Научная статья на тему 'Организация индивидуального целеполагания в процессе подготовки студентов педагогического университета'

Организация индивидуального целеполагания в процессе подготовки студентов педагогического университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
244
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА СТУДЕНТА / ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ / ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ / FUTURE TEACHERS'' TRAINING / INDIVIDUALIZATION / AN INDIVIDUAL EDUCATIONAL PROGRAMME OF THE STUDENT / INDIVIDUAL TARGETING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бурлакова Татьяна Вячеславовна, Лебедева Юлия Константиновна, Кузнецова Екатерина Валерьевна

В педагогическом университете индивидуальное целеполагание является ведущим фактором в процессе осознания студентами задач профессионального становления, понимания своей индивидуальности и формирования устойчивой мотивации к педагогической деятельности. В данной статье авторы представляют методику формирования у студентов способности к целеполаганию, которая помогает в осуществлении индивидуальных образовательных программ, и дают рекомендации по организации постановки целей в группе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бурлакова Татьяна Вячеславовна, Лебедева Юлия Константиновна, Кузнецова Екатерина Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of Individual Targeting in the Course of Students’ Training of the Pedagogical University

In the pedagogical university individual targeting is a leading factor in the course of students' understanding of problems of professional becoming, understanding of their individuality and formation of steady motivation to the pedagogical activity. In the given article authors represent a technique of forming a targeting ability in students which helps in realization of individual educational programmes, and they give recommendations how to organise targeting in a group.

Текст научной работы на тему «Организация индивидуального целеполагания в процессе подготовки студентов педагогического университета»

УДК 37.04

Т. В. Бурлакова, Ю. К. Лебедева, Е. В. Кузнецова

Организация индивидуального целеполагания в процессе подготовки студентов

педагогического университета

В педагогическом университете индивидуальное целеполагание является ведущим фактором в процессе осознания студентами задач профессионального становления, понимания своей индивидуальности и формирования устойчивой мотивации к педагогической деятельности. В данной статье авторы представляют методику формирования у студентов способности к целеполаганию, которая помогает в осуществлении индивидуальных образовательных программ, и дают рекомендации по организации постановки целей в группе.

Ключевые слова: индивидуализация, индивидуальная образовательная программа студента, индивидуальное целеполагание, подготовка будущих педагогов.

T. V. Burlakova, Ju. K. Lebedeva, E. V. Kuznetsova

Organization of Individual Targeting in the Course of Students' Training of the Pedagogical University

In the pedagogical university individual targeting is a leading factor in the course of students' understanding of problems of professional becoming, understanding of their individuality and formation of steady motivation to the pedagogical activity. In the given article authors represent a technique of forming a targeting ability in students which helps in realization of individual educational programmes, and they give recommendations how to organise targeting in a group.

Key words: individualization, an individual educational programme of the student, individual targeting, future teachers' training.

Современный учитель должен уметь работать с детьми, имеющими различный уровень готовности к обучению, разный склад ума, поэтому должен выстраивать особую линию обучения для конкретного ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. Значительное влияние на учащихся оказывают учителя с ярко выраженной индивидуальностью, имеющие свой подход в преподавании, обладающие индивидуальной позицией относительно своей профессиональной деятельности.

Особыми ресурсами в деле совершенствования качества подготовки педагогических кадров в вузе обладает индивидуализация, способствующая раскрытию индивидуальности будущего учителя и формированию его неповторимого индивидуально-профессионального стиля.

Возникает вопрос о том как, с наибольшей эффективностью следует использовать специфику индивидуализации для развития интеллектуальных, волевых, деловых качеств компетентности будущего специалиста, на основе которых будет

выстраиваться концепция его педагогической деятельности?

В практике нашей работы индивидуализацию профессиональной подготовки будущего учителя описывают такие педагогические параметры, как индивидуальная траектория профессионального становления, индивидуальная образовательная программа по предмету, индивидуальный план, индивидуальные условия и средства учения.

Индивидуальная траектория профессионального становления студента определяется степенью выраженности его индивидуальности, отражает индивидуальные цели студента как в целом по развитию индивидуальных позиций к педагогической профессии, так и по учебной дисциплине, направлению и общему плану действий, планируемые образовательные результаты и сроки, творческие достижения, перспективы. Индивидуальная траектория профессионального становления представляет собой способ объединения различных видов и форм образовательной деятельности студента при поддержке преподавателя.

© Бурлакова Т. В., Лебедева Ю. К., Кузнецова Е. В., 2011

Индивидуальная образовательная программа по изучению теоретических курсов создается студентом при поддержке преподавателя на основе типовых образовательных программ и отражает индивидуальные цели и задачи студента при изучении курса, виды деятельности по достижению намеченных результатов, средства и способы их достижения, развиваемые индивидуальные и личностные качества студента.

Опыт нашей работы показывает, что создание и реализация индивидуальной образовательной программы имеет образовательный эффект в том случае, когда она устанавливает соответствие между предполагаемым персональным образовательным результатом студента и средствами его достижения на определенный период времени.

По мнению студентов, индивидуальная программа имеет много преимуществ, а именно:

- возможность постановки индивидуальных целей;

- возможность выбора уровня сложности материала (углубленный или базовый уровень учебной программы);

- возможность выбора формы оценивания (портфолио, самооценивание и взаимооценивание, рейтинговая система оценивания, выполнение сложных обобщающих заданий ком-петентностного характера);

- возможность минимизировать неактуальное учебное содержание и увеличить время на изучение актуального содержания.

Мы в свою очередь, анализируя процесс реализации студентами индивидуальных образовательных программ, убедились в существовании определенных рисков, а именно:

- увлечение многообразием целей;

- изменение целей;

- сбои в соблюдении индивидуального графика;

- перегрузка студента;

- в ряде случаев сопротивление вузовской системы (нежелание преподавателей создавать студентам условия для индивидуального движения по предмету).

Как видим, значительная доля рисков связана с неумением и неготовностью студента к постановке индивидуальных целей, которые являются систематизирующим фактором подготовки и осуществления индивидуальных образовательных программ.

Данный факт потребовал обращения к работам, в которых разрабатывается проблема це-леполагания в педагогическом процессе. Это исследования Л. В. Байбородовой, Н. В. Кузьминой, О. Е. Лебедева, А. К. Марковой и др.

По мнению Н. В. Кузьминой [3, с. 44-50], этап целеполагания характеризуется тем, что педагог трансформирует государственные цели, стоящие перед системой, в педагогические и с помощью выбора средств их реализации превращает учащегося из объекта воспитания в субъект самовоспитания, самообразования, саморазвития. Предметом анализа в деятельности и личности учащегося он делает процессы принятия цели и воспитания учащимися: возникают ли в личности учащегося процессы самообучения и нравственного и интеллектуального саморазвития.

О. Е. Лебедев [4, с. 62] определяет педагогическое целеполагание в системе образования как процесс проектирования перехода от возможности (потенциал системы образования) к действительности (реализация потенциала). По мнению автора, педагогические цели представляют собой ожидаемые и возможные результаты педагогической деятельности, которые заключаются в изменении личности учащихся как в целом, или отдельным ее качествам. Это позволило автору заключить, что целеполага-ние включает в себя такие процедуры, как обоснование и выдвижение целей, определение путей их достижения и ожидаемого результата.

А. К. Маркова определяет целеполагание, как «способность учителя вырабатывать сплав из целей общества и своих собственных и затем предлагать их для принятия и обсуждения ученикам» [5, с. 20].

По мнению Л. В. Байбородовой, педагогически целесообразное целеполагание является важным средством формирования гуманных, доброжелательных отношений между участниками взаимодействия, поскольку информация друг о друге, полученная ими в процессе целе-полагания, будет способствовать установлению взаимоотношений в дальнейшей деятельности, позволит им ориентироваться на обнаруженные индивидуальные особенности, ценности, потребности [1, с. 137].

Анализ исследований по проблеме целепо-лагания позволил установить, что оперативные цели (долгосрочные) имеют внутреннюю направленность, обычно малоизвестны внешнему миру, чрезвычайно важны для личности, так

как определяют основные направления деятельности. Этот факт подтвердил вывод о том, что определение целей своего обучения (индивидуальное целеполагание) является ведущим фактором в процессе осознания задач профессионального становления, понимания студентами своей индивидуальности, формирования устойчивой мотивации к саморазвитию.

С целью формирования у студентов способности к целеполаганию нами разработана и применяется специальная методика [2]. Порядок действий, направленный на развитие способностей студентов к целеполаганию, включает следующие шаги.

1 шаг - осознание необходимости целеполагания и поддержание постоянной мотивации к постановке и реализации целей.

2 шаг - знакомство с наиболее распространенными в педагогической практике способами постановки целей. К ним относятся: 1) определение целей через изучаемое содержание; 2) определение целей через деятельность преподавателя; 3) постановка целей через внутренние процессы развития обучающегося; 4) постановка целей через учебную деятельность обучающегося; 5) определение целей через результаты обучения, выраженные в действиях обучающегося (таксономия Б. Блума).

3 шаг - обсуждение указанных способов постановки целей, их оценка с целью поиска индивидуальных предпочтений в способах постановки целей.

В частности, первый способ формулирования целей не является инструментальным по

отношению к учебному процессу, поскольку не позволяет судить о достижении той или иной цели, а лишь указывает на область знания («изучить явление»). Второй способ постановки цели сосредоточен на деятельности преподавателя («ознакомить учащихся»), идет «от преподавателя», который не может сверяться с реальными результатами обучения, поскольку они не предусмотрены данным способом постановки целей. Третий способ («формировать умение; интерес», «развивать умение; самостоятельность») дает обобщенные образовательные цели. Для того чтобы обнаружить ориентиры, по которым можно судить о достижении цели, следует их уточнять. Четвертый способ постановки цели («решение задачи», «исследование структуры») также не вносит определенности в учебный процесс, поскольку дает представления об ожидаемом результате обучения и его следствиях. Пятый способ постановки цели отличается повышенной инстру-ментальностью. Результаты обучения на язык действий переводятся при помощи построения четкой системы целей, внутри которой выделены их категории и последовательные уровни (иерархия).

4 шаг - осознание смысла основных категорий целей.

На данном этапе студенты анализируют дидактический материал, оформленный в виде таблицы.

К примеру, для формирования умения формулировать цели в когнитивной области полезна следующая информация.

Таблица1

Основные категории учебных целей Сущность категории. Примеры обобщенных типов учебных целей Ключевые слова для постановки индивидуальных целей

Знание Воспроизведение важной информации. Знать основные понятия, факты, методы, процедуры, правила, принципы Повторить, назвать, дать определение, перечислить, вспомнить, рассказать, акцентировать

Понимание Объяснение важной интерпретации. Понимать факты, правила и принципы; интерпретировать схемы, рисунки, графики; преобразовать словесный материал в математические выражения; предсказывать последствия и результаты Описать, толковать, обсудить, объяснить, переформулировать, распознавать, выразить, обнаружить, сообщить, рецензировать

Применение Решение закрытых проблем. Использовать понятия и принципы в новых ситуациях, демонстрировать правильное применение метода или процедуры Интерпретировать, употреблять, использовать, действовать,

Категории учебных целей в когнитивной области

демонстрировать, применить на практике, разработать план

Анализ Решение открытых проблем. Видеть ошибки и упущения в логике рассуждений; проводить различия между фактами и следствиями, оценивать значимость данных Распознавать, различить, анализировать, оценить, ставить вопрос, экспериментировать, сопоставить, решить, критиковать, проверить, соотнести, исследовать, дискутировать, классифицировать

Синтез Нахождение уникальных ответов к проблемам. Использовать знания из разных областей, чтобы составить план решения проблемы Составить, создавать, планировать, собирать, предположить, разработать, подготовить, сформулировать, систематизировать, организовать

5шаг - формулирование индивидуальных целей на основе проведенного анализа.

Наш опыт показывает, что постановка индивидуальных целей осуществляется успешно, если на первых порах разрабатывать цели в группе по следующей схеме:

- подготовить исходный перечень образовательных целей;

- записать анализируемую цель;

- провести «мозговой штурм» поставленной цели, выявить признаки достижения цели;

- упорядочить полученный перечень, обсудить каждую формулировку;

- проверить перечень на полноту описания;

- установить, является ли полученный перечень надежным свидетельством достижения цели.

При формулировании индивидуальных целей студентам следует учитывать определенные требования:

- цели должны быть точными, полными и непротиворечивыми, их не следует описывать на абстрактно-аналитическом уровне;

- цели должны быть конкретными, отражающими предметную определенность, адресованы конкретным исполнителям, ориентированы во времени;

- цели должны быть адекватными, то есть соответствовать как внешним педагогическим условиям профессиональной подготовки, а также индивидуальному потенциалу студента. Педагогическая деятельность разнообразна, поэтому выразить ее через одну цель невоз-

можно. Состав устанавливаемых целей и их количество зависят от сложившейся ситуации;

- цели должны быть согласованы, их следует рассматривать во взаимосвязи друг с другом;

- цели должны быть достижимыми, реальными и не выходить за рамки возможностей исполнителей, соответствовать реальной ситуации;

- цели должны быть диагностичными, то есть выдвижение, обоснование и корректировка целей осуществляется на основе постоянного изучения потребностей и возможностей каждого студента;

- цели должны быть направлены на результат, должна существовать возможность их измеримости, критерии, показатели и способ оценки степени ее достижения;

- цели должны быть гибкими. Цели и приоритеты не являются неизменными, застывшими и жестко фиксированными. В процессе профессиональной подготовки, благодаря индивидуализации могут открываться возможности более рационального использования индивидуального потенциала студента. Это может привести к пересмотру и корректировке целей;

- цели должны обеспечивать преемственность профессиональной подготовки с учетом предыдущих результатов и достижений.

Накопленный опыт свидетельствует об эффективности разработанной методики в организации индивидуального целеполагания студентов - будущих педагогов.

Библиографический список:

1. Байбородова, Л. В. Взаимодействие в разновозрастных группах учащихся (Методика воспитательной работы) [Текст] / Л. В. Байбородова. - Ярославль : Академия развития, 2007. - 336 с.

2. Бурлакова, Т. В. Маршруты профессионального становления [Текст] : учебно-метод. пособ. по курсу «Теория и методика обучения математике» для студентов, аспирантов, преподавателей / Т. В. Бурлакова. - Шуя : Изд-во ГОУ ВПО «ШГПГУ», 2009. - 110 с.

3. Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения [Текст] / Н. В. Кузьмина. - М. : Высшая школа, 1990. - 117 с.

4. Лебедев, О. Е. Теоретические основы педагогического целеполагания в системе образования [Текст] : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / О. Е. Лебедев. - СПб., 1992. - 37 с.

5. Маркова, А. К. Психология профессионализма [Текст] / А. К. Маркова. - М. : Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. - 308 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.