Научная статья на тему 'Организация информационно-аналитического обеспечения управленческой деятельности в УИС'

Организация информационно-аналитического обеспечения управленческой деятельности в УИС Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
206
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / АНАЛИЗ / УПРАВЛЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INFORMATION / ANALYSIS / MANAGEMENT / INFORMATION AND ANALYTICAL WORK / PRISON MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Подъяблонский Павел Александрович

в статье рассматривается роль информационно-аналитической работы в управленческой деятельности уголовно-исполнительной системы, анализируются понятия «информация» и «информационная работа"

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Подъяблонский Павел Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION AND ANALYTICAL MAINTENANCE OF PRISON MANAGEMENT

the article deals with information and analytical maintenance of prison management and the definitions of «information», «information work»

Текст научной работы на тему «Организация информационно-аналитического обеспечения управленческой деятельности в УИС»

Управление

УДК 343 8 P.A. PODJABLONSKY*

ББК 67.409.021

П45 INFORMATION AND ANALYTICAL MAINTENANCE OF PRISON MANAGEMENT

Аннтотация: в статье рассматривается роль ин- Аннтотация: the article deals with information and

формационно-аналитической работы в управлен- analytical maintenance of prison management and the

ческой деятельности уголовно-исполнительной си- definitions of «information», «information work».

стемы, анализируются понятия «информация» и Keywords: information, analysis, management,

«инфоРмационная работа». information and analytical work, prison management.

Ключевые слова: информация, анализ, управление, информационно-аналитическая работа, управленческая деятельность.

Информационно-аналитическая работа занимает особое место в управленческой деятельности, имеет чрезвычайно большое значение, выполняет важные функции. При правильной организации она позволяет принимать обоснованные и своевременные управленческие решения; определять и корректировать стратегические, тактические и оперативные ПАВЕЛ цели и задачи, содержание и реализацию процесса АЛЕКСАНДРОВИЧ управления; максимально использовать имеющиеся

в распоряжении возможности и ресурсы; координи-ОД ЛО С ровать и контролировать действия различных орга-

нов и учреждений УИС, их структурных подразделений, направлять их деятельность на достижение общей цели. От того, насколько правильно организуется и осуществляется аналитическая работа, во многом зависит эффективность функционирования системы управления, уголовно-исполнительной дея-ОРГАНИЗАЦИЯ тельности, в конечном счете УИС в целом.

По общепринятому в профессиональном управлении образному выражению, достаточно адекватно АНАЛИТИЧЕСКОГО отражающему сущность и назначение аналитичес-

ОБЕСПЕЧЕНИЯ кой функции, квалифицированные аналитики - это

«глаза и уши» системы управления, конкретного ру-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ководителя любого уровня, обеспечивающие успеш-

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УИС ность их деятельности. При ее отсутствии, точнее, плохой организации аналитической функции, поскольку ее фактическое отсутствие невозможно, система управления становится «слепой»: руководители управленческий аппарат не владеют обстановкой, не улавливают; не отслеживают и не понимают сущности и содержания происходящих процессов. Естественный результат этого - неэффективная реализация процессов управления с объективно вытекающими отсюда отрицательными последствиями социально-политического, морально-нравственного, экономического,

* Адъюнкт кафедры управления органами и учреждениями УИС (Академия ФСИН России).

E-mail: pavel [email protected]

правового характера, нередко связанными с гибелью людей.

Издержки в реализации аналитической функции на личностном уровне приводят к появлению сотрудников возможности которых ограничены лишь простым исполнением указаний непосредственных руководителей Это может быть добросовестный, исполнительный работник, но «глухой слепой» в управленческомпро-цессе. Он не в состоянии самостоятельно выявлять и творчески решать возникающие проблемы, адекватно относиться к постоянно усложняющейся социальной, государственной уголовно-исполнительной деятельности, определять наилучшие пути и способы решения поставленных задач, понимать и предвидеть реальные результаты своей деятельности. Как следствие, он всегда является первоочередным кандидатом на увольнение из эффективно действующего аппарата управления

Объективная необходимость аналитической функции проявляется, в частности, в том, что ее реализация имеет обязательный характер -в системе управления всегда предусматриваются элементы (отдельные сотрудники структурные подразделения), первоначальная и основная обязанность которых состоит в выполнении аналитической функции. К ним относятся прежде всего руководители и сотрудники, аппараты, оказывающие им помощь в управлении, например штабные подразделения, организационные аппараты, различного рода информационно-аналитические, организационно-методические службы В широком смысле все сотрудники должны в той или иной степени владеть технологией аналитической работы.

По мнению многих ученых и практических работников, в условиях углубляющейсяспеци-ализации, возрастающей виртуализациимногих сфер человеческой деятельности, развития информационного обществ а информационную аналитику можно определить как перспективную технологию социального управления XXI века1.

О возрастающей роли анализируемой функции свидетельствует то обстоятельство, что широкие возможности аналитической работы активно используются самыми разнообразными государственными и общественными силами, структурами, в том числе исправительными учреждениями, другими органами ФСИН России. При этом инструментальный характер, эффективный функционализм информационноаналитической работы может использоваться как во благо, так и во зло конкретным людям, организациям, государству и обществу в зави-

симости от целей, интересов, идеологии, социальной ответственности тех, кто ее применяет. В современный период широко известны примеры применения информационно-аналитической деятельности в политической, экономической конкурентной борьбе, в процедурах лоббирования чьих-то интересов при принятии решений в самых высоких сферах отечественной политики, в массовых рекламных кампаниях, в кампаниях по манипуляции общественным мнением. В меньшей степени известно о существовании «черной», или криминальной, аналитики, существующей и в исправительных учреждениях, которая также имеет тенденции к профессионализации, необходимой для обслуживания организованной преступности и других форм противоправной деятельности.

Несмотря на общепризнанное большое значение аналитической работы, в отечественной и зарубежной научной и учебной, в том числе управленческой литературе отсутствуют единые подходы к ее пониманию. Она по-разному обозначается в науке и на практике: информационно-аналитическая работа (ИАР), информационно-аналитическая деятельность (ИАД), анализ, аналитическая работа и т. д. Нередко термин «анализ» употребляется без рассмотрения его сущности и содержания, а аналитическая работа, имеющая существенную специфику, не отграничивается от познавательной, исследовательской деятельности в целом.

ИАР выступает объектом исследования многих отраслей знания, среди которых выделяются философия, социология, кибернетика, организационная, управленческая наука, математика, политические, экономические, юридические и другие отрасли знания. Каждая из указанных наук изучает в первую очередь интересующие ее аспекты и формулирует свое понимание содержания. Имеется настоятельная необходимость разработки единых подходов к рассмотрению сущности и содержания аналитической работы, ее организации в науке и практической деятельности.

Если понятию, сущности и содержанию информации, информационной работы в литературе уделяется значительное внимание, то аналитическая работа как самостоятельное направление исследования освещается гораздо реже, о чем свидетельствует относительно небольшое количество самостоятельных работ, монографий по этой тематике, особенно применительно к современным условиям, что существенно затрудняет изучение организации информационно-аналитической работы в УИС.

Управление

Управление

А.С. Большаков считает, что анализ - это сбор, обработка, классификация, систематизация, хранение и обработка информации в целях управления. Проанализированная информация -это новая информация. Для анализа информации используются такие математические инструменты, как гистограммы, диаграммы, графики2. Этот подход с различными вариациями широко представлен в научной и учебной литературе. Такое определение аналитической (информационно-аналитической) работы, по нашему мнению, нуждается в серьезном уточнении, прежде всего в плане его технологии, поскольку в ходе организации информационно-аналитической работы, во-первых, применяются не только математические, но и многие другие методы, способы, инструменты; во-вторых, встречаются два вида обработки информации, которые далеко не всегда разграничиваются в современной теории и на практике. Первый вид обработки - это работа только с информацией (сбор, классификация, систематизация, хранение и т. д.), то есть ее техническая обработка, не преследующая цели получения новой информации. Второй вид обработки направлен именно на получение новой информации, нового знания. Не претендуя на окончательное определение названий этих видов работы с информацией, считаем возможным для их разграничения первый вид обозначить как техническую обработку информации, второй вид - как содержательную, семантическую обработку информации. Последний и можно, по нашему мнению, рассматривать как анализ информации, аналитическую работу. Как вариант решения этих вопросов (разграничения указанных понятий, научных категорий) первый вид обработки можно обозначать термином «обработка информации», второй - «анализ, аналитическая работа». При таком подходе аналитическая работа является разновидностью технической обработки информации.

Необходимо уточнить и разграничить понятия «информационно-аналитическая работа (деятельность)», «информационная работа (работа, техническая работа с информацией)», «аналитическая работа», которые имеют принципиально разное содержание и направленность (цели, задачи, функции, технологии), но не всегда различаются в науке и на практике.

Понятие «аналитическая работа» следует отличать от понятий «обработка информации» и «информационно-аналитическая работа, деятельность». Первый термин (обработка информации) обозначает техническую обработку ин-

формации, в результате которой не преследуется цель получение семантически новой информации, нового знания; это достигается в результате аналитической работы. Вторая категория (информационно-аналитическая работа) объединяет техническую и семантическую обработку информации, то есть аналитическую работу.

Таким образом, аналитическая работа - это процесс семантической обработки данных, в результате которого разрозненные сведения превращаются в законченную информационную продукцию - аналитический документ Цель информационно-аналитической работы состоит в извлечении максимального количества релевантной (относящейся к решаемой задаче) информации из наличествующих или поступающих данных в целях получения нового знания3. Аналитическая работа в управленческой деятельности УИС - это семантическая обработка необходимой информации в интересах получения нового знания для управления данной социальной организации, протекающими здесь социальными процессами.

Уточним значение категории «информация», которая до настоящего времени остается недостаточно разработанной. Среди наиболее известных определений выделяются: «информация - это передача разнообразия»4; информация - это «определенная порция порядка»5; «информация - это мера выбора самоорганизующейся системы»6; «связь, в процессе которой устраняется неопределенность»7, «оригинальность и мера сложности»8, «знание»9, «всеобщая методология науки»10, «обозначение содержания, полученного из внешнего мира, в процессе нашего приспособления к нему и приспособления к нему наших чувств»11.

По нашему убеждению, в условиях неразработанности применяемой во всех сферах науки и практики категории «информация» наиболее правильным будет применение официальной точки зрения, которая закреплена в Федеральном законе от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информатизации и о защите информации». Согласно ст. 2 этого Закона информация - это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Нередко эту категорию необоснованно отождествляют с различными явлениями объективного мира и научными категориями, в том числе процессами управления: «По существу: все управленческие процессы - это не что иное, как поиск, фиксация, анализ, оценка, закрепление, распространение социальной информации.. ,»12.

В литературе отсутствуетединая точка зрения на функции информации, отражающие ее значение в объективной реальности. Так, В.С. и Т.В. Рогожины к функциям социальной информации относят: управленческую организационную, властно-распорядительную, идеологическую, воспитательную, коммуникативнуюи научно-познавательную Все эти функции, отмечают авторы, неразрывно связаны друг с другом и вместе с тем каждая из них имеет свою специфи-

ку13.

По нашему мнению, нельзя полностью согласиться с указанными авторами. В их подходе отчетливо проявляются, во-первых, преувеличение возможностей информации; во-вторых, неточности в определении сущности и содержания как собственно информации, так и явлений, составляющих основу, дающих наименование функций информации.

Следует еще раз подчеркнуть мнение авторов о понимании информации, которое сводится к тому, что информация представляет собой только сведения, данные, на базе которых в первую очередь при помощи информационноаналитической работы возникают определенные знания, используемые в различных областях человеческой деятельности - управлении, экономике, политике, правоохранительной деятельности и т. д. И лишь в ходе реализации этих и

других видов деятельности можно выделять указанные функции - управленческую, организационную, властно-распорядительную, идеологическую, воспитательную, коммуникативнуюи научно-познавательную. Изложенное можно достаточно отчетливо проследить при исследовании, например, выделенной авторами управленческой функции Просто информация не в состоянииобес-печить реализацию процессов управления Она лишь осведомляет объект управления о намерениях субъекта управления. Первый (объект управления) при отсутствииуказанных выше дополнительных социальных инструментов (право, управление, мотивация, политика, экономика и др.) может проигнорировать указания субъектауправ-ления, и тем самым отказаться от их исполнения, то есть реализации процесса управления. Аналогичным образом, хотя и под другим углом зрения, в частности, принимая во внимание специфику соответствующих социальных инструментов, можно проанализировать остальные указанные авторами функции информации.

В заключение следует отметить, что рассмотренные положения могут и должны активно использоваться в процессе организации информационно-аналитической работы в органах и учреждениях ФСИН России, естественно, с обязательным учетом специфических особенностей их функционирования.

1 См.: Конотопов П.Ю., КурносовЮ.В. Аналитика. Методология, технологические и организационные аспекты информационно-аналитической работы. М., 2004. С. 102.

2 См.: БольшаковА.С. Менеджмент: учеб. пособие. СПб., 2000. С. 21.

3 См.: Информационно-аналитическая работа в федеральных органах налоговой полиции / под ред. Ю.В. Чиче-лова, К.В. Сомик. М., 1999. С. 152.

4 Эшби У.Р. Введение в кибернетику М., 1958. С. 18.

5 Кадомцев Б. Динамика и информация // Успехи физических наук 1994. № 5. С. 164.

6Мелик-ГайказянИ.В. Информационные процессы и реальность. М., 1997.

7 Шеннон К. Работы по теории информации и кибернетике. М., 1963. С. 243.

8МольА. Теория информации и эстетическое восприятие. М., 1966. С. 15.

9Махлуп Ф. Производство и распространение знаний в США. М., 1966. С. 36-37.

10Бриллюэн Л. Научная неопределенность и информация. М., 1966. С. 12.

11 ВинерН. Кибернетика и общество. М., 1968. С. 31.

12 АтаманчукГ.В. Теория государственногоуправления: курс лекций. М., 2006. С. 329.

13 См.: Рогожин С.В., Рогожина Т.В. Теория организации: учеб. пособие. М., 2003.

Управление

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.