торов в данном случае предполагалась солидарной.
Второй способ ведения дела несколькими кураторами предполагал ограничение деятельности каждого из них определенным, местным, кругом действия. В данной ситуации каждый из них отвечал только за собственные действия.
В остальном конкурсный процесс императорского периода придерживался правил, вошедших в практику в предшествующее время.
Таким образом, подводя черту под вышесказанным, можно сделать следующие выводы. Римский конкурсный процесс развивался в постепенном переходе при взыскании от личности должника к его имуществу, что обусловливала социально-политическая обстановка и развитие процессуального порядка рассмотрения дел о несостоятельности.
Практика Древнего Рима выработала такие основные начала конкурса, как соразмерность удовлетворения требований кредиторов; формирование конкурсной массы; ведение дела специальным субъектом - куратором; введение охранительных мер, связанных с арестом имущества должника на начальных стадиях конкурсных отношений. В дальнейшем благодаря универсальности норм частного римского права данные институты были доработаны городами средневековой Италии, а позже заимствованы Францией. Огромное влияние в данном направлении римское право оказало на германский конкурсный процесс, который вместе с тем обладал существенными отличиями.
Отличительной чертой римского права, ярко проявившейся позже во французском конкурсном процессе, являлось предоставление широких полномочий кредиторам при ведении дела. Вместе с тем данное обстоятельство органически следует из общего смысла всего римского частного права, заключавшегося в невмешательстве государства в частные дела своих граждан.
Примечания
1. Струкгов, В. Г. Краткий конспект лекций о торговой несостоятельности [Текст] / В. Г. Струкгов. СПб., б. г. С. 2.
2. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (Древность и Средние века) [Текст] / сост. В. А. Томсинов. М.: ЗЕРЦАЛО, 2000. С. 106.
3. Шершеневич, Г. Ф. Конкурсный процесс [Текст] / Г. Ф. Шершеневич. М.: Статут, 2000. С. 28.
4. Ливий писал «...и консулы получили приказ (сената) вынести на утверждение народного собрания закон, разрешающий держать в колодках или оковах вплоть до уплаты долга только тех, кто заслужил наказание за причиненный ущерб, а за взятые в долг деньги отвечает имущество должника, но не его тело. Так освободили из кабалы должников и запретили впредь их кабалить» (Муромцев, С. А. Гражданское право Древнего Рима [Текст] / С. А. Муромцев. СПб., 1878. С. 132).
5. Свириденко, О. М. Зарождение институтов конкурсного процесса в римском праве [Текст] / О. М. Свириденко // Журнал российского права. 2005. № 6. С. 34.
6. Шершеневич, Г. Ф. Указ. соч. С. 31.
7. Малышев, К. И. Исторический очерк конкурсного процесса [Текст] / К. И. Малышев. СПб., 1871. С. 7.
8. Шершеневич, Г. Ф. Указ. соч. С. 32.
9. Муромцев, С. А. Указ. соч. С. 285.
10. Свириденко, О. М. Указ. соч. С. 36.
11. Шершеневич, Г. Ф. Указ. соч. С. 34.
12. Малышев, К. И. Указ. соч. С. 61.
13. Там же. С. 47.
А. В. Перминоб
ОРГАНИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ СТРУКТУРНЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ИСПРАВИТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПОСТУПЛЕНИЯ ЗАПРЕЩЕННЫХ ПРЕДМЕТОВ ОСУЖДЕННЫМ
В статье рассмотрены организация индивидуальной профилактики поступления осужденным запрещенных предметов и веществ, которые наносят вред процессу исполнения наказания, объекты, субъекты воздействия, основные направления и понятие индивидуальной профилактики в исправительных учреждениях.
Одна из актуальных проблем деятельности исправительных учреждений УФСИН России -борьба с поступлением в места лишения свободы запрещенных предметов. Ее острота определяется распространенностью и устойчивой тенденцией к росту правонарушений, связанных с незаконной доставкой осужденным запрещенных в исправительных учреждениях предметов и веществ (денег, наркотических средств, психотропных, токсических и сильнодействующих веществ, спиртных напитков, огнестрельного оружия и т. д.). Это нарушает нормальный ритм работы исправительных учреждений, создает условия для совершения других правонарушений, в том числе преступлений (побегов из исправительных учреждений, убийств, нанесения телесных повреждений и др.).
По статистическим данным ФСИН России, в 2001-2006 гг. в исправительных колониях, лечебных исправительных учреждениях и лечебно-профилактических учреждениях территориальных органов уголовно-исполнительной системы изъято запрещённых предметов:
ПЕРМИНОВ Александр Васильевич - соискатель Академии ФСИН России, старший лейтенант внутренней службы, оперуполномоченный оперативного отдела ФГУ ИК-5 УФСИН России по Кировской области © Перминов А. В., 2007
- денег (в тыс. руб.): 2001 - 5427; 2002 - 7476; 2003 - 8065; 2004 - 8949; 2005 - 9510; 2006 - 9982;
- спиртных напитков промышленного производства (в литрах): 2001 - 7748; 2002 - 8241;
2003 - 11094; 2004 - 14181; 2005 - 16045; 2006 -16463;
- спиртных напитков кустарного производства (в литрах): 2001 - 36055; 2002 - 36308; 2003 -28884; 2004 - 33919; 2005 - 27723; 2006 - 31005;
- наркотических средств и сильнодействующих веществ (в граммах): 2001 - 28636; 2002 -39190; 2003 - 33436; 2004 - 27636; 2005 - 22111; 2006 - 36722;
- сотовых телефонов (единиц): 2001-2003 -0; 2004 - 3468; 2005 - 7368; 2005 - 13934;
- колюще-режущих предметов (единиц):
2001 - 147426; 2002 - 101365; 2003 - 81028;
2004 - 53999; 2005 - 37895; 2006 - 29734;
- огнестрельного оружия (единиц): 2001 - 1;
2002 - 3; 2003 - 1; 2004-2005 - 0; 2006 - 2.
Таким образом, совершенно очевидно большое значение совершенствования профилактики рассматриваемых правонарушений, внедрения и применения в деятельности исправительных учреждений передовых, оправдавших себя на практике форм и методов несения службы, наиболее результативных приемов поиска и обнаружения запрещенных предметов и веществ.
Процесс исполнения наказания в виде лишения свободы не может быть эффективным без совершенствования профилактики поступления запрещенных предметов осужденным, что предполагает принятие комплекса таких мер, реализация которых будет иметь эффективное антикриминальное значение и обеспечит пресечение каналов поступления запрещенных предметов в исправительное учреждение.
Функционально-структурное построение исправительных учреждений должно предусматривать выполнение профилактической функции всеми сотрудниками. Порядок организации и проведения мероприятий по профилактике замышляемых и подготавливаемых правонарушений среди осужденных, содержащихся в исправительном учреждении, регламентирует утвержденная приказом Минюста от 20.11.2006 г. № 333 Инструкция по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы. В данной инструкции регламентируется деятельность структурных подразделений ИУ по выявлению и устранению обстоятельств, способствующих совершению правонарушений в исправительном учреждении, в частности доставке запрещенных предметов в ИУ, а также установлению лиц, от которых с наибольшей вероятностью возможно ожидать совершения подобных правонарушений, и оказанию на них корректирующего воздействия.
В систему мер, направленных на повышение степени защищенности исправительных учреждений от поступления в них к осужденным запрещенных предметов, входит организация оперативными аппаратами и отделами безопасности индивидуальной профилактики. Характерной особенностью индивидуальной профилактической работы является целенаправленное воздействие на конкретных лиц с целью недопущения с их стороны действий, связанных с приобретением запрещенных предметов. Правильно организованная индивидуальная профилактика оказывает более эффективное воздействие на осужденных и иных лиц, так как она осуществляется в открытой форме. По мнению Г. С. Сар-кисова, индивидуальная профилактика преступлений, как и все другие виды социальной профилактики, представляет собой деятельность особого рода, направленную на предупреждение преступлений. При индивидуальной профилактике меры воздействия индивидуализированы, персонифицированы [1].
Объектом индивидуально-профилактического воздействия должны быть следующие категории осужденных, которые выявляются оперативными работниками:
- осужденные, намеревавшиеся приобрести деньги, спиртные напитки, наркотики;
- осужденные, отбывавшие наказание по делам о наркотиках и в прошлом судимые за аналогичные преступления;
- осужденные-наркоманы, лица, в прошлом проходившие лечение от наркомании;
- осужденные, склонные к изготовлению и сбыту наркотиков;
- осужденные, стремящиеся отправлять и получать корреспонденцию по не контролируемым администрацией каналам, а также уже использующие такие каналы;
- осужденные, склонные к установлению недозволенных связей с сотрудниками ИУ, иными лицами, а также уже имевшие такие связи;
- лидеры группировок отрицательной направленности;
- «воры в законе» и их окружение;
- организаторы и участники азартных игр.
Для ведения целенаправленной индивидуально-профилактической работы важное значение имеет создание системы профилактических учетов.
Организация сбора информации о лицах, чье поведение вызывает необходимость постановки их на профилактический учет, должна предусматривать участие в этом сотрудников отдела безопасности, начальников отрядов, производственных и медицинских работников, оперативных дежурных и оперативных работников.
Кроме того, указанную информацию можно получать различными способами: при изучении
личных дел осужденных; в процессе проведения индивидуально-воспитательной работы с осужденными, наблюдения за их поведением; в ходе расследований по фактам нарушения режима, совершения преступлений, в том числе по делам о наркотиках; при проведении дознания, следствия и судебного разбирательства; при расследовании обстоятельств вступления сотрудников в недозволенные связи с осужденными.
Всю информацию необходимо концентрировать в оперативной службе, сотрудники которой должны всесторонне анализировать ее, вырабатывать профилактические меры и по согласованию с руководителями учреждений определять конкретных исполнителей по организации и осуществлению индивидуальной профилактической работы.
Индивидуальная профилактика, направленная на борьбу с поступлением в ИУ запрещенных предметов, достигает положительных результатов при условии наличия объективной информации о состоящих на профилактическом учете, особенно склонных к приобретению денег, спиртных напитков, наркотиков, а также к употреблению и сбыту наркотиков. Объективность информации может быть обеспечена, если в изучении профилактиру-емых принимают участие сотрудники вышеперечисленных структурных подразделений.
Усиление защищенности учреждений мест лишения свободы от противоправной деятельности лиц, находящихся на свободе, с целью доставить осужденным запрещенные предметы требует принятия мер по их выявлению и последующему изобличению. Без взаимодействия исправительных учреждений с территориальными органами внутренних дел это сделать невозможно, особенно при профилактике поступления к осужденным наркотиков, пресечении перебросов запрещенных предметов на объекты ИУ. При организации взаимодействия ИУ с местными органами внутренних дел нужно включать в планы совместных мероприятий схемы патрулирования режимной зоны ИУ, меры, направленные на выявление и задержание лиц, совершающих (или совершивших) перебросы запрещенных предметов. Задержание перебросчиков возможно лишь при высокопрофессиональной организации совместных действий сотрудников ИУ и ОВД.
Однако в ходе исследований выявлены недостатки в организации указанного взаимодействия:
- информация, получаемая в исправительных учреждениях, не доводится до сведения тех органов внутренних дел, которые имеют возможность принять участие в пресечении попыток совершения перебросов запрещенных предметов;
- руководители исправительных учреждений стремятся к самостоятельному принятию мер по задержанию преступников;
- руководство исправительных учреждений обращается в территориальные органы внутренних дел в решающий момент, что ставит последних в положение неподготовленности к проведению специальных мероприятий.
В связи с этим система организации взаимодействия исправительных колоний с органами внутренних дел по задержанию перебросчиков запрещенных предметов должна предусматривать: а) организацию патрулирования режимной зоны ИУ, особенно в выходные, праздничные и предпраздничные дни; б) взаимное информирование о лицах, намеревающихся доставить в исправительную колонию запрещенные предметы: в) разработку плана операции по задержанию доставщиков запрещенных предметов.
Патрулирование режимной зоны ИУ должно осуществляться группами, включающими в себя сотрудника ИУ и сотрудника милиции, обеспеченных необходимым снаряжением (рация, спецсредства и пр.), обращая внимание на места, уязвимые в перебросовом отношении.
Взаимный обмен информацией означает: своевременное поступление информации; изложение сведений о лицах, их намерениях, времени и способе реализации противоправных замыслов.
Разработка плана по задержанию лиц, доставляющих в ИУ запрещенные предметы, осуществляется с учетом: сведений, характеризующих личностные качества доставщиков; организации наблюдения за их передвижением в район дислокации ИУ; возможности обеспечить пресечение противоправных действий лиц, доставляющих запрещенные предметы, их задержание; отработки вариантов взаимодействия в случае преследования правонарушителей, оказания ими физического или вооруженного противодействия.
Руководители исправительных учреждений, владея информацией о лицах, намеревавшихся доставить осужденным запрещенные предметы, определяют субъекты взаимодействия. Ими могут быть: территориальные органы внутренних дел по месту дислокации ИУ; территориальные органы внутренних дел по месту проживания, нахождения доставщиков запрещенных предметов; органы внутренних дел на транспорте; подразделения по борьбе с организованной преступностью и пр. Всем субъектам должна предоставляться необходимая для взаимодействия информация, и должна отрабатываться система взаимодействия и координации.
Без взаимодействия ИУ с органами внутренних дел невозможно обеспечить защищенность этих учреждений от распространения в них наркомании, поскольку криминальный механизм распространения наркомании представляет собой совокупность противоправных действий находя-
щихся на свободе изготовителей, держателей, расхитителей, сбытчиков, доставщиков наркотиков. Интерес дельцов наркобизнеса к этим учреждениям объясняется тем, что они являются объектами массового потребления наркотиков. Более того, в исправительных колониях кроме потребителей наркотиков содержатся осужденные, а также в прошлом судимые за изготовление, хранение, сбыт, хищение, перевозку наркотиков и т. д. Там же содержатся и лица, чья преступная деятельность неизвестна правоохранительным органам, то есть лица с невскрытым преступным прошлым по делам о наркотиках.
В целях профилактики поступления к осужденным наркотиков исправительные колонии должны реализовывать следующую систему организации взаимодействия с органами внутренних дел:
- организация проведения специальных мероприятий среди осужденных, отбывающих наказание в ИУ, с целью установления находящихся вне мест лишения свободы источников приобретении наркотиков, их изготовителей, держателей, расхитителей, потребителей, содержателей притонов для потребления наркотиков, лиц, склоняющих к потреблению наркотических веществ несовершеннолетних, а также доставляющих наркотики осужденным;
- разработка совместно с органами внутренних дел мероприятий по реализации информации, представляющей интерес по линии борьбы с наркоманией, задержанию и разоблачению изготовителей, держателей, сбытчиков, а также доставщиков наркотиков в ИУ.
Кроме того, взаимодействие ИУ с органами внутренних дел может иметь и другие формы в целях предупреждения поступления к осужденным запрещенных предметов, в частности проверка и установление адресатов связей осужденных, находящихся вне мест лишения свободы, проведение специальных мероприятий с целью установления получателей и отправителей денег, наркотиков, пресечения их преступной деятельности, изъятия и сохранения доказательств.
Основными направлениями деятельности оперативных аппаратов по предупреждению поступления в исправительные учреждения запрещенных предметов являются:
1. Установление и постановка на профилактический учет следующих осужденных:
- отбывающих наказание по делам о наркотиках;
- судимых ранее за аналогичные преступления;
- склонных к потреблению и распространению наркотических средств;
- изготавливающих наркотические средства и хранящих их;
- намеревающихся получить от родственников и иных лиц наличные деньги и располагающих значительными суммами в условиях исправительного учреждения;
- стремящихся отправлять и получать корреспонденцию по не контролируемым администрацией каналам (минуя цензуру), а также осужденных, использующих эти же каналы;
- имеющих стремление к установлению недозволенных связей с сотрудниками исправительного учреждения с целью приобретения запрещенных предметов.
2. Организация взаимодействия оперативного отдела с другими структурными подразделениями по предупреждению и пресечению поступления к осужденным запрещенных предметов:
- обеспечение информацией упреждающего характера сотрудников других служб для проведения индивидуальной профилактической работы с лицами, склонными к употреблению наркотиков, организаторами и участниками азартных игр, должниками и лицами, требующими долги;
- взаимодействие с сотрудниками отдела безопасности и подразделениями охраны по информации, требующей реализации с целью задержания доставщиков запрещенных предметов, лиц, намеревающихся совершить их перебросы, изъятия запрещенных предметов в местах их нахождения (транспортные средства, сырье, материалы, продукты питания, посылки, передачи и т. д.).
3. Взаимодействие с территориальными органами внутренних дел, другими подразделениями правоохранительной системы, которое осуществляется по следующим направлениям:
- взаимный обмен информацией, представляющей интерес для предупреждения и пресечения поступления запрещенных предметов в исправительные учреждения;
- информирование о наркоманийной ситуации в различных местностях, обслуживаемых соответствующими территориальными органами внутренних дел;
- разработка совместных мероприятий по заданиям органов внутренних дел;
- разработка мероприятий по реализации информации о фактах доставки в исправительное учреждение запрещенных предметов;
- направление в органы внутренних дел заданий на проверку соответствующей информации.
4. Реализация оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», особенно таких, как опрос; наведение справок; проверочная закупка; исследование предметов и документов; наблюдение, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транс-
портных средств; контроль почтовых отправлений; телеграфных переговоров; снятие информации с технических каналов связи [2].
5. Документирование результатов оперативно-розыскной деятельности, направленной на предупреждение и пресечение поступления в исправительные учреждения запрещенных предметов, особенно наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, предусмотренных ст. 10 федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».
6. Осуществление оперативными аппаратами мероприятий, имеющих общепредупредительное значение:
- выявление причин и условий, способствующих поступлению к осужденным запрещенных предметов, разработка мер по их устранению;
- осуществление информационно-профилактического воздействия на сотрудников, принимаемых на работу в исправительное учреждение, чтобы исключить заражение сотрудников преступной идеологией, не допустить их профессиональной деформации;
- информационно-правовое обеспечение профилактической деятельности, заключающейся в показе правовых средств воздействия на лиц, занимающихся доставкой и приобретением запрещенных предметов, а также принятых мерах дисциплинарного, административного и уголовно-правового воздействия на изобличенных в противозаконной деятельности, связанной с доставкой в исправительные учреждения запрещенных предметов, их приобретением осужденными.
По результатам наших исследований, в числе лиц, изобличенных в доставке таких запрещенных предметов, как наркотики, сотрудников, проработавших в исправительном учреждении до 1 года, - 50%, до 2 лет - 16,6%.
Возрастные уровни изобличенных в преступной деятельности составили: 58,3% - от 22 до 24 лет; 33,3% - от 25 до 32 лет; 8,4% - от 33 до 55 лет.
Субъектами профилактической деятельности в исправительных учреждениях следует считать всех сотрудников, которые выполняют индиви-
дуальную профилактику поступления запрещенных предметов осужденным, при осуществлении ими должностных обязанностей по конкретным направлениям своей служебной деятельности. Как правильно отметил И. В. Каретников, все субъекты предупредительной деятельности в местах лишения свободы не должны действовать изолированно. Каждый из них, занимаясь своим делом, выполняя конкретные функции по профилактике и пресечению преступлений среди осужденных, должен взаимодействовать друг с другом, питать заинтересованных лиц необходимой информацией, использовать возможности приданных сил и средств [3]. Индивидуальную профилактику поступления запрещенных предметов в исправительное учреждение необходимо осуществлять на основе научных разработок по оперативно-розыскной деятельности, криминологии, психологии, педагогике, социологии, а также использования передового опыта других исправительных учреждений в осуществлении профилактики в данном направлении.
Таким образом, индивидуальная профилактика поступления запрещенных предметов осужденным представляет собой основанную на законах и ведомственных нормативно-правовых актах деятельность, проводимую сотрудниками исправительных учреждений, заключающуюся в комплексном использовании сил, средств и методов для выявления и устранения причин поступления запрещенных предметов осужденным и условий, им способствующих, установления лиц, склонных к организации доставок запрещенных предметов, и оказания на них влияния с целью пресечения их противоправного поведения.
Примечания
1. См.: Саркисов, Г. С. Индивидуальная профилактика преступлений [Текст] / Г. С. Саркисов. Ереван, 1986. С. 14.
2. См.: Комментарий к федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» [Текст]. М., 1997. С. 58.
3. См.: Каретников, И. В. Предупреждение преступлений в исправительно-трудовых колониях [Текст] / И. В. Каретников. М., 1987. С. 20.