Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ И ВЕДЕНИЕ ДИСКУССИЙ'

ОРГАНИЗАЦИЯ И ВЕДЕНИЕ ДИСКУССИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
396
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСКУССИЯ / ОБЩЕНИЕ / КУЛЬТУРА / ОРГАНИЗАЦИЯ / ОППОНЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лутфрахманова Д.У.

Статья посвящена вопросам организации и ведению деловых дискуссий. В любой дискуссии велика роль ведущего. Исходя из этого, рассмотрены и обоснованы основные этапы их проведения. Также в данной статье приведены принципы, по которым должны проходить дискуссии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ И ВЕДЕНИЕ ДИСКУССИЙ»

Лутфрахманова Д. У.

магистр

ФГБОУВО «Башкирский ГАУ»

Россия, г. Уфа ОРГАНИЗАЦИЯ И ВЕДЕНИЕ ДИСКУССИЙ

Аннотация: статья посвящена вопросам организации и ведению деловых дискуссий. В любой дискуссии велика роль ведущего. Исходя из этого, рассмотрены и обоснованы основные этапы их проведения. Также в данной статье приведены принципы, по которым должны проходить дискуссии.

Ключевые слова: дискуссия, общение, культура, организация, оппонент.

Общение - одна из составляющих нашей жизни. Человек постоянно общается с друзьями, коллегами, членами семьи, любимыми. Главным в общении является не заучивание правил, а владение культурой взаимоотношений, культурой речи, чтобы кратко и точно, выразительно и доходчиво передать собеседнику свою мысль. Культура проявляется в том, чтобы жить в согласии с другими людьми, вести беседу, и организовывать совещания, писать личные и деловые письма, слушать и слышать человека, организовывать свою деятельность и отдых [1, с. 5].

Под дискуссией следует понимать обсуждение какого-либо спорного вопроса, исследование проблемы, в котором каждая сторона, оппонируя мнение собеседника, аргументирует свою позицию и претендует на достижение цели [2, с. 154].

Чтобы деловая дискуссия была плодотворной и не превратилась в балаган, председательствующий должен владеть некоторыми знаниями о технике организации и ведения деловых дискуссий. Их организация, несомненно, требует определенных усилий со стороны устроителей и самого председательствующего.

Специалисты выделяют несколько видов дискуссии. Вид дискуссии зависит от цели, которая определяет способы его достижения. Если цель собеседника - поиск истины, то он ведет аподиктическую, то есть достоверную, основанную на формальных законах мышления и правилах вывода дискуссию. Если цель оппонента убедить, склонить собеседника к своему мнению, то он ведет эристическую, то есть основанную на законах диалектики дискуссию. Если цель - победить соперника любым путем, то такую дискуссию называют софистической, то есть основанной на словесных ухищрениях, вводящих собеседника в заблуждение дискуссией [2, с. 154].

Основными этапами дискуссий являются: вступление в контакт; постановка проблемы (что обсуждается, зачем, в какой степени нужно решить проблему, какова цель дискуссии); уточнение предмета общения и

"Экономика и социум" №1(20) 2016

www.iupr.ru

617

предметных позиций участников; выдвижение альтернативных вариантов; конфронтация участников; обсуждение и оценка альтернатив, поиск элементов сходства; установления согласия через выбор наиболее приемлемого или оптимального решения [3, с. 80].

Для деловой дискуссии очень важен предмет общения и отношения участников к нему. Способность понимать предметные позиции партнеров и свою собственную предметную позицию - необходимое условие успеха делового общения. В дискуссии велика роль ведущего.

Ведущий должен: сформулировать цель и тему дискуссии; установить время дискуссии; заинтересовать участников дискуссии - изложить проблему в виде некоторого противоречия; добиться однозначного понимания проблемы всеми участниками; организовать обмен мнениями; активизировать пассивных участников; собрать максимум предложений по решению обсуждаемой проблемы; не допускать отклонений от темы -тактично останавливать, напоминать о цели дискуссии; уточнять неясные положения; помогать группе прийти к согласованному мнению; четко подвести итог и в конце сформулировать выводы, представить спектр решений, сопоставить цель с полученными результатами [3, с 81].

Также деловому характеру дискуссии способствует использование принципов, которые должны быть положены в основу ее проведения. Принцип децентрической направленности в дискуссии говорит о необходимости анализировать ситуацию или проблему с точки зрения другого человека и интересов дела, а, не исходя только из личных целей. Принцип равной безопасности гласит: не причиняйте психологического ущерба ни одному из участников дискуссии. Принцип адекватности того, что воспринято, тому, что сказано, гласит: не причиняйте ущерба мысли вашего собеседника намеренным или ненамеренным искажением сказанного [2, с. 155].

Вывод. Овладение основными элементами культуры дискуссии позволит быстрее и надежнее добиваться успеха в ходе беседы, при этом, не нарушая этических норм взаимодействия с деловыми партнерами. Необходимо тщательно подготовиться к предстоящему обсуждению, сформировать свое мнение, составить список вопросов, которые вы хотите задать другим и которые могут задать вам, и настроиться на открытое восприятие чужих идей и мыслей. И тогда проблема, из-за которой и началась дискуссия, обязательно будет решена мирным способом.

Использованные источники:

1. Игебаева Ф. А. Межличностное общение и коммуникации [Текст]: практикум / Ф. А. Игебаева. - Уфа: Башкирский ГАУ, 2013. - 144 с.

2. Кибанов А. Я. Этика деловых отношений [Текст]: учебник / А. Я. Кибанов, Д. К. Захаров, В. Г. Коновалова. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 368 с.

3. Кузнецов И. Н. Деловое общение. Деловой этикет [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / И. Н. Кузнецов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. -

"Экономика и социум" №1(20) 2016

www.iupr.ru

618

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.