ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО
УДК 622.1 DOI: 10.24412/2587-6740-2021-4-4-6
ОРГАНИЗАЦИЯ И СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЕМ НА РАЗНЫХ УРОВНЯХ ФЕДЕРАТИВНОГО УСТРОЙСТВА В АВСТРИИ
В.М. Столяров, А.А. Мурашева, Г.В. Ломакин, Н.А. Иванова
ФГБОУ ВО «Государственного университета по землеустройству», г. Москва, Россия
В статье рассматривается современная модель и организационная структура управления землями сельскохозяйственного назначения в Австрийской Республике, располагающейся в Центральной Европе. Приведены краткие статистические данные о распределении ее земельного фонда, типах использования земель в отраслях австрийской экономики, и краткие сведения о ее современном федеративном устройстве. Дана характеристика функций управления сельскохозяйственным землепользованием и земельными отношениями от высшего уровня — федерального до низшего — муниципального. Приведены и охарактеризованы элементы структуры управления земельными ресурсами — органы государственной власти (Федеральное управление метрологии и геодезии Австрии) и судебные органы. Внимание авторов в статье уделено вопросам ведения и администрирования базы данных о недвижимости, которая является систематизированным, общедоступным и обязательным элементом системы управления землепользованием. Отдельно следует отметить тот факт, что с каждым днем все больше внимания уделяется современными исследователями и практиками внутри России, ищущими ответ на вопрос: каким образом может быть обеспечено более полное и эффективное вовлечение земель сельскохозяйственного назначения в хозяйственный и экономический оборот. Авторами статьи рассмотрена такая процедура как консолидация земель, перманентно осуществляющаяся в Австрии, как часть земельных преобразований и позволяющая оптимизировать имеющуюся структуру фермерских землепользований и создать необходимую основу для реализации иных несельскохозяйственных проектов. Таким образом, рассмотренный опыт управления сельскохозяйственным землепользованием в Австрии, ее структура органов государственной власти, вовлеченных в регулирование земельно-имущественных отношений и процедуры, осуществляемые ими, по мнению авторов, могли бы найти применение в отечественной деятельности по управлению землями сельскохозяйственного назначения как пример наиболее позитивных и успешных практик.
Ключевые слова: земли сельскохозяйственного назначения, управление землепользованием, зарубежный опыт, Австрия, консолидация земель сельскохозяйственного назначения, вовлечение земель сельскохозяйственного назначения в оборот.
Австрийская Республика, компактно расположившееся и сравнительно небольшое государство Центральной Европы, характеризуется устойчивыми и достаточно высокими макроэкономическими показателями. Это государство по разным системам оценки располагается в лидирующих позициях рейтингов сильнейших экономик мира — Австрия стабильно входит в десятку стран по уровню показателя душевого ВВП и в двадцатку по индексу человеческого развития (ИЧР). Федеративное устройство этой страны предполагает деление на 3 административно-управленческих уровня: национальный, региональный (9 регионов), муниципальный (2100 муниципалитетов). Общая площадь этой страны составляет 8 387 900 га, из которых, по данным Организации экономического сотрудничества и развития, почти 32% или 2680400 га составляют земли сельскохозяйственного назначения. Ниже на рис. 1 приведено распределение земельного фонда Австрии.
По типу использования земель в народном хозяйстве Австрии почти 76% территории отведено сельскому и лесному хозяйству. Тем не менее, национальное лесное и сельское хозяйство является основой устойчивого развития сельских районов и территорий, сельского общества.
Управление земельными ресурсами в Австрии строго определено в Конституции страны и распределено между тремя уровнями органов
4 -
© Столяров В.М., Мурашева А.А., Ломакин Г.В., Иванова
Международный сельскохозяйственный журнал,
государственной власти — между федеральными структурами, региональными и муниципальными органами власти. Функции всех уровней представлены следующим перечнем:
- Федеральные органы государственной власти являются ответственными за ведение земельного кадастра и утверждение ставок земельного налога;
- Функциями органов региональной власти являются пространственное планирование и охрана окружающей среды;
- Муниципалитеты, как самый низший уровень, отвечают за составление карт, зонирование территории и взимание земельных налогов. Внутри системы управления земельными
ресурсами участки с одинаковыми характеристиками (например, правовыми — права собственности, собственники, обременения и т.д.) объединяются в единые массивы, составляющие недвижимость. Каждый земельный участок имеет уникальный кадастровый номер (Katastralge-meinde). Более высокий уровень управления представлен кадастровыми комуннами или кадастровыми кварталами. Структура органов власти, осуществляющих управление земельными ресурсами представлена следующими элементами:
- Федеральное управление метрологии и геодезии Австрии (включая его 41 региональное отделение) — подчиняется Мини-
Н.А., 2021
том 64, № 4 (382), с. 4-6.
стерству экономики и труда, отвечает за управление земельными участками и ведение полной кадастровой (физической) информации о земельных участках; - Местные суды (региональные отделения регистрационной палаты (земельной книги) — подчиняются Министерству юстиции, администрируют и поддерживают права на все земельные участки.
С 1985 г. в Австрии внедрена и ведется База данных о недвижимости (GDB), а кадастровые данные и данные земельной книги интегрированы и находятся в общей базе данных. На рис. 2 [6] показано взаимодействие двух ранее независимых баз данных о земле и недвижимости.
Ниже на рис. 3 [6] показаны правомочные субъекты и механизм организации их доступа и к единой базе о недвижимости. Австрийский земельный реестр прав является общедоступным и юридически обязательным каталогом, в котором регистрируются все права на недвижимое имущество, земельные участки, и иные связанные с земельными участками правовые вопросы (залоги, обременения, сервитуты).
Регистрация земли и недвижимости определена рядом законов — Allgemeines Grundbuchgesetz, Grundbuchanlegungsgesetz, Grundbuchsumstellungsgesetz, Allgemeines Bürgerliches Gesetzbuch. Земельный реестр всегда админи-стрировался местными судами, которые соблю-
ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО
.Ui. ■/л*
дают два основополагающие принципа: права на землю и недвижимости могут быть получены только посредством регистрации их в земельном реестре; все пользователи могут быть уверены в правильности и целостности записей земельного реестра.
Реестр прав состоит из «Главной книги», реестра удаленных записей и совокупности всех документов. С 1984 г. все записи земельной книги Австрии доступны в цифровом формате и хранятся в единой базе данных недвижимости.
В Австрии имеется опыт управления земельными ресурсами на основе их консолидации. Консолидация земель в Австрии охватывает все
6,00%
конституционные стандартизированные меры и процедуры земельных преобразований — от традиционных мер по улучшению сельскохозяйственной пространственной структуры до более сложных мер по реализации проектов, представляющих собой сферу общественных интересов (например, строительство дорог). Консолидация земель способствует реализации стратегических планов развития сельской местности.
Об органах управления земельными ресурсами и ведения кадастровых и правовых дел написано выше. Консолидация земель в Австрии является составной частью мер по земельным
| лесные земли | с-х земли
| земли под застройкой другие
Рис. 1. Структура земельного фонда Австрии
Кадастр
информация о номере, площади, типе использования и т.д.
/\ Органвласти: ¡строе ые с тделы
преобразованиям (встречается название «земельной реформы»). В Австрии термин земельная реформа относится к перераспределению собственности и землепользования на сельскохозяйственных и лесных землях. В сравнении с немецкой практикой консолидации земель, в Австрии отсутствует процедура «Unternehmens fl urbereinigung» (дословно «корпоративная реструктуризация»), которая в Германии проводится для реализации несельскохозяйственных проектов. Чтобы подобный проект мог быть реализован в Австрии должно быть доказано фактическое усовершенствование и оптимизация фермерских структур, даже если основной целью является несельскохозяйственный общественный проект.
Органы, реализующие консолидацию земель, как организации развития сельских районов постоянно взаимодействуют с учреждениями по управлению земельными ресурсами. Во время проекта по консолидации они берут на себя обязанности по геодезической съемке всей территории проекта и полному объему кадастровых работ. В соответствии с законом о недвижимости («Liegenschaftsteilungsgesetz» BGBl. Nr. 3/1930) в рамках консолидации земель создаются карты для кадастровых подразделений. После признания плана консолидации обоснованным документы передаются в органы земельного кадастра («Grundbuchsgerichte») и кадастровый офис («Vermessungsämter»).
В 2018 г. Европейской Комиссией было проведено исследование, которое касалось анализа причин, способствующих выбытию сельскохозяйственных земель из хозяйственного оборота и дальнейшему забрасыванию. В числе многих причин Комиссией названы и биофизическое состояние почв, и структура сельскохозяйственного производства, и региональные особенности и др. [7] На наш взгляд эти причины не являются уникальными, они могут быть экстраполированы и на российскую действительность, причем в гораздо больших, уже можно сказать, угрожающих масштабах. Отечественные специалисты приводят различные оценки масштабов неиспользования земель сельскохозяйственного назначения, но все они сходятся в одном — необходима разработка механизма и методик, предотвращающих выбытие земель и способствующих их вовлечению [8, 9, 10, 11]. Авторами неслучайно в качестве объекта исследования выбрана Австрия, так как процент неиспользованных земель здесь низок сейчас, и не превысит 3% в прогнозном периоде до 2030 года, причем это является не только следствием участия в так называемой Единой сельскохозяйственной политике Европейского союза, но и страновыми особенностями построения системы управления сельскохозяйственным землепользованием. Мы полагаем, что описанный выше опыт мог бы быть изучен более подробно, а его отдельные составляющие и направления адаптированы и внедрены в Российской Федерации.
Завершая предельно сжатое изложение и характеристику основного опыта Австрийской республики отметим, что помимо организационной структуры управления земельным фондом, вполне успешно препятствующей выбытию сельскохозяйственных земель из оборота, позитивный опыт, на наш взгляд, может быть отмечен в таких областях как зонирование территорий и оценка недвижимости, что найдет свое отражение в последующих обсуждениях и Рис. 3. Организация доступа к единому реестру недвижимости Австрии публикациях.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ № 4 (382) / 2021
Информация о правовой ситуации (собственность, обреЧ / менения, залоги и т.д.) -
Орган власти: местные суды
Рис. 2. Интеграция данных кадастра и реестра прав в Австрии в единую базу данных о недвижимости (СРВ)
LAND RELATIONS AND LAND MANAGEMENT
Литература
1. Austriadata.figures. Facts // http://eu2G18.statistik. at/ fileadmin/ euratspraesidentschaft/downloads/austria._ data._figures._facts.pdf
2. Franz Sinabell (WIFO), Martin Schönhart, Erwin Schmid (INWE-BOKU) // Austrian Agriculture 2020-2050 Scenarios and Sensitivity Analyses on Land Use, Production, Livestock and Production Systems
3. Reinfried Mansberger, Gerhard Muggenhuber / Geo-Data Infrastructure for Land Management in Austria // http:// www.fig.net/resources/proceedings/fig_proceedings/athens/ papers/ts^S1G_3_Mansberger_Muggenhuber.pdf
4. Reinfried Mansberger, Walter Seher // land administration and land consolidation as part of Austrian land management // http://www.researchgate.net/pubIication/3221б2232
_Land_Administration_and_Land_Consolidation_as_Part_ of_Austrian_Land_Management
5. Spatial planning in Austria with references to spatial development and regional policy / http://www.oerok. gv.at/fileadmin/Bilder/5.Reiter-Publikationen/_%G%96 ROK_202_en_klein_HP.pdf
6. The Cadastral System in Austria // BEV — Federal Office of Metrology and Surveying
7. Perpina Castillo C., Kavalov B., Diogo V., Jacobs-Crisio-ni C., Batista e Silva F., Lavalle C, JRC113718, European Commission 2018
8. Хлыстун В.Н., Мурашева А.А., Столяров В.М. Концептуальные подходы к разработке и реализации программы вовлечения в оборот неиспользуемых сельскохозяйственных земель // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2020. № 5. С. 2-11
9. Хлыстун В.Н. и др. Правовые аспекты вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемых и невостребованных земель сельскохозяйственного назначения: Монография. М.: ФГБОУ ВО Государственный университет по землеустройств, 2020
10. Организационно-экономические механизмы вовлечения в оборот, использования и охраны сельскохозяйственных земель: монография / под ред. В.Н. Хлыстуна и А.А. Мурашевой. М.: ФГБОУ ВО Государственный университет по землеустройств, 2020. 568 с.
11. Черкашина Е.В., Федоринов А.В., Сорокина О.А. Петрова Л.Е., Фомкин И.В. Выявление неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения и их вовлечение в экономический оборот на основе плановой инвентаризации земель // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2020. № 11. С. 22-27
Об авторах:
Столяров Виктор Михайлович, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики недвижимости, ОРСЮ: http://orcid.org/0000-0002-8404-4590, [email protected]
Мурашева Алла Андреевна, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой экономики недвижимости, ОРСЮ: http://orcid.org/0000-0002-8221-8008, [email protected]
Ломакин Геннадий Васильевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики недвижимости, [email protected] Иванова Наталья Андреевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики недвижимости, ОРСЮ: http://orcid.org/0000-0002-1539-2057, [email protected]
ORGANIZATION AND STRUCTURE OF AGRICULTURAL LAND USE MANAGEMENT AT DIFFERENT LEVELS OF THE FEDERAL DEVICE IN AUSTRIA
V.M. Stolyarov, A.A. Murasheva, G.V. Lomakin, N.A. Ivanova
State university of land use planning, Moscow, Russia
The article examines the modem model and organizational structure of agricultural land management in the Austrian Republic located in Central Europe. Brief statistical data on the distribution of its land fund, types of land use in the branches of the Austrian economy, and brief information on its modern federal structure are presented. The characteristics of the functions of management of agricultural land use and land relations from the highest level — federal to the lowest — municipal are given. The elements of the structure of land administration are given and characterized — public authorities such as the Federal Office of Metrology and Geodesy of Austria and the judiciary. The attention of the authors in the article is paid to the issues of maintaining and administering the real estate database, which is a systematized, publicly available and mandatory element of the land use management system. Separately, it should be noted that every day more and more attention is paid by modern researchers and practitioners inside Russia, who are looking for an answer to the question of how a more complete and effective involvement of agricultural land in the economic and economic turnover can be ensured. The authors of the article considered such a procedure as land consolidation, which is permanently carried out in Austria, as part of land transformations and allows to optimize the existing structure of farm land use and create the necessary basis for the implementation of other non-agricultural projects. Thus, the considered experience of agricultural land use management in Austria, its structure of public authorities involved in the regulation of land and property relations and the procedures carried out by them, in the opinion of the authors, could find application in domestic activities for the management of agricultural land as an example of the most positive and successful practitioner.
Keywords: agricultural land, land use management, foreign experience, Austria, consolidation of agricultural land, involvement of agricultural land in the economic turnover.
References
1. Austriadata.figures. Facts. http://eu2018.statistik. at/ fileadmin/ euratspraesidentschaft/downloads/austria._ data._figures._facts.pdf
2. Franz Sinabell (WIFO), Martin Schönhart, Erwin Schmid (INWE-BOKU). Austrian Agriculture 2020-2050 Scenarios and Sensitivity Analyses on Land Use, Production, Livestock and Production Systems
3. Reinfried Mansberger, Gerhard Muggenhuber. Geo-Data Infrastructure for Land Management in Austria. https:// www.fig.net/resources/proceedings/fig_proceedings/athens/ papers/ts10/TS10_3_Mansberger_Muggenhuber.pdf
4. Reinfried Mansberger, Walter Seher. Land administration and land consolidation as part of Austrian land management. http://www.researchgate.net/publication/322162232 _Land_Administration_and_Land_Consolidation_as_Part_ of_Austrian_Land_Management
5. Spatial planning in Austria with references to spatial development and regional policy. http://www.oerok. gv.at/fileadmin/Bilder/5.Reiter-Publikationen/_%C3%96 ROK_202_en_klein_HP.pdf
6. The Cadastral System in Austria // BEV — Federal Office of Metrology and Surveying.
7. Perpina Castillo C., Kavalov B., Diogo V., Jacobs-Crisio-ni C., Batista e Silva F., Lavalle C, JRC113718, European Commission 2018
8. Khlystun V.N., Murasheva A.A., Stolyarov V.M. (2020). Kontseptual'nye podkhody k razrabotke i realizat-sii programmy vovlecheniya v oborot neispol'zuemykh sel'skokhozyaistvennykh zemel' [Conceptual approaches to the development and implementation of program involvement in the turnover of unused agricultural land]. Economy of agricultural and processing enterprises, no 5, pp. 2-11.
9. Khlystun V.N. et al. (2020). Pravovye aspekty vov-lecheniya v khozyaistvennyi oborot neispol'zuemykh i
nevostrebovannykh zemel' sel'skokhozyaistvennogo naz-nacheniya [Legal aspects of involving unused and unclaimed agricultural land in the economic turnover]. Moscow: State university of land use planning.
10. Khlystun V.N. et al. (2020). Organizatsionno-ekonomicheskie mekhanizmy vovlecheniya v oborot, ispol'zovaniya i okhrany sel'skokhozyaistvennykh zemel' [Organizational and economic mechanisms of involvement in economic turnover, use and protection of agricultural lands]. Moscow: State university of land use planning.
11. Cherkashina E.V., Fedorinov A.V., Sorokina O.A., Petrova L.E., Fomkin I.V. (2020). Vyyavlenie neispol'zuemykh zemel' sel'skokhozyaistvennogo naznacheniya i ikh vovlech-enie v ekonomicheskii oborot na osnove planovoi inventa-rizatsii zemel' [Identification of unused agricultural land and their involvement in the economic turnover on the basis of a planned land inventory]. Land management, cadastre and land monitoring, no 11, pp. 22-27.
About the authors:
Viktor M. Stolyarov, candidate of economic sciences, associate professor of the department of real estate economics, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-8404-4590, [email protected]
Alla A. Murasheva, doctor of economic sciences, professor, head of the department of real estate economics, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-8221-8008, [email protected]
Gennady V. Lomakin, candidate of economic sciences, associate professor of the department of real estate economics, [email protected]
Natalya A. Ivanova, candidate of economic sciences, associate professor of the department of real estate economics, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-1539-2057,
INTERNATIONAL AGRICULTURAL JOURNAL № 4 (382) / 2021
www.mshj.ru