Научная статья на тему 'Специфика применения кейс-технологии на уроках литературы в современной школе'

Специфика применения кейс-технологии на уроках литературы в современной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1329
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ / ИННОВАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ / АНАЛИЗ КОНКРЕТНОЙ СИТУАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Багдасарян А.А., Куденко Н.И.

В данной статье рассмотрены специфические особенности применения кейс-технологии на уроках литературы, дана оценка использованию этой технологии в современной школе, приведены примеры кейсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика применения кейс-технологии на уроках литературы в современной школе»

Таврический научный обозреватель ■^^^Лауг.эоепсе

УДК: 373.51

Багдасарян А. А.

студент 5 курса, психолого-педагогический факультет Филиал Ставропольского государственного педагогического института

г. Железноводск, Россия

Куденко Н. И.

доцент, кафедра историко-филологических дисциплин Филиал Ставропольского государственного педагогического института

г. Железноводск, Россия

СПЕЦИФИКА ПРИМЕНЕНИЯ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

В данной статье рассмотрены специфические особенности применения кейс-технологии на уроках литературы, дана оценка использованию этой технологии в современной школе, приведены примеры кейсов.

Ключевые слова: кейс-технология, инновационное поведение, анализ конкретной ситуации.

В настоящее время, в период перехода от индустриальной к информационной культуре перед образованием стоит задача обеспечения условий для формирования индивидуальности личности.

Современная школа должна воспитывать готовность человека к «инновационному поведению». Перед школьниками стоят совершенно иные требования: умение видеть проблемы, спокойно их принимать и самостоятельно решать. Это касается всех сфер жизни: бытовой, социальной и профессиональной: обществу нужны люди, умеющие эти решения внедрять в жизнь. В связи с этим необходимы новые подходы к обучению [2, с. 34].

Реальная оценка обучающимися своих потенциалов, повышение интереса к изучаемой дисциплине, понижение психологического напряжения на уроках, повышение уровня знаний - достичь всего этого помогают кейс-технологии.

Сущность кейс-технологии заключается в том, что овладение знаниями, умениями и навыками является результатом активной самостоятельной деятельности обучающихся по разрешению противоречий.

Кейс-технология зародилась в Гарвардской школе бизнеса в начале двадцатого века. В России кейс-технологии называют технологией анализа конкретных ситуаций (АКС), ситуативными задачами [3, с. 81].

Актуальность этой темы определяется, важностью овладения учащимися навыками самостоятельной работы, которые заложены в кейс-технологиях, а также недостаточной разработанностью данной технологии применительно к урокам литературы.

Самый элементарный пример кейса: обучающиеся получают отрывок текста, который несет в себе нравственную проблему. Перед ними стоит задача - предугадать дальнейшее развитие событий. Например, произведение А.С. Пушкина «Станционный смотритель», где основой анализа может стать поступок Дуни, имеющей очень тонкую, «жалостливую» натуру, но, несмотря на это, она, по мнению многих читателей, становится причиной смерти своего отца.

После дискуссии, которая чаще всего получается бурной, ее участникам выдают концовку произведения для того, чтобы они могли соотнести личные ощущения с авторским. Споры, как правило, продолжаются и после этого. Единственным недостатком этого вида творческой работы является то, что анализу подлежат только отрывки из романов и повестей или короткие произведения.

Таврический научный обозреватель ■^^^Лауг.эоепсе

На уроках литературы используются кейсы различной степени сложности.

Первая степень сложности предполагает наличие практической ситуации и ее решения. Обучающиеся должны определить, подходит ли это для данной ситуации или возможны другие варианты. Например, согласны ли вы с мнением о том, что Дуня из произведения А. С. Пушкина «Станционный смотритель» виновата в смерти своего отца? Согласны ли вы с тем, что главный герой произведения Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» действительно совершил подвиг?

Вторая степень сложности: существует некая практическая ситуация, и обучающимся необходимо найти ее решение. Например, что представляет собой «маленький человек», изображенный Н. В. Гоголем в произведении «Шинель»?

Третья степень сложности: присутствует практическая ситуация - необходимо определить проблему и найти пути ее решения. Например, при разборе повести Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба» обучающимся дается задание по определению главной темы и проблемы произведения. Кейс такого типа предлагается сразу после первого прочтения повести. Как правило, большинство учеников сбивается на пересказ прочитанного. Гораздо меньшее число школьников главной темой произведения видят проблему нравственного выбора, проблему патриотизма и т.п. [5].

Решений кейса может быть множество, и почти все варианты имеют право на существование, аргументацию и обсуждение. Кейс может быть представлен в виде всего лишь одного предложения - цитаты из текста. Например, как вы понимаете пушкинские строки: «Привычка свыше нам дана, замена счастью она?»; что подразумевает начало монолога Чацкого: «А судьи кто?».

Подготовленные в письменном виде, эти кейсы читаются, изучаются, обсуждаются обучающимися и составляют основу беседы. После прочтения и детального анализа произведения выясняется истинное его значение, сверяется с предложенными толкованиями до знакомства с произведением.

Решение кейсов в равной мере эффективно и в групповой работе, и в парах, и в индивидуальной работе. Результат решения кейсов может быть представлен в виде защиты проекта, устного вступления, сочинения, презентации.

При умелом использовании такого рода деятельности осуществляется переход от ориентации образования на усредненного к ориентации на индивидуализированный подход к каждому обучающемуся [1, с. 76].

Стоит отметить, что работа с кейсом оказывает положительное влияние на развитие навыков самостоятельной работы обучающихся.

Полным примером применения этого вида технологии на уроке литературы может служить кейс, посвященный стихотворению «Пороша» С. А. Есенина. Данный кейс применялся на уроке, посвященном знакомству с произведением и его анализу. Кейс включал в себя следующие документы:

- режим работы с кейсом;

- критерии оценивания с работы по этапам;

- стихотворение С. А. Есенина «Пороша»;

- аудиозапись стихотворения С. А. Есенина «Пороша»;

- схема анализа стихотворения;

- словарь литературный терминов;

- раздаточный материал;

- задание по составлению синквейна о зиме.

Основные цели работы с кейсом: обучение класса работе с кейсом (пакетом документов); наблюдение за умением работать в новой атмосфере; анализ самостоятельности учащихся при работе с кейсом.

Таврический научный обозреватель www.tavr.science

Кейс-технология - одна из форм, положительно влияющих на процесс обучения, поскольку традиционные методы ориентированы на изучение чего- либо, а кейс-технологии -на овладение навыками применения имеющихся знаний к конкретной ситуации, для решения проблем, имеющих практическое значение. При применении такой технологии на учеников не давит груз представлений о необходимости вести работу строго по запланированной схеме с осознанием конечного результата, к которому необходимо привести свою работу.

Управляемость процесса обучения состоит в том, что право подбора информации (при допустимости участия учащихся на стадии подготовки кейса) принадлежит учителю, который может прогнозировать ход обсуждения и предполагаемые решения. Работа с кейсом способствует развитию умений школьников самостоятельно принимать нестандартные решения [4, с. 59].

Однако есть и некие минусы кейс-технологий. Разработкой пакетов заданий должны самым серьезным образом заниматься профессионалы, научно-методические отделы соответствующих образовательных институтов. Когда это делается на дилетантском уровне, когда каждый учитель пытается внедрить новшество фактически вслепую (а сейчас в большинстве случаев так и происходит), теряется идеологическое начало, суть творческой или аналитической работы [4].

Таким образом, специфическим в использовании кейс-технологии является то, что данная технология позволяет вызвать потребность в знаниях, познавательный интерес к изучаемому материалу, обеспечивает возможность применения методов научного исследования, развивает познавательную самостоятельность и мыслительные творческие способности, развивает эмоционально - волевые качества и формирует познавательную мотивацию, что так важно для современного образования.

Литература

1. Ситковский О. В. Инновационные технологии обучения. - М.: Дрофа, 2012. - 146 с.

2. Смолянинова О.Г. Информационные технологии обучения. - М.: Дрофа, 2013. - 254 с.

3. Соломина В. П. Специфика кейс-технологии. - М.: Дрофа, 2011. - 134 с.

4. Шепель В. М. Личностно-ориентированные и творческие технологии на уроках литературы. - М.: 2013. - 237 с.

5. Колядко Г. С. Работа с кейсами на уроках в школе. - М.: ACT, 2015. - 217 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.