Научная статья на тему 'Организация интернет-поддержки профессионального развития педагогов на базе Педагогического Интернет-клуба'

Организация интернет-поддержки профессионального развития педагогов на базе Педагогического Интернет-клуба Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
199
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Открытое образование
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Подольский В. Е., Краснянский М. Н., Радченко И. М.

In the paper the basic aspects of teachers' network professional community formation and methodical support are considered on the basis of the Pedagogical Internet club, actively using information technologies in the professional work.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Подольский В. Е., Краснянский М. Н., Радченко И. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of teachers' professional development Internet-support on the basis of the Pedagogical Internet-club

In the paper the basic aspects of teachers' network professional community formation and methodical support are considered on the basis of the Pedagogical Internet club, actively using information technologies in the professional work.

Текст научной работы на тему «Организация интернет-поддержки профессионального развития педагогов на базе Педагогического Интернет-клуба»

ОРГАНИЗАЦИЯ ИНТЕРНЕТ-ПОДДЕРЖКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ НА БАЗЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНТЕРНЕТ-КЛУБА

В.Е. Подольский, д.т.н., доц., проректор Тел.: 8(4752) 63-50-76; E-mail: director@director.tixmcnit.tambov.su

http://www.tstu.ru

М.Н. Краснянский, к.т.н., доц. каф. Автоматизированного проектирования

технологического оборудования Тел.: 8(4752) 63-12-28; E-mail: kras@mail.gaps.tstu.ru http://club-edu.tambov.ru И.М. Радченко, нач. сектора мультимедиа технологий ТамбовЦНИТ Тел.: 8 (4752) 63-64-19; E-Mail: rim@mail.tambov.ru Тамбовский государственный технический университет http://vitahost.tambov.ru

In the paper the basic aspects of teachers' network professional community formation and methodical support are considered on the basis of the Pedagogical Internet - club, actively using information technologies in the professional work.

Развитие единой образовательной информационной среды (РЕОИС) Тамбовского региона, объединяющей техническое, программное, методическое, интеллектуальное обеспечение профессиональной деятельности работников образования, приводит к постоянному росту количества образовательных учреждений и отдельных учителей, использующих информационные и коммуникационные технологии при подготовке уроков и делопроизводстве [1, 2, 3]. Основой РЕОИС является научно-образовательная сеть России Рунет, которая объединяет региональные образовательные компьютерные сети (РОКС) с их техническими ресурсами и образовательным контентом. В регионе создана система ресурсных центров, образующих территориально распределенную инфраструктуру информатизации системы образования [4]. Растет число школ, имеющих собственные Интернет-ресурсы. За последний год благодаря национальному проекту «Образование» значительно возросло число школ, подключенных к сети Интернет. Увеличение количества новых пользователей и возрастание их потребностей в целом привели к резкому усложнению структуры РОКС [2, 5, 6].

Многие преподаватели школ, познакомившись на курсах повышения квалификации с компьютерными и коммуникационными технологиями, пытаются далее самостоятельно осваивать новое программное обеспечение и информационные технологии для последующего использования их на уроках. Основной проблемой, с которой они сталкиваются при этом, является отсутствие централизованного консультирования и профессиональной поддержки в данной области, а также недостаток сетевого общения между собой.

Проведенные исследования и анализ ситуации по проблеме освоения информационных и коммуникационных технологий работниками образования показывают необходимость и актуальность формирования сетевых сообществ педагогов в целях их дальнейшего профессионального развития на уровне повышения квалификации в области информационных технологий и в предметной области с использованием возможностей Интернета. Такое сообщество целесообразно создавать на базе учителей, уже владеющих основами работы с ПК, Интернет- и мультимедиа-технологиями, что позволит активно использовать в работе с ними современные сервисы дистанционного обучения и консультирования на основе сетевых технологий.

В 2006 году при ГОУ ВПО «Тамбовский государственный технический университет» (ТГТУ) на базе Тамбовского РЦ ФИО состоялось открытие Педагогического Интер-

нет-клуба для работников учреждений общего, начального и среднего профессионального образования Тамбовской области (http://club-edu.tambov.ru) [7]. Педагогический Интернет-клуб образован в рамках проекта «Интернет-поддержка профессионального развития педагогов» на основании договора между Национальным фондом подготовки кадров (НФПК) и ГОУ ВПО ТГТУ при поддержке Управления образования и науки Тамбовской области. Педагогический Интернет-клуб постепенно становится ядром, объединяющим преподавателей

Тамбовской и других областей, активно применяющих информационные и коммуникационные технологии в своей профессиональной деятельности.

Основные цели Педагогического Интернет-клуба - это формирование и методическая поддержка сетевого профессионального сообщества учителей, активно использующего и внедряющего в учебный процесс современные педагогические, информационные и коммуникационные технологии, овладевающего передовыми достижениями в развитии программного и аппаратного обеспечения компьютерного и сетевого оборудования.

В рамках проекта решаются следующие основные задачи:

- внедрение новых форм методической работы с педагогами за счет широкого использования Интернет-технологий;

- увеличение количества учителей, получающих методическую поддержку для повышения своей квалификации с использованием Интернета;

- распространение по сети педагогических разработок в области информационных и коммуникационных образовательных технологий и передового педагогического опыта в области традиционной педагогики;

- обобщение опыта использования Интернета для решения задач профессионального развития педагогов;

- привлечение внимания педагогической общественности и работников управления образования к использованию Интернет-технологий для решения задач профессионального развития педагогов.

Деятельность Педагогического Интернет-клуба организована по следующим направлениям:

1. Организация службы информационно-методической поддержки педагогов с использованием различных Интернет-технологий

Данная служба создана в целях профессионального развития педагогов в сфере информационных технологий, обучения использованию в учебном процессе современных компьютерных технологий и программ. Она функционирует с использованием следующих Интернет-технологий.

А. Консультации по электронной почте (club-edu@tambov.ru)

Каждый желающий имеет возможность задать вопрос непосредственно со страницы сайта Клуба или используя традиционные почтовые программы. Все вопросы сгруппировать следующим образом:

• организационные вопросы (смена логина и пароля; участие в

мероприятиях, проводимых в Клубе, и т.п.);

• вопросы по программным средствам (рекомендации в выборе программных средств, работа с конкретным программным продуктом MS Office, Adobe Photoshop, Xara, Flash-технологии, работа с локальными сетями и сервисами Интернета, виртуальные лаборатории и т.п.);

• вопросы, связанные с использованием лицензионного программного обеспечения; свободно распространяемое программное обеспечение (возможные альтернативы Windows и MS Office, установка Linux, распространение лицензионно чистого ПО);

• методические вопросы (размещение разработок в хранилище методических материалов, электронные ресурсы по предметам, программы по информатике, обучающие программы, предложения по организации работы и т.п.).

На все приходящие письма с вопросами (за год работы Клуба более 100 консультаций) администрацией Педагогического Интернет-клуба предлагаются ответы соответствующих специалистов. Консультации по электронной почте не ограничиваются только ответами на письменные вопросы. При

проведении консультаций с использованием других сервисов (чат, форум и др.) ответить на некоторые вопросы в рамках данного сервиса не представляется возможным. В этих случаях формируются электронные письма с подробными алгоритмами решения.

Б. Консультации на тематических форумах

На сайте Педагогического Интернет-клуба открыты форумы по следующим предметным областям:

Проблемы применения ИКТ в школе;

Программное обеспечение, которое Вас интересует;

Организация школьной Интернет-площадки;

Компьютерная графика;

Виртуальные лабораторные работы;

ГИС-технологии;

Обсуждение педагогическим сообществом опыта и результатов поддержки педагогических инициатив в регионах проекта ИСО;

Темы, которые Вы хотели бы обсудить.

В процессе работы Педагогического Интернет-клуба наблюдается значительный рост активности учителей в форумах (свыше 800 сообщений). Этому, несомненно, способствует расширение круга обсуждаемых вопросов, предоставление возможности самостоятельно формировать цепочки обсуждения по интересующим направлениям, а также увеличение количества членов Клуба и приобретение ими навыков работы с сервисами сети Интернет.

На вопросы в форумах, в основном, отвечают преподаватели Педагогического Интернет-клуба (как правило, модератор данного форума), а также наиболее квалифицированные члены Клуба.

В. Обсуждение проблем в онлайн-режиме посредством чата

Для организации оперативных консультаций на сайте Педагогического Интернет-клуба работает чат. Ежедневно, в соответствии с опубликованным на сайте расписанием, в чате проводят консультации преподаватели Педагогического Интернет-клуба.

Каждый из преподавателей курирует определенную тематику вопросов:

- Программное обеспечение, которое Вас интересует. Использование лицензионно чистого ПО. Применение антивирусов;

- Компьютерная графика. Применение Интернет-технологий. Организация школьной Интернет-площадки;

- Работа в мультимедийной системе управления обучающими материалами и процессом обучения УйаЬМ8 [8]. Применение мультимедиа при разработке электронных образовательных материалов. Б^Ь-технологии;

- Использование офисных технологий при создании электронных учебных материалов. Разработка Интернет-страниц. Работа с каталогом электронных учебно-методических материалов;

- Разработка Интернет-страниц. Организационные вопросы работы в Педагогическом Интернет-клубе;

- Проблемы применения ИКТ в школе. Проблемы дистанционного образования. Информатика в дошкольном образовательном учреждении.

За год работы Педагогического Интернет-клуба было проведено более 250 консультаций в чате.

Г. Организация видеоконсультирования

В связи с подключением школ к широкополосному высокоскоростному Интернету в рамках национального проекта «Образование» у учителей появляется возможность использовать современные коммуникационные Интернет-сервисы. Поэтому на сайте Педагогического Интернет-клуба организованы видеоконсультирование и видеотрансляции как часть системы общения УйаСоПаЬ.

Инструмент «Виртуальная классная комната» имеется в каждом курсе системы.

Для того чтобы использовать все возможности данного инструмента, пользователю необходимо иметь подключенную к его компьютеру веб-камеру, микрофон и наушники. Виртуальная комната загружается в веб-браузере, поэтому пользователю не требуется никакого дополнительного программного обеспечения (рис. 1).

В данном приложении используются семь видеоокон (2), обеспечивающих многоточечное подключение пользователей, общая рабочая область для демонстрации слайдов (1). Преподаватель и обучающиеся имеют возможность листать слайды презентации. При необходимости можно воспользоваться белой доской (5) и текстовым чатом (3). То есть в консультации могут принимать участие и те пользователи, которые не имеют веб-камеры, они видят и слышат тех, кто передает свой аудио-, видеосигнал, и могут участвовать в обсуждении, используя текстовый чат.

Виртуальная классная комната является

самым удобным средством удаленного консультирования, но требует значительных сетевых ресурсов. Для нормальной качественной передачи видео- и аудиосигнала пользователь должен иметь канал в Интернете с пропускной способностью не ниже 128 Кб/с. Качество сигнала (используемый тип канала) можно регулировать (40 Кб/с - плохое качество, 128 Кб/с - удовлетворительное качество, LAN - очень хорошее качество) (7).

В рамках Педагогического Интернет-

клуба проводились видеоконсультации со школами города Тамбова, подключенными к Интернету по каналам DSL, а также видеотрансляции семинаров.

В данный момент качество Интернета меняется в лучшую сторону, многие преподаватели имеют скоростной Интернет дома, поэтому использование видеоконсультаций является достаточно перспективным направлением информационно-методической поддержки педагогов.

Рис.1. Скриншот видео консультации по теме «Проектирование мультимедийного учебного ресурса»

2. Создание хранилища учебно-методических материалов

Основу хранилища составляют выпускные работы слушателей Тамбовского РЦ ФИО и методические разработки, созданные в Педагогическом Интернет-клубе. Материалы структурированы по соответствующим каталогам.

Для хранения информации об электронных ресурсах на сервере используется база данных MySQL. Вывод структуры разделов и относящихся к ним методик, а также администрирование БД осуществляются с помощью специально разработанных программных скриптов (PHP 5).

На сегодняшний день в состав хранилища учебно-методических материалов входят следующие разделы (в скобках указано количество работ в разделе):

- ИКТ в поддержку педагогов (24);

- Краеведение (105);

- Методические разработки по предметам (695);

- Внеклассные мероприятия (193);

- Дошкольное воспитание (45).

- Мультимедийные учебно-методические материалы (16).

Большое количество работ в разделе осложняет поиск по каталогу. Поэтому для удобства поиска конкретного материала бы-

ла разработана поисковая система по ключевым словам в названии методики и аннотации, а также по автору разработки. По результатам поиска формируются вебстраницы, которые содержат: параметры поиска, общее количество найденных записей, не более 10 гиперссылок на учебно-методические материалы, удовлетворяющие условиям поиска, и при необходимости гиперссылки на другие веб-страницы с результатами поиска.

3. Разработка методических материалов и рекомендаций

Учитывая потребности учителей в методических разработках по современным направлениям использования информационных технологий в учебном процессе, сотрудниками Педагогического Интернет-клуба разработаны следующие методические материалы:

• Методические указания по работе в среде Интернет-клуба и системе управления обучающими материалами VitaLMS;

• Основы педагогического дизайна и создания мультимедийных обучающих аудио-, видеоматериалов»;

• Применение современного программного обеспечения при разработке вебсайтов;

• Проектирование и размещение в сети Интернет административных сайтов образовательных учреждений;

• Администратор школьной Интернет-площадки;

• Компьютерная графика;

• Основы Flash-технологий;

• Основы ГИС и цифрового тематического картографирования;

• Разработка школьных виртуальных лабораторий на базе среды программирования LabVIEW.

Все разработанные методические материалы размещены в открытом доступе на сайте Педагогического Интернет-клуба в разделе «Методические материалы». Ими можно пользоваться в онлайн-режиме, а также скачать zip-архив или текстографиче-скую версию (формат Word) для локального использования. Все созданные методические материалы помимо текста и графических иллюстраций включают мультимедийные ролики или фрагменты видео.

4. Организация и проведение сетевых конкурсов учебно-методических материалов

Чтобы привлечь педагогическую общественность к разработке и использованию

электронных учебно-методических ресурсов, повысить качество образовательных услуг за счет внедрения информационных технологий, на базе Педагогического Интернет-клуба организовано проведение сетевых конкурсов учебных материалов.

Задачи конкурса:

накопление и обобщение опыта использования информационных технологий в учебном процессе;

пропаганда активного использования информационных технологий в учебном процессе;

стимулирование педагогического Интернет-сообщества к самостоятельной разработке электронных мультимедийных учебных материалов.

Участие в конкурсах могут принять все работники образовательных учреждений Тамбовской и других областей Российской Федерации. Положение, объявления и результаты проведенных конкурсов публикуются на сайте Педагогического Интернет-клуба.

При выборе победителей конкурсной комиссией учитываются содержание электронного учебно-методического материала (актуальность, уникальность, достоверность информации; методическое совершенство представленного материала; возможность использования материалов в учебном процессе), а также техническое исполнение (дизайн, удобство навигации; наличие мультимедиа; возможность работы в интерактивном режиме; возможность размещения материала в Интернете).

Электронные учебно-методические материалы, поданные на конкурс, размещаются на сайте Педагогического Интернет-клуба в открытом доступе для популяризации применения информационных технологий в учебном процессе с сохранением авторства разработчика.

5. Методические семинары и конференции

Они охватывают такие вопросы, как самостоятельная разработка учителями мультимедийных обучающих аудио-, видеоматериалов, школьных виртуальных лабораторий, проектирование и размещение в Интернете административных сайтов образовательных учреждений, разработка и публикация электронных методических материалов и др.

Семинары проходят в очной форме для актива Педагогического Интернет-клуба. Каждый участник семинара получает разда-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

точный материал, включающий программу семинара, комплект электронных и печатных методических разработок по тематике семинара, информационные материалы. Раздаточный материал используется участниками на практических занятиях, а также для распространения среди коллег по месту работы (школы, ресурсные центры, отделы образования, колледжи, техникумы и др).

Проведение семинаров сопровождается видеотрансляцией по адресу Ьйр:/М1аИо81. tambov.ru/club.

6. Информационное обеспечение деятельности Педагогического Интернет-клуба

Вся деятельность Педагогического Интернет-клуба отражается на его сайте http://club-edu.tambov.ru - консультации учителей, публикации методических материалов, объявления, конкурсы и др. Кроме того, проводится постоянное информационное оповещение о проводимых мероприятиях посредством рассылки членам Клуба

электронных писем. Деятельность Клуба также освещается в Интернете (свыше 50 рекламных баннеров и ссылок на различных образовательных и информационных сайтах).

В настоящей статье приведены лишь первые результаты работы Педагогического Интернет-клуба. Формирование сетевого профессионального сообщества учителей находится пока в начальной фазе. И тем не менее, уже в первые месяцы работы Педагогического Интернет-клуба стала очевидной актуальность организации информационно-методической поддержки развития педагогов именно на базе современных Интернет-технологий.

Администрация Педагогического Интернет-клуба приглашает всех заинтересованных лиц к участию в работе Клуба и надеется, что каждый преподаватель найдет что-то полезное на страницах нашего сайта http://club-edu.tambov.ru.

Литература

1. Подольский В.Е. Создание инфраструктуры системы открытого образования //Информатика и образование: - 2001. - № 4. - С. 11-18.

2. Подольский В.Е., Толстых С.С. Повышение эффективности региональных образовательных компьютерных сетей с использованием элементов структурного анализа и теории сложности. - М: Машиностроение, 2006. - 176 с.

3. Подольский В.Е., Толстых С.С. Теоретические основы и практические аспекты построения региональных образовательных компьютерных сетей //Матер. Всеросс. научн.-практич. конф. «Информационные технологии в образовании и науке». - М.: МФА, 2007. - Ч 1. - С. 11-14.

4. Астафьева Н.Е., Подольский В.Е., Касатонов И.С., Писецкий А.Ф. Система ресурсных центров как территориально-распределенная инфраструктура информатизации отрасли //Ресурсные центры сферы образования России: сб. научн. ст. ГНУ «Госиформобр Минобразования России». - М., 2004. - С. 54-59.

5. Подольский В.Е. Использование критериев стохастической структурной сложности для принятия решений по реконструкции региональной образовательной компьютерной сети //Телекоммуникации и информатизация образования. -2005. - № 6 (31). - С. 69-76.

6. Подольский В.Е. Анализ состояния и перспектив развития Тамбовской областной научно-образовательной информационной сети // Вестник ТГТУ. -Т. 9. - № 2. - Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2003. - С. 166-176.

7. Подольский В.Е., Краснянский М.Н. Повышение квалификации учителей в области информационных технологий на базе педагогического Интернет-клуба //XIV Всеросс. научн.-метод. конф. «Телема-тика'2007»: Труды конф. - Т. 2. секц. Б, Е. - СПб, 18-21 июня 2007. - С.535-536.

8. Радченко И.М., Подольский В.Е., Инькова Н.А. Разработка обучающих материалов (лекций, си-муляторов) и программных приложений для проведения аудио-, видеоконсультаций в системе дистанционного обучения с использованием технологий четвертого поколения //Матер. Всеросс. научн.-практич. конф. «1Т - инновации в образовании». - Петрозаводск, 27-30 июня 2005 г. - С. 190-192.

к

к

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.