Л.Г. Пьянкова
МБОУ Половинская ООШ (г. Чусовой)
Музей как школа воспитания гражданственности
Чтобы иметь хоть какое-то представление о школьном краеведческом музее, об атмосфере и экспозициях, которые там собраны, невозможно не рассказать о его создателе - Кельме Оскаре Федоровиче.
Это многогранная личность, Учитель с большой буквы, оптимист по жизни, человек необычайной судьбы, на долю которого выпало немало трудностей и испытаний, связанных со сталинскими репрессиями.
Оскара Федоровича я знала не понаслышке, он был учителем немецкого языка. Честно скажу,
ле. Посмертно Клак С.К. был награжден Орденом мужества.
«В честь увековечения светлой памяти Клак С.К., удовлетворяя просьбу коллектива По-ловинской средней школы, присвоить краеведческому музею Половинской средней школы с -17 января 1996 года имя Клак иСергея Казимировича.» - выписка из распоряжения № 1 администрации поселка Скальный, Чу-совского района, Пермской области от 12 января 1996 года.
22 февраля 2012 года в МБОУ ООШ «Половинская общеобразовательная школа» произошло
поначалу немецкий давался мне нелегко, Оскар Федорович как любой учитель ревностно относился к преподаванию своего предмета и хотел привить любовь к знаниям всем детям. Он был строг, пунктуален, не терпел лжи и фальши. Оскар Федорович зажигал своим оптимизмом и азартом познавать что-то новое. Вскоре по немецкому языку у меня стояла твердая пятерка.
Я даже не могла предположить, что пройдут годы и судьба
знаменательное событие, знаменательное не только для данного учреждения, но и для всего Чу-совского района в целом - на здании была установлена мемориальная доска, посвященная памяти Сергея Клака.
Была морозная февральская непогода с порывистым северным ветром, но жители и учащиеся собрались у здания школы, чтобы воздать дань памяти Сергею Клаку и выразить уважение его отцу, Казимиру Ивановичу Клаку, который в настоя-
вновь сведет меня с этим замечательным человеком, но теперь уже заочно - в 2005 году Оскара Федоровича не стало. Сейчас я руковожу тем самым школьным краеведческим музеем, музеем имени Сергея Клака, бывшего ученика школы, погибшего во время исполнения воинского долга в Республике Чечне. Прикрывая отход своих товарищей, Сергей был тяжело ранен в голову и вскоре скончался в госпита-
щее время проживает в поселке, неся тяжкий груз горя и утраты по любимому сыну. Перед собравшимися выступила бывшая одноклассница Сергея Клака Соляр Татьяна Геннадьевна, она отметила, что Сергея помнят, в Интернете в «Одноклассниках» есть страница Сергея, куда заходят его школьные друзья, однополчане и просто знакомые, чтобы поделиться воспоминаниями о нем.
В статье на примере школьного музея Половинской ООШ показана роль музея как центра дополнительного образования учащихся средней школы. Учащиеся на базе музея занимаются научно-исследовательской работой, совместно с учителями участвуют в комплектовании фондов. Автором была затронута важная проблема современной школы - снижение интереса у учащихся к истории своей страны, населенного пункта. Ключевые слова: школьный музей, история музея, научно-исследовательская работа учащихся.
L. G. Pyankova
Polovinka secondary school
(Chusovoy)
Museum as a school of civic consciousness education
The role of the museum as a center for further education of secondary school pupils is described in the article on the example of a school museum of Polovinka secondary school. Pupils at the museum are engaged in research work, together with teachers they take part in the acquisition of funds. The author mentioned a very important problem of modern school - decline in interest in students to the history of their country, of the village. Keywords: school museum, museum history, research work.
Пьянкова Людмила Георгиевна,
педагог дополнительного образования муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей ЦДОД «Ровесник» (г. Чусовой)
Староста поселка Прибытко-ва Татьяна Васильевна, много лет знавшая Сергея и его семью, с огромной любовью и уважением вспомнила о детских и юношеских годах героя.
В конце церемонии к мемориальной доске были возложены цветы. Присутствующие почтили память Сергея минутой молчания. В школьном краеведческом музее хранятся личные вещи героя.
Идея назвать школьный краеведческий музей именем С.Клака тоже принадлежала Оскару Федоровичу. С удивительным чувством такта и уважения Оскар Федорович относился к людям, к памяти о них.
Вникая в работу музея, перебирая старые альбомы и фотографии, мне подумалось, что много изменилось за сравнительно небольшой период в истории нашей Родины. Особенно изменилось отношение ко всему старому - бросовое, ненужное, ни к чему не пригодное.
Одна из маленьких посетительниц музея сказала: «Сколько у вас здесь всякого барахла». Я была несколько огорошена оценкой ребенка. Пришлось с ней пройтись по музею и объяснить о важности каждой вещи, ее историю, уходя, девочка пообещала, что придет еще. Сейчас она занимается у меня в объединении.
Мы с ребятами ездим на экскурсии по музеям района. Помню, как одна родительница выразила большую благодарность за то, что ее дочь с группой ребят побывала в музее реки Чусовой. У девочки было столько впечатлений, что она весь день, рассказывала об этом дома. Я поинтересовалась, ездят ли они куда-нибудь семьей. Оказалось, что у мамы нет времени для поездок -она много работает, а папа не любит путешествовать.
Я работаю по авторизованной образовательной программе «Судьба одного поселка страны».
Цель этой программы - показать историческую значимость поселка как территориальной единицы в масштабах страны. Не секрет, что за последнее время многие населенные пункты буквально исчезли с лица земли. Нашему поселку Половинка в 2010 году исполнилось 200 лет. А это весьма значимый промежуток времени в истории нашей страны, в истории поселка.
Учащиеся объединения
«Краевед» оформляют тематические стенды к знаменательным датам. Учащиеся школы и их родители не могут не заметить информацию ко Дню Победы о своих земляках-участниках ВОВ или информацию о Дне призывника, где собраны законы и солдатские байки, выдержки из Конституции РФ и последние статистические данные о призывниках и многое-многое другое.
Музей расположен в здании школы, двери его всегда открыты, имея возможность забежать на перемене, дети приобретают блиц-знания. Затем заглядывают сюда чаще, чтобы подробнее рассмотреть заинтересовавший их экспонат, начинают задавать вопросы, происходит такой ненавязчивый диалог - передача и получение информации.
Сейчас трудности возникают с тем, что у обучающихся потеряна причинно-следственная связь времен. Некоторые исторические факты не изучаются на уроках истории, и необходимо объективно подойти к разъяснению сложных периодов в истории нашей страны, например, Гражданской войны или темы политических репрессий. Руководитель музея является своеобразным проводником между прошлым и будущим.
В рамках воспитательной работы мы ездим на каток, в кинотеатр, на концерты, на мастер-классы. В принципе детям важно то, что они интересны не в рамках школы, а в свободное от
Рис. 1.
Кельм Оскар Федорович
нее время. Дети расширяют кругозор, учатся деловому этикету, поведению в общественных местах и учреждениях, приобретают опыт самостоятельной работы и работы в команде, учатся слушать и быть услышанными.
Обучающиеся постоянно пополняют свои персональные портфолио и портфолио педагога, что является тоже большим плюсом в работе учреждения и его руководителя.
Чтобы заинтересовать обучающихся, мы проводим исследовательские работы, касающиеся непосредственно их семей или знакомых. Так появилась исследовательская работа «Шахтерская слава», о дедушке шахтере, полном кавалере орденов Шахтерская слава, о тяжелом шахтерском труде и о теперешней жизни ветерана. Исследовательская работа «Гражданин страны» о жизни репрессированных немцев и дальнейшей судьбе их дочери, ставшей директором Половинской средней школы в мирное время. Исследовательская работа «Жизнь дана на добрые дела» о судьбе девочки, родившейся перед войной, о том какими разными были люди сломленные войной, о том, что нужно было выжить и жить в то трудное время. И еще много других работ, о реальных судьбах реальных людей живущих в реальное время. А это значит, что школьный музей, как культурно-просветительская ниша имеет право на существование.
Школьному краеведческому музею в этом году исполнится 20 лет. Этому предшествовала большая кропотливая работа многих поколений краеведов. Собранный по крупицам школьный музей, до сих пор приятно радует своих посетителей экспозициями: навевая ностальгическую нотку старшему поколению, удивляя молодых посетителей простыми и необычными экспонатами.
«В 1993 году в августе месяце краеведы музея Половинской средней школы уехали в город Чудово Новгородской области, чтобы возложить цветы на могилу их земляка В.И.Веприкова, который там погиб в жестокой схватке с врагом. Но основная цель была посетить места военных событий Великой Отечественной войны, собрать реликвии войны для школьного музея, участвовать в раскопках фронтовых траншей и окопов.
Из города Чудова следопыты выезжали в район фронтовых сражений Волховского фронта на Лезно-Водоский участок. Установив здесь свои палатки, ребята знакомились с событиями полувековой давности. Благодаря опытному руководителю поискового отряда А.С. Феоктистову туристам удалось пополнить свои знания новыми фактами о том суровом времени.
Быть там, где 50 лет тому назад стояли на смерть наши отцы и деды, увидеть заваленные и заросшие деревьями и кустарниками поля, окопы, траншеи, блиндажи как наших, так и вражеских войск, окинуть взглядом землю, изрытую воронками от мин и снарядов, спускаться в ямы, возникшие от разрыва бомб и артиллерийских снарядов, - это ли не романтика! Заниматься раскопками, искать и находить - неописуемо интересно.
И как измерить душевное волнение ребят, священный трепет их сердец при виде мест, где их деды творили историю, проросших холмиков земли, которые укрыли погибших? Как, в каких баллах подсчитать огромный накал чувств, который выливается в искреннее, от сердца идущие слова клятвы молодости старшему поколению, ветеран войны и труда?
А что стоят встречи с родной природой! Дети учатся вглядываться в каждую травинку, чувствовать запах ландышей, мяты,
росы, замечать красоту русских берез. В общении с природой обогащаются их чувства, они начинают понимать святое чувство - Родина.
Три дня поиска увенчались огромным успехом. Из рук в руки передавались найденные реликвии воинов: помятые каски, проржавевшие винтовочные штыки, гранаты разных видов, позеленевшие артиллерийские гильзы, саперные лопатки, солдатские кружки, котелки, фляжки, гильзы и патроны всяких калибров. Собирали следопыты снаряжение не только советских войск, но и противника. Фронт на реке Волхове держался 2 года, и эти укрепления переходили то нашим, то вражеским войскам. Так они пополнили свой музей новыми экспонатами». [1, с.44]
Вещи, привезенные экспедицией с Волховского фронта, до сих пор занимают почетное место в экспозиции музея о Великой Отечественной войне.
Согласитесь, что в весьма сложные девяностые годы, когда по всей стране прекращали работу пионерские и комсомольские организации, закрывались Дома пионеров и школьников, многие педагоги в растерянности, не знали, как дальше работать с детьми, а простой учитель из глубинки берет на себя ответственность и везет ребят в Новгородскую область на раскопки. Я считаю, что это в высшей мере высоконравственный поступок.
А недавно, в августе месяце, в стенах школы собирался класс, отмечающий 50 лет выпуска. Собрались люди далеко не молодые, сколько неподдельной радости, оптимизма было в их поведении при встрече со школой, которая естественно за столько лет изменилась, но остается по-прежнему для этих взрослых дяденек и тетенек одним из дорогих и памятных мест в жизни. Не обошли стороной и наш музей. Проходя по музею, они то и
дело останавливались, узнавая на фотографиях себя или кого-то из знакомых, потом вспоминали интересные случаи из школьной жизни. Все отметили, что даже черно-белый цвет запечатленных на фотографиях не гасит в лицах людей ту жизненную искорку, которую они излучали.
Думаем, что пока существует музей как хранитель былой славы поселка, информации о ветеранах и уважаемых жителях, пока жива память об истории нашего края мы еще очень долго будем творить, созидать и заявлять о себе, как благодарные потомки. И наши дети вырастут созидателями, творцами и генераторами современных идей. И место, где родились, будет всегда в сердцах, потому как имя ему -малая Родина.
Литература:
1. Кельм О.Ф. Дороги ближние и дальние. Глазовская муниципальная типография. - 2001.