предметной области он работает. Интерфейс позволяет обеспечить самостоятельность пользователя как через комфорт в процессе работы, так и через выбор удобной системы навигации (заметим, она должна быть предельно проста, понятна и ориентировать в выборе действий).
Применение цифровых учебных тренажеров в коррекционно-развивающем обучении школьников с ОВЗ имеет ряд особенностей, проявляющихся в:
- постановке целей и решении задач обучения школьников с ОВЗ;
- реализации частно-методических аспектов обучения;
- выборе и применении методов и приемов обучения, сообразных образовательным потребностям детей с ОВЗ;
- технологии применения учебного материала.
Выводы. Итак, проектирование виртуального урока в цифровом симуляторе педагогической деятельности осуществлено согласно требованиям ФГОС и Профессионального стандарта педагога, позволяет как диагностировать уровень сформированности методических умений будущих педагогов, так и развивать их профессиональные компетенции.
Разработанная проектной группой технология проектирования цифрового симулятора и учебных тренажеров дает возможность тиражирования педагогического опыта и открывает возможность применения разных видов цифровых симуляторов и тренажеров в подготовке будущих педагогов.
В данной статье описан опыт внедрения в профессиональную подготовку симуляторов и тренажеров для работы учителя с обучающимися с ОВЗ, и, как оказала практика, в симуляцию урока можно заложить любое профессиональное умение и предметное содержание, что делает цифровые дидактические средства универсальными методическими инструментами.
Представленный опыт применения цифровой симуляции совместно с реальной педагогической практикой коренным образом меняет всю систему профессиональной подготовки учителя.
Литература:
1. Галямова, Э.Х. О статистической оценке внедрения обучающих тренажеров-симуляторов в обучение / Э.Х. Галямова, Б.В. Киселев, С.Н. Матвеев // Проблемы современного педагогического образования. Сборник научных трудов. - Ялта: РИО ГПА, 2021. - Вып. №71(1). - С. 249-255
2. Захарова, И.М. Цифровой симулятор педагогической деятельности как средство развития профессиональных умений будущих учителей / И.М. Захарова, С.И. Грахова // Вестник Набережночелнинского государственного педагогического университета: IX Международный открытый педагогический Форум «Образование: реалии и перспективы». - №2(31). - 2021. - С. 208-210
3. Захарова, И.М. Цифровой симулятор педагогической деятельности: из опыта разработки и внедрения в образовательный процесс / И.М. Захарова, С.И. Грахова // Вестник Набережночелнинского государственного педагогического университета. Спецвыпуск: Инновационная парадигма развития современной педагогики в честь 85-летия Кызылординского университета имени Коркыт Атаи: материалы международной научно-практической онлайн-конференции (3 февраля 2022 года, гг. Кызылорда, Набережные Челны). - Набережные Челны. - № 1(36). - 2022. -С. 153-156
4. Кудрина, С.В. Основы разработки компьютерных учебно-развивающих тренажеров для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / С.В. Кудрина, М.Ю. Кудрин // Казанский педагогический журнал. - 2018. - № 2. - С. 35-40
5. Профессиональный стандарт [Электронный ресурс]. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56809182/
6. Филатова, З.М. Разработка учебного занятия с использованием инструментов и средств цифрового обучения / З.М. Филатова, Э.Х. Галямова, Ю.Н. Бурханова // Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов. - Ялта: РИО ГПА, 2021. - Вып. 72. - Ч. 3. - С. 207-210
7. ФГОС НОО [Электронный ресурс]. - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050028
8. ФГОС ООО [Электронный ресурс]. - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027
9. Galiakberova, A. Creating the Original Model of a Digital Pedagogical Activity Simulator (Using the Example of a Mathematics Lesson) / A. Galiakberova, E. Galyamova, I. Zakharova, O. Chervov, S. Matveev // International Conference on Digital Technologies in Teaching and Learning Strategies, 2022. - PP. 49-57
10. Galiakberova, A. Computer Training Devices (Simulators): Principles of Operation and Use in Pedagogical Education (Компьютерные тренажеры (симуляторы): принципы работы и использование в образовании) / A. Galiakberova, А. Mukhametshin, N. Asratyan, I. Zakharova, R. Galiev, S. Grakhova // Digital Technologies in Teaching and Learning Strategies Computer Training Devices (Simulators): Principles of Operation and Use in Pedagogical Education - International Conference on Digital Technologies in Teaching and Learning Strategies, 2022. - PP. 119-127
Педагогика
УДК 373.23
кандидат педагогических наук, доцент Иванова Мария Кимовна
Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); кандидат педагогических наук, доцент Дедюкина Марфа Ивановна
Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)
ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОНГИТЮДНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В
РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)
Аннотация. Статья посвящена вопросам диагностики и оценке уровня психического развития детей дошкольного возраста. Основными направлениями лонгитюдного исследования являются развитие саморегуляции, эмоций, развитие речи у детей старших дошкольников. Дается описание основных результатов исследования. Отдельно выделены результаты обследования детей-билингвов. Исследованы и получены результаты изучения уровня невербального интеллекта, когнитивной гибкости, эмоционального развития. По итогам диагностики разработаны методические рекомендации для родителей. Описан эксперимент с проведением развивающих игровых программ с детьми старших групп. Перечислены различные виды игр, использованные на формирующем эксперименте. Проведен сбор информации от родителей диагностируемых детей, об особенностях и ценностях семейного воспитания, о различных психологических факторах
развития детей. Получен вывод о том, что оптимальное время взаимодействия с гаджетами для детей дошкольного возраста, составляет один час в день. Определены дальнейшие планы проведения лонгитюдного эксперимента.
Ключевые слова: исследование, дети, психическое развитие, когнитивная гибкость, билингвизм.
Annоtation. The article is devoted to the issues of diagnostics and assessment of the level of mental development of preschool children. The main directions of longitudinal research are the development of self-regulation, emotions, speech development in children of older preschoolers. A description of the main results of the study is given. Separately, the results of a survey of bilingual children are highlighted. The results of studying the level of non-verbal intelligence, cognitive flexibility, and emotional development have been studied and obtained. Based on the results of the diagnostics, methodological recommendations for parents were developed. An experiment with developing game programs with children of older groups is described. Various types of games used in the formative experiment are listed. Information was collected from the parents of diagnosed children, about the features and values of family education, about various psychological factors in the development of children. It was concluded that the optimal time of interaction with gadgets for preschool children is one hour a day. Further plans for the longitudinal experiment were determined.
Key words: research, children, mental development, cognitive flexibility, bilingualism.
Введение. Изучение психического и личностного развития детей дошкольного возраста в современном мире приобретает еще большую актуальность. С 2019 года Республика Саха (Якутия) участвует в Всероссийском лонгитюдном проекте «Растём вместе». Данный проект - единственный российский масштабный исследовательский проект в области исследования детства, который направлен на изучение психического и личностного развития детей по мере взросления. Проект ведётся под руководством ведущих ученых в области психологии развития и образования факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова и Психологического Института РАО и обеспечивает мониторинг и прогнозирование показателей психического развития детей, которые определяют дальнейшие достижения человека на протяжении десятков лет. В рамках этого проекта реализуется подпроект «Растем с Якутией». С каждым годом количество участников увеличивается, расширяются масштабы исследования, если в 2019 году участвовали 14 детских садов городя Якутска и улусов республики, то в 2021-2022 учебном году приняли участие более 30 дошкольных образовательных организаций.
Изложение основного материала статьи. В 2021-2022 уч. гг. в Республике Саха (Якутия) была продолжена апробация комплекса психологических методик, подобранного на основании результатов многочисленных отечественных и зарубежных научных исследований [1], которые доказали их прогностическую ценность в сфере готовности к школьному обучению, академических достижений, развития навыков эффективного взаимодействия и др., а также диагностика психического и личностного развития детей воспитанников старших групп детского сада. В ходе исследования, в качестве диагностируемых параметров у детей были измерены показатели сформированности невербального интеллекта, способности к саморегуляции (зрительная и слуховая рабочая память, когнитивная гибкость и сдерживающий контроль), социальные навыки и пассивный словарь русского языка.
Мы считаем, что регуляция поведения является основной характеристикой психической организации человека. В ней можно выделить следующие компоненты когнитивных навыков - рабочая память, когнитивная гибкость и сдерживающий контроль, которые выполняют регуляторную функцию. Конструирование правил поведения на основе речевых инструкций взрослого, самостоятельный анализ действительности и удержание этого правила являются основой развития регуляции поведения у детей дошкольного возраста.
Существует взаимосвязь между уровнем развития когнитивных навыков детей и уровнем понимания эмоций, так как развивающиеся когнитивные навыки способствуют дифференциации эмоций и приобретению ребенком первых навыков эмоциональной и поведенческой саморегуляции [2].
Всего за время реализации проекта в Республике Саха (Якутия) с применением методик, предназначенных для индивидуальной психологической диагностики когнитивного и эмоционального развития детей дошкольного возраста, было продиагностировано 500 детей в возрасте 5-6 лет, обучающихся в 33 государственных дошкольных образовательных учреждениях городов Якутск и Жатай, а также Усть-Майского, Оймяконского, Нюрбинского, Вилюйского, Горного, Намского, Чурапчинского, Оленекского, Верхневилюйского, Нюрбинского, Сунтарского, Нерюнгринского, Ленского, Таттинского, Томпонского улусов. Было проведено порядка 1500 индивидуальных диагностических встреч, что позволило повысить надежность полученных результатов.
В Якутии большое количество детей воспитывается и растет в двуязычной среде, в условиях которой, они регулярно слышат и говорят на двух или более языках. Билингвальные дети (говорящие на русском и на якутском языках) находятся в особой ситуации освоения двух языков, а также изучения различных культурных контекстов, поэтому особое внимание в рамках проекта было уделено особенностям когнитивного и эмоционального развития детей в билингвальной среде. В 2021-2022 учебном году было продиагностировано 334 ребенка, проходящих обучение на якутском языке и 166 детей, обучающихся преимущественно на русском языке.
Результаты исследования детей билингвов за 2020-2021 уч.г. показывают, что уровень невербального интеллекта по выборке находится на среднем уровне (15,8 баллов из 36), что говорит о достаточно хорошем когнитивном развитии детей, проживающих на территории республики Саха (Якутия). При этом уровень интеллекта оказался значимо выше у детей, проходящих обучение на якутском языке.
Когнитивная гибкость детей (умение переключаться между ситуациями, задачами т.д.) выше среднего, что является хороших результатом для воспитанников старших групп детского сада (18,4 из 24). Зрительная рабочая память детей находится на высоком уровне (99,5 из 120). У детей, обучающихся на якутском языке общий балл зрительной рабочей памяти выше, чем у детей, проходящих обучение на русском языке.
Показатель развития слухоречевой рабочей память находится на среднем уровне (15,1 из 33). Таким образом способность к восприятию и последующей переработке информации, полученной на слух, у детей ниже по сравнению со способностями работать со зрительной информацией. Слухоречевая рабочая память оказалась более развита у детей, обучающихся на русском языке, что может быть связано с тем, что методика предполагает предъявление последовательно усложняющихся предложений на русском языке.
Средний уровень когнитивного сдерживающего контроля (умение сдерживать сиюминутные проявления и реакции) соответствует возрастной норме. Это говорит о том, что в среднем, дети способны сдерживать свои импульсивные реакции в пользу выполнения условий задания. Физический сдерживающий контроль по выборке находится на высоком уровне развития (27,2 из 30), что означает, что дети достаточно хорошо могут контролировать свое поведение, в условиях присутствия отвлекающих факторов.
Дополнительно в ходе диагностики были получены сведения об эмоциональном развитии детей. Общая способность к понимаю эмоций также находится на среднем уровне (4,1 из 8 баллов). При этом, дети, проходящие обучение на русском
языке, получили более высокие баллы. Развитие пассивного словаря русской речи находится на среднем уровне, однако этот показатель вполне соответствует возрасту.
По итогам диагностики разработаны методические рекомендации для родителей, которые включают список активностей для билингвальных детей с целью повышения знания якутского языка. Так, рекомендовано не только смотреть мультфильмы и читать книги на якутском языке, но и задавать детям вопросы по сюжету, играть с детьми в игры на якутском, оставлять записки, стимулируя интерес ребенка к письму и способствовать общению детей со старшими родственниками.
В 2021-2022 учебном году 9 педагогов из 6 детских садов Якутии приняли участие в проведении развивающих игровых программ с детьми старших групп. Все педагоги специально прошли обучение по методике проведения программ. 120 детей прошли одну из 6 программ, основанных на игровой деятельности и состоящих из серии из 12 занятий с применением различных видов игр. Были использованы развивающие программы с применением: цифровых игр, настольных игр, сюжетно-ролевых игр (включая игру типа «ребенок-режиссер»), свободной игры и сюжетных рассказов. Оценка уровня развития регуляторных функций детей до проведения развивающих программ и после позволила сделать выводы об эффективности проведенной работы. Родители детей, проходивших программы, получили персональную обратную связь о динамике показателей регуляторных функций ребенка. Также родителям были выданы адресные рекомендации по развитию тех или иных компонентов саморегуляции с помощью разных видов игр. На сегодняшний день ведется сравнительная оценка эффективности разных типов игр.
Кроме того, в данном учебном году получена информация об актуальном уровне развития интеллекта, навыков когнитивной саморегуляции, социальных навыков и речевых способностей, а также сведения о прогрессе относительно прошлого и позапрошлого учебных лет у 108 первоклассников, проживающих в городе Якутск, Амгинском и Горном улусах. На данный момент ведется работа над лонгитюдными данными с целью отследить прогресс детей, а также их способности к адаптации в первом классе с учетом их способностей в старшей и подготовительной группах детского сада.
Помимо этого, был осуществлен сбор информации от родителей диагностируемых детей, об особенностях и ценностях семейного воспитания, о различных психологических факторах развития детей (таких как время нахождения ребенка с электронным устройством, посещение дополнительных занятий и т.д.). В рамках работы с родителями, было получено более 400 заполненных анкет, согласно которым в большинстве семей в республике Саха (Якутия) два-три ребенка (по 30% заполнивших), реже четыре (19,7% заполнивших). По одному ребенку в 12,7% семей. В будние дни за просмотром мультфильмов дети проводят в среднем 2 часа, в выходные дни - в среднем 3 часа в день. Помимо просмотра мультфильмов во взаимодействии с гаджетами дети проводят около 1 часа по будням и около 2,5 часов по выходным. Чаще всего дети сами решают, что им смотреть или во что играть (60- 80%). Делают они это самостоятельно или совместно с сиблингами. Согласно анализу взаимосвязи количества времени, которое ребенок проводит во взаимодействии с гаджетами и результатов диагностики когнитивного и эмоционального развития детей, был получен вывод о том, что оптимальное время взаимодействия с гаджетами для детей дошкольного возраста, составляет 1 час в день.
Чаще ребенок о^^Лультфильмь'фильм
АЕ
Чаще ребенок
Чаше я Ребенок не играет! игры на электронном 5
АР
Согласно ответам родителей, менее четверти детей посещают дополнительные спортивные занятия, занятия по подготовке к школе или иностранному языку. Около 60% детей дома разговаривают преимущественно на якутском языке. Более 80% продиагностированных детей регулярно слышат речь на якутском языке и/или изучают его дополнительно.
По итогам работы авторским коллективом специалистов из Москвы и Якутии составлены и выпущены в тираж методические рекомендации «Развитие билингвального ребенка» и «Методические рекомендации по развитию эмоциональной компетентности у детей дошкольного возраста» [2]. Разрабатывается и готовится к выпуску методическое пособие «Развитие саморегуляции детей дошкольного возраста с помощью игр: теория и практика».
По итогам диагностики родители получили обратную связь и рекомендации по развитию детей с учетом их индивидуальных образовательных и воспитательных потребностей. Родителями и педагогами-психологами также были получены рекомендации по работе с детьми, чьи показатели познавательного развития требовали дополнительного внимания.
На сегодняшний день продолжается работа над подсчетами норм для выборки, собранной в Республике Саха (Якутия) для апробированного комплекса психологических методик для определения уровня развития невербального интеллекта, саморегуляции, эмоционального, а также речевого развития детей, что позволит максимально точно оценить потенциал каждого ребенка для построения индивидуальных траекторий обучения и развития. Кроме того, анализируются лонгитюдные данные, собранные на выборке первоклассников. Также, ведется работа над переводом методик на якутский язык и их стандартизации для дальнейшего использования психологами для комплексной психологической диагностики детей дошкольного возраста.
Выводы. Значимость результатов проведенной работы заключается в улучшении организации процессов обучения, воспитания и развития детей как в семье, так и в дошкольных образовательных учреждениях с применением стратегий для максимального раскрытия потенциала каждого ребенка. В связи с этим, требуется продолжение начатой работы, а также расширение выборки по возрасту, более активное задействование учащихся младшего школьного возраста для продолжения лонгитюдного исследования.
В этом учебном году проводится диагностика по определению уровня воображения детей старшего дошкольного возраста, запланирована повторная диагностика детей на период их обучения в подготовительной группе детского сада в рамках лонгитюдного эксперимента. Будет проведена диагностика когнитивных способностей (включая оценку способностей к зрительно-пространственной ориентации, с применением методики «Схематизация» Л.А. Венгера - Р.И. Бардиной в оцифрованном виде и оценку развития диалектического мышления с применением цифровой версии методики «Циклы» авторства Н.Е. Вераксы), а также эмоциональной компетентности учащихся. Работа также включает опрос родителей и воспитателей об особенностях развития ребенка и других аспектах его формирования с целью выявления значимых связей и последующей разработки рекомендаций по развитию. По итогам диагностики все родители, как и в этом году, получат персонализированную обратную связь, что особенно важно в период перехода детей к обучению в первом классе.
Литература:
1. Иванова, М.К. Развитие когнитивных способностей и регуляции поведения детей старшего дошкольного возраста: монография / М.К. Иванова, М.И. Дедюкина. - Киров: Изд-во МЦИТО, 2021. - 1 CD-ROM.
2. Дедюкина, М.И. Особенности развития когнитивных навыков и регуляции поведения детей старшего дошкольного возраста / М.И. Дедюкина, М.К. Иванова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 72-3. -С. 370-373
3. Методические рекомендации по развитию эмоциональной компетентности у детей дошкольного возраста / [А.Н. Веракса и др.]; под ред. М.С. Аслановой, А.В. Пермяковой. - Якутск: Смик-Мастер. Полиграфия, 2022. - 15 с.
Педагогика
УДК 373.24
кандидат педагогических наук, доцент Иванова Мария Кимовна
Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)
ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И
БИБЛИОТЕКИ
Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования читательского интереса у детей дошкольного возраста. Цель статьи - раскрытие основных условий взаимодействия детского сада и библиотеки. Детская литература авторами рассматривается как важное средство формирования у дошкольников представления о мире. Большое значение в развитии личности детей придается книге и раннему чтению детям. Раскрыты роль и возможности библиотеки в формировании интереса к чтению у детей с младшего возраста. Определены основные принципы совместной работы ДОО и библиотеки. Дается описание педагогических условий взаимодействия ДОУ, библиотеки и семьи. Проведенная работа показала положительную динамику развития уровней сформированности интереса к художественной литературе у детей. В результате определены наиболее эффективные формы и методы взаимодействия ДОО и библиотеки. Особая роль отводится семье и родителям детей.
Ключевые слова: чтение, дошкольники, взаимодействие, библиотека, интерес, чтение, родители.
Annotation. The article deals with the problem of the formation of reader's interest in preschool children. The purpose of the article is to reveal the main conditions for the interaction between the kindergarten and the library. Children's literature is considered by the authors as an important means of forming preschoolers' ideas about the world. Great importance in the development of the personality of children is given to the book and early reading to children. The role and possibilities of the library in the formation of interest in reading in children from an early age are revealed. The basic principles of joint work of the preschool educational institution and the library are determined. A description of the pedagogical conditions for the interaction of the preschool educational institution, the library and the family is given. The work carried out showed a positive dynamics in the development of the levels of formation of interest in fiction in children. As a result, the most effective forms and methods of interaction between ECE and the library were determined. A special role is assigned to the family and parents of children.
Key words: reading, preschoolers, interaction, library, interest, reading, parents.
Введение. Чтение и его непосредственное воздействие на процесс развития дошкольников в наше время привлекает внимание педагогов и психологов во всем мире. Однако интерес к прочтению книг в нынешнем социуме в последние время существенно уменьшился. Исследователи указывают на самые различные причины возникновения данного феномена. По мнению одних ученых с каждым годом возрастает воздействие аудиовизуальных СМИ и компьютера на человека. Другие исследователи придерживаются мнения, что с течением времени происходит изменение позиции, взрослый индивид утрачивает традицию семейного прочтения книг. Это в свою очередь приводит к тому, что вместе совместного прочтения книг с детьми их родители отдают предпочтение просмотру мультфильмов, провождению времени за компьютером и т.д.
Изложение основного материала статьи. Наиболее приоритетной задачей для современного общества по-прежнему остается создание у подрастающего поколения интереса к прочтению литературы. По мнению Н.С. Карпинской, современная литература представляет особую значимость в развитии индивида и носит особую важность в период его взросления [4].
Также стоит отметить, что детская литература рассматривается многими отечественными учеными в качестве одного из ключевых средств формирования у дошкольников общей картины мира, литературной речи.
З.А. Гриценко придерживается мнения, что литература оказывает существенное влияние на формирование способности и ключевые особенности характера дошкольника. Формирование навыка чтения представляется собой процесс первичного приобщения обучающихся ДОУ к детской литературе, с её неограниченным потенциалом для формирования личности, простейших навыков культуры чтения, коллективного взаимодействия [3].
Сегодня изучением процесса формирования интереса у воспитанников ДОУ к литературе активно занимаются такие исследователи как Л.М. Гурович, Н.С. Карпинская, Е.И. Тихеева, Е.А. Флёрина и т.д. Однако проблемы зарождения интереса у индивида к книге в период цифровизации, по-прежнему остаются слабо изучены.