Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

230
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
развитие устной речи / коррекция / логопедическое вмешательство. / development of oral speech / correction / speech therapy intervention

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Назира Низомиддиновна Курбанова

В статье рассматриваются задачи раннего выявления и преодоления нарушений речи детей дошкольного возраста. Предлагается провести исследования развития всех компонентов устной речи путем применения балльной системы оценки результатов, которая поможет определить уровень общего развития речи дошкольников. Выявив и дав безошибочную оценку недоразвитию или задержке речевого развития, можно провести организованную коррекционную логопедическую работу. В дошкольных учреждениях воспитатели проводят специальные занятия, во время которых выполняется комплекс упражнений на развитие устной речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Назира Низомиддиновна Курбанова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF SPEECH THERAPY WORK IN PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The article considers the tasks of early detection and overcoming of speech disorders in preschool children. It is proposed to conduct research on the development of all components of oral speech by applying a point system for evaluating the results, which will help determine the level of general development of speech of preschool children. Having identified and given an unmistakable assessment of underdevelopment or delayed speech development, it is possible to carry out organized corrective speech therapy work. In preschool institutions, educators conduct special classes, during which a set of exercises for the development of oral speech is performed.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ»

ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Назира Низомиддиновна Курбанова

Преподаватель Термезскиого государственного университета nazira. kurbanova@y andex. ru

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются задачи раннего выявления и преодоления нарушений речи детей дошкольного возраста. Предлагается провести исследования развития всех компонентов устной речи путем применения балльной системы оценки результатов, которая поможет определить уровень общего развития речи дошкольников. Выявив и дав безошибочную оценку недоразвитию или задержке речевого развития, можно провести организованную коррекционную логопедическую работу. В дошкольных учреждениях воспитатели проводят специальные занятия, во время которых выполняется комплекс упражнений на развитие устной речи.

Ключевые слова: развитие устной речи, коррекция, логопедическое вмешательство.

ORGANIZATION OF SPEECH THERAPY WORK IN PRESCHOOL

EDUCATIONAL INSTITUTIONS

ABSTRACT

The article considers the tasks of early detection and overcoming of speech disorders in preschool children. It is proposed to conduct research on the development of all components of oral speech by applying a point system for evaluating the results, which will help determine the level of general development of speech of preschool children. Having identified and given an unmistakable assessment of underdevelopment or delayed speech development, it is possible to carry out organized corrective speech therapy work. In preschool institutions, educators conduct special classes, during which a set of exercises for the development of oral speech is performed.

Keywords: development of oral speech, correction, speech therapy intervention.

ВВЕДЕНИЕ

Современная логопедия четко руководствуется принципом ранней диагностики, предупреждения и коррекции нарушений речи у детей дошкольного возраста. Доказано, что различные речевые расстройства могут отрицательно сказаться на поведении и общении ребенка, его коммуникативных возможностях, на освоении школьных программ, а также на обучении и успеваемости. Доказано на практике, что проблемы речи, выявленные в дошкольном возрасте, быстрее и эффективнее преодолеваются именно на данном этапе, способствуя успешному развитию речевых и психических процессов [1, с. 34-41].

ЛИТЕРАТУРНЫЙ АНАЛИЗ И МЕТОДОЛОГИЯ

Полноценное речевое развитие ребенка дошкольного возраста является необходимым условием для овладения родным языком, усвоения школьных программ, а также для общей успеваемости и прогресса в учебе. В этом возрасте ребенок очень нуждается в получении информации в большом объеме, и для этой цели очень важна роль постоянного общения со взрослыми. Речь не только способствует усовершенствованию поведения человека, но является еще и высшей формой мышления. Однако следует отметить, что не у всех детей дошкольного возраста речь достигает высшего уровня развития. У большинства детей зачастую отмечается неправильное звукопроизношение либо полное отсутствие того или иного звука, а также скудный словарный запас и неверное понимание и использование слов [2, с. 7-11, с. 3, 5-20].

Согласно статистическим данным, родители детей с различными видами нарушений речи в основном начинают проявлять обеспокоенность, когда ребенок уже учится в школе и речевые дефекты уже негативно сказались на успеваемости и поведении ребенка [2, с. 8].

В этом возрасте речь ребенка реализуется в результате деятельности, движущей силой которой является необходимость общения и социальные взаимоотношения.

Описывая речь ребенка дошкольного возраста, специалисты, работающие в области коррекции речевых нарушений, отмечают, что это самый бурный период развития связной речи у ребенка. Целью развития речи дошкольника является не просто грамотная речь, а тотальное формирование устной речи с учетом возрастных особенностей и возможностей.

В дошкольном возрасте правильная и полноценная речь характеризуется:

S правильным произношением звуков и слов родного языка;

S развитием словарного запаса; S

правильным использованием слов;

S словоизменением и словообразованием в соответствии с грамматическими правилами данного языка;

S развитием связной речи [4, с. 12-30; 5, с. 27-51].

Устная речь у детей старшего дошкольного возраста может рассматриваться как национальная языковая модель, поскольку в этом возрасте ребенок уже владеет всеми основными компонентами родного языка [4, с. 25].

К сожалению, логопеды есть не во всех дошкольных образовательных учреждениях, а в большинстве из них даже если и есть логопед, работа не выполняется должным образом. На то имеется множество причин. Это, с одной стороны, связано с недостаточной осведомленностью и профессионализмом специалистов, а, с другой стороны, как отмечают логопеды, работающие в этих учреждениях, с отсутствием единых, системных программ и методических приемов.

Как известно, в дошкольных учреждениях воспитатели проводят специальные занятия, во время которых выполняется комплекс упражнений на развитие устной речи. Эти упражнения включают в себя формирование и развитие всех компонентов речевой системы в соответствии с возрастными группами.

Однако следует заметить, что подобные занятия по разным причинам не всегда приносят желаемые результаты. Следовательно, из-за отсутствия специалистов в дошкольных образовательных учреждениях проблемы дошкольников с различными видами нарушений речи не решаются, а наоборот, оказывают далеко не благотворное влияние на будущее детей [2, с. 18-32].

По этой самой причине крайне важно время от времени проводить профессиональную переподготовку и тренинговые занятия для специалистов, работающих в дошкольных учреждениях, в результате которых будет выработан общий подход в логопедической работе, будут выявлены существующие проблемы и найдены необходимые решения.

Организованная с этой целью работа должна будет направлена специалистами на исследование и оценку всех компонентов речевой системы дошкольника. Исследования развития устной речи могут быть проведены путем применения балльной системы оценки результатов, которая поможет определить уровень общего развития речи ребенка на данном этапе.

В результате дети, у которых будет наблюдаться высокий уровень развития устной речи, могут ограничиться работой по развитию речи, предусмотренной дошкольным учреждением, а значит смогут без труда справиться с усвоением школьной программы.

Детям со средним или умеренным уровнем развития устной речи будет рекомендовано обязательное логопедическое вмешательство для преодоления существующих проблем.

И, конечно же, в случае с детьми с низким или недостаточным уровнем развития устной речи специально организованная коррекционная работа в дошкольных образовательных учреждениях должна проводиться в наиболее интенсивном режиме. Из-за низкого уровня устной речи у этих детей, в отличие от их сверстников, не имеющих речевых расстройств, чрезвычайно велика вероятность возникновения проблем в общении и обучении в школе, помех во всестороннем развитии и проявлении личности, а также трудностей, связанных с нарушением письма. Таким образом, нарушения речи у дошкольников должны быть выявлены и устранены как можно раньше, чтобы предотвратить нежелательные второстепенные осложнения [3, с. 35-41].

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Логопедическое обследование позволит выявить у ребенка дошкольного возраста и те дефекты речи, которые обычно возникают и становятся более выраженными позднее, когда ребенок учится читать и писать в школе.

Полученные данные по окончании обследования позволят логопедам, воспитателям и педагогам составить общее представление о состоянии развития речи у ребенка. Выявив и дав безошибочную оценку недоразвитию или задержке речевого развития у ребенка, можно начать своевременную организованную коррекционную работу - как индивидуально, так и погруппно. В дошкольных образовательных учреждениях не исключается, а, напротив, рекомендуется работа по развитию речи не только во время логопедических занятий, но и в течение других часов, таких, как родной язык, изобразительное искусство, музыка и логоритмика, во время которых используются материалы, специально отобранные для дошкольников с речевыми дефектами. Это способствует совместной работе логопедов и других специалистов дошкольных учреждений. В процессе развития речи дошкольника крайне важна роль родителя, так как ребенок проводит большую часть дня в кругу семьи. Родитель

должен быть проинформирован специалистом, работающим в области коррекции патологии речи, о той или иной проблеме ребенка, должен сотрудничать с логопедом и быть терпеливым и последовательным [3, с. 17-22, 3, с.11].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Именно этим подчеркивается важность и значимость педагогической деятельности дошкольных образовательных учреждений, различных центров и организаций развития ребенка.

Своевременно начатая и скоординированная педагогическая и логопедическая работы дают возможность преодолеть существующие проблемы речевых расстройств у дошкольника и избежать второстепенных осложнений, способствуя в дальнейшем успешному усвоению учебных программ и формированию образа примерного школьника.

REFERENCES

1. Выготский Л. С. Мышление и речь. - М.: Педагогика, 1982. 504 с.

2. Григорян А. Г. Методика обучения и оценки уровня речевого развития детей дошкольного возраста, методическое пособие. - Ереван: Эдит Принт, 2017. 80 с.

3. Карапетян С. Г. Логопедические игры, направленные на коррекцию нарушений речи и развития речи, 5-7 лет. Учебно-методическое пособие для детей. - Ереван: Зангак, 2008. 162 с.

4. Сохин Ф. А. Занятия по развитию речи в детском саду. Книга для воспитателя дет. сада, под ред. О. С. Ушаковой. - Москва: Просвещение, 1993. 271 с.

5. Ушакова О. С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: пособ. для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Владос, 2004. 288 с.

6.Ханина, О.Г. Развитие речи. Чтение: Для дошкольников / О.Г. Ханина. - Рн/Д: Феникс, 2012. - 48 с.

7. Шадрина, Л.Г. Развитие речи-рассуждения детей 5-7 лет / Л.Г. Шадрина, Л.В. Семенова. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 128 с.

8. Шишкова, С.Ю. Буквограмма. В школу с радостью: коррекция и развитие письменной и устной речи. От 5 до 14 лет / С.Ю. Шишкова. - М.: АСТ, 2016. -320 с.

9. Янушко, Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия / Е.А. Янушко. - М.: Теревинф, 2016. - 128 c.

10. Янушко, Е.А. Помогите малышу заговорить: Развитие речи детей 1-3 лет / Е.А. Янушко. - М.: Эксмо, 2015. - 192 c.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.