Научная статья на тему 'Организация квазипрофессиональной деятельности будущего учителя при подготовке к профориентационной работе'

Организация квазипрофессиональной деятельности будущего учителя при подготовке к профориентационной работе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
225
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КВАЗИПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / QUASIPROFESSIONAL ACTIVITY / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / PEDAGOGICAL PROCESS / PROFESSIONALLY-ORIENTED WORK / ROLE-PLAYING GAMES / ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА / РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Валеев Г.Х., Нугуманова Л.Ф.

В статье представлены формы учебных занятий контекстного типа, предполагающих активное включение студента в квазипрофессиональную деятельность, в которой в аудиторных условиях и на языке науки моделируются условия, содержа-ние и динамика педагогического процесса, отношения занятых в нём людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Валеев Г.Х., Нугуманова Л.Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF QUASIPROFESSIONAL ACTIVITY OF FUTURE TEACHERS IN THE PROCESS OF PREPARATION TO THE PROFESSIONALLY-ORIENTED WORK

The article deals with the forms of lessons of a contextual type which include students` participation in a quasiprofessional activity. The latter is aimed at creating conditions, contents, dynamics and relations between people in a teaching process in the atmosphere of a process in the atmosphere of f science language in the classroom.

Текст научной работы на тему «Организация квазипрофессиональной деятельности будущего учителя при подготовке к профориентационной работе»

участников подобных конференций, по возможности включая в их число все стороны, заинтересованные в качестве образовательного процесса гимназии (среди участников должны быть не только субъекты образовательной деятельности, но и врачебной, юридической и пр.).

И, наконец, поскольку конференции являются рабочим органом многостороннего сотрудничества, они должны работать периодически. Начало этому процессу в гимназии № 1636 положено.

Литература

1. Андреенко Ю.А., Мапельман В.М. Совместная школьно-вузовская конференция как способ выработки согласованных подходов в профильном образовании / Наука и школа. - 2006. - № 3.

2. Курьянова Т.Г. Проектная деятельность как средство реализации компетентностного подхода в профильном образовании / Наука и школа. - 2006. - № 3.

УДК 371 ББК 74.200

ОРГАНИЗАЦИЯ КВАЗИПРОФЕССИОНАЛЬНОИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ

К ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЕ

Г.Х. Валеев, доктор философских наук, кандидат педагогических наук, доцент кафедры философии и социологии Башкирского государственного аграрного университета, (905) 353-37-91, gali@str.ru Л.Ф. Нугуманова кандидат педагогических наук, ст. преподаватель кафедры технологии Стерлитамак-ской государственной педагогической академии(3473) 24 91 18, person@str.ru

В статье представлены формы учебных занятий контекстного типа, предполагающих активное включение студента в квазипрофессиональную деятельность, в которой в аудиторных условиях и на языке науки моделируются условия, содержание и динамика педагогического процесса, отношения занятых в нём людей.

Ключевые слова: квазипрофессиональная деятельность, педагогический процесс, профориентационная работа, ролевые игры.

ORGANIZATION OF QUASIPROFESSIONAL ACTIVITY OF FUTURE TEACHERS IN THE PROCESS OF PREPARATION

TO THE PROFESSIONALLY-ORIENTED WORK.

Valeev G.H., Nugumanova L.F.

The article deals with the forms of lessons of a contextual type which include students ' participation in a quasiprofessional activity. The latter is aimed at creating conditions, contents, dynamics and relations between people in a teaching process in the atmosphere of a process in the atmosphere of f science language in the classroom.

Keywords: quasiprofessional activity, pedagogical process, professionally-oriented work, role-playing games.

В профессиональной подготовке будущих учителей щихся; ;

особое место занимает развитие профессиональной мотивации студентов, проявляющееся, в частности, в устойчивом интересе будущих учителей к педагогической профессии и желании работать по специальности. Ведь известно, что далеко не все выпускники педагогических вузов работают в школе. Среди разнообразных причин этого можно назвать и то обстоятельство, что некоторые студенты безразлично относятся к своей будущей профессии, а также, изучая большое количество различных учебных предметов, тем не менее не владеют навыками применения полученных знаний в профессиональной деятельности.

Формирование педагогической направленности студентов - понимание ими социальной значимости профессии учителя, интерес к школе и педагогической деятельности, навыки общения со школьниками и другими субъектами учебно-воспитательного процесса, готовность к решению различных проблем и задач педагогической деятельности - должно пронизывать все стороны профессиональной подготовки будущих учителей. В наиболее систематизированном виде указанные аспекты реализуются в контекстном обучении. Формы учебных занятий контекстного типа предполагают активное включение студента в квазипрофессиональную деятельность, в которой в аудиторных условиях и на языке науки моделируются условия, содержание и динамика педагогического процесса, отношения занятых в нем людей, как это имеет место, например, в деловой игре [1].

Разрабатывая программу курса по выбору для студентов педагогических вузов «Теория и методика профориентацион-ной работы в школе», мы выделили в нем два смысловых блока:

1) теория профориентационной работы в школе;

2) практика профориентационной работы, проводимая школьным учителем, включающая следующие компоненты:

а) активизация профессионального самоопределения уча-

б) профессиональная диагностика;

в) профессиональная консультация.

Композиционно курс строится следующим образом: по первому блоку проводятся лекционные и семинарские занятия; по второму - лабораторно-практические, включающие тренинги, деловые и ролевые игры. Приобретенные знания, умения и навыки затем реализуются в ходе педагогической практики. В дальнейшем многие студенты выбирают и пишут курсовые и дипломные работы по проблемам профессиональной ориентации молодёжи. Включение студентов в квазипрофессиональную деятельность осуществляется в ходе ролевых игр, дидактических игр, диспутов, соревнований в знаниях и умениях [2].

В ролевых играх студенты, проигрывая роли «учителя», «учащихся», «родителей», «коллег по работе», овладевают конкретными практическим умениями, необходимыми им в будущей профессии. Разбор возникающих в ходе игры различных педагогических ситуаций и проблем способствует осмыслению студентами полученных теоретических знаний, формированию умений находить оригинальные решения, развивает профессиональную мотивацию, познавательные интересы, умение проникать в сущность явлений. Так как ролевая игра предполагает коллективное выполнение задачи, разрешение игровых проблем и последующее обсуждение хода игры, то занятия способствуют развитию коммуникативных, перцептивных и интерактивных умений, а также получению эмоционального удовлетворения от самореализации в совместной деятельности. По сравнению с чтением литературы или записью лекций, по методике профориентации ролевые игры создают учебную среду, максимально приближенную к будущей профессиональной деятельности. Это облегчает перенос умений, сформированных на семинарских и лабораторных занятиях, на реальные педагогические ситуации.

При использовании ролевых игр действует обратная связь: студент сразу получает от своих товарищей оценку своих действий. При этом опыт приобретается без страха ответственности за возможные педагогические ошибки, так как студенты понимают, что это пока игра, а они учатся. В будущем это повышает уверенность студентов в себе при столкновении с подобными проблемами в реальной ситуации.

Диапазон и количество ролей определяются многообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность, ее потребностями и интересами. Различают роли социальные, обусловленные местом индивида в системе объективных социальных отношений (начальник - подчинённый), и роли межличностные (друг - подруга), определяемые местом индивида в системе межличностных отношений. Ролевая игра помогает почувствовать и понять другого человека.

Сконструированные и адаптированные в ходе работы со студентами ролевые игры условно названы нами «Родительское собрание», «Профконсультация», «Агитатор», «Домашний педсовет». В концентрированном виде они отражают ситуации и отношения, возникающие в процессе профориента-ционной работы в школе.

В ролевой игре «Агитатор» студенты, распределив роли, проигрывают следующую ситуацию. «В 9 класс пришел мастер производственного обучения СПТУ с целью агитации за выбор конкретной профессии. В беседе он делает акцент на возможность интересного отдыха, занятий спортом, художественной самодеятельностью в профтехучилище». Обсуждение представленной ситуации можно проводить, используя следующие вопросы:

- Как на самом деле должна строиться профессиональная агитация?

- Как должен в данной ситуации действовать классный руководитель?

В ходе игры следует актуализировать понятия «профессиональные интересы и склонности», «специальные способности», «профессиональная пригодность», «мотивы выбора профессии», «профессиональная диагностика» и др.

В ролевой игре «Родительское собрание» проигрывается следующая ситуация. «Классный руководитель пригласил родителей учеников 9 класса на собрание по теме «Будущие профессии ваших детей». Возникла конфликтная ситуация, обусловленная различным отношением классного руководителя и родителей к профессиональному выбору детей. Педагог пытается убедить родителей в необходимости профессионального самоопределения детей, адекватного их возможностям, и разрешить тем самым конфликтную ситуацию.

Ролевая игра «Домашний педсовет: выбор профессии» проигрывается в двух вариантах: 1) «Родители против»; 2) «Сын (дочь) против». После соответствующего распределения ролей студенты - участники игры проигрывают следующие ситуации. «Сын (дочь) - учащийся 11 класса - после школы собирается поступать в институт на технолого-экономический факультет. 1) Родители против и всячески его отговаривают. Сын (дочь) старается их переубедить»; 2) «Родители уговаривают сына (дочь) поступить на технолого-экономический факультет. Сын (дочь) против и пытается найти аргументы, чтобы переубедить родителей».

По окончании ролевой игры студентам предлагаются вопросы для обсуждения:

- Должны ли родители вмешиваться в профессиональный выбор сына (дочери)?

- Какова роль родителей в профессиональной ориентации школьников?

- Какую тактику могут использовать родители в профессиональной ориентации своего сына (дочери)?

- Какую тактику может использовать учащийся во взаимодействии с родителями по поводу своего профессиональ-16

ного выбора?

- Какова роль учителя в обеспечении помощи родителям и учащимся в профессиональном выборе школьника?

В ролевой игре «Профконсультация» студентам предлагается сыграть роли профконсультанта и посетителей (школьников и их родителей). «Действие происходит в Центре профориентации. Отвечая на вопрос «Какая деятельность вас больше всего привлекает?», школьник показывает наличие разнообразных интересов (нравится шить, заниматься спортом, играть на рояле и т. д.). Большое количество разносторонних интересов ставит консультанта в затруднительное положение».

Не менее популярными у студентов являются диспуты на темы: «Учитель, - каким он должен быть?», «Культура педагогического общения, как ты ее понимаешь?», «Каким быть современному учителю?». Для возникновения диалоговых отношений необходимо соблюдать следующие условия:

- в диалоге от каждого требуется не только осознание своей позиции, своей уникальности, но и желание обнаружить и предъявить внутренние смыслы другим людям, - т. е. откровенность;

- желающему вступить в диалог нужно иметь сформированную установку на встречу со смыслом другого. Это предполагает умение услышать, увидеть партнёра в диалоге, войти с ним в информационный и эмоциональный резонанс;

- диалоговое общение требует от преподавателя безоценочной в привычном смысле реакции по отношению к получаемой от собеседника информации. Адекватная диалоговой позиции реакция предполагает внимание, интерес, сочувствие, благодарность за возможность соприкоснуться с миром другого и тем самым расширить свой духовный и профессиональный опыт;

- межсубъектные диалоговые отношения возможны, если есть или может быть найден общий язык, понятный той и другой стороне.

Таким образом, диалог выявляет самоценность межсубъектной человеческой реальности - сосуществования в процессе обучения.

Учебный диалог выполняет следующие функции:

- познавательную, когда выступает как источник знания, способ поиска истины;

- коммуникативную, когда выступает в качестве межсубъектного взаимодействия, в ходе которого передается отношение к информации, а её значимость подчёркивается с помощью голоса, мимики и т. д.;

- ценностную - с помощью диалога осуществляется обмен ценностями, поиск смыслов, определение системы ценностей;

- развивающую, способствующую самореализации, творческому раскрытию потенциала участников диалога.

Готовя студентов к диспуту, заблаговременно рекомендуется литература, формулируются проблемные вопросы, которым будет посвящен разговор. Так, перед диспутом на тему «В чем заключается сущность педагогического призвания?» студентам были предложены следующие вопросы:

- Каждый ли может быть настоящим учителем?

- Что такое педагогический талант и от чего он зависит?

- В чем заключается профессиональная честь учителя?

- Что такое педагогическое творчество?

- Каким должен быть современный учитель?

Представленные формы работы со студентами заметно

ускоряют их профессиональную адаптацию, способствуют формированию у них интереса к педагогической профессии, формируют глубокое понимание ее особенностей. Более того, проводимая работа стимулирует развитие педагогических способностей будущих учителей, помогает им объективнее и точнее определить свою профессиональную пригодность. Использование технологий контекстного обучения задает не только вектор развития личности, но и создает для этого все

необходимые условия. Задача учебного процесса - не планировать общую, единую и обязательную для всех линию психического развития, а помогать каждому студенту с учетом имеющегося у него опыта познаний совершенствовать и реа-лизовывать свои индивидуальные способности.

Литература

1. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М.: Высшая школа, 1991.

2. Дубовицкая Т.Д. Самоактуализация личности в контекстном обучении. - М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М. А. Шолохова, 2004.

УДК 378.146 ББК 74.580.2

РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К.Е. Романова, кандидат технических наук, доцент кафедры технологии и предпринимательства Шуйского государственного педагогического университета (910)668-63-04

Особое значение при разработке системы формирования и развития педагогического мастерства будущих учителей имеет контроль и оценка результатов деятельности студентов. Традиционно используемая в высшей школе 4-х бальная шкала контроля знаний имеет ряд существенных недостатков. Рейтинговая оценка системы знаний позволяет совместить в себе практически все достоинства известных способов контроля знаний студентов и свести к минимуму недостатки каждого из них. Она предполагает систему накопления условных единиц знаний в течение всего аттестуемого периода. В зависимости от количества баллов, полученных за каждый выполненный вид учебной деятельности, студент по завершении курса получает достаточно адекватную совокупную оценку.

Ключевые слова: педагогическое мастерство, рейтинговая система.

RATING ESTIMATION EFFECTIVENESS OF FORMATION AND DEVELOPMENT SYSTEM OF FUTURE TEACHERS'

PEDAGOGICAL MASTERY

Romanova K.E.

Working out formation and development system offuture teachers' pedagogical mastery a special significance should be paid to the control and estimation of students' activity results. Traditionally used in High School 4-mark system of knowledge control has a number of essential disadvantages. Rating knowledge estimation system allows to combine almost all advantages of the famous ways of students' knowledge control and to minimize the disadvantages of each. The system of conventional knowledge units accumulating is supposed to exist during the whole attestation period. Depending on the number of scores a student gets for every kind of educational activity, he acquires rather adequate total estimation.

Keywords: pedagogical mastery, rating system.

Система формирования и развития педагогического мастерства будущих учителей состоит из следующих компонентов: цели, содержание, средства, методы обучения и организационные формы учебного процесса.

При построении системы формирования педагогического мастерства будущих учителей мы опирались на следующие принципы:

• соответствия системы целям исследования и теоретической модели целостного процесса обучения технологии студентов;

• системности, предусматривающий построение методики обучения технологии как системы, в которой отражена логическая последовательность выделенных стратегий и взаимосвязь всех компонентов данной системы;

• технологичности, реализующий технолого-методический подход к обучению, построенному на основе четкого выделения целей и соответствующего им инструментария, этапов акцентирования внимания на целевую, процес-суально-деятельностную, управленческую, оценочную и результативную стороны этого процесса;

• включения студентов в активную разнохарактерную и разноуровневую деятельность;

• гуманности и адаптивности системы к разным группам студентов, ставящий студента в центр обучения;

• интенсивности и эффективности обучения;

• систематической обратной связи.

Система формирования и развития педагогического мастерства будущего учителя технологии состоит из пяти уровней. Первый уровень - глубокая теоретическая подготовка по проблемам инноватики. Второй уровень - проектирование уроков и психологическое обоснование проектов с позиции восприятия учащимися и стимулирование студентов к творчеству на основе сравнительного изучения малопродуктивных, непродуктивных и продуктивных систем деятельности педагогов. Третий уровень - обогащение коммуникативным и профессиональным опытом творческой личности, освоение ею инновационных технологий для повышения компетентности и развития креативности на основе обучения в процессе

проектирования и проведения деловых и ролевых игр, тренингов, сотворческих диалогов, имитационного моделирования креативной практики. Четвертый уровень - творческое проектирование. Пятый уровень - проектирование авторской системы деятельности в процессе дипломного проектирования.

Особое значение при разработке системы формирования и развития педагогического мастерства будущих учителей имеет контроль и оценка результатов деятельности студентов. Сущность любого контроля заключается в соотнесении полученных результатов с поставленной целью. «Контроль, - подчеркивает И. И. Тихонов, - это система, организация и методы получения и анализа данных, характеризующих состояние усвоения знаний на различных стадиях учебного процесса, а также использование этих данных для управления дальнейшим обучением» [4, с. 7].

Проблеме разработки объективных измерительных показателей и критериев оценки знаний, умений и навыков посвящено большое количество исследований (В.П. Беспалько, М.А. Бондаренко, Л.А. Быкова, З.Д. Жуковская, Н.Т. Краев-ская, Н.П. Петренко, Л.А. Свешникова и др.). Однако до сих пор эта проблема не решена, и, по мнению ряда авторов, служит причиной проникновения субъективизма в учебный процесс. Это проявляется в следующем: во-первых, в отсутствии четких, определенных требований к уровню сформированно-сти компетенций студентов, которые могли бы применяться всеми преподавателями в практике; во-вторых, в недостаточном уровне стандартизации способов выявления степени достижения этих требований, в отсутствии объективного инструмента оценки учебной деятельности.

Традиционно используемая в средней и высшей школе 4-х бальная шкала контроля знаний имеет ряд существенных недостатков:

• ориентирована, главным образом, на итоговый контроль знаний студентов - экзамен или зачет;

• не учитывает качество выполнения текущих заданий -регистрируется всего лишь факт выполнения по принципу «зачтено» - «не зачтено»;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.