Научная статья на тему 'Организация информационно-просветительной работы с родителями в условиях дошкольной образовательной организации'

Организация информационно-просветительной работы с родителями в условиях дошкольной образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
472
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧАСТНИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЁЙ / PARTICIPANTS OF THE EDUCATIONAL PROCESS / EARLY CHILDHOOD EDUCATION / INFORMATION AREA / THE INTERACTION WITH THE FAMILY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Есаулова Анжелика Валерьевна

В статье рассматриваются вопросы об эффективных формах работы с родителями в дошкольной образовательной организации, о взаимодействии педагогов, родителей и воспитанников. Автор подробно раскрывает зависимость эффективности взаимодействия с родителями от качества информационно-просветительской работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация информационно-просветительной работы с родителями в условиях дошкольной образовательной организации»

Психологи выделяют следующие виды деградации:

- деградация разума;

- физическая деградация;

- деградация духовная [4].

Последствия социальной деградации:

1. Ежегодное увеличение количества людей, покончивших жизнь самоубийством.

2. Разрушение института семьи.

3. Высокий уровень преступности.

4. Снижение рождаемости.

5. Снижения уровня образованности населения и, как следствие, низкоквалифицированные специалисты на рынке труда [3].

Решение проблемы деградации

- Развитие разума. Современный мир, в отличие от социального мнения, спасёт не любовь, а гармония. И в умственном развитии это проявляется ярче, чем где-либо ещё. Так как бессмысленно обладать общими знаниями по принципу «чуть-чуть обо всем», и столь же бессмысленно углубляться в один профиль, не видя ничего вокруг. При этом необходимо накапливать не только теоретические знания, но и практические.

- Развитие тела. Для того чтобы развиваться гармонично, необходимо помимо духовного развития и физическое. Спорт должен стать частью жизнь.

- Развитие духа. Необходимо контролировать себя, понимать и осознавать свои чувства [5].

Литература

1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.psi.webzone.ru.

2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://constructorus.ru/samorazvitie/degradaciya.html.

3. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации, 2008, с. 55.

4. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.centr-crm.ru/.

5. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.centr-crm.ru/.

Организация информационно-просветительной работы с родителями в условиях дошкольной образовательной организации

Есаулова А. В.

Есаулова Анжелика Валерьевна / Esaulova Anzhelika Valerevna- воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 178, г. Иваново

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы об эффективных формах работы с родителями в дошкольной образовательной организации, о взаимодействии педагогов, родителей и воспитанников. Автор подробно раскрывает зависимость эффективности взаимодействия с родителями от качества информационнопросветительской работы.

Abstract: the article questions about effective ways of working with parents in preschool educational institution, the interaction of teachers, parents and pupils. The author reveals in detail the dependence of the efficiency of interaction with their parents on the quality of information work.

21

Ключевые слова: участники образовательного процесса, дошкольное образование, информационное направление, взаимодействие с семьёй.

Keywords: the participants of the educational process, early childhood education, information area, the interaction with the family.

В современном обществе очень остро стоит вопрос о воспитании и развитии детей. Что бы вырастить полноценного члена общества воспитатели и родители должны действовать сообща и придерживаться единых требований. Родители и педагоги обязаны стать равноправными участниками образовательного процесса. Семья является основной платформой для развития ребёнка. Если он счастлив, о нём заботятся и любят, то у него хорошее настроение, он позитивно настроен на познание и обучение [2].

В современном обществе созданы такие условия, при которых родители настроены на получение материальных благ, и поэтому всё меньше времени находят для решения вопросов личностного развития ребёнка и его воспитания. А также родители не всегда владеют знанием индивидуальных и возрастных особенностей развития ребёнка, а значит, осуществляют воспитание на интуитивном уровне. Это не приносит положительных результатов.

Согласно 44 статье ФЗ-273 («Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся») родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед другими лицами, на защиту их прав и законных интересов [4]. Следовательно, наибольшая ответственность ложится на их плечи.

В соответствии с этой статьёй родители получают право познакомиться с уставом, лицензией, свидетельством о государственной аккредитации, учебно-программными материалами, постановлениями и прочими документами, с содержанием образования и используемыми методами обучения и воспитания, с информацией обо всех видах обследований ребёнка и принимать решение относительно участия ребёнка в таких обследованиях.

Однако дошкольная образовательная организация, также является необходимым компонентом в обучении, воспитании и образовании ребёнка. Детский сад и семья -два общественных института, которые закладывают будущее нашего общества, поэтому им необходимо налаживать взаимопонимание, учиться слышать и понимать друг друга. Когда между детским садом и семьёй складывается недопонимание, ребёнок в этой ситуации страдает в наибольшей степени. Родителей чаще всего беспокоят вопросы питания и режимные моменты, а не образовательновоспитательная деятельность. По этой причине возникают трудности в общении с родителями.

Чтобы изменить эту ситуацию, нужно заинтересовать родителей в совместной работе и сделать их полноправными участниками воспитательно-образовательного процесса.

В МБДОУ «Детский сад № 178» организована работа с родителями по следующим направлениям:

1. Информационное направление (информационно-аналитический,

информационно-просветительский и информационно-наглядный блок).

2. Практическое направление (совместная деятельность, мероприятия, консультативный блок).

3. Контрольно-оценочное направление.

А также используются активные формы и методы работы с родителями: консультации, общие и групповые родительские собрания, общение с родителями во время приёма и прощания с детьми, конкурсы и выставки совместных работ и поделок детей, изготовленных вместе с родителями, экскурсии, посещение памятников совместно с родителями, дни открытых дверей, участие родителей в

22

праздниках, спортивных мероприятиях, участие детей и родителей в благоустройстве группы, прогулочного участка, совместное создание предметно-развивающей среды в группе, ежедневная работа с родительским комитетом, создание группы в социальных сетях, семинары-практикумы, беседы с родителями и детьми, почта «Вопросы-ответы», наглядная информация, в виде стендов и уголков.

Информационное направление (информационно-аналитический блок)

С целью повышения качества совместной работы с родителями, изучения социального статуса семьи и установления контакта с её членами, мы проводим на группе анкетирование «Взаимодействие ДОО с семьёй». Анализ анкет позволяет выявить особенности каждой семьи, специфику воспитания каждого ребёнка, и, исходя из этого, установить наиболее тесный контакт с родителями для совместного воспитания и обучения дошкольников, с учётом их индивидуальных особенностей.

Со временем контакты с родителями становятся наиболее тесными. Они с удовольствием готовы помочь в любых наших начинаниях: посещают мероприятия, праздники, открытые занятия, собрания, с удовольствием участвуют в подготовке и проведении экскурсий, всегда откликаются, если объявлен конкур поделок, принимают участие в голосовании, то есть являются активными участниками педагогического процесса. Это позволяет ещё больше сблизиться родителям с детьми, так как ребята очень радуются и гордятся, когда их мамы и папы участвуют в мероприятиях наравне с ними.

Конечно, нельзя сказать, что все родители проявляют одинаковую активность. В силу индивидуальных особенностей характера и темперамента есть более инициативные, которые с удовольствием участвуют в воспитательнообразовательном процессе, есть просто исполнительные, сделают всё, что просишь, но при этом, не проявляя своей инициативы, но очень радует тот факт, что нет равнодушных, не желающих участвовать в воспитании и обучении своих детей.

Информационно-просветительский и информационно - наглядный блок

Очень важной стороной в работе с родителями является иформационно-просветительская информация. Для этого мы используем красочно и эстетично оформленные стенды, папки-передвижки, памятки, перекидные системы и пр.

Инфомационно-просветительская информация должна быть познавательная, направленная на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. Также она может нести информацию, содержащую полезные знания и советы и удовлетворять ряду требований, а именно: актуальность, доступность, краткость, конкретность, безопасность и эстетичность.

В нашей раздевалке есть много папок с конкретной информацией, например, «Советы психолога», «Советуют специалисты», «Как провести выходные с ребёнком», «Здоровье детей», «Сделайте вместе с детьми», «Секреты хорошего аппетита», «Игры с пальчиками», «Рекомендации по организации питания детей дома», «Права ребёнка» и т.д. Также имеются нормативные документы, регламентирующие образовательную деятельность в ДОО. Родители принимают в оформлении непосредственное участие, а именно они приложили усилия, чтобы обеспечить раздевалку красивыми, красочными стендами с логотипом названия нашей группы, с пластиковыми кармашками, в которых очень удобно размещать информацию.

Мы оформили уголок детского творчества, в котором имеются папки для каждого ребёнка и собираем в них работы по рисованию и аппликации. Также устраиваем выставки детских рисунков и поделок, вывешиваем коллективные работы. Тема занятий и программное содержание выставляются в специальном кармашке.

На информационном стенде есть рубрика «С вашими детьми работают», в ней содержатся материалы о педагогах и специалистах ДОО с яркими фотографиями, именами, отчествами, фамилиями и краткой информацией. Это помогает родителям иметь представление о тех людях, которые работает с их детьми, а также облегчает

23

общение с педагогами, администрацией и персоналом. Также на этом стенде расположены режим дня, расписание занятий, объявления, план мероприятий, меню, адрес сайта ДОО.

Следует отметить, что вся информация постоянно обновляется, чтобы у родителей не пропадал интерес к ознакомлению с ней.

Также мы оформили папку «Портфолио нашей группы», которую постоянно пополняем фотографиями с образовательно-воспитательного процесса, в режимных моментах, на прогулке и т.д. Родители с удовольствием рассматривают фотографии, им очень интересно знать, чем занимаются дети в детском саду, пока они находятся на работе.

Ещё мы организовали в популярной социальной сети свою закрытую группу. Я являюсь её модератором и тщательно слежу за тем, чтобы в неё не попали посторонние люди. Это делается с целью защиты прав детей и родителей. В неё мы также выкладываем фотографии и видео с занятий, различных мероприятий, утренников, объявления, поздравления с днём рождения, с победой в конкурсах, благодарности и пр. Современные мамы и папы являются активными пользователями социальных сетей, поэтому они с большим удовольствием посещают группу и участвуют в обсуждениях. Родители ждут от нас новых тем с описанием событий нашей жизни и сами выкладывают имеющуюся у них информацию. Это ещё плотнее связывает нас: педагогов, родителей и детей и позволяет установить атмосферу дружеских взаимоотношений. Многие родители стали дружить семьями. В группе участвует более 90% всей родительской общественности нашей группы.

Взаимодействия ДОО и семьи представляет собой интересную современную модель работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательнообразовательном процессе и способствует укреплению связи между дошкольной организацией и семьями воспитанников. Создание в дошкольном учреждении коллектива единомышленников - родителей и педагогов, ориентированных на личностный рост ребёнка, позволяет успешно решать детские проблемы и с оптимизмом готовиться к будущим достижениям воспитанников.

Литература

1. Давыдова О. И., Майер А. А. Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями / О.И. Давыдова, А.А. Майер. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2013. - 128 с.

2. Майер А. А., Богославец Л. Г. Организация взаимодействия субъектов ДОУ / учебно - методическое пособие. 2 - е изд., доп. и перераб. - 2012. - 176 с.

3. Михайлова - Свирская Л. В. Работа с родителями: пособие для педагогов ДОО/ Л. В. Михайлова - Свирская. - М.: Просвещение, 2014. - 128с.: ил. - (Работаем по ФГОС дошкольного образования).

4. Федеральный Закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.12.

24

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.