9.8. АКТУАЛИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОАНАЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ
Подъяблонский Павел Александрович, адъюнкт. Место учебы: кафедра управления органами и учреждениями уголовно-исполнительной системы, Академия ФСИН России. E-mail: pa-
Аннотация: В данной статье рассматривается актуальность информационно-аналитической работы в процессе управления. Разделено значение понятий «информация» и «информационная работа». Отражено значение информационно-аналитической работы в управлении в целом.
Ключевые слова: информация, анализ, информационно-аналитическая работа, управление.
EMPHASIZING THE IMPORTANCE OF ORGANIZATION OF INFORMATION ANALYSIS WORK IN THE PENAL SYSTEM OF RUSSIA
Podyablonsky Pavel Alexandrovich, adjunct. Place of study: Chair of Management of penal agencies and institutions, Academy of the Federal Penal Service of Russia. E-mail: [email protected]
Annotation: The given article considers the urgency of information analysis work in the process of management. It distinguishes the notions of information and information work. It shows the importance of information analysis work in management as a whole.
Keywords: information, analysis, information
analysis work, management.
Исследование поставленных вопросов в современных условиях имеет большое не только теоретическое, но и практическое значение. Их актуальность определяется действием целого ряда факторов, среди которых, прежде всего, следует выделить следующие:
Организация информационно-аналитической работы в исправительных учреждения ФСИН России является неотъемлемой функцией их управленческой деятельности, по образному выражению, общепринятому в отечественной и зарубежной теории и практике управления, применительно к любой системе управления, любому процессу управления «ушами и глазами системы, прежде всего, субъекта управления». Уровень реализации этой функции прямо и непосредственно определяет качество функционирования системы управления, эффективность деятельности субъекта управления и, как следствие, функционирования исправительных учреждений в целом. При этом данная функция справедливо рассматривается в качестве как повседневного, так и стратегического направления деятельности, в связи с чем ее актуальность имеет постоянный характер. Важнейшей составной частью этой функция является работа с информацией, без осуществления которой реализация процессов управления невозможна.
Являясь одной из центральных функций управления, организация информационно-аналитической работы имеет чрезвычайно сложное содержание, что является одной из важных причин, существенно затрудняющих и одновременно актуализирующих необходимость ее всестороннего исследования и ус-
пешную реализацию на практике. Именно через содержание данной функции процессы управления имеют тесные связи фактически со всеми отраслями науки и практики, применяемыми в процессе и в интересах функционирования исправительных учреждений.
Актуальность анализируемой проблематики особенно резко возрастает в современный период, что обусловлено следующими причинами:
С одной стороны, как сказано, организация информационно-аналитической работы уголовно-
исполнительных учреждений имеет чрезвычайно большое значение для нормальной, тем более эффективной, деятельности исправительных учреждений, с другой - многие ее аспекты, в первую очередь, теоретического, в т.ч., методологического порядка, разработаны недостаточно полно для уверенного практического применения.
Стремительным ростом объема, роли и значения информации во всех сферах социальной практики или, что одно и то же, по общепринятому выражению, всесторонней информатизацией всех сторон жизнедеятельности человека, общества и государства. Сказанное в полной мере относится и к исправительным учреждениям, выполняющим важные социальные, государственные функции.
Информационная революция, формирование информационного общества наряду с несомненными достоинствами привносит целый ряд трудностей, опасных тенденций в общественной, государственной, в т.ч. уголовно-исполнительной, прежде всего, управленческой деятельности.
Как отмечает В. И. Кнорринг, что подтверждается во многих источниках: «Мир буквально тонет в колоссальном объеме информации: за последние 30 лет ее ежегодный прирост увеличился более чем в 15 раз, за последние сто лет скорость движения информации увеличилась в 100 раз, скорость связи увеличилась в 10 млн., а обработки информации - в 1 млн. раз».1 Таким образом, одним из действенных способов разрешения проблемы постоянно и резко возрастающего объема информации является оптимизация организации информационных потоков при активном применении современной вычислительной техники, которая с каждым новым поколением все более высокими темпами увеличивает скорость обработки информации.
Непременным условием успешной обработки стремительно возрастающего объема информации, оптимизации функционирования информационных процессов является ее соответствующая систематизация, базирующаяся на эффективно организованной аналитической работе с информацией. Другими словами, важнейшим условием действенной работы с информацией является результативная аналитическая работа с информацией.
Следующим фактором, резко актуализирующим информационно-аналитическую работу, становится повсеместное усложнение и возрастание роли и значения управленческой деятельности во всех сферах общественной и государственной жизни. Данное положение объясняется тем, что именно управленческая деятельность реально занимает приоритетное место среди других потребителей информации как по объему, так и по содержанию. Именно управление
1 Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления: Учебник для вузов. - 3-е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2004. С. 120.
2'2010
Пробелы в российском законодательстве
предъявляет к информационно-аналитической работе свои особые, достаточно строгие требования.
Уровень организации информационно-
аналитической составляющей процессов управления в подавляющем большинстве сфер общественной и государственной деятельности во многом определяет в своей основе степень развития многочисленных социальных организаций, общества и государства в целом, что все более отчетливо проявляется в процессе перехода человечества на новый этап развития - от постиндустриального к информационному обществу.
Крупным фактором, отчетливо актуализирующим информационно-аналитическую работу, является динамизм социальной практики, постоянные изменения ее содержания. Это в свою очередь требует таких же постоянных изменений в обеспечении необходимой в качественном и количественном отношении информацией, непрерывном совершенствовании организации информационно-аналитической работы, управленческой деятельности в целом. Особенно резко рассматриваемые положения проявляются в определенных экстремальных, например кризисных, условиях, требующих от систем и процессов, где протекают указанные явления, концентрации всех ресурсов для успешного выполнения стоящих задач, реализации соответствующих функций.
С возникновением новых общественных отношений, связанных с использованием новейших информационно-аналитических технологий, особую значимость приобретает правовое регулирование, обеспечивающее устойчивое и динамичное развитие этой сферы. Значительное количество правовых актов и активный нормотворческий процесс, возрастающий общественный интерес к данной проблематике обусловливают необходимость системного анализа действующего законодательства с целью выявления пробелов и противоречий, а также определения приоритетов в государственном регулировании. 2
Существенным фактором, актуализирующим тему данного диссертационного исследования, стали проводимые радикальные изменения в ходе реформирования и дальнейшего преобразования уголовноисполнительной системы. Так, за последний период уголовно-исполнительные учреждения и органы претерпели принципиальные структурные трансформации, были переданы из Министерства внутренних дел в ведение Министерства юстиции Российской Федерации, позже образована отдельная общероссийская служба - Федеральная служба исполнения наказания (ФСИН) России. Естественно такие радикальные преобразования потребовали изменения уголовноисполнительного законодательства, организации новых структурных подразделений, выполняющих различные функции, которые раньше относились к ведению других министерств и ведомств. Создана фактически новая система управления, концентрирующая всю совокупность функций, связанных не только непосредственно с исполнением уголовных наказаний, но и практически со всеми обеспечивающими ее деятельность направлениями.
Создание новых структур в пенитенциарной системе не смогло не отразиться на увеличении документооборота, являющегося наиболее общим носителем
2Якушев М.В., директор Департамента правового обеспечения Министерства информационных технологий и связи. Приоритеты правового регулирования в сфере деятельности Министерства информационных технологий и связи. Журнал "Право и безопасность». Номер - 4 (13) Декабрь 2004г.
информации о деятельности различных структурных подразделений. Для решения данных проблем Министерством юстиции Российской Федерации была разработана и утверждена приказом Минюста РФ от 21 января 2000 г. № 10 «Концепция информатизации Министерства юстиции Российской Федерации», предусматривающая приведение системы обработки информации в соответствие с новыми требованиями.
Под влиянием различных факторов, встречающихся трудностей в процессе создания новой системы информационного обеспечения намеченные задачи еще не реализованы в полном объеме. Необходимость совершенствования системы управления, в том числе и информационного обеспечения деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, на наш взгляд, является одним из наиболее важных направлений реформирования.
Объективным фактором, актуализирующим рассматриваемые вопросы является достаточно сложная оперативная обстановка в исправительных учреждениях. Тенденция последних лет, показывающая увеличение количества преступлений (по официальным данным МВД РФ (www.mvd.ru/stats/) совершено преступлений: 2003 г. - 2756398; 2004 г. - 2893810; 2005 г. - 3554738;
2006 г. - 3855400; а также согласно «Докладу о результатах и основных направлений деятельности на
2007 - 2009 годы ФСИН»: в исправительных и воспитательных колониях уровень преступности, составил, соответственно, в 2002 году - 0,80, в 2003 году - 0,85, в 2004 году - 1,06, в 2005 году - 1,46, в 2006 году -1,78, совершенных преступлений в расчете на 1000 осужденных: данные официального сайта Федеральной службы исполнения наказаний // www.fsin.su), требует организации эффективного управления протекающими в уголовно-исполнительных органах и учреждениях процессах для предотвращения преступных проявлений. Для успешного решения задач по улучшению оперативной обстановки в ИУ, сокращения преступных проявлений, совершенствования управления этими процессами существует настоятельная необходимость организации постоянного сбора, обмена и квалифицированного анализа оперативной информации о протекающих криминогенных процессах.
Многие стороны организации информационноаналитической работы в деятельности сотрудников исправительных учреждений требуют дальнейшего совершенствования, что в немалой степени связано с недостаточной разработанностью отдельных теоретико-методологических положений, практики управления и с относительно небольшим количеством исследований данных проблем применительно к современным условиям.
Указанные обстоятельства обусловливают потребность совершенствования системы управления, в том числе, может быть в первую очередь, организации информационно-аналитического обеспечения управления в учреждениях и органах уголовноисполнительной системы, являющегося одним из наиболее важных направлений реформирования. Таким образом, актуальность информационного обеспечения управления в УИС не вызывает сомнений.
Организация информационно-аналитического обеспечения управления в различных сферах общественной и государственной деятельности, включая функционирование уголовно-исполнительных органов и учреждений, в связи с особой актуальностью постоянно находилась в центре внимания отечественных и зарубежных ученых и практических работников. Информа-
ционные процессы активно исследуются в различных областях науки и практики. В развитие правовой информатики значительный вклад внесли российские ученые: Ю.М. Батурин, А.Б. Венгеров, Н.В. Витрук,
О.А. Гаврилов, В.Б. Исаков, Д.А. Керимов, В. Кнапп, В.А. Копылов, В.Н. Кудрявцев, Ю.В. Кудрявцев,
А.В. Морозов, С.С. Москвин, Н.С. Полевой,
М.М. Рассолов, А.Д. Урсул, В.М. Хургин, С.М. Шахрай,
A. Р. Шляхов, В. Д. Элькин и другие. В научных работах
B. Кнаппа, Ю.М. Батурина, А.В. Черных, И.В. Савельевой, Н.С. Полевого и др. исследовалась проблематика правовой защиты информации и информационных систем.
Информационно-аналитическое обеспечение в системе общих вопросов государственного и социального управления отражено в работах Г.В. Атаманчука, В.Г. Афанасьева, И.Л. Бачило, Г.М. Воскресенского, О.А. Городова, Г.В. Емельянова, А.П. Коренева, А.П. Ипа-кяна, В.Н. Лопатина, А.М. Майдыкова, И.С. Негодае-ва, С.А. Старостина, А.Д. Урсула, К. Шеннона и др.
Разработке вопросов совершенствования управления в учреждениях и органах УИС, их информационноаналитическому обеспечению посвящены научные труды А.А. Аксенова, В.М. Анисимкова, Н.С. Артемьева, Н.П. Барабанова, Н.И. Брезгина, В.Н. Брызгалова, М. Г. Деткова, А. И.Зубкова, В.Т. Коломиеца, С. А. Куту-кова, Д.Е. Тихомирова и других авторов. Однако применительно к исправительным учреждениям рассматриваемые вопросы освещены далеко не полностью. При этом целенаправленного исследования организации информационно-аналитического обеспечения
управленческой деятельности в ИУ применительно к современным условиям проведено явно недостаточно. Многие работы написаны относительно давно, их авторы, естественно, не могли учесть последние тенденции и факторы, влияющие на практику организации ИАР в учреждениях УИС. В результате недостаточная разработанность многих основных научных положений и категорий обусловливают необходимость продолжения изучения ее теоретических и практических аспектов, что особенно важно в условиях проведения реформ и продолжающегося преобразования исправительных учреждений.
Среди наиболее актуальных вопросов рассматриваемой темы можно выделить следующие:
- исследование теоретических основ организации информационно-аналитической работы в управленческой деятельности исправительных учреждений УИС, ее основных научных категорий, значения и состояния;
- уточнение содержания и разграничение до настоящего времени не всегда различаемых понятий «информационная работа (деятельность)», «аналитическая работа», «информационно-аналитическая работа», «организация указанных видов деятельности (работы)», выявление содержания, функций и связей организации информационно-аналитической работы в структуре управленческой деятельности исправительных учреждений;
- анализ правовых оснований организации информационно-аналитической работы в учреждениях УИС;
-определение содержания научного обеспечения организации информационно-аналитической работы исправительных учреждений в современных условиях;
- рассмотрение основных параметров системы организации информационно-аналитической работы в учреждениях уголовно-исполнительной системы;
- разработка предложений по совершенствованию организационно-правового обеспечения информационно-аналитической работы в ИУ.
Список литературы:
1. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления: Учебник для вузов. - 3-е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2004. С. 120.
2. Якушев М.В., директор Департамента правового обеспечения Министерства информационных технологий и связи. Приоритеты правового регулирования в сфере деятельности Министерства информационных технологий и связи. Журнал "Право и безопасность». Номер - 4 (13) Декабрь 2004 г.
Рецензия
на статью адъюнкта очной формы обучения Подъяб-лонского Павла Александровича.
Статья соответствует требованиям, предъявляемым к данному виду работ, и может быть опубликована в юридическом журнале «Пробелы в российском законодательстве».
Научный руководитель: доктор юридических наук, профессор А. А. Аксенов