УДК 351.773 Н. А. ВОРОНЦОВА
ББК 67.401.124 Байкальский государственный университет экономики и права
ПРОБЛЕМЫ ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ (НА ПРИМЕРЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ)
Посвящена региональным аспектам проблемы лекарственного обеспечения населения с точки зрения физической доступности лекарственных средств. Рассмотрены причины проблем лекарственного обеспечения населения в сельской местности, отдаленных и труднодоступных районах. Проанализирована ситуация, сложившаяся в Иркутской области и соседних с ней регионах. Выявлены основные проблемы обеспечения лекарственными средствами сельских жителей Иркутской области и предложены возможные варианты их решения.
Ключевые слова: лекарственные средства; лекарственное обеспечение
населения; сельское население; Иркутская область; отдаленные районы; регулирование; муниципальные аптеки; эффективное управление; государственная собственность.
N. A. VORONTSOVA
Baikal State University of Economics and Law
PROBLEMS OF DRUG PROVISION AT A REGIONAL LEVEL (BY THE EXAMPLE OF THE IRKUTSK REGION)
The article deals with the problems of drug provision for the population from the perspective of drugs availability. It studies the reasons for problems of drug provision for the population in rural, remote and hard-to-reach areas. The author analyzes the current situation in the Irkutsk Region and in its neighboring regions, describes the key problems of drug provision for the rural population of the Irkutsk Region and suggests possible solutions to these problems.
Keywords: drugs; drug provision for population; rural population; Irkutsk
Region; remote areas; regulation; municipal pharmacies; efficient management; state ownership.
Конституция Российской Федерации декларирует равное право граждан на получение медицинской помощи. Равноправие в вопросах охраны здоровья определяется Всемирной организацией здравоохранения как равная и справедливая возможность для граждан полностью реализовать свой «потенциал здоровья», независимо от того, в каком регионе они проживают. Сделать это на практике особенно сложно: в субъектах Российской Федерации налицо экономическое и социальное неравенство (разница в размерах доходов, уровне образования, наличии занятости и т.д.), что наиболее характерно для удаленных от центра регионов и сельской местности. Это привело к трудностям в области лекарственного обеспечения населения,
а конкретно к проблеме физической, пространственно-временной доступности лекарственных средств. Данная проблема актуальна для всех регионов нашей страны, и Иркутская область не является исключением.
Задача повышения доступности медицинской и лекарственной помощи сельскому населению, проживающему в удаленных и труднодоступных районах, в течение длительного времени остается актуальной. Вопрос обеспечения сельского населения лекарственными средствами поднимался на всех уровнях государственной власти Российской Федерации, в том числе Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, и до сих пор является нерешенным [3].
© Н. А. Воронцова, 2013
В настоящее время по данным Росстата в сельской местности проживает почти треть населения Российской Федерации — около 38,2 млн чел. (27% от общего числа населения), в Иркутской области в сельской местности — 24,7% от общего числа населения региона1. При этом 22% сельских жителей старше трудоспособного возраста. Зачастую заболевшему человеку из села приходится проделать длинный путь до ближайшего более или менее крупного населенного пункта, в котором есть аптека.
Причины этой проблемы просты: ни одна коммерческая аптечная сеть не желает работать на селе, поскольку рентабельность такой деятельности минимальна, а иногда и вовсе отрицательна.
В отдаленных районах Иркутской области социальные функции выполняют муниципальные аптечные предприятия. В районе, как правило, действует одна муниципальная аптека. И если мэрия ее закрывает в связи с банкротством, то жители не могут приобретать льготные лекарства.
Так, в 2008 г. в Нижнеилимском районе закрылась единственная муниципальная аптека. Двумя годами ранее та же самая проблема возникла в Бодайбинском и Слюдянском районах. В настоящее время в г. Усть-Илимске обсуждается вопрос о закрытии центральной городской аптеки в связи с банкротством. Непростая ситуация и в Боханском районе Иркутской области, состоящем из 13 муниципальных образований с населением в 27 тыс. чел. Там может остаться только три аптечных точки при фельдшерско-акушерских пунктах. Остальные закроют, поскольку они не соответствуют требованиям федерального законодательства.
Если проанализировать обстановку в соседних субъектах федерации, то подобной тенденции к закрытию муниципальных аптек там нет. Например, в Красноярском крае еще в 2004 г. была образована Государственная аптечная сеть региона «Губернские аптеки». С созданием данного предприятия в Красноярском крае вступила в действие единая система по эффективной реализа-
1 Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ. — URL : www.gks.ru.
ции федеральных и региональных программ льготного лекарственного обеспечения. Аналогичная ситуация и в Новосибирской области: в 2003 г. в целях эффективного управления государственной собственностью и снижения стоимости лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых населению, было решено реорганизовать государственное унитарное предприятие «Фармация», присоединив к нему все аптеки, являющиеся государственными унитарными предприятиями, действующими на территории региона.
Таким образом, наиболее актуальными проблемами лекарственного обеспечения населения в сельской местности являются: недостаточно развитая инфраструктура системы лекарственного обеспечения населения, значительная удаленность и труднодо-ступность населенных пунктов, низкая укомплектованность кадрами (как фельдшерами и медсестрами, так и провизорами, фармацевтами), недостаточная квалификация специалистов, а также преобладание населения с низким уровнем доходов [4].
Принятие Федерального закона «Об обращении лекарственных средств» от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ разрешило розничную торговлю лекарственными препаратами не только аптечным организациям, но и обособленным подразделениям медицинских организаций, в том числе и фельдшерско-акушерским пунктам (ФАП), центрам общей врачебной практики, расположенным в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптеки. Однако это лишь часть решения вопроса лекарственного обеспечения жителей села.
В настоящее время в Иркутской области действуют 720 ФАП [2]. Затраты на создание требуемых условий хранения лекарств в ФАП никто заранее не просчитывал. Однако если взять за основу пример переоборудования одного ФАП в с. Беловка Самарской области (за счет средств, выделенных партией «Единая Россия»), то стоимость его подготовки для реализации лекарственных средств составляет около 60 тыс. р. [1]. Если в Иркутской области работают 720 ФАП, то получается, что большинству центральных районных больниц Иркутской области, которые контролируют работу 15-25 ФАП в селах, где нет аптек, потребуется от 900 тыс. р. до 1,5 млн р.
Таких свободных денег у больниц, бесспорно, нет. Реально же лекарства фельдшеры хранят на дому, чаще всего там же ведут прием населения.
При месячной прибыли в 3 тыс. р. фельдшер не в состоянии оплатить доставку товара в ФАП. За обучение тоже платить. Высокие затраты на оснащение ФАП и обучение специалистов при крайне низких продажах лекарств делают этот процесс экономически нерациональным.
В Иркутской области на расстояние в 100 км приходится возить до 48% товаров, больше 200 км — еще 12%. Дистрибьюторы не стремятся ездить в населенные пункты, где жителей может оказаться менее 100 чел. Они везут лекарства в лучшем случае в райцентр, т.е. в центральные районные больницы. Доставлять лекарства потом в отдаленные населенные пункты невыгодно ни районной больнице, ни районной аптеке.
По нынешним правилам за снабжение лекарствами ФАП отвечает главный врач больницы, но никакого специального транспорта для доставки лекарств не предусмотрено, автомобилей скорой помощи в сельской местности тоже не хватает. Закупать лекарства главврач может, но только из внебюджетных средств. На практике перечисленные проблемы никак не решаются. В итоге меди-
каменты в муниципальные образования, которые находятся от больницы в 100-300 км, фельдшер доставляет чаще всего на личном или общественном транспорте. При таком способе транспортировки достаточно трудно сохранить нужный температурный режим. Если сейчас задаться целью и запретить эту инициативу, то население может остаться вообще без лекарств.
За снабжение и продажу лекарственных средств фельдшер получает 5% надбавки от прибыли. У половины ФАП (особенно в труднодоступных местах) прибыли от продажи лекарств составляют менее 3 тыс. р. в месяц. При этом неплатежеспособному населению (более 50% от общего числа) приходится отпускать лекарства в долг, под зарплату или пенсию. Средняя зарплата фельдшера со всеми северными надбавками в Иркутской области 7-8 тыс. р. Поэтому не каждый сможет оплатить доставку препаратов. В 10% случаев в поселках, где есть ФАП, проживают менее 100 чел., в 45% — от 300 до 1 тыс. чел. [2].
Из этого можно сделать вывод, что решение о привлечении фельдшеров к лекарственному обеспечению населения в отдаленных районах было принято без учета реальной ситуации. Финансирование оснащения ФАП, а также обучение специалистов было передано муниципалитетам, а в их бюджеты на
Проблема
Закрытие аптек
Нерентабельны, низкая платежеспособность населения
Не соответствуют требованиям законодательства
Реализация лекарственных средств через фельдшерско-акушерские пункты
Низкая доплата фельдшеру за продажу лекарственных средств
Сложности с доставкой лекарств из райцентра
Нет финансирования для переоборудования фельдшерско-акушерских пунктов, обучения персонала
Пути решения проблемы
Создание региональной сети аптек
Организация передвижных аптечных пунктов
Повышение процента отчислений фельдшеру
Планирование бюджета, позволяющее проводить финансирование в необходимом объеме
Проблемы обеспечения лекарственными средствами сельских жителей Иркутской области и возможные пути их решения
2010-2011 гг. такие ресурсы заложены не были, да и требования по ним превышают возможности регионов.
По нашему мнению, изменить возникшую ситуацию можно как введением налогов, так и повышением процента отчислений фельдшеру (рис.). В такой ситуации выходом из непростого положения может стать организация передвижных аптечных пунктов, которые бы курсировали из села
в село, одновременно обеспечивая сельчан необходимыми лекарствами и расширяя клиентскую базу.
Лекарственное обеспечение граждан должно стать заботой властных структур всех уровней. Возможно, тогда это принесет долгожданный результат, и жители отдаленных населенных пунктов будут обеспечены качественными, эффективными и доступными лекарственными средствами.
Список использованной литературы
1. Алешечкина Л. Лекарства сами пришли к сельчанам / Л. Алешечкина // Самарские известия. — 2011. — 1 февр. — С. 2.
2. Власова И. Жизнь в провинции гарантирует экстремальное обеспечение лекарствами / И. Власова // Российская фармацевтика. — URL : http://pharmapractice.ru/ (дата обращения: 14.04.2011).
3. Карпикова И. С. Оценка результатов и перспектив деятельности регионального здравоохранения как фактора формирования качества жизни населения: мнение экспертов / И. С. Карпикова // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2012. — № 2 (82). — С. 183-188.
4. Самаруха В. И. Вопросы модернизации системы здравоохранения Иркутской области / В. И. Сама-руха, С. С. Оношко // Два взгляда на конкуренцию: государство и бизнес : материалы круглого стола VI Байкальского экономического форума, Иркутск, 7-10 сент. 2010 г. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2010. — С. 209-212.
5. Самаруха В. И. Стратегические цели развития Иркутской области с учетом ее конкурентных преимуществ / В. И. Самаруха // Два взгляда на конкуренцию: государство и бизнес : материалы круглого стола VI Байкальского экономического форума, Иркутск, 7-10 сент. 2010 г. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2010. — С. 10-14.
References
1. Aleshechkina L. Lekarstva sami prishli k sel'chanam / L. Aleshechkina // Samarskie izvestiya. — 2011. — 1 Febr. — S. 2.
2. Vlasova I. Zhizn' v provintsii garantiruet ekstremal'noe obespechenie lekarstvami / I. Vlasova // Rossiiskaya farmatsevtika. — URL : http://pharmapractice.ru/ (data obrashcheniya: 14.04.2011).
3. Karpikova I. S. Otsenka rezul'tatov i perspektiv deyatel'nosti regional'nogo zdravookhraneniya kak faktora formirovaniya kachestva zhizni naseleniya: mnenie ekspertov / I. S. Karpikova // Izvestiya Irkutskoi gosudarstvennoi ekonomicheskoi akademii. — 2012. — № 2. — S. 183—188.
4. Samarukha V. I. Voprosy modernizatsii sistemy zdravookhraneniya Irkutskoi oblasti / V. I. Samarukha, S. S. Onoshko // Dva vzglyada na konkurentsiyu: gosudarstvo i biznes : materialy kruglogo stola VI Baikal'skogo ekonomicheskogo foruma, Irkutsk, 7—10 Sept. 2010 g. — Irkutsk : Izd-vo BGUEP, 2010. — S. 209—212.
5. Samarukha V. I. Strategicheskie tseli razvitiya Irkutskoi oblasti s uchetom ee konkurentnykh preimushchestv / V. I. Samarukha // Dva vzglyada na konkurentsiyu: gosudarstvo i biznes : materialy kruglogo stola VI Baikal'skogo ekonomicheskogo foruma, Irkutsk, 7—10 Sept. 2010 g. — Irkutsk : Izd-vo BGUEP, 2010. — S. 10—14.
Информация об авторе
Воронцова Нина Анатольевна — аспирант, кафедра экономики и государственного управления, Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: [email protected].
Author
Vorontsova Nina Anatolievna — post-graduate student, Chair of Economics and Public Management, Baikal State University of Economics and Law, 11, Lenin Street, Irkutsk, 664003, e-mail: [email protected].