Н.В.ЮРГЕЛЬ, Е.А.ТЕЛЬНОВА, Р.И.ЯГУДИНА, Т.В.РЕЙХТМАН, М.Ю.ХУБИЕВА,
Департамент фармацевтической деятельности, обеспечения благополучия человека, науки,
образования Минздравсоцразвития РФ, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития
Организация лекарственного обеспечения населения
В сельской местности и труднодоступных районах
РЕМЕ ОII им 2006 февраль
В Российской Федерации почти треть населения — 38,8 млн. человек (27%) проживает в сельской местности; сельских населенных пунктов с численностью жителей до 1000 человек насчитывается более 130 000. При этом (по данным Росстата) 22% сельских жителей старше трудоспособного возраста. Повышение доступности медицинской и лекарственной помощи сельскому населению, проживающему в удаленных и труднодоступных районах, является важнейшей задачей всех уровней власти, особенно это актуально в условиях модернизации здравоохранения.
СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ
За последнее десятилетие система лекарственного обеспечения в РФ претерпела кардинальные изменения: бурно растет количество аптечных учреждений (аптек, аптечных пунктов, аптечных киосков), которые сосредоточены в основном в городах. Тем не менее лекарственное обеспечение сельских жителей (как населения в целом, так и отдельных категорий граждан — наиболее социально уязвимых) улучшилось незначительно. Пациенты из сельской местности имеют более низкое качество жизни, в т.ч. уровень оказания лекарственной и медицинской помощи.
По данным исследований, проведенных в Сибири в 2004 г., уровень льготного лекарственного обеспечения населения в 2 раза ниже, чем в городах. Динамика числа рецептов, предъявленных к оплате льготными категориями лиц, жителями города и сельской местности, составляют 71,5 и 28,5% соответственно. В 2001 г. число льготных рецептов, предъявленных в городах, в 2,6 раза превышало аналогичный показатель для сельских жителей. Среднее число предъявленных бесплатных и льготных рецептов за 3 года (2001— 2003 гг.) городскими жителями оказалось в 1,4 раза больше, чем аналогичное число у сельских жителей.
Этот коэффициент отражает выраженный характер существующих различий
между жителями города и сельской местности в части уровня доступности для них установленных законодательством льгот на лекарственное обеспечение. Уровень бюджетной обеспеченности бесплатной и льготной лекарственной помощи по законодательно установленным социальным гарантиям оказался в Сибири в среднем на 1000 жителей в год выше для городов, чем для сельских областей. В 2001 г. разница составляла 2,1 раз, а в 2003 г. — 2 раза. Средняя стоимость медикаментозного обеспечения одного лица в год для сельского жителя и городского существенно отличается (табл. 1).
В 2001 г. затраты на льготное медикаментозное обеспечение одного сель-
ского жителя наиболее высокими были для больных диабетом (1824,3 руб.), в 2003 г. эта сумма составляла 3 404,3 руб., в то время как для жителя города эта сумма была существенно выше (рис. 2).
Разница средней стоимости лекарственной помощи на одно лицо в год для жителя сельских районов и города составляла 36% (рис. 3).
Организация лекарственного обеспечения населения в сельской местности в силу ряда объективных факторов имеет свою специфику, характерную для различных районов, в основе базирующуюся на фундаменте экономического развития региона. Наиболее актуальными проблемами лекарственного обеспечения населения в сельской местности являются:
+ недостаточно развитая инфраструктура системы лекарственного обеспечения населения в связи с отсутствием экономической целесообразности открытия аптечных учреждений;
РИСУНОК 1
| Среднее число рецептов, предъявленных льготными категориями граждан городов и сельских районов Сибири в 2001-2003 гг.
12
10
8
6
4
2
0
10,9
7,4
8,1
5,3
Ц — Сельские районы
□ — Города
2001 г.
2003 г.
47
февраль 2006 РШШ1ШМ
МЕНЕДЖМЕНТ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ
таблица 1| Средняя стоимость расходов на лекарственное обеспечение
одного лица в 2003 году для жителей городов и сельских районов
Заболевание Стоимость лечения, руб. Отношение стоимости для гор./сельск., в %
для жителя города для сельского жителя
Сахарный диабет 4 373,02 3 404,31 128%
Бронхиальная астма 1 604,34 1 191,10 135%
Инфаркт миокарда (первые 6 мес.) 717,05 472,91 152%
Онкологические заболевания 1 047,41 849,77 123%
Хр.урологические заболевания 2 789,64 1 243,17 224%
Гематологические заболевания (гемофилия и др.) 2 434,67 2 210,18 110%
« значительная удаленность и трудно-доступность населенных мест, отсутствие устойчивой связи;
4 низкая укомплектованность кадрами, недостаточная квалификация специалистов;
+ преобладание населения с низким уровнем доходов.
Зарубежный опыт
Следует отметить, что проблемы лекарственного обеспечения населения, проживающего в отдаленных районах, имеют место во многих странах и решаются государством и муниципалитетами в той или иной степени в зависимости от традиций и социально-экономического развития страны. Как по-
казал анализ зарубежной практики, в ряде стран накоплен определенный опыт подходов и механизмов решения этих проблем. Критерии оценки эффективности лекарственного обеспечения удаленных сельских районов, труднодоступных мест с низкой плотностью проживания населения различны. Это:
Ф возможность врачей реализовать медикаменты пациентам, что в какой-то степени решает проблемы при недостаточном количестве аптек и специалистов с фармацевтическим образованием. На долю товарооборота, обеспечиваемого врачами, приходится от 1% (Бельгия, Ирландия) до 20% (Нидерланды). Розничный товарооборот больничных аптек составляет от 10% (во Франции)
до 30% (в Греции). В большинстве стран эта величина составляет 15%;
+ наличие возможности реализации лекарственных средств и парафарма-цевтической продукции в магазинах, по почте, заказывать лекарства по Интернету;
+ объем реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения через фельдшерско-акушерские пункты в советское время и др. Вместе с тем мировая практика показывает, что в развитых странах не существует корреляции между развитием аптечной инфраструктуры и уровнем обеспечения лекарственными средствами жителей удаленных от городов районов.
В Великобритании около 4000 врачей (примерно 12% от общего количества врачей общей практики) имеют право реализовать лекарственные средства своим пациентам. Лекарственные средства из списка безрецептурных препаратов населению можно приобрести в специальных отделах магазинов и супермаркетах, в магазинах на автозаправках и т.д.
В Словении врачи общей практики имеют право реализовать лекарственные средства в тех населенных пунктах, которые расположены более чем в 10 км от ближайшей аптеки. Запасы лекарственных средств поддерживают местные аптеки, с которыми заключены соответствующие договора.
В Финляндии, имеющей развитую аптечную инфраструктуру, в регионах с
РИСУНОК 2
| Соотношение стоимости лечения сахарного (диабета в 2001-2003 гг. в городе и сельских районах, руб.
РИСУНОК 3
Средняя стоимость затрат в 2003 г. на лечение одного льготника, руб.
1456,8
В городе
В сельской местности
48 ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ И ТРУДНОДОСТУПНЫХ РАЙОНАХ
РЕМШ1ШМ 2006 февраль
низкой плотностью проживания населения некоторые наиболее распространенные лекарственные средства продаются в почтовых офисах и продуктовых магазинах. Существующая система не считается идеальной, и число розничных точек (магазинов), обеспечивающих лекарственными средствами, постепенно уменьшается за счет организации новых аптек.
В Дании проблема лекарственного обеспечения сельского района решается с помощью аптек-сателлитов и киосков в магазинах, которые разрешены только в сельской местности, поскольку больничным аптекам и врачам запрещено заниматься реализацией лекарственных средств населению.
В Испании один из самых высоких показателей доступности аптечных услуг. Лекарственные средства отпускаются только в аптеках. Число аптек регулируется законодательством исходя из числа жителей, приходящихся на одну аптеку. В Канаде проблему лекарственного обеспечения решают с помощью интернет-аптек, которые пользуются большой популярностью среди населения, доставка лекарств осуществляется по почте и специальными курьерами. Аптечные организации в Африканских странах сильно отличаются от других стран: различается формат мероприятий, проводимых в сельских и городских аптеках. В сельских аптеках очень мало — практически нет специалистов — фармацевтов, специалисты (врачи и фармацевты) с университетским образованием предпочитают работать в больших городах.
Лекарственное обеспечение и предоставление населению фармацевтических услуг в развивающихся странах — неудовлетворительное (по заключению Всемирной организации здравоохранения). Пациенты за медицинской помощью обращаются непосредственно к фармацевту, минуя врача. Большинство медикаментов распространяются нелегально без рецепта «продавцами лекарств», не имеющими соответствующих знаний. Контроль применения лекарственных средств продолжает ослабевать, растет реализации фальсифицированной, недоброкачественной продукции.
В силу географических особенностей в Австралии имеется специфика в подходе к решению этой проблемы. В этой стране нет больших различий между аптеками в разных регионах, но существует серьезная диспропорция аптек в сельской местности. Лекарственное обеспечение осуществляется при помощи местных врачей общей практики, которые получают от органов власти разрешение на реализацию лекарственных средств населению. Лекарственные средства безрецептурного отпуска продаются в супермаркетах, на автозаправочных станциях, система интернет-аптек не развита. Государством выделяются кредиты для открытия аптек в удаленных районах и для покупки аптек, находящихся на грани банкротства. Существует срочная служба, обеспечивающая замену фармацевта в течение 24 часов. Таким образом, проблемы лекарственного обеспечения сельского населения решаются в основном с помощью врачей, имеющих право реализовывать лекарственные препараты, почтовых офисов, осуществляющих доставку лекарств и магазинов.
ДЛО В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
В силу социально-экономических преобразований, происходящих в России, резко обозначились диспропорции между городом и селом в качестве и объемах оказываемой медицинской и лекарственной помощи.
Одним из решений проблем, связанных с доступностью лекарственной помощи, является реализация Федерального закона №122-ФЗ от 22.08.2004 г. в части дополнительного лекарственного обеспечения.
В реализации системы дополнительного лекарственного обеспечения в сельской местности в субъектах РФ задействовано около 6000 пунктов отпуска, из них более 2500 — при ФАПах.
В малонаселенных труднодоступных районах с длительной сезонной изоляцией населения медицинские работники ФАПов (фельдшеры, акушерки, медицинские сестры) выполняют ряд не свойственных им функций, значительно расширяющих их обязанности, в т.ч. по вопросам обеспечения населения лекарственными средствами.
Одной из первостепенных задач повышения доступности и качества медицинской помощи сельскому населению является организация дополнительного обеспечения отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача (фельдшера).
С этой целью Минздравсоцразвития РФ рекомендует проведение следующих организационных мероприятий. Органам управления здравоохранением субъектов РФ:
+ при необходимости предоставить фельдшеру, осуществляющему самостоятельный прием больных, право назначения лекарственных средств отдельным категориям граждан в системе дополнительного лекарственного обеспечения нормативным актом органа управления здравоохранением субъекта РФ;
+ включить указанных фельдшеров ФАПов в «Справочник врачей и фельдшеров, имеющих право на выписку рецептов отдельным категориям граждан», ведение которого осуществляется территориальными фондами обязательного медицинского страхования, в соответствии с утвержденным 07.07.2005 г. Минздрав-соцразвития РФ «Регламентом создания, ведения и распространения справочников и классификаторов, используемых для информационного обеспечения мероприятий по дополнительному лекарственному обеспечению». Лечебно-профилактические учреждения (далее — ЛПУ), структурными подразделениями которых являются ФАПы, обеспечивают в ФАПах наличие основных нормативно-правовых документов, регламентирующих организацию обеспечения отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными средствами.
В соответствии с утвержденным органом управления здравоохранением субъекта РФ регламентом взаимодействия участников дополнительного лекарственного обеспечения аптечные учреждения и ЛПУ информируют ФАПы о наличии лекарственных средств в аптечном учреждении, осуществляющем отпуск медикаментов отдельным категориям граждан по рецептам врача (фельдшера).
МЕНЕДЖМЕНТ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ 49 |
февраль2006 РШШ1ШМ
При замещении должности фельдшера зации лекарственных средств населе-
ФАПа медицинской сестрой выписку нию может осуществляться фельдше-
рецептов осуществляет врач ЛПУ при ром ФАПа на основании договорных
плановых выездах на ФАП, при посеще- отношений с аптечной организацией.
нии пациентов на дому, на приеме в по- Доставка необходимых лекарственных
ликлинике ЛПУ. В случаях заболеваний, средств организуется аптекой, аптечным
требующих проведения постоянной пунктом, ЛПУ, фельдшером или фарма-
поддерживающей терапии, выписка не- цевтической организацией, включая ис-
обходимых лекарственных средств по пользование специально оборудованно-
решению врачебной комиссии ЛПУ мо- го автотранспорта (автоаптеками), на
жет осуществляться на курс лечения ин- основании разрешения Росздравнадзо-
дивидуально каждому больному. ра, которое выдается при предоставле-
Для улучшения доступности лекарст- нии данных об оснащении автотранс-
венной помощи гражданам, проживаю- порта и маршрута его передвижения.
щим в сельской местности, целесооб- В труднодоступные районы сельской
разно в ФАПах организовать аптечные местности, где отсутствуют ФАПы, а так-
пункты по продаже населению медика- же аптечные учреждения, фармацевти-
ментов и изделий медицинского назна- ческие организации должны обеспечи-
чения, а также отпуску необходимых ле- вать доставку необходимых лекарствен-
карственных средств отдельным катего- ных средств.
риям граждан по рецептам врача Вопросы медицинской помощи и ле-
(фельдшера) при наличии лицензии на карственного обеспечения сельского
осуществление фармацевтической дея- населения требуют дальнейшей разра-
тельности. ботки, изменений нормативно-право-
При отсутствии экономической целесо- вых документов на основании изучения
образности или при наличии других как советского, так и современного рос-
причин, препятствующих организации сийского и международного опыта. Ф
аптечных учреждений, помощь в реали-
МИХАИЛ ЗУРАБОВ ПРОВЕЛ СОВЕЩАНИЕ С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ РЕГИОНОВ
В начале февраля состоялось селекторное совещание министра здравоохранения и социального развития Михаила Зурабова с представителями регионов, посвященное реализации национального проекта «Здравоохранение». Обсуждены вопросы повышения квалификации медицинских работников, которые войдут в реестр получающих повышенную зарплату.
На совещании были установлены сроки поставок вакцин по национальному календарю прививок и вирусных препаратов для ВИЧ-инфицированных. Также было определено, какая часть населения подлежит обязательной диспансеризации.
Соб. инф.