УДК 373.24
ОРГАНИЗАЦИЯ КОНСТРУКТИВНО-МОДЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ
Козлова Екатерина Валерьевна.
Россия. г. Новосибирск, МКДОУ № 496 «Золушка», воспитатель, yugyana2009@yandex.ru.
Аннотация. В статье представлен современный творческий подход к организации продуктивной деятельности с детьми разных возрастных групп в условиях ДОУ.
Ключевые слова: конструктивно-модельная деятельность, художественно -эстетическое развитие, дети дошкольного возраста.
ORGANIZATION OF DESIGN AND MODEL ACTIVITIES IN DOW
Kozlova Ekaterina Valeryevna.
Russia. Novosibirsk, Municipal Budgetary Preschool Educational Establishment kindergarten № 496, educator, yugyana2009@yandex.ru.
Abstract. Modern creative approach to organizing productive activities with children of different age groups in the conditions of pre-SCHOOL education is presented in the article.
Key words: constructive-modeling activities, artistic and aesthetic development of children of preschool age.
В настоящее время цель и результат образовательной деятельности в ДОУ, согласно модернизации дошкольного образования, предполагает не сумму знаний, умений и навыков, а приобретаемые ребенком способности и качества, которые задают целевые ориентиры ФГОС дошкольного образования.
Непосредственно образовательная деятельность в нашем детском саду плавно вытекает в продуктивную деятельность детей - деятельность, которая организуется при непосредственном участии педагога с целью получения заданного продукта, обладающего определенными заданными качествами: это лепка, аппликация, рисунок, конструирование из различных материалов. Далее подробнее остановимся на конструктивно-модельной деятельности, ее организации и современного взгляда требований ФГОС ДО. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования конструктивно-модельная деятельность относится к образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Осуществление конструктивно-модельной деятельности представляет собой методику обучения детей конструированию из счетных палочек, бумаги, картона, дерева, лего -конструктора, бросового материала, природного материала и т.д.
Было замечено, что большинство детей затрудняются создавать сооружения, поделки по схемам, моделям; не владеют навыками чтения условных обозначений и точного им следования; строительные игры однообразны и бедны по своему содержанию. Была поставлена цель -развивать у детей конструктивно-модельные действия.
Во второй младшей группе изготавливаются разнообразные постройки из конструкторов разного вида. Конструирование по образцу занимает особое место. Детям предлагают образцы построек, выполненные из деталей конструктора, и показывают способы их воспроизведения. В рамках этой формы решаются задачи, которые обеспечивают переход к самостоятельной поисковой деятельности детей, также идет активное развитие наглядно -образного мышления.
В средней группе уже изготавливаются более сложные постройки из конструктора. Детям предлагают способы воспроизведения, которым постройка должна соответствовать, нацеливают и определяют условия и нацеливают на результат. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать последовательность работы и на основе анализа строить практическую деятельность достаточно сложной структуры. Такая форма развивает творческое конструирование, однако, в том случае, когда дети овладели определенным опытом. В данной возрастной группе детям предлагается общая тематика конструкций, и они сами создают замыслы своих конкретных построек, выбирают для себя материал и способы выполнения. Идет закрепление знаний и умений. Совершенствование конструктивных навыков, развитие пространственной ориентации, пробуждение творческой фантазии детей осуществляется в процессе знакомства с техникой «оригами». Дети учатся анализировать при выполнении возможных манипуляций с бумагой: складывать, сворачивать, скручивать, свертывать, мять, рвать на нужные кусочки. Они активно и с большим удовольствием работают с бумагой, используют изготовленные игрушки в процессе игровой самостоятельной деятельности. Первоначально педагог выполняет работу совместно с ребенком, обращает внимание на ее пошаговую инструкцию. Данный вид работы повторяется несколько раз. Постепенно дети сами начинают использовать алгоритм действий самостоятельно. Применение данного приема благотворно влияет на развитие познавательных психических процессов: восприятия, внимания, логического мышления, способности к самоконтролю, самостоятельной творческой деятельности. На этом этапе обучения все поделки основаны на простых базовых формах: «Треугольник», «Воздушный змей», «Конфетка», «Книжка».
В старшей группе начинается активная деятельность с использованием бросового материала. Дети знакомятся с его свойствами, разнообразной структурой, учатся не только мастерить, но и мыслить. Конструируют из пластиковых стаканчиков, разнообразных крышек; оформляют детали из пластилина, салфеток, зубочисток и так далее. Знакомятся с простым построением каркаса, дорисовывают его, добавляя к основе дополнительные детали. В результате дети усваивают общий принцип конструирования данного
направления, учатся выделять особенности конструкции, исходя из заданного каркаса [7]. Это способствует развитию воображения творчества, совершенствуются конструктивные навыки, изобретательность. Продолжается изготовление более сложных поделок в технике оригами, выполненных на основе ранее изученных и освоенных базовых форм. Идет знакомство с новыми формами: «Двойной треугольник», «Двойной квадрат», «Конверт», «Дом», «Дверь».
Конструктивно-модельная деятельность в подготовительной группе занимает особое значение, так как является неотъемлемой частью при подготовке к школе, формированию пространственных представлений. Детям предоставляется возможность проявить самостоятельность и творчество на всех этапах выполнения поделки, как в плане подбора материала, так и выбора приемов работы. Широко используется разнообразный нетрадиционный материал: коробки, пенопласт, поролон, проволока в оболочке, катушки, шпульки, флаконы и др. Создаются условия творческого поиска, развития творческих познавательных способностей, которые являются предпосылкой становления творческого мышления. Идет вовлечение в творческий поиск благодаря созданию проблемной ситуации. Интерес к конструированию поддерживается не только грамотным проведением занятий и индивидуальной работы с детьми, но созданием благоприятной среды для совместной деятельности детей и родителей в этом направлении. Создание разнообразных поделок из бросового материала помогает реализовать серьезные образовательные задачи, поскольку в процессе увлекательной творческой деятельности детей создаются необходимые условия, стимулирующие полноценное развитие дошкольника в соответствии с требованиями ФГОС. Также в данной возрастной группе осуществляется знакомство с архитектурой, как видом искусства, процессом и особенностями создания архитектурной среды, с последующим построением сооружений по своему проекту. Данное направление дает возможность познакомить детей с чертежами, схемами, уметь использовать шаблоны, а в дальнейшем видеть детали в трех измерениях. В результате обучения развивается образное мышление, познавательно -творческие способности [4].
Родители активно участвуют в организации совместной деятельности, подбирают различный материал для поделок, совместно с детьми изготавливают сооружения. Постройки, изготовленные детьми совместно с родителями, используются в различных образовательных областях, видах деятельности, разнообразных играх детей. Очень важно поощрять ребенка в его деятельности, фокусировать внимание на удавшихся моментах, одобрять и поддерживать и что особенно важно - обязательно за конкретные его успехи, вызвать чувство уверенности в своих силах, заинтересованность и повысить мотивацию к предстоящей деятельности. Ведь известно, что ни один ребенок еще не родился не творческим [6].
Таким образом, занятия конструированием стимулируют любознательность, развивают образное и пространственное мышление, активизируют фантазию и воображение, пробуждают инициативность и
самостоятельность, а также интерес к изобретательству и творчеству. Перед нами стоит важнейшая задача - создать необходимые условия для вовлечения ребёнка в интереснейший вид деятельности, позволяющий раскрыть его потенциальные способности.
Библиографический список.
1. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. Москва: Просвещение, 1992. -207 с.
2. Горбушна С.Б. Игровые дидактические пособия для развития мелкой моторики и познавательных процессов у дошкольников. Москва: Детство-Пресс, 2018. - 50 с.
3. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: опыты и эксперименты для дошкольников Москва: ТЦ Сфера, 2010. - 188 с.
4. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: программа и конспекты занятий Москва: ТЦ Сфера, 2009. - 240 с.
5. Лиштван З.В. Конструирование: пособие для воспитателя детского сада. Москва: Просвещение, 1981. - 159 с.
6. Одинокова Н.А., Симонова Е.А. Уроки творчества в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья //Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. № S11. - С. 62-68.
7. Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. Москва: Академия, 2009. - 186 с.