Раздел II
Методологические основы организации инновационной деятельности
УДК 373.2
Л.В. Коломийченко
Организация
инновационной
деятельности
в учреждениях
образования
В статье рассматривается одна из наиболее актуальных проблем современного образования, связанных с нововведениями в целостном педагогическом процессе: представлены сущностные характеристики, виды и типы инновации, логика их построения и специфика постановки задач и содержание деятельности на каждом этапе работы образовательного учреждения в инновационном режиме.
Ключевые слова: инновации, инновационный процесс, инновационная деятельность, профессиональная компетентность, педагогический опыт, исследование, проект.
Одно из направлений деятельности ЦИО в новой системе повышения квалификации работников образования Пермского края связано с трансляцией результатов эффективного опыта образовательных учреждений, обобщение, теоретическое обоснование и интерпретация которого требует достаточно высокого уровня профессиональной компетентности педагогов. В связи с этим возникает необходимость определения, конкретизации и уточнения ряда смысловых единиц,
© Коломийченко Л.В., 2010
раскрывающих сущностные и содержательные характеристики дефиниций, используемых в сфере коммуникаций разных педагогических сообществ.
Современный период политического, социально-экономического состояния России отличается стремительным изменением всех сфер общественной деятельности и сознания. Доминирующим механизмом всех ныне существующих преобразований становится механизм саморазвития, предопределяющий необходимость инновационных процессов как важнейшей предпосылки и условия достижения оптимальных результатов деятельности.
Относительно сферы образования кардинальные изменения существующей системы связаны с педагогической инноватикой, методологические, технологические, организационные аспекты которой являются объектом научного поиска зарубежных и отечественных ученых с 60-х годов XX в. (Х. Барнет, Дж. Бассет, М. Майлз, Л.С. Подымова, М.М. Поташник, В.А. Сластенин, А. Хаберман, О.Г. Хомерики и др.).
Имеющиеся в данной области исследования заключаются в изучении сущности нововведений, генезиса инноваций, их целостного, динамичного характера (В.И. Журавлев, В.И. Загвязинский и др.); обосновании процесса внедрения результатов педагогической науки в практику образовательных учреждений (А.А. Арламов, Ю.К. Бабанский, М.Н. Скаткин, Я.С. Турбовской и др.); решении проблем управления инновационными процессами в образовании (В.Н. Кваша, Н.В. Коноплина, Д. Гамильтон, Н. Гросс, Д. Чен и др.).
Одно из наиболее дискуссионных положений связано с пониманием смысла, типов, структуры, содержания инноваций как педагогического феномена. Вопрос о самой сущности инноваций в отечественных и зарубежных исследованиях не вызывает особых противоречий и, как правило, раскрывается через дефиницию «нововведение» - комплексный, целенаправленный процесс создания, распространения и использования новшеств (новых элементов или их совокупности), приводящих к определенным качественным изменениям системы (М.М. Поташник, В.А. Сластенин и др.). А вот вопрос о сущности «нового» и его влиянии на модальность изменений является достаточно спорным. Так, к примеру, В.И. Загвязинский устанавливает прямую связь между «новым» и «прогрессивным», а ряд исследователей (В.А. Сластенин, Р.Н. Юсуфбекова, М.С. Бур-гин) в «новом» особо отмечают элемент неизвестности, безусловно, приводящий к изменениям, но изначально не предопределяющий их позитивный характер. В процессе собственной инновационной детальности по проблеме социального развития дошкольников мы убедились, что «новое» только гипотетически (предположительно) может быть представлено в плане позитивных изменений. Доказать, подтвердить его эффективное использование может только грамотная реализация проекта. Поэтому наряду с позитивными изменениями, прогнозируемыми в проекте, следует обязательно предусмотреть возможные негативные последствия, наметить предварительную программу их блокирования и предотвращения.
Неоднозначно в современных исследованиях решается вопрос и о типологии нововведений. В.А. Сластенин, Л.С. По-дымова выделяют два типа инновационных процессов в области образования:
1) процесс стихийных инноваций, возникающих внутри образовательного учреждения по инициативе самих педагогов,
порой - без должного научного обоснования, на эмпирической основе, под воздействием ситуативных требований (деятельность педагогов-новаторов, родителей, проектировщиков образования);
2) процесс осознанной, научно обоснованной, статусно определенной, организованной экспериментальной деятельности по исследованию, проектированию и внедрению результатов научного поиска в практику образовательных учреждений.
Анализ результатов деятельности образовательных учреждений, работающих в инновационном режиме, позволяет судить о том, что более продуктивно процесс развития образовательных учреждений осуществляется по второму типу при наличии официального статуса (творческой педагогической лаборатории, опытной педагогической площадки, экспериментальной педагогической площадки), концептуально обоснованного проекта нововведений. Преимуществами этого типа инновационных процессов в образовании являются:
- наличие целенаправленного научного руководства;
- необходимость создания и выполнения всех условий, предусмотренных экспериментальным проектом;
- возможность внесения дополнений в штатное расписание с включением в него узких специалистов;
- обязательность выполнения индивидуальных исследований участниками эксперимента с последующим зачетом полученных результатов (высшая квалификационная категория, кандидатская диссертация);
- возможность дополнительного финансирования участников экспериментального проекта за счет средств муниципальных (региональных) отделов образования.
Многолетний опыт работы автора публикации в качестве научного руководителя ряда образовательных учреждений, развивающихся в формате сетевых ин-
новаций, позволяет судить о том, что эффективность инновационной деятельности предопределяется грамотной ее организацией с учетом основных направлений генезиса и должна быть организована поэтапно.
1 этап - проблемно-поисковый.
Основные задачи:
- Осуществить проблемный анализ деятельности образовательного учреждения.
- Произвести анализ социального заказа по проблеме исследования.
- Определить направления инновационной деятельности.
Содержание деятельности: проведение анализа документации педагогов, психологов, специалистов и руководителей образовательных учреждений; проведение мониторинга, изучение психолого-педа-гогической компетентности родителей, профессиональной компетентности педагогов; организация и обработка результатов анкетирования.
2 этап - организационный.
Основные задачи:
- Разработать локальные документы.
- Разработать проект экспериментальной работы, план реализации основных задач эксперимента.
- Мотивировать инновационную деятельность педагогов.
- Подготовить педагогический коллектив к начальной экспертизе.
Содержание деятельности: органи-
зация встречи с потенциальными научными руководителями; проведение педагогического совета по обсуждению и утверждению темы исследования; изучение и утверждение локальных документов (положение о научно-методическом совете, должностные инструкции участников эксперимента); изучение проекта всеми участниками эксперимента, его обсуждение, внесение корректив; организация цикла лекций научным руководителем по специфике экспериментальной деятельности и теме эксперимента; посещение других экспериментальных
площадок, работающих по аналогичным проблемам; изучение документов и материалов, регламентирующих инновационную деятельность.
3 этап - теоретико-аналитический.
Основные задачи:
- Изучить, осуществить анализ научных исследований по заявленной теме.
- Осуществить анализ проектов, отчетов других экспериментальных площадок.
- Проанализировать опыт педагогической деятельности, представленный к защите на высшую категорию по сходным проблемам.
Содержание деятельности: организация цикла лекций научных руководителей, других представителей научных школ (по мере необходимости) по актуальным вопросам изучаемой проблемы; организация командировок разных специалистов на базы других экспериментальных площадок; изучение и обсуждение педагогического опыта; проведение семинаров по результатам усвоения материала.
4 этап - поисково-диагностический.
Основные задачи:
- Осуществить разработку основных параметров изучения качества нововведения.
- Осуществить разработку, модификацию, систематизацию, подбор диагностических методик.
- Разработать стимульный материал для начальной, промежуточной и итоговой диагностики.
- Определить контрольные и экспериментальные группы.
Содержание деятельности: проведение цикла лекций по материалам педагогического исследования; изучение и обсуждение материалов научных исследований по теме; проведение проблемных семинаров; анкетирование педагогов по вопросам общей ориентации в методах диагностики; презентация и утверждение диагностических методик; проведение пилотажного эксперимента с обсуждением полученных результатов; проведение конкурса по
оформлению стимульных материалов к диагностическим методикам; презентация авторских диагностических методик.
5 этап - начально-диагностический.
Основные задачи:
- Определить уровень компетентности учащихся (воспитанников), родителей, педагогов по основным направлениям инновационной деятельности.
- Осуществить проблемный качественный и количественный анализ полученных результатов.
- Содержание деятельности: организация диагностических процедур; оформление сводных таблиц; проведение проблемных семинаров по результатам начальной диагностики; обсуждение эффективности использования методов диагностики.
6 этап - проектно-разработочный.
Основные задачи:
- Осуществить разработку программно-целевых, технологических, мониторинговых аспектов совершенствования педагогического процесса.
- Разработать модель образовательной среды, проект инновационной деятельности по направлению исследования.
- Содержание деятельности: проведение цикла лекций по концептуальным и теоретическим основаниям нововведений, по педагогическим технологиям и проектам; организация деловых игр по защите индивидуальных проектов инновационной деятельности; обсуждение и утверждение тем индивидуальной экспериментальной работы; проведение конкурсов по проектам; проведение консультаций по теме индивидуальных исследований.
7 этап - внедренческий.
Основная задача: осуществить внедрение и экспериментальную апробацию проекта.
Содержание деятельности: создание и совершенствование образовательной среды по основным направлениям проекта; разработка учебно-методических материалов, дидактическое, методическое сопровождение эксперимента; осуществление
взаимодействия с семьей и другими социальными институтами воспитания; организация и анализ открытых мероприятий; организация выставок продуктов педагогической и детской деятельности; организация консультативной помощи.
8 этап - промежуточно-диагностический.
Основные задачи:
- Осуществить промежуточную диагностику эффективности реализуемого проекта.
- Интерпретировать и обсудить полученные результаты.
- Определить необходимость внесения корректив в организацию педагогического процесса.
Содержание деятельности: проведе-
ние социологического опроса участников эксперимента, родителей; проведение проблемного семинара по обсуждению полученных результатов; презентация индивидуальных достижений по проектам; организация промежуточной экспертизы экспертным советом.
9 этап - итогово-диагностический.
Основные задачи:
- Определить эффективность проделанной работы.
- Осуществить анализ и интерпретацию полученных результатов.
- Обсудить результативность индивидуальных, групповых и коллективных исследований.
Содержание деятельности: проведение итоговой диагностики; организация конференций по представлению результатов индивидуальных исследований; организация выставок методических материалов и пособий; проведение социологических опросов.
10 этап - оформительский.
Основные задачи:
- Систематизировать результаты инновационной деятельности.
- Подготовить материалы к презентации, печати, изданию.
Содержание деятельности: организация издательской деятельности (связь с типографией, фабрикой по изготовлению пособий); подготовка к изданию дидактических материалов; составление отчетов о проделанной работе каждым участником эксперимента, разработка сводного отчета; доработка локальных документов; получение отзывов, рецензий.
11 этап - презентационный.
Основная задача: организовать пу-
бличное представление и защиту результатов инновационной деятельности.
Содержание деятельности: проведе-
ние итоговой экспертизы; организация конференций с приглашением участников экспериментов других образовательных учреждений; организация постоянно действующих и сменных выставок по результатам инновационной деятельности.
12 этап - трансляционный.
Основная задача: разработать технологию внедрения результатов инновационной деятельности в массовую практику образовательных учреждений.
Содержание деятельности: изучение
научной литературы по проблемам технологии внедрения экспериментальных материалов; изучение аналогичного опыта работы; разработка и реализация плана внедрения.
Возможность эффективной трансляции результатов деятельности образовательных учреждений, имеющих статус ЦИО, предопределяется ее грамотной организацией, построенной в соответствии с генезисом инноваций.