Научная статья на тему 'Синонимия - одно из средств формирования речи обучающихся'

Синонимия - одно из средств формирования речи обучающихся Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
814
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНОНИМЫ / СИНОНИМИЧЕСКИЙ РЯД / КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Губаева Д. П., Куденко Н. И.

В статье отражена проблема развития речи школьников. Рассматриваются вопросы употребления синонимов в речи обучающихся. Проанализирована работа над синонимами на уроках русского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Синонимия - одно из средств формирования речи обучающихся»

Таврический научный обозреватель ■^^^Лауг.эоепсе

№ 5(10) — май 2016

УДК: 372.881.161.1

Губаева Д. П.

Студентка, Филиал ГБОУ ВПО СГПИ г. Железноводск

Куденко Н. И.

доцент, заслуженный учитель школ РФ, Филиал ГБОУ ВПО СГПИ г. Железноводск

СИНОНИМИЯ - ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ

В статье отражена проблема развития речи школьников. Рассматриваются вопросы употребления синонимов в речи обучающихся. Проанализирована работа над синонимами на уроках русского языка.

Ключевые слова: синонимы, синонимический ряд, коммуникативные умения школьников.

В настоящее время в методике обучения русскому языку проблема развития речи становится все более актуальной.

Во-первых, это вызвано тем, что развитая (устная и письменная) речь является показателем уровня культуры человека, его интеллекта и кругозора. Кроме того, только развитая речь школьника позволяет ему свободно общаться с окружающими людьми.

Во-вторых, увеличивается с каждым годом количество информации, в которой нужно уметь быстро ориентироваться и выбирать существенное. Основной проблемой действительности предстает умение выделять суть, основное в воспринимаемом материале, а также точно и лаконично передать его другим. В рамках школьного образования в процессе формирования коммуникативных умений школьников важную роль играет работа над синонимами на уроках русского языка.

Изучение синонимических средств русского языка имеет исключительно важное значение для повышения речевой культуры учащихся. К сожалению, работа с синонимами на уроках русского языка в школе недостаточно разработана в методическом плане. Это вызывает определенные трудности при отборе и презентации материала в условиях школьного обучения синонимическим средствам русского языка. Знакомство учащихся с синонимическим богатством рекомендуется начинать с первых уроков русского языка в средних классах. Так, при изучении темы «Лексика» особое внимание нужно уделить выразительности и точности словоупотребления. С этой целью учащимся следует объяснить, что одни слова являются принадлежностью какого-то определенного стиля, другие могут употребляться в любом функциональном стиле. Наиболее удачно это можно показать в процессе работы над лексическими синонимами [2, с. 55].

Работа над синонимами, формирование и развитие навыков правильного их использования в устной и письменной речи - один из эффективных способов обогащения лексического запаса учащихся. В школьной практике обычно особое внимание уделяют выявлению общности значения синонимов, тогда как для учащихся большую трудность представляет их разграничение и употребление в речи. Не случайно одним из основных недостатков ученических письменных работ является неудачное, немотивированное употребление лексических единиц, неумение выбрать из ряда синонимов наиболее подходящее слово.

Таврический научный обозреватель www.tavr.science

№ 5(10) — май 2016

Знакомство учащихся с функциональными стилями создает прочную ориентировочную основу для овладения лексической синонимией. Работа над синонимами будет проходить более успешно, если учащиеся научатся пользоваться толковыми словарями, которые снабжаются стилистическими пометами. Эти пометы помогают установить, когда и в какой ситуации, в каком стиле необходимо употребить то или иное слово. Так, например, слова «загодя» (заранее, заблаговременно), «гиблый» (безнадежный, плохой, никуда не годный) имеют при себе стилистическую помету «просторечное», слово «гвалт» (крик, шум) - стилистическую помету «разговорное», слово «дрыхнуть» - стилистические пометы «просторечное, неодобрительное». Это значит, что они употребляются в разговорной речи. Следовательно, в официально-деловом или научном стиле их использовать нельзя [1, с. 273].

Систематическое обращение к толковым словарям даст учителю возможность довести до сознания учащихся, что синонимические возможности довести до сознания учащихся, что синонимические ряды могут включать слова общеупотребительные и профессиональные, разговорные и просторечные, и стилистически нейтральные. Это будет способствовать предупреждению и искоренению ошибок, связанных с неуместным употреблением в устной и письменной речи учащихся слов того или иного функционального стиля.

На первом же уроке, посвященном изучению синонимов, учащихся нужно познакомить с синонимическим рядом, в котором на первое место обычно ставится определяющее по значению и стилистически нейтрально слово - доминанта. Его называют еще стержневым, основным, опорным словом [2, с. 47].

При выявлении стилистических особенностей синонимов необходимо отметить, что в тексте они могут выполнять различные функции: 1) функцию замещения во избежание лексического повтора: Морозное солнечное утро. Все засыпано снегом. Он ослепительно блестит на земле, отражая солнце. Серебром сверкают в синеве неба стволы берез, и ярко сияют кристаллики снега на вервях деревьев. Светится снежной белизной стены домов, лучатся и искрятся на солнце свисающие с крыш сосульки (М. Пришвин); 2) функцию уточнения: Полились сперва алые, потом красные, золотые потомки молодого, горячего света (И. С. Тургенев); 3) экспрессивно-стилистическую функцию, связанную с выражением многообразных оценок: «Как кликать-то тебя, мальчик?» - «Андреем зовут меня, дедушка» [3, с. 25].

Таки образом, можно сделать вывод, что работа над синонимами - один из эффективных способов обогащения лексического запаса учащихся. Она дает возможность выразить информацию в краткой, логически стройной форме, необходимой ученикам не только при устной, но и при письменной речи, при подготовке сообщений, аннотаций, составлении тезисов, конспектировании. Работа над синонимами как средствами коммуникативных умений должна проводиться на каждом уроке русского языка и усложняться по мере овладения данным умением.

Литература

1. Апресян Ю. Д. Новый объяснительный словарь синонимов русского языка. - М.: Вена, 2013. - 1468 с.

2. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Львов М. Р. Учебное пособие для педагогических институтов «Методика преподавания русского языка» - М.: Просвещение, 2011. - 362 с.

3. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т. и др. Русский язык 5 класс учебник / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова, Л. Т. Григорян, И. И. Кулибаба., Н. В. Ладыженская. - М.: Просвещение, 2011. - 317 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.