Телемедицинские системы
www.idmz.ru
SOI □, № Л
В.И. ПЕРХОВ,
д.м.н., ведущий научный сотрудник ФГУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения Минздравсоцразвития России», г. Москва, [email protected]
B. М. КУРАЕВА,
аспирант ФГУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения Минздравсоцразвития России» г. Москва, [email protected]
C. А. КИРЕЕВ,
заместитель директора ФГУ «Эндокринологический научный центр Минздравсоцразвития России», г. Москва, [email protected] Е.Е. БАЛУЕВ,
консультант заместителя председателя Правительства Пермского края, г. Пермь, [email protected]
□ НЕОБХОДИМОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕЛЕКОНСУЛЬТАЦИЙ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ОКАЗАНИЯ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
УДК 614.2
Перхов В.И., КураеваВ.М., Киреев СЛ., Балуев Е.Е. О необходимости использования телеконсультаций при организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи (ФГУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения Минздравсоцразвития России», ФГУ «Эндокринологический научный центр Минздравсоцразвития России», г. Москва; Правительство Пермского края, г. Пермь). Аннотация: Обеспечение равной доступности для населения разных регионов страны высоких медицинских технологий является сложной задачей по ряду причин, включая низкую эффективность отбора больных. В статье представлены фактические данные, обусловливающие необходимость расширения использования медицинских телекоммуникационных технологий в сфере обеспечения населения высокотехнологичной медицинской помощью, обоснован вариант перечня головных по профилю высокотехнологичной медицинской помощи федеральных медицинских учреждений.
Ключевые слова: высокотехнологичная медицинская помощь, медицинские телекоммуникационные технологии
UDC 614.2
Perkhov V.i., Kuraeva V.M. (FGU «The Central scientific research institute of the organization and information of public health services of Minzdravsotsrazvitiya of Russia»), Kireev S.A. (FGU «The Endocrinology centre of science of Minzdravsotsrazvitiya of Russia»), Baluev E.E. (The government of the Perm edge) The necessity of the use of teleconsultations at the organization of rendering of hi-tech medical aid
Abstract: Providing with equal availability to the population of different regions of the country of hi-tech medical technologies is a difficult task because of several reasons, including low efficiency of the patients selection. The fact data causing the necessity of the expansion of the use of medical telecommunication technologies in sphere of providing the population with hi-tech medical aid is presented in the article, the variant of the list of the head federal medical institutions in each profile of hi-tech medical aid is proved.
Keywords: hi-tech medical aid, medical telecommunication technologies
1
ноября 2009 года в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент России Дмитрий Медведев в числе основных направлений деятельности в сфере экономики и народного хозяйства, наряду с внедрением новейших медицинских, энергетических
>
© В.И. Перхов, В.М. Кураева, С.А. Киреев, Е.Е. Балуев, 2010 г.
■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■ ■■■ h ■■ ■ ■ ■■■ ■■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■■ ■ ■
Телемедицинские системы
и информационные
технологии
>и информационных технологий, назвал также развитие телекоммуникационных систем.
Актуальность развития и широкого практического внедрения телекоммуникационных технологий в медицине (телемедицины) в Российской Федерации обусловлена не только наличием проблем, являющихся общими для многих современных систем здравоохранения. Существуют и другие факторы, характерные только для Российской Федерации. Это — большая территория и низкая плотность населения во многих регионах, существенные различия между регионами в степени урбанизации, диспропорции в уровнях финансирования региональных систем здравоохранения из государственных источников на душу населения, существенные территориальные различия в уровне доступности специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи для населения различных регионов.
Высокотехнологичная медицинская помощь (ВМП) — это наиболее эффективная, приводящая к существенному и стойкому улучшению состояния здоровья и качества жизни пациента, пользующаяся высоким спросом у населения, но наименее доступная медицинская помощь.
Этот вид медицинской помощи предоставляется при жизнеугрожающих и (или) инвали-дизирующих заболеваниях, оказывается на основе науко- и ресурсоемких медицинских технологий, имеющих законченное клиническое значение и которые не могут быть широко тиражированы ввиду: а) высокой стоимости оборудования и используемых изделий медицинского назначения, имплантируемых в организм человека (протезы суставов, слуховые аппараты, ликворошунтирующие системы, электростимуляторы, материалы для внутрисосудистых вмешательств и прочие), и (или) лекарственных средств; б) необходимости выполнения специалистами особо высокой квалификации (обученных по специальным программам, имеющих ученые степени и т.д.) в специально оборудованных (операционные микроскопы, ультразвуковые дезинтеграторы,
навигационные системы, сложная наркознодыхательная аппаратура и прочие) условиях. ВМП — это в основном хирургическая помощь, отличающаяся необходимостью проведения углубленного и комплексного предоперационного обследования и подготовки, а послеоперационное ведение сопряжено с потреблением большого количества дорогостоящих медикаментов.
Объемы высокотехнологичной медицинской помощи, предоставляемые за счет государственных источников финансирования, подлежат жесткому регулированию, доступ населения к этому виду медицинской помощи ограничен, что обусловливает актуальность использования в этой сфере телекоммуникационных технологий.
Ежегодно в амбулаторно-поликлинических подразделениях федеральных медицинских учреждений регистрируется свыше 5,7 млн. посещений пациентами врачей. При этом в среднем только каждое 12-е посещение завершается госпитализацией больного, в том числе только каждое 28-е посещение завершается госпитализацией для оказания высокотехнологичной медицинской помощи. Обращение пациентов в федеральные медицинские учреждения (ФМУ) для консультации, в том числе с целью решения вопроса об оказании высокотехнологичной медицинской помощи, сопряжено с высокими транспортными расходами. Только для консультаций в ФМУ, расположенных на территории Москвы, пациенты других регионов суммарно преодолевают свыше 250 млн. километров в год, при этом затраты на однократный проезд туда и обратно составляют не менее 700 млн. рублей в год.
С учетом общих объемов экстерриториально оказанной высокотехнологичной медицинской помощи, а также того, что значительная часть пациентов, направленных в ФМУ для получения ВМП, фактически не госпитализируются, общие затраты на проезд пациентов могут оказаться еще более значительными.
1 22 ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■
Телемедицинские системы
Другой стратегически важной в условиях финансово-экономического кризиса стала задача организации взаимодействия между лечебно-профилактическими учреждениями и специализированными федеральными государственными учреждениями, оказывающими населению высокотехнологичную медицинскую помощь. Оперативное и полноценное решение этой проблемы может быть реализовано только при использовании современных информационно-телекоммуникационных технологий, что позволит расширить использование интеллектуального потенциала ведущих медицинских центров различного профиля для повышения качества оказания медицинской помощи жителям всех регионов России, включая отдаленные, в условиях задачи сокращения коечного фонда при одновременном ускорении лечебно-диагностического процесса.
Развитие телемедицины для обеспечения дистанционной консультативной помощи экономически целесообразно и наглядно продемонстрировало свою жизнеспособность в высокоразвитых странах. Телеконсультации особенно важны в отношении социально значимых и трудно дифференцируемых заболеваний, диагностика и лечение которых представляют значительные трудности и зачастую сопровождаются ошибками. В то же время накопленный опыт позволяет эффективно использовать телемедицинские технологии в системе оказания высокотехнологичной медицинской помощи, которая получает в настоящее время все более широкое распространение.
Процесс формирования общероссийской телемедицинской сети, обеспечивающей доступ к высокотехнологичной помощи в ФМУ больным из территориально отдаленных лечебно-профилактических учреждений, находится на начальном этапе своего развития. На федеральном уровне телемедицинские центры созданы в НИИ хирургии им. А.В. Вишневского, Научном центре сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева,
www.idmz.ru SOI □, № Л
Московском НИИ педиатрии и детской хирургии, Российском научном центре хирургии, Эндокринологическом научном центре и в некоторых других федеральных учреждениях. С федеральными медицинскими учреждениями взаимодействуют телемедицинские центры, расположенные в республиках Мордовия, Якутия, в Нижегородской, Смоленской, Ростовской, Тюменской, Оренбургской областях, в Ставропольском крае и на некоторых других территориях. Однако говорить о том, что телемедицина широко используется в высокотехнологичном здравоохранении, пока преждевременно, а успех внедрения телемедицинских технологий на федеральном уровне оказания высокотехнологичной медицинской помощи определяется не только удачными техническими, но и организационными решениями.
Одним из таких организационных решений является распределение субъектов Федерации по профильным направлениям телемедицинских консультаций в федеральных медицинских учреждениях, которое может быть реализовано с учетом данных о частоте госпитализаций в каждое федеральное медицинское учреждение пациентов из разных регионов, за исключением региона, являющегося местом расположения федеральной клиники. Эти данные характеризуют маршруты пациентов, начинающиеся в регионе (специализированном медицинском учреждении субъекта Федерации или территориальном органе управления здравоохранением) и заканчивающиеся в федеральной клинике.
Анализ основной части годовых объемов оказываемой в ФМУ ВМП показал, что из 140,4 тыс. оказанных в 2007 году за счет средств федерального бюджета видов ВМП только 47,8 тыс. видов (34,0%) предоставлено жителям территории (субъекта Федерации), являющейся местом расположения самого ФМУ. При этом 92,6 тыс. видов ВМП предоставлено ФМУ жителям других регионов (таблица 1).
■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 23 ■
Телемедицинские системы
1 и информационные
технологии
4
>
Таблица 1
Объемы территориальной и экстерриториальной высокотехнологичной медицинской помощи, оказанной в федеральных медицинских учреждениях за счет средств федерального бюджета в 2007 году
Наименование
профилей
ВМП
Абдоминальная хирургия
Акушерство и гинекология
Гастроэнтерология
Гематология
Дерматовенерология
Комбустиология
Неврология
Нейрохирургия
Онкология
Оториноларингология
Офтальмология
Педиатрия
Ревматология
Сердечно-сосудистая хирургия Торакальная хирургия Травматология и ортопедия Трансплантация Урология
Челюстно-лицевая хирургия
Эндокринология
Общий итог
Объемы ВМП (число оказанных видов) Удельный вес объемов Жителям Жителям об “ ВМП, оказанных
других собственной щии жителям собственной
„ итог о/
территорий территории территории, %
631 1316 186 684 485 210 360 2133 12 652 173 42 726 2181 1912 17861 448 5180 281 1172 735 1319 92 645
территории
594 1217 142 1409 879 195 383 913 15 860 99 2773 1627
1136 13 126
380
3710
103
1137 378 1735
47 796
1225 2533 328 2093 1364 405 743 3046 28512 272 45 499 3808 3048 30 987 828 8890 384 2309 1113 3054 140 441
48,5
48.0
43.3
67.3
64.4
48.1
51.5
30.0
55.6 36,4
6.1
42.7
37.3
42.4 45,9
41.7
26.8 49,2
34.0 56,8
34.0
Наибольший объем высокотехнологичной медицинской помощи жителям других территорий (более 50%) предоставляется в ФМУ по профилям: офтальмология (93,9%), трансплантация (73,2%), нейрохирургия (70,0%), челюстно-лицевая хирургия (66,0%), оториноларингология (63,6%), ревматология (62,7%), травматология и ортопедия (58,3%), сердечно-сосудистая хирургия (57,6%), педиатрия (57,3%), гастроэнтерология (56,7%), торакальная хирургия (54,1%), акушерство и гинекология (52,0%), комбустиология (51,9%), абдоминальная хирургия (51,5%), урология (50,8%).
Жители только 21 субъекта Федерации имеют возможность получить ВМП по месту своего жительства. В наибольшей степени нуждаемость в высоких и высокозатратных медицинских технологиях, оказываемых в ФМУ, по месту своего жительства удовлетворяют жители города Москвы (98,1% объемов оказанной ВМП), Томской области (83,7%), Ростовской области (80,4%), г. Санкт-Петербурга (76,0%), Новосибирской области (74,0%), Свердловской области (65,2%), Кемеровской области (62,9%), Кировской области (59,1%), Саратовской области (54,7%), Нижегородской области (50,8%).
24 ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■
Телемедицинские системы
С учетом численности населения регионов наиболее интенсивно потребляют объемы ВМП, оказываемые в ФМУ, расположенные не на территории, которая является местом постоянного жительства больного, в регионах: Республика Адыгея (37,4 оказанных видов ВМП на 10 000 населения ), Чукотский АО (36,8), Корякский АО (27,0), Республика Алтай (21,6), Калужская область (21,5), Ленинградская область (19,5), Магаданская область (18,4), Московская область (17,9), Хабаровский край (17,5), Камчатский край (16,6), Иркутская область (15,6), Тамбовская область (15,4), Республика Калмыкия (14,9), Волгоградская область (14,2), Северная Осетия-Алания (12,8), Таймырский АО (12,5), Эвенкийский АО (11,2), Новгородская область (10,8), Усть-Ордынский Бурятский АО (10,7), Еврейская автономная область (10,2), Чеченская Республика (10,0), Сахалинская область (9,9), Оренбургская область (9,5), Республика Хакасия (9,4), Тверская область (9,2), Республика Тыва (9,1), Республика Ингушетия (9,0), Псковская область (8,9), Липецкая область (8,5), Карачаево-Черкесская Республика (8,4), Владимирская область (8,4), Приморский край (8,1), Рязанская область (8,0), Читинская область (8,0), Республика Саха (7,7).
Только в федеральных клиниках, расположенных на территории Москвы, жителям других территорий (не москвичам) оказано 72,9 тыс. видов ВМП (51,8% всех объемов ВМП, оказанных в федеральных клиниках за счет средств федерального бюджета в 2007 году).
Наибольшие объемы ВМП оказаны московскими федеральными клиниками жителям следующих регионов: Московская
область (11,6 тыс. видов ВМП), Волгоградская область (3,6 тыс. видов ВМП), Иркутская область (3,4 тыс. видов ВМП), г. Санкт-Петербург (3,1 тыс. видов ВМП), Хабаровский край (2,2 тыс. видов ВМП), Краснодарский край (2,2 тыс. видов ВМП), Калужская область (2,2 тыс. видов ВМП), Новосибирская область (1,9 тыс. видов ВМП), Оренбургская область
www.idmz.ru SOI □, № Л
(1,9 тыс. видов ВМП), Тамбовская область (1,6 тыс. видов ВМП), Приморский край (1,3 тыс. видов ВМП), Тверская область (1,2 тыс. видов ВМП), Республика Татарстан (1,1 тыс. видов ВМП), Тульская область (1,1 тыс. видов ВМП), Владимирская область (1,1 тыс. видов ВМП).
Таким образом, для целей планирования направлений (профилей) телемедицинских консультаций представляется целесообразным наибольшие объемы консультаций планировать для следующих профилей ВМП: офтальмология, трансплантация, нейрохирургия, челюстно-лицевая хирургия, оториноларингология, ревматология, травматология и ортопедия, сердечно-сосудистая хирургия, педиатрия, гастроэнтерология, торакальная хирургия, акушерство и гинекология, комбу-стиология, абдоминальная хирургия, урология.
Население, как городов, так и сельских районов разных регионов неравномерно обеспечено высокотехнологичной больничной помощью, предоставляемой в пределах территории субъекта Федерации — места жительства больных. Поэтому для целей планирования объемов телемедицинских консультаций представляется целесообразным наибольшие объемы консультаций планировать для субъектов Федерации с наибольшей интенсивностью потребления экстерриториальных объемов высокотехнологичной медицинской помощи.
ФМУ также значительно отличаются друг от друга по удельному весу объемов ВМП в общем объеме оказываемой больничной помощи. Потому целесообразно квалифицировать ФМУ по этому признаку и выделить федеральные клиники, предоставляющие населению наибольшие объемы ВМП, а также являющиеся ведущими (головными) по каждому из профилей ВМП. Предлагается использовать четыре квалификационные категории.
Высшая категория — федеральные клиники, выполняющие большие объемы ВМП (более 2% от всего объема государственного задания на ВМП).
■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 25 ■
Телемедицинские системы
и информационные
технологии
#
> Первая категория — федеральные клиники, выполняющие существенные объемы ВМП (от 1 до 2% от всего объема государственного задания на ВМП).
Вторая категория — федеральные клиники, выполняющие от 0,5 до 1% от всего объема государственного задания на ВМП).
Третья категория — федеральные клиники, выполняющие незначительные объемы ВМП (менее 0,5% от всего объема государственного задания на ВМП).
В 2009 году 102 федеральных медицинских учреждения (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. № 786н) вошли в состав исполнителей государственного задания на оказание ВМП за счет средств федерального бюджета. Вместе с тем только 17 федеральных клиник из 102 можно отнести к высшей квалификационной категории с учетом установленных этим учреждениям объемов государственного задания на ВМП: ФГУ «Межотраслевой научно-технический комплекс «Микрохирургия глаза» им. акад. С.Н. Федорова», ГУ «Российский онкологический научный центр им. Н.Н. Блохина РАМН», ФГУ «Новосибирский научно-исследовательский институт патологии кровообращения им. академика Е.Н. Мешалкина», ГУ «Научный центр сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева РАМН», ФГУ «Ростовский научно-исследовательский онкологический институт», Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. академика И.П. Павлова, Российская детская клиническая больница, ФГУ «Московский научно-исследовательский онкологический институт им. П.А. Герцена», ФГУ науки и здравоохранения «Московский научно-исследовательский институт глазных болезней им. Гельмгольца», ФГУ «Национальный медико-хирургический центр им. Н.И. Пирогова», ФГУ «Научно-исследовательский институт онкологии им. проф. Н.Н. Петрова», ГУ «Гематологический научный центр РАМН»,
ГУ «Научный центр здоровья детей РАМН», ФГУ «Российский научный центр радиологии и хирургических технологий», ФГУ «Федеральный центр сердца, крови и эндокринологии им. В.А. Алмазова», ФГУ «Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. акад. В.И. Кулакова», Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова».
К первой категории можно отнести 15 федеральных клиник: ФГУ здравоохранения «Всероссийский центр глазной и пластической хирургии», ФГУ «Лечебно-реабилитационный центр», ГУ «Научно-исследовательский институт нейрохирургии им. академика Н.Н. Бурденко РАМН», ФГУ «Российский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии им. Р.Р. Вредена», Саратовский государственный медицинский университет, ГУ «Российский научный центр хирургии РАМН», ФГУ «Эндокринологический научный центр», ГУ «Медицинский радиологический научный центр РАМН», ФГУ «Российский научный центр рентгенорадиологии», ФГУ «Московский научно-исследовательский институт педиатрии и детской хирургии», ФГУ «Новосибирский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии», ГУ «Научно-исследовательский институт кардиологии ТНЦ СО РАМН», Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургская государственная медицинская академия им. И.И. Мечникова», ФГУ «Российский кардиологический научно-производственный комплекс», Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия». Ко второй категории можно отнести 18 федеральных клиник, остальные — к третьей.
Таким образом, для целей планирования объемов телемедицинских консультаций представляется целесообразным наибольшие объе-
26 ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■
Телемедицинские системы
мы консультаций планировать для федеральных медицинских учреждений, отнесенных к высшей и первой квалификационным категориям.
Головными по профилям высокотехнологичной медицинской помощи могут являться федеральные медицинские учреждения, выполняющие наибольшие объемы государственного задания на оказание ВМП каждого конкретного профиля. Вариант перечня этих учреждений представлен в таблице 2.
Головные по профилям высокотехнологичной медицинской помощи федеральные медицинские учреждения могут осуществлять диспетчерские функции при управлении объемами профильной высокотехнологичной медицинской помощи. Суть диспетчеризации в данном контексте и необходимость ее практического внедрения сводятся к следующему.
За основу способа финансирования государственного задания на оказание ВМП целесообразно взять вариант сочетания предварительного авансового платежа с ретроспективной оплатой (смешанная оплата), но с акцентом на предварительный платеж, объем которого должен соответствовать годовым объемам государственного задания. Объем медицинской помощи, финансируемой в рамках ретроспективной оплаты, также должен быть также запланирован и обеспечен зарезервированными для его оплаты финансами.
Это означает, что основная часть расчетов плательщика с исполнителями государственного задания должна планироваться заранее, а окончательные взаиморасчеты должны производиться 3-4 раза в год в рамках относительно небольшого объема деятельности. Именно этот объем деятельности подлежит диспетчеризации. Это — оказание помощи при неотложных состояниях, а также в случаях установления медицинских показаний к вмешательствам у больных, проживающих в регионе с исчерпанными плановыми объемами помощи.
Как показал опыт Федерального агентства по высокотехнологичной медицинской помощи (Росмедтехнологии), объем этой деятельности
www.idmz.ru SOI □, № Л
может составлять от 12% от суммарных объемов ВМП, предоставляемых населению Российской Федерации в ФМУ по государственному заданию. Так, например, в 2007 году Росмед-технологиями реализованы меры по организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи на безвозмездной для больных основе за счет резервных средств федерального бюджета дополнительно 6484 больным, включая более 1,8 тыс. случаев госпитализации больных для оказания высокотехнологичной медицинской помощи по неотложным показаниям. На финансовое обеспечение этих объемов высокотехнологичной медицинской помощи Росмедтехнологиями дополнительно доведены объемы бюджетных ассигнований федеральным медицинским учреждениям на сумму 2,6 млрд. рублей. Цель такого подхода состояла также в обеспечении реальной конкуренции однопрофильных федеральных медицинских учреждений, в финансовом поощрении лучших клиник, пользующихся наибольшим спросом у населения. При этом наименее востребованные медицинские учреждения могли рассчитывать только на минимальный объем финансирования. В будущем, по мере приближения к более радикальному законодательству в здравоохранении, могут быть сняты гарантии и этой оплаты.
Осуществляя и координируя деятельность по оказанию медицинских телекоммуникационных услуг, головные по профилям высокотехнологичной медицинской помощи федеральные медицинские учреждения будут способствовать восстановлению традиций преемственности в оказании медицинской помощи и выборе адекватных условий, технологий ведения и организации маршрутов пациентов, в том числе через сквозное регулирование объемов помощи. Это будет также способствовать переходу от «сепаратных» к интегрированным отношениям между медицинскимЬ учреждениями разной ведомственной подчиненности.
В будущем госпитализация больного в федеральное медицинское учреждение должна стать невозможной без предварительного
■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 27 ■
1 и информационные
технологии
Телемедицинские системы
4
>
Таблица 2
Вариант перечня головных по профилю высокотехнологичной медицинской помощи федеральных медицинских учреждений
Профиль ВМП Головное по профилю ВМП федеральное медицинское учреждение
Абдоминальная хирургия ГУ «Научный центр здоровья детей РАМН» (ВМП по профилю для детей 0-17 лет), ФГУ «Институт хирургии им. А.В. Вишневского» (ВМП по профилю для взрослых)
Гастроэнтерология ФГУ «Государственный научный центр колопроктологии»
Гематология ГУ «Гематологический научный центр РАМН»
Дерматовенерология ФГУ «Центральный научно-исследовательский кожно-венерологический институт»
Комбустиология ФГУ «Институт хирургии им. А.В. Вишневского
Российская детская клиническая больница (ВМП по профилю для детей 0-17
Неврология лет), Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. академика И.П. Павлова (ВМП по профилю для взрослых)
Нейрохирургия ГУ «Научно-исследовательский институт нейрохирургии им. академика Н.Н. Бурденко РАМН»
Онкология ГУ «Российский онкологический научный центр им. Н.Н. Блохина РАМН»
Оториноларингология ФГУ «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт уха, горла, носа и речи»
Офтальмология ФГУ «Межотраслевой научно-технический комплекс «Микрохирургия глаза» им. акад. С.Н. Федорова»
Педиатрия ГУ «Научный центр здоровья детей РАМН»
Ревматология Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова»
Сердечно-сосудистая хирургия ФГУ «Новосибирский научно-исследовательский институт патологии кровообращения им.академика Е.Н. Мешалкина» (ВМП по профилю для взрослых), ГУ «Научный центр сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева РАМН» (ВМП по профилю для детей)
Торакальная хирургия ФГУ «Новосибирский научно-исследовательский институт туберкулеза»
Травматология ФГУ «Научно-исследовательский детский ортопедический институт им. Г.И. Турнера» (ВМП по профилю для детей), ФГУ «Российский научно-ис-
и ортопедия следовательский институт травматологии и ортопедии им. Р.Р. Вредена» (ВМП по профилю для взрослых)
Трансплантация ФГУ «Научно-исследовательский институт трансплантологии и искусственных органов»
Урология ФГУ «Научно-исследовательский институт урологии»
Челюстно-лицевая ФГУ «Центральный научно-исследовательский институт стоматологии и
хирургия челюстно-лицевой хирургии»
Эндокринология ФГУ «Эндокринологический научный центр»
телеконсультирования. Выполнение этого условия позволит создать единое и современное информационное пространство, объединяющее всех субъектов и объектов управления, прежде всего в сфере обеспечения населения высокотехнологичной медицинской помощью, в
котором все производители высоких и высокозатратных медицинских услуг будут четко прослеживаться по структуре и объемам предоставленной помощи. Это позволит также создать единый банк данных пациентов, проследить маршруты больных и результаты оказания
28 ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■
Телемедицинские системы
помощи, мониторировать ход выполнения договоров, контрактов и соглашений, которые должны стать основой обеспечения результативности при организации оказания и финансировании всех видов медицинской помощи, включая высокотехнологичную.
Важно также отметить, что в будущем все варианты предварительной и ретроспективной оплаты ВМП по государственному заданию предполагают использование одноканального финансирования и полных тарифов на высокотехнологичную медицинскую помощь. И в том, и в другом случае единицей расчетов будет являться стоимость законченного случая лечения в разрезе клинико-затратных групп (КЗГ) и других подобных клинико-экономических группировок больных. Разница лишь в том, что при предварительной оплате КЗГ используются для формирования основного годового бюджета медицинского учреждения, а при ретроспективной оплате — для покрытия сверхплановых издержек.
Использование одноканального финансирования и системы полных тарифов приведет к значительному увеличению объемов финансов, которые потребуются для оплаты деятельности федеральных клиник по оказанию помощи в экстренных случаях и при неотложных состояниях, а также в случаях установления медицинских показаний к вмешательствам у больных, проживающих в регионе с исчерпанными плановыми объемами помощи. При этом наличие глобальной телекоммуникационной системы диспетчеризации потоков пациентов может стать обязательным организационным условием.
Информация является ключом к управлению в любой системе здравоохранения, а телекоммуникационные технологии могут стать основой информационного обеспечения в отрасли. С учетом наличия специфических географических факторов, особенностей региональных систем расселения и территориальных систем здравоохранения, показателей состояния здоровья населения, содержа-
www.idmz.ru
гол а, № л
ния и направлений политики государства развитие телемедицины становится необходимым условием совершенствования организации оказания медицинской помощи населению Российской Федерации.
Общий и серьезный недостаток действующей в России системы здравоохранения — слабая функциональная и управленческая интеграция. Даже в рамках одного муниципального образования стационары и поликлиники действуют сами по себе без должной координации их работы, а также без адекватного управления структурой предоставляемой медицинской помощи и анализа эффективности использования ресурсов. Функциональная и управленческая дезинтеграция еще более выражена по вертикали и характеризуется отсутствием должного взаимодействия между медицинскими учреждениями государственномуниципального сектора здравоохранения разных уровней подчиненности, то есть основные потери возникают «на стыках» системы.
Обостряет проблему действующая система финансирования медицинской помощи, основанная на оплате из разных источников одних и тех же видов медицинской помощи, предоставляемой населению в медицинских учреждениях разной подчиненности (муниципальных, региональных, федеральных).
Мероприятия, направленные на ликвидацию потерь, возникающих из-за плохой координации деятельности отдельных уровней и звеньев оказания медицинской помощи, целесообразно реализовывать с использованием телекоммуникационных технологий. Эти технологии являются инновационным, эффективным и перспективным инструментом всех видов взаимодействия в здравоохранении (клинического, информационного, организационного). Они ориентированы на обеспечение этапности оказания медицинской помощи; управленческой интеграции в здравоохранении; своевременности оказания и равнодоступности медицинской помощи; оперативности принятия управленческих решений.
■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 29 ■