Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ И ВЕДЕНИЕ ДИСКУССИЙ'

ОРГАНИЗАЦИЯ И ВЕДЕНИЕ ДИСКУССИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
27
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ / ДЕЛОВАЯ ДИСКУССИЯ / ОППОНЕНТ / КРИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Максютова Л.А.

Статья посвящена организации и ведению дискуссий. Рассмотрены основные правила поведения в дискуссии для критикующей и критикуемой стороне. Также в данной статье приведены принципы, по которым должны проходить дискуссии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ И ВЕДЕНИЕ ДИСКУССИЙ»

экономического развития и Свободного порта Владивосток, появляются новые импульсы расширения всестороннего сотрудничества между предпринимательскими структурами России и Китая.

Использованные источники:

1. Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о новом этапе отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия. 20 мая 2014 г. / Администрация Президента России: офиц.сайт. - Режим доступа: http: //www.news .kreml in.ru/ref_notes/1642

2. Жилина Л.Н. Россия в системе интересов китайского бизнеса / Л.Н. Жилина, А.О. Строганов // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 11 (7). - с. 1425 - 1430.

3. Российско-китайский диалог: модель 2015: доклад № 18/2015 / Российский совет по международным делам (РСМД). - М.: Спецкнига. - 2015. - 32 с.

4. Осипов В.А. Прибыль как источник инновационного развития предприятий региона // Экономика и предпринимательство № 10 (51), 2014. с. 738-741.

5. Губин А.В. Китайский вызов для Приморского края: новое измерение / А.В. Губин [Электронный ресурс] / Ойкумена. Регионоведческие исследования журнала, 2013, №1 (24).

6. Особенности гонконгской рыбалки // Радио «Голос России»: интернет-сайт. 2012. 21 августа. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rus.ruvr.ru/2012_08_21/Pacific-Andes-osobennosti-gonkongskoj-ribalki/

7. Сюй Чи. Политика и стратегии КНР в отношении вывоза капитала / Сюй Чи, Л.Н. Жилина // Территория новых возможностей. Вестник ВГУЭС. -2012. - №1. С.14-21.

8. Администрация Михайловского муниципального района: интернетсайт. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //mo .primorsky.ru/mikhaylovsky/print.php?id= 19

9. Уссурийская зона сотрудничества привлекла внимание прессы // CNTV-Россия: интернет-сайт. - 2013. 6 сентября. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cntv.ru/2012/09/06/ARTI1346899541096610.shtml

Максютова Л.А. магистр

ФГБОУВО «Башкирский ГАУ»

Россия, г. Уфа ОРГАНИЗАЦИЯ И ВЕДЕНИЕ ДИСКУССИЙ Аннотация: Статья посвящена организации и ведению дискуссий. Рассмотрены основные правила поведения в дискуссии для критикующей и критикуемой стороне. Также в данной статье приведены принципы, по которым должны проходить дискуссии.

Ключевые слова: деловое общение, деловая дискуссия, оппонент, критика.

Общение является атрибутивным свойством человека, основным способом его жизнедеятельности в обществе. А для делового человека искусство общения представляет собой важнейшее профессиональное качество, так как коммуникация выступает главным средством реализации задач управления, бизнеса. Поэтому овладение искусством делового общения необходимо для каждого человека независимо от того, каким видом деятельности он занимается или будет заниматься [1, с.122].

Деловая дискуссия - это обсуждение какого-либо спорного вопроса, исследование проблемы, в котором каждая сторона, оппонируя мнение собеседника, аргументирует свою позицию [2, с. 83].

Для того чтобы деловая дискуссия была плодотворной председательствующий должен владеть некоторыми знаниями о технике организации и проведения деловых дискуссий. Так, деловая дискуссия, как минимум, требует от участников:

> чётко разграничить, по каким вопросам спорить можно, а от обсуждения каких вопросов лучше отказаться;

> проявлять деликатность в отношении участников дискуссии и, следовательно, отказаться от использования таких средств аргументации своей точки зрения как насмешки, прерывание оппонентов, резкие выпады в их адрес, хамство и т.п. - возражать следует так, чтобы не вызывать неприязни и раздражения собеседника;

> не допускать превращения спора относительно деловых проблем в выяснение личных отношений;

> чётко формулировать те положения, которые обосновываются или отвергаются, а также точнее определять содержание основных понятий, чтобы не спорить о совершенно разных вещах - используемая терминология должна быть понятна всем присутствующим;

> внимательно выслушивать доводы оппонента, трезво их оценивать - не следует упорствовать в отрицании доводов оппонента, если они ясны и очевидны;

> никогда не вступать в дискуссии и споры без серьёзной предварительной подготовки. Необходимо составить хотя бы самый общий план интеллектуальной борьбы, подобрать и чётко сформулировать наиболее весомые и очевидные аргументы;

> проигрывать и побеждать достойно: при поражении не выходить из себя, не сердиться и не теряться, а при победе оставаться спокойным и скромным, дав возможность проигравшим сохранить достоинство. При любом - даже проигрышном лично для вас - исходе дискуссии поблагодарите её участников за то, что деловой разговор состоялся, за высказанную критику и за принятые предложения [3, с. 229-230].

Во время дискуссии оппонента приходится критиковать. Однако использовать критику, даже конструктивную, следует очень осторожно и в ограниченных количествах. Ведь какой бы объективной, спокойной,

справедливой, товарищеской критике мы ни подвергались, никакого удовольствия она нам очевидно не доставляет. Разбор аргументов, обнаружение их уязвимых мест, хотим мы этого или нет, всё-таки представляет оппонентов в невыгодном свете. Поэтому для успешного использования критики целесообразно придерживаться ряда правил, которые выработаны многолетним практическим опытом проведения деловых дискуссий.

Правила, которые следует соблюдать критикующей стороне:

• В процессе критики следует непременно избегать проявлений раздражения, гнева, злости, пренебрежения по отношению к оппоненту. Не стоит напоминать ему о каких бы то ни было ошибках, совершённых им в прошлом. Свою неудовлетворённость от высказанного оппонентом мнения, точки зрения, предложения можно демонстрировать только тоном голоса, но не позой, жестами, мимикой.

• Критиковать лучше всего с глазу на глаз, поскольку присутствие посторонних не только ослабляет восприятие критики, но и усиливает защитную реакцию. Совершенно недопустимо критиковать оппонента «за спиной», когда он не имеет возможности вам возразить.

• Разговор следует вести без эмоций, в спокойном тоне и так, чтобы у собеседника не возникло ощущения безысходности.

• Нельзя требовать от оппонента немедленного открытого признания собственных ошибок: вполне достаточно того, что он внимательно выслушал ваше критическое замечание.

• Любую критику эффективнее всего начинать с самокритики.

• Никогда не стоит извиняться за критику, ибо это не столько признак вежливости, сколько признак неуверенности в своей правоте.

Правила, которые следует соблюдать критикуемой стороне:

• Не считайте, что критикующий вас оппонент настроен к вам враждебно и желает вам только зла.

• Сохраняйте спокойствие, скрывая своё плохое настроение, проявляя внимание к тому, что говорит критикующий вас оппонент.

• Не отшучивайтесь, не пытайтесь менять тему разговора.

• Если критическое замечание высказано в виде шутки, намёка, следует уточнить, что именно критикующий имел в виду, а не домысливать это за него и приписывать ему то, что он в виду может быть и не имел.

• Дайте критикующему вас оппоненту понять, что критика вами воспринята, и все замечания будут внимательно изучены и по возможности учтены [4, с.269 - 270].

В практике проведения деловых дискуссий очень часто возникают непредвиденные ситуации, которые могут оказать весьма существенное (причём - отрицательное) влияние на их итоги. Непредвиденные ситуации в деловых дискуссиях могут возникать, как вследствие целенаправленных попыток оппонентов помешать принятию запланированных решений, так и в результате их неуравновешенности, чрезмерной эмоциональности. Для

преодоления сложных ситуаций рекомендуется действовать следующим образом:

Всё время нужно сохранять спокойствие.

Необходимо фиксировать высказанные мнения без немедленного их комментирования. Поспешные комментарии, как правило, способны только усугубить ситуацию.

Надо дать участникам расслабиться с помощью горячих или прохладительных напитков, разрешив курить или даже объявив перерыв. Цель перерыва - предоставить сторонам время на размышление, а также на приведение в порядок чувств и мыслей, восстановление спокойствия и преодоление излишней эмоциональности.

Участникам требуется как можно больше времени, чтобы успокоиться, так как в этом случае повышается вероятность, что дискуссия всё-таки войдёт в нужное русло.

Если возможно, нужно добиваться отсрочки решения, чтобы провести более подробное изучение спорного вопроса.

Вынося решение под давлением, следует принимать только решения, носящие временный характер.

Если принятое решение носит временный характер, то одновременно должна быть определена дата принятия окончательного решения.

Использованные источники:

1. Игебаева Ф.А. Коммуникативная компетентность как важнейшее профессиональное качество современного специалиста // Современное государство: проблемы социально-экономического развития. Сб. статей II Международной научно-практической конференции. - Саратов. Изд-во ЦПМ «Академия бизнеса», 2013. - С.122 - 124.

2. Игебаева Ф.А. Межличностное общение и коммуникации: практикум. -Уфа: «Башкирский ГАУ», 2013. - 144 с.

3. Кибанов А. Я. Этика деловых отношений [Текст]: учебник / А. Я. Кибанов, Д. К. Захаров, В. Г. Коновалова. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 368 с.

4. Кузнецов И. Н. Деловое общение. Деловой этикет [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / И. Н. Кузнецов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. -431с.

Маханьков Е.С. аспирант кафедра мировой экономики ФГБОУ ВО «Государственный университет управления»

Россия, г. Москва КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГЛОБАЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ ВЕРТИКАЛЬНО-ИНТЕГРИРОВАННЫХ НЕФТЯНЫХ КОМПАНИЙ В

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В условиях глобализации мирохозяйственных связей, а также повсеместного стремления ведущих зарубежных ВИНК выйти на новые

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.