Научная статья на тему 'Организация исследовательской деятельности учащихся в школьном музее как средство формирования профессиональной траектории учеников'

Организация исследовательской деятельности учащихся в школьном музее как средство формирования профессиональной траектории учеников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
школьный музей / исследование / образование / история семьи / краеведение / school museum / research / education / family history / local history

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баранова Татьяна Васильевна, Черепанова Наталья Васильевна

Образовательное пространство школьного музея создает условия, способствующие формированию и развитию познавательных способностей обучающихся, овладению ими методами исторического познания в ходе работы над исследованиями. В статье представлен опыт педагогической деятельности по организации исследовательской работы обучающихся на базе школьного музея. Кратко описаны темы исследований школьников, посвященных истории своей семьи, истории родного города. Практика исследовательской деятельности показывает, что образовательное пространство школьного музея способствует выбору учащимися своего профессионального пути и, как результат, повышению мотивации в школьном обучении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баранова Татьяна Васильевна, Черепанова Наталья Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of Student Research Activities in the School Museum as a Means of Shaping Students’ Career Pathways

The educational space of the school museum creates conditions that contribute to the development of students’ cognitive abilities and their skills in historical research while working on research projects. This article illustrates the pedagogical experience of organizing student researches within the school museum. The research topics of students related to the history of their families and the history of their hometowns are briefly described. The practice of research activities demonstrates that the educational environment of the school museum encourages students to choose their own professional paths and, as a result, increases their motivation for academic learning.

Текст научной работы на тему «Организация исследовательской деятельности учащихся в школьном музее как средство формирования профессиональной траектории учеников»

Дополнительное образование детей и образование за пределами школы

Баранова

Татьяна Васильевна,

педагог дополнительного образования, МБОУ «Северская гимназия», г. Северск, Томская область e-mail:

tabar3665@yandex.ru

Черепанова

Наталья Васильевна,

педагог дополнительного образования, МБОУ «Северская гимназия», г. Северск, Томская область e-mail:

sana413@yandex.ru

Организация

исследовательской

деятельности учащихся

в школьном музее

как средство формирования

профессиональной

траектории учеников

Organization of Student Research Activities in the School Museum as a Means of Shaping Students' Career Pathways

Аннотация. Образовательное пространство школьного музея создает условия, способствующие формированию и развитию познавательных способностей обучающихся, овладению ими методами исторического познания в ходе работы над исследованиями. В статье представлен опыт педагогической деятельности по организации исследовательской работы обучающихся на базе школьного музея. Кратко описаны темы исследований школьников, посвященных истории своей семьи, истории родного города. Практика исследовательской деятельности показывает, что образовательное пространство школьного музея способствует выбору учащимися своего профессионального пути и, как результат, повышению мотивации в школьном обучении. Ключевые слова: школьный музей, исследование, образование, история семьи, краеведение

Abstract. The educational space of the school museum creates conditions that contribute to the development of students' cognitive abilities and their skills in historical research while working on research projects. This article illustrates the pedagogical experience of organizing student researches within the school museum. The research topics of students related to the history of their families and the history of their hometowns are briefly described. The practice of research activities demonstrates that the educational environment of the school museum encourages students to choose their own professional paths and, as a result, increases their motivation for academic learning.

Keywords: school museum, research, education, family history, local history

Организация исследовательской деятельности учащихся в школьном музее как средство формирования мотивации к изучению точных наук_

Баранова Татьяна Васильевна, Черепанова Наталья Васильевна

ш

Школьный музей. Какое отношение к физико-математическому образованию он может иметь? Самое непосредственное. Любой музей в Северске — большой, маленький, городской, школьный — без истории развития ядерной физики, истории судеб физиков-ядерщиков невозможен.

Город Северск, в котором мы живем, имеет необычную историю. «Атомный щит страны», секретный, закрытый — именно таким известен наш город жителям Томской области. И чаще всего знакомство с историей города у наших ребят начинается с изучения истории своей семьи. «Моя семья в истории города» — одно из основных направлений исследовательской работы Музея истории школы «Дом окнами в мир» МБОУ «Северская гимназия».

Глубинные ценности поколений являются важным ориентиром в проектировании содержания работы музея. Причины, породившие эти различия (политическая и социальная обстановка, уровень технического развития, знаковые события своего времени), раскрываются детям в ходе поисково-исследовательской деятельности. Выполняя исследовательские работы по истории своей семьи, школьники выявляют особенности профессионализма людей разных поколений на примере своих родных — дедушек, бабушек, а также отцов и матерей, работников градообразующего предприятия.

Изучение истории семьи школьники начинают с создания генеалогического древа своего рода, собирая по крупицам информацию о своих предках. А дальше ребята составляют подробное жизнеописание близких, которые свою жизнь связали с Сибирским химическим комбинатом.

В ходе работы над исследованиями ребята заражаются командным духом, пропитываются историей своих предков и понимают, что только объединившись в достижении высокой цели, послевоенное поколение сумело построить для них не только красивый город, но и прекрасное будущее. Их родители, нацеленные на упорную работу и индивидуальный успех, обладающие большими практическими знаниями и надеющиеся только на себя, реформируют Сибирский химический комбинат, удерживая передовые позиции в атомной отрасли.

Результаты ученических исследований трудно переоценить. Ребята делают открытия, которые вызывают у них сначала удивление, а затем чувство гордости. Так, Черепанов Алексей, ученик 10-го класса, в ходе работы над исследованием узнал, что в трудовой книжке его деда содержится только одна запись — о том, что он проработал на одном из заводов СХК 45 лет, начав свой профессиональный путь с самой низкой ступени сразу после профтехучилища и поднявшись до должности руководителя.

Ученица 8-го класса Гохвайс София провела экскурсию по выставке школьного музея «С чего начинается Родина?»,

Tatiana

Baranova,

Teacher of Supplementary Education, Seversk Gymnasium, Seversk, Tomsk Oblast (region)

Natalia

Cherepanova,

Teacher of Supplementary Education, Seversk Gymnasium, Seversk, Tomsk Oblast

Дополнительное образование детей и образование за пределами школы

с гордостью рассказывая о своей прабабушке Шабановой О. Н., носящей звание «Заслуженный строитель РСФСР». О том, как строились первые дома в Северске, какой вклад в развитие города и области внесли строители Управления «Химстрой», ученица узнала в ходе исследовательской работы «Мы знали — город построим!».

Чувство любви к своей стране начинается с чувства любви и уважения к «малой родине», к дому, где родился и рос, к своей семье. Не получится научить детей «быть патриотами», ограничиваясь только устным рассказом или показом того, как прекрасна наша страна. Важно сделать само понятие «патриотизм» привлекательным для современных школьников. Практика показывает, что организация исследовательской деятельности является наиболее эффективной формой патриотического воспитания. Образовательное пространство школьного музея дает возможность авторам исследования погрузиться в историю. В ходе проектно-исследовательской деятельности ребенок «проживает события», пропускает через себя, и, как результат, приобретенные знания запоминаются на долгие годы, а опыт дает свои положительные результаты и эффекты в становлении личности ребенка.

На музейное занятие «Загляни в семейный альбом» дети приносят старые фотографии. На них не увидишь производственный процесс, но они являются фотодокументами коллективной жизни и гражданской солидарности горожан. Это фоторепортажи с демонстраций, с вечеров художественной самодеятельности в Доме культуры имени Н. Островского, со спортивных площадок.

А когда происходит запуск исследовательской работы «Моя семья в истории города», что больше всего привлекает внимание школьников? Безусловно, кто из родственников строил город, кто из них участвовал в выпуске первой продукции Сибирского химического комбината, кто награжден правительственными наградами и за что. История города крепкими узами связана с историей комбината и людьми, отдавшими лучшие годы своей жизни атомной отрасли. И даже когда речь заходит об истории Школы № 77, Северской гимназии, сразу встает вопрос: кто из наших выпускников трудится на Сибирском химическом комбинате?

Тема «Чьи имена носят улицы нашего города?» гимназистам так же интересна, как и история своей семьи. «В закрытом городе много тайн», — так сказал один из учеников 7-го класса. Кто такие: Курчатов И. В., Леонтичук А. С., Царевский М. М.? Какой вклад они внесли в развитие ядерной физики и нашего города? Какие качества позволили им стать руководителями научных институтов, уникальных промышленных предприятий? Почему первые улицы в новом городе были названы

Организация исследовательской деятельности учащихся в школьном музее как средство формирования мотивации к изучению точных наук_

Баранова Татьяна Васильевна, Черепанова Наталья Васильевна

именами Сталина и Берии? И почему город, еще не построенный, стал сразу секретным? На все эти вопросы ребята находят ответы в ходе работы над своими исследованиями. Один из результатов исследования о том, как строился наш город, — оформление выставки в школьном музее «С чего начинается Родина?» (Рисунок 1).

Традиционными стали встречи с жителями Северска — первостроителями города, ветеранами СХК. Готовясь к ним, дети собирают по старым газетам материал о своих гостях, учатся составлять вопросы для интервью, включая и трудные вопросы о ядерном производстве, записывают воспоминания, обучаются общению со взрослыми людьми.

Овладевая методами исторического познания, школьники приобретают знания об уникальности, исторических и культурных особенностях Северска, у них формируется эмоционально-ценностное отношение к родной семье в ландшафте родного города. Они способны сделать осознанный выбор: «Я хочу работать на СХК, как мой дед», «Я буду учиться на физико-техническом факультете Политеха, как мой отец. А для этого мне надо в школе изучать физику и математику».

Образовательное пространство школьного музея способствует выбору учащимися своего профессионального пути. Участие ребят в исследовательской деятельности, без сомнения, оказывает свое положительное влияние на их мотивацию в изучении точных наук. Можно научить детей решать сверхсложные задачи по физике и математике, подготовить к сдаче экзаменов на высокие баллы, но в профессию человек приходит и остается в ней на всю жизнь по велению сердца. И примером тому становятся судьбы родных и близких: первострои-телей города Северска, работников Сибирского химического комбината. Пожалуй, это один из основных выводов, которые делают ребята в результате исследовательской деятельности, реализуемой в школьном музее Северской гимназии. щ«

Рисунок 1. Выставка «С чего начинается Родина?»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.