Научная статья на тему 'Организация лингвопрофессиональной подготовки студентов с применением современных средств информатизации'

Организация лингвопрофессиональной подготовки студентов с применением современных средств информатизации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОДУКТЫ / КОМПЬЮТЕРНАЯ ПОДДЕРЖКА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЦЕНАРИЙ / АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ / EDUCATIONAL PRODUCTS / COMPUTER SUPPORT / PEDAGOGICAL SCRIPT / AUDIOVISUAL AIDS / PEDAGOGICAL UTILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скибицкая И. Ю.

В работе приведено определение «компьютерная поддержка». Описаны методические требования, которым должна отвечать компьютерная поддержка по учебной дисциплине. Предложено применение компьютерной поддержки в реальном педагогическом процессе, влияющее на успешность усвоения содержательной учебной информации, гибкость оперативной связи; концентрация внимания; усиление мотивационного аспекта обучения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANISATION OF LINGUOPROFESSIONAL STUDENTS TRAINING WITH THE APPLIANCE OF INFORMATIZATION MEANS

A definition of "computer support" is given. Methodological demands for computer support within any academic subject are described. Application of computer support in real pedagogical process is offered. The application influences the success of mastering the educational information, flexibility of hot link, concentration of attention, intensification of motivational aspect of education etc.

Текст научной работы на тему «Организация лингвопрофессиональной подготовки студентов с применением современных средств информатизации»

гие карельские писатели создавали свои произведения на в ее сущностные характеристики, в менталитет народа и об-

финском или русском языках; в них обычно присутствовала ретает чувство национального достоинства и уважения к куль-

тема родного края, в значительной мере использовались ху- турным ценностям иных народов.

дожественные приемы и мелодика карельского фольклора. Научно-педагогическую основу поликультурного развития

В настоящее время число писателей, пишущих на карельс- личности составляет культурологический подход к воспитанию.

ком языке, растет. Формируется литература и на вепсском В соответствии с культурологическим подходом каждый учас-

языке. Невелика, но очень красива литература на саамском тник межкультурных коммуникационных процессов выступа-

языке, ее первые публикации относятся к 1950-м годам. В ней ет как носитель и трансформатор определенной этнокульту-также ощутимы традиции саамского фольклора. ры, которые сформировались под воздействием традицион-

Все прибалтийско-финские народы России в настоящее ной системы воспитания, характерной для конкретного этно-

время невелики по численности. В России в настоящее вре- са. Если студент, осваивая культуру, делает открытия в са-

мя прилагаются немалые, хотя, вероятно, запоздавшие уси- мом себе, переживая при этом пробуждение новых умствен-

лия для улучшения жизненных условий этих народов и разви- ных и душевных сил, то соответствующая область культуры

тия их этнической культуры. Ряду из них - ижорцам, вепсам, становится «его миром», пространством возможной саморе-

саамам - предоставлены различные льготы как малочислен- ализации, а овладение ею получает такую мотивацию, кото-

ным народам Российской Федерации. Особое внимание уде- рую традиционное, классическое содержание образования

ляется сохранению их традиционной культуры, начиная с род- обеспечить не может.

ного языка. Исходя из этого, содержание поликультурного образова-

Моделируя в учебных целях диалог культур, надо иметь ния предполагает приобщение к традициям этнокультур, транс-

в виду, что у каждого народа своя картина мира, что нацио- формацию доминирующей культуры как базы образования за

нально специфика проявляется в наименовании реалий ок- счет интеграции с иными культурными ценностями и предус-

ружающей действительности, в способах их предикации, матривает диалог, который в состоянии организовать лишь

в речевом этикете. Благодаря диалогу культур студент лучше педагог, открытый культурному многообразию собственной

осознает родную языковую культуру мира, глубже проникает страны.

Библиографический список

1. Костомаров, Н.И. Собрание сочинений: исторические монографии и исследования. - СПб., 1904. - Кн. 2-4.

2. Балашов, Е.А. Карельский перешеек Земля неизведанная. - СПб., 1996. - Ч. 1.

3. Бубрих, Д.В. Русское государство и формирование карельского народа // Прибалтийско-финское языкознание. - Л., 1971. - Вып. 5.

4. Вепсы: история, культура и межэтнические контакты: сб. научных трудов / под ред. И.Ю. Винокуровой. - Петрозаводск, 1999.

5. Герд, А.С. К проблеме этнической истории прибалтийско-финских народов / А.С. Герд, И.И. Муллоннен, Н.Н. Мамонтова // Среднерусские говоры. - СПб., 1995. - Вып. 6.

6. Назаренко, В.А. Об этнической принадлежности приладожских курганов // Финно-угры и славяне. - Л. , 1979.

7. Пименов, В.В. Вепсы: Очерки этнической истории и генезиса культуры. - М.;Л., 1965.

8. Шумкин, В.Я. Этногенез саамов (археологический аспект): дис. ... д-ра. ист. наук. - М., 1990.

Bibliography

1. Kostomarov, N.I. Sobranie sochineniyj: istoricheskie monografii i issledovaniya. - SPb., 1904. - Kn. 2-4.

2. Balashov, E.A. Kareljskiyj peresheek Zemlya neizvedannaya. - SPb., 1996. - Ch. 1.

3. Bubrikh, D.V. Russkoe gosudarstvo i formirovanie kareljskogo naroda // Pribaltiyjsko-finskoe yazihkoznanie. - L., 1971. - Vihp. 5.

4. Vepsih: istoriya, kuljtura i mezhehtnicheskie kontaktih: sb. nauchnihkh trudov / pod red. I.Yu. Vinokuro-voyj. - Petrozavodsk, 1999.

5. Gerd, A.S. K probleme ehtnicheskoyj istorii pribaltiyjsko-finskikh narodov / A.S. Gerd, I.I. Mullonnen, N.N. Mamontova // Srednerusskie govorih. - SPb., 1995. - Vihp. 6.

6. Nazarenko, V.A. Ob ehtnicheskoyj prinadlezhnosti priladozhskikh kurganov // Finno-ugrih i slavyane. - L. , 1979.

7. Pimenov, V.V. Vepsih: Ocherki ehtnicheskoyj istorii i genezisa kuljturih. - M.;L., 1965.

8. Shumkin, V.Ya. Ehtnogenez saamov (arkheologicheskiyj aspekt): dis. ... d-ra. ist. nauk. - M., 1990.

Статья поступила в редакцию 29.10.11

УДК 37.0: 004: 372.881.1

Skibitskaya I.U. ОRGANISATЮN OF LINGUOPROFESSIONAL STUDENTS TRAINING WITH THE APPLIANCE OF INFORMATIZATION MEANS. A definition of “computer support” is given. Methodological demands for computer support within any academic subject are described. Application of computer support in real pedagogical process is offered. The application influences the success of mastering the educational information, flexibility of hot link, concentration of attention, intensification of motivational aspect of education etc.

Key words: educational products, computer support, pedagogical script, audiovisual aids, pedagogical utility.

И.Ю. Скибицкая, канд. пед. наук, доц. каф. философии, педагогики и психологии

Сибирской академии финансов и банковского дела, г. Новосибирск, Е-mail: [email protected].

ОРГАНИЗАЦИЯ ЛИНГВОПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ СРЕДСТВ ИНФОРМАТИЗАЦИИ

В работе приведено определение «компьютерная поддержка». Описаны методические требования, которым должна отвечать компьютерная поддержка по учебной дисциплине. Предложено применение компьютерной поддержки в реальном педагогическом процессе, влияющее на успешность усвоения содержательной учебной информации, гибкость оперативной связи; концентрация внимания; усиление мотивационного аспекта обучения.

Ключевые слова: образовательные продукты, компьютерная поддержка, педагогический сценарий, аудиовизуальные средства, педагогическая полезность.

В настоящее время сложились условия, когда востребо- собность в значительной степени зависят от эффективной ванность специалиста на рынке труда и его конкурентоспо- коммуникативной деятельности. Следовательно, повышение

б7

уровня лингвопрофессиональной подготовки студентов неязыкового вуза актуально и является важным условием их успешной будущей профессиональной деятельности.

Рассматриваемой проблеме посвящены работы М.А. Бов-тенко, А.М. Орлова, Н.Н. Романовой, Е.В. Цибульской и др. В своих исследованиях авторы рассматривают вопросы лингвопрофессиональной подготовки студентов неязыковых вузов и отмечают сложность и многоаспектность решения этой проблемы. В работах показано, что при лингвопрофессиональной подготовке необходима целенаправленная работа, связанная с разработкой педагогически полезного дидактического обеспечения. Однако вопросы организации лингвопрофессиональной подготовки студентов с применением современных средств информатизации разработаны не в полном объёме. Поэтому данная статья посвящена этой проблеме.

В процессе лингвопрофессиональной подготовки студентов в вузах активно используются различные образовательные продукты, разработанные на базе современных средств информатизации в виде компьютерной поддержки (целостные компьютеризированные курсы, компьютерные программы и др.). В нашем исследовании компьютерная поддержка представляет собой способ организации лингвопрофессиональной подготовки с применением современных средств информатизации (телекоммуникационные средства и разного вида обеспечение: техническое, программное, психологическое дидактическое, методическое, эргономическое и т. д.), сам «процесс воспитания, обучения и развития, при котором происходит изменение качественных характеристик, интеллектуальной и эмоциональной сфер личности обучающегося» [1]).

В структуру компьютерной поддержки входят:

• дидактическое обеспечение (учебники, учебные пособия, образовательные программы, справочная литература, электронные учебники, глоссарий основных понятий и т.д.);

• отдельные компьютерные программы (образовательные, демонстрационные, контролирующие, тестирующие и т.п.).

На основе практического опыта (в течение 10 лет) установлено, что для успешного усвоения содержательной учебной информации с применением компьютерной поддержки необходимо решать следующие задачи:

• установление стартового уровня студентов по рече-ведческим дисциплинам;

• определение с учетом индивидуально-типологических особенностей студентов места и функций компьютерной поддержки в процессе ее применения на занятиях по речевед-ческим дисциплинам;

• выработка управляющих воздействий (канала связи, форм контроля, темпа предъявления содержательной учебной информации, лингвистических задач, видов наглядности, стимулов, структуры педагогического мониторинга) с целью принятия решений их коррекции, а также для стимулирования каждого студента к совместной результативной деятельности по усвоению учебного материала по речеведческим дисциплинам;

• выбор методической типологии содержательной учебной информации (задач) по уровням сложности и трудности с целью расположения ее в структуре компьютерной поддержки;

• анализ, отбор и структурирование содержания дидактического обеспечения, выбор способов первичного его представления;

• составление учебно-профессиональных задач с учетом характера формируемых у студентов компетенций.

Деятельность учения включает ряд целенаправленных учебных действий (приемов) по восприятию новой содержательной учебной информации и формированию опыта ее владения (решение лингвопрофессиональных задач). Основной психологической единицей, определяющей успешность выполнения этой учебной деятельности, является активность студентов. Для ее обеспечения необходимо в процессе обучения создать комфортно-требовательные условия для поддержания заинтересованности каждого студента при выполнении учебных действий. Такие условия обеспечиваются сопровож-

дающим контролем, осуществляемым на основе обратной связи. Согласно результатам экспериментального обучения, организация, общая направленность, конкретно-целевая установка и мотивационная ценность обратной связи, контроль с применением компьютерной поддержки способствуют, интенсивному формированию лингвопрофессиональной компетентности студентов. При этом в методической деятельности важно соблюдать общие требования к применению компьютерной поддержки обучения:

• признание первичности методического приема и вто-ричности компьютерной поддержки;

• регламентация границ применения компьютерной поддержки в общей системе воспитания и обучения;

• строгое дидактическое и психологическое обоснование факторов, оказывающих влияние на выбор методического приема при применении компьютерной поддержки;

• определение оптимальной длительности взаимодействия студента с компьютерной поддержкой в процессе усвоения содержательной учебной информации по конкретной учебной дисциплине;

• организация непрерывного педагогического мониторинга процесса обучения с применением компьютерной поддержки;

• принятие решения о полезности компьютерной поддержки в процессе обучения.

Практика разработки и экспериментальной проверки в реальном педагогическом процессе компьютерной поддержки выявила ряд требований, касающихся деятельности педагога:

• разработка корректного педагогического сценария требует от педагога глубокого понимания возможностей его реализации с помощью конкретного вида компьютерной поддержки в данной информационно-образовательной среде;

• особые условия организации внимания и развитие мышления студентов на занятиях и самостоятельной работе с применением компьютерной поддержки ставят перед педагогом задачу выбора оптимального вида его учебной работы в условиях активного влияния средств информатизации;

• проведение всестороннего анализа успешности (неус-пешности) учебной деятельности студентов с использованием компьютерной поддержки.

Компьютерная поддержка, разработанная с учетом требований (дидактических, психологических, методических, эргономических и пр.), реализуется в информационно-образовательной среде в соответствии с правилами, определяемыми методической спецификой процесса обучения речеведчес-ким дисциплинам. При этом, такие общеметодические правила как учебно-воспитательная и практическая направленность обучения, необходимость тщательного отбора и структурирования содержательной учебной информации, подчинение конкретной цели и задачи обучения, а также доступность, последовательность изложения и т.п. принимаются как очевидные.

Сформулируем методические требования, которым должна отвечать компьютерная поддержка по речеведческим дисциплинам.

1. Компьютерная поддержка должна включать разноуровневую содержательную учебную информацию.

2. Отбор дидактического материала для компьютерной поддержки должен проводиться с использованием как известных методов обучения, вспомогательных средств и т.п., так и учебных действий, которые оптимальным путем приведут к сформированности лингвопрофессиональных компетенций студента.

3. Учебный материал должен быть составлен в соответствии с характером будущей профессиональной деятельности, уровнем подготовки и индивидуально-типологическими особенностями студентов.

4. Предъявление новой содержательной учебной информации, предусмотренной компьютерной поддержкой, проводится педагогом с применением современных средств наглядности (структурно-логические схемы, таблицы и т.д.). Для оз-

накомления с новой содержательной учебной информацией можно предложить студентам самостоятельно поработать с компьютерной поддержкой, если дидактический материал во всех компьютерных программах представлен в виде структурно-логических схем или других формах.

5. Дидактический материал в кадрах алгоритма компьютерной программы, входящей в структуру компьютерной поддержки, располагается в заранее установленном объеме и определенной последовательности таким образом, чтобы происходило поэтапное формирование лингвопрофессиональных компетенций.

6. Формирование лингвопрофессиональных компетенций должно основываться на глубоком усвоении содержательной учебной информации.

7. Время ввода ответа решения учебно-профессиональной задачи должно регламентироваться длительностью паузы, которая определяется в процессе апробирования алгоритма компьютерной программы для каждого вида задач.

8. В системе учебной деятельности студента и в алгоритме компьютерной программы требуются четко разграниченные действия (контролируемые и неконтролируемые) для обеспечения их надежными средствами стимулирования и коррекции.

9. В структуру компьютерной программы должно быть включено оптимальное количество лингвопрофессиональных задач во избежании утомляемости студентов (опытным путем установлено, что максимальное число задач в компьютерной программе по культуре речи и деловому общению должно колебаться от 3 до 5); в алгоритме необходимо предусмотреть паузу “ отдых (например, за успешное решение лингвистической задачи предоставить возможность поиграть в интеллектуальные компьютерные игры).

10. В основе методической организации контроля должна лежать обоснованная психологическая концепция, согласованная со спецификой конкретных дидактических целей и условиями получения знаний (руководимое педагогом занятие, самообразовательная деятельность и т.д.).

11. Каждое контролируемое учебное действие должно заканчиваться выбором ответа из предложенных в структуре компьютерной программы ответов для анализа и принятия решения.

12. В компьютерной поддержке должны содержаться окна-подсказки, адресованные студенту, которые будут регулировать его учебную деятельность.

13. Компьютерная поддержка должна обеспечивать: индивидуализированный подход к обучению; углубленное изучение содержательной учебной информации с выходом на развитие способностей и познавательного интереса студента; комфортно-требовательные условия для мыследеятель-ности субъектов педагогического процесса.

14. Алгоритм компьютерных программ должен быть гибким, предусматривать реакции на нестандартное выполнение лингвистических заданий (например, если встречается ответ, отличающийся от того, который заложен в базу данных компьютера, он должен потребовать от студента обоснования выполнения задания). Такой подход к подбору и структурированию содержательной учебной информации называется методом доказательств и в настоящее время считается наиболее эффективным.

15. В структуру компьютерной поддержки должен быть включен педагогический мониторинг, обеспечивающий сбор, анализ и интерпретацию данных об успешности учебной деятельности студентов.

В ходе применения компьютерной поддержки в реальном педагогическом процессе было установлено, что на успешность усвоения учебного материала влияет не только методическая организация содержательной учебной информации, но факторы дидактического и психологического плана: гибкость оперативной связи; концентрация внимания; усиление мотивационного аспекта обучения и т. д. Обратная связь в процессе индивидуального и группового обучения служит

не только базой для методической организации контроля, но и надежным средством диагностики отдельных звеньев педагогического процесса. Благодаря обратной связи, преподаватель получает возможность управлять учебной деятельностью студента, реализуя при этом основные принципы рефлексивного управления:

• принцип единства коллективного и индивидуального;

• принцип концентрации внимания;

• принцип мотивации обучения;

• принцип вариативности и гибкости при применении компьютерной поддержки;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• принцип создания комфортно-требовательных условий для проявления инициативы и индивидуальной ответственности субъектов педагогического процесса [2].

Реализация дидактического принципа единства коллективного и индивидуального нам видится в органическом взаимодействии индивидуального режима учебной работы студента и компьютерной поддержки, который предусматривает обязательное наличие внешней и внутренней обратной связи с каждым студентов в процессе группового обучения.

В процессе обучения с применением компьютерной поддержки внимание более динамично, поскольку происходит постоянное целенаправленное переключение его с одного учебного действия на другие при наличии единой общей направленности выполняемой учебной деятельности. Мотивационная сила интереса повышается по мере возрастания скорости переключения развивающих операций, которые продолжают одна другую и могут длиться долгое время благодаря динамичной и селективной природе внимания, концентрируемого на каждом отрезке переключения: концентрация сосредоточенности внимания совпадает по структуре с характером учебной деятельности обучающихся в пределах шага алгоритма компьютерной программы. Такая модель переключения внимания не допускает потерь студентом содержательной учебной информации.

Известно, что ведущим мотивом обучения является интерес. Однако условия традиционного обучения не позволяют поддерживать его на каждом отрезке учебной деятельности студентов. Предпринятое нами экспериментальное исследование позволило сделать вывод, что с помощью компьютерной поддержки можно не только усилить, но и сформировать мотивационный аспект процесса обучения. Большую помощь в этом оказывают интервьюирование, анкетирование и индивидуальные беседы со студентами.

Было установлено, что при обучении с помощью компьютерной поддержки в условиях практического занятия и самообразовательной деятельности мотивационная ценность интереса возрастает по мере адаптации студента к оптимальному режиму управления, построенному с учетом его индивидуально-типологических особенностей. Реализация этого принципа заключается:

• в установлении доверительных отношений между педагогом и студентом;

• в мотивировке каждого учебного действия студента с тем, чтобы итог, реализуемый при помощи компьютерной поддержки, удовлетворял мотив, который вызвал это действие.

При организации и проведении исследования по проверке педагогической полезности (целесообразность и эффективность) компьютерной поддержки в обучении был реализован дидактико-кибернетический подход к решению методических проблем, применяемый в условиях, когда педагог располагает средством получения информации о состоянии управляемого процесса и регулирует этот процесс в соответствии с научно обоснованной моделью формирования лингвопрофессиональных компетенций студентов.

Применение компьютерной поддержки на учебных занятиях показало возможности реализации всех требований, предъявляемых кибернетикой к функциональному управлению: указание цели управления; установление исходного состояния управляемого процесса; обеспечение непрерывной обратной связи; переработки информации, полученной по

каналу обратной связи; выработка корректирующих воздей- Реализация всех требований к операциональному и фун-

ствий и их реализация; прогнозирование последствий. кциональному управлению процессом формирования лингвоп-

В связи с широким внедрением в образовательные уч- рофессиональных компетенций обучающихся позволит не

реждения средств информатизации следует перераспреде- только организовать целенаправленную активизацию усвое-

лить между участниками процесса обучения функции дидак- ния теоретического и практического учебного материала, но

тико-методического обеспечения (координирующую, интегри- и вскрыть внутренние механизмы, которые смогут оказать

рующую, развивающе-воспитательную, закрепления, самокон- положительное воздействие на процесс обучения.

троля и самообразования). Экспериментальное обучение студентов показало, что

Чтобы формирование лингвопрофессиональной компе- применение компьютерной поддержки обеспечивает мотива-

тентности с применением компьютерной поддержки было на- цию и интерес обучающихся к усвоению содержательной учеб-

целено на развитие творческих компонентов мышления, не ной информации, что способствует повышению уровня линг-

следует жестко детерминировать учебную деятельность обу- вопрофессиональной подготовки будущих специалистов раз-

чающихся. личных направлений. Результаты данного исследования от-

Компьютерная поддержка должна способствовать фор- ражены в статьях и монографиях автора и активно использу-

мированию творческого мышления обучающихся. При её раз- ются в образовательной практике Сибирской академии фи-

работке необходимо учесть характеристики, которые позво- нансов и банковского дела, Новосибирском архитектурно-стро-

ляли бы отрабатывать такие качества ума как глубина, гиб- ительном университете в процессе лингвопрофессиональной

кость, устойчивость, необходимость самостоятельности при подготовки студентов с применением современных средств

приобретении и оперировании новыми знаниями. информатизации.

Библиографический список

1. Скибицкий, Э.Г. Механизм оценки педагогической полезности дидактического обеспечения подготовки специалистов в техническом вузе / Э.Г. Скибицкий, И.Ю. Скибицкая // Инновации в образовании. - 2009. - № 1.

2. Аданов, К. Б. Рефлексивное управление учебной деятельностью обучающихся как средство повышения уровня подготовки обучающихся / К. Б. Аданов, Э. Г. Скибицкий, И.Ю. Скибицкая // Социально-экономические проблемы управленческой деятельности в кризисный период: теория и практика: сб. науч. тр. по материалам международной научно-практической конференции. - Новосибирск, - 2010.

Bibliography

1. Skibickiyj, Eh.G. Mekhanizm ocenki pedagogicheskoyj poleznosti didakticheskogo obespecheniya podgotovki specialistov v tekhnicheskom vuze / Eh.G. Skibickiyj, I.Yu. Skibickaya // Innovacii v obrazovanii. - 2009. - № 1.

2. Adanov, K. B. Refleksivnoe upravlenie uchebnoyj deyateljnostjyu obuchayuthikhsya kak sredstvo povihsheniya urovnya podgotovki obuchayuthikhsya / K. B. Adanov, Eh. G. Skibickiyj, I.Yu. Skibickaya // Socialjno-ehkonomicheskie problemih upravlencheskoyj deyateljnosti v krizisnihyj period: teoriya i praktika: sb. nauch. tr. po materialam mezhdunarodnoyj nauchno-prakticheskoyj konferencii. - Novosibirsk, - 2010.

Статья поступила в редакцию 29.10.11

УДК 159.9. 355 (075)

Shutko D. У REALIZATION OF POTENTIAL OF RELIGION DURING OPERATIONS. This article is devoted features of realization of potential religion during the various periods of development of Armed forces of Russia reveal. Lines of activity of the military priest on all-round maintenance fighting action are opened.

Key words: Religion potential military man military clergy.

Д.В. Шутько, канд. пед. наук, докторант каф. педагогики Федерального государственного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Военный университет»,

Е-mail: [email protected]

РЕАЛИЗАЦИЯ ПОТЕНЦИАЛА РЕЛИГИИ В ХОДЕ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ

В данной статье раскрываются особенности реализации потенциала религии в различные периоды развития Вооружённых сил России. Раскрыты направления деятельности военного священника по всестороннему обеспечению боевых действии.

Ключевые слова: потенциал религии, военнослужащий, военное духовенство.

С момента возникновения военной организации в человеческом обществе ведущим элементом морально-психологической готовности войск выступали религиозные верования, поэтому реализация потенциала религии в ходе боевых действий имеет историю. Она берет свое начало с практик военной магии, так как война признавалась проявлением божественной воли. Вера в непосредственное присутствие или участие богов в войне приводила к принятию священных военных клятв, священных знамен и символов, ритуальных очищений воинов перед сражением и погребение погибших. Русь не была исключением. Со временем на Руси сложился специфический раздел ворожбы - воинская магия с особой заговорной традицией. Своими молитвами, ритуальными действиями, жертвоприношениями волхвы содействовали военным успехам дружины. Они также слагали и передавали из поколения в поколение былины, сказания о воинских подвигах и мужестве защитников родины [1, с. 23]. Кроме этого, на волхвах и знахарях лежала обязанность исцелять раненых [2, с. 176].

О христианстве на Днепре впервые услышали из уст апостола Андрея. Однако массовая христианизация русских славян стала возможной лишь в десятом веке. Великий князь Владимир Святославович крестился в греческом городе Корсуне (Херсонесе) в 988 г., в церкви св. Василия. Вместе с ним крестилась почти вся его дружина. С тех пор стали быстро складываться священные воинские традиции. Войско почувствовало себя частью Церкви и получило от Церкви благословение и освящение.

Перед каждым походом русское войско приходило в храм, где воины сообща причащались Святых Христовых Тайн. Перед сражениями служились молебны, и в бой русские шли под хоругвью с изображением лика Спасителя. Началось почитание святых Божиих угодников и икон [2, с. 55]. В ходе распространения христианства на Руси стал формироваться тесный союз служителей веры и русским воинством. Греческий священник с крестом стал сопутствовать дружине в походах и ее ратных делах [3, с. 138].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.