Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА В ХОДЕ ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН: ОСОБЕННОСТИ, ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА В ХОДЕ ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН: ОСОБЕННОСТИ, ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
243
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
исследовательская деятельность / научно-исследовательская деятельность / учебно-исследовательская деятельность / среднее профессиональное образование / преподаватель / студент-первокурсник / research activity / research activity / educational and research activity / secondary vocational education / teacher / first-year student

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М.И. Ивашко

В статье представлен опыт работы кафедры общеобразовательных дисциплин по формированию навыков исследовательской деятельности у студентов-первокурсников, обучающихся по программам среднего профессионального образования. В качестве исследовательской задачи предпринята попытка установить сложившееся в современной отечественной историографии понимание содержания категории «исследовательская деятельность», обстоятельства, которые оказывают влияние на ее организацию со студентами первого курса СПО, на конкретных примерах продемонстрировать содержание учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы. Проведена систематизация теоретического и фактологического материала, осуществлен анализ кафедрального опыта, практики других учебных заведений по организации исследовательской деятельности. По итогам работы представлено авторское видение понимания термина «исследовательская деятельность студентов» применительно к первокурсникам колледжа, выявлены факторы, оказывающие влияние на ее проведение, определен круг вопросов, которые требуют решения для более эффективного использования исследовательской деятельности со студентами младших курсов в подготовке специалистов среднего звена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF RESEARCH ACTIVITIES OF COLLEGE STUDENTS IN THE COURSE OF STUDYING GENERAL EDUCATION DISCIPLINES: FEATURES, PROBLEMS AND WAYS TO SOLVE THEM

The article presents the experience of a department of general education disciplines in forming research skills among first-year students enrolled in secondary vocational education programs. As a research task, the paper establishes the understanding of the content of the category “research activity” that has developed in modern Russian historiography, the circumstances that influence its organization with first-year students of the vocational school, to demonstrate the content of educational research and research work with concrete examples. Systematization of theoretical and factual material is carried out, the analysis of the cathedral experience, the practice of other educational institutions on the organization of research activities was carried out. Based on the results of the work, the author’s vision of understanding the term research activity of students in relation to college freshmen is presented. The work identifies factors that influence its organization and a range of issues that need to be addressed for more effective use of research activities with junior students in the training of mid-level specialists.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА В ХОДЕ ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН: ОСОБЕННОСТИ, ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ»

4. Совестное участие кураторов вместе с группой в программах, организуемых отделом по внеучебной работе, посещение музеев и театров.

5. Проводить со студентами-первокурсниками адаптационные психологические тренинги.

6. Если в группе есть студенты, проживающие в общежитии, то периодическое посещение куратором для выяснения бытовых условий проживающих в них студентов.

Библиографический список

Таким образом, адаптация студента-первокурсника к образовательной среде вуза является сложным, системным, поэтапным процессом, выражавшимся в формировании и развитии когнитивных, мотивационно-волевых, социально-коммуникативных связей. В процессе адаптации образовательная среда вуза воздействует на студента, а студент определенным образом преобразует ее. Ведущая роль отводится социально значимым условиям, через которые происходит адаптация к учебной деятельности.

1. Куликова С.В., Мальчукова Н.Н., Шемякина И.Е. Воспитательная работа вуза в современной образовательной системе. Мир науки. 2018; Т. 6, № 5: 29.

2. Мальчукова Н.Н. Кураторская деятельность как один из компонентов воспитательного процесса вуза. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019; Т. 8, № 3 (28): 161-154.

3. Куликова С.В. Повышение мотивации к обучению у студентов первого курса. Современные направления развития науки в животноводстве и ветеринарной медицине: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 60-летию кафедры технологии производства и переработки продуктов животноводства и 55-летию кафедры иностранных языков. 2019: 281-284.

4. Виноградова М.В., Мальчукова Н.Н. Ценностные ориентации будущего агрария в профессиональной деятельности (на примере ВГБОУ ВО ГАУ Северного Зауралья). Мир науки, культуры, образования. 2018; № 4 (71): 147-149.

5. Мальчукова Н.Н. Воспитание как основной вид деятельности куратора. Вестник государственного аграрного университета Северного Зауралья. 2014; № 1 (24): 92-93.

6. Гончаренко О.Н., Мальчукова Н.Н. Студенческая молодежь аграрного вуза и девиантное поведение. Агропродовольственная политика России. 2014; № 12 (36): 78-80.

7. Виноградова М.В. Профессиональная направленность преподавания математики в системе высшего образования. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 6 (73): 258-259.

8. Виноградова М.В., Якобюк Л.И. Основные тенденции развития высшего профессионального образования в контексте глобализации. Агропродовольственная политика России. 2013; № 11 (23): 48-50.

References

1. Kulikova S.V., Mal'chukova N.N., Shemyakina I.E. Vospitatel'naya rabota vuza v sovremennoj obrazovatel'noj sisteme. Mirnauki. 2018; T. 6, № 5: 29.

2. Mal'chukova N.N. Kuratorskaya deyatel'nost' kak odin iz komponentov vospitatel'nogo processa vuza. Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika i psihologiya. 2019; T. 8, № 3 (28): 161-154.

3. Kulikova S.V. Povyshenie motivacii k obucheniyu u studentov pervogo kursa. Sovremennye napravleniya razvitiya nauki v zhivotnovodstve i veterinarnoj medicine: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyaschennoj 60-letiyu kafedry tehnologii proizvodstva i pererabotki produktov zhivotnovodstva i 55-letiyu kafedry inostrannyh yazykov. 2019: 281-284.

4. Vinogradova M.V., Mal'chukova N.N. Cennostnye orientacii buduschego agrariya v professional'noj deyatel'nosti (na primere VGBOU VO GAU Severnogo Zaural'ya). Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 4 (71): 147-149.

5. Mal'chukova N.N. Vospitanie kak osnovnoj vid deyatel'nosti kuratora. Vestnik gosudarstvennogo agrarnogo universiteta Severnogo Zaural'ya. 2014; № 1 (24): 92-93.

6. Goncharenko O.N., Mal'chukova N.N. Studencheskaya molodezh' agrarnogo vuza i deviantnoe povedenie. Agroprodovol'stvennaya politika Rossii. 2014; № 12 (36): 78-80.

7. Vinogradova M.V. Professional'naya napravlennost' prepodavaniya matematiki v sisteme vysshego obrazovaniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 6 (73): 258-259.

8. Vinogradova M.V., Yakobyuk L.I. Osnovnye tendencii razvitiya vysshego professional'nogo obrazovaniya v kontekste globalizacii. Agroprodovol'stvennaya politika Rossii. 2013; № 11 (23): 48-50.

Статья поступила в редакцию 15.03.23

УДК 37.01

Ivashko M.I., Doctor of Sciences (History), Professor, Head of Department of General Medical Disciplines, Russian State University of Justice (Moscow, Russia),

E-mail: mihail-ivashko@yandex.ru

ORGANIZATION OF RESEARCH ACTIVITIES OF COLLEGE STUDENTS IN THE COURSE OF STUDYING GENERAL EDUCATION DISCIPLINES: FEATURES, PROBLEMS AND WAYS TO SOLVE THEM. The article presents the experience of a department of general education disciplines in forming research skills among first-year students enrolled in secondary vocational education programs. As a research task, the paper establishes the understanding of the content of the category "research activity" that has developed in modern Russian historiography, the circumstances that influence its organization with first-year students of the vocational school, to demonstrate the content of educational research and research work with concrete examples. Systematization of theoretical and factual material is carried out, the analysis of the cathedral experience, the practice of other educational institutions on the organization of research activities was carried out. Based on the results of the work, the author's vision of understanding the term research activity of students in relation to college freshmen is presented. The work identifies factors that influence its organization and a range of issues that need to be addressed for more effective use of research activities with junior students in the training of mid-level specialists.

Key words: research activity, research activity, educational and research activity, secondary vocational education, teacher, first-year student

М.И. Иеашко, д-р ист. наук, проф., зав. каф. общеобразовательных дисциплин, Российский государственный университет правосудия, г. Москва,

Е-mail: mihail-ivashko@yandex.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА В ХОДЕ ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН: ОСОБЕННОСТИ, ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

В статье представлен опыт работы кафедры общеобразовательных дисциплин по формированию навыков исследовательской деятельности у студентов-первокурсников, обучающихся по программам среднего профессионального образования. В качестве исследовательской задачи предпринята попытка установить сложившееся в современной отечественной историографии понимание содержания категории «исследовательская деятельность», обстоятельства, которые оказывают влияние на ее организацию со студентами первого курса СПО, на конкретных примерах продемонстрировать содержание учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы. Проведена систематизация теоретического и фактологического материала, осуществлен анализ кафедрального опыта, практики других учебных заведений по организации исследовательской деятельности. По итогам работы представлено авторское видение понимания термина «исследовательская деятельность студентов» применительно к первокурсникам колледжа, выявлены факторы, оказывающие влияние на ее проведение, определен круг вопросов, которые требуют решения для более эффективного использования исследовательской деятельности со студентами младших курсов в подготовке специалистов среднего звена.

Ключевые слова: исследовательская деятельность, научно-исследовательская деятельность, учебно-исследовательская деятельность, среднее профессиональное образование, преподаватель, студент-первокурсник

Реальность сегодняшнего дня демонстрирует повышение роли и значения среднего профессионального образования (далее СПО) в структуре образования в стране. Тенденция перераспределения потоков школьников между вузами и колледжами в пользу последних сложилась в России с середины 2010-х гг. [1, с. 12]. Одновременно мы являемся свидетелями, когда информационная эпоха вносит коррективы в образовательный процесс, выдвигая все новые требования, в том числе и к подготовке специалистов в учебных заведениях СПО. Обществу необходимы высококвалифицированные кадры, способные совершенствовать свои профессиональные навыки, самостоятельно определять и творчески решать нестандартные задачи в сложных условиях. Этот вызов времени нашел отражение в нормативных документах, регламентирующих подготовку кадров среднего звена. В частности, Федеральная образовательная программа среднего общего образования (не будем забывать, что студенты СПО первого года обучения осваивают дисциплины, соответствующие именно этой программе), принятая Министерством просвещения РФ 23 ноября 2022 года, одной из основных своих целей определяет «формирование навыков самостоятельной учебной деятельности обучающихся», средством совершенствования универсальных учебных действий - «учебно-исследовательскую и проектную деятельность», а личностные и метапредметные результаты освоения данной программы должны «способствовать процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития ...» [2]. Созвучны Федеральной образовательной программе среднего общего образования и требования к результатам освоения программ СПО. Например, в федеральных государственных образовательных стандартах (далее ФГОС) по специальности 40.02.03 Право и судебное администрирование из 10 общих компетенций, которыми должен обладать выпускник, в 6 из них напрямую содержатся положения, отражающие способность его к «саморазвитию» и «самообразованию» [3]. Иначе говоря, в условиях, когда, с одной стороны, стремительно растет объем научных знаний, а с другой, увеличивается скорость их устаревания, как никогда ранее на повестку дня в рамках современной модели непрерывного образования поставлена задача сформировать у будущих специалистов навыки работы над собой. В этой связи актуальность поднятой в статье темы обусловлена требованием времени к подготовке современных специалистов среднего звена, значимостью исследовательской деятельности в формировании тех качеств, которые играют в этом процессе ключевую роль. Целью данной статьи является обобщение опыта использования исследовательской деятельности в качестве важнейшего инструмента в ходе изучения студентами-первокурсниками Российского государственного университета правосудия (далее РГУП) общеобразовательных дисциплин, выявление проблем, которые возникают в ходе организации этого процесса, определение путей их преодоления. Для достижения поставленной цели важно решить следующие задачи: на основе анализа научной литературы раскрыть сущность исследовательской деятельностью студентов СПО, установить особенности ее организации со студентами первого года обучения, выявить круг тех проблем, которые являются препятствием на пути организации учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы (далее УИР и НИР) студентов-первокурсников, показать шаги, предпринимаемые преподавателями кафедры общеобразовательных дисциплин РГУП с целью их решения. Новизна работы заключается в демонстрации возможностей исследовательской деятельности студентов-первокурсников в процессе повышения их общеобразовательной подготовки и приобретения первичных навыков для ведения научной работы на старших курсах. Практическая значимость связана с обобщением опыта и демонстрацией некоторых форм и методов, используемых преподавателями кафедры общеобразовательных дисциплин РГУП для привития навыков ведения исследовательской деятельности при помощи рекомендаций, направленных на повышения ее эффективности.

Сама по себе проблема, поднятая в статье, всегда была в поле зрения исследователей. В то же время историографический анализ дает возможность констатировать, что в последнее десятилетие интерес к данной проблеме заметно возрос. На наш взгляд, это объясняется ролью и местом исследовательской деятельности в образовательном процессе. В нынешних условиях педагогическим сообществом она рассматривается в качестве важнейшего инструмента повышения качества образования, ответом на вызов времени к уровню подготовки кадров. Обращаясь к проблеме исследовательской деятельности, авторы монографий, учебных и учебно-методических пособий, сборников статей, публикаций в периодических изданиях независимо от целевой аудитории (студенты вузов, колледжей), прежде всего, стремились определиться с пониманием содержания термина «исследовательская деятельность». Так, А.Я. Алексеев в исследовательской деятельности видит «особый вид интеллектуально-творческой деятельности», который является следствием «функционирования механизмов поисковой активности» [4]. В трактовке А.В. Мартыновой, А.В. Салаватовой - «это направление работы, которое предполагает научное изучение и обоснование определенной темы». Реализуется оно через «учебно-исследовательскую деятельность» и «исследовательский метод обучения» [5, с. 9]. По мнению А.А. Платонова, «исследовательская работа - это система мероприятий, приобщающая к творческой деятельности ...». Элементы этой работы используются «в учебном процессе и во внеурочной деятельности» [6]. «Специфическим видом познавательной деятельности», которая позволяет выявлять «новые, прежде не известные стороны», «грани изучаемого объекта», определяет суть исследовательской деятельности Е.К. Чиркунова [7, с. 6]. В свою очередь, А.В. Леонтович под «ис-

следовательской деятельностью учащихся» понимает деятельность, «связанную с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением», которая предполагает «наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере ...» [8, с. 13]. Таким образом, несмотря на то, что в каждом из перечисленных определений исследовательской деятельности присутствует авторское видение, ее сущность остается неизменной и находит отражение в общих для всех определений элементах - это «мотивирующий фактор», «исследовательское поведение», «научное творчество», «получение нового научного знания».

Одновременно историографический анализ показал, что в ряде публикаций познавательная, поисковая, творческая работа студентов обозначена термином «научно-исследовательская работа студентов» (далее НИРС). Так, в работах Н.А. Гердта [9], М.В. Планкиной, Т.А. Юрмазовой [10], Ю.В. Тимофеевой и ряда других исследователей НИРС выступает «комплексом мероприятий учебного, научного, управленческого и организационно-методического характера», «средством развития мотивации к творчеству» и «направлена на привитие студентам навыков проведения научных исследований» и т. д. [11, с. 209]. Использование для обозначения данного вида деятельности близкого по содержанию понятийного аппарата, а также ссылка на то, что реализуется такая работа через учебно-исследовательскую и научно-исследовательскую работу дает нам право утверждать, что в этом случае понятие «НИРС» близко к пониманию сути термина «исследовательская деятельность». Представляется, что применение термина «НИРС» больше подходит для обозначения научной работы студентов вузов и старших курсов учебных заведений СПО, когда действительно в результате творческой деятельности при использовании исследовательского метода под руководством педагога возможно получение нового научного знания в той или иной форме. В то же время в условиях организации учебного процесса в рамках СПО для студентов младших курсов, особенно первокурсников, на этапе знакомства с основами ведения научной работы, первых шагов по приобретению исследовательских умений и навыков уместно было бы называть такой процесс термином «исследовательская деятельность». На данном этапе, как нам видится, речь не может идти о полноценной научной деятельности и тем более о ее зримых результатах (новом научном знании). Во время адаптации, встраивания вчерашних школьников в новую студенческую образовательную среду сложно провести содержательную грань между предназначением учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы. В этой ситуации термин «исследовательская деятельность» носит более утилитарный характер и в большей степени отражает как содержание проводимой работы, так и уровень подготовленности к такому виду деятельности студенческой аудитории.

Такой подход к обозначению научной работы студентов младших курсов в учебных заведениях СПО позволяет понять причину положения, когда авторы ряда публикаций, посвященных исследовательской деятельности в колледжах, техникумах, представляют ее в форме учебно-исследовательской либо научно-исследовательской работы. При этом, характеризуя УИР, акцент, как правило, делается на опыте выполнения студентами курсовых и квалификационно-выпускных работ в рамках запланированной учебной деятельности (по-другому говоря, работы, встроенной в учебный процесс). Содержание НИР сводится к функционированию научных студенческих кружков (работы, которая выполняется во внеурочное время). В нашем случае понятие «исследовательская деятельность» подразумевает органичное сочетание УИР и НИР, где учебно-исследовательская работа знакомит с основами исследовательского труда в ходе учебного процесса, а научно-исследовательская работа развивает первичные навыки ведения поисково-исследовательской деятельности специфическими для внеаудиторной работы формами и методами. В целом организация исследовательской деятельности студентов-первокурсников направлена, прежде всего, на развитие личности самого студента, формирование у него базовых исследовательских умений, которые должны способствовать овладению предметными знаниями общеобразовательных дисциплин.

Безусловно, что такая деятельность имеет свои особенности, которые заключаются как в личностных качествах студентов, так и в сложившейся практике работы кафедры по ее организации. Первым обстоятельством, которое накладывает отпечаток на организацию исследовательской работы со студентами первого курса, является проблема готовности к подобной деятельности самих студентов. Как показывает проведенное входное тестирование, у них невысокий общеобразовательный уровень (58% поступивших на первый курс обучения по одной из программ СПО в 2022 году показали неудовлетворительные результаты по дисциплине «История», 45% - по географии, 73% - по математике и т. д.). Первые недели обучения, по опыту работы с первокурсниками, выявляют у определенной части студентов слабую мотивированность и способность учиться в новых для них условиях. В то же время часть из них демонстрирует завышенную самооценку и одновременно поверхностное представление об организации самостоятельной работы по изучению общеобразовательных дисциплин. У подавляющего большинства не сформированы внутренние мотивы к самостоятельной познавательной деятельности, они слабо владеют навыками работы с текстом, далеко не все обладают умениями пользоваться уже полученными в ходе обучения в школе знаниями.

Организовывая исследовательскую деятельность студентов, приходится учитывать и второе немаловажное обстоятельство. Освоение общеобразова-

тельной программы в среднем профессиональном учебном заведении реализуется на протяжении одного года, в то время как школьные сверстники осваивают ее в рамках двух лет. Это означает, что интенсивность обучения, работа по освоению программы у студентов первого курса гораздо выше и сложнее, чем у их ровесников в школе. И еще немаловажный факт: специального времени, подчеркнем, отводимого именно на проведение научно-исследовательской работы в ходе изучения общеобразовательных дисциплин, ни федеральной образовательной программой среднего общего образования, ни ФГОС СПО не предусмотрено.

Опыт работы кафедры с первокурсниками показывает, что основной формой, направленной на привитие исследовательских умений, необходимых для ведения исследовательской деятельности, является учебный процесс. Во-первых, он охватывает всех студентов. Во-вторых, привитие навыков осуществляется на всех занятиях и по всем предметам. В-третьих, он дает возможность студенту закрепить их, возвращаясь к ним во время занятий по разным предметам. Благодаря именно учебному процессу происходит первичное знакомство, приобретение знаний и формирование умений вести исследовательскую работу. Подтверждение организации данной работы находим в рабочих программах кафедры по общеобразовательным дисциплинам, где одной из целей, которую преследует преподавание того или иного предмета, является вырабатывание у студентов общеучебных умений: приобретать знания, выделять главное, сравнивать, анализировать, делать выводы и т. д. Для реализации поставленной цели в учебно-методическом комплексе (далее УМК) по дисциплине предусмотрены виды учебных работ, содержащих элементы исследовательской деятельности. Среди них подготовка докладов, рефератов, ответов на учебные задания проблемного характера, составление рецензий, эссе, выполнение лабораторных и расчетно-графических работ и т. д. Учитывая, что подавляющее большинство заданий подобного характера выполняется студентами в часы самостоятельной работы, в УМК размещены методические рекомендации по их подготовке. Например, в УМК по дисциплине «Мировая художественная культура» с целью обеспечения студента необходимой информацией для выполнения заданий учебно-познавательного характера с элементами исследовательской деятельности подробно излагаются рекомендации по проведению анализа художественных произведений живописи, скульптуры, музыки, пошаговые советы по написанию рецензии на театральный спектакль, кинофильм и т. д. Поэтапная мыслительная деятельность студента в рамках этих рекомендаций выстраивается преподавателем через целую череду последовательно поставленных вопросов, от того «Что известно о ...» том или ином объекте исследования, до конечного - «Каково ваше мнение, ваша оценка о ...».

Одновременно с погружением студента в учебный процесс преподавателями кафедры усложняются задания по приобретению навыков самообразования. Так, в УМК по дисциплине «История» для студентов 2-го курса с целью развития умений работы с различными информационными источниками изложен алгоритм изучения первоисточников, последовательность работы с исторической литературой и интернет-ресурсами. Учитывая, что обязательным этапом исследовательской работы является выяснение степени изученности той или иной проблемы, к каждому семинарскому занятию студентам рекомендовано подготовить библиографический обзор по теме занятия. Для оказания помощи в «Методических рекомендациях по выполнению различных форм самостоятельной работы» изложено подробное описание его подготовки. Кроме того, на формирование навыков ведения самостоятельной поисковой деятельности студентов, развитие у них познавательного интереса, логического мышления направлены вопросы и задания, выносимые на семинар.

Особое место в рамках учебно-исследовательской работы по привитию студентам навыков исследовательской деятельности на первом курсе занимает преподавание дисциплины «Индивидуальное проектирование». Это первая целенаправленная организованная форма приобщения студентов обучающихся по программам СПО к научной деятельности, на которую отводится 78 часов учебного времени. Опыт ее преподавания показывает, что освоение рабочей программы дисциплины является наиболее последовательной и продуктивной формой работы по вырабатыванию навыков творческой деятельности у студентов. В результате обучающийся учится планировать исследовательскую работу, развивает умения обращения с информационными источниками, впервые задумывается над выбором метода изложения будущей работы, учится анализировать собранный материал, делать обобщения, вырабатывает навык ее письменного оформления в соответствии с требованиями, предъявляемыми к научной работе. Данная форма, несмотря на все возможные оговорки и особенности аудитории, -очень важный этап на пути приобретения студентами-первокурсниками навыков исследовательской деятельности в рамках учебного процесса. Как показывает опыт преподавания этой дисциплины, ее результативность выше тогда, когда учитываются, во-первых, знания и умения вести исследовательскую деятельность, с которыми приходят на обучение вчерашние школьники. Во-вторых, принцип добровольности при выборе темы индивидуального исследовательского проекта. Такой подход служит инструментом заинтересованности, познавательной активности, мотивированной работе студента. В-третьих, в ходе работы над исследовательским проектом образовываются «творческие тандемы» преподавателя и студента, которые носят характер сотрудничества, а в отдельных случаях - наставничества. Резервом повышения роли учебно-исследовательской работы в приобщении студентов к самостоятельной творческой деятельности, как нам ви-

дится, является отказ от формального подхода в ее проведении, когда на уроке, семинарском занятии все подчинено усвоению предметной компетенции, а УИР, как таковая идет «по умолчанию». Кроме того, требуется более тесная координация деятельности (организационной, методической) между преподавателями.

В то же время решить все задачи по формированию ценностного отношения к поисково-исследовательской деятельности у студентов СПО на первом курсе за счет учебного времени не представляется возможным. В этих условиях кафедрой организовывается научно-исследовательская работа. Она является второй составляющей в исследовательской деятельности студентов. По содержанию, так же как и учебно-исследовательская работа, она направлена на углубление знаний по общеобразовательным дисциплинам посредством развития исследовательский умений, развития творческого мышления и т. д. В то же время научно-исследовательская работа со студентами-первокурсниками имеет ряд отличительных особенностей. Она проводится во внеурочное время с соблюдением принципа добровольности. Иначе говоря, данная деятельность организовывается для желающих знать и уметь больше, чем предусмотрено рабочей программой по дисциплине. Вовлечение в НИР, как показывает практика, позволяет студенту проявить свою индивидуальность, удовлетворить познавательный интерес, получить дополнительные возможности для развития навыков, которые необходимы вчерашнему школьнику для обучения в новых для него условиях. Кроме того, НИР обладает широким кругом различных форм вовлечения студентов в данный вид работы.

Наиболее востребованной на первом курсе является работа студенческих предметных кружков. С одной стороны, участие в их деятельности позволяет студентам получить дополнительные возможности для развития учебно-информационных, учебно-интеллектуальных, коммуникативных навыков, которые необходимы для полноценного овладения общими компетенциями. С этой целью студенты готовят доклады, рефераты, отдельные из них - научные статьи для публикаций в периодических изданиях и научных сборниках т. д. Например, члены предметного кружка «Россия - моя история» в ходе подготовки и проведения студенческой научной конференции, посвященной 75-й годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне «Великий подвиг народа», проявили живой интерес к данной теме, соприкоснулись с работой над историческими источниками, проявили творческую инициативу при определении тематики выступлений и подготовке докладов с презентацией, продемонстрировали умение довести свою точку зрения до аудитории в ходе самой конференции. С другой стороны, участие в работе кружка дает возможность удовлетворить познавательный интерес в рамках той или иной дисциплины наиболее мотивированным студентам. В частности, метапредметный подход, который используют руководители студенческих кружков по естествознанию и мировой художественной культуре, позволяет таким студентам при помощи решения творческих задач расширять диапазон знаний по общеобразовательным дисциплинам, получать опыт их использования в ходе самостоятельной работы над заданиями исследовательского характера.

Развитию навыков ведения исследовательской деятельности способствуют студенческие кружки, которые не только расширяют предметную сферу общеобразовательных дисциплин, но и демонстрируют прикладной характер знаний, а также направлены на удовлетворение научного интереса его участников. В этом случае мотивирующей силой, вовлекающей первокурсника в исследовательскую деятельность, выступает содержательная направленность работы кружков и удовлетворение личного познавательного интереса их участников. Таким примером может служить работа студенческих кружков по дисциплине «Математика» «Основы криптографии» и по дисциплине «География» «Развитие туризма в России». Сильной стороной работы этих кружков являются сами руководители, их увлеченность своей дисциплиной, а также исследовательская деятельность студентов, нацеленная на конечный результат. Итогом такой творческой работы является участие студентов первого курса колледжа на равных со студентами, обучающимися по программам высшего образования, в научных форумах, публикация статей в сборниках, в рецензируемых периодических изданиях. Результаты работы кружков являются демонстрацией проявления права каждого студента на реализацию своего творческого потенциала. При этом заметим, что основными условиями его реализации являются устойчивый интерес студента к предметной сфере своего исследования и умелое руководство со стороны преподавателя.

Помимо работы студенческих предметных кружков, научно-исследовательская работа со студентами-первокурсниками реализуется посредством участия их в проведении внутривузовских студенческих конференций «Первые шаги в науке - новый взгляд в будущее», «80-летие победы советских войск в Сталинградской битве - выдающее событие отечественной истории», проведении ежегодного конкурса студенческих работ под девизом «Священный долг - служить России!», публикации совместно с преподавателем статей в рецензируемых периодических изданиях, в сборниках статей по результатам участия в конференциях. Бесспорно, что такие примеры не являются массовым явлением. И все же опыт позволяет утверждать, что последовательная, систематическая работа преподавателей кафедры с опорой на индивидуальный подход позволяет пробудить у студентов младших курсов творческий интерес к познавательно-поисковой работе, выявить среди них тех, кто стремится к развитию своих способностей заниматься исследовательской деятельностью.

Определяющая роль в организации этой работы принадлежит преподавательскому составу. От его позиции, ответственности, творческого подхода к

организации данного вида деятельности зависит результативность этой работы. В целях формирования, в том числе, и общих методологических подходов к организации исследовательской деятельности студентов за последние годы кафедрой проведен ряд научно-методических семинаров по следующим темам: «Современный урок в условиях реализации ФГОС СПО», «Методологические аспекты организации самостоятельной работы студентов с цифровыми источниками информации», «Роль и значение кружковой работы в обучении и воспитании студентов: опыт работы, пути совершенствования». С целью обмена опытом работы по организации исследовательской деятельности в разное время преподавателями в периодических изданиях были опубликованы статьи «Пути формирования навыков научно-исследовательской работы у студентов первого курса», «Методические рекомендации по выполнению индивидуальных студенческих проектов» [12; 13] и др.

В то же время известно, что далеко не все педагогическое сообщество разделяет точку зрения о необходимости организации НИР со студентами первого года обучения в заведениях СПО. Ссылаясь на особенности аудитории, отдельные преподаватели кафедр, которые осуществляют профессиональную подготовку, сомневаются в целесообразности такой работы. Исследователи В. Пегашкин, Т. Гаврилова, К. Корнисик напрямую констатируют: «... организовать ее (НИР - М. И.), особенно на первом курсе, очень сложная задача, и поэтому подавляющее большинство студентов обычно оказываются отстраненными от исследовательской деятельности на целых два года» [14, с. 109]. Отдельные преподаватели самоустраняются от такой работы. Другие лишают себя морального права руководить научной работой студентов, пренебрегая своей научной работой. Действительно, руководить научной работой студентов, тем более первокурсников, - сложная, трудоемкая работа, которая занимает у преподавателя достаточно много рабочего и личного времени, но она, как и многие другие проблемы организации исследовательской деятельности студентов СПО, как показывает опыт, решаема.

Подводя итог изложенному, можно сделать следующие выводы:

- процесс привития навыков ведения научной работы студентами первого года обучения по программам СПО, как нам представляется, следует именовать термином «исследовательская деятельность»;

- главное предназначение исследовательской деятельности студентов-первокурсников СПО, прежде всего, - это развитие личности самого студента. Решение этой задачи реализовывается посредством проведения, с одной стороны, учебно-исследовательской работы во время учебных занятий, когда происходит ознакомление всех обучающихся с основами исследовательского труда, и, с другой, научно-исследовательской работы со студентами во внеурочное время с соблюдением принципа добровольного участия, направленной на развитие первичных навыков ведения познавательно-поисковой деятельности характерными формами и методами. Непосредственный опыт работы кафедры общеобразовательных дисциплин РГУП по организации исследовательской деятельности со студентами первого года обучения позволяет утверждать, что этот процесс неразрывный.

Библиографический список

Исследование позволило установить, что среди факторов, которые оказывают влияние на содержание, организацию исследовательской деятельности с первокурсниками являются их возрастные особенности, степень готовности к данному виду деятельности, специфика изучения общеобразовательных дисциплин в учебных заведениях СПО, отношение к организации исследовательской деятельности преподавательского состава.

Одновременно опыт работы кафедры по организации исследовательской деятельности позволяет сформулировать следующие рекомендации по повышению ее эффективности:

1. В ходе формирования у студентов навыков исследовательской деятельности в большей степени использовать возможности учебно-исследовательской работы, обратив внимание на ее методическое обеспечение и методику организации. Обсуждая на занятиях вопросы учебно-познавательного характера, перед обучающимся ставить не только вопрос «что усвоил ...», но и «каким образом получил этот результат ...».

2. Назрела необходимость мотивировать работу преподавателей по организации исследовательской деятельности студентов. В рамках кафедрального коллектива проводить работу, направленную на совершенствование методического мастерства, через организацию научно-методических семинаров, участие преподавателей в работе конференций, публикацию научных статей по данной тематике и т. д. Одновременно требует совершенства механизм стимулирования работы тех преподавателей, под руководством которых коллективы, отдельные студенты добиваются значимых результатов.

3. Необходимо стремиться к преемственности, согласованности в работе всех кафедральных коллективов в рамках учебного заведения по привитию навыков ведения научной работы со студентами. Совершенствовать практику, которая позволила бы наиболее способных к научной деятельности студентов, зарекомендовавших себя на первом курсе, передавать на профильные кафедры для дальнейшего развития их научного потенциала.

Таким образом, следует отметить, что исследование обладает определенной теоретической значимостью, заключающейся в обобщении понимания исследовательской деятельности в научной литературе и попытке представить авторское видение понятия «исследовательская деятельность студентов-первокурсников» в рамках СПО. Одновременно представленный опыт может быть интересен преподавательскому составу для организации поисково-познавательной деятельности студентов первого года обучения колледжа в ходе изучения общеобразовательных дисциплин.

Сравнение результатов, которые были получены по завершении работы над статьей, свидетельствует о достижении цели и решении поставленных в начале исследования задач. Вместе с тем рамки статьи не позволяют охватить все стороны поднятой проблемы, что обусловливает проведение новых научных исследований, посвященных анализу организации исследовательской деятельности студентов-первокурсников в ходе изучения ими дисциплин общеобразовательного цикла.

1. Мальцева В.А., Шабалин А.И. Необходной маневр, или Бум спроса на среднее профессиональное образование в России. Вопросы образования/Educational Studies Moscow. 2021; № 2: 10-42.

2. Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23.11.2022 № 1014. Available at: http: //publication.pravo.gov. ru/Document/View/0001202212220051?index=20&rangeSize=10

3. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 40.02.03 Право и судебное администрирование. Приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 № 513. Available at: https://irk.rpa-mu.ru/Media/irk/Образовательные% 20стандарты/40.02.03%20ПиСА^

4. Алексеев А.Я. Учебно-исследовательская деятельность студентов как условие становления субъектности будущего учителя. Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Международной научной конференции. Санкт-Петербург: Заневская площадь, 2014: 131-132. Available at: https://moluch.ru/conf/ped/ archive/99/4827/

5. Основы исследовательской деятельности студентов в определениях, таблицах и схемах: учебно-методическое пособие. Составители А.В. Мартынова, А.М. Сала-ватова. Нижневартовск: НВГУ 2020.

6. Платонов А.А. Научно-исследовательская работа в образовательных учреждениях. Гуманитарные научные исследования. 2016; № 9. Available at: https://human.snauka. ru/2016/09/16410

7. Организация исследовательской деятельности: методические указания. Составитель Е.К. Чиркунова. Самара: Издательство Самарского университета, 2018.

8. Леонтович А.В. Об основных понятиях концепции развития исследовательской и проектной деятельности. Исследовательская работа школьников. 2003; № 4: 12-17. Available at: http://infrescenter.ucoz.ru/Shk_Bibliotek/proekt_deyat/2013/leontovich.pdf

9. Гердт Н.А. НИрС как одно из условий формирования профессионально-творческого потенциала студентов СПО. Молодой ученый. 2015; № 21: 772-774. Available at: https://moluch.ru/archive/101/22973/

10. Планкина М.В., Юрмазова Т.А. Научно-исследовательская работа студентов колледжа как фактор повышения качества профессионального образования. Современные проблемы науки и образования. 2012; № 2: 163. Available at: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=5851

11. Тимофеева Ю.В. Организация научно-исследовательской работы студентов СПО. Актуальные проблемы современной педагогики: материалы IV Всероссийской педагогической конференции. Екатеринбург: Высшая школа делового администрирования, 2020; Т. 3: 209-212.

12. Еремин В.Н. Пути формирования навыков научно-исследовательской работы у студентов первого курса. Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Москва: РГУП, 2018; Выпуск 8: 332-339.

13. Кибакин С.В. Методические рекомендации по выполнению индивидуальных студенческих проектов. Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Москва: РГУП, 2018; Выпуск 8: 340-346.

14. Пегашкин В., Гаврилова Т., Корнисик К. НИР студентов младших курсов: проблемы и решения. Высшее образование в России. 2008; № 7: 109-112.

References

1. Mal'ceva V.A., Shabalin A.I. Neobhodnoj manevr, ili Bum sprosa na srednee professional'noe obrazovanie v Rossii. Voprosy obrazovaniya/Educational Studies Moscow. 2021; № 2: 10-42.

2. Ob utverzhdenii federal'noj obrazovatel'noj programmy srednego obschego obrazovaniya. Prikaz Ministerstva prosvescheniya Rossijskoj Federacii ot 23.11.2022 № 1014. Available at: http: //publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212220051?index=20&rangeSize=10

3. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta srednego professional'nogo obrazovaniya po special'nosti 40.02.03 Pravo i sudebnoe administrirovanie. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 12.05.2014 № 513. Available at: https://irk.rpa-mu.ru/Media/irk/Obrazovatel'nye% 20standarty/40.02.03%20PiSA.pdf

4. Alekseev A.Ya. Uchebno-issledovatel'skaya deyatel'nost' studentov kak uslovie stanovleniya sub'ektnosti buduschego uchitelya. Teoriya ipraktika obrazovaniya v sovremennom mire: materialy IV Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Sankt-Peterburg: Zanevskaya ploschad', 2014: 131-132. Available at: https://moluch.ru/conf/ped/archive/99/4827/

5. Osnovy issledovatel'skoj deyatel'nosti studentov v opredeleniyah, tablicah i shemah: uchebno-metodicheskoe posobie. Sostaviteli A.V. Martynova, A.M. Salavatova. Nizhnevartovsk: NVGU, 2020.

6. Platonov A.A. Nauchno-issledovatel'skaya rabota v obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah. Gumanitarnye nauchnye issledovaniya. 2016; № 9. Available at: https://human.snauka. ru/2016/09/16410

7. Organizaciya issledovatel'skoj deyatel'nosti: metodicheskie ukazaniya. Sostavitel' E.K. Chirkunova. Samara: Izdatel'stvo Samarskogo universiteta, 2018.

8. Leontovich A.V. Ob osnovnyh ponyatiyah koncepcii razvitiya issledovatel'skoj i proektnoj deyatel'nosti. Issledovatel'skaya rabota shkol'nikov. 2003; № 4: 12-17. Available at: http:// infrescenter.ucoz.ru/Shk_Bibliotek/proekt_deyat/2013/leontovich.pdf

9. Gerdt N.A. NIRS kak odno iz uslovij formirovaniya professional'no-tvorcheskogo potenciala studentov SPO. Molodoj uchenyj. 2015; № 21: 772-774. Available at: https://moluch. ru/archive/101/22973/

10. Plankina M.V., Yurmazova T.A. Nauchno-issledovatel'skaya rabota studentov kolledzha kak faktor povysheniya kachestva professional'nogo obrazovaniya. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2012; № 2: 163. Available at: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=5851

11. Timofeeva Yu.V. Organizaciya nauchno-issledovatel'skoj raboty studentov SPO. Aktual'nye problemy sovremennoj pedagogiki: materialy IV Vserossijskoj pedagogicheskoj konferencii. Ekaterinburg: Vysshaya shkola delovogo administrirovaniya, 2020; T. 3: 209-212.

12. Eremin V.N. Puti formirovaniya navykov nauchno-issledovatel'skoj raboty u studentov pervogo kursa. Organizaciya uchebnoji vospitatel'nojraboty v vuze. Moskva: RGUP, 2018; Vypusk 8: 332-339.

13. Kibakin S.V. Metodicheskie rekomendacii po vypolneniyu individual'nyh studencheskih proektov. Organizaciya uchebnoj i vospitatel'noj raboty v vuze. Moskva: RGUP, 2018; Vypusk 8: 340-346.

14. Pegashkin V., Gavrilova T., Kornisik K. NIR studentov mladshih kursov: problemy i resheniya. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2008; № 7: 109-112.

Статья поступила в редакцию 15.03.23

УДК 378.091.398

Krasnitskaya E.S., senior teacher, Chelyabinsk Institute of Additional Professional Education (Chelyabinsk, Russia), E-mail: krasnes@yandex.ru

ORGANIZATION OF THE WORK OF THE VIRTUAL WORKSHOP OF A PSYCHOLOGIST AS A CONDITION FOR THE FORMATION OF THE IMAGE CULTURE OF TEACHERS. The paper proposes a definition of the concept of "pedagogical condition", considers virtual space as an educational environment and as a pedagogical condition for effective functioning of the main educational process in additional professional education. The concept of a virtual workshop of a psychologist is presented, which includes the rationale, structure and content, functions and principles. The significance of the image culture of the teacher (the subject of study) in the virtual workshop is revealed. The author considers a virtual workshop of a psychologist on the topic "Image Culture of a Teacher" as a pedagogical condition for the effectiveness of advanced training courses. It is shown that the virtual workshop of a psychologist as a condition contributes to the effective formation of the image culture of teachers, namely, the implementation of the program of additional professional education of advanced training courses. A study is conducted on the effectiveness of the virtual workshop of a psychologist.

Key words: pedagogical condition, virtual workshop of psychologist, image culture of teacher

Е.С. Красницкая, от. преп., ГБУДПО «Челябинский институт дополнительного профессионального образования», г. Челябинск,

Е-mail: krasnes@yandex.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ВИРТУАЛЬНОЙ

МАСТЕРСКОЙ ПСИХОЛОГА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ИМИДЖЕВОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГОВ

Даётся определение понятию «педагогическое условие», предлагается рассмотреть виртуальное пространство как образовательную среду и педагогическое условие эффективного функционирования основного образовательного процесса в дополнительном профессиональном образовании. Представлена концепция виртуальной мастерской психолога, в которую входит обоснование, структура и содержание, функции и принципы. Раскрывается значение имиджевой культуры педагога - предмета изучения в виртуальной мастерской. Предложено рассмотреть виртуальную мастерскую психолога по теме «Имиджевая культура педагога» как педагогическое условие эффективности курсов повышения квалификации. Показано, что виртуальная мастерская психолога как условие способствует эффективному формированию имиджевой культуры педагогов, а именно - реализации программы дополнительного профессионального образования курсов повышения квалификации. Проведено исследование по эффективности виртуальной мастерской психолога.

Ключевые слова: педагогическое условие, виртуальная мастерская психолога, имиджевая культура педагога

Обучение педагогов, самосовершенствование профессиональных качеств и компетенций осуществляется в системе дополнительного профессионального образования, где реализуются дополнительные профессиональные программы повышения квалификации и программы переподготовки. Актуальными становятся программы, которые направлены на развитие и изменение социальной функции педагога - ориентация на современные тенденции в образовании, тесное взаимодействие с обществом, передача обществу человеческих ценностей и др. Для выполнения данного обязательства педагогу необходимо самому быть современным и своевременным, иметь активную жизненную позицию, вдумываться в проблемы современного поколения, понимать их ситуацию развития, участвовать в решении. Но инициативность педагога со временем снижается. Это естественные процессы любого специалиста: может наступить эмоциональная усталость, однообразие в профессиональной деятельности, консервативность мышления, профессиональная стагнация и прочее. Педагог может периодически посещать курсы повышения квалификации, однако продвижения в профессиональном развитии может не произойти. Причиной могут быть также программы курсов повышения квалификации, которые обеспечивают передачу новых знаний, но не предоставляют возможности переосмыслить свои профессиональные установки. Курсы повышения квалификации проходят в достаточно короткие сроки, а на осознание пройденной информации не остаётся времени.

Цель статьи заключается в обосновании педагогического условия - виртуальная мастерская психолога в формировании имиджевой культуры педагогов, представить структуру и содержание виртуальной мастерской психолога.

Необходимо условие, которое будет направлено на обдумывание, выстраивание смысловой цепочки и применение чего-то нового в практике. Объект: виртуальная мастерская психолога. Методы исследования: теоретический анализ педагогической, психологической и учебно-методической литературы, анализ и систематизация опыта практической деятельности виртуальной мастерской психолога, анализ нормативно-правой документации.

Научная новизна состоит в методологическом обосновании концепции виртуальной мастерской психолога формирования имиджевой культуры педагогов, в представлении инновационного педагогического условия эффективной реализации курсов повышения квалификации. Теоретическая значимость заключается в обосновании виртуальной мастерской психолога как условия и объективной возможности, обеспечивающей эффективное функционирование модели формирования имиджевой культуры педагогов. Практическая значимость заключается в представлении разработки структуры и специальном содержании виртуальной мастерской психолога. Результатами являются эффекты и предложение конкретных методов, форм и средств в работе со слушателями на курсах повышения квалификации для системы дополнительного профессионального образования.

Педагогический процесс состоит из основной части и обязательных условий, которые делают этот процесс более эффективным. В научной литературе предлагается широкий спектр педагогических условий, создающих особую среду, благоприятно влияющую на функционирование педагогической системы. Это может быть как внешний фактор, который содействует реализации процессуального аспекта педагогической системы, или внутренний фактор, который обе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.