Научная статья на тему 'Организация каникулярных образовательных программ в школе, на городской площадке, в загородном центре'

Организация каникулярных образовательных программ в школе, на городской площадке, в загородном центре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
180
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / КАНИКУЛЯРНЫЕ ПРОГРАММЫ ОТДЫХА И ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ / ЗАГОРОДНЫЙ ЦЕНТР / ГОРОДСКОЙ ЛАГЕРЬ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лопа Наталья Александровна

На сегодняшний день актуальной формой организации образовательного досуга становится выездные комплексные образовательные программы. Важно подходить к организации таких программ с полным пониманием нормативно правовой базы и учетом современных тенденций в развитии воспитательной системы страны и системы дополнительного образования. Такие программы сочетают в себе события образовательного досуга, деятельность детских общественных объединений и объединений дополнительного образования детей, простраивая систему межотраслевого взаимодействия направленную на развитие института детства, воспитание и социализацию подрастающего поколения. В данной статье описан опыт организации и проведения летних каникулярных программ, направленных на формирование лидерских качеств подростков. Представлены модели программ по различным организационным формам: кратковременные программы реализуемые в учреждениях дополнительного образования детей, учреждениях, спорта, культуры; программы полного дня реализуемые в образовательных организациях; программы для загородных центров. Особое внимание уделяется методической разработке программы и построению индивидуальных образовательных траекторий для каждого участника программы. Кроме того представлены модели по каждой организационной форме и описан опыт использования конструктора программ. Выделяются основные содержания блоки программ среди них: образовательный блок; спортивный блок, исследовательский блок, досуговый блок, игровой блок, организационный блок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация каникулярных образовательных программ в школе, на городской площадке, в загородном центре»

Организация каникулярных образовательных программ в школе, на городской площадке, в загородном центре

Лопа Наталья Александровна

аспирант, кафедра общих и социальных проблем личности, Московского института психоанализа, toosya@list.ru

На сегодняшний день актуальной формой организации образовательного досуга становится выездные комплексные образовательные программы. Важно подходить к организации таких программ с полным пониманием нормативно правовой базы и учетом современных тенденций в развитии воспитательной системы страны и системы дополнительного образования. Такие программы сочетают в себе события образовательного досуга, деятельность детских общественных объединений и объединений дополнительного образования детей, простраи-вая систему межотраслевого взаимодействия направленную на развитие института детства, воспитание и социализацию подрастающего поколения. В данной статье описан опыт организации и проведения летних каникулярных программ, направленных на формирование лидерских качеств подростков. Представлены модели программ по различным организационным формам: кратковременные программы реализуемые в учреждениях дополнительного образования детей, учреждениях, спорта, культуры; программы полного дня реализуемые в образовательных организациях; программы для загородных центров. Особое внимание уделяется методической разработке программы и построению индивидуальных образовательных траекторий для каждого участника программы. Кроме того представлены модели по каждой организационной форме и описан опыт использования конструктора программ. Выделяются основные содержания блоки программ среди них: образовательный блок; спортивный блок, исследовательский блок, досуговый блок, игровой блок, организационный блок. Ключевые слова: Социализация, каникулярные программы отдыха и образования детей, загородный центр, городской лагерь, индивидуальные образовательные траектории.

о

п ^

СО

01

В современном быстро меняющемся мире первостепенной задачей становится способность человека воспринимать новую информацию, уметь быстро учиться, осваивать новые умения и самостоятельно определять свои зоны роста и информационные дефициты, а так же самостоятельно находить пути их сокращения и устранения.

Актуальной становится такая форма разработки летних (каникулярных) образовательных программ, которая позволит обучающимся (семьям) самостоятельно планировать объем осваиваемых программ дополнительного образования и проектировать пространство персонального образования для самореализации личности, создавать индивидуальные образовательные траектории.

Наиболее благоприятным для освоения дополнительных образовательных программ направленных на персональное жизнетворчество обучающихся в контексте позитивной социализации становится летний (каникулярный) период. Это связанно в первую очередь с тем, что обучающийся (семья) в полной мере несет ответственность за наполнение этого периода в соответствии со своими желаниями и возможностями.

Конкурентные преимущества летних (каникулярных) образовательных программ в сравнении с другими программами дополнительного образования проявляются в следующих характеристиках:

- Свободный личностный выбор деятельности, определяющий развитие человека;

- Свободный выбор степени загруженности и интенсивности занятий, вариативность содержания и форм организации образовательного процесса;

- Сочетание освоения дополнительных образовательных программ с включением обучающихся в социально-полезную деятельность, где становясь членами высоко мотивированных детско-взрослых образовательных сообществ, дети и подростки получают широкий социальный опыт конструктивного взаимодействия и продуктивной деятельности;

- Возможность сочетания участия в летней (каникулярной) программе с другими видами социальных практик, в том числе взаимодействие с семьей и иными референтными группами.

- Возможность выбрать себе педагога, наставника, тренера;

- Адаптивность программы к возникающим изменениям.

Такой подход к формированию летней (каникулярной) программы принципиально расширяет возможности человека, предлагая большую свободу выбора, чтобы каждый мог определять для себя цели и стратегии индивидуального развития. Он направлен на реализацию личных жизненных замыслов и притязаний.

В настоящее время возможность получения дополнительного образования в том числе в летний (каникулярный) период обеспечивается государственными (муниципальными) организациями различной ведомственной принадлежности (образование, культура, спорт и другие), а также негосударственными (коммерческими и некоммерческими) организациями и индивидуальными предпринимателями.

На современном этапе содержание дополнительных образовательных программ ориентировано на:

• создание необходимых условий для личностного развития обучающихся, позитивной социализации и профессионального самоопределения;

• удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом, научно-техническим творчеством;

• формирование и развитие творческих способностей учащихся, выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся;

• обеспечение духовно-нравственного, гражданского, патриотического, трудового воспитания учащихся;

• формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;

• подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

В последние годы отмечается рост заинтересованности семей в дополнительном образовании детей. Ответом на растущий спрос стало увеличение количества реализуемых дополнительных образовательных программ. Образовательные инициативы активно предлагаются музеями, библиотеками, новыми общественными культурно-выставочными площадками, общественными организациями. Растет число коммерческих и некоммерческих организаций, разрабатывающих и реализующих проекты в сфере детского досуга и отдыха, образовательного туризма.

При таком многообразии дополнительных образовательных услуг вопрос построения индивидуальной образовательной траектории встает довольно остро при этом на первый план выходят не только содержательные критерии отбора, но и

мультинаправленность программ, удаленность от места проживания, сочетание с другими программами, качество педагогического и ученического коллективов.

Повышается актуальность разработки, организации и проведения летних (каникулярных) программ которые консолидируют программы дополнительного образования, программы отдыха и оздоровления детей, досуговые программы, включение обучающихся в социальную практику и участие в социально-полезной деятельности детских и молодежных общественных объединений.

Целями организации летних (каникулярных) программ являются:

- Создание оптимальных условий для обеспечения возможности обучающимся самостоятельно планировать объем осваиваемых программ и проектировать пространство персонального образования для самореализации личности, создавать индивидуальные образовательные траектории.

- Консолидация освоения дополнительных образовательных программ с участием в социально-полезной деятельности детских и молодежных общественных объединений.

- Расширение возможностей для удовлетворения разнообразных интересов детей и их семей в сфере образования;

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

- Обновление содержания дополнительного образования детей в соответствии с интересами детей, потребностями семьи и общества.

- Обеспечение участие в вариативных развивающих образовательных программах на основе добровольного выбора детей (семей) в соответствии с их интересами, склонностями и ценностями;

- Создание возможности выбора режима и темпа освоения образовательных программ, выстраивания индивидуальных образовательных траекторий (что имеет особое значение применительно к одаренным детям, детям с ограниченными возможностями здоровья);

- Реализация права на пробы и ошибки, возможность смены образовательных программ, педагогов и организаций;

- Обеспечение неформализованности содержания образования, организации образовательного процесса, уклада организаций дополнительного образования;

- Содействие в обеспечении тесной связи с практикой, ориентации на создание конкретного персонального продукта и его публичную презентацию;

- Обеспечение возможности на практике применить полученные знания и навыки посредством организации деятельности детских и молодежных разновозрастных общественных объединений

- Разработка, организация и проведения летних (каникулярных) программ консолидирующих программы дополнительного образования, досуговые программы, программы отдыха и оздоровления детей, включение обучающихся в социальную практику и участие в социально-полезной дея-

тельности детских и молодежных общественных объединений.

Летние (каникулярные) программы реализуется посредством консолидации программ дополнительного образования, досуговх программ, программ отдыха и оздоровления детей, включения обучающихся в социальную практику и участие в социально-полезной деятельности детских и молодежных общественных объединений. Имеют целостную структуру, понятную, как для обучающегося, так и для родителей и педагогов.

Характерной особенностью летних (каникулярных) образовательных программ становится их вариативность и принцип самостоятельного построения программы. При этом акцент делается на открытость и персонализацию программ, а так же актуализацию познания через творчество, игру, труд и исследовательскую активность.

Летние (каникулярные) программы могут подразделяться по длительности пребывания обучающихся на:

• выездные (с круглосуточным пребыванием обучающихся);

• полного дня - с пребыванием обучающихся в течение дня (с утра до вечера и предполагающие организацию отдыха и питания);

• кратковременного пребывания.

Для удобного составления программы все виды деятельности, предлагаемые образовательной организацией реализующей летние (каникулярные) программы подразделяются на блоки:

1. Образовательный блок. В данный блок входят программы дополнительного образования, которые предполагают контроль посещения с целью полноценной реализации программы и установленную форму контроля.

2. Спортивный блок. Может быть представлен, как программой дополнительного образования спортивной направленности. Так и вариативными видами двигательной активности (при наличие ограничений к занятиям спортом может быть заменен на другой блок).

3. Исследовательский блок. Представлен работой общественных объединений и/или проектной деятельностью, в рамках которой обучающиеся создают свой уникальный продукт в творческом взаимодействии в разновозрастной детско-взрослой высокомотивированной команде единомышленников, где получают широкий социальный опыт конструктивного взаимодействия и продуктивной деятельности.

4. Досуговый блок. Представлен творческой активностью различной направленности реализующейся на конкурсной основе между первичными детскими (подростковыми) коллективами.

5. Игровой блок. Представлен специально ор-_ ганизованными мероприятиями, которые не тре-с буют специальной подготовки от участников проФ грамм. Это может быть так организованные мас-£ совые игры, так и индивидуальные, экскурсии и сч открытые лекции и т.д.

м 6. Организационный блок. Представлен необ-

2 ходимым количеством перерывов, в том числе на

прием пищу, отдых и формирование плана своей деятельности.

Для того чтобы простроить модель образовательной программы необходимо выполнить следующие шаги:

1. Идентифицировать запрос целевой аудитории. То есть сформулировать основную цель/тему программы.

2. Определить предполагаемые результаты для целевой аудитории.

3. Определить модули из которых будет состоять программа, при этом может получиться несколько вариантов программы и необходимо выбрать максимально отвечающий первоначальному запросу и полностью реализуемый в рамках установленного времени.

4. Заполнить каждый модуль, содержанием используя при этом каждый содержательный блок.

5. Документальное оформление программы. (Название программы, направленность программы, особенности целевой группы, аннотация, актуальность, цель, задачи, предполагаемый результат, содержание программы, план-сетка мероприятий, ресурсное обеспечение программы.)

Летние (каникулярные) выездные образовательные программы

Особенности: в связи с тем что обучающиеся находятся на программе круглосуточно в течении некоторого времени организация летней (каникулярной) выездной программы предполагает большое количество дополнительных организационных моментов к ним относятся:

• Обеспечение проживания участников программы;

• Организация питания участников программы;

• Организация транспортировки до места проведения программы и обратно;

• Организация круглосуточного присмотра и медицинского сопровождения;

• Составление распорядка дня включающего не только образовательную деятельность, но и организацию питания и общежития;

Составление индивидуальной учебной траектории для каждого обучающегося в рамках единой программы для всех участников программы. Такая модель может быть реализована, при этом модули программы могут быть увеличены или сокращены по продолжительности, блоки быть дополнены или переставляться местами до момента утверждения программы.

Проблемные моменты (риски) - подбор и подготовка кадров для реализации программы; взаимодействие с организациями партнерами по обеспечению жизнедеятельности, питания, медицинского обслуживания и транспортировки.

Организация летних (каникулярных) выездных образовательных программ возможна на внебюджетной основе. Обучающиеся (семьи) могут включаться в формирование программы на подготовительном этапе высказывая мнения по содержанию программы, рекомендации по наполнению каждого блока.

В свою очередь модуль программы является целостным и самостоятельным имеет свое планирование, организацию, проведение и оценку.

Сильные стороны: - в процессе реализации выездной программ возможно достижение максимального педагогического эффекта в более короткий срок, так как обучающие полноценно погружены в программу и работают на достижение поставленных педагогических и личных образовательных целей.

Таблица 1

Пример конструктора летней (каникулярной) выездной про-

1 день 2 день 3 день 4 день 5 день 6 день 7 день

8.00 Подъем Подъем Подъем Подъем Подъем Подъем

8.15 Зарядка Зарядка Зарядка Зарядка Зарядка Зарядка

9.00 Завтрак Завтрак Завтрак Завтрак Завтрак Завтрак

9.30 Общий сбор Общий сбор Общий сбор Общий сбор Общий сбор Общий сбор

10.00 Исследовательский блок Презентация проектов

11.30 Заезд/ размещение Спортивный блок Итоговое спортивное событие

13.00 Обед Обед Обед Обед Обед Обед Обед

13.30 Игровой Тихий час

14.30 блок Образовательный блок Итоговое мероприятие обра-зователь-ного блока

16.00 Полдник Полдник Полдник Полдник Полдник Полдник Полдник

16.30 Организационный блок Игровой блок Подведение итогов программы

17.30 Блок самостоятельной работы

19.00 Ужин Ужин Ужин Ужин Ужин Ужин Ужин

20.00 ДОСУГОВЫИ БЛОК

21.30 Вечерняя рефлексия Общая рефлексия

22.30 Подготовка ко сну Рефлексия в первичном коллективе

23.00 Отбой

Модель летней (каникулярной) программы полного дня.

Летние (каникулярные) программы полного дня могут быть реализованы на базе образовательной организации (учреждения дополнительного образования), актуальным вопросом в данном случае становится организация питания обучающихся, досуговых мероприятий и включение обучающихся в социально-полезную деятельность. При этом каждый обучающийся (семья) самостоятельно определяет, какие образовательные программы и содержательные блоки будет посещать обучающийся.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При такой организации программы обучающийся (семья) может используя конструктор программы самостоятельно простроить свою индивидуальную образовательную траекторию и спланировать свою занятость в течение программы.

При реализации такой модели целесообразно предоставлять образовательные услуги, как на

бюджетной, так и на внебюджетной основе, давая тем самым возможность обучающемуся (семье) самостоятельно формировать не только занятость, но и стоимость программы. При этом некоторые блоки, например организация питания и образовательный могут быть представлены только на внебюджетной основе, а другие, такие как игровая деятельность или работа клубов по интересам только на бюджетной, или же быть смешанными.

Таблица 2

Подготови- Примерные Организационный Основной Итоговый

тельный блоки период

период

Организа- Организа- Регистрация участ- Встреча обуча- Подве-

ция про- цион- ников, составление ющихся, учет дение

граммы ныйблок индивидуального посещаемости. итогов

расписания, фор- програм-

Кадровое и мирование учебных мы,

ресурсное групп и занятий в оформ-

обеспечение клубах по интере- ление

программы сам докумен-

тов

Организа- Образова- Знакомство с про- Освоение про- Демон-

ция питания тельный граммой дополни- граммы допол- страция

блок тельного образова- нительного получен-

ния образования ных

знаний и

навыков

Исследо- Знакомство с дет- Клубная дея- Защита и

вательский скими объединени- тельность, пред-

блок ями, клубами по социально- ставле-

интересам. полезная дея- ние

тельность, творче-

работы в дет- ского

ских обще- отчета о

ственных объ- проде-

единениях ланной

работе

Организа- Организация пита- Организация Подве-

ционный ния и перемещения питания дение

блок обучающихся итогов и

учет

достиже-

ний каж-

дого

обучаю-

щегося

Игровой Массовые игровые Участие в иг- Творче-

блок мероприятия вклю- рах, досуговых ское и

чающие всех участ- мероприятиях. эмоцио-

ников программы нальное

завер-

шение

програм-

мы

Организа- Подведение итогов Подведение Сбор

ционный дня, анализ дея- итогов дня, обратной

блок тельности. анализ дея- связи как

тельности. от обу-

чающих-

ся, так и

от педа-

гогов и

родите-

лей.

Модель летней (каникулярной) программы кратковременного пребывания.

Летние (каникулярные) программы кратковременного пребывания могут быть реализованы в учреждениях дополнительного образования. Отличительной чертой такой программы становится возможность обучающегося (семьи) воспользовавшись конструктором программ полностью простроить свою образовательную траекторию и занятость в программе.

Характерной особенностью организации такой программы становится широкий ассортимент краткосрочных программ дополнительного образования детей и возможность их сочетать с клубной деятельностью и деятельностью детских общественных объединений. Обучающийся (семья) вправе выбрать от одной до четырех программ, по которым он будет обучаться. При этом регистрация проводится на каждую программу отдельно. Оказание образовательных услуг может быть организовано как на бюджетной, так и на внебюджетной основе. При этом обучающийся (семья) при необходимости может простроить свою образовательную траекторию ориентируюсь только на бюджетные программы или же наоборот, так же возможны смешанные варианты. Кроме того программы могут быть реализованы как на ознакомительном уровне, так на продвинутом уровне ставя перед собой задачу более детальной проработки какого-то материала, или подготовку к конкурсам и соревнованиям или иметь своей целью сформировать конкретное умение или навык у обучающихся (например обучение плаванию или управление велосипедом).

Таблица 3

Пример конструктора летней (каникулярной) программы полного дня ^ расписанный по часам: _

Д1 2 2 33 4 4 5 5 6 6 день день день день день день 7 день

9.00 -10.00 Встреча обучающихся. Спортивные упражнения и игры

10.00 -11.30 Образовательный блок Итоговое занятие (открытый урок)

11.30 -13.00 Образовательный блок / Исследовательский блок Презентация достижений (защита проектов)

13.00 -14.00 Обед

14.00 -15.30 Образовательный блок Итоговое занятие (открытый урок)

15.30 -17.00 Игровой блок Творческое, эмоциональное подведение итогов программы

17.00 -18.00 Подведение итогов дня

Таблица 4

Индивидуальная таблица занятости обучающегося в рамках летней (каникулярной) краткосрочной программы.

Время Основной вид активности Место проведения Уровень программы Педагог

9.00 -10.00 Активность на свежем воздухе

10.00 -11.20 Образовательная программа №1

11.30 -12.50 Образовательная программа №2

13.0014.00 Обеденный перерыв

14.0015.20 Образовательная программа №3

15.30 -16.50 Образовательная программа №4

17.00 -18.00 Активности на свежем воздухе

5 Ожидаемые результаты предложенного проек-

00 та организации летних (каникулярных программ):

• Обеспечение доступности летних (канику-

и лярных) образовательных программ; (О

01

• Расширение спектра дополнительных образовательных программ за счет консолидации с детскими общественными объединениями;

• Развитие системы управления качеством летних (каникулярных) образовательных программ за счет активного участия в формировании программ обучающихся (семей);

• Развитие кадрового потенциала системы дополнительного образование детей;

• Модернизация инфраструктуры дополнительного образования детей;

• Развитие неформального и информального образования;

• Расширение участия негосударственного сектора в оказании услуг дополнительного образования, внедрение механизмов государственно-частного партнерства;

• Повышение удовлетворенности молодого поколения и семей качеством своей жизни за счет возможностей самореализации, предоставляемых системой дополнительного образования;

• Сокращение асоциальных проявлений среди несовершеннолетних, снижение масштабов распространения в подростковой среде курения, алкоголизма, наркомании, игромании;

• Рост физической подготовленности детей и снижение заболеваемости детей и молодежи, формирование мотивации к здоровому образу жизни;

• Увеличение числа детей, регулярно занимающихся спортом и готовых продолжить свое обучение в спортивных школах и профессиональных образовательных организациях в области физической культуры и спорта;

• Укрепление социальной стабильности общества за счет сформированных в системе дополнительного образования ценностей и компетенций, механизмов межпоколенческой и межкультурной коммуникации;

• Формирование у молодого поколения гражданской позиции, патриотизма;

• Повышение социально-экономической эффективности вложений общества в систему образования за счет получения более высокого качества социальных результатов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Ануфриев А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей: практич. пособ. - М.: Ось-89: 2003.

2. Бирич И.А., Панченко О.Г. В поисках новой методологии отечественного образования: история, современность, прогнозы, М. - Екатеринбург, 2013

3. Кравченко А.И. Непрерывное образование: гибкость и рост. [Электр. версия].

4.Основы государственной культурной политики

5. Рабочая концепция одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. М., 2002.

6. Рыженкова И.К. Повышение личной и командной эффективности. - М., 2009.

7. Иванюшкин Н.Е., Рожков М.И. Развитие социальной одарённости детей в оздоровительно-образовательном центре // Технологии развития социальной одаренности детей и молодежи: материалы международной научно-практической заочной интернет конференции. - 2012.

8. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации/ полный текст с комментариями и понятийным словарём, М., AKADEMIA, 2013.

9. Распоряжение Правительства РФ от

04.09.2014 N 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»

10. Распоряжение Правительства РФ от

29.05.2015 N 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»

11. Указ Президента РФ от 24 декабря 2014 г. N 808 "Об утверждении Основ государственной культурной политики"

12. Чернышев А.С. Лунев Ю.А. Лобков Ю.Л. Са-рычев С.В. Психологическая школа молодых лидеров. М. Московский психолого-социальный институт 2005. 275 с.

The organization of vacation educational programs at school,

on the city platform, in the country center Lopa N.A.

Moscow Institute of Psychoanalysis

Vacation educational programs organization at school, urban site, suburban centre. Complex educational programs are becoming an actual form of educational leisure. It is important to approach the organization of such programs with a full understanding of the legal framework and taking into account current trends in the development of the educational system and the system of additional education. Programs of this type combine educational leisure, activities of children's public associations and associations of additional education of children. They extend the system of inter-sectoral interaction aimed at the development of a scientific approach to the study of childhood, education and socialization of the younger generation. This article describes the experience of organizing and conducting summer vacation programs aimed at the formation of leadership qualities of adolescents. Here are presented short-term programs implemented in institutions of additional education of children, sports, culture; full-time programs implemented in educational institutions; programs for suburban centers. Special attention is paid to the methodological aspects of the program and the construction of individual educational trajectories for each participant of the program. In addition, a model for each organizational form is presented and the experience of using the program designer is described. The authors describe the main content of the program including: education; sports, research, recreation, arcade and general organizational questions

7

Key words: Socialization, vacation programs of rest and education of children, country center, city camp, individual educational trajectories. References

1. Anufriyev A.F. How to overcome difficulties in training of children:

npaKTMH. noco6. - M.: Axis-89: 2003.

2. Birich I.A., Panchenko O.G. In search of new methodology of

domestic education: history, the present, forecasts, M. -Yekaterinburg, 2013

3. Kravchenko A.I. Continuous education: flexibility and growth. [Elektr. version].

4. Fundamentals of the state cultural policy

5. The working concept of endowments / Under the editorship of

D.B. Bogoyavlenskaya. M, 2002.

6. Ryzhenkova I.K. Increase in personal and command efficiency. -M, 2009.

Ivanyushkin N.E., Rozhkov M.I. Development of social endowments of children in the improving and educational center//Technology of development of social endowments of children and youth: materials international scientific and practical correspondence Internet of a conference. - 2012. The federal law "About education in the Russian Federation / the full text with comments and the conceptual dictionary, M., AKADEMIA, 2013.

The order of the Government of the Russian Federation from 9/4/2014 of N 1726-p "About the approval of the Concept of development of additional education of children" The order of the Government of the Russian Federation from 5/29/2015 of N 996-p "About the approval of the Strategy of development of education in the Russian Federation until 2025" Decree of the Russian President of December 24, 2014 N 808 "About the statement of Fundamentals of the state cultural policy" 12. Chernyshev A.S. Lunev Yu.A. Lobkov Yu.L. Sarychev S.V. Psychological school of young leaders. M. Moscow psikhologo-social institute 2005. 275 pages.

10.

11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.