Научная статья на тему 'Организация контроля качества при проведении налогового аудита'

Организация контроля качества при проведении налогового аудита Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
183
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА НАЛОГОВОГО АУДИТА / ПРИЕМЛЕМЫЙ АУДИТОРСКИЙ РИСК / СИСТЕМА КОНТРОЛЯ АУДИТОРСКОГО РИСКА / ОЦЕНКА АУДИТОРСКОГО РИСКА / ПРОЦЕСС КОНТРОЛЯ АУДИТОРСКОГО РИСКА / TAX AUDIT QUALITY CONTROL / ACCEPTABLE AUDIT RISK / AUDIT RISK CONTROL SYSTEM / EVALUATION OF AUDIT RISK / AUDIT RISK CONTROL PROCESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тарасова Виктория Игоревна

В статье предложен подход к совершенствованию теоретических и методологических основ по организации контроля качества важнейшего показателя аудиторской проверки с целью упростить аудиторской группе качественное проведение налогового аудита. Отсутствие теоретических и методологических основ по организации контроля качества при проведении налогового аудита на данный момент является серьезной проблемой. Определяется один из наиболее существенных показателей качества проведенной аудиторской проверки по налоговому аудиту приемлемый уровень аудиторского риска при проведении налогового аудита. Проанализировано понятие процесса контроля аудиторского риска и определены его цели. Предложена система, проанализированы виды контроля аудиторского риска при проведении аудиторской проверки по налоговому аудиту. Разработаны и предложены этапы процесса контроля аудиторского риска; раскрыты методы, влияющие на аудиторский риск и его составляющие; определена последовательность процедур контроля аудиторского риска при проведении налогового аудита.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF QUALITY CONTROL FOR TAX AUDIT

The paper presents an original approach to improving the theoretical and methodological foundations of quality control, i.e. the most important indicator of tax audit, in order to simplify and ensure quality tax audit. The lack of theoretical and methodological foundations for organizing quality control during the tax audit is now a serious problem. The author discusses one of the most important indicators of the quality of the tax audit that is an acceptable level of audit risk; analyzes the concept of audit risk management and defines its purpose. The paper presents a system of audit risk management, analyses the types of audit risk management, and puts forward a system of stages of audit risk management. The author reveals the methods affecting the audit risk and its components; and defines the sequence of procedures to manage audit risk when conducting tax audits.

Текст научной работы на тему «Организация контроля качества при проведении налогового аудита»

Viki44l@yandex.ru

УДК 657.6

Виктория Игоревна Тарасова,

аспирантка кафедры АХД и аудита, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»

ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ НАЛОГОВОГО АУДИТА

В статье предложен подход к совершенствованию теоретических и методологических основ по организации контроля качества - важнейшего показателя аудиторской проверки с целью упростить аудиторской группе качественное проведение налогового аудита. Отсутствие теоретических и методологических основ по организации контроля качества при проведении налогового аудита на данный момент является серьезной проблемой. Определяется один из наиболее существенных показателей качества проведенной аудиторской проверки по налоговому аудиту - приемлемый уровень аудиторского риска при проведении налогового аудита. Проанализировано понятие процесса контроля аудиторского риска и определены его цели. Предложена система, проанализированы виды контроля аудиторского риска при проведении аудиторской проверки по налоговому аудиту. Разработаны и предложены этапы процесса контроля аудиторского риска; раскрыты методы, влияющие на аудиторский риск и его составляющие; определена последовательность процедур контроля аудиторского риска при проведении налогового аудита.

Ключевые слова: контроль качества налогового аудита, приемлемый аудиторский риск, система контроля аудиторского риска, оценка аудиторского риска, процесс контроля аудиторского риска.

V.l. Tarasova

ORGANIZATION OF QUALITY CONTROL FOR TAX AUDIT

The paper presents an original approach to improving the theoretical and methodological foundations of quality control, i.e. the most important indicator of tax audit, in order to simplify and ensure quality tax audit. The lack of theoretical and methodological foundations for organizing quality control during the tax audit is now a serious problem. The author discusses one of the most important indicators of the quality of the tax audit that is an acceptable level of audit risk; analyzes the concept of audit risk management and defines its purpose. The paper presents a system of audit risk management, analyses the types of audit risk management, and puts forward a system of stages of audit risk management. The author reveals the methods affecting the audit risk and its components; and defines the sequence of procedures to manage audit risk when conducting tax audits.

Keywords: tax audit quality control, acceptable audit risk, audit risk control system, evaluation of audit risk, audit risk control process.

В настоящее время весьма актуальным становится изучение понятия и содержания организации контроля качества при проведении налогового аудита - существенного показателя проведенной аудиторской проверки по налоговому аудиту. В практике проведения аудиторской проверки по обязательному аудиту участники аудиторской группы в соответствии с п. 2 ФПСАД № 7 «Контроль качества выполнения заданий по аудиту» от 19.11.2008 г. № 863 должны выполнять процедуры контроля качества, применяемые к конкретному заданию по аудиту. Тем не менее, с нашей точки зрения, данное федеральное правило (стандарт) № 7 по контролю качества выполнения заданий по аудиту не применимо по отношению к налоговому аудиту, при проведении которого организация контроля качества имеет свою специфику, отличную от специфики организации контроля качества по обязательному аудиту. Отсутствие на законодательном уровне федерального правила (стандарта) по организации контроля качества налогового аудита является серьезной проблемой в теории налогового аудита.

По нашему мнению, организация контроля качества при проведении налогового аудита является неотъемлемым этапом аудиторской проверки по налоговому аудиту и формирует уверенность в том, что аудиторская организация проводит налоговый аудит в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных актов Российской Федерации, стандартами аудиторских организаций, что заключения и иные отчеты, выданные аудиторской организацией, соответствуют условиям конкретных заданий по налоговому аудиту для контроля фактически достигнутого уровня аудиторского риска, а также контроля устранения аудируемым лицом выявленных в ходе налогового аудита искажений налоговой отчетности.

С нашей точки зрения, одним из наиболее важных показателей качества проведенной аудиторской проверки по налоговому аудиту является достигнутый уровень аудиторского риска при проведении налогового аудита. Поэтому во внутреннем регламенте аудиторской организации обязательно должен быть закреплен приемлемый уровень аудиторской риска для любой ауди-

торской проверки по налоговому аудиту. Максимальный приемлемый аудиторский риск при проведении налогового аудита представляет собой субъективно установленный уровень аудиторского риска, который готов взять на себя аудитор при проведении аудиторской проверки по налоговому аудиту. Аудиторская организация во внутрифирменных стандартах должна сама установить уровень максимально приемлемого аудиторского риска при проведении налогового аудита исходя из профессиональных суждений, которые не должны противоречить федеральным стандартам аудиторской деятельности. Аудитор не может гарантировать полного отсутствия существенных искажений в налоговой отчетности аудируемого лица. Это предполагает, что уровень аудиторского риска при проведении налогового аудита должен быть больше нуля. Если фактически достигнутый аудиторский риск при проведении налогового аудита превышает приемлемый уровень аудиторского риска при проведении налогового аудита, то проведенную аудиторскую проверку по налоговому аудиту следует признать некачественной.

Систему приемлемого аудиторского риска при проведении налогового аудита можно представить в виде двухэтапного комплекса аудиторских процедур: оценки и контроля аудиторского риска при проведении налогового аудита. Оценка аудиторского риска при проведении налогового аудита представляет собой комплекс аудиторских процедур анализа аудиторского риска, определения факторов, влияющих на аудиторский риск при проведении налогового аудита, значение каждого фактора, влияющего на возникновение аудиторского риска при проведении налогового аудита во внутрифирменном стандарте организации и возможных масштабов последствий воздействия факторов аудиторского риска при проведении налогового аудита. Контроль аудиторского риска при проведении налогового аудита, по нашему мнению, состоит в разработке и реализации экономиче-

ски подтвержденных аудиторских процедур для конкретной организации, направленных на минимизацию уровня аудиторского риска до приемлемого при проведении налогового аудита и опирающихся на итоги оценки аудиторского риска по налоговому аудиту.

В теории и практике налогового аудита на сегодняшний момент полностью отсутствует общепризнанное понятие процесса контроля аудиторского риска при проведении налогового аудита, что является, несомненно, важной проблемой для дальнейшего развития теории налогового аудита.

Контроль аудиторского риска при проведении налогового аудита - этап организации контроля качества аудиторской проверки по налоговому аудиту с целью обеспечения качественных аудиторских проверок по налоговому аудиту путем осуществления аудиторских процедур, направленных на минимизацию аудиторского риска при проведении налогового аудита.

Отметим основные цели контроля аудиторского риска при проведении налогового аудита:

- определение завышенных областей аудиторского риска при проведении налогового аудита;

- оценка уровня аудиторского риска при проведении налогового аудита;

- оценка приемлемости уровня аудиторского риска при проведении налогового аудита для конкретной организации;

- разработка необходимых аудиторских процедур, направленных на минимизацию аудиторского риска при проведении налогового аудита;

- если рисковый налоговый случай произошел, принятие необходимых мер к возмещению возможного налогового ущерба.

Система контроля аудиторского риска при проведении налогового аудита включает два элемента: 1) объект контроля - аудиторский риск при проведении налогового аудита; 2) субъект контроля - аудиторскую группу (рис. 1).

Система контроля аудиторского риска при проведении налогового аудита

Объект контроля при проведении налогового аудита

Аудиторский риск при проведении налогового аудита:

- неотъемлемый риск при проведении налогового аудита (нерегулируемый);

- риск средств контроля при проведении налогового аудита (нерегулируемый);

- риск необнаружения при проведении налогового аудита (регулируемый);

- риск неоднозначной трактовки налогового законодательства при проведении налогового аудита (регулируемый);

- риск профессионального суждения аудитора, связанный с судебным прецендентом по налоговым делам (регулируемый);

- риск наступления финансовых потерь вследствие искажения налоговой отчетности аудируемого лица при проведении налогового аудита (регулируемый)

Субъект контроля

при проведении налогового аудита

Аудиторская группа:

- аудиторы;

- помощники аудитора;

- лица, имеющие прямое и косвенное отношение к аудиторской проверке по налоговому аудиту аудируемого лица

Рис. 1. Система контроля аудиторского риска при проведении налогового аудита

Таким образом, контроль аудиторского риска при проведении налогового аудита можно определить как совокупность методов, приемов и аудиторских процедур, направленных на выявление и анализ факторов, влияющих на аудиторский риск при проведении налогового аудита, оценку аудиторского риска при проведении налогового аудита, принятие конкретных мер, направленных на минимизацию аудиторского риска при проведении налогового аудита и исключение отрицательных последствий.

Необходимо применять следующие виды контроля аудиторского риска при проведении аудиторской проверки по налоговому аудиту:

- предварительный контроль аудиторского риска при проведении налогового аудита. Осуществляется аудиторской группой до начала аудиторской проверки по налоговому аудиту и проверяет готовность системы контроля аудиторского риска по налоговому аудиту к работе;

- текущий контроль аудиторского риска при проведении налогового аудита. Осуществляется аудиторской группой непосредственно в ходе аудиторской проверки по налоговому аудиту;

- последующий контроль аудиторского риска при проведении налогового аудита. Осуществляется аудиторской группой после выполнения аудиторской проверки по налоговому аудиту.

Нами были разработаны и предложены этапы процесса контроля аудиторского риска при проведении налогового аудита и раскрыты методы, влияющие на аудиторский риск при проведении налогового аудита и его составляющие (рис. 2).

С нашей точки зрения, для проведения аудиторской проверки по налоговому аудиту необходимо осуществлять следующую последовательность процедур контроля аудиторского риска при проведении налогового аудита:

- предварительный контроль аудиторского риска при проведении налогового аудита осуществляется только на этапе планирования аудиторской проверки по налоговому аудиту и включает анализ факторов, влияющих на аудиторский риск при проведении налогового аудита, обнаружение и оценку компонентов аудиторского риска при проведении налогового аудита;

- текущий контроль аудиторского риска при проведении налогового аудита осуществляется на этапе планирования и проведения налогового аудита и включает оценку составляющих аудиторского риска при проведении налогового аудита, выбор и применение методов воздействия на аудиторский риск при проведении налогового аудита;

- последующий контроль аудиторского риска при проведении налогового аудита выполняется только на завершающем этапе налогового аудита и включает анализ полученных результатов по итогам налогового аудита.

Таким образом, предлагаемая последовательность процедур контроля аудиторского риска при проведении налогового аудита поможет аудиторской группе оптимизировать свои действия в отношении аудиторского риска

Рис. 2. Этапы контроля аудиторского риска при проведении налогового аудита и методы воздействия на него

по налоговому аудиту и последовательно распределить обязанности среди аудиторов на основных этапах аудиторской проверки при проведении налогового аудита и, следовательно, обеспечить качественное проведение налогового аудита.

Организация контроля качества налогового аудита слабо регламентирована действующим российским законодательством. По нашему мнению, необходима разработка правовых и методологических основ к пониманию организации качества налогового аудита и ее со-

ставляющих при проведении налогового аудита. С этой целью необходимо разработать федеральное правило (стандарт) «Контроль качества выполнения заданий по налоговому аудиту», раскрывающее аудиторские процедуры контроля качества по отношению к налоговому аудиту, что поможет решить одну из существенных проблем в теории налогового аудита.

1. Подольский В.И., Савин А.А. Аудит. М: Юрайт, 2013.

2. Савин А.А., Савина А.А. Аудит налогообложения. 2-е изд. М: ИНФРА, 2014.

^SjP udalov@ef.unn.ru Фёдор Егорович Удалое,

доктор экономических наук, профессор кафедры «Менеджмент и государственное управление», Институт экономики и предпринимательства Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского

Олег Фёдорович Удалов,

доктор экономических наук, профессор кафедры ««Мировая экономика и региональные рынки», Институт экономики и предпринимательства Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского

Николай Анатольевич Воронов,

кандидат экономических наук, генеральный директор, Нижегородское научно-производственное объединение

им. М.В. Фрунзе

Наталья Александровна Ягунова,

кандидат экономических наук, доцент кафедры ««Менеджмент и государственное управление», Институт экономики и предпринимательства УДК338.24 Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского

ЦСУ И РЫНОК: ОПРАВДАНО ЛИ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ?

В статье дается оценка роли управления в эффективности функционирования любой организационной структуры. Констатируется, что любая экономика является рыночной. Определяются функции рынка как неотъемлемой организационной структуры экономики, главная задача которой - быть поставщиком информации. Утверждается, что без определенной централизации функций управления не может нормально функционировать ни одна организационная структура. Сам же уровень централизации зависит от соотношения между спросом и предложением на произведенную продукцию.

Ключевые слова: материальное производство, централизованная система управления, функции управления, рыночная и централизованная экономика, рыночные законы, персонификация решений.

F.Ye. Udalov, O.F. Udalov, N.A. Voronov, N.A. Yagunova

CENTRALIZED MANAGEMENT SYSTEM AND FREE ENTERPRISE:

IS THERE A CONTRADICTION?

The paper assesses the role of management in effective functioning of any organizational structure. The authors state that any economy is a market economy, define market function as an integral function of the organizational structure of the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.