Управление
УДК 343 8 P.A. PODJABLONSKY*
ББК 67.409.021
П45 INFORMATION AND ANALYTICAL MAINTENANCE OF PRISON MANAGEMENT
Аннтотация: в статье рассматривается роль ин- Аннтотация: the article deals with information and
формационно-аналитической работы в управлен- analytical maintenance of prison management and the
ческой деятельности уголовно-исполнительной си- definitions of «information», «information work».
стемы, анализируются понятия «информация» и Keywords: information, analysis, management,
«инфоРмационная работа». information and analytical work, prison management.
Ключевые слова: информация, анализ, управление, информационно-аналитическая работа, управленческая деятельность.
Информационно-аналитическая работа занимает особое место в управленческой деятельности, имеет чрезвычайно большое значение, выполняет важные функции. При правильной организации она позволяет принимать обоснованные и своевременные управленческие решения; определять и корректировать стратегические, тактические и оперативные ПАВЕЛ цели и задачи, содержание и реализацию процесса АЛЕКСАНДРОВИЧ управления; максимально использовать имеющиеся
в распоряжении возможности и ресурсы; координи-ОД ЛО С ровать и контролировать действия различных орга-
нов и учреждений УИС, их структурных подразделений, направлять их деятельность на достижение общей цели. От того, насколько правильно организуется и осуществляется аналитическая работа, во многом зависит эффективность функционирования системы управления, уголовно-исполнительной дея-ОРГАНИЗАЦИЯ тельности, в конечном счете УИС в целом.
По общепринятому в профессиональном управлении образному выражению, достаточно адекватно АНАЛИТИЧЕСКОГО отражающему сущность и назначение аналитичес-
ОБЕСПЕЧЕНИЯ кой функции, квалифицированные аналитики - это
«глаза и уши» системы управления, конкретного ру-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ководителя любого уровня, обеспечивающие успеш-
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УИС ность их деятельности. При ее отсутствии, точнее, плохой организации аналитической функции, поскольку ее фактическое отсутствие невозможно, система управления становится «слепой»: руководители управленческий аппарат не владеют обстановкой, не улавливают; не отслеживают и не понимают сущности и содержания происходящих процессов. Естественный результат этого - неэффективная реализация процессов управления с объективно вытекающими отсюда отрицательными последствиями социально-политического, морально-нравственного, экономического,
* Адъюнкт кафедры управления органами и учреждениями УИС (Академия ФСИН России).
E-mail: pavel [email protected]
правового характера, нередко связанными с гибелью людей.
Издержки в реализации аналитической функции на личностном уровне приводят к появлению сотрудников возможности которых ограничены лишь простым исполнением указаний непосредственных руководителей Это может быть добросовестный, исполнительный работник, но «глухой слепой» в управленческомпро-цессе. Он не в состоянии самостоятельно выявлять и творчески решать возникающие проблемы, адекватно относиться к постоянно усложняющейся социальной, государственной уголовно-исполнительной деятельности, определять наилучшие пути и способы решения поставленных задач, понимать и предвидеть реальные результаты своей деятельности. Как следствие, он всегда является первоочередным кандидатом на увольнение из эффективно действующего аппарата управления
Объективная необходимость аналитической функции проявляется, в частности, в том, что ее реализация имеет обязательный характер -в системе управления всегда предусматриваются элементы (отдельные сотрудники структурные подразделения), первоначальная и основная обязанность которых состоит в выполнении аналитической функции. К ним относятся прежде всего руководители и сотрудники, аппараты, оказывающие им помощь в управлении, например штабные подразделения, организационные аппараты, различного рода информационно-аналитические, организационно-методические службы В широком смысле все сотрудники должны в той или иной степени владеть технологией аналитической работы.
По мнению многих ученых и практических работников, в условиях углубляющейсяспеци-ализации, возрастающей виртуализациимногих сфер человеческой деятельности, развития информационного обществ а информационную аналитику можно определить как перспективную технологию социального управления XXI века1.
О возрастающей роли анализируемой функции свидетельствует то обстоятельство, что широкие возможности аналитической работы активно используются самыми разнообразными государственными и общественными силами, структурами, в том числе исправительными учреждениями, другими органами ФСИН России. При этом инструментальный характер, эффективный функционализм информационноаналитической работы может использоваться как во благо, так и во зло конкретным людям, организациям, государству и обществу в зави-
симости от целей, интересов, идеологии, социальной ответственности тех, кто ее применяет. В современный период широко известны примеры применения информационно-аналитической деятельности в политической, экономической конкурентной борьбе, в процедурах лоббирования чьих-то интересов при принятии решений в самых высоких сферах отечественной политики, в массовых рекламных кампаниях, в кампаниях по манипуляции общественным мнением. В меньшей степени известно о существовании «черной», или криминальной, аналитики, существующей и в исправительных учреждениях, которая также имеет тенденции к профессионализации, необходимой для обслуживания организованной преступности и других форм противоправной деятельности.
Несмотря на общепризнанное большое значение аналитической работы, в отечественной и зарубежной научной и учебной, в том числе управленческой литературе отсутствуют единые подходы к ее пониманию. Она по-разному обозначается в науке и на практике: информационно-аналитическая работа (ИАР), информационно-аналитическая деятельность (ИАД), анализ, аналитическая работа и т. д. Нередко термин «анализ» употребляется без рассмотрения его сущности и содержания, а аналитическая работа, имеющая существенную специфику, не отграничивается от познавательной, исследовательской деятельности в целом.
ИАР выступает объектом исследования многих отраслей знания, среди которых выделяются философия, социология, кибернетика, организационная, управленческая наука, математика, политические, экономические, юридические и другие отрасли знания. Каждая из указанных наук изучает в первую очередь интересующие ее аспекты и формулирует свое понимание содержания. Имеется настоятельная необходимость разработки единых подходов к рассмотрению сущности и содержания аналитической работы, ее организации в науке и практической деятельности.
Если понятию, сущности и содержанию информации, информационной работы в литературе уделяется значительное внимание, то аналитическая работа как самостоятельное направление исследования освещается гораздо реже, о чем свидетельствует относительно небольшое количество самостоятельных работ, монографий по этой тематике, особенно применительно к современным условиям, что существенно затрудняет изучение организации информационно-аналитической работы в УИС.
Управление
Управление
А.С. Большаков считает, что анализ - это сбор, обработка, классификация, систематизация, хранение и обработка информации в целях управления. Проанализированная информация -это новая информация. Для анализа информации используются такие математические инструменты, как гистограммы, диаграммы, графики2. Этот подход с различными вариациями широко представлен в научной и учебной литературе. Такое определение аналитической (информационно-аналитической) работы, по нашему мнению, нуждается в серьезном уточнении, прежде всего в плане его технологии, поскольку в ходе организации информационно-аналитической работы, во-первых, применяются не только математические, но и многие другие методы, способы, инструменты; во-вторых, встречаются два вида обработки информации, которые далеко не всегда разграничиваются в современной теории и на практике. Первый вид обработки - это работа только с информацией (сбор, классификация, систематизация, хранение и т. д.), то есть ее техническая обработка, не преследующая цели получения новой информации. Второй вид обработки направлен именно на получение новой информации, нового знания. Не претендуя на окончательное определение названий этих видов работы с информацией, считаем возможным для их разграничения первый вид обозначить как техническую обработку информации, второй вид - как содержательную, семантическую обработку информации. Последний и можно, по нашему мнению, рассматривать как анализ информации, аналитическую работу. Как вариант решения этих вопросов (разграничения указанных понятий, научных категорий) первый вид обработки можно обозначать термином «обработка информации», второй - «анализ, аналитическая работа». При таком подходе аналитическая работа является разновидностью технической обработки информации.
Необходимо уточнить и разграничить понятия «информационно-аналитическая работа (деятельность)», «информационная работа (работа, техническая работа с информацией)», «аналитическая работа», которые имеют принципиально разное содержание и направленность (цели, задачи, функции, технологии), но не всегда различаются в науке и на практике.
Понятие «аналитическая работа» следует отличать от понятий «обработка информации» и «информационно-аналитическая работа, деятельность». Первый термин (обработка информации) обозначает техническую обработку ин-
формации, в результате которой не преследуется цель получение семантически новой информации, нового знания; это достигается в результате аналитической работы. Вторая категория (информационно-аналитическая работа) объединяет техническую и семантическую обработку информации, то есть аналитическую работу.
Таким образом, аналитическая работа - это процесс семантической обработки данных, в результате которого разрозненные сведения превращаются в законченную информационную продукцию - аналитический документ Цель информационно-аналитической работы состоит в извлечении максимального количества релевантной (относящейся к решаемой задаче) информации из наличествующих или поступающих данных в целях получения нового знания3. Аналитическая работа в управленческой деятельности УИС - это семантическая обработка необходимой информации в интересах получения нового знания для управления данной социальной организации, протекающими здесь социальными процессами.
Уточним значение категории «информация», которая до настоящего времени остается недостаточно разработанной. Среди наиболее известных определений выделяются: «информация - это передача разнообразия»4; информация - это «определенная порция порядка»5; «информация - это мера выбора самоорганизующейся системы»6; «связь, в процессе которой устраняется неопределенность»7, «оригинальность и мера сложности»8, «знание»9, «всеобщая методология науки»10, «обозначение содержания, полученного из внешнего мира, в процессе нашего приспособления к нему и приспособления к нему наших чувств»11.
По нашему убеждению, в условиях неразработанности применяемой во всех сферах науки и практики категории «информация» наиболее правильным будет применение официальной точки зрения, которая закреплена в Федеральном законе от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информатизации и о защите информации». Согласно ст. 2 этого Закона информация - это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Нередко эту категорию необоснованно отождествляют с различными явлениями объективного мира и научными категориями, в том числе процессами управления: «По существу: все управленческие процессы - это не что иное, как поиск, фиксация, анализ, оценка, закрепление, распространение социальной информации.. ,»12.
В литературе отсутствуетединая точка зрения на функции информации, отражающие ее значение в объективной реальности. Так, В.С. и Т.В. Рогожины к функциям социальной информации относят: управленческую организационную, властно-распорядительную, идеологическую, воспитательную, коммуникативнуюи научно-познавательную Все эти функции, отмечают авторы, неразрывно связаны друг с другом и вместе с тем каждая из них имеет свою специфи-
ку13.
По нашему мнению, нельзя полностью согласиться с указанными авторами. В их подходе отчетливо проявляются, во-первых, преувеличение возможностей информации; во-вторых, неточности в определении сущности и содержания как собственно информации, так и явлений, составляющих основу, дающих наименование функций информации.
Следует еще раз подчеркнуть мнение авторов о понимании информации, которое сводится к тому, что информация представляет собой только сведения, данные, на базе которых в первую очередь при помощи информационноаналитической работы возникают определенные знания, используемые в различных областях человеческой деятельности - управлении, экономике, политике, правоохранительной деятельности и т. д. И лишь в ходе реализации этих и
других видов деятельности можно выделять указанные функции - управленческую, организационную, властно-распорядительную, идеологическую, воспитательную, коммуникативнуюи научно-познавательную. Изложенное можно достаточно отчетливо проследить при исследовании, например, выделенной авторами управленческой функции Просто информация не в состоянииобес-печить реализацию процессов управления Она лишь осведомляет объект управления о намерениях субъекта управления. Первый (объект управления) при отсутствииуказанных выше дополнительных социальных инструментов (право, управление, мотивация, политика, экономика и др.) может проигнорировать указания субъектауправ-ления, и тем самым отказаться от их исполнения, то есть реализации процесса управления. Аналогичным образом, хотя и под другим углом зрения, в частности, принимая во внимание специфику соответствующих социальных инструментов, можно проанализировать остальные указанные авторами функции информации.
В заключение следует отметить, что рассмотренные положения могут и должны активно использоваться в процессе организации информационно-аналитической работы в органах и учреждениях ФСИН России, естественно, с обязательным учетом специфических особенностей их функционирования.
1 См.: Конотопов П.Ю., КурносовЮ.В. Аналитика. Методология, технологические и организационные аспекты информационно-аналитической работы. М., 2004. С. 102.
2 См.: БольшаковА.С. Менеджмент: учеб. пособие. СПб., 2000. С. 21.
3 См.: Информационно-аналитическая работа в федеральных органах налоговой полиции / под ред. Ю.В. Чиче-лова, К.В. Сомик. М., 1999. С. 152.
4 Эшби У.Р. Введение в кибернетику М., 1958. С. 18.
5 Кадомцев Б. Динамика и информация // Успехи физических наук 1994. № 5. С. 164.
6Мелик-ГайказянИ.В. Информационные процессы и реальность. М., 1997.
7 Шеннон К. Работы по теории информации и кибернетике. М., 1963. С. 243.
8МольА. Теория информации и эстетическое восприятие. М., 1966. С. 15.
9Махлуп Ф. Производство и распространение знаний в США. М., 1966. С. 36-37.
10Бриллюэн Л. Научная неопределенность и информация. М., 1966. С. 12.
11 ВинерН. Кибернетика и общество. М., 1968. С. 31.
12 АтаманчукГ.В. Теория государственногоуправления: курс лекций. М., 2006. С. 329.
13 См.: Рогожин С.В., Рогожина Т.В. Теория организации: учеб. пособие. М., 2003.
Управление