Научная статья на тему 'Организация конструктивно-модельной деятельности в ДОУ'

Организация конструктивно-модельной деятельности в ДОУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1124
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
конструктивно-модельная деятельность / художественно-эстетическое развитие / дети дошкольного возраста / constructive-modeling activities / artistic and aesthetic development of children of preschool age

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козлова Екатерина Валерьевна

В статье представлен современный творческий подход к организации продуктивной деятельности с детьми разных возрастных групп в условиях ДОУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF DESIGN AND MODEL ACTIVITIES IN DOW

Modern creative approach to organizing productive activities with children of different age groups in the conditions of pre-SCHOOL education is presented in the article.

Текст научной работы на тему «Организация конструктивно-модельной деятельности в ДОУ»

УДК 373.24

ОРГАНИЗАЦИЯ КОНСТРУКТИВНО-МОДЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ

Козлова Екатерина Валерьевна.

Россия. г. Новосибирск, МКДОУ № 496 «Золушка», воспитатель, yugyana2009@yandex.ru.

Аннотация. В статье представлен современный творческий подход к организации продуктивной деятельности с детьми разных возрастных групп в условиях ДОУ.

Ключевые слова: конструктивно-модельная деятельность, художественно -эстетическое развитие, дети дошкольного возраста.

ORGANIZATION OF DESIGN AND MODEL ACTIVITIES IN DOW

Kozlova Ekaterina Valeryevna.

Russia. Novosibirsk, Municipal Budgetary Preschool Educational Establishment kindergarten № 496, educator, yugyana2009@yandex.ru.

Abstract. Modern creative approach to organizing productive activities with children of different age groups in the conditions of pre-SCHOOL education is presented in the article.

Key words: constructive-modeling activities, artistic and aesthetic development of children of preschool age.

В настоящее время цель и результат образовательной деятельности в ДОУ, согласно модернизации дошкольного образования, предполагает не сумму знаний, умений и навыков, а приобретаемые ребенком способности и качества, которые задают целевые ориентиры ФГОС дошкольного образования.

Непосредственно образовательная деятельность в нашем детском саду плавно вытекает в продуктивную деятельность детей - деятельность, которая организуется при непосредственном участии педагога с целью получения заданного продукта, обладающего определенными заданными качествами: это лепка, аппликация, рисунок, конструирование из различных материалов. Далее подробнее остановимся на конструктивно-модельной деятельности, ее организации и современного взгляда требований ФГОС ДО. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования конструктивно-модельная деятельность относится к образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Осуществление конструктивно-модельной деятельности представляет собой методику обучения детей конструированию из счетных палочек, бумаги, картона, дерева, лего -конструктора, бросового материала, природного материала и т.д.

Было замечено, что большинство детей затрудняются создавать сооружения, поделки по схемам, моделям; не владеют навыками чтения условных обозначений и точного им следования; строительные игры однообразны и бедны по своему содержанию. Была поставлена цель -развивать у детей конструктивно-модельные действия.

Во второй младшей группе изготавливаются разнообразные постройки из конструкторов разного вида. Конструирование по образцу занимает особое место. Детям предлагают образцы построек, выполненные из деталей конструктора, и показывают способы их воспроизведения. В рамках этой формы решаются задачи, которые обеспечивают переход к самостоятельной поисковой деятельности детей, также идет активное развитие наглядно -образного мышления.

В средней группе уже изготавливаются более сложные постройки из конструктора. Детям предлагают способы воспроизведения, которым постройка должна соответствовать, нацеливают и определяют условия и нацеливают на результат. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать последовательность работы и на основе анализа строить практическую деятельность достаточно сложной структуры. Такая форма развивает творческое конструирование, однако, в том случае, когда дети овладели определенным опытом. В данной возрастной группе детям предлагается общая тематика конструкций, и они сами создают замыслы своих конкретных построек, выбирают для себя материал и способы выполнения. Идет закрепление знаний и умений. Совершенствование конструктивных навыков, развитие пространственной ориентации, пробуждение творческой фантазии детей осуществляется в процессе знакомства с техникой «оригами». Дети учатся анализировать при выполнении возможных манипуляций с бумагой: складывать, сворачивать, скручивать, свертывать, мять, рвать на нужные кусочки. Они активно и с большим удовольствием работают с бумагой, используют изготовленные игрушки в процессе игровой самостоятельной деятельности. Первоначально педагог выполняет работу совместно с ребенком, обращает внимание на ее пошаговую инструкцию. Данный вид работы повторяется несколько раз. Постепенно дети сами начинают использовать алгоритм действий самостоятельно. Применение данного приема благотворно влияет на развитие познавательных психических процессов: восприятия, внимания, логического мышления, способности к самоконтролю, самостоятельной творческой деятельности. На этом этапе обучения все поделки основаны на простых базовых формах: «Треугольник», «Воздушный змей», «Конфетка», «Книжка».

В старшей группе начинается активная деятельность с использованием бросового материала. Дети знакомятся с его свойствами, разнообразной структурой, учатся не только мастерить, но и мыслить. Конструируют из пластиковых стаканчиков, разнообразных крышек; оформляют детали из пластилина, салфеток, зубочисток и так далее. Знакомятся с простым построением каркаса, дорисовывают его, добавляя к основе дополнительные детали. В результате дети усваивают общий принцип конструирования данного

направления, учатся выделять особенности конструкции, исходя из заданного каркаса [7]. Это способствует развитию воображения творчества, совершенствуются конструктивные навыки, изобретательность. Продолжается изготовление более сложных поделок в технике оригами, выполненных на основе ранее изученных и освоенных базовых форм. Идет знакомство с новыми формами: «Двойной треугольник», «Двойной квадрат», «Конверт», «Дом», «Дверь».

Конструктивно-модельная деятельность в подготовительной группе занимает особое значение, так как является неотъемлемой частью при подготовке к школе, формированию пространственных представлений. Детям предоставляется возможность проявить самостоятельность и творчество на всех этапах выполнения поделки, как в плане подбора материала, так и выбора приемов работы. Широко используется разнообразный нетрадиционный материал: коробки, пенопласт, поролон, проволока в оболочке, катушки, шпульки, флаконы и др. Создаются условия творческого поиска, развития творческих познавательных способностей, которые являются предпосылкой становления творческого мышления. Идет вовлечение в творческий поиск благодаря созданию проблемной ситуации. Интерес к конструированию поддерживается не только грамотным проведением занятий и индивидуальной работы с детьми, но созданием благоприятной среды для совместной деятельности детей и родителей в этом направлении. Создание разнообразных поделок из бросового материала помогает реализовать серьезные образовательные задачи, поскольку в процессе увлекательной творческой деятельности детей создаются необходимые условия, стимулирующие полноценное развитие дошкольника в соответствии с требованиями ФГОС. Также в данной возрастной группе осуществляется знакомство с архитектурой, как видом искусства, процессом и особенностями создания архитектурной среды, с последующим построением сооружений по своему проекту. Данное направление дает возможность познакомить детей с чертежами, схемами, уметь использовать шаблоны, а в дальнейшем видеть детали в трех измерениях. В результате обучения развивается образное мышление, познавательно -творческие способности [4].

Родители активно участвуют в организации совместной деятельности, подбирают различный материал для поделок, совместно с детьми изготавливают сооружения. Постройки, изготовленные детьми совместно с родителями, используются в различных образовательных областях, видах деятельности, разнообразных играх детей. Очень важно поощрять ребенка в его деятельности, фокусировать внимание на удавшихся моментах, одобрять и поддерживать и что особенно важно - обязательно за конкретные его успехи, вызвать чувство уверенности в своих силах, заинтересованность и повысить мотивацию к предстоящей деятельности. Ведь известно, что ни один ребенок еще не родился не творческим [6].

Таким образом, занятия конструированием стимулируют любознательность, развивают образное и пространственное мышление, активизируют фантазию и воображение, пробуждают инициативность и

самостоятельность, а также интерес к изобретательству и творчеству. Перед нами стоит важнейшая задача - создать необходимые условия для вовлечения ребёнка в интереснейший вид деятельности, позволяющий раскрыть его потенциальные способности.

Библиографический список.

1. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. Москва: Просвещение, 1992. -207 с.

2. Горбушна С.Б. Игровые дидактические пособия для развития мелкой моторики и познавательных процессов у дошкольников. Москва: Детство-Пресс, 2018. - 50 с.

3. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: опыты и эксперименты для дошкольников Москва: ТЦ Сфера, 2010. - 188 с.

4. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: программа и конспекты занятий Москва: ТЦ Сфера, 2009. - 240 с.

5. Лиштван З.В. Конструирование: пособие для воспитателя детского сада. Москва: Просвещение, 1981. - 159 с.

6. Одинокова Н.А., Симонова Е.А. Уроки творчества в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья //Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. № S11. - С. 62-68.

7. Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. Москва: Академия, 2009. - 186 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.