Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ КАЗНАЧЕЙСКОГО ИСПОЛНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ПО РАСХОДАМ'

ОРГАНИЗАЦИЯ КАЗНАЧЕЙСКОГО ИСПОЛНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ПО РАСХОДАМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
14
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАСХОДЫ / БЮДЖЕТ / БЮДЖЕТНЫЕ АССИГНОВАНИЯ / ЛИМИТЫ БЮДЖЕТНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Филичкина Ю. Ю., Кормилицына И. С.

В статье рассматриваются расходы федерального бюджета в Республике Мордовия. Проведен анализ динамики и структуры расходной части федерального бюджета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ КАЗНАЧЕЙСКОГО ИСПОЛНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ПО РАСХОДАМ»

связи с увеличением общего количества поставленных на учет Сведений о принятом бюджетном обязательстве количество зарегистрированных заявок на внесение изменений в бюджетное обязательство и заявок на перерегистрацию бюджетного обязательства также увеличивается.

Использованные источники:

1. Приказ Казначейства России от 21.06.2013 №8н «О внесении изменений в Порядок открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства, утвержденный приказом Федерального казначейства от 29 декабря 2012 г. №24н»

2. Бабурин А. В. Казначейская система исполнения бюджетов Учебное пособие [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http: //userdocs.ru/ekonomika

3. Официальный сайт Казначейства России [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: www.roskazna.ru

Филичкина Ю.Ю., к. э.н.

доцент

кафедра «Финансы и кредит» Кормилицына И. С. студент 5 курса экономический факультет ФГБОУВПО «МГУ им. Н.П. Огарева»

Россия, г. Саранск ОРГАНИЗАЦИЯ КАЗНАЧЕЙСКОГО ИСПОЛНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ПО РАСХОДАМ

В статье рассматриваются расходы федерального бюджета в Республике Мордовия. Проведен анализ динамики и структуры расходной части федерального бюджета.

Ключевые слова: расходы, бюджет, бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств.

Выполнение обязательств государства в виде осуществления расходов бюджета напрямую зависит от сложившейся макроэкономической обстановки. Исследуемый период времени (2009-2013 гг.) считается посткризисным в мировом масштабе, и, следовательно, определяет непростые условия для исполнения бюджета.

Характеризуя макроэкономическое положение страны в 2013 году, можно отметить, что наблюдалось снижение темпов роста российской экономики, прирост ВВП России составил 1,3%, что связано как со сложной ситуацией в мировой экономике, так и с замедлением темпов роста внутреннего спроса [1].

По данным Министерства экономики Республики Мордовия социально-экономическая ситуация в регионе за 2013 год характеризовалась увеличением объемов отгруженной промышленной продукции крупными и

средними предприятиями, сельскохозяйственного производства, инвестиций в основной капитал, сохранением положительной динамики на потребительском рынке, стабильной ситуацией на рынке труда. Увеличились среднемесячная номинальная начисленная и реальная заработная плата, реальные располагаемые денежные доходы населения, денежные доходы на душу населения [2].

Чтобы обозначить влияние расходов федерального бюджета на социально-экономическое положение Республики Мордовия в течение 20092013 гг., проанализируем распределение бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств по разделам расходов бюджетов через Управление Федерального казначейства по Республике Мордовия (таблица 1)

Таблица 1 - Распределение расходов федерального бюджета в Республике Мордовия за 2009-2013 гг., млн.руб.

Наименование раздела Бюджетные ассигнования, Лимиты бюджетных обязательств

2009 2010 2011 2012 2013

"Общегосударственные вопросы" 1 545,7 1 486,9 1 694,0 1 476,5 1 573,6

"Национальная оборона" 299,3 355,2 216,7 154,5 161,2

"Национальная безопасность и правоохранительная деятельность" 4 253,8 4 483,0 5 410,0 8 294,0 9 438,8

"Национальная экономика" 280,6 319,3 366,9 168,0 241,6

"Жилищно-коммунальное хозяйство" 405,2 46,8 50,2 163,0 58,2

"Охрана окружающей среды" 53,1 68,7 138,7 37,9 18,8

"Образование" 1 830,5 1 850,0 2 301,8 614,2 331,3

"Здравоохранение" 262,2 294,9 395,6 351,8 408,2

"Социальная политика" 114,7 126,7 177,4 330,9 349,1

ИТОГО: 9 045,2 9 031,5 10 751,3 11 590,8 12 580,7

Согласно данным, представленным в таблице 1, наблюдается тенденция по увеличению бюджетных ассигнований федерального бюджета, направляемых в экономику Республики Мордовия. Такому повышательному тренду способствовало увеличение следующих разделов расходов: общегосударственные расходы, национальная безопасность и правоохранительная деятельность, здравоохранение, социальная политика. По остальным разделам произошло сокращение расходов.

Особо следует выделить расходы по разделу «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность», их абсолютный рост за

2009-2013 гг. составил 5 185 млн.руб. Причиной существенно увеличившихся расходов по данной статье стало реформирование в течение 2012-2013 гг. системы денежного довольствия и пенсионного обеспечения военнослужащих и приравненных к ним категорий граждан, в результате которого уровень оплаты их труда повысился в 2 раза. Кроме того, начиная с 1 января 2012 г. финансовое обеспечение полиции полностью стало финансироваться за счет федеральных средств бюджета.

Расходы на образование не имеют определенной тенденции: рост с 1830,5 млн.руб. (2009 г.) до 2301,08 млн.руб. (2011 г.) сменился стремительным падением в последующих годах. Разница между наибольшим и наименьшим значением составила 1 970,5 млн.руб.. Уменьшение бюджетных ассигнований на образование обусловлено передачей с 1 января 2012 года обеспечения деятельности образовательных учреждений среднего профессионального образования за счет средств регионального бюджета Республики Мордовия, а также завершением в 2013 году реализации мероприятий по модернизации региональных систем общего образования и федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России».

Чтобы понять, как изменялись бюджетные ассигнования в разрезе каждого года, составим таблицу , где отразим темп роста/снижения расходов.

Таблица 2 - Динамика изменений расходов федерального бюджета в Республике Мордовия ____

Наименование раздела 2010 к 2009 2011 к 2010 2012 к 2011 2013 к 2012 2013 к 2009

млн. руб. % млн.р уб. % млн.ру б. % млн.р уб. % млн.ру б. %

Общегосударс твенные вопросы 58,80 96,2 207,1 0 113,9 217,50 87,2 97,10 106,6 27,90 101,8

Национальная оборона 55,90 118,7 138,5 0 61,0 -62,20 71,3 6,70 104,3 138,10 53,9

Национальная безопасность и правоохранит ельная деятельность 229,2 0 105,4 927,0 0 120,7 2 884,00 153,3 1 144,8 0 113,8 5 185,00 221,9

Национальная экономика 38,70 113,8 47,60 114,9 198,90 45,8 73,60 143,8 -39,00 86,1

Жилищно- коммунальное хозяйство 358,4 0 11,5 3,40 107,3 112,80 324,7 104,8 0 35,7 347,00 14,4

Охрана окружающей среды 15,60 129,4 70,00 201,9 100,80 27,3 -19,10 49,6 -34,30 35,4

Образование 19,50 101,1 451,8 0 124,4 1687,6 0 26,7 282,9 0 53,9 -1 499,20 18,1

Здравоохране 32,70 112,5 100,7 134,1 -43,80 88,9 56,40 116,0 146,00 155,7

ние 0

Социальная 12,00 110,5 50,70 140,0 153,50 186,5 18,20 105,5 234,40 304,4

политика

ИТОГО: 13,70 99,8 1 719,8 0 119,0 839,50 107,8 989,9 0 108,5 3 535,50 139,1

Представленная в таблице 2 информация свидетельствует о том, что расходы по разделу «Общегосударственные вопросы» не имеют определенной тенденции и, в сравнении с другими разделами, относительно постоянны: наибольший рост за год был в 2011 г. и составил 14%, а снижение - в 2012 г. на 13%.

Расходы в рамках раздела «Национальная оборона» продемонстрировали рост в 2010 г. на 19% или на 56 млн. руб. в абсолютном выражении, а в последующих периодах времени наблюдалось их существенное сокращение: в итоге расходы в 2013 году по данному разделу составили лишь 54% от уровня 2009 г. Это вызвано реформой вооруженных сил РФ 2008-2009 гг., которая предусматривает значительное сокращение численности воинских частей, следовательно, и расходов на оплату их труда.

Росту расходов по разделу «Национальная экономика» в 2010-2011 гг., который ежегодно составлял 13-14%, также способствовала подготовка к празднованию Тысячелетия единения мордовского народа с народами Российского государства, которое проходило в республике в конце августа 2012 года. Средства направлялись на строительство дорог, больниц, детских садов, школ, спортивных и культурных объектов. Если сравнивать 2012 г. с 2011 г, то расходы по данному разделу сократились на 200 млн.руб., а в 2013 г. (по отношению к 2012 г.) увеличились на 73,6 млн. руб. Во многом это явилось следствием завершения следующих инвестиционных проектов в Мордовии, софинансирование которых осуществлялось в том числе и за счет средств федерального бюджета:

- строительство комбикормового завода в Рузаевском районе Республики Мордовия;

- создание коммунальной и энергетической инфраструктуры и строительство завода по производству твердых сыров мощностью 250 тонн молока в сутки в г. Инсар.

Расходы по статье «Жилищно-коммунальное хозяйство» резко сократились в 2010 г. на 358 млн.руб. и составили 11,6% от уровня 2009 г. Это явилось следствием того, что с 2010 года предусматривался отказ от софинансирования из федерального бюджета отдельных полномочий субфедерального уровня в части услуг ЖКХ. В соответствии с Жилищным

кодексом РФ и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации финансирование расходов по предоставлению субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг осуществляется из бюджетов субъектов РФ. К началу 2002 года у субъектов Российской Федерации образовалась значительная задолженность по выплате гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. В целях оказания финансовой помощи регионам по выполнению ими полномочий по предоставлению субсидий гражданам и ликвидации задолженности, с 2002 года в федеральном бюджете предусматривались средства на частичное возмещение расходов бюджетов по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. К 2010 году доля выплаченных гражданам субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации составила более 95% от начисленных, поэтому было решено с 2010 года отменить софинансирование указанных расходов из федерального бюджета [3]. В 2011 г. расходы по статье «Жилищно-коммунальное хозяйство» несколько увеличились в сравнении с 2010 г. (рост составил 7%), в 2012 г. расходы по данному разделу увеличились на 113 млн.руб., но в 2013 г. сократились почти на столько же - на 104 млн.руб.

Увеличение бюджетных ассигнований из федерального бюджета в течение 2010-2011 гг., направленных на охрану окружающей среды, составило 129% и 260% в сравнении с 2009 г. В последующие годы финансирование расходов по данной статье в большей степени стало осуществляться за счет средств республиканского бюджета, что выражается в следующих значениях: темп роста в 2012 году составил 71,3% от уровня 2009 года, в 2013году - 35,4%. Кроме того, планируется и дальше сокращать финансировать расходы по данному направлению за счет федерального бюджета и больше использовать республиканские средства. Так, в рамках государственной программы Республики Мордовия «Охрана окружающей среды и повышение экологической безопасности на 2014-2018 годы» к 2019 году в Мордовии планируется увеличение количества мероприятий, направленных на повышение уровня экологической культуры, воспитания и просвещения населения республики. Программа также предусматривает внедрение системы современных технологий сбора отходов, в том числе строительство мусороперерабатывающего комплекса в Саранске и семи мусороперегрузочных станций в районах республики.

Динамика расходов федерального бюджета на социальную сферу Республики Мордовия неоднозначна: положительная тенденция наблюдается по разделам «Здравоохранение» и «Социальная политика». Расходы на образование, финансируемые за счет федеральных средств, сокращаются в 2012-2013 годах, что в относительном выражении к уровню 2009 года выглядит как 33,6% и 18,1%.

Расходы в области социальной политики ежегодно демонстрировали рост: наибольший из них был отмечен в 2012 году - увеличение составило 86% в сравнении с 2011 г. В итоге за рассматриваемый период расходы по разделу «Социальная политика» увеличились в 3 раза. Это стало возможным, в основном, за счет мер по обеспечению сбалансированности бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации. Также в рамках проведения мероприятий по ликвидации бедности среди пенсионеров с самым низким уровнем доходов, начиная с 2010 года установлена федеральная социальная доплата к пенсии и региональная социальная доплата к пенсии, в результате чего выполнена задача по достижению общего уровня материального обеспечения каждого пенсионера не ниже величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации.

Расходы федерального бюджета, направляемые на здравоохранение Республики Мордовия, в течение 2009-2013 гг. имеют положительную тенденцию за исключением 2012 г., когда произошло их сокращение на 43 млн.руб. или 11%. Уменьшение расходов федерального бюджета на здравоохранение было вызвано, в основном, тем, что в рамках проводимой реформы здравоохранения денежные выплаты врачам, участковым врачам-педиатрам, врачам общей (семейной) практики, медицинским сестрам, работающим с названными врачами в муниципальных учреждениях, медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, а также врачам, фельдшерам и медсестрам, по проведению мероприятий по дополнительной диспансеризации работающих граждан, диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, планируется осуществлять за счет средств обязательного медицинского страхования. В целом расходы по разделу «Здравоохранение» увеличились за рассматриваемый пятилетний период на 55%. Продолжение реализации программ здравоохранения соответствует проводимой политике государства по повышению доступности медицинской помощи.

Обозначенные тенденции наглядно можно представить на рисунке 1 (за базисный мы приняли значения расходов 2009 года).

"Социальная политика" "Здравоохранение" "Образование" "Охрана окружающей среды" "Жилищно-коммунальное хозяйство"

"Национальная экономика"

"Национальная безопасность и правоохранительная деятельность"

"Национальная оборона" "Общегосударственные вопросы"

0% 50% 100% 150% 200% 250% 300% 350%

Рисунок 1 - Динамика расходов федерального бюджета в Республике Мордовия за 2010-2013 гг., %

Рассмотрим расходную часть федерального бюджета, исполняемую через УФК по РМ, в структурном выражении (таблица 3).

Таблица 3 - Структура расходов федерального бюджета в Республике Мордовия за 2009-2013 гг.__

Наименование раздела Удельный вес

2009 2010 2011 2012 2013

"Общегосударственные вопросы" 17,1% 16,5% 15,8% 12,7% 12,5%

"Национальная оборона" 3,3% 3,9% 2,0% 1,3% 1,3%

"Национальная безопасность и правоохранительная деятельность" 47,0% 49,6% 50,3% 71,6% 75,0%

"Национальная экономика" 3,1% 3,5% 3,4% 1,4% 1,9%

"Жилищно-коммунальное хозяйство" 4,5% 0,5% 0,5% 1,4% 0,5%

"Охрана окружающей среды" 0,6% 0,8% 1,3% 0,3% 0,1%

"Образование" 20,2% 20,5% 21,4% 5,3% 2,6%

"Здравоохранение" 2,9% 3,3% 3,7% 3,0% 3,2%

"Социальная политика" 1,3% 1,4% 1,7% 2,9% 2,8%

ИТОГО: 100,0% 100,0% 100,0% 100,0% 100,0%

Наибольшую долю в структуре расходов федерального бюджета, финансируемых в экономику Республики Мордовия, имеют расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность, причем их удельный вес в общей структуре расходов имеет тенденцию к увеличению: 47% в 2009 г. против 75% в 2013 г.

2013 2012 2011 2010

Расходы на образование в течение 2010-2012 гг. занимали второе место по удельному весу и составляли 20-21%. В последующих годах они сокращались. В 2013 г. их доля равнялась 2,6% .

Третьей по величине статьей расходов являются расходы по разделу «Общегосударственные вопросы». Их доля в общей сумме расходов снизилась с 17,1% в 2009 г. до 12,5% в 2013 г. Аналогичный тренд наблюдается по следующим разделам расходов: «Национальная оборона», «Национальная экономика», «Жилищно-коммунальное хозяйство», «Охрана окружающей среды». На долю каждого из них приходится менее 2% в структуре расходов 2013 г.

В течение рассматриваемого периода наблюдается устойчивая тенденция по увеличению доли расходов по разделу «социальная политика»: от 1,3% (2009 г.) до 2,8% (2013 г.). Доля расходов федерального бюджета, направляемых на здравоохранение Республики Мордовия, за исследуемый период относительно постоянна и находится в диапазоне 2,9%-3,7%.

На рисунке 2 покажем структуру расходов, финансируемых из федерального бюджета в Республику Мордовия.

■ "Общегосударственные вопросы"

■ "Национальная оборона"

■ "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность"

■ "Национальная экономика"

■ "Жилищно-коммунальное хозяйство"

■ "Охрана окружающей среды"

■ "Образование"

■ "Здравоохранение"

■ "Социальная политика" 0% 20% 40% 60% 80% 100%

Рисунок 2 - Структура расходов федерального бюджета в Республике Мордовия за 2009-2013 гг., %

Таким образом, за рассматриваемый период времени увеличился размер бюджетных ассигнований федерального бюджета, распределяемых через УФК по РМ в экономику региона. Особо динамичный рост показали расходы по разделу «национальная безопасность и правоохранительная деятельность». Вместе с тем, существенно снизились расходы федерального бюджета, финансируемые на образование и жилищно-коммунальное хозяйство субъекта. Причиной является перераспределение между федеральным и субфедеральным уровнем обязательств по финансированию отдельных статей расходов.

Использованные источники: 1. Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (предварительные итоги). - Москва. 2014. [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://www.minfin.ru/ru/budget/federal budget

2013

2012

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2011

2010

2009

2. Информация о социально-экономическом развитии Республики Мордовия за 2013 год [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http ://mineco. e-mordovia. ru/

3. Основные направления бюджетной политики на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http: //www.minfin.ru/

4. Официальный сайт Казначейства России [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: www.roskazna.ru

Филиппова И.А., к. э.н.

доцент Ишмукова А.А. студент 3го курса

Ульяновский государственный технический университет ( УлГТУ)

Россия, г. Ульяновск ИЗМЕНЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОСТРАНСТВА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Аннотация: В статье рассматриваются основные аспекты изменения инвестиционно-производственного пространства в условиях глобализации для эффективного применения, а так же барьеры, которые могут возникать в сфере рыночной экономике при растущих изменениях в мире. Приведены положительные и отрицательные стороны данного изменения.

Ключевые слова: Инвестиции, рынок, производство, глобализация, издержки, конкуренция, экономика, производственное пространство, инвестиционное пространство.

Происходящие в мировой экономике перемены проявляются в различных формах мирохозяйственных связей международной торговле, движении капитала, производственной кооперации, транснациональной деятельности.

Усиление влияния глобализации и интернационализации на названные процессы способствует усилению межфирменной и межстрановой конкурентной борьбы и формированию новых сфер конкуренции. Это обусловливает необходимость оптимального использования материально-финансовых и производственных ресурсов территориально сопряженных стран, позволяя укрепить свои позиции в глобализирующейся экономике, использовать потенциал крупного экономического пространства, выступать единой силой против внешних конкурентов на мировом рынке.

Особую актуальность проблемы пространственной экономики приобретают для стран с переходной экономикой, что связано с процессами их вовлечения в структуру мирового хозяйства и необходимостью быстрой трансформации всех составляющих экономического пространства.

Открытость экономики приводит к тому, что национальное экономическое пространство становится частью глобальной среды и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.