Научная статья на тему 'Организация и результаты мониторинга медико-экономических показателей высокотехнологичной медицинской помощи'

Организация и результаты мониторинга медико-экономических показателей высокотехнологичной медицинской помощи Текст научной статьи по специальности «Медицина и здравоохранение»

CC BY
66
11
Поделиться
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / ОДНОКАНАЛЬНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / ONE CHANNEL FINANCING / ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ / HIGH TECHNOLOGY MEDICAL AID / INFORMATIZATION OF HEALTHCARE

Аннотация научной статьи по медицине и здравоохранению, автор научной работы — Перхов В.И., Обухова О.В., Базарова И.Н., Горин С.Г.

В статье рассматриваются некоторые организационно-методические подходы к построению мониторинговых информационных систем высокотехнологичной медицинской помощи. Авторы приходят к выводу, что существует необходимость формирования специальных мониторинговых систем и баз данных, основанных на персонифицированном учете наиболее существенных признаков объекта наблюдения. Материалы статьи могут быть использованы при проектировании информационных систем для сферы практического применения высоких медицинских технологий в условиях одноканального финансирования

Похожие темы научных работ по медицине и здравоохранению , автор научной работы — Перхов В.И., Обухова О.В., Базарова И.Н., Горин С.Г.,

Organisation and outcomes of monitoring medical-economical factors of high-technology medical aid

This article explores individual organisational-methodological approaches to constructing monitoring informational systems of high technology medical aid. Authors conclude that there is a necessity to create unique monitoring systems and databases, formed by personified audit of the most significant signs of surveillance subject. Articles materials can be used while modelling information systems for practical implementation of high medical technology in circumstances of one stream financing

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Организация и результаты мониторинга медико-экономических показателей высокотехнологичной медицинской помощи»



B. И. Перхов,

д.м.н, заведующий отделением ценообразования высокотехнологичной медицинской помощи ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России, о.в. Обухова,

к.п.н., заведующая отделением экономики и ресурсного обеспечения здравоохранения ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России, И.Н. Базарова,

экономист отделения ценообразования высокотехнологичной медицинской помощи ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России

C.Г. Горин,

заместитель главного врача по хирургии госпиталя для ветеранов войн № 2 Департамента здравоохранения города Москвы

организация и результаты мониторинга медико-экономических показателей высокотехнологичной медицинской помощи

УДК 614.2

Перхов В.И., Обухова О.В., Базарова И.Н., Горин С.Г. Организация и результаты мониторинга медико-экономических показателей высокотехнологичной медицинской помощи (ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России, госпиталь для ветеранов войн № 2 Департамента здравоохранения города Москвы)

Аннотация. В статье рассматриваются некоторые организационно-методические подходы к построению мониторинговых информационных систем высокотехнологичной медицинской помощи. Авторы приходят к выводу, что существует необходимость формирования специальных мониторинговых систем и баз данных, основанных на персонифицированном учете наиболее существенных признаков объекта наблюдения. Материалы статьи могут быть использованы при проектировании информационных систем для сферы практического применения высоких медицинских технологий в условиях одноканального финансирования.

Ключевые слова: информатизация здравоохранения, одноканальное финансирование, высокотехнологичная медицинская помощь

Актуальность. Современная, особенно высокотехнологичная медицинская помощь (далее по тексту - ВМП) есть результат работы сложной системы, предполагающей взаимодействие не только врачей, медсестер и другого персонала медицинских организаций, а также руководителей этих организаций, их учредителей, страховых фондов и компаний. В результате этого взаимодействия вырабатываются в том числе управленческие решения.

В условиях расширения хозяйственной самостоятельности государственных учреждений, сокращения бюджетного финансирования здравоохранения, расширения базовой программы ОМС и внедрения способов оплаты медицинской помощи на основе клинико-статистических групп особую ценность для управленческих решений приобретает информация о результатах медицинской и финансовой деятельности медицинских учреждений. Источником этой информации могут служить

1

© В. И. Перхов, О.В. Обухова, И.Н. Базарова, С.Г. Горин, 2016 г.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

систематизированные базы данных, формируемые во внутриучрежденческих информационных системах [1,2,3,4]. Информационной технологией, обеспечивающей значительные преимущества информационных систем, реализованных современными программно-техническими средствами, является организация наблюдения объектов и процессов на постоянной основе (мониторинг) [5].

Мониторинговые системы, содержащие медико-экономические показатели деятельности медицинских учреждений, должны быть организованы таким образом, чтобы обеспечить простой и эффективный поиск информации и ее предоставление пользователям, имеющим доступ к этой информации (органам государственной власти или учредителям государственных учреждений, а также научным организациям).

Показатели деятельности медицинских учреждений содержатся в формах статистического учета, а также в документах, размещенных в Интернете. В частности, казенные и государственные бюджетные учреждения обязаны ежегодно, начиная с 2012 г., размещать в Интернете (http://bus.gov.ru/) в установленном порядке документы о своей деятельности (п.п. 3.3-3.5 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ). Эти документы включают план финансово-хозяйственной деятельности учреждения, государственное задание на оказание услуг (выполнение работ), годовую бухгалтерскую отчетность, отчет о результатах своей деятельности и об использовании закрепленного за ними государственного (муниципального) имущества и другие материалы.

Приказом Минздрава России от 30.01.2015 № 29н «О формах статистического учета и отчетности, используемых при организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи...» утверждены соответствующие формы статистического учета и отчетности.

Данные, содержащиеся в формах статистического учета, а также документы, размещенные в Интернете, безусловно, позволяют выполнить общую оценку результативности

(уровень достижения плановых показателей) и эффективности (затраты на единицу объема услуг или работ) работы учреждений. Однако эти данные нельзя использовать для углубленного управленческого анализа, включающего, например, разделение затрат между различными профилями, видами и методами высокотехнологичной помощи, а также по направлениям расходов (зарплата, материальные запасы и т.д.), проведение сравнительного анализа расходов между учреждениями.

Цель работы: определить особенности построения мониторинговых информационных систем, позволяющих получить совокупность выходных показателей, необходимых для анализа, контроля, планирования, управления высокотехнологичной медицинской помощью.

В качестве базы исследования послужили 9 учреждений, получивших в 2015 году государственное задание на предоставление ВМП за счет средств федерального бюджета. Для получения необходимого объема сведений была разработана таблица в приложении Excel, которую заполняли исследуемые учреждения. При заполнении формы использовались справочники диагнозов (на основе МКБ-X), а также методов ВМП (в соответствии с приложениями к постановлению Правительства РФ от 28.11.2014 № 1273 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» [6]).

Для изучения расходов, которые несут медицинские организации при оказании ВМП по профилю «травматология и ортопедия» в рамках настоящего исследования нами был разработан специальный статистический инструмент сбора информации. В качестве единицы исследования выбран случай оказания медицинской помощи в стационарных условиях за счет средств федерального бюджета с применением одного или нескольких методов ВМП, завершившийся выпиской пациента из медицинской организации, переводом в другую медицинскую организацию или смертью пациента (т.н. «законченный случай госпитализации»).

№1

201Б

Менеджер

Сфера охраны здоровья гражданина требует первоочередной защиты информации о частной жизни лица. Однако аналитическая работа, основанная на уже агрегированных данных, не дает тех тонких результатов, которые можно получить при анализе персонифицированной информации. В рамках данного исследования обезличивание выполнено путем уменьшения перечня сведений, подлежащих автоматизированной обработке. В частности, исключены сведения о фамилии, имени и отчестве пациента, а также о его месте проживания.

Одной из особенностей представления экономической информации в рамках настоящего исследования является разнесение затрат на 2 группы:

• непосредственно связанные с оказанием ВМП (включая затраты на оплату труда с начислениями на выплаты по оплате труда работников, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги, включая страховые взносы, затраты на приобретение материальных запасов и особо ценного движимого имущества, потребляемых (используемых) в процессе оказания государственной услуги, в том числе затраты на арендные платежи, иные затраты, непосредственно связанные с оказанием государственной услуги в соответствии со статьями КОСГУ)

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

• затраты на общехозяйственные нужды в рамках случая оказания ВМП (включая затраты на коммунальные услуги, затраты на содержание объектов недвижимого имущества, необходимого для выполнения государственного задания и для общехозяйственных нужд, в том числе на основании договора аренды или договора безвозмездного пользования (далее - имущество, необходимое для выполнения государственного (муниципального) задания, в том числе затраты на арендные платежи)); затраты на содержание объектов особо ценного движимого имущества, необходимого для выполнения государственного задания; затраты на приобретение услуг связи; затраты на приобретение транспортных услуг; затраты на оплату труда с начислени-

ями на выплаты по оплате труда работников, которые не принимают непосредственного участия в оказании государственной услуги; затраты на прочие общехозяйственные нужды в соответствии со статьями КОСГУ)

Всего форма сбора содержит 41 графу с наиболее существенными признаками законченного случая оказания медицинской помощи. К этим признакам были отнесены пол пациента, сведения о дате рождения пациента, сведения о дате госпитализации, хирургического вмешательства и выписки, код основного диагноза по МКБ-Х. Основной диагноз отражает состояние, диагностированное в конце эпизода оказания медицинской помощи, по поводу которого главным образом пациента лечили или обследовали. При наличии более одного такого состояния выбирают то, на долю которого пришлась наибольшая часть использованных ресурсов.

Фактические расходы, связанные с оказанием ВМП, включали: затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала, принимающего непосредственное участие в оказании ВМП (КОСГУ 211-213); затраты на приобретение нефинансовых активов (материальных запасов), потребляемых в процессе оказания ВМП (КОСГУ 340); расходы на медикаменты, перевязочные средства; расходы на изделия медицинского назначения, медицинскую технику, вживляемые в организм пациента; расходы на питание; прочие расходы; затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников, которые не принимают непосредственного участия в оказании ВМП (АУП, АХЧ и иной персонал) (КОСГУ 211-213); затраты на приобретение услуг связи (КОСГУ 221); затраты на приобретение транспортных услуг (КОСГУ 222); затраты на коммунальные услуги (КОСГУ 223); затраты на содержание имущества, налоги (КОСГУ 225;226;290); увеличение стоимости основных средств (КОСГУ 310); прочие затраты.

В результате проведенного сбора информации удалось создать базу данных и осуществить

углубленный анализ случаев оказания ВМП по профилю «травматология и ортопедия».

В частности, анализ позволил выявить связь затрат на оказание ВМП с половозрастной характеристикой пролеченных больных. В ходе исследования установлено, что преимущественно ВМП по профилю «травматология и ортопедия» оказывается в основном лицам старше трудоспособного возраста, в большей степени женщинам.

Исследование нозологической структуры пролеченных больных в разрезе возрастных групп, типов вмешательств и объемов затрат позволило провести оценку частоты применения тех или иных методов ВМП, а также обосновать необходимость перегруппировки методов высокотехнологичной медицинской помощи с учетом фактических затрат на их применение.

Анализ средней длительности лечения пациентов в объеме законченного случая лечения, включая длительность предоперационной подготовки пациентов, позволил определить оптимальные сроки госпитализации и сроки предоперационной подготовки для случаев применения методов ВМП с указанием допустимых пределов отклонения от средних значений. Например, в рамках исследования выявлено, что длительность лечения пациентов в объеме законченного случая с применением методов ВМП по профилю «травматология и ортопедия» находится в интервале от 2 до 72 дней и в среднем составляет 12,7 дня. Средняя длительность предоперационной подготовки пациентов для оказания высокотехнологичной медицинской помощи составляет 4 дня и находится в интервале от 0 до 9 дней.

Исследование показало, что нормативные затраты на оказание высокотехнологичной медицинской помощи по профилю «травматология и ортопедия» соответствуют фактическим затратам в среднем всего на 30%. При этом наименьшие различия между фактическими и нормативными затратами имеют место в новых федеральных центрах травматологии, ортопедии и эндопротези-рования.

В ходе исследования установлено, что в среднем долевое соотношение прямых и косвенных расходов медицинских организаций, оказывающих ВМП по профилю «травматология и ортопедия», составляет 80% и 20% соответственно. Анализ также показал наличие существенных различий между нормативными показателями доли расходов на заработную плату, утвержденными приказом Минздрава России от 31.12.2014 № 968н «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. № 1559 «Об утверждении Правил финансового обеспечения в 2015 году оказания высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, гражданам Российской Федерации в федеральных государственных учреждениях за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в федеральный бюджет» и фактическими данными. Эти различия достигают двукратной величины по таким методам ВМП, как различные способы имплантации эндопротеза сустава, декомпрес-сивно-стабилизирующие вмешательства на позвоночнике и другим.

Выводы и рекомендации

Существует проблема обеспечения органов государственной власти, а также учредителей и руководителей государственных учреждений аналитической информацией о фактических медико-экономических показателях медицинской помощи, оказываемой в рамках государственных заданий или по договорам ОМС. Эти показатели могут стать основой для оценки результативности работы учреждений, в том числе путем сравнения учреждений, а также для оптимизации тарифов в системе ОМС и нормативов финансовых затрат в бюджетной системе финансирования.

Безусловно, согласно закону Спенсера, каждый может принять решение, располагая

№1 Менеджер

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

201Б здравоохранения /

достаточной информацией. Хороший руководитель способен принять решение, располагая недостаточной информацией, а идеальный руководитель способен принять решение, не зная решительно ничего. Однако вряд ли этот закон распространяется на современную систему здравоохранения.

Во-первых, профессиональные организаторы здравоохранения («идеальные руководители») в последнее десятилетие по ряду причин утратили возможность существенно влиять на планы развития и результаты деятельности системы общественного здравоохранения.

Во-вторых, действующая система статистической отчетности медицинских учреждений отражает агрегированные данные и не позволяет изучить медико-экономические характеристики конкретных случаев оказания высокотехнологичной медицинской помощи.

Поэтому существует необходимость формирования специальных управленческих мониторинговых систем и баз данных. Вся информация в этих системах должна быть увязана с физическим лицом, получившим медицинскую помощь, а цельный образ законченного случая оказания медицинской помощи должен быть сформирован путем накопления и сбережения наиболее существенных признаков этого случая, включающих затраты на оказание медицинской помощи.

Затраты лечебного учреждения очень разнородны. Однако и все их виды можно разделить

всего на две группы: на непосредственно связанные с оказанием ВМП («прямые» или «переменные») и накладные («косвенные» или «постоянные»), включающие содержание административно-управленческих подразделений, общехозяйственные затраты. Первая группа затрат включает оказанные медицинские услуги и потребленные пациентом аптечные товары. Вторая группа - все остальные затраты за определенный период времени, отнесенные на случай госпитализации как доля их суммарного размера за отчетный период. Вычисление этой доли можно выполнить разными способами, например, с учетом количества койко-дней, проведенных пациентом в рамках каждого случая госпитализации. Исследование затрат в разрезе статей расходов позволяет обоснованно нормировать расходы и производить их индексацию с целью защиты от инфляции.

Анализ соотношения размера действующего норматива финансовых затрат и фактически произведенных затрат позволяет не только оценить полноту действующих тарифов на ВМП, но и планировать объемы приносящей доход деятельности для покрытия дефицита финансирования из бюджета и ОМС. Важно также отметить, что в условиях поступления денежных средств из разных источников необходимо обеспечить распределение суммарных «косвенных» расходов по каждому конкретному источнику финансирования.

1. Бокерия Л.А., Ступаков И.Н., Самородская И.В., Бурштейн Б.Д., Солодкий В.А., Перхов В.И. Результаты и перспективы использования административных баз данных для анализа результатов оказания высокотехнологичной медицинской помощи по профилю «сердечно-сосудистая хирургия» // Грудная и сердечно-сосудистая хирургия. - 2008. - № 6. - С. 5-12.

2. Кадыров Ф.Н., Обухова О.В., Сорокина Ю.А. Проблемы финансового обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи // Менеджер здравоохранения. - 2014. - № 1. - С. 54-64.

3. Кущ О.В., Артамонова Г.В., Барбараш Л.С. Социальная эффективность инновационных технологий оказания медицинской помощи при болезнях системы кровообращения в Кемеровской области // Социальные аспекты здоровья населения [электронный научный журнал] 2015;41(1).

URL: http://vestnik.mednet.ru /content/view/646/30/lang.ru/ (дата обращения: 23 августа 2015).

4. Обухова О.В. Высокотехнологичная медицинская помощь в системе обязательного медицинского страхования // Менеджер здравоохранения. - 2015. - № 4. - С. 33-41.

5. Савостина Е.А. Автореферат диссертации д.м.н. по теме «Научное методологическое обоснование формирования региональной информационной системы здравоохранения на основе современных программных технологий». URL: http://tekhnosfera.com/view/257108/a#?page=1

6. Постановление Правительства РФ от 28.11.2014 № 1273 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов». URL: http://government.ru/media/files/z4YWAm1KswA.pdf (дата обращения: 23 июня 2015).

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

UDK 614.2

Perkhov V.l., Obukhova O.V., Bazarova I.N., Gorin S.G. Organisation and outcomes of monitoring medical-economical factors of high-technology medical aid (Federal Research Institute for Health Organization and Informatics of Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow, veteran's hospital № 2 Moscow Public Health Department)

Abstract. This article explores individual organisational-methodological approaches to constructing monitoring informational systems of high technology medical aid. Authors conclude that there is a necessity to create unique monitoring systems and databases, formed by personified audit of the most significant signs of surveillance subject. Article's materials can be used while modelling information systems for practical implementation of high medical technology in circumstances of one stream financing.

Keywords: informatization of healthcare, one channel financing, high technology medical aid

12-й международный форум

MedSoft - 2016

Выставка и конференция «Медицинские информационные технологии»

Генеральный спонсор

Спонсоры

smarl delta systems

ТЕМАТИКА ВЫСТАВКИ И КОНФЕРЕНЦИИ:

• Информационные системы медучреждений и органов управления здравоохранением

• Региональные системы

• Электронные регистратуры ЛПУ

• Компьютерные системы для исследований ' Ьункциональная и лучевая

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

вораторные исследования)

и диагностики диагностика

си (функциональная и лучевая , лаоо

• Системы компьютеризации массовых исследований и профилактики

• Лабораторные информационные системы

• Системы обработки изображений

• Электронные медицинские карты

• Компьютерные системы в фармации

• Компьютерные системы в стоматологии

• Телемедицинские системы. Медицинский Интернет

• Интеллектуальные медицинские системы

• Обучающие системы. Электронные атласы. Мультимедийные системы

и многое другое

22-24

марта

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Москва ЭКСПОЦЕНТР

Информация по тел.: (495) 728-64-32

вход на выставку

свободный,

участие в мероприятиях деловой программы бесплатное

Адрес:

ЦБК «ЭКСПОЦЕНТР», павильон №2, зал №5 Краснопресненская наб.,14

Проезд:

ст.м. «Выставочная))

Программа конференции и список участников опубликованы но сайте

www.armit.ru

№1 МенеджесГ~

2016 здравоохранения /