Научная статья на тему 'Организация летнего отдыха: подготовка кадрового ресурса'

Организация летнего отдыха: подготовка кадрового ресурса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КАДРОВЫЙ РЕСУРС / STAFF RESOURCE / МАРКЕТИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / MARKETING ACTIVITY / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УСЛУГА / EDUCATIONAL SERVICE / СЕГМЕНТ (ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ ГРУППА) / SEGMENT (CONSUMER GROUP) / УДОВЛЕТВОРЁННОСТЬ ПЕДАГОГА / TEACHER'S SATISFACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ганаева Елена Аркадьевна, Таскина Наталья Александровна, Прошина Татьяна Петровна

Цели и задачи проведения маркетинговых исследований. Выявление предпочтений и формирование приоритетных образовательных услуг. Эффективные пути разработки программы подготовки вожатых. Примеры программы. Инструктивно-методический сбор. Опыт методической службы Дворца творчества детей и молодёжи г. Оренбурга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация летнего отдыха: подготовка кадрового ресурса»

ОР ГАНИЗАЦИЯ ЛЕТНЕГО ОТДЫХА: подготовка кадрового ресурса

Елена Аркадьевна Ганаева,

профессор Оренбургского государственного педагогического университета, доктор педагогических наук

Наталья Александровна Таскина,

директор Дворца творчества детей и молодёжи г. Оренбурга

Татьяна Петровна Прошина,

методист ДТДиМ г. Оренбурга

образовательная услуга

кадровый ресурс • маркетинговая деятельность сегмент (потребительская группа) • удовлетворённость педагога

д

ля организации летнего отдыха необходимы, конечно, профессиональные кадры. Каковы особенности их подготовки для детского оздоровительно-образовательного лагеря (ДООЛ) «Ромашка» на базе Дворца творчества детей и молодёжи г. Оренбурга? Это прежде всего реализация маркетинговой деятельности. Её цель — изучить, сформировать и удовлетворить образовательный запрос педагога.

Методисты организуют «производство» методических услуг, которые будут пользоваться спросом у педагогов; информируют их об этих услугах; обеспечивают сервисное сопровождение реализуемых методических услуг. Они стремятся выявить не только индивидуальные методические потребности педагогов, но и их динамику.

Проведение маркетинговых исследований, разработка образовательных услуг, изучение потребностей педагогов, активизация спроса на методические услуги, их продвижение с последующим удовлетворением —

важная сторона маркетинговой деятельности методической службы. Для этого были использованы методы маркетинговой деятельности: наблюдение, опрос (анкетирование, беседа, интервью), социально-экономический эксперимент, классификация, шкалирование, анализ и синтез, рейтинг и экспертные оценки, работа с архивными материалами, контент-анализ и др.

В результате проведённого методической службой ДТДиМ маркетингового исследования были выделены следующие сегменты (потребительские группы) педагогов-организаторов летнего отдыха:

• педагоги и студенты, не имеющие опыта работы в детском коллективе летнего лагеря (сегмент 1);

• педагоги и студенты, имеющие опыт работы в летнем лагере (сегмент 2).

Эти группы были опрошены для определения предпочтений по содержательному и технологическому наполнению образовательных услуг по организации летнего отдыха. Мнения респондентов

были учтены при формулировании цели, задач, тематических блоков программы.

Для сегмента 1 была разработана программа годичной подготовки, для сегмента 2 — семинар-практикум (инструктивно-методический сбор).

Цель программы — подготовка профессиональных кадров для городских и загородных детских лагерей отдыха. Её задачи:

• ознакомить слушателей с нормативно-правовыми документами, согласно которым организуется летний отдых детей;

• отработать функциональные обязанности отрядных и старших вожатых;

• сформировать у слушателей системное представление об организации здорового образа жизни в условиях оздоровительного лагеря;

• создать условия для формирования ценностных ориентаций и положительной мотивации познавательной деятельности слушателей отделения;

• развить навыки общения с детьми, педагогическим коллективом, родителями, персоналом лагеря;

• обучить основам организации жизнедеятельности временного детского коллектива в условиях лагеря отдыха;

• сформировать основы психолого-педагогического наблюдения для своевременной коррекции эмоционального фона и настроения детей;

• познакомить слушателей школы с передовым педагогическим опытом в сфере организации летнего отдыха;

• сформировать знания слушателей в области организации воспитательной деятельности;

• ознакомить с алгоритмом создания программ в сфере организации летнего отдыха детей;

• научить основам планирования деятельности детских коллективов;

• сформировать организационные умения слушателей школы;

• сформировать готовность к сотрудничеству с детьми;

• ознакомить с различными формами воспи-

тательной работы с детьми в загородном лагере;

• сформировать навыки планирования, организации и проведения массовых праздников и отрядных дел; в различных видах прикладной деятельности.

Образовательный процесс программы не академичен. Слушателям предлагается «прожить» лагерную смену, которая проходит по всем законам организации смены в лагере отдыха, начиная с заезда детей, распределения по отрядам и заканчивая праздником закрытия смены и последним днём в лагере отдыха.

Контроль и оценка результатов предполагают оформление папки-копилки, включающей основные нормативно-правовые документы, психологические диагностики, основные формы работы с детьми и др. По окончании обучения слушателям выдаётся документ установленного образца.

Программа годичной подготовки старших вожатых рассчитана на 130 часов, учебный курс предусматривает следующие формы обучения: лекции, семинары, практикумы, деловые игры, «круглые столы», групповые и индивидуальные консультации, тренинги.

Инструктивно-методический сбор организуется с участием педагогов, методистов, работающих в сфере дополнительного образования, начальников лагерей отдыха и воспитателей, имеющих опыт работы с временными детскими коллективами. В тематику занятий инструктивно-методического сбора включают следующие разделы:

• Положение об охране жизни и здоровья детей.

• Положение о детском оздоровительном учреждении. Его воспитательные функции.

• Функциональные обязанности работников детского загородного оздоровительного учреждения.

• Административно-хозяйственные требования.

• Санитарно-медицинский минимум.

• Нормы техники безопасности и пожарной безопасности.

• Особенности организации работы детских объединений на современном этапе.

• Действующие программы Федерации детских организаций и их использование на практике.

• Особенности работы с временным детским коллективом.

• Логика педагогического процесса в течение смены.

• Основы педагогики общения (анализ педаго гических ситуаций, пути предупреждения разрешения конфликтов).

• Использование игры как средства формирования положительного эмоционального фона развития ребёнка.

• Формы исследования временного детского коллектива.

• Формы анализа педагогической деятельности.

• Разработка конкретных форм воспитательной работы (интеллектуальные

и деловые игры, дискуссии, тематические и творческие дела).

Обязательным условием проведения сбора является анализ собственной деятельности участников. Цель сбора — самостоятельная разработка проектов педагогической деятельности и программ по их реализации.

Таблица 1

Учебный план школы подготовки вожатых

Старшие вожатые

№ п/п Содержание Всего В том числе

Лекция Практика Внеаудиторная работа

1. Нормативно-правовой блок 18 6 2 10

2. Психологический блок 20 4 6 10

3. Педагогический блок 28 12 6 10

4. Теория и методика дополнительного образования 54 8 26 20

5. диагностический блок 4 4

6. Итоговый сбор 6 3 3

ИТОГО: 130 33 47 50

Отрядные вожатые

№ п/п Содержание Всего В том числе

Лекция Практика Внеаудиторная работа

1. Нормативно-правовой блок 18 6 2 10

2. Психологический блок 22 6 6 10

3. Педагогический блок 22 8 4 10

4. Теория и методика дополнительного образования 48 6 22 20

5. диагностический блок 4 4

6. Итоговый сбор 6 3 3

ИТОГО: 120 29 41 50

По запросу педагогов ДООЛ «Ромашка» организуется их психологическое сопровождение:

1. Обучение педагогов основам возрастной психологии и психологии детского коллектива по программе, включающее лекции и практические занятия, построенные на игровых принципах или по типу разбора сложных ситуаций, возможных в лагерной жизни.

2. Изучение основ психологической саморегуляции, приёмов управления своим внутренним состоянием и состоянием детей (аутотренинг).

3. Обучение воспитателей простейшим навыкам-алгоритмам проведения первичных психологических обследований и формам передачи данных в психологическую службу.

Таблица 2

Тематический план обучения

1 день 13.00-14.00 Обед

16.00-17.00 Заезд, размещение, разбивка по группам 14.00-15.00 Конфликтология

17.30-18.00 Открытие 15.00-16.30 «Мы — команда» — работа с кураторами групп. Подготовка к программе «13-е шоу»

18.00-19.00 Психотренинг

19.00-20.00 Ужин 16.30-18.30 Практикумы: • оформительская работа; •КТД; • формы работы в отрядах; • «А ну-ка, мы» (конкурсы! и развлечения)

20.00-21.00 Огоньки знакомств в группах (отрядах)

21.00-21.30 Работа в творческих лабораториях: • Психотренинг «Психологический портрет вожатого»; • Игропрактикум; • ЛЭП

18.30-19.00 Консультации

19.00-20.00 Ужин

22.30-23.30 Дискознакомство

20.00-21.30 Конкурсная программа «13-е шоу»

23.30 «Отбой», планёрка

21.30-22.30 Дискотека + Консультации + Встречи по интересам

2 день

8.00-9.00 Режимныый момент — подъём 22.30-23.30 Отрядное время

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9.00-10.00 Завтрак 23.30 Отбой. Планерка

10.00-11.00 Возрастные психофизические особенности подросткового возраста и организация взаимодействия между подростками и взрослыми в условиях временного детского коллектива 3 день

8.00-9.00 Режимный момент — подъём

9.00-10.00 Завтрак

11.00-11.30 Летний лагерь — центр организованного досуга (представление программ смен) 10.00-11.00 Создание психологического климата в лагере

11.00-12.00 Правовые основы организации летнего отдыка. Функциональные обязанности отрядного вожатого и воспитателя (новое в законодательстве) 11.00-12.00 МИГ

12.00-13.00 Подготовка к закрытию сборов

13.00-14.00 Обед

12.00-13.00 Охрана жизни и здоровья ребёнка в лагере

14.00-15.00 Закрытие сборов

15.00 Отъезд

Мониторинг удовлетворённости, проводимый после обучения по организации летнего отдыха, позволяет оценить степень реализации цели

маркетинговой деятельности методической службы. Приведём его данные:

1. Насколько Вы удовлетворены образовательными услугами по организации летнего отдыха? 1.1. Вполне — 40%. 1.2. В достаточной мере — 48%.

1.3. Частично — 4%. 1.4. Не удовлетворён — 4%.

1.5. Затрудняюсь ответить — 4%.

2. Насколько Вас удовлетворяла система межличностных взаимоотношений в ходе обучения? Дайте только одну оценку в каждой строке таблицы.

Показатель Удовлетворённость

Высокая, полная Средняя, неполная Низкая, отсутствует Затрудняюсь оценить

2.1. Психологическая комфортность, психологический климат 64% 36%

2.2. Условия для неформального общения между учащимися 60% 40%

2.3. Партнёрский стиль отношений между преподавателями и учащимися 74% 26%

2.4. Кооперативная деятельность преподавателей и слушателей по планированию, реализации, оцениванию и коррекции процесса обучения 40% 60%

3. Как Вы оценили бы новизну содержания образовательных услуг? 3.1. Существенная — 60%. 3.2. Средняя — 32%.

3.3. Незначительная — 8%. 3.4. Для меня не было ничего нового — 0%.

3.5. Затрудняюсь ответить — 0%.

4. Как Вы оценили бы организацию учебного процесса? Дайте только одну оценку в каждой строке таблицы.

Показатель Качество

Высокое Приемлемое Низкое Затрудняюсь оценить

4.1. Методическое обеспечение (пособия, раздаточные материалы, в т.ч. на электронных носителях) 78% 22%

4.2. Техническое обеспечение, оснащённость техническими средствами обучения 68% 26% 6%

4.3. Учёт запросов и ожиданий слушателей 64% 36%

4.4 Учёт предпочтений слушателей в выборе форм контроля результатов обучения 42% 50% 8%

4.5. Индивидуализация обучения (образовательные маршруты, консультации, помощь в решении профессиональных проблем слушателей) 48% 52%

4.6. Условия для обмена опытом, профессионального и личностного общения 52% 48%

Показатель Качество

Высокое Приемлемое Низкое Затрудняюсь оценить

4.7. Квалификация, предметная и методическая компетентность преподавателей 84% 16%

4.8. Педагогическое мастерство преподавателей (умение владеть аудиторией, учитывать особенности взрослых обучающихся) 80% 20%

4.9. Применяемые технологии обучения 52% 48%

5. В какой степени обучение способствовало развитию Ваших профессиональных качеств? Дайте только одни оценку в каждой строке таблицы.

Профессиональные качества Позитивное воздействие курсового обучения

Существенное Среднее Неощутимое, отсутствует Затрудняюсь оценить

5.1. Коммуникативность, способность к урегулированию конфликтов 64% 28% 8%

5.2. Толерантность 48% 44% 8%

5.3. Рефлексивность, способность к самоанализу 68% 24% 8%

5.4. Креативность, установка на творчество, инновационность 68% 24% 8%

5.5. Навыки оценки собственной профессиональной деятельности 52% 40% 8%

5.6. Навыки эффективного самообразования 44% 48% 8%

5.7. Мотивация к дальнейшему профессиональному росту 68% 32%

6. Вы оценили различные показатели результатов своего обучения. А как повлияло обучение на Вашу квалификацию?

6.1. Моя квалификация существенно повысилась — 76%.

6.2. Моя квалификация повысилась, но незначительно — 16%.

6.3. Моя квалификация осталась прежней — 4%.

6.4. Затрудняюсь ответить — 4%.

7. Сможете ли Вы использовать полученные знания в практической работе по организации летнего отдыха?

7.1. Думаю, что смогу 100%.

7.2. Затрудняюсь ответить.

7.3. Скорее, нет.

Как показывают результаты анкеты, оценка слушателями организации обучения достаточно высока, что позволяет сделать вывод о том, что подготовка педагогов для организации летнего отдыха прошла успешно, ДООЛ «Ромашка» укомплектован подготовленными кадрами. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.