Научная статья на тему 'Музей как школа воспитания гражданственности'

Музей как школа воспитания гражданственности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ / SCHOOL MUSEUM / ИСТОРИЯ МУЗЕЯ / MUSEUM HISTORY / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ / RESEARCH WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пьянкова Людмила Георгиевна

В статье на примере школьного музея Половинской ООШ показана роль музея как центра дополнительного образования учащихся средней школы. Учащиеся на базе музея занимаются научно-исследовательской работой, совместно с учителями участвуют в комплектовании фондов. Автором была затронута важная проблема современной школы снижение интереса у учащихся к истории своей страны, населенного пункта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Museum as a school of civic consciousness education

The role of the museum as a center for further education of secondary school pupils is described in the article on the example of a school museum of Polovinka secondary school. Pupils at the museum are engaged in research work, together with teachers they take part in the acquisition of funds. The author mentioned a very important problem of modern school decline in interest in students to the history of their country, of the village.

Текст научной работы на тему «Музей как школа воспитания гражданственности»

Л.Г. Пьянкова

МБОУ Половинская ООШ (г. Чусовой)

Музей как школа воспитания гражданственности

Чтобы иметь хоть какое-то представление о школьном краеведческом музее, об атмосфере и экспозициях, которые там собраны, невозможно не рассказать о его создателе - Кельме Оскаре Федоровиче.

Это многогранная личность, Учитель с большой буквы, оптимист по жизни, человек необычайной судьбы, на долю которого выпало немало трудностей и испытаний, связанных со сталинскими репрессиями.

Оскара Федоровича я знала не понаслышке, он был учителем немецкого языка. Честно скажу,

ле. Посмертно Клак С.К. был награжден Орденом мужества.

«В честь увековечения светлой памяти Клак С.К., удовлетворяя просьбу коллектива По-ловинской средней школы, присвоить краеведческому музею Половинской средней школы с -17 января 1996 года имя Клак иСергея Казимировича.» - выписка из распоряжения № 1 администрации поселка Скальный, Чу-совского района, Пермской области от 12 января 1996 года.

22 февраля 2012 года в МБОУ ООШ «Половинская общеобразовательная школа» произошло

поначалу немецкий давался мне нелегко, Оскар Федорович как любой учитель ревностно относился к преподаванию своего предмета и хотел привить любовь к знаниям всем детям. Он был строг, пунктуален, не терпел лжи и фальши. Оскар Федорович зажигал своим оптимизмом и азартом познавать что-то новое. Вскоре по немецкому языку у меня стояла твердая пятерка.

Я даже не могла предположить, что пройдут годы и судьба

знаменательное событие, знаменательное не только для данного учреждения, но и для всего Чу-совского района в целом - на здании была установлена мемориальная доска, посвященная памяти Сергея Клака.

Была морозная февральская непогода с порывистым северным ветром, но жители и учащиеся собрались у здания школы, чтобы воздать дань памяти Сергею Клаку и выразить уважение его отцу, Казимиру Ивановичу Клаку, который в настоя-

вновь сведет меня с этим замечательным человеком, но теперь уже заочно - в 2005 году Оскара Федоровича не стало. Сейчас я руковожу тем самым школьным краеведческим музеем, музеем имени Сергея Клака, бывшего ученика школы, погибшего во время исполнения воинского долга в Республике Чечне. Прикрывая отход своих товарищей, Сергей был тяжело ранен в голову и вскоре скончался в госпита-

щее время проживает в поселке, неся тяжкий груз горя и утраты по любимому сыну. Перед собравшимися выступила бывшая одноклассница Сергея Клака Соляр Татьяна Геннадьевна, она отметила, что Сергея помнят, в Интернете в «Одноклассниках» есть страница Сергея, куда заходят его школьные друзья, однополчане и просто знакомые, чтобы поделиться воспоминаниями о нем.

В статье на примере школьного музея Половинской ООШ показана роль музея как центра дополнительного образования учащихся средней школы. Учащиеся на базе музея занимаются научно-исследовательской работой, совместно с учителями участвуют в комплектовании фондов. Автором была затронута важная проблема современной школы - снижение интереса у учащихся к истории своей страны, населенного пункта. Ключевые слова: школьный музей, история музея, научно-исследовательская работа учащихся.

L. G. Pyankova

Polovinka secondary school

(Chusovoy)

Museum as a school of civic consciousness education

The role of the museum as a center for further education of secondary school pupils is described in the article on the example of a school museum of Polovinka secondary school. Pupils at the museum are engaged in research work, together with teachers they take part in the acquisition of funds. The author mentioned a very important problem of modern school - decline in interest in students to the history of their country, of the village. Keywords: school museum, museum history, research work.

Пьянкова Людмила Георгиевна,

педагог дополнительного образования муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей ЦДОД «Ровесник» (г. Чусовой)

Староста поселка Прибытко-ва Татьяна Васильевна, много лет знавшая Сергея и его семью, с огромной любовью и уважением вспомнила о детских и юношеских годах героя.

В конце церемонии к мемориальной доске были возложены цветы. Присутствующие почтили память Сергея минутой молчания. В школьном краеведческом музее хранятся личные вещи героя.

Идея назвать школьный краеведческий музей именем С.Клака тоже принадлежала Оскару Федоровичу. С удивительным чувством такта и уважения Оскар Федорович относился к людям, к памяти о них.

Вникая в работу музея, перебирая старые альбомы и фотографии, мне подумалось, что много изменилось за сравнительно небольшой период в истории нашей Родины. Особенно изменилось отношение ко всему старому - бросовое, ненужное, ни к чему не пригодное.

Одна из маленьких посетительниц музея сказала: «Сколько у вас здесь всякого барахла». Я была несколько огорошена оценкой ребенка. Пришлось с ней пройтись по музею и объяснить о важности каждой вещи, ее историю, уходя, девочка пообещала, что придет еще. Сейчас она занимается у меня в объединении.

Мы с ребятами ездим на экскурсии по музеям района. Помню, как одна родительница выразила большую благодарность за то, что ее дочь с группой ребят побывала в музее реки Чусовой. У девочки было столько впечатлений, что она весь день, рассказывала об этом дома. Я поинтересовалась, ездят ли они куда-нибудь семьей. Оказалось, что у мамы нет времени для поездок -она много работает, а папа не любит путешествовать.

Я работаю по авторизованной образовательной программе «Судьба одного поселка страны».

Цель этой программы - показать историческую значимость поселка как территориальной единицы в масштабах страны. Не секрет, что за последнее время многие населенные пункты буквально исчезли с лица земли. Нашему поселку Половинка в 2010 году исполнилось 200 лет. А это весьма значимый промежуток времени в истории нашей страны, в истории поселка.

Учащиеся объединения

«Краевед» оформляют тематические стенды к знаменательным датам. Учащиеся школы и их родители не могут не заметить информацию ко Дню Победы о своих земляках-участниках ВОВ или информацию о Дне призывника, где собраны законы и солдатские байки, выдержки из Конституции РФ и последние статистические данные о призывниках и многое-многое другое.

Музей расположен в здании школы, двери его всегда открыты, имея возможность забежать на перемене, дети приобретают блиц-знания. Затем заглядывают сюда чаще, чтобы подробнее рассмотреть заинтересовавший их экспонат, начинают задавать вопросы, происходит такой ненавязчивый диалог - передача и получение информации.

Сейчас трудности возникают с тем, что у обучающихся потеряна причинно-следственная связь времен. Некоторые исторические факты не изучаются на уроках истории, и необходимо объективно подойти к разъяснению сложных периодов в истории нашей страны, например, Гражданской войны или темы политических репрессий. Руководитель музея является своеобразным проводником между прошлым и будущим.

В рамках воспитательной работы мы ездим на каток, в кинотеатр, на концерты, на мастер-классы. В принципе детям важно то, что они интересны не в рамках школы, а в свободное от

Рис. 1.

Кельм Оскар Федорович

нее время. Дети расширяют кругозор, учатся деловому этикету, поведению в общественных местах и учреждениях, приобретают опыт самостоятельной работы и работы в команде, учатся слушать и быть услышанными.

Обучающиеся постоянно пополняют свои персональные портфолио и портфолио педагога, что является тоже большим плюсом в работе учреждения и его руководителя.

Чтобы заинтересовать обучающихся, мы проводим исследовательские работы, касающиеся непосредственно их семей или знакомых. Так появилась исследовательская работа «Шахтерская слава», о дедушке шахтере, полном кавалере орденов Шахтерская слава, о тяжелом шахтерском труде и о теперешней жизни ветерана. Исследовательская работа «Гражданин страны» о жизни репрессированных немцев и дальнейшей судьбе их дочери, ставшей директором Половинской средней школы в мирное время. Исследовательская работа «Жизнь дана на добрые дела» о судьбе девочки, родившейся перед войной, о том какими разными были люди сломленные войной, о том, что нужно было выжить и жить в то трудное время. И еще много других работ, о реальных судьбах реальных людей живущих в реальное время. А это значит, что школьный музей, как культурно-просветительская ниша имеет право на существование.

Школьному краеведческому музею в этом году исполнится 20 лет. Этому предшествовала большая кропотливая работа многих поколений краеведов. Собранный по крупицам школьный музей, до сих пор приятно радует своих посетителей экспозициями: навевая ностальгическую нотку старшему поколению, удивляя молодых посетителей простыми и необычными экспонатами.

«В 1993 году в августе месяце краеведы музея Половинской средней школы уехали в город Чудово Новгородской области, чтобы возложить цветы на могилу их земляка В.И.Веприкова, который там погиб в жестокой схватке с врагом. Но основная цель была посетить места военных событий Великой Отечественной войны, собрать реликвии войны для школьного музея, участвовать в раскопках фронтовых траншей и окопов.

Из города Чудова следопыты выезжали в район фронтовых сражений Волховского фронта на Лезно-Водоский участок. Установив здесь свои палатки, ребята знакомились с событиями полувековой давности. Благодаря опытному руководителю поискового отряда А.С. Феоктистову туристам удалось пополнить свои знания новыми фактами о том суровом времени.

Быть там, где 50 лет тому назад стояли на смерть наши отцы и деды, увидеть заваленные и заросшие деревьями и кустарниками поля, окопы, траншеи, блиндажи как наших, так и вражеских войск, окинуть взглядом землю, изрытую воронками от мин и снарядов, спускаться в ямы, возникшие от разрыва бомб и артиллерийских снарядов, - это ли не романтика! Заниматься раскопками, искать и находить - неописуемо интересно.

И как измерить душевное волнение ребят, священный трепет их сердец при виде мест, где их деды творили историю, проросших холмиков земли, которые укрыли погибших? Как, в каких баллах подсчитать огромный накал чувств, который выливается в искреннее, от сердца идущие слова клятвы молодости старшему поколению, ветеран войны и труда?

А что стоят встречи с родной природой! Дети учатся вглядываться в каждую травинку, чувствовать запах ландышей, мяты,

росы, замечать красоту русских берез. В общении с природой обогащаются их чувства, они начинают понимать святое чувство - Родина.

Три дня поиска увенчались огромным успехом. Из рук в руки передавались найденные реликвии воинов: помятые каски, проржавевшие винтовочные штыки, гранаты разных видов, позеленевшие артиллерийские гильзы, саперные лопатки, солдатские кружки, котелки, фляжки, гильзы и патроны всяких калибров. Собирали следопыты снаряжение не только советских войск, но и противника. Фронт на реке Волхове держался 2 года, и эти укрепления переходили то нашим, то вражеским войскам. Так они пополнили свой музей новыми экспонатами». [1, с.44]

Вещи, привезенные экспедицией с Волховского фронта, до сих пор занимают почетное место в экспозиции музея о Великой Отечественной войне.

Согласитесь, что в весьма сложные девяностые годы, когда по всей стране прекращали работу пионерские и комсомольские организации, закрывались Дома пионеров и школьников, многие педагоги в растерянности, не знали, как дальше работать с детьми, а простой учитель из глубинки берет на себя ответственность и везет ребят в Новгородскую область на раскопки. Я считаю, что это в высшей мере высоконравственный поступок.

А недавно, в августе месяце, в стенах школы собирался класс, отмечающий 50 лет выпуска. Собрались люди далеко не молодые, сколько неподдельной радости, оптимизма было в их поведении при встрече со школой, которая естественно за столько лет изменилась, но остается по-прежнему для этих взрослых дяденек и тетенек одним из дорогих и памятных мест в жизни. Не обошли стороной и наш музей. Проходя по музею, они то и

дело останавливались, узнавая на фотографиях себя или кого-то из знакомых, потом вспоминали интересные случаи из школьной жизни. Все отметили, что даже черно-белый цвет запечатленных на фотографиях не гасит в лицах людей ту жизненную искорку, которую они излучали.

Думаем, что пока существует музей как хранитель былой славы поселка, информации о ветеранах и уважаемых жителях, пока жива память об истории нашего края мы еще очень долго будем творить, созидать и заявлять о себе, как благодарные потомки. И наши дети вырастут созидателями, творцами и генераторами современных идей. И место, где родились, будет всегда в сердцах, потому как имя ему -малая Родина.

Литература:

1. Кельм О.Ф. Дороги ближние и дальние. Глазовская муниципальная типография. - 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.