Научная статья на тему 'Организация исследовательской деятельности на уроках литературы'

Организация исследовательской деятельности на уроках литературы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2007
291
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УРОК ЛИТЕРАТУРЫ / МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саакян А. И., Куденко Н. И.

В статье актуализируется проблема исследовательской деятельности обучающихся как приоритет современного образования. Рассматриваются вопросы организации поисково-исследовательской деятельности на уроках литературы в средней школе. Проанализирована роль учителя в каждом классе среднего звена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация исследовательской деятельности на уроках литературы»

Таврический научный обозреватель ■^^^Лауг.эоепсе

№ 5(10) — май 2016

УДК: 373.51

Саакян А. И.

студент

Филиал ГБОУ ВПО СГПИ г. Железноводск

Научный руководитель: Куденко Н. И.

доцент, заслуженный учитель школ РФ Филиал ГБОУ ВПО СГПИ г. Железноводск

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ

ЛИТЕРАТУРЫ

В статье актуализируется проблема исследовательской деятельности обучающихся как приоритет современного образования. Рассматриваются вопросы организации поисково -исследовательской деятельности на уроках литературы в средней школе. Проанализирована роль учителя в каждом классе среднего звена.

Ключевые слова: исследовательская деятельность, урок литературы, методика организации.

Один из ключевых концептов современной образовательной системы России -воспитание профессионально и социально успешной личности в условиях стремительно меняющегося мира и общества. Такая личность, несомненно, может воспитаться в творческой, креативной, обновленной предметно-пространственной среде, которая нацелена на получение высоких образовательных результатов. Современный ребенок владеет информационными технологиями, позволяющими значительно расширить рамки восприятия окружающего мира. Отсюда запрос на новый, деятельностный подход к образованию.

Необходимым элементом образовательного процесса является исследовательская деятельность обучающихся. Она связана с поиском ответа на творческую задачу, решение которой заранее известно, и предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. По мере вхождения в информационное интеллектуальное пространство ценность этой деятельности возрастает.

Одним из приоритетов современного образования является применение исследовательской деятельности на уроках литературы. В этой ситуации увеличиваются обучающие возможности художественной литературы. Поиск, понимание, умение увидеть главное, точно выразить, правильно воспроизвести - все эти элементы мыслительной деятельности являются составляющими урока литературы.

От вдумчивого чтения текста к его анализу, сопоставлению, самостоятельному поиску ответов на вопросы, работе с дополнительной литературой - вот направление, взятое за основу работы по исследовательской деятельности на уроках литературы.

Этот вопрос глубоко рассмотрен в книге М. Г. Качурина «Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы». Автор убежден, что «исследовательскую работу на уроках литературы целесообразно рассматривать с двух взаимодополняющих точек зрения: как метод и как уровень, до которого в идеале могут подняться многие виды учебного труда школьников» [1, с. 17]. Ученый понимает исследование как основу творческой интерпретации литературного произведения.

Не меньшее значение имеют дискуссионные проблемы анализа школьного литературного произведения, который становится реальным при готовности к этому уровню работы и учителя, и учащихся. Речь идет о постепенном освоении исследовательского подхода к темам, о работе, требующей настойчивого в накопления знаний и умений, полезной в том

Таврический научный обозреватель ■^^^Лауг.эоепсе

№ 5(10) — май 2016

смысле, что она может предшествовать творческому труду. В школьной исследовательской деятельности не происходит собственно открытия. Но это не значит, что ученик и учитель не открывают ничего нового. Конечный результат исследования - собственная интерпретация литературного материала (темы, проблемы), новый взгляд на художественные произведения. Здесь трудно не согласиться с М. Г. Качуриным: «Если книги живут и меняются в сознании читательских поколений, то и школьники, взгляд которых в условиях хорошего преподавания будет внимателен и пытлив, способны увидеть в давно известном тексте что-то не замеченное прежде» [1, с. 57].

В каждом классе специфика применения исследовательской деятельности различна. В 5-6 классах она организуется, как правило, в коллективно-индивидуальной форме: коллективное обсуждение вопросов, индивидуальная запись примеров и ответов. Учитель предлагает предмет исследования, во время проведения работы направляет и координирует деятельность учащихся. В 7-8 классах работа проводится коллективно, в группах и индивидуально. Ученики могут сами предложить объект для исследования. Роль учителя на данном этапе меняется: теперь он выступает в роли соавтора, но по-прежнему в ходе обсуждения направляет деятельность учащихся. В 9-11 классах исследовательская работа проводится индивидуально и в группах, но основной упор теперь делается на индивидуальную работу. Как правило, задания составляются учителем и дополняются учениками. Также возможен и вариант коллективного творчества. Учитель здесь выступает в роли консультанта [2, с. 86-87].

Литература, как известно, связана с рядом других учебных дисциплин: лингвистикой, обществоведением, историей, изобразительным искусством, музыкой. Поэтому при подготовке к некоторым урокам можно предложить учащимся следующие индивидуальные задания: знакомясь со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Бородино» подобрать материал о Бородинском сражении, подготовить сообщения о героях этого сражения, найти стихотворения разных авторов о 1812 года (например, В. А. Жуковский, «Певец во стане русских воинов»; Ф. Н. Глинка, «Стихи генералу Раевскому»; П. А. Вяземский, «Поминки по Бородинской битве» и др.).

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что исследовательская деятельность способствует повышению глубины осознания и понимания произведения, а также более эффективному его восприятию школьниками. Ученики, занимающиеся исследовательской деятельностью, увереннее чувствуют себя на уроках, становятся более активными, грамотно задают вопросы, становятся более коммуникабельными, у них расширяется кругозор. Обучающиеся заинтересованно участвуют в деятельности школьных научных обществ, в конкурсах исследовательских работ разного уровня.

Литература

1. Качурин М. Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы: кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1988. - 175 с.

2. Савенков А. И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. - М.: «Сентябрь», 2003. - 204 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.