Научная статья на тему 'Анализ эффективности использования портальных технологий в процессе обучения в вузе'

Анализ эффективности использования портальных технологий в процессе обучения в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНЫЙ ПОРТАЛ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ / CORPORATE PORTAL OF KNOWLEDGE DIRECTION / PEDAGOGICAL UTILITY / PEDAGOGICAL EFFECTIVENESS / PEDAGOGICAL REASONABILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кудинов В. А.

Обоснованы критерии и отражен ход эксперимента по проверке эффективности использования в образовательном процессе корпоративных порталов управления знаниями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Effectiveness analysis of portal technologies use in teaching process at an institution of higher education

In the article some criteria are grounded and the course of the experiment on the check of use effectiveness of corporate portals of knowledge direction in the educational process is presented.

Текст научной работы на тему «Анализ эффективности использования портальных технологий в процессе обучения в вузе»

Ф укрепить реализацию подхода к самовоспитанию в сочетании с коллективными формами деятельности;

Ф необходимо разработать информационное пространство в вузе;

Ф создать социально-психологический комфорт в студенческой среде;

Ф необходимо сформировать единую студенческую общность;

Ф обучать студенческий актив вуза тонкостям работы в общественных объединениях.

С этой целью разработана экспериментальная программа, включающая в себя семинары, тренинги, элективные курсы, туристские слеты и соревнования, досуговые программы, отвечающие требованиям и специфике туристского вуза. Решение поставленных проблем и есть приоритетная задача органов студенческого самоуправления.

Таким образом, всемерное развитие студенческой инициативы, поддержка студенческого самоуправления не на словах, а на деле требуют перестройки культуры воспитания в рамках продуманной стратегии взаимодействия субъектов образовательного процесса в туристском вузе. С этой целью должен проявлять себя такой демократический принцип, как соуправление, означающий признание значимости предоставления студентам реальных полно-

мочий в принятии и реализации важных задач по созданию в вузе наиболее благоприятных условий для творческого самоосуществления каждой личности. Стратегия взаимодействия преподавателей и студентов осуществляется гармонией соуправления и самоуправления в решение ежедневных разнообразных вузовских дел. В такой системе отношений преподаватели не выступают лишь наблюдателями, но всячески поддерживают студенческую инициативу. В такой обстановке и создается долгожданное воспитательное пространство, внутри которого преобладают искренность, доброта, доверие и психологически комфортные взаимоотношения среди студенческого сообщества и вуза и профессорско-п реподавательского состава.

Литература

1. Стратегия государственной молодежной политики. Министерство образования и наук РФ. М., 2006.

1 Концепция воспитания московского студенчества. Школа профессионализма, гражданственности, творчества. М., 2008.

2 Зорин И.В. Феномен туризма. Избранные сочинения. М., 2005. С. 259

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОРТАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

В.А. КУДИНОВ,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры программного обеспечения и администрирования информационных систем,

Курский государственный университет

Аннотация. Обоснованы критерии и отражен ход эксперимента по проверке эффективности использования в образовательном процессе корпоративных порталов управления знаниями.

Ключевые слова: корпоративный портал управления знаниями, педагогическая полезность, педагогическая эффективность, педагогическая целесообразность.

EFFECTIVENESS ANALYSIS OF PORTAL TECHNOLOGIES USE IN TEACHING PROCESS AT AN INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION

V.A. KUDINOV,

Candidate of pedagogical sciences, assistant professor of the department of the software and administrative information systems

Annotation. In the article some criteria are grounded and the course of the experiment on the check of use effectiveness of corporate portals of knowledge direction in the educational process is presented.

Key words: corporate portal of knowledge direction, pedagogical utility, pedagogical effectiveness, pedagogical rea-sonability._

Становление экономики, ориентированной на знания, предполагает создание научно образовательных информационных сред, позволяющих обновлять профессиональные знания и навыки на протяжении всей жизни. Одним из основных требований к таким средам является поддержка персонализации обучения, т.е. предоставление образовательных услуг, максимально полно и точно соответствующих потребностям, уровню подготовки и когнитивным особенностям конкретного пользователя.

Для создания информационной среды могут использоваться несколько организационно-технолог ических подходов (использование монолитной системы класса ERP, использование корпоративных веб-служб, в том числе порталов, принципы и технология открытых систем). Однако наибольший эффект достигается при использовании корпоративных порталов управления знаниями (КПУЗ)1.

КПУЗ — это система сбора информации, система выявления и формализации новых знаний, опирающаяся на накопленный и формализованный ранее потенциал знаний образовательной организации (на входную информацию), на коллективный интеллект и интуицию задействованных в процессе обучения людей (на совместную работу), на вычислительные приложения, а также система выдачи накопленной и вновь созданной информации обучаемому в соответствии с принятой технологией обучения.

Для анализа эффективности использования портальных технологий в процессе обучения необходимо решить следующие задачи:

Ф выбрать набор дисциплин для формирования КПУЗ;

Ф выявить и описать характерные особенности вос -приятия, последующей переработки и использования обучаемыми информации предоставляемой КПУЗ;

Ф определить рациональные способы представления, структурирования и содержательного наполнения КПУЗ;

Ф проверить работоспособность и целесообразность применения в педагогической практике принципов проектирования КПУЗ;

Ф отработать основные принципы организации обучения с использованием КПУЗ, в том числе в условиях применения технологий дистанционного обучения.

В числе основных задач, решение которых требуется для формирования КПУЗ, необходимо выделить следующие:

# выбор ведущих принципов организации образовательного процесса;

Ф отбор технологий и способов представления информации в КПУЗ в зависимости от особенностей их восприятия и использования обучаемыми;

Ф определение оптимального состава предметного учебно-методического комплекса (УМК);

Ф определение для каждого из элементов УМК со-

держательного и деятельностного компонентов;

Ф интеграция КПУЗ в образовательную среду вуза.

Для оценки полезности использования КПУЗ в образовательном процессе требуется решение двух взаимосвязанных задач2 по определению:

1) педагогической целесообразности разработки и применения в образовательном процессе КПУЗ, под которой понимается целесообразность соответствия образовательного процесса конкретному состоянию модели педагогической системы, позволяющему достигать поставленные цели обучения;

2) педагогической эффективности КПУЗ, под которой понимается производительность (эффективность) КПУЗ как модели педагогической системы по формированию в процессе обучения предписанных (спрогнозированных) свойств и качеств личности обучаемого.

Связь между целесообразностью и эффективностью проявляется на содержательном и временном уровнях.

Для положительного оценивания с точки зрения целесообразности КПУЗ должен удовлетворять целям и задачам обучения, учитывать специфику и содержание учебного предмета, требуемый уровень формирования знаний, умений и навыков с точки зрения как изучения и освоения конкретной дисциплины, так и профессиональной необходимости и значимости КПУЗ, допускать вариацию уровня проблемности и сложности заданий и интенсивности экранного предъявления информации обучаемым, предусматривать разные формы организации занятий с использованием компьютеров, позволять осуществлять контроль деятельности (этапы, структура, виды), фиксацию и анализ результатов контроля и иметь соответствующий интерфейс, учитывать психоэмоциональные и возрастные особенности обучаемых и уровень их умственного развития, допускать конфигурирование системы, вариацию и генерирование заданий, помогать педагогу в проверке правильности выполнения заданий.

При оценке педагогической целесообразности создания и применения КПУЗ должны быть выбраны измерители, параметры и критерии. При этом учитываются его основное педагогическое назначение, объем и специфика соответствующего учебного предмета, степень выраженности социально-дидактических функций.

При оценке педагогической целесообразности в качестве количественных показателей можно использовать следующие параметры: ступень абстракции, уровень усвоения, широту опыта, степень осознанности.

Критериями для принятия решения о педагогической целесообразности КПУЗ являются изменения по траекториям подготовленности обучаемого, индекс развития и коэффициент усвоения.

Использование КПУЗ оказывает существенное влияние на интенсификацию образовательного про-

цесса, которая может быть достигнута следующими способами3:

Ф увеличением количества учебной продукции (например, правильно решенная задача, разработанный алгоритм решения задачи), производимой обучаемыми в единицу времени;

Ф повышением плотности подачи информации, т.е. увеличением количества материала, предъявляемого обучаемому в единицу времени;

# изменением временных характеристик отдельных этапов продуктивного мыслительного процесса;

Ф возрастанием операциональной интенсивности, связанной с уменьшением времени, отводимого обучаемому на выполнение тех или иных учебных действий;

Ф повышением степени напряженности труда, связанной с трудностью заданий и их сложностью;

Ф формированием положительной эмоционально-мотивационной сферы преподавания и учения в условиях реализации учебных компьютерных технологий;

Ф всесторонним учетом индивидуально-типологич еских особенностей личности обучаемого и педагога;

Ф активным участием педагогов-практиков в проектировании и создании КПУЗ, целенаправленной их методической, психологической и компьютерной подготовкой для работы в компьютеризированной среде.

Эффективность применения в педагогическом процессе университета КПУЗ требует учета трех важнейших групп факторов. Они связаны с содержательными и структурными аспектами построения КПУЗ, возрастными и психофизиологическими особенностями педагогов и обучаемых, режимами и дидактическими функциями, выполняемыми КПУЗ. Эффективность использования КПУЗ во многом определяется тем, какие психолого-педагогические идеи реализовал в ней педагог в процессе его создания.

Формирование КПУЗ и его использование не является самоцелью или способом, позволяющим формализовать и упростить образовательный процесс. Напротив, с помощью нового средства обучения можно создать условия для формирования саморазвивающейся, самоактуализирующейся личности, высвободить педагога для более глубокого взаимодействия с обучаемыми.

Эффективность использования КПУЗ определяется методической базой знаний КПУЗ, которая включает в себя:

# методики ориентировки обучаемого на смысловом, функционально-целевом и исполнительском уровнях;

Ф методики управляемого формирования знаний, умений и навыков обучаемого (управляемого усвоения учебного содержания);

# методики эффективного контроля (диагностики) процесса и результатов обучения;

Ф методики создания учебных курсов и учебно-тренировочных заданий в соответствии с методиками ориентировки, управляемого усвоения и диагностики.

Если разработка и использование КПУЗ педагоги-

чески целесообразно для развития личности обучаемого в пределах установленных в дидактической задаче, а в результате использования учебных компьютерных технологий с заданной педагогической эффективностью достигаются цели обучения, такой КПУЗ обладает свойством педагогической полезности.

Для опытно-экспериментальной работы были выбраны дисциплины «Информатика» для специальностей «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем» и «Прикладная математика и информатика». Курсы построены в соответствии с Государственными образовательными стандартами соответствующих специальностей.

Дидактические материалы разрабатывались на протяжении семи лет и состояли из учебной и рабочей программ, конспекта и текста лекций, комплектов практических заданий для самостоятельной работы, тестов, методических указаний, демонстрационных материалов.

Группы, принимавшие участие в эксперименте, не отбирались специально, поэтому в них были как сильные студенты, так студенты со средней и слабой успеваемостью. Кроме того, предварительно по итогам успеваемости были выявлены студенты, имеющие склонность к работе с компьютером и испытывающие дискомфорт от общения с вычислительной техникой. Была определена профессиональная склонность студентов (выделены студенты, отдающие предпочтение предметам гуманитарного и естественнонаучного цикла).

На основе ранее созданной методики проведен анализ постановки дидактической задачи (диагностируемые цели обучения, начальное состояние развития обучаемого, конечное прогнозируемое состояние, содержание обучения). Анализ педагогической полезности КПУЗ проведен при использовании одного фрагмента, связанного с изучением курса «Информатика» (специальность «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем»).

Перед проектированием КПУЗ проведен анализ учебного программного обеспечения по предмету, который показал, что в основном разрабатываются и имеются отдельные компьютерные программы. На основании этого было рекомендовано спроектировать целостный компьютеризированный курс, включающий в себя две части (лабораторный и компьютерный практикумы). Каждая часть состоит из отдельных компьютерных уроков по темам.

После выяснения цели обучения, требования к начальному уровню подготовленности обучаемых, проанализировав содержание, а также, что должен уметь выполнять до обучения обучаемый и что он потом сможет сделать после сеанса работы с КПУЗ на занятии в компьютерном классе, было установлено, что учебно-познавательная деятельность обучаемого может осуществляться со ступеней абстракции А или Б (задействованы механизмы адаптации) и завершиться на ступени Б или В (представлены задания для бо-

лее продвинутых в обучении обучаемых). Кроме того, предварительно была установлена экспозиция времени в 25 мин. с ориентиром, что по окончании обучения обучаемые будут оцениваться на ступени Б.

Данные для прогнозирования развития личности получены на основе вычисления оценки в автоматизированном режиме на компьютере в процессе диалогового опроса (табл.).

Оценка степени абстракции (научности)

Анализ полученных данных показывает, что КПУЗ в начале обучения позволяет адаптироваться обучаемым в соответствии с их исходным уровнем подготовленности и начать учебный цикл не только с разных ступеней абстракции, но и с разных уровней усвоения учебного материала. Кроме того, цели обучения, установленные по норме, предусмотрены в одном из вариантов завершения обучения. Цели обучения выбраны по уровню из совокупности конечных результатов процесса обучения. Для продвинутых в обучении обучаемых имеются задания повышенной сложности. Окончание обучения представлено множеством выходов и вариантов его завершения или продолжения. Это позволяет использовать КПУЗ для обучаемых разной учебной ориентации и специализации.

Опираясь на установленную норму ступени абстракции, результаты последствий обучения обучаемых могут быть оценены на более высокой ступени, чем это предусмотрено нормой.

Содержание КПУЗ соответствует изучаемой учебной программе. Она может быть адаптирована для обучаемых с разной начальной подготовкой и специализацией. КПУЗ имеет резервы для продвинутых в обучении обучаемых. Совокупность образовательных траекторий показывает достаточное количество возможных вариантов обучения. Установленная норма обучения достигается при наличии резерва, при этом норма может переопределяться с переходом на другие траектории. Это позволяет управлять эффективностью образовательного процесса.

Для практического использования желательно разработать рекомендации по совершенствованию содержания и структуры КПУЗ, уточнить диагностируемые цели обучения, откорректировать смоделированные в КПУЗ дидактические процессы для исключения неэффективных образовательных траекторий. Если КПУЗ будет использоваться в педагогическом процессе, требуется разработать инструктивные указания разработчикам и педагогам для обеспечения эффективности желаемых образовательных траекторий.

При апробации КПУЗ в реальных условиях требуется уточнить норму обучения или экспозицию времени сеанса работы с КПУЗ, так как в ней имеются значительные резервы увеличения эффективности процесса обучения.

Можно провести дальнейший анализ педагогической полезности с учетом суммы учебных элементов и по содержанию обучения установить прогнозируемую степень осознанности. Затем пересчитать дидактический объем по образовательным траекториям, уточнить норму и получить полное представление о модели педагогической системы с компьютерной поддержкой.

Дальнейшие исследования можно проводить при накоплении опыта работы с КПУЗ, сборе данных и анализе соответствия их прогнозируемым.

1 Принципы построения интеллектуальных обучающих сред на основе технологий управления знаниями. // Вестник РУДН. Сер. Информатизация образования. 2008. № 3. С. 17—22; Информатизация современного профессионального образования на основе технологий управления знаниями // Психолого-педагогический поиск. Рязань, 2009. № 3. С. 47-56.

2 Скибицкий Э.Г., Слуднов А.В. Идентификация педагогической целесообразности компьютерных технологий // Программные продукты и системы. Тверь, 1996. №1. С. 23-28; Скибицкий Э.Г., Слуднов А.В. Педагогическая полезность как средство оценки качества компьютеризированного курса : моногр. Новосибирск, 1996.

3 Талызина Н.Ф. Психолого-педагогические проблемы создания и внедрения технических средств обучения // Научные основы разработки и внедрение технических средств обучения : мат-лы Всесоюзн. конф. М., 1985. Т. 1. Ч. 1. С. 6-13.

Ступень ßH ßK

А А 0

Б Б Б

В 0 В

Г 0 0

Норма 0 Б

Уровень 0 В

Установлена экспозиция времени 16,5 мин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.