Научная статья на тему 'ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ИЗУЧЕНИЯ КОГНИТИВНОЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕР РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ'

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ИЗУЧЕНИЯ КОГНИТИВНОЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕР РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
773
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОГНИТИВНАЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА / ДЕТИ 5-6 ЛЕТ / ПРОЕКТ «РАСТЕМ В РОССИИ» / ЛОНГИТЮДНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / COGNITIVE AND EMOTIONAL SPHERE / CHILDREN 5-6 YEARS OLD / THE PROJECT “GROWING IN RUSSIA” / LONGITUDINAL RESEARCH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дедюкина Марфа Ивановна, Иванова Мария Кимовна

Большинство современных психологов, в сферу интересов которых попадает дошкольный возраст, указывают развитие когнитивной и эмоциональной сферы развития детей как одно из важнейших новообразований этого периода. В данной статье мы рассматривали методы диагностики детей дошкольного возраста, адаптированных А.Н. Веракса, Д.А. Бухаленковой, О.В. Алмазовой. Большую часть использованных в исследовании методов составляют субтесты нейропсихологического диагностического комплекса NEPSY-II (Korkman, 1999; Korkmanetal., 2007). Данные методики будут использованы в лонгитюдном исследовании в системе дошкольного образования Республики Саха (Якутия) - проект «Растем в Якутии».Most modern psychologists whose interests fall in the preschool age indicate the development of the cognitive and emotional sphere of development of children as one of the most important neoplasms of this period. In this article, we examined diagnostic methods for preschool children adapted by A.N. Veraksa, D.A. Bukhalenkova, O.V. Almasova. Most of the methods used in the study are subtests of the neuropsychological diagnostic complex NEPSY-II (Korkman, 1999; Korkmanetal., 2007). These methods will be used in a longitudinal study in the system of preschool education in the Republic of Sakha (Yakutia) - the project “Growing in Yakutia”.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дедюкина Марфа Ивановна, Иванова Мария Кимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ИЗУЧЕНИЯ КОГНИТИВНОЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕР РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ»

основой успешного развития ребенка, в особенности его коммуникативных умений. Очень важно заложить основы эмпатийных умений в дошкольном возрасте (от 3 до 6-7 лет) так как именно этот этап выступает первым сензитивным периодом в процессе формирования эмпатии у ребенка. Для развития эмпатийности у дошкольника особенно важна способность родителей, воспитателей и других окружающих его людей к проявлению этого чувства. Одним из способов увеличения уровня показателя эмпатийности ребенка выступает сказка. Правильное прочтение литературного произведения: объяснение, иллюстрация, обсуждение - способствует более эффективным изменениям эмпатийных умений дошкольника.

Литература:

1. Васютина Е.В., Гончарова З.С., Черемисинова А.В. Развитие эмпатии у детей дошкольного возраста посредством сказки. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://mirdoshkolyat.ru/mir_doshkolyat/razvitie-jempatii-u-detej-doshkolnogo-vozrasta-posredstvom-skazki

2. Долгова В.И., Мельник Е.В. Эмпатия. Монография / В.И. Долгова, Е.В. Мельник. - Москва: Издательство «Перо», 2014. - 185 с.

3. Кондрашова Н.В., Турбаева А.А. Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок / Концепт. - 2014. - No03 (март).-ARTl4057. - 0,3п.л. - URL: http://koncept.ru/2014/14057.htm. - Гос. рег. Эл. № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

4. Психологический анализ сказок. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://spravochnick.ru/psihologiya/psihologicheskiy_analiz/psihologicheskiy_analiz_skazok/

5. Хилько, М.Е. Возрастная психология. Конспект лекций / М.Е. Хилько, М.С. Ткачева. - Москва: Юрайт, 2010. - 145 с.

6. Юсупов, И.М. Психология эмпатии (Теоретические и прикладные аспекты). Автореф. дисс. д-ра психол. наук. / И.М. Юсупов. - Санкт-Петербург, 1995. - 30 с.

Психология

УДК 159.9.072

кандидат педагогических наук, доцент Дедюкина Марфа Ивановна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); кандидат педагогических наук, доцент Иванова Мария Кимовна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ИЗУЧЕНИЯ КОГНИТИВНОЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ

СФЕР РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

Аннотация. Большинство современных психологов, в сферу интересов которых попадает дошкольный возраст, указывают развитие когнитивной и эмоциональной сферы развития детей как одно из важнейших новообразований этого периода. В данной статье мы рассматривали методы диагностики детей дошкольного возраста, адаптированных А.Н. Веракса, Д.А. Бухаленковой, О.В. Алмазовой. Большую часть использованных в исследовании методов составляют субтесты нейропсихологического диагностического комплекса NEPSY-II (Korkman, 1999; Korkmanetal., 2007). Данные методики будут использованы в лонгитюдном исследовании в системе дошкольного образования Республики Саха (Якутия) - проект «Растем в Якутии».

Ключевые слова: когнитивная и эмоциональная сфера, дети 5-6 лет, проект «Растем в России», лонгитюдное исследование.

Annotation. Most modern psychologists whose interests fall in the preschool age indicate the development of the cognitive and emotional sphere of development of children as one of the most important neoplasms of this period. In this article, we examined diagnostic methods for preschool children adapted by A.N. Veraksa, D.A. Bukhalenkova, O.V. Almasova. Most of the methods used in the study are subtests of the neuropsychological diagnostic complex NEPSY-II (Korkman, 1999; Korkmanetal., 2007). These methods will be used in a longitudinal study in the system of preschool education in the Republic of Sakha (Yakutia) - the project "Growing in Yakutia".

Keywords: cognitive and emotional sphere, children 5-6 years old, the project "Growing in Russia", longitudinal research.

Введение. В целях реализации Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 22 ноября 2018 г. № 190 «О стратегических направлениях развития образования в Республике Саха (Якутия)»[2], научно-методического сопровождения, оценки эффективности реализации проектов в области дошкольного образования, а также в рамках Федерального проекта «Растем в России» кафедра дошкольного образования педагогического института СВФУ совместно с Министерством образования РС(Я) и Академией наук РС(Я) начали лонгитюдное исследование в системе дошкольного образования Республики Саха (Якутия) - проект «Растем в Якутии».

На встрече в Омском государственном педагогическом университете с председателями комитетов образования муниципальных районов Омской области Юрий Петрович Зинченко, президент Российской академии образования, рассказал о проекте «Растем с Россией» «Проект направлен на изучение уровня развития детей дошкольного возраста и призван найти ответ на актуальный вопрос «Кто такой современный российский ребенок?»: «Основной задачей проекта «Растем с Россией» является развитие психологической службы в системе общего и профессионального образования. Данная служба предусматривает профессиональную переподготовку и повышение квалификации педагогических работников в целях получения ими компетенций, необходимых для сохранения и укрепления психологического и психического здоровья и развития обучающихся. Служба предназначена для содействия в трудной жизненной ситуации, позитивной социализации, а также для организации психологического консультирования родителей. Результаты научной и практической деятельности учителей, оказывающих психологическую помощь детям, будут объединены в общую базу и систематизированы. Анализ результатов позволит выявить направления, которые заслуживают дальнейшего, более глубокого изучения учеными. На основе этих исследований будут

разработаны новые эффективные методы обучения, инновационные программы, ориентированные на особенности современных детей. С другой стороны, обеспечив педагогам доступ к этой информации, мы создадим среду, в которой будут рождаться не только кандидатские и докторские диссертации, но и полезные данные для учителей и воспитателей».

Данный проект, в который вступила наша республика, предусматривает проведение исследований в пилотных детских садах, направленных на изучение когнитивной и эмоциональной сфер развития (интеллект, память, саморегуляция, эмоциональная компетентность и т.д.) у детей 5-6 лет. Действительно, уровень психического и общего развития современных дошкольников значительно отличается от уровня развития их сверстников XX века - век высоких технологий неизбежно повлиял на психику подрастающего поколения. Вот почему так необходимо проведение фундаментальных исследований современного ребенка. Мы считаем, что результаты исследований внесут важный вклад в улучшение качества дошкольного образования, так как позволят учитывать индивидуально-психологические особенности ребенка в процессе воспитания и обучения.

Кроме того, будут разработаны надежные современные методы диагностики, необходимые для создания индивидуальных траекторий развития и обучения современного ребенка и поддержки психологического благополучия воспитателя. Благодаря этому у каждого ребенка и педагога появляется возможность реализовать свой потенциал, а значит, расти и развиваться вместе с Россией.

Изложение основного материала статьи. В настоящее время Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия) разработало Дорожную карту по реализации лонгитюдного исследования в системе дошкольного образования республики на 2019/2020 учебный год, также утвержден список и присвоен статус инновационных дошкольных образовательных организаций дошкольным организациям, принимающим участие в исследовании.

Согласно Дорожной карте, нами сделана выборка дошкольных образовательных учреждений -участников проекта «Растем в России» из расчета 450-500 детей в возрасте 5-6 лет. В феврале 2020 года в г. Якутске под руководством А.Н. Веракса, доктора психологических наук, доцента, член-корреспондента Российской академии образования были организованы и проведены специалистами МГУ имени М.В. Ломоносова и преподавателями кафедры дошкольного образования педагогического института СВФУ очные курсы повышения квалификации для педагогов-психологов «Актуальные вопросы психологической диагностики, методика проведения исследований, алгоритм обратной связи на уровне родителей, группы и учреждений». Также провели очную супервизию проведения исследований на базе Республики Саха (Якутия).

Психологами и педагогами дошкольных образовательных организаций для выявления когнитивной и эмоциональной сфер развития (интеллект, память, саморегуляция, эмоциональная компетентность и т.д.) у детей 5-6 лет с марта 2020 года начата диагностическая работа на основе методов диагностики детей дошкольного возраста, адаптированных А.Н. Веракса, Д.А. Бухаленковой, О.В. Алмазовой [11. Большую часть использованных в исследовании методов составляют субтесты нейропсихологического диагностического комплекса NEPSY-II (Korkman, 1999; Korkmanetal., 2007), направленного на оценку психического развития детей в возрасте 3-16 лет [3]. Рассмотрим подробнее данные методы.

1. Методика «Торможение» / «Inhibition» (NEPSY-II, Korkmanetal., 2007). Материалы: секундомер, 4 стимульных листа (2 с фигурами и 2 со стрелками) протокол, ручка.

Описание. Тест направлен на оценку способности ребенка сдерживать автоматические реакции взамен произвольным (сдерживающий контроль). Тест ограничен по времени выполнения. Ребенку в нем предлагается посмотреть на серии фигур и стрелок и назвать их формы (круг, квадрат) или направления (вверх, вниз). Время выполнения теста: 6-10 минут. Тест содержит две серии (геометрические фигуры, стрелки) и по два задания в серии:

1) Называние (круг = круг, вверх = вверх). Время выполнения до 180 сек.

2) Торможение (круг = квадрат, вверх = вниз) Время выполнения до 240 сек. Сначала выполняются оба задания с серией из геометрических фигур, затем оба задания со стрелками. Все задания включают ознакомительную и тестовую часть.

2. Методика «Повторение предложений»/ «SentenceRepetition» (NEPSY-II, Korkmanetal., 2007).

Материалы: протокол, ручка.

Описание. Тест оценивает слуховую рабочую память. Тестер читает ребенку предложения по одному, а затем просит повторить их. Предложение произносится в спокойном темпе без эмоциональной окраски.

3. Методика «Статуя»/ «Statue» (NEPSY-II, Korkmanetal., 2007).

Материалы: телефон с видеокамерой, протокол, 2 ручки, носовые платочки.

Описание. Тест оценивает «горячую» саморегуляцию и физический сдерживающий контроль. Ребенку нужно сохранять неподвижное положение тела с закрытыми глазами 75 секунд, сдерживая импульсивные реакции в ответ на отвлекающие звуки. Время выполнения теста: 3-4 минуты.

4. Методика «Память на конструирование»/ «MemoryforDesigns» (NEPSY-II, Korkmanetal., 2007).

Материалы: Стимульная книга, набор карточек, пустая рамка, протокол, ручка, секундомер, подставка

для книг.

Описание. Тест направлен на оценку зрительно-пространственной памяти и способности запоминать незнакомый визуальный материал. Ребенку показывают для запоминания 4 изображения, которые потом убираются из поля зрения. После каждого предъявления ребенок должен выбрать нужное количество карточек и расположить их на решетке, воспроизводя показанное раннее изображение. Время выполнения теста: 15 - 20 минут.

5. Методика «Сортировка карт по изменяемому признаку» / «DimensionalChangeCardSorting» (Zelazo, 2004).

Материалы: набор карт (23 шт: 1 с синим зайцем, 1 с красной лодкой, 7 с красным зайцем, 7 с синей лодкой, 4 с красным зайцем в рамке, 3 с синей лодкой в рамке), протокол, ручка.

Описание. Тест оценивает когнитивную гибкость. Ребенку предлагается рассортировать карточки трижды по разным правилам (по цвету, по форме, а затем с переключением этих правил). Время выполнения теста: 5-6 минут.

6. Цветные прогрессивные матрицы Равена (Raven&Raven, 2004). Материалы: Протокол, стимульный буклет, ручка.

Описание. Тест направлен на оценку невербального интеллекта. Ребенку демонстрируются задания, в которых ему нужно выбирать недостающие элементы. Тест содержит 3 пробы (А, АВ, В), в каждой из которых по 12 заданий. Время выполнения теста: 5-10 минут.

7. Методика «Понимание эмоций» / «Test of Emotional Comprehension» (Pons & Harris, 2000).

Материалы: протокол, ручка и стимульный материал.

Описание. Тест оценивает понимание эмоций. Стимульный материал методики представляет собой иллюстрированную книгу с историями про эмоциональный опыт детей (2 отдельные книги: для девочек и для мальчиков). Под каждой иллюстрацией о каждой истории находится изображение четырех возможных эмоциональных реакций. Ребенку рассказывают историю, а затем просят выбрать чувство, которое испытывает герой каждой истории. Время выполнения теста: 15-20 минут.

Тест содержит задания, оценивающие девять компонентов понимания эмоций:

1) распознавание эмоций (страницы 1-5);

2) понимание внешних причин эмоций (страницы 6-10);

3) понимание желаний (страницы 11-12);

4) понимание убеждений (страница 13);

5) понимание влияния воспоминаний на эмоции (страницы 14-17);

6) стратегии регуляции эмоций (страница 18);

7) понимание притворных и истинных эмоций (страница 19);

8) понимание смешанных эмоций (страница 20);

9) понимание моральных эмоций (страницы 21-23).

Важные процедурные моменты:

- на протяжении тестирования тон речи эмоционально нейтрален;

- рассказываемые истории всегда должны быть с именами героев;

- при перечислении вариантов ответа нужно указывать пальцем на каждый ответ по очереди и называть эмоцию;

- если ребенок дает несколько ответов, просим его указать один - самый подходящий;

- не нужно просить ребенка обосновывать свои ответы.

Общие принципы проведения исследовательской диагностики. Требования к подготовке тестера: к началу диагностики тестер должен знать все инструкции и владеть процедурными навыками проведения методик. Обязательным требованием до начала диагностики детей, входящих в выборку исследования, является тренировка проведения всех методик на детях дошкольного возраста.

Выводы. Требования к помещению: диагностика ребенка проводится в тихом месте с хорошим освещением. Таким местом может быть кабинет психолога или логопеда в детском саду. Приемлемым считается проведение диагностики в спальне группы при наличии там стола, за которым удобно сидеть ребенку. Также, если в спальне хватает места, то можно принести маленький столик из основного помещения группы по разрешению воспитателя. Важно заранее договориться с воспитателем и помощником воспитателя о том, чтобы никто не заходил в спальню во время диагностики без крайней надобности. Требования к процедуре Диагностика проводится в утренние часы в одинаковой последовательности заданий для всех детей. Все инструкции проговариваются детям в точном соответствии формулировкам, данным в рабочей тетради. Ключевым процедурным условием является безоценочность: нельзя давать содержательную обратную связь и оценивать правильность ответов ребенка, важно не выражать эмоции на ответы ребенка, нельзя давать подсказки и каким-либо образом отступать от прописанных инструкций (например, просить ребенка «подумай еще», если он дал неправильный ответ. Однако тестер может поддерживать ребенка в процессе выполнения заданий. Допускаются такие выражения, как «Ты хорошо работаешь», «Я вижу, как здорово ты стараешься». Слова «Молодец/Умница» допускаются, но не должны находиться в связке только с правильными ответами ребенка (если эти слова используются тестером в качестве поощрения, то должны относиться и к неправильным ответам тоже). Универсальной фразой, сопровождающей переход от одной методики к другой, является «Спасибо. Ты здорово справился. Давай поиграем еще в одну игру (или сделаем еще одно задание)». После завершения диагностики нужно благодарить ребенка «Спасибо. Ты здорово справился и сделал все задания».

Как показывает практика, данные методики позволяют глубоко и объективно изучить когнитивную и эмоциональную сферы детей, раскрывают и доказывают их взаимосвязь между собой. Тесты также валидны и надежны.

В дальнейшем мы планируем продолжить диагностику когнитивной и эмоциональной сфер развития (интеллект, память, саморегуляция, эмоциональная компетентность и т.д.) у детей 6-7 лет и выделить возрастные нормы для наиболее эффективного использования данных методов.

Литература:

1. Алмазова О.В., Бухаленкова Д.А., Веракса А.Н. Произвольность в дошкольном возрасте: сравнительный анализ различных подходов и диагностического инструментария // Национальный психологический журнал. - 2016. - № 4(24). - С. 14-22.

2. Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 22.11.2018 № 190 "О стратегических направлениях развития образования в Республике Саха (Якутия)" / [Текст] https://glava.sakha.gov.ru/ot-22-noyabrya-2018-g 190

3. Мияке, А. Единство и многообразие исполнительных функций и их вклад в решение сложных задач «лобной доли»: латентный вариативный анализ / А. Мияке, Н.П. Фридман, М.ДЖ. Эмерсон, М.Дж. и др. // Когнитивная психология. - 2000. - Т. 41. - С. 49-100.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.