проектов разработки полезных ископаемых, которые Россия готова осваивать совместно с КНР.
В Программе также намечены центры промышленной переработки в Китае российских полезных ископаемых (города Чифэн, Тунляо).
Из вышеизложенного следует, что практически все проекты на территории России основаны на добыче дальневосточного и восточносибирского сырья. Россия готова отдать в совместную разработку месторождения каменного угля, железной руды, драгоценных металлов, апатитов и молибдена. Китайцы же будут создавать на северо-востоке КНР предприятия по производству мебели, огнезащитных дверей, различной техники, медных листов и кирпича, т. е. заниматься переработкой российского сырья, в том числе свинца и олова.
Российско-китайское сотрудничество в ближайшие 10 лет будет строиться по принципу «наше сырье — ваши технологии», поскольку внедрить их в Китае в несколько раз дешевле, чем на Дальнем Востоке, где территория плохо освоена и пока малопригодна для организации высокотехнологичных производств.
Считается, что развивать Дальний Восток и Восточную Сибирь можно главным образом за счет вложений в энергетику и разработку полезных ископаемых. Организовывать процесс трудоемкого производства на данной территории весьма сложно. Сейчас в регионе проживает 3,5-4 млн человек, включая женщин, детей и стариков, а при такой численности найти 500-600 тыс. человек трудоспособного возраста достаточно проблематично.
Некоторые российские эксперты критически рассматривают содержание «Программы сотрудничества на 2009-2018 гг.». По мнению А. Маслова (директора Центра стратегических исследований Китая) и И.А. Николаева (директора Департамента стратегического анализа), некоторых вместо китайских перерабатывающих российское сырье мощностей должны быть созданы перерабатывающие предприятия на месте добычи полезных ископаемых, т. е. в ДФО.
Китай согласен на предложение России строить на ее территории деревообрабатывающие заводы, развивать инфраструктуру, но при условии, что на этих заводах будут работать китайские рабочие. Китай предлагает создать для этого специальные таможенные коридоры и облегчить получение годовых виз и их пролонгацию. Аналогичную схему предлагается создать и в сельском хозяйстве: Россия заинтересована в выращивании зерновых культур в этом регионе, а Китай — в ее плодородных землях. В свою очередь Россия может предъявить определенные требования к уровню квалификации китайских специалистов [2, с. 132].
Возможно, после того как китайцы вложат десятки миллиардов долларов в новые предприятия, перерабатывающие российское сырье в КНР, они готовы будут принять активное участие в строительстве инфраструктуры на российской территории: шахт, рудников, электростанций и подъездных путей.
Особенно перспективным является Соглашение о сотрудничестве в нефтяной сфере, подписанное в апреле 2009 г.: с 2011 г. из России в Китай начались поставки нефти по трубопроводной системе.
В декабре 2009 г. Государственный комитет КНР по делам реформы и развития в своем заявлении отмечал, что уровень зависимости Китая от импорта нефти превысил 50%. Согласно прогнозам специалистов Китая, зависимость КНР от импорта нефти в 2020 г. может достигнуть 60-70%.
В качестве причин, препятствующих значительному наращиванию нефтедобычи в самом Китае, китайские специалисты называют естественную убыль запасов с разработанных месторождений Северо-Восточного Китая, медленное освоение нефтяных полей на западе страны из-за общей неразвитости региона и сложных геологических условий, а также сравнительно низкую отдачу разработок на морском шельфе [5, с. 7].
Следовательно, в настоящее время Китай гораздо больше, чем ранее, озабочен вопросами диверсификации источников сырья и готов платить за свою энергетическую безопасность: инвестировать средства в инфраструктуру своих приграничных районов и попутно вкладывать деньги в импортозамещающие производства в России [2, с. 133].
Сохранить энергетическую безопасность Китаю трудно без совместного инвестирования и эксплуатации богатых топливно-энергетических ресурсов Восточной Сибири и Дальнего Востока России, которые являются крупными поставщиками энергоресурсов на мировой рынок и играют важную роль в обеспечении международной энергетической безопасности.
В богатых ресурсами Сибири и ДФО было добыто в 2010 г. 70% всей российской нефти и 93,6% общей добычи газа. По прогнозам, в 2030 г. это соотношение останется на том же уровне [3, с. 64].
В январе 2005 г. компания «Petro China» подписала с компанией «Роснефть» договор на доставку 48,4 млн т нефти в КНР по железной дороге. В феврале 2009 г. подписано новое соглашение о долгосрочных поставках нефти на 15 млн т сроком на 20 лет, начиная с января 2011 г. От обычной торговли страны перешли на перекачку российской нефти по нефтепроводу. В феврале 2009 г. «Petro China» подписала с компанией «Транснефть» договор о строительстве и эксплуатации нефтепровода на Китай от ст. Сковородино до ст. Дацин. Весной 2009 г. уже начались строительные работы на территории России и Китая. В свою очередь, в феврале 2009 г. Китай предоставил России кредит в сумме 25 млрд долл. США, который будет погашаться поставками нефти из России в течение 20 лет в объеме 15 млн т сырой нефти ежегодно. Отгрузка сырой нефти в Китай возложена российским правительством на две крупнейшие российские нефтяные компании — «Роснефть» и «Транснефть».
Нефтепровод на Китай является частью крупнейшей транспортной артерии «Восточная Сибирь-Тихий океан» (ВСТО), которая строится для транспортировки российской нефти на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона, технологически соединена с магистральными трубопроводами российской госкорпорации «Транснефть» и позволит создать единую сеть, обеспечивающую оперативное распределение потоков нефти по территории России и за рубеж. Планируемая пропускная способность ВСТО — 82 млн т нефти в год. Протяженность трассы свыше 4,77 тыс. км, конечный пункт ее — пос. Козьми-но в Приморском крае. Первая очередь строительства трубопровода «Тайшет-Сковородино» (2,75 тыс. км) была начата в апреле 2006 г.
По имеющимся оценкам, рынок газа в Китае в ближайшие годы станет одним из самых быстрорастущих в мире, а импорт связывается с освоением в России Ковыктинского газоконденсатного месторождения, которое является одним из самых крупных в мире.
Перспективно сотрудничество РФ с КНР и в угольной промышленности. Запасы угля в России составляют около 30% от общемировых. Объемы поставок российского угля в Китай могут составлять около 30 млн т в год.
Китайская сторона также считает важным направлением экономического сотрудничества электроэнергетику, включая атомную. Китай готов потреблять по 60 млрд кВт/ч российской электроэнергии в год (в 2010 г. спрос на электричество в Китае вырос почти на 15% и перевалил за 4 трлн кВт/ч в год).
В феврале 2012 г. был заключен контракт с Государственной электросетевой корпорацией Китая на поставку электроэнергии до 2036 г. общим объемом 100 млрд кВт/ч. Основной целью проекта является увеличение объема экспорта электроэнергии из России в Китай за счет использования уникального географического положения и природного потенциала российского
Дальнего Востока. Планируется, что в 2012 г. объем поставок российской электроэнергии в Китай превысит 2,6 млрд кВт/ч. Для сравнения — в 2011 г. годовой объём экспорта электроэнергии в Китай составил 1,2 млрд кВт/ч, в 2010 г. — 1,06 млрд кВт/ч [4].
ОАО «Восточная энергетическая компания», входящее в группу ОАО «Интер РАО ЕЭС», начало поставки электроэнергии в Китай по новой линии электропередач «Амурская-Хэйхэ». К 2020 г. ОАО «Восточная энергетическая компания» планирует построить ряд новых электростанций суммарной мощностью 10 800 МВт, более 3 400 км линий электропередачи. Сейчас прорабатывается возможность расширения поставок энергетического оборудования из Российской Федерации в КНР и участия российских компаний в строительстве энергообъектов на территории КНР. Общие инвестиционные затраты российских компаний, участвующих в строительстве электростанций на территории Китая, могут составить 200-400 млн долл. США в год.
Можно сказать, что смысл заключенных соглашений между Россией и Китаем состоит в преодолении крайне примитивного сырьевого характера экономики российских регионов Дальнего Востока и Сибири, способных сейчас предложить на экспорт лишь сырую нефть и лес и вынужденных закупать в Китае продукцию глубокой переработки, вплоть до довольно элементарных товаров, таких как цемент и бумага.
Решение существующих проблем возможно в процессе создания эффективной системы долгосрочного двустороннего торгово-экономического сотрудничества на взаимовыгодной основе. С этой целью необходимо создание единой стратегии формирования и развития торгово-экономических отношений России и Китая.
Первостепенное значение для разработки модели нового формата отношений имеет выявление сильных и слабых сторон современного сотрудничества, оценка рисков, сопровождающих функционирование действующей модели, а также обоснование сфер модернизации и перспективных направлений дальнейшего расширения взаимосвязей на качественно новом уровне (см. таблицу).
В качестве мер по повышению эффективности внешнеторговой деятельности между двумя странами можно выделить следующие:
— оптимизация ассортиментной структуры экспорта с вовлечением в нее новых товаров;
— преодоление существующих внешнеторговых барьеров, борьбу с контрафактной и некачественной продукцией, законодательное упорядочение приграничной торговли, улучшение транспортной инфраструктуры, создание приграничных зон экономического сотрудничества и совместных логистических центров;
— внедрение в практику конкретных форм, мер и механизмов по основным товарно-сырьевым сегментам топливно-энергетического комплекса; для чего необходимо предусмотреть меры, которые будут
включать взаимодействие от стадии геологоразведочных работ, поставок оборудования, добычи и транспортировки до переработки и реализации готовой продукции на территориях обеих стран; — организация совместных предприятий в производстве, торговле и их размещение на приграничных территориях Сибири и Дальнего Востока.
Таблица
Современная оценка и перспективы российско-китайских торгово-экономических отношений
Сильные стороны Слабые стороны
— наличие общей границы — надежные политические связи — поддержка территориальной целостности обоих государств — стратегическое партнерство в энергетической сфере — взаимодействие в рамках ШОС и АТЭС — несоответствие масштабов сотрудничества уровню развития стран — диспропорции в российско-китайской торговле — низкий уровень развития промышленно-производственных и кооперационных связей — большие объемы неорганизованной торговли и контрабанды — проблемы качества китайских товаров
Перспективы Риски
— оптимизация структуры двусторонней торговли — развитие приграничного и межрегионального сотрудничества, совместное освоение Дальнего Востока России и северовосточных провинций Китая — укрепление энергетического сотрудничества в области нефти и газа, атомной энергетики и электроэнергетики — развитие производственной кооперации (машиностроение, авиационная и автомобильная промышленность, переработка биоресурсов, леса, и пр.) — совместное внедрение в производство научно-технических разработок — строительство инфраструктуры двустороннего внешнеторгового сотрудничества — после присоединения России к ВТО торговые барьеры российской стороны будут полностью отменены и ликвидированы в соответствии с принципом недискриминации — усиление зависимости России от товарного импорта из Китая, а также экономической зависимости Дальнего Востока от КНР — столкновение интересов и конкуренция в энергетической сфере в Центральной Азии, а также в других регионах (Латинская Америка, Африка и др.) — конкуренция с Китаем на традиционных для России товарно-сырьевых рынках — сокращение китайского импорта энергоресурсов из-за внедрения энергосберегающих технологий и (или) замедления темпов роста Китая — незаконная трудовая миграция китайских работников — закрытие или резкое сокращение российского производства автомобилей, промышленного оборудования и изделий из черных металлов как следствие государственной поддержки китайского экспорта в Россию
В первую очередь увеличить экспортный потенциал возможно за счет продукции ракетно-космической и авиационной промышленности, электро-
технического оборудования, энергетического оборудования, электроники — т. е. за счет передовой и конкурентоспособной продукции российского машиностроительного комплекса.
Прежде всего, необходимо решать проблему с транспортной инфраструктурой на границе, так как ее неразвитость на пограничных переходах не будет способствовать росту взаимного товарооборота. Возможно, модернизация инфраструктуры будет производиться за счет вложения китайских инвестиций, — для китайской стороны модернизация не менее важна, чем для России, так как будет способствовать развитию ряда сопутствующих отраслей.
Создание сети экспертных центров и консультационных компаний как в России, так и в Китае будет способствовать распространению торговой информации среди заинтересованных экономических субъектов, что в итоге позволит включить в российско-китайскую торговлю большее число предприятий.
Разработка всех ключевых двусторонних нормативно-правовых актов должна проводиться с непосредственным участием представителей российско-китайского делового сообщества и независимых экспертов, таможенной и миграционной служб, что позволит учесть интересы конкретного бизнеса, оптимизировать таможенный контроль и иммиграционную политику.
Для России стратегически важно сотрудничество с Китаем. К бурно развивающемуся Китаю проявляют интерес и США, и Европа, а сам Китай стремительно наращивает влияние в Африке и Латинской Америке. В такой ситуации России ничего не остается, кроме как укреплять партнерские отношения.
Список литературы
1. Александрова М.В. Четверть века торгово-экономического сотрудничества РФ и КНР (на примере провинции Хэйлунцзян) // Проблемы Дальнего Востока. 2009. № 6. С. 56-72.
2. Александрова М.В. 20 лет российско-китайского межрегионального и приграничного сотрудничества: монография [Электронный ресурс]: URL: http://www.perspektivy.info
3. Бадалян Л. Россия и Китай: перспективы взаимодействия в новых энергетических условиях / Л. Бадалян, В. Криворотов // Проблемы Дальнего Востока. 2007. № 2. С. 57-73.
4. Информационное телеграфное агентство России [Электронный ресурс]. URL: http://www.itar-tass.com
5. Коржубаев А.Г. Тихоокеанский рынок нефти и газа — основное направление новых экспортных поставок из России // Бурение и нефть. 2010. № 1. С. 6-9.
6. Нехорошков В.П. Россия-Китай: факторы регионального сотрудничества // Проблемы Дальнего Востока. 2011. № 2. С. 57-62.
7. Рыжова Н. Влияние приграничной торговли на экономическое развитие Китая и России // Вопросы экономики. 2009. № 6. С. 137-150.