УДК 377
УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Л. А. Хроленок
В статье рассматриваются особенности управления инновационными процессами в современном профессиональном образовании. Автор представляет этапы управления инновациями и анализирует условия успешности проводимых преобразований.
Ключевые слова: управление инновационными процессами, инновационная деятельность, этапы управления инновациями.
На современном этапе развития российского общества происходят радикальные перемены во всех его сферах. Образование, как один из ключевых компонентов социокультурной системы, вынуждено адаптироваться к новым условиям, при которых невозможно сохраниться, не внедряя нового и не совершенствуя процесс управления им. И здесь многое будет зависеть от того, насколько умело и эффективно организован процесс управления, разработаны механизмы управления, адекватные задачам развития системы образования. Как показывает практика, те руководители, которые постоянно совершенствуются в управлении, ориентированы на реализацию оптимального пути развития системы образования на основе выбранных инновационных приоритетов, выводят свои учебные заведения в число перспективных. В таких образовательных организациях - конкурсы при поступлении, высокие показатели успеваемости и качества знаний у студентов на протяжении всего периода обучения и во время государственной итоговой аттестации, а также полное отсутствие проблем с трудоустройством выпускников. Поэтому вопрос об эффективности управления инновационной деятельностью - один из важнейших в теории и практике управления.
Руководителям часто не удаётся реализовать инновационные преобразования, так как они не владеют специальными технологиями управления, которые предполагают:
• адекватное понимание функционирующей системы управления;
• согласованность действий всего педагогического коллектива;
• внедрение в практику новых педагогических технологий;
• коренные изменения в содержании управленческого процесса, наличие программы преобразований;
• реформирование системы управления параллельно с внедрением новшеств;
• развитие профессиональной компетентности педагогов;
• необходимость разработки технологии управления в условиях инновационных образовательных организаций.
Управленческий процесс эффективен, когда соответствует логике реального процесса развития образовательной организации, а руководитель обладает способностями оценить ситуацию, прогнозировать траектории развития сферы образования и ее отдельных направлений, управлять рисками. Именно в условиях правильно организованного управленческого процесса возможно решение проблемы повышения конкурентоспособности личности, развития инновационной сферы, ориентированной на реализацию оптимального пути позитивных изменений системы образования на основе выбранных приоритетов.
На управление инновационными процессами оказывают влияние различные факторы, поэтому его следует рассматривать как управление взаимосвязанными процессами: сохранение традиций фундаментализации и универсализации профессионального образования и использование новшеств, их введения в практику. Управление инновационной деятельностью включает постановку целей, анализ потенциала субъектов нововведений и ресурсов образовательной организации, поиск творческих идей, управление методическими разработками, совершенствование организационных структур, обеспечение внедрения инновационных процессов и др.
Главными направлениями и задачами инновационного менеджмента следует считать: «разработку и осуществление единой инновационной политики; определение системы стратегий, проектов, программ; ресурсное обеспечение и контроль за ходом инновационной деятельности; подготовку и обучение персонала; формирование целевых коллективов, групп, осуществляющих решение инновационных проектов, создание инновационной среды»[2]. Как показывает практика, особое значение имеет развитая инновационная среда, которая включает вводимые в образовательный процесс новшества и реализует функцию стимулирования преподавателей к инновационной деятельности. При наличии инновационной среды снижается сопротивление
субъектов образования нововведениям, преодолеваются стереотипы в профессиональной деятельности. «Инновационная среда находит реальное отражение в отношении преподавателей к педагогическим инновациям»[3, с.498].
Дидактические и психологические основы управления инновационным образовательным процессом стали предметом детального исследования В.С. Лазарева, М.М. Поташника, П.И. Третьякова, Т.И. Шамовой, А.В. Хуторского и др. Эти учёные считают, что управление инновационным процессом должно осуществляться комплексно и включать следующие аспекты:
• работу с педагогическими кадрами, направленную на создание предпосылок для инновационно-педагогической деятельности;
• работу с обучающимися с целью создания условий для их адаптации к происходящим преобразованиям;
• работу с родителями, направленную на формирование позитивного отношения семьи к проводимым в образовательной организации новшествам;
• совершенствование деятельности совокупного субъекта внутритехникумовского управления с целью максимального использования имеющихся ресурсов;
• реализацию связей с окружающей техникум средой для наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей социума и привлечения в образовательное учреждение дополнительных ресурсов;
• осуществление контроля, анализа и регулирования инновационной деятельности;
• обеспечение инновационной деятельности информационными ресурсами.
Чтобы исследовать проблему влияния управления в образовательной организации на развитие инновационной системы, обратимся к разработке комплексно-целевой программы, направленной на создание, освоение, закрепление и распространение инноваций. Практика нашей работы позволяет выделить следующие этапы управления инновациями:
• планирование инноваций - определяется цель и содержание инновационной деятельности, составляется план действий и выявляются необходимые ресурсы, анализируются возможные проблемы и риски, определяются критерии контроля и оценки результатов. Желательно, чтобы данный план был рассмотрен на заседании методического совета техникума, так как возможны коррективы и дополнения с позиций методической организации инновационного процесса;
• подготовительный этап предусматривает корректировку плана, оценку степени готовности образовательной организации к проведению инноваций, информирование студентов и преподавателей.
Первоочередная задача руководителя на данном этапе заключается в том, чтобы определить отношение преподавателей к планируемым инновациям и стимулировать мотивационную активность к инновационной деятельности у большинства педагогов. При этом необходимо подходить к включению преподавателей «в инновационную деятельность с учетом добровольности, особенностей личностных, индивидуально-психологических характеристик»[3, с. 450].
Важнейшие профессиональные и личностные характеристики педагога, склонного к творческой деятельности, нашли отражение в работах Н.А. Асташовой, В.И. Загвязинского, К.М. Левитана, Л.М. Митиной, Н.Д. Никандрова, В.А. Сластенина. Но, учитывая то, что отношение преподавателей к новшествам зависит от того, на каких стадиях профессионального роста они находятся, необходимо, в случае негативного отношения педагогов к инновациям, поднять планку профессионализма до определённого уровня, что потребует приложения больших усилий методической службы в части не только глубокого знакомства с намеченными инновациями, но и проведение большой работы по убеждению в необходимости мероприятий по их освоению. Преподаватели, слабо мотивированные на внедрение нового, способны оказать сопротивление. При этом следует помнить, что объектом практически любого инновационного процесса становятся обучающиеся. Задача исследователей и руководителей образовательной организации свести отклонения от прогнозируемого результата до минимума. Поэтому каждый инновационный образовательный процесс подлежит управлению[4, с.87]. В условиях внедрения инноваций идет процесс личностного самоопределения обучающихся и педагогов.
• внедрение инноваций - регулярное информирование сотрудников о результатах инновационной деятельности, готовность к изменению стратегии в случае неудач. «Первая задача руководителя при управлении инновационным процессом - определение отношения к инновации, сбор альтернативных мнений о ней. Процесс рождения и освоения новшеств всегда характеризуется наличием непростой системы отношений к нему. Поэтому гласность и инструктаж при нововведении занимают ведущее место, чтобы не было никакой недоговоренности, чтобы каждый человек понимал свою миссию. А если человек осознает свою миссию, начинаются самоопределение, самовыражение, самореализация, изменяется его стереотип, происходит саморазвитие» [4, с. 87-88].
• анализ инноваций и закрепление позитивных результатов - информирование сотрудников о результатах инновационной деятельности, акцентирование внимания на положительных результатах, более подробное информирование о них, изменение ситуации в случае возникших затруднений. В случае отсутствия желаемых позитивных результатов необходимы дополнительные методические рекомендации преподавателям, проведение методических семинаров, индивидуальные разъяснения и посещение учебных занятий с целью выяснения причин неудач;
• оценка результатов инновационной деятельности - глубокий анализ внедрения инноваций, информирование коллектива о результатах. На данном этапе целесообразно провести опрос преподавателей и студентов в форме анкетирования, в процессе которого выяснить уровень готовности к инновациям тех и других, плюсы и минусы внедрения новшеств, оценку инновационной деятельности. О результатах внедрения инноваций должны быть проинформированы все члены педагогического коллектива, студенты и их родители, что позволит администрации в дальнейшем скорректировать свои действия в целях усиления позитивных тенденции управления инновационным развитием образовательного учреждения.
В опыте каждого преподавателя всегда присутствуют элементы и положительного, и отрицательного опыта. Для достижения наибольшей эффективности в работе по внедрению инновационных технологий требуется выявление тех и других характеристик деятельности.
Важным аспектом в рассмотрении положительного и отрицательного опыта инновационной деятельности является исследование ценностных ориентаций преподавателей, которые позволяют выявить их профессиональные приоритеты и отношение к педагогической деятельности и ее субъектам.
Очевидным является и необходимость анализа структуры профессионально-педагогических интересов и потребностей преподавателей, поскольку эти личностные характеристики помогут определить доминанты как традиционной, так и инновационной деятельности в образовании.
Особую роль в развитии инновационной деятельности преподавателей играет исследование массового и передового педагогического опыта. При этом руководителю образовательной организации важно в контексте сопоставления показать результативность педагогической деятельности, основанной на передовых идеях, в которой используются активные и интерактивные технологии. Заинтересованное отношение к инновационным технологиям позволит не только рассмотреть их преимущества, но и внедрить в образовательный процесс.
Можно с полной уверенностью утверждать, что в условиях целенаправленной работы по освоению и внедрению педагогических инноваций следует глубоко проанализировать психолого-педагогические подходы к организации этого процесса. Во-первых, следует определить варианты привлекательного показа педагогических инноваций. Во-вторых, описание этих инноваций должно отличаться определенностью, точностью, последовательностью с опорой на креативность педагогического процесса. В-третьих, для преподавателей важно провести систему открытых занятий, мастер-классов, которые усилят интерес к инновациям как возможности совершенствования образовательного процесса.
Еще один важный аспект в развитии инновационных процессов - это организация экспериментальной работы в образовательной организации и привлечение к участию в ней максимального количества педагогических работников. Как правило, в условиях экспериментальной работы необходимо глубоко изучить научно-методическую литературу, провести в диалоге обсуждение обнаруженных проблем, выявить потенциал образовательной организации. И после этого планировать, организовывать, анализировать, корректировать инновационную деятельность.
Практическая работа по диагностическому изучению педагогических инноваций включает в себя анкетирование преподавателей, анализ диагностических данных. С учетом полученных результатов проводится планирование работы по повышению профессионально-педагогической квалификации. На основе полученных данных строится методическая работа соответствующих комиссий, работа преподавателя. После эгого подводятся итоги работы и повторное диагностирование. Задача руководителя состоит в том, чтобы направить свою деятельность на определение конечных результатов работы и на анализ изменений, произошедших внутри педагогического коллектива, на развитие педагогического творчества и инициативы.
При условии успешности проводимых преобразований позитивные результаты будут весомыми, а именно: для студентов - повышение уровня успеваемости параллельно с увеличивающимся интересом к обучению, развитие их творческого потенциала, формирование более быстрыми темпами общих и профессиональных компетенций; для преподавателей -
возможность самореализации, проявления педагогических и творческих способностей, карьерный рост - возможность стать председателем методического объединения, руководителем проекта.
Введение инноваций не может иметь только положительный эффект, так как в условиях этого процесса были и в той или иной мере будут недостаточно высокая инновационная культура преподавателей, низкая мотивация некоторых из них, недостаточное финансирование и материально-техническое обеспечение образовательной организации, что потребует от администрации решения ряда проблем: повышение мотивации и инновационной культуры преподавателей, привлечение внебюджетных средств и расходование их на совершенствование материально-технической базы образовательной организации.
Современные реалии требуют от руководителя образовательной организации и преподавателей инновационного поведения, т.е. «активного и систематического творчества в педагогической деятельности. Инновационное поведение - это максимальное развитие индивидуальности. Чтобы быть новатором, полезно осознать, пережить и избавиться от психологических барьеров, «комплексов», мешающих реализации инновационной деятельности»[5, с. 227].
Необходимость выполнения вышеперечисленных действий на определённых стадиях инновационного процесса позволит субъектам управления эффективно осуществить принятые управленческие решения с целью успешного внедрения инноваций.
The article considers the peculiarities of management of innovative processes in the modern professional education. The author presents the stages of innovation management and analyzes the conditions for the success of the reforms.
The key words: management of innovative processes, innovative activities, stages of innovation management.
Список литературы
1. Асташова Н.А. Культура учителя как система духовных ценностей/ Н.А. Асташова// Вестник БГУ. 2012. № 1. С.94-97.
2. Глухова С.Г. Инновационный процесс в образовательном учреждении. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.wiki.iteach.ru>...php/.
3. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр "Академия", 2007. 576c.
4. Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами. М.: Владос, 2002. 87с.
5. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика. М.: Академия, 2008. 256 с.
Об авторе
Хроленок Л. А. - аспирант Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, [email protected].