Научная статья на тему 'Организация индивидуальной профилактики структурными подразделениями исправительного учреждения поступления запрещенных предметов осужденным'

Организация индивидуальной профилактики структурными подразделениями исправительного учреждения поступления запрещенных предметов осужденным Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
971
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Перминов Александр Васильевич

В статье рассмотрены организация индивидуальной профилактики поступления осужденным запрещенных предметов и веществ, которые наносят вред процессу исполнения наказания, объекты, субъекты воздействия, основные направления и понятие индивидуальной профилактики в исправительных учреждениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация индивидуальной профилактики структурными подразделениями исправительного учреждения поступления запрещенных предметов осужденным»

торов в данном случае предполагалась солидарной.

Второй способ ведения дела несколькими кураторами предполагал ограничение деятельности каждого из них определенным, местным, кругом действия. В данной ситуации каждый из них отвечал только за собственные действия.

В остальном конкурсный процесс императорского периода придерживался правил, вошедших в практику в предшествующее время.

Таким образом, подводя черту под вышесказанным, можно сделать следующие выводы. Римский конкурсный процесс развивался в постепенном переходе при взыскании от личности должника к его имуществу, что обусловливала социально-политическая обстановка и развитие процессуального порядка рассмотрения дел о несостоятельности.

Практика Древнего Рима выработала такие основные начала конкурса, как соразмерность удовлетворения требований кредиторов; формирование конкурсной массы; ведение дела специальным субъектом - куратором; введение охранительных мер, связанных с арестом имущества должника на начальных стадиях конкурсных отношений. В дальнейшем благодаря универсальности норм частного римского права данные институты были доработаны городами средневековой Италии, а позже заимствованы Францией. Огромное влияние в данном направлении римское право оказало на германский конкурсный процесс, который вместе с тем обладал существенными отличиями.

Отличительной чертой римского права, ярко проявившейся позже во французском конкурсном процессе, являлось предоставление широких полномочий кредиторам при ведении дела. Вместе с тем данное обстоятельство органически следует из общего смысла всего римского частного права, заключавшегося в невмешательстве государства в частные дела своих граждан.

Примечания

1. Струкгов, В. Г. Краткий конспект лекций о торговой несостоятельности [Текст] / В. Г. Струкгов. СПб., б. г. С. 2.

2. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (Древность и Средние века) [Текст] / сост. В. А. Томсинов. М.: ЗЕРЦАЛО, 2000. С. 106.

3. Шершеневич, Г. Ф. Конкурсный процесс [Текст] / Г. Ф. Шершеневич. М.: Статут, 2000. С. 28.

4. Ливий писал «...и консулы получили приказ (сената) вынести на утверждение народного собрания закон, разрешающий держать в колодках или оковах вплоть до уплаты долга только тех, кто заслужил наказание за причиненный ущерб, а за взятые в долг деньги отвечает имущество должника, но не его тело. Так освободили из кабалы должников и запретили впредь их кабалить» (Муромцев, С. А. Гражданское право Древнего Рима [Текст] / С. А. Муромцев. СПб., 1878. С. 132).

5. Свириденко, О. М. Зарождение институтов конкурсного процесса в римском праве [Текст] / О. М. Свириденко // Журнал российского права. 2005. № 6. С. 34.

6. Шершеневич, Г. Ф. Указ. соч. С. 31.

7. Малышев, К. И. Исторический очерк конкурсного процесса [Текст] / К. И. Малышев. СПб., 1871. С. 7.

8. Шершеневич, Г. Ф. Указ. соч. С. 32.

9. Муромцев, С. А. Указ. соч. С. 285.

10. Свириденко, О. М. Указ. соч. С. 36.

11. Шершеневич, Г. Ф. Указ. соч. С. 34.

12. Малышев, К. И. Указ. соч. С. 61.

13. Там же. С. 47.

А. В. Перминоб

ОРГАНИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ СТРУКТУРНЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ИСПРАВИТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПОСТУПЛЕНИЯ ЗАПРЕЩЕННЫХ ПРЕДМЕТОВ ОСУЖДЕННЫМ

В статье рассмотрены организация индивидуальной профилактики поступления осужденным запрещенных предметов и веществ, которые наносят вред процессу исполнения наказания, объекты, субъекты воздействия, основные направления и понятие индивидуальной профилактики в исправительных учреждениях.

Одна из актуальных проблем деятельности исправительных учреждений УФСИН России -борьба с поступлением в места лишения свободы запрещенных предметов. Ее острота определяется распространенностью и устойчивой тенденцией к росту правонарушений, связанных с незаконной доставкой осужденным запрещенных в исправительных учреждениях предметов и веществ (денег, наркотических средств, психотропных, токсических и сильнодействующих веществ, спиртных напитков, огнестрельного оружия и т. д.). Это нарушает нормальный ритм работы исправительных учреждений, создает условия для совершения других правонарушений, в том числе преступлений (побегов из исправительных учреждений, убийств, нанесения телесных повреждений и др.).

По статистическим данным ФСИН России, в 2001-2006 гг. в исправительных колониях, лечебных исправительных учреждениях и лечебно-профилактических учреждениях территориальных органов уголовно-исполнительной системы изъято запрещённых предметов:

ПЕРМИНОВ Александр Васильевич - соискатель Академии ФСИН России, старший лейтенант внутренней службы, оперуполномоченный оперативного отдела ФГУ ИК-5 УФСИН России по Кировской области © Перминов А. В., 2007

- денег (в тыс. руб.): 2001 - 5427; 2002 - 7476; 2003 - 8065; 2004 - 8949; 2005 - 9510; 2006 - 9982;

- спиртных напитков промышленного производства (в литрах): 2001 - 7748; 2002 - 8241;

2003 - 11094; 2004 - 14181; 2005 - 16045; 2006 -16463;

- спиртных напитков кустарного производства (в литрах): 2001 - 36055; 2002 - 36308; 2003 -28884; 2004 - 33919; 2005 - 27723; 2006 - 31005;

- наркотических средств и сильнодействующих веществ (в граммах): 2001 - 28636; 2002 -39190; 2003 - 33436; 2004 - 27636; 2005 - 22111; 2006 - 36722;

- сотовых телефонов (единиц): 2001-2003 -0; 2004 - 3468; 2005 - 7368; 2005 - 13934;

- колюще-режущих предметов (единиц):

2001 - 147426; 2002 - 101365; 2003 - 81028;

2004 - 53999; 2005 - 37895; 2006 - 29734;

- огнестрельного оружия (единиц): 2001 - 1;

2002 - 3; 2003 - 1; 2004-2005 - 0; 2006 - 2.

Таким образом, совершенно очевидно большое значение совершенствования профилактики рассматриваемых правонарушений, внедрения и применения в деятельности исправительных учреждений передовых, оправдавших себя на практике форм и методов несения службы, наиболее результативных приемов поиска и обнаружения запрещенных предметов и веществ.

Процесс исполнения наказания в виде лишения свободы не может быть эффективным без совершенствования профилактики поступления запрещенных предметов осужденным, что предполагает принятие комплекса таких мер, реализация которых будет иметь эффективное антикриминальное значение и обеспечит пресечение каналов поступления запрещенных предметов в исправительное учреждение.

Функционально-структурное построение исправительных учреждений должно предусматривать выполнение профилактической функции всеми сотрудниками. Порядок организации и проведения мероприятий по профилактике замышляемых и подготавливаемых правонарушений среди осужденных, содержащихся в исправительном учреждении, регламентирует утвержденная приказом Минюста от 20.11.2006 г. № 333 Инструкция по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы. В данной инструкции регламентируется деятельность структурных подразделений ИУ по выявлению и устранению обстоятельств, способствующих совершению правонарушений в исправительном учреждении, в частности доставке запрещенных предметов в ИУ, а также установлению лиц, от которых с наибольшей вероятностью возможно ожидать совершения подобных правонарушений, и оказанию на них корректирующего воздействия.

В систему мер, направленных на повышение степени защищенности исправительных учреждений от поступления в них к осужденным запрещенных предметов, входит организация оперативными аппаратами и отделами безопасности индивидуальной профилактики. Характерной особенностью индивидуальной профилактической работы является целенаправленное воздействие на конкретных лиц с целью недопущения с их стороны действий, связанных с приобретением запрещенных предметов. Правильно организованная индивидуальная профилактика оказывает более эффективное воздействие на осужденных и иных лиц, так как она осуществляется в открытой форме. По мнению Г. С. Сар-кисова, индивидуальная профилактика преступлений, как и все другие виды социальной профилактики, представляет собой деятельность особого рода, направленную на предупреждение преступлений. При индивидуальной профилактике меры воздействия индивидуализированы, персонифицированы [1].

Объектом индивидуально-профилактического воздействия должны быть следующие категории осужденных, которые выявляются оперативными работниками:

- осужденные, намеревавшиеся приобрести деньги, спиртные напитки, наркотики;

- осужденные, отбывавшие наказание по делам о наркотиках и в прошлом судимые за аналогичные преступления;

- осужденные-наркоманы, лица, в прошлом проходившие лечение от наркомании;

- осужденные, склонные к изготовлению и сбыту наркотиков;

- осужденные, стремящиеся отправлять и получать корреспонденцию по не контролируемым администрацией каналам, а также уже использующие такие каналы;

- осужденные, склонные к установлению недозволенных связей с сотрудниками ИУ, иными лицами, а также уже имевшие такие связи;

- лидеры группировок отрицательной направленности;

- «воры в законе» и их окружение;

- организаторы и участники азартных игр.

Для ведения целенаправленной индивидуально-профилактической работы важное значение имеет создание системы профилактических учетов.

Организация сбора информации о лицах, чье поведение вызывает необходимость постановки их на профилактический учет, должна предусматривать участие в этом сотрудников отдела безопасности, начальников отрядов, производственных и медицинских работников, оперативных дежурных и оперативных работников.

Кроме того, указанную информацию можно получать различными способами: при изучении

личных дел осужденных; в процессе проведения индивидуально-воспитательной работы с осужденными, наблюдения за их поведением; в ходе расследований по фактам нарушения режима, совершения преступлений, в том числе по делам о наркотиках; при проведении дознания, следствия и судебного разбирательства; при расследовании обстоятельств вступления сотрудников в недозволенные связи с осужденными.

Всю информацию необходимо концентрировать в оперативной службе, сотрудники которой должны всесторонне анализировать ее, вырабатывать профилактические меры и по согласованию с руководителями учреждений определять конкретных исполнителей по организации и осуществлению индивидуальной профилактической работы.

Индивидуальная профилактика, направленная на борьбу с поступлением в ИУ запрещенных предметов, достигает положительных результатов при условии наличия объективной информации о состоящих на профилактическом учете, особенно склонных к приобретению денег, спиртных напитков, наркотиков, а также к употреблению и сбыту наркотиков. Объективность информации может быть обеспечена, если в изучении профилактиру-емых принимают участие сотрудники вышеперечисленных структурных подразделений.

Усиление защищенности учреждений мест лишения свободы от противоправной деятельности лиц, находящихся на свободе, с целью доставить осужденным запрещенные предметы требует принятия мер по их выявлению и последующему изобличению. Без взаимодействия исправительных учреждений с территориальными органами внутренних дел это сделать невозможно, особенно при профилактике поступления к осужденным наркотиков, пресечении перебросов запрещенных предметов на объекты ИУ. При организации взаимодействия ИУ с местными органами внутренних дел нужно включать в планы совместных мероприятий схемы патрулирования режимной зоны ИУ, меры, направленные на выявление и задержание лиц, совершающих (или совершивших) перебросы запрещенных предметов. Задержание перебросчиков возможно лишь при высокопрофессиональной организации совместных действий сотрудников ИУ и ОВД.

Однако в ходе исследований выявлены недостатки в организации указанного взаимодействия:

- информация, получаемая в исправительных учреждениях, не доводится до сведения тех органов внутренних дел, которые имеют возможность принять участие в пресечении попыток совершения перебросов запрещенных предметов;

- руководители исправительных учреждений стремятся к самостоятельному принятию мер по задержанию преступников;

- руководство исправительных учреждений обращается в территориальные органы внутренних дел в решающий момент, что ставит последних в положение неподготовленности к проведению специальных мероприятий.

В связи с этим система организации взаимодействия исправительных колоний с органами внутренних дел по задержанию перебросчиков запрещенных предметов должна предусматривать: а) организацию патрулирования режимной зоны ИУ, особенно в выходные, праздничные и предпраздничные дни; б) взаимное информирование о лицах, намеревающихся доставить в исправительную колонию запрещенные предметы: в) разработку плана операции по задержанию доставщиков запрещенных предметов.

Патрулирование режимной зоны ИУ должно осуществляться группами, включающими в себя сотрудника ИУ и сотрудника милиции, обеспеченных необходимым снаряжением (рация, спецсредства и пр.), обращая внимание на места, уязвимые в перебросовом отношении.

Взаимный обмен информацией означает: своевременное поступление информации; изложение сведений о лицах, их намерениях, времени и способе реализации противоправных замыслов.

Разработка плана по задержанию лиц, доставляющих в ИУ запрещенные предметы, осуществляется с учетом: сведений, характеризующих личностные качества доставщиков; организации наблюдения за их передвижением в район дислокации ИУ; возможности обеспечить пресечение противоправных действий лиц, доставляющих запрещенные предметы, их задержание; отработки вариантов взаимодействия в случае преследования правонарушителей, оказания ими физического или вооруженного противодействия.

Руководители исправительных учреждений, владея информацией о лицах, намеревавшихся доставить осужденным запрещенные предметы, определяют субъекты взаимодействия. Ими могут быть: территориальные органы внутренних дел по месту дислокации ИУ; территориальные органы внутренних дел по месту проживания, нахождения доставщиков запрещенных предметов; органы внутренних дел на транспорте; подразделения по борьбе с организованной преступностью и пр. Всем субъектам должна предоставляться необходимая для взаимодействия информация, и должна отрабатываться система взаимодействия и координации.

Без взаимодействия ИУ с органами внутренних дел невозможно обеспечить защищенность этих учреждений от распространения в них наркомании, поскольку криминальный механизм распространения наркомании представляет собой совокупность противоправных действий находя-

щихся на свободе изготовителей, держателей, расхитителей, сбытчиков, доставщиков наркотиков. Интерес дельцов наркобизнеса к этим учреждениям объясняется тем, что они являются объектами массового потребления наркотиков. Более того, в исправительных колониях кроме потребителей наркотиков содержатся осужденные, а также в прошлом судимые за изготовление, хранение, сбыт, хищение, перевозку наркотиков и т. д. Там же содержатся и лица, чья преступная деятельность неизвестна правоохранительным органам, то есть лица с невскрытым преступным прошлым по делам о наркотиках.

В целях профилактики поступления к осужденным наркотиков исправительные колонии должны реализовывать следующую систему организации взаимодействия с органами внутренних дел:

- организация проведения специальных мероприятий среди осужденных, отбывающих наказание в ИУ, с целью установления находящихся вне мест лишения свободы источников приобретении наркотиков, их изготовителей, держателей, расхитителей, потребителей, содержателей притонов для потребления наркотиков, лиц, склоняющих к потреблению наркотических веществ несовершеннолетних, а также доставляющих наркотики осужденным;

- разработка совместно с органами внутренних дел мероприятий по реализации информации, представляющей интерес по линии борьбы с наркоманией, задержанию и разоблачению изготовителей, держателей, сбытчиков, а также доставщиков наркотиков в ИУ.

Кроме того, взаимодействие ИУ с органами внутренних дел может иметь и другие формы в целях предупреждения поступления к осужденным запрещенных предметов, в частности проверка и установление адресатов связей осужденных, находящихся вне мест лишения свободы, проведение специальных мероприятий с целью установления получателей и отправителей денег, наркотиков, пресечения их преступной деятельности, изъятия и сохранения доказательств.

Основными направлениями деятельности оперативных аппаратов по предупреждению поступления в исправительные учреждения запрещенных предметов являются:

1. Установление и постановка на профилактический учет следующих осужденных:

- отбывающих наказание по делам о наркотиках;

- судимых ранее за аналогичные преступления;

- склонных к потреблению и распространению наркотических средств;

- изготавливающих наркотические средства и хранящих их;

- намеревающихся получить от родственников и иных лиц наличные деньги и располагающих значительными суммами в условиях исправительного учреждения;

- стремящихся отправлять и получать корреспонденцию по не контролируемым администрацией каналам (минуя цензуру), а также осужденных, использующих эти же каналы;

- имеющих стремление к установлению недозволенных связей с сотрудниками исправительного учреждения с целью приобретения запрещенных предметов.

2. Организация взаимодействия оперативного отдела с другими структурными подразделениями по предупреждению и пресечению поступления к осужденным запрещенных предметов:

- обеспечение информацией упреждающего характера сотрудников других служб для проведения индивидуальной профилактической работы с лицами, склонными к употреблению наркотиков, организаторами и участниками азартных игр, должниками и лицами, требующими долги;

- взаимодействие с сотрудниками отдела безопасности и подразделениями охраны по информации, требующей реализации с целью задержания доставщиков запрещенных предметов, лиц, намеревающихся совершить их перебросы, изъятия запрещенных предметов в местах их нахождения (транспортные средства, сырье, материалы, продукты питания, посылки, передачи и т. д.).

3. Взаимодействие с территориальными органами внутренних дел, другими подразделениями правоохранительной системы, которое осуществляется по следующим направлениям:

- взаимный обмен информацией, представляющей интерес для предупреждения и пресечения поступления запрещенных предметов в исправительные учреждения;

- информирование о наркоманийной ситуации в различных местностях, обслуживаемых соответствующими территориальными органами внутренних дел;

- разработка совместных мероприятий по заданиям органов внутренних дел;

- разработка мероприятий по реализации информации о фактах доставки в исправительное учреждение запрещенных предметов;

- направление в органы внутренних дел заданий на проверку соответствующей информации.

4. Реализация оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», особенно таких, как опрос; наведение справок; проверочная закупка; исследование предметов и документов; наблюдение, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транс-

портных средств; контроль почтовых отправлений; телеграфных переговоров; снятие информации с технических каналов связи [2].

5. Документирование результатов оперативно-розыскной деятельности, направленной на предупреждение и пресечение поступления в исправительные учреждения запрещенных предметов, особенно наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, предусмотренных ст. 10 федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».

6. Осуществление оперативными аппаратами мероприятий, имеющих общепредупредительное значение:

- выявление причин и условий, способствующих поступлению к осужденным запрещенных предметов, разработка мер по их устранению;

- осуществление информационно-профилактического воздействия на сотрудников, принимаемых на работу в исправительное учреждение, чтобы исключить заражение сотрудников преступной идеологией, не допустить их профессиональной деформации;

- информационно-правовое обеспечение профилактической деятельности, заключающейся в показе правовых средств воздействия на лиц, занимающихся доставкой и приобретением запрещенных предметов, а также принятых мерах дисциплинарного, административного и уголовно-правового воздействия на изобличенных в противозаконной деятельности, связанной с доставкой в исправительные учреждения запрещенных предметов, их приобретением осужденными.

По результатам наших исследований, в числе лиц, изобличенных в доставке таких запрещенных предметов, как наркотики, сотрудников, проработавших в исправительном учреждении до 1 года, - 50%, до 2 лет - 16,6%.

Возрастные уровни изобличенных в преступной деятельности составили: 58,3% - от 22 до 24 лет; 33,3% - от 25 до 32 лет; 8,4% - от 33 до 55 лет.

Субъектами профилактической деятельности в исправительных учреждениях следует считать всех сотрудников, которые выполняют индиви-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

дуальную профилактику поступления запрещенных предметов осужденным, при осуществлении ими должностных обязанностей по конкретным направлениям своей служебной деятельности. Как правильно отметил И. В. Каретников, все субъекты предупредительной деятельности в местах лишения свободы не должны действовать изолированно. Каждый из них, занимаясь своим делом, выполняя конкретные функции по профилактике и пресечению преступлений среди осужденных, должен взаимодействовать друг с другом, питать заинтересованных лиц необходимой информацией, использовать возможности приданных сил и средств [3]. Индивидуальную профилактику поступления запрещенных предметов в исправительное учреждение необходимо осуществлять на основе научных разработок по оперативно-розыскной деятельности, криминологии, психологии, педагогике, социологии, а также использования передового опыта других исправительных учреждений в осуществлении профилактики в данном направлении.

Таким образом, индивидуальная профилактика поступления запрещенных предметов осужденным представляет собой основанную на законах и ведомственных нормативно-правовых актах деятельность, проводимую сотрудниками исправительных учреждений, заключающуюся в комплексном использовании сил, средств и методов для выявления и устранения причин поступления запрещенных предметов осужденным и условий, им способствующих, установления лиц, склонных к организации доставок запрещенных предметов, и оказания на них влияния с целью пресечения их противоправного поведения.

Примечания

1. См.: Саркисов, Г. С. Индивидуальная профилактика преступлений [Текст] / Г. С. Саркисов. Ереван, 1986. С. 14.

2. См.: Комментарий к федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» [Текст]. М., 1997. С. 58.

3. См.: Каретников, И. В. Предупреждение преступлений в исправительно-трудовых колониях [Текст] / И. В. Каретников. М., 1987. С. 20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.