Научная статья на тему 'Проблемы перевода высокотехнологичной медицинской помощи в клинико-статистические группы'

Проблемы перевода высокотехнологичной медицинской помощи в клинико-статистические группы Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
562
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ / HIGH-TECH MEDICAL CARE / СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ / SPECIALIZED MEDICAL CARE / КЛИНИКО-СТАТИСТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ / CLINICAL AND STATISTICAL GROUPS / НОМЕНКЛАТУРА МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ / NOMENCLATURE OF MEDICAL SERVICES

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Обухова Ольга Валерьевна, Брутова Анна Сергеевна, Базарова Ирина Николаевна

Перевод высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП)на оплату по страховым принципам через использование клинико-статистических групп заболеваний (КСГ) обусловлен необходимостью решения одной из основных задач государственной политики в сфере здравоохранения увеличения доступности для населения России качественной высокотехнологичной медицинской помощи. Решение данной задачи требует выработки не только научно обоснованных организационных подходов, но и применения адекватных финансовых механизмов возмещения расходов медицинских организаций, оказывающих этот вид медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования. Процесс перевода ВМП на страховые принципы сопряжен с рядом проблем, варианты решения которых обсуждаются в данной статье. В этой связи особую важность приобретают следующие задачи: актуализация перечня ВМП на предмет соответствия критериям отнесения к данному виду медицинской помощи; проблемы сопоставления структуры ВМП с принципами формирования клинико-статистических групп; обоснование уровня финансовых затрат.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Обухова Ольга Валерьевна, Брутова Анна Сергеевна, Базарова Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Problems of Transferring High-Tech Medical Care to Russian Diagnostic-Related Groups (ruDRG)

The transfer of high-tech medical assistance for payment under insurance principles through the use of Russian Diagnostic-Related Groups (ruDRG) is due to the need to address one of the main objectives of public health policy to increase the availability of high-quality high-tech medical care for the population of Russia. The solution of this task requires the development of not only scientifically based organizational approaches, but also the application of adequate financial mechanisms for reimbursing the costs of medical organizations providing this type of medical assistance in the compulsory health insurance system. The process of transferring VMP to insurance principles is associated with a number of problems, the solutions to which are discussed in this article. In this regard, the following tasks are of particular importance: updating the list of VMP for compliance with the criteria for referring to this type of medical care; problems of comparing the structure of the VMP with the principles of the formation of clinical and statistical groups; justification of the level of financial costs.

Текст научной работы на тему «Проблемы перевода высокотехнологичной медицинской помощи в клинико-статистические группы»

ш

X

<

CL

X

о о

tt <

CL В

О

ш

ш ц,

m

<

CL

Проблемы перевода высокотехнологичной медицинской помощи в клинико-статистические группы

О. В. Обухова, А. С. Брутова, И. Н. Базарова

Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения Минздрава России, Москва, Россия

Перевод высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП)на оплату по страховым принципам через использование клинико-статистиче-ских групп заболеваний (КСГ) обусловлен необходимостью решения одной из основных задач государственной политики в сфере здравоохранения - увеличения доступности для населения России качественной высокотехнологичной медицинской помощи. Решение данной задачи требует выработки не только научно обоснованных организационных подходов, но и применения адекватных финансовых механизмов возмещения расходов медицинских организаций, оказывающих этот вид медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования. Процесс перевода ВМП на страховые принципы сопряжен с рядом проблем, варианты решения которых обсуждаются в данной статье. В этой связи особую важность приобретают следующие задачи: актуализация перечня ВМП на предмет соответствия критериям отнесения к данному виду медицинской помощи; проблемы сопоставления структуры ВМП с принципами формирования клинико-статистических групп; обоснование уровня финансовых затрат.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: высокотехнологичная медицинская помощь, специализированная медицинская помощь, клинико-статистические группы, номенклатура медицинских услуг.

Библиографическое описание: Брутова А. С., Обухова О. В., Базарова И. Н. Проблемы перевода высокотехнологичной медицинской помощи в клинико-статистические группы. Медицинские технологии. Оценка и выбор. 2017; 3(29): 22-30.

The Problems of Transferring High-Tech Medical Care to Russian Diagnostic-Related 22 Groups (ruDRG)

O. V. Obukhova, A. S. Brutova, I. N. Bazarova

Federal Research Institute for Health Organization and Informatics of Ministry of Health of the Russian г- Federation, Moscow, Russia

CM _

The transfer of high-tech medical assistance for payment under insurance principles through the use of Russian Diagnostic-Related Groups (ruDRG) is due jj to the need to address one of the main objectives of public health policy - to increase the availability of high-quality high-tech medical care for the population of Russia. The solution of this task requires the development of not only scientifically based organizational approaches, but also the application of adequate financial mechanisms for reimbursing the costs of medical organizations providing this type of medical assistance in the compulsory health insurance system. О The process of transferring VMP to insurance principles is associated with a number of problems, the solutions to which are discussed in this article. In this regard, the following tasks are of particular importance: updating the list of VMP for compliance with the criteria for referring to this type of medical care; problems of comparing the structure of the VMP with the principles of the formation of clinical and statistical groups; justification of the level of financial costs.

LO -0 m

KEYWORDS: high-tech medical care, specialized medical care, clinical and statistical groups, the nomenclature of medical services. X

LU For citations: Brutova A. S., Obukhova O. V., Bazarova I. N. The Problems of Transferring High-Tech Medical Care to Russian Diagnostic-Related O Groups (ruDRG). Medical Technologies. Assessment and Choice. 2017; 3(29): 22-30.

О ^

О X

X

Ш

ВВЕДЕНИЕ

подхода к финансированию федеральных клиник. По-

Проблемы оплаты высокотехнологичной меди- следнее объяснялось необходимостью обеспечения

цинской помощи (ВМП) изначально были обуслов- непрерывного функционирования медицинских орга-

о лены наличием нормативов затрат с экономически низаций федерального уровня и осуществлялось без

необоснованным уровнем [1], а также отсутствием учета результатов их деятельности. В таком режиме

§ нормативного закрепления технологий выполнения работы единица объема ВМП - пролеченный больной

2 большинства методов ВМП и применением сметного - являлась формальным параметром, значение кото-

рого рассчитывалось под выделенные объемы финансирования федеральной клиники.

Актуализация задачи перевода оплаты ВМП на страховые принципы через использование клинико-статистических групп заболеваний (КСГ) произошла в 2013 г. с момента начала реализации Правительством РФ поэтапного перевода ВМП на страховые принципы планирования и возмещения расходов в соответствии с положениями Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» [2] (далее - Ф3-326). Реальный переход на финансирование ВМП из единственного государственного источника - Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) - наступил с 1 января 2016 г. К этому моменту, в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, были утверждены два перечня ВМП, разграниченные по принципу включения или невключения в базовую программу ОМС (перечни 1 и 2, соответственно).

В представленной здесь работе исследовались методы ВМП, включенные в базовую программу ОМС. Исследование проводилось с позиции обоснованности их перевода на оплату по клинико-статистическим группам заболеваний (КСГ). Трудности, сопровождающие организацию и финансирование ВМП в условиях системы ОМС, подробно изложены в предыдущих публикациях [3, 4].

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ МЕТОДОВ ВМП

Перевод методов ВМП в КСГ сопровождается ежегодной актуализацией перечня высокотехнологичных вмешательств с точки зрения сохранения ими свойств и характеристик, соответствующих определению ВМП, установленному пунктом 3 статьи 34 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Ф3-323 [5], где указано, что «высокотехнологичная медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи, включает в себя применение новых сложных и (или) уникальных методов лечения, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью, в том числе клеточных технологий, роботизированной техники, информационных технологий и методов генной инженерии, разработанных на основе достижений медицинской науки и смежных отраслей науки и техники».

В настоящее время в действующей нормативно-законодательной базе отсутствуют утвержденные параметры или значения детализированных критериев отнесения методов лечения к ВМП; отсутствуют также стандарты, протоколы лечения и другие нормативные документы по каждому методу ВМП, содержащие

требования к квалификации специалистов, объем трудозатрат, натуральные (количественные) показатели использования медицинского оборудования, расходных материалов, площадей и помещений медицинской организации при реализации метода лечения. Данные вопросы требуют дальнейшего законодательного регулирования на уровне федерального органа государственной власти в сфере охраны здоровья граждан в соответствии с п. 7. 1. ст. 34 ФЗ 323.

Исследование методов ВМП на предмет их соответствия критериям, приведенным в п. 3 ст. 34 ФЗ-323 (см. выше), показало, что отдельные методы нельзя отнести к ВМП ни по одному из перечисленных критериев. Данная ситуация служит обоснованием для применения экспертного подхода как к формированию критериев отнесения методов лечения к ВМП, так и к выбору диапазона значений этих критериев.

КРИТЕРИЙ «НОВИЗНА МЕТОДОВ ЛЕЧЕНИЯ ВМП»

Данный критерий по своей сути должен отражать предельные сроки, по истечении которых методы ВМП могут быть переданы в специализированную медицинскую помощь. Таких нормативных документов на сегодняшний день не принято.

Вышедший 01.08.2017 г. Приказ Минздрава №2 484н «Об утверждении порядка формирования перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи, включающего предельные сроки, по истечении которых виды высокотехнологичной медицинской помощи включаются в базовую программу обязательного медицинского страхования» касается перевода методов ВМП из упомянутого выше перечня видов ВМП, не включенных в базовую программу ОМС (далее - БПОМС), в перечень видов ВМП, включенных в БПОМС. Так, для новых сложных и (или) уникальных методов лечения, впервые включаемых в перечень 2 (виды ВМП, не входящие в БПОМС), предельные сроки нахождения в этом перечне должны составлять не более 3 лет, а для ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью, впервые включаемых в перечень 2, -не более 5 лет.

Следует отметить, что сроки, по истечении которых метод ВМП включается в базовую программу ОМС, показателем частоты его применения (а значит, и доступности для населения) не является.

Из 501 исследованного метода ВМП включенного в БПОМС, 368 методов присутствуют в действующем перечне более 10 лет, 102 метода утверждены в 2008 г., 2 метода - в 2010 г., 1 метод ВМП утвержден в 2011 г. В 2012 г. в этот перечень были внесены 19 новых методов, а в 2016 - 2 метода ВМП.

Анализ частоты применения видов (методов) ВМП в зависимости от диагноза показал, что по ряду нозологических форм применяются виды (методы) лечения

23

ш

X

<

о.

X

о о

ш <

о. ч

о

ш

ш ^

со <

о.

24

о. О ш _0 ш

X

ш

о ^

О X

X

ш

о

X

ш

со сроком включения в перечень видов ВМП более 10 лет. Изменения состоят лишь в том, что ранее «методы ВМП» именовались «видами ВМП», а также имели более лаконичную (обобщенную) формулировку.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19.12.2016 № 1403 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» [6] (далее - Программа государственных гарантий), перечень видов ВМП включает методы лечения, которые применяются уже 6 лет и более, т. е. эти методы не являются новыми. Например, по ряду профилей в перечне видов ВМП, включенном в БПОМС и утвержденном Постановлением Правительства РФ от 19.12.2016 № 1403, содержатся методы из Приказа Минздравсоцразвития России № 320, утвержденного 07.05.2007.

Анализ зарубежных публикаций показал, что приемлемый срок, в течение которого метод высокотехнологичного лечения обладает новизной, составляет 3-5 лет с момента включения в перечень видов ВМП.

Основной причиной затягивания на длительный срок процесса внедрения и тиражирования метода ВМП является отсутствие ресурсного обеспечения, необходимого для выполнения самих методов медицинскими организациями, которым требуется не только материально-техническое оснащение, но и наличие квалифицированных специалистов.

КРИТЕРИЙ «СЛОЖНОСТЬ МЕТОДА ЛЕЧЕНИЯ»

По нашему мнению, данный критерий определяется не только сложностью самой технологии ВМП, но и во многом - ресурсной базой медицинских организаций, которая должна соответствовать следующим характеристикам:

• наличие опыта оказания ВМП по ее профилям и видам с применением методов лечения, которые предусмотрены перечнем видов ВМП;

• наличие в медицинской организации медицинского оборудования, в том числе высокотехнологичного, обеспечивающего оказание ВМП по профилям и видам с применением методов лечения, которые предусмотрены перечнем видов ВМП;

• наличие в медицинской организации современной вспомогательной диагностической базы, оснащенной современным высокотехнологичным оборудованием;

• наличие в штате медицинской организации не менее 70% сертифицированных специалистов первой и высшей квалификационной категории со стажем самостоятельной работы более 5 лет, оказывающих ВМП по профилям и видам с применением методов лечения, которые предусмотрены перечнем видов ВМП.

Конкретные требования к квалификации медицинского персонала, оснащению медицинским оборудованием, опыту лечения методами ВМП должны быть нормативно закреплены в порядках оказания медицинской помощи, в клинических рекомендациях, а также в лицензионных требованиях к медицинской организации, претендующей на получение лицензии на выполнение ВМП.

Указанные условия оценки методов ВМП с точки зрения критерия «сложность» лишь частично и обобщенно определены в качестве критериев отбора медицинских учреждений на включение в перечень организаций, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь.

КРИТЕРИЙ «УНИКАЛЬНОСТЬ МЕТОДА ЛЕЧЕНИЯ»

Этот критерий понимается как ограниченность числа и уровня медицинских организаций, применяющих конкретный метод ВМП. Противоположным по смыслу является критерий «растиражированность метода», который характеризует возможность медицинских организаций разного уровня использовать конкретный метод лечения. Наиболее растиражированным является метод лечения, который внедрен в наибольшее количество медицинских организаций разного уровня.

Проводя оценку методов ВМП по критерию «уникальность», мы, прежде всего, разделили медицинские организации, участвующие в оказании ВМП, входящей в БПОМС, на три группы. Группу 1 составили медицинские организации, оказывающие специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь на муниципальном или районном уровне. К группе 2 были отнесены медицинские организации, оказывающие специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь на межрайонном уровне и на уровне субъектов РФ. К третьей группе отнесены медицинские организации федерального уровня.

Далее было обнаружено, что, несмотря на преобладание числа учреждений групп 2 и 3, участвующих в оказании ВМП, доля учреждений группы 1, оказывающих этот вид медицинской помощи, приближается по отдельным методам к 50%, а в ряде случаев превышает эту величину. Так, методы №№ 450 и 451 «Имплантация эндопротеза сустава» применялись в 155 учреждениях группы 1 и в 200 учреждениях групп 2 и 3, а метод № 428 «Баллонная вазодилатация с установкой стента в сосуд (сосуды)» применялся в 2016 г. в 101 учреждении группы 1 и в 185 учреждениях групп 2 и 3.

Всего в реализации 65 методов ВМП доля участвующих учреждений группы 1 превышала 30% от общего числа учреждений, использующих методы ВМП.

Отмечено 10 методов, которые применялись одинаковым количеством организаций, относящихся к группе 1 и суммарно к учреждениям групп 2 и 3; общее число этих организаций равнялось 16.

Выявлены случаи количественного преобладания учреждений группы 1 среди других, участвующих в оказании ВМП организаций. Такая ситуация характерна для нерастиражированных методов ВМП. Так, например, метод № 177 «Эндоскопическое стентиро-вание вирсунгова протока при опухолевом стенозе под видеоэндоскопическим контролем» применялся всего в 4 учреждениях, в том числе в 3 учреждениях группы 1, а метод № 157 «Эндоскопическое бужирование и баллонная дилатация при опухолевом стенозе общего желчного протока под эндоскопическим контролем» - всего в 5 учреждениях, в том числе в 3 учреждениях группы 1.

Анализ данных показал, что из общего числа методов ВМП, входящих в перечень 1, не применялись в учреждениях первой группы 115 методов.

КРИТЕРИЙ «РЕСУРСОЕМКОСТЬ МЕТОДА ВМП»

Ресурсоемкость метода может быть оценена по доле наиболее затратной части норматива финансовых затрат, включающей расходы на медикаменты и расходные материалы. Чем выше значение ресурсоемкой доли в тарифе ВМП, тем труднее организовать материально-техническое обеспечение такого метода лечения для медицинской организации низкого уровня. Данный критерий позволяет наиболее объективно оценить затратность метода ВМП, так как покрытие указанной ресурсоемкой доли является обязательным условием применения любого метода ВМП.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Значения критерия влияют на растиражирован-ность метода на уровне субъектов РФ, что связано с ограниченными возможностями местных бюджетов осуществлять материально-техническое и финансовое обеспечение ВМП как за счет средств БПОМС, так и за счет собственных средств.

Диапазон значений критерия, по данным проведенного исследования, варьировал от 26,3 до 281,4 тыс. руб.

КРИТЕРИЙ «ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ МЕТОДА НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫМИ АКТАМИ»

Этот критерий позволяет оценить степень подготовленности метода ВМП к передаче в специализированную медицинскую помощь. Согласно ст. 37 Ф3-323, необходимыми при этом документами являются стандарты ВМП, порядки оказания медицинской помощи, а в соответствии со ст. 64 Ф3-323, и клинические рекомендации (протоколы лечения).

Для определения обеспеченности методов ВМП стандартами оказания медицинской помощи было рассмотрено более 300 стандартов, рекомендованных

руководителям федеральных специализированных медицинских учреждений для использования при оказании дорогостоящей (высокотехнологичной) медицинской помощи. Проведено также сопоставление модели пациента, подлежащего лечению с применением метода ВМП, с моделью пациента, регламентированной в стандарте лечения (учитывались такие данные, как нозологическая форма, код МКБ-10, возрастная категория).

Обнаружено, что в отличие от подавляющего большинства методов ВМП, снабженных рекомендациями по применению, обеспеченность модели пациента регламентированным стандартом была частичной. Так, для метода № 21 «Резекция ободочной кишки с формированием наданального концебокового коло-ректального анастомоза» стандарт имеется только для модели пациента «болезнь Гиршпрунга» (стандарт медицинской помощи больным болезнью Гиршпрун-га), а для модели пациента «мегадолихосигма» стандарт отсутствует.

Всего с 2007 г. было издано 310 приказов, утвердивших стандарты ВМП. Все эти стандарты на сегодняшний день остаются действующими.

КЛИНИКО-СТАТИСТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ ЗАБОЛЕВАНИЙ

Клинико-статистическая группа заболеваний (КСГ) - группа заболеваний, относящихся к одному профилю медицинской помощи и сходных по используемым методам диагностики и лечения пациентов и средней ресурсоемкости (стоимость, структура затрат и набор используемых ресурсов) [7]. Использование КГС служит основным способом возмещения расходов за оказанную специализированную медицинскую помощь в системе ОМС.

Осуществление перевода методов ВМП в соответствующие КСГ невозможно без ряда допущений, обусловленных отсутствием регламентирующих нормативных документов. Нами были приняты следующие допущения:

• описание метода ВМП, включающее наименование вида ВМП, коды по МКБ-10, модель пациента, вид и метод лечения, изложенное в Программе государственных гарантий, отражает сложность и ресурсоемкость оказания медицинской помощи;

• утвержденные нормативы финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи по группам ВМП (раздел I Программы государственных гарантий) отражают фактические затраты на законченный случай лечения, включающие в том числе возможные издержки, обусловленные сверхдлительным пребыванием пациента в стационаре, сложностью лечения пациентов, экстренностью оказания помощи;

25

ш

X

<

о.

X

о о

ш <

о. ч

о

ш

ш ^

со <

о.

26

Структура информации, описывающая метод ВМП

N группы ВМП Профиль Коды по МКБ-10 Наим-е вида ВМП Модель пациента Вид лечения Метод лечения НФЗ*

1 2 3 4 5 6 7 8

(1)

Структура

информации,

описывающая

ксг

(2)

(3)

Г4) (5)

У

(6)

(7)

(8)

(9)

Наимено ванне КСГ Профиль Код по МКБ-10 Код по МКБ-10 (2) Код услуги Возраст Пол Длитель ность КЗ

1 2 3 4 5 7 8 9 10

Рис.1. Схема сопоставления элементов данных по методам ВМП и по КСГ.

Примечание.

* НФЗ - Норматив финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи; ** КЗ - коэффициент затратоемкости; (1) - (9) - номер связи элементов данных по ВМП и КСГ.

о. О ш _0 ш

X

ш

о ^

О X

X

ш

о

X

ш

• метод лечения ВМП, согласно определению ФЗ 323, представляет собой медицинскую услугу или набор медицинских услуг, имеющих самостоятельное законченное значение; соответственно, отнесение случая лечения с использованием ВМП к конкретной КСГ производится согласно кодам и наименованиям медицинских услуг, указанным в Номенклатуре медицинских услуг (далее - Номенклатура), утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 27 декабря 2011 г. № 1664н [8];

• оказание ВМП осуществляется в рамках стационаров круглосуточного пребывания;

• зависимость затратоемкости метода ВМП от возрастного параметра (взрослые/дети) отражена в нормативе финансовых затрат. Применительно к методам ВМП, в отношении которых указана возможность их применения у детей, используются тарифы, установленные в целом по данному методу ВМП;

• профиль медицинской помощи по методам ВМП совпадает с соответствующим профилем медицинской помощи по КСГ.

Методы лечения ВМП, направленные на одну анатомо-функциональную область, могут относиться к нескольким профилям, например, как к хирургии, так и к онкологии. Для того чтобы медицинские организации могли выполнять переведенные в специализированную помощь методы ВМП без дополнительного лицензирования, допускается отнесение метода ВМП к КСГ того же профиля, какой был при оказании ВМП.

Также нами проведено исследование структуры информации, характеризующей методы лечения ВМП и КСГ, на предмет их сопоставления. Информация о структуре данных по методам ВМП соответствует представленной в разделе I Программы государственных гарантий. Информация о структуре данных по КСГ содержится в Инструкции по группировке

случаев КСГ, утвержденной Письмом ФФОМС от 27.12.2016 № 12708/26-2/и.

На рисунке 1 приведена схема сопоставления элементов данных по методам ВМП и по КСГ.

Профиль КСГ соответствует профилю ВМП (связь 1) и указывается в соответствии с Приказом Мин-здравсоцразвития России от 17.05.2012 № 555н «Об утверждении номенклатуры коечного фонда по профилям медицинской помощи».

Элемент информации о КСГ «Код по МКБ-10» соответствует элементу информации метода ВМП «Коды по МКБ-10» (связь 2), причем одному случаю применения ВМП соответствует один код диагноза из указанного в данном поле перечня (и/или диапазона) кодов МКБ-10.

Элементу данных по КСГ «Код услуги» соответствует элемент ВМП «Метод лечения», определяемый согласно Номенклатуре медицинских услуг, на выбор по Номенклатуре названия медицинской услуги для метода ВМП влияет также информация из элементов данных по ВМП «Наименование вида ВМП», «Модель пациента», «Вид лечения» (связи 3, 5, 7, 8).

Элемент информации о КСГ «Код по МКБ-10 (2)» характеризует наличие у пациента сопутствующего диагноза или осложнения заболевания. В ВМП этому элементу данных может соответствовать, хотя и непрямо, информация, включенная в «Модель пациента» (связь 4; см. рис. 1), где указывается тяжесть заболевания, сложность лечения, сопутствующие осложнения.

Элементу данных по КСГ «Возраст» отчасти соответствует информация о ВМП, включенная в «Наименование вида ВМП» (связь 6). Основные возрастные группы, которые используются в описании методов ВМП, - это взрослые, дети, новорожденные, дети до 1 года.

Элементы таких характеристик КСГ, как «Пол» и «Длительность» госпитализации, не имеют аналогов в структуре данных о ВМП.

Элемент КСГ «КЗ» несет финансовую информацию, но его связь со значениями элемента ВМП «НФЗ» не является прямой (связь 9).

Представленный анализ информации показал, что существуют прямые соответствия таких элементов, как «Профиль», «Коды по МКБ-10» и «Код по МКБ-10», а также «НФЗ» и «КЗ» при переводе их в сопоставимые единицы. Однако методы ВМП имеют неструктурированное описание таких элементов информации, как «Наименование вида ВМП», «Модель пациента», «Метод лечения», которые мало сопоставимы с элементами данных по КСГ.

ПЕРЕВОД МЕТОДОВ ВМП В СООТВЕТСТВУЮЩИЕ КСГ

Изложенные результаты исследования свидетельствуют о том, что для осуществления перевода методов ВМП в КСГ требуется провести ряд организационных мероприятий, в задачи которых входит:

• отнесение методов ВМП к конкретной медицинской услуге;

• сопоставление норматива финансовых затрат по группе ВМП и коэффициента относительной за-тратоемкости по наиболее соответствующей КСГ. Некоторые методы ВМП характеризуются применением двух и более так называемых ВМП-образую-щих услуг (услуги, характеризующие метод ВМП). Перевод таких методов ВМП в КСГ требует включения в перечень критериев КСГ дополнительного классификационного критерия по типу «Диагноз МКБ-10 (2)». Исследование показало, что для соотнесения ряда методов ВМП с Номенклатурой в последнюю должны быть внесены дополнительные позиции.

Одним из основных критериев, определяющих возможность отнесения метода ВМП к той или иной КСГ, является коэффициент относительной затрато-емкости, установленный для КСГ. В целях сопоставления норматива финансовых затрат по группе ВМП и коэффициента относительной затратоемкости КСГ должны быть рассчитаны коэффициенты относительной затратоемкости по каждой группе методов (или методу) ВМП, для чего используют расчетные значения базовой ставки. Нами был разработан алгоритм определения КСГ для методов ВМП, переводимых в специализированную помощь (рис. 2).

На первом этапе схемы осуществляется отбор профиля действующих или создаваемых КСГ, к которым будет отнесен метод ВМП.

Методы ВМП, которые в соответствии с профилем предназначены только для детей (неонатология, педиатрия), относят к КСГ детского профиля с указанием возрастной группы «дети».

По остальным профилям осуществляется проверка на предмет возможных различий в стоимости применения метода ВМП для отдельных возрастных категорий.

Методы ВМП, стоимость которых не зависит от возрастной категории пациентов и которым соответ-

ствуют КГС, имеющие только детский профиль (см. связи 1-3-5 на рисунке 2; номера связей помечены красными кружками), относят, соответственно, к кли-нико-статистическим группам детского профиля.

Методы ВМП, не различающиеся по стоимости для разных возрастных категорий пациентов и соответствующие КГС только со взрослым профилем (связь 1-4 на рис. 2), относят к клинико-статистиче-ским группам взрослого профиля.

В отношении методов ВМП, стоимость которых не зависит от возрастной категории пациентов и которые соответствуют КСГ, имеющим и взрослый, и детский профили, осуществляется проверка на наличие подходящих наименований КСГ как взрослого, так и детского уровней. При обнаружении таковых (связь 1-36-7) метод относят к клинико-статистическим группам обоих профилей, а в случае их отсутствия (связь 1-3-6-8) - только к клинико-статистическим группам взрослого профиля.

В случае, если стоимость метода ВМП различается в зависимости от того, оказывается он детям или взрослым, в наименовании КСГ следует уточнять возрастную категорию пациентов. При этом, если для метода ВМП существует детский профиль КСГ, погружение осуществляется как во взрослый, так и в детский профили (связь 2-9). Если для метода ВМП существует только взрослый профиль КСГ, погружение осуществляется в него (связь 2-10).

Большинство методов ВМП, планируемых к передаче в специализированную помощь, соответствуют связи 1-4 и отнесены на первом этапе к КГС со взрослым профилем.

Вторым этапом схемы является определение тех КСГ в пределах отобранного на 1 этапе профиля, в которые будет внесен метод ВМП.

Для методов ВМП, стоимость которых различается в зависимости от возрастной группы, осуществляется поиск подходящей по наименованию КСГ в пределах профиля, отобранного на 1 этапе. При этом следует учитывать наличие в наименовании КСГ уточнения относительно возрастной категории пациентов. Если такое уточнение отсутствует, то в рамках КСГ данного профиля формируют новую КГС, содержащую в наименовании либо укрупненную группу заболеваний по классификатору МКБ-10, либо определение анатомо-функциональной зоны, на которую направлено основное воздействие при лечении, а также указание на тип воздействия. Так, для метода ВМП № 419 по кодам МКБ-10 можно сформировать КСГ «Нарушения обмена веществ, дети».

Изложенные в статье материалы могут быть использованы при подготовке нормативных документов, определяющих процесс перевода ВМП в КСГ с учетом особенностей оказания данного вида медицинской помощи.

27

28

Рис. 2. Алгоритм определения КСГ для методов ВМП, переводимых в специализированную помощь (начало).

Рис. 2. Алгоритм определения КСГ для методов ВМП, переводимых в специализированную помощь (продолжение).

29

ЛИТЕРАТУРА

1. Приказ Минздравсоцразвития России от 31.12.2010 № 1248н «О порядке формирования и утверждении государственного задания на оказание в 2011 году высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета». URL: https:// www.rosminzdrav.ru/documents/7350-prikaz-minzdravsotsrazvitiya-rossii-1248n-ot-31-dekabrya-2010-g.

2. Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». URL: https://rg.ru/2010/12/03/oms-dok.html.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Обухова О. В., Брутова А. С., Базарова И. Н., Артамонова Е. Н. Эволюция перехода высокотехнологичной медицинской помощи на страховые принципы оплаты: опыт, результаты и перспективы. Медицинские технологии. Оценка и выбор. 2016; 3(25): 34-41.

ш

X

<

CL

X

о о

tt <

CL Ч

О

ш

ш ц,

m

<

CL

30

CL

О

LO _ü m

x

ш

О ^

О X

X

ш

4. Перхов В. И., Обухова О. В., Базарова И. Н., Горин С. Г. Организация и результаты мониторинга медико-экономических показателей высокотехнологичной медицинской помощи. Менеджер здравоохранения. 2016; № 1: 8-13.

5. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». URL: https:// rg.ru/2011/11/23/zdorovie-dok.html.

6. Постановление Правительства РФ от 19.12.2016 № 1403 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов». URL: https://www.rgs.ru/upload/medialibrary/313/ programma-gosudarstvennykh-garantiy-besplatnogo-okazaniya-grazhdanam-meditsinskoy-pomoshchi-na-2017-god-i-na-planovyy-period-2018-i-2019-godov.pdf.

7. Письмо Минздрава России № 11-8/10/2-8266, ФФОМС № 12578/26/и от 22.12.2016 «О методических рекомендациях по способам оплаты медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования». URL: http://www.ffoms.ru/ documents/the-orders-oms/.

8. Номенклатура медицинских услуг, утвержденная приказом Мин-здравсоцразвития РФ от 27 декабря 2011 г. № 1664н. URL: https:// www.rosminzdrav.ru/documents/6975-prikaz-minzdravsotsrazvitiya-rossii-1664n-ot-27-dekabrya-2011-g.

REFERENCES

1. Order of the Ministry of Health and Social Development of Russia from December 31, 2010 № 1248н «On the procedure for the formation and approval of the state task for rendering high-tech medical assistance to citizens of the Russian Federation in 2011 at the expense of budgetary appropriations of the federal budget». URL: https:// www.rosminzdrav.ru/documents/7350-prikaz-minzdravsotsrazvitiya-rossii-1248n-ot-31-dekabrya-2010-g.

2. Federal Law № 326-FZ of 29.11.2010 «On compulsory medical insurance in the Russian Federation». URL: https://rg.ru/2010/12/03/ oms-dok.html.

3. Obukhova O. V., Brutova A. S., Bazarova I. N., Artamonova Ye. N. Experience, Results and Prospects of the Transition to Insurance Principles of Payment for High-Tech Medical Care. Medical Technologies. Assessment and Choices. 2016; 3(25): 34-41.

4. Perkhov V. I., Obukhova O. V., Bazarova I. N., Gorin S. G. Organisation and outcomes of monitoring medical-economical factors of high-technology medical aid. Manager of Health Care. 2016; № 1: 8-13.

5. Federal Law of 21.11.2011 № 323-FZ «On the fundamentals of protecting the health of citizens in the Russian Federation». URL: https:// rg.ru/2011/11/23/zdorovie-dok.html.

6. Decree of the Government of the Russian Federation of December 12, 2016 № 1403 «On the Program of State Guarantees of Free Medical Assistance to Citizens for 2017 and for the Planning Period of 2018 and 2019». URL: https://www.rgs.ru/upload/medialibrary/313/ programma-gosudarstvennykh-garantiy-besplatnogo-okazaniya-grazhdanam-meditsinskoy-pomoshchi-na-2017-god-i-na-planovyy-period-2018-i-2019-godov.pdf.

7. Letter № 11-8/10/2-8266 of the Ministry of Health of the Russian Federation, FFOMS № 12578/26/i and from 22.12.2016 «On methodical recommendations on how to pay for medical care from the means of compulsory medical insurance». URL: http://www.ffoms. ru/documents/the-orders-oms/.

8. The nomenclature of medical services, approved by the order of the Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation of December 27, 2011 № 1664n. URL: https://www.rosminz-drav.ru/documents/6975-prikaz-minzdravsotsrazvitiya-rossii-1664n-ot-27-dekabrya-2011-g.

Сведения об авторах:

Обухова Ольга Валерьевна

зав. отделением экономики и ресурсного обеспечения здравоохранения ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России, канд. полит. наук

Адрес для переписки:

Ул. Добролюбова, д. 11, Москва 127254, Россия Тел.: +7 (495) 618-4388 (доб. 515) E-mail: obuhova@mednet.ru

Брутова Анна Сергеевна

научный сотрудник отделения экономики и ресурсного обеспечения здравоохранения ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России

Адрес для переписки:

Ул. Добролюбова, д. 11, Москва 127254, Россия Тел.: +7 (495) 618-4388 (доб. 513) E-mail: brutova@mednet.ru

Базарова Ирина Николаевна

научный сотрудник отделения экономики и ресурсного обеспечения здравоохранения ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России

Адрес для переписки:

Ул. Добролюбова, д. 11, Москва 127254, Россия Тел.: +7 (495) 618-4388 (доб. 514) E-mail: bazarova@mednet.ru

Authors:

Obukhova Olga Valerievna

Head of the Department of Economics and Resource Provision of Public Health at the Federal Research Institute for Health Organization and Informatics of Ministry of Health of the Russian Federation, Candidate of Political Sciences

Address for correspondence:

Dobrolyubova St., 11, Moscow 127254, Russian Federation Tel.: +7 (495) 618-0097 (ext. 515) E-mail: obuhova@mednet.ru

Brutova Anna Sergeevna

Researcher of the Department of Economics and Resource Provision of Health at the Federal Research Institute for Health Organization and Informatics of Ministry of Health of the Russian Federation

Address for correspondence:

Dobrolyubova St., 11, Moscow 127254, Russian Federation Tel.: +7 (495) 618-4388 (ext. 513) E-mail: brutova@mednet.ru

Bazarova Irina Nikolaevna

Researcher of the Department of Economics and Resource Provision of Health at the Federal Research Institute for Health Organization and Informatics of Ministry of Health of the Russian Federation

Address for correspondence:

Dobrolyubova St., 11, Moscow 127254, Russian Federation Tel.: +7 (495) 618-4388 (ext. 514) E-mail: bazarova@mednet.ru

О X

m ш

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.