Научная статья на тему 'Роль "музея истории села и школы" в образовательном и воспитательном пространстве школы'

Роль "музея истории села и школы" в образовательном и воспитательном пространстве школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
138
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРАЕВЕДЕНИЕ / LOCAL HISTORY / МУЗЕЙ / MUSEUM / ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / ПАТРИОТИЗМ / PATRIOTISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Боталова Александра Аркадьевна

В статье описана система работы Музея истории села и школы. Представлены мероприятия связанные с образовательным процессом. Раскрыта особая роль музея в воспитания патриотизма в краеведческой работе с учениками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of ''Museum of history of village and school'' in school educational space

The system of work of the Museum of history of village and school is described in the article. Events connected with educational process are presented. Great role of the museum in patriotism education in local history work with students is revealed.

Текст научной работы на тему «Роль "музея истории села и школы" в образовательном и воспитательном пространстве школы»

ОБРАЗОВА ТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНЫХ МУЗЕЕВ

А. А. Боталова

МБОУ СОШ «Шерьинская - Базовая школа» Нытвенского района

Роль «Музея истории села и школы» в образовательном и воспитательном пространстве школы

В статье описана система работы Музея истории села и школы.

Представлены мероприятия связанные с образовательным процессом. Раскрыта особая роль музея в воспитания патриотизма в краеведческой работе с учениками. Ключевые слова: краеведение, музей, воспитание, патриотизм.

A. A. Botalova 'Sheryinskaya secondary school' of Nytva district

The role of 'Museum of history of village and school' in school educational space

Abstract: The system of work of the Museum of history of village and school is described in the article. Events connected with educational process are presented. Great role of the museum in patriotism education in local history work with students is revealed. Keywords: local history, museum, education, patriotism.

В Шерьинской средней школе на протяжении многих лет основным направлением учебно-воспитательной работы является краеведение. Этот выбор не случаен. Краеведение обладает огромным образовательным и вос питательным потенциалом: ч< рез работу по изучению родного края идет развитие способностей детей, вырабатывается активная жизненная позиция, воспитывается гражданственность. В Программе развития Шерьинской средней школы «Школа - центр интеллектуального и духовного развития села» воспитание гра-

ваются при подготовке мероприятий.

В то же время, музей истории школы - это не только часть воспитательного, но и образовательного процесса современной колы. Учителя истории, крае-дения, технологии, изобрази-ого искусства на своих уроках используют музейные экспо- предметы народного бы-афии, документы раз-ый экспонат, будь то орудие труда, школьный учебник прошлых лет, письмо, несет в себе информацию о том времени, к которому относится.

жданственности и патриотизма Кажет

средствами краеведения является одним из приоритетных. Важную роль в реализации Программы играет школьный музей, созданный в 1989 году и получивший официальный статус в 2001 году. Материалы музея широко используются при подготовке и проведении большинства общешкольных мероприятий воспитательного характера: народных ярмарок, народов Прикамья, коллективных творческих дел, посвящен-Великой Отечест-

фест:

ся, что музейная педагогика традиционна и вряд ли может предложить что-то новое в проведение современного урока, но, на мой взгляд, это заблуждение. Как учитель истории и руководитель школьного музея хочу поделиться своими находками. Приведу варианты использования материалов из фондов музея на уроках истории России и краеведения.

Богатый материал в музее собран по истории Гражданской и Великой Отечественной войн.

ных ветеранам венной войны и труженикам тыла, трудовым династиям села.

При изучении "тем по "Великой Отечественной войне в курс истории в 9 классе больш

Гости на таких мероприятиях -односельчане, члены семей учащихся, всем знакомые и уважаемые на селе люди, являющиеся примером для подрастающего поколения. При проведении подобных дел всегда используются материалы музея, а музей пополняется новыми экспонатами, сценариями, которые накапли-

ая

часть занятий проводится непосредственно в музее. После небольшой вводной беседы педагога дети делятся на группы в соответствии с одной из тем, предложенных учителем. Темы следующие: «Ветераны войны -учителя нашей школы», «Труженики тыла села Шерья», «Наша школа в годы войны»,

«Детство, опаленное войной» (о детях, эвакуированных в Шерью из блокадного Ленинграда), «Боевые награды наших земляков», «Моя семья в годы войны». Принимаются темы, предложенные самими учащимися. Далее, в распоряжение каждой группы предоставляются тома Книги Памяти Нытвенского района и Пермского края (нужно отметить, что все тома областной Книги Памяти были подарены музею Пермским отделением Фонда мира за проводимую работу по патриотическому воспитанию учащихся). Дети могут воспользоваться письменными и вещественными источниками, имеющимися в музее, чтобы изучить тему, найти необходимую информацию для ее раскрытия. Далее каждая группа представляет классу итоги работы в творческой форме. Чаще -это презентации, но были представлены и рассказы с элементами инсценировки, стихов, рисунков, плакатов. Дети имеют право задавать вопросы представителям групп, оценивать положительные и отрицательные моменты работы. Но плохих отзывов, как правило, не бывает. Такие уроки проходят эмоционально. Читая письма своих односельчан, а иногда и прадедов, с фронта, учащиеся узнают такие факты, которым доверяют больше, чем учебникам истории. Из воспоминаний бабушек и прабабушек дети наглядно представляют их изнурительный труд военной поры, лепешки из лебеды вместо хлеба, и лучше понимают, какой ценой досталась победа, с каким напряжением силы и воли жили люди в ту пору.

Подобные уроки требуют продуманности и четкой организации занятия. Удобнее интегрировать краеведческий материал с материалом учебника по истории России, иначе просто может не хватить времени. Огромный плюс таких уроков не

ШКОЛЬНЫХ МУЗЕЕВ

только в их патриотической направленности, но и в практической значимости. Созданные ребятами презентации пополняют фонды музея и постоянно используются в учебно-воспитательной работе. Так, стало традицией ежегодное проведение силами старшеклассников информационных пятиминуток, посвященных Дню Победы, дням воинской славы и памятным датам в истории страны.

Темы уроков, которые проводятся в школьном музее, разнообразны: «Сталинские репрессии» (используются материалы о строительстве Рыбхоза в Шерье и учебный фильм, созданный краеведами школы), «Послевоенное восстановление народного хозяйства» (используются воспоминания шерьинских ветеранов труда, работавших на восстановлении шахт Донбасса), «Эпоха хрущевских реформ» (урок с приглашением первоцелинника Бентковского А.И.), «Эпоха «развитого социализма»» (используется материал о строительстве экспериментального поселка в Шерье), «Чеченская война» (с использованием исследовательской работы о выпускниках школы - участниках боевых действий) и др. Все они предполагают использование музейных фондов и разнообразные формы работы учащихся.

Материалы школьного музея оказывают большую помощь педагогу и при изучении тем по истории страны в 80-90 годы: Перестройка в СССР, переход к рынку и др. Приватизационные чеки - ваучеры, талоны на продукты питания, чеки «Урожай-90» и другие свидетельства той эпохи, о которых говорится в учебнике, вызывают у школьников неизменный интерес. По этим экспонатам желающими ученика-

Боталова

Александра Аркадьевна

Учитель истории и обществознания, руководитель музея МБОУ СОШ «Шерьинская - Базовая школа», педагог высшей квалификационной категории, Почетный работник образования (с. Шерья, Пермский край)

aleksandra_botalova@mail. ги

ми проводятся мини-

исследования, которые представляются потом классу. В качестве домашнего задания предлагается либо сочинение, либо интервью с родственниками по теме «Моя семья в годы перестройки», «Моя семья в эпоху рыночных реформ» и т.д. Иногда подобные мини-исследования становятся шагом к написанию исследовательской работы, к разработке социального проекта, который реализуют сами учащиеся. При выполнении подобных заданий дети узнают историю страны через призму

ШКОЛЬНЫХ МУЗЕЕВ

истории своей семьи, а это важно для сохранения преемственности поколений, воспитания уважения к старшим.

Современный урок и школьный музей, на первый взгляд, странное сочетание, но это лишь на первый взгляд. Музейные уроки современны. Ученики получают на них не только знания, они учатся при этом быть достойными гражданами своей страны. У подрастающего поколения формируется чувство гордости за свою семью, малую родину. Многие выпускники школы, окончив средние и высшие

учебные заведения, возвращаются в родное село и трудятся в ООО «Шерья», в средней школе, в других учреждениях. Село продолжает жить и процветать, у нас нет проблем с кадрами и с работой. Молодежь неравнодушна к судьбе малой родины: многие, имея активную жизненную позицию, избираются депутатами сельского поселения, добросовестно трудятся, вносят свой вклад в развитие села. В этом видится практический результат работы, центром которой на протяжении многих лет является шерьинский «Музей истории села и школы».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.