приоритетов человеческого капитала, творческих способностей личности и нового уровня квалификации, встроенная в общий контекст структурного реформирования, промышленного развития отечественной экономики, призвана преодолеть сложившуюся ориентацию на упрощенные технологические схемы, потерю существующих производственных мощностей, модернизировать технологический базис и переориентировать экономику столь разных и отличающихся по своим преимуществам и приоритетам регионов на развитие высокотехнологичных наукоемких отраслей, формирующих конкурентоспособность экономики региона и страны [3].
Использованные источники:
1. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. М.: Гос. изд-во полит. лит. 1963. - Т. 26 Ч. II С. 614
2. Эренберг Р. Дж., Смит Р.С. Современная экономика труда. Теория и государственная политика - М. Изд-во МГУ, 1996. - 800 с. С. 335
3. Инновационный потенциал научного центра: методологические и методические проблемы анализа и оценки / Под рук. В.И. Суслова. -Новосибирск: Сибирское Научное Издательство, 2007. 276 с.
Тавабилова Г.И. магистр
ФГБОУВО «Башкирский ГАУ»
Россия, г. Уфа ОРГАНИЗАЦИЯ И ВЕДЕНИЕ ДИСКУССИЙ
Аннотация: Статья посвящена организации и ведению дискуссий. Рассмотрены основные правила поведения в дискуссии для критикующей и критикуемой стороне. Также в данной статье приведены принципы, по которым должны проходить дискуссии.
Ключевые слова: деловое общение, деловая дискуссия, оппонент, критика.
Общение является атрибутивным свойством человека, основным способом его жизнедеятельности в обществе. А для делового человека искусство общения представляет собой важнейшее профессиональное качество, так как коммуникация выступает главным средством реализации задач управления, бизнеса. Поэтому овладение искусством делового общения необходимо для каждого человека независимо от того, каким видом деятельности он занимается или будет заниматься [1, с.122].
Деловая дискуссия - это обсуждение какого-либо спорного вопроса, исследование проблемы, в котором каждая сторона, оппонируя мнение собеседника, аргументирует свою позицию [2, с.83].
Для того чтобы деловая дискуссия была плодотворной председательствующий должен владеть некоторыми знаниями о технике
организации и проведения деловых дискуссий. Так, деловая дискуссия, как минимум, требует от участников:
> чётко разграничить, по каким вопросам спорить можно, а от обсуждения каких вопросов лучше отказаться;
> проявлять деликатность в отношении участников дискуссии и, следовательно, отказаться от использования таких средств аргументации своей точки зрения как насмешки, прерывание оппонентов, резкие выпады в их адрес, хамство и т.п. - возражать следует так, чтобы не вызывать неприязни и раздражения собеседника;
> не допускать превращения спора относительно деловых проблем в выяснение личных отношений;
> чётко формулировать те положения, которые обосновываются или отвергаются, а также точнее определять содержание основных понятий, чтобы не спорить о совершенно разных вещах - используемая терминология должна быть понятна всем присутствующим;
> внимательно выслушивать доводы оппонента, трезво их оценивать - не следует упорствовать в отрицании доводов оппонента, если они ясны и очевидны;
> никогда не вступать в дискуссии и споры без серьёзной предварительной подготовки. Необходимо составить хотя бы самый общий план интеллектуальной борьбы, подобрать и чётко сформулировать наиболее весомые и очевидные аргументы;
> проигрывать и побеждать достойно: при поражении не выходить из себя, не сердиться и не теряться, а при победе оставаться спокойным и скромным, дав возможность проигравшим сохранить достоинство. При любом - даже проигрышном лично для вас - исходе дискуссии поблагодарите её участников за то, что деловой разговор состоялся, за высказанную критику и за принятые предложения [3, с. 229-230].
Во время дискуссии оппонента приходится критиковать. Однако использовать критику, даже конструктивную, следует очень осторожно и в ограниченных количествах. Ведь какой бы объективной, спокойной, справедливой, товарищеской критике мы ни подвергались, никакого удовольствия она нам очевидно не доставляет. Разбор аргументов, обнаружение их уязвимых мест, хотим мы этого или нет, всё-таки представляет оппонентов в невыгодном свете. Поэтому для успешного использования критики целесообразно придерживаться ряда правил, которые выработаны многолетним практическим опытом проведения деловых дискуссий.
Правила, которые следует соблюдать критикующей стороне:
• В процессе критики следует непременно избегать проявлений раздражения, гнева, злости, пренебрежения по отношению к оппоненту. Не стоит напоминать ему о каких бы то ни было ошибках, совершённых им в прошлом. Свою неудовлетворённость от высказанного оппонентом мнения,
точки зрения, предложения можно демонстрировать только тоном голоса, но не позой, жестами, мимикой.
• Критиковать лучше всего с глазу на глаз, поскольку присутствие посторонних не только ослабляет восприятие критики, но и усиливает защитную реакцию. Совершенно недопустимо критиковать оппонента «за спиной», когда он не имеет возможности вам возразить.
• Разговор следует вести без эмоций, в спокойном тоне и так, чтобы у собеседника не возникло ощущения безысходности.
• Нельзя требовать от оппонента немедленного открытого признания собственных ошибок: вполне достаточно того, что он внимательно выслушал ваше критическое замечание.
• Любую критику эффективнее всего начинать с самокритики.
• Никогда не стоит извиняться за критику, ибо это не столько признак вежливости, сколько признак неуверенности в своей правоте.
Правила, которые следует соблюдать критикуемой стороне:
• Не считайте, что критикующий вас оппонент настроен к вам враждебно и желает вам только зла.
• Сохраняйте спокойствие, скрывая своё плохое настроение, проявляя внимание к тому, что говорит критикующий вас оппонент.
• Не отшучивайтесь, не пытайтесь менять тему разговора.
• Если критическое замечание высказано в виде шутки, намёка, следует уточнить, что именно критикующий имел в виду, а не домысливать это за него и приписывать ему то, что он в виду может быть и не имел.
• Дайте критикующему вас оппоненту понять, что критика вами воспринята, и все замечания будут внимательно изучены и по возможности учтены [4, с.269 - 270].
В практике проведения деловых дискуссий очень часто возникают непредвиденные ситуации, которые могут оказать весьма существенное (причём - отрицательное) влияние на их итоги. Непредвиденные ситуации в деловых дискуссиях могут возникать, как вследствие целенаправленных попыток оппонентов помешать принятию запланированных решений, так и в результате их неуравновешенности, чрезмерной эмоциональности. Для преодоления сложных ситуаций рекомендуется действовать следующим образом:
Всё время нужно сохранять спокойствие.
Необходимо фиксировать высказанные мнения без немедленного их комментирования. Поспешные комментарии, как правило, способны только усугубить ситуацию.
Надо дать участникам расслабиться с помощью горячих или прохладительных напитков, разрешив курить или даже объявив перерыв.
Цель перерыва - предоставить сторонам время на размышление, а также на приведение в порядок чувств и мыслей, восстановление спокойствия и преодоление излишней эмоциональности.
Участникам требуется как можно больше времени, чтобы успокоиться, так как в этом случае повышается вероятность, что дискуссия всё-таки войдёт в нужное русло.
Если возможно, нужно добиваться отсрочки решения, чтобы провести более подробное изучение спорного вопроса.
Вынося решение под давлением, следует принимать только решения, носящие временный характер.
Если принятое решение носит временный характер, то одновременно должна быть определена дата принятия окончательного решения.
Использованные источники:
1. Игебаева Ф.А. Коммуникативная компетентность как важнейшее профессиональное качество современного специалиста // Современное государство: проблемы социально-экономического развития. Сб. статей II Международной научно-практической конференции. - Саратов. Изд-во ЦПМ «Академия бизнеса», 2013. - С.122 - 124.
2. Игебаева Ф.А. Межличностное общение и коммуникации: практикум. -Уфа: «Башкирский ГАУ», 2013. - 144 с.
3. Кибанов А. Я. Этика деловых отношений [Текст]: учебник / А. Я. Кибанов, Д. К. Захаров, В. Г. Коновалова. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 368 с.
4. Кузнецов И. Н. Деловое общение. Деловой этикет [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / И. Н. Кузнецов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. -431с.
Тирская М.А. магистр
ФГБОУВО Башкирский ГАУ Россия, г. Уфа
ОСОБЕННОСТИ ТЕЛЕФОННОГО ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ
Аннотация: В статье рассматриваются особенности делового общения по телефону. Необходимо помнить, что вежливое, доброжелательное общение по телефону - это один из немаловажных путей формирования позитивного имиджа как организации в целом, так и ее отдельных сотрудников и подразделений.
Ключевые слова: этикет, телефонный разговор, деловой человек, правила общения.
Невозможно представить себе жизнь современного человека без телефона. Общение по телефону стало одной из необходимых потребностей, важной составляющей его личной и деловой жизни. При эффективном использовании телефон становится важнейшим компонентом создания имиджа фирмы. Именно от приема, который будет оказан потенциальному