Научная статья на тему 'Использование игровых технологий на уроках русского языка'

Использование игровых технологий на уроках русского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3301
415
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРА / ВОСПИТАНИЕ / ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федорова А.А., Величко И.В.

В XXI веке перемены, происходящие в современном образовании, связанные с введением ФГОС основного общего образования, выдвигают в качестве важной проблему использования новых технологий обучения и воспитания, в том числе и игровых. В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие фантазии, воображения, появление стихийных групповых игр. Особенностями игры в старшем школьном возрасте являются нацеленность на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование игровых технологий на уроках русского языка»

Таврический научный обозреватель www.tavr.science

УДК: 37.037.1

Федорова А.А.

студентка психолого-педагогического факультета Филиала СГПИ в г. Железноводске, Россия

Величко И.В.

доцент кафедры историко-филологических дисциплин

кандидат филологических наук Филиала Ставропольского государственного педагогического института в г. Железноводске, Россия

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

В XXI веке перемены, происходящие в современном образовании, связанные с введением ФГОС основного общего образования, выдвигают в качестве важной проблему использования новых технологий обучения и воспитания, в том числе и игровых. В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие фантазии, воображения, появление стихийных групповых игр.

Особенностями игры в старшем школьном возрасте являются нацеленность на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность.

Ключевые слова: игра, воспитание, игровые технологии, игровая деятельность.

Игра — форма психогенного поведения, в которой осознаётся окружающий мир, свобода личности в воображении. [5. с. 65] Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в среднем школьном возрасте игра имеет свои особенности. Главным содержанием в играх выступает подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми.

С переходом детей из младшего возраста в средний игру не вытесняют, а продолжают включать в учебный процесс. У ребенка по-прежнему развивается воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие, формируется ориентация в собственных чувствах и формируются навыки их культурного выражения, что позволяет ребенку включаться в коллективную деятельность в общении.

В результате освоения игровой деятельности в школьном периоде формируется готовность к общественно-значимой и общественно-оценимой деятельности обучения.

Игровые технологии давно используются в практике проведения уроков русского языка. Но годы летят, и прогресс не стоит на месте. Современная жизнь предполагает высокие требования к ученику как личности. Перед ребенком ставятся задачи в различной форме, которые он самостоятельно должен выполнить, и это не всегда удается без помощи учителя.

Сегодня учителя раскрывают перед собой уникальные возможности игры в роли активного участника как учебного, так и воспитательного процесса.

Возникнув из необходимости реализации занимательности в обучении, игра на уроке привлекла внимание дидактов, психологов и методистов. К настоящему времени она занимает прочное место в учебном процессе. Разработано много учебных игр. Уделено им внимание и в методике преподавания русского языка. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов — забота каждого учителя в средней школе.

Таврический научный обозреватель шшшЛауг.заепсе

Исследованию этой проблемы посвящены работы ведущих отечественных педагогов: В. П. Беспалько, М. П. Горчаковой-Сибирской, М. В. Кларина, М. М. Левиной, В. М. Монахова, Д. Б. Эльконина.

Использование игровых технологий на уроках русского языка способствует снятию некоторых трудностей, связанных с заучиванием материала, с изучением и закреплением материала на уровне эмоционального осознания, что, естественно, способствует развитию познавательного интереса к русскому языку как к учебному предмету. Важно также и то, что игра на уроках русского языка способствует пополнению словарного запаса обучающихся, расширяет их кругозор. Она несёт в себе огромный эмоциональный заряд, решает не только общеучебные и развивающие задачи, но и воспитывает качества творческой личности: инициативу, настойчивость, доброжелательность, целеустремлённость, умение находить решение в сложной ситуации.

Игровые технологии строятся как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединённое общим содержанием, сюжетом, персонажем. Они занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации творческой деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций. Игровую технологию можно сравнить с другими приемами и средствами обучения. Но она имеет не только обучающее значение: игра может стать средством формирования познавательных интересов учащихся, может активизировать творческие способности.

При подготовке к игре учащиеся часто включаются в разнообразную дополнительную познавательную деятельность. Игры используются для решения комплексных задач усвоения нового материала, закрепления изученного, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений и навыков [2, с. 120].

В играх часто используются различные предметы, игрушки, рисунки, карточки, таблицы, плакаты, модели, карты, подготовленные сценарии, диалоги, заученные отрывки стихов, пословицы, поговорки и другие материалы. Ученикам интересно работать над подготовкой этих дидактических средств. Они обращаются к различным источникам: художественным произведениям, словарям, справочникам, описаниям, исторической и научно-популярной литературе и т. д. Это воспитывает интерес к предмету.

Большое значение игры имеют для воспитания личности школьника, для формирования черт его характера. В игре развиваются организованность, выдержка, умение планировать ряд последовательных действий, умение остановить свои желания, подчиниться коллективу, правилам игры. Это воспитывает умение преодолевать трудности, тренирует волю ребенка.

Игра развивает чувство товарищества, дружбы, так как в случае необходимости играющий должен уступить, помочь товарищу. В структуру игры, как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Играя в составе команды, каждый ученик несет ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся.

Игра снимает напряжение, но повышает чувство ответственности перед одноклассниками. В структуру игры как процесса входят: а) роли, взятые на себя играющими; б) игровые действия как средство реализации этих ролей; в) сюжет — область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Игровые технологии используются, в основном, в 5-х классах. Это связано с тем, что 5-й класс — достаточно сложный этап при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено, в мир новых учителей, новой программы, новых предметов. В данный период значение игры очень велико, его невозможно исчерпать и переоценить. Феномен состоит в

Таврический научный обозреватель шшшЛауг.заепсе

том, что, являясь развлечением, игра способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель человеческих отношений и их проявлений в труде.

Во время игр развиваются и совершенствуются все мыслительные процессы: анализ, сравнение, классификация, обобщение и др. Стремление найти ответ на вопрос, поставленный в игре, желание первым решить задачу вызывают мыслительную и речевую активность учащихся [3. с. 60]

Литература

1. Диброва Е. И. «Современный русский язык. Часть I.» — 2003. — 165 с.

2. Карпова Е. В. Дидактические игры в средней школе: Попул. пособие для родителей и педагогов. 2001. — с. 123

3. Касаткин Л. Л. «Русский язык». — М.: «Речь», 2014. — 609 с.

4. Лекант П. А. «Современный русский язык» — М.: «Дрофа», 2014. — 289 с.

5. Эльконин Д. Б. Психология игры. М. 1979. — с. 65

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.