УДК 614.2:681.3
СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ РЕГИОНА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Т.В. Егорова1, В.М. Леванов2, М.В. Аболенская2, И.В. Колесниченко2,
В.А. Куликанова2, Д.В. Сергеев2,
’'Министерство здравоохранения Нижегородской области,
2ГУЗ «Нижегородская областная клиническая больница им. Н.А. Семашко»
Леванов Владимир Михайлович - e-mail: [email protected]
Статья посвящена одному из приоритетных направлений здравоохранения -высокотехнологичной медицинской помощи населению. Проанализирована структура и динамика направлений пациентов в федеральные клиники за шесть лет, освещена роль Отдела организации высокотехнологичной медицинской помощи как нового подразделения, созданного в 2007 г., показаны возможности использования телемедицинских и интернет-технологий при передаче медицинской информации о пациентах, что позволило в несколько раз ускорить процесс оказания высокотехнологичной медицинской помощи.
Ключевые слова: высокотехнологичная медицинская помощь, телемедицинские технологии, федеральные специализированные медицинские учреждения.
The article is dedicated to the one of the priority areas of health service - high-tech medical help to population. The structure and dynamics of direction of patients to federal hospitals for six years have been analyzed, the role of the Department of organization of high-tech medical help as a new subdivision made in 2007 has been shown, the possibilities of the use of telemedical and internet technologies while transferring the medical information about patients have been given; and that allowed to quicken the process of giving high-tech medical help in several times.
Key words: high-tech medical help, telemedical technologies, federal specialized hospitals
Введение
Важным фактором улучшения здоровья населения страны являются мероприятия, предусмотренные в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье». Основная задача проекта - улучшение ситуации в здравоохранении и создание условий для его последующей модернизации. Одним из направлений в рамках его реализации является расширение доступности высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП), под которой понимается комплекс лечебных и диагностических медицинских услуг, проводимых в условиях стационара с использованием сложных и (или) уникальных, обладающих значительной ресурсоем-костью медицинских технологий [1]. Основы организации ВМП впервые были определены в приказе Министерства здравоохранения РФ № 220 от 07.06.1999 г. «Об организации оказания высокотехнологичных (дорогостоящих) видов медицинской помощи в федеральных учреждениях здравоохранения» [2].
В настоящее время ВМП финансируется за счет средств федерального бюджета и предоставляется в соответствии со стандартами медицинской помощи, утвержденными приказами Министерства здравоохранения и социального развития России, которым также ежегодно утверждается перечень профилей, видов ВМП, а также федеральных специализированных медицинских учреждений (ФСМУ), оказывающих высокотехнологичную помощь.
Целью данного исследования явилась оценка эффективности проведённых организационных и информационных инноваций при организации высокотехнологичной помощи населению региона, включая создание специализированного подразделения и внедрение телемедицинских технологий.
Материалы и методы
При проведении исследования были изучены 2779 случаев направления пациентов из числа взрослого населения для оказания ВМП за пределами региона за 2004-2009 гг. Анализ проводился по годам, профилям ВМП и ФСМУ. Учитывались все случаи направления по существующим профилям ВМП. Выбор временного интервала для исследования был обусловлен двумя инновациями: в 2007 г. для организации работы было создано специальное подразделение на базе ГУЗ «Нижегородская областная клиническая больница им. Н.А. Семашко» - отдел по организации высокотехнологичной медицинской помощи населению, а с 2009 г. вся информация о пациентах стала передаваться в ФСМУ в электронном виде через Единую государственную систему мониторинга реализации государственного задания по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи.
Результаты и их обсуждение
По данным обращаемости в Нижегородской области в период с 2000 по 2006 г. потребность взрослого населения в ВМП ежегодно составляла 1500-2000 случаев. Однако по
различным причинам в этот период количество пациентов, реально получивших ВМП, составляло не более 360 человек.
Среди проблем, с которыми приходилось сталкиваться в ходе оказания ВМП, были и организационные: длительный срок ожидания вызова пациента на госпитализацию; невозможность, в ряде случаев, выехать в удалённую клинику; малая информированность населения о возможностях оказания ВМП в ФСМУ и т. д.
Как видно из таблицы 1, высокотехнологичная медицинская помощь взрослым пациентам Нижегородской области в ФСМУ, расположенных за ее пределами, в 2009 г. оказывалась по 16 из 20 профилей. Наиболее востребованными являлись следующие профили ВМП: онкология, офтальмология, сердечно-сосудистая хирургия, нейрохирургия, травматология и ортопедия, гематология, акушерство и гинекология. В период с 2004 по 2009 годы количество пациентов, направленных на лечение в ФСМУ, расположенные за пределами Нижегородской области, в счет квот, выросло в 5,5 раза. Особенно ощутимый рост произошёл в период с 2006 по 2009 г., когда количество направленных больных увеличилось почти в три раза (с 358 - в 2006 г. до 969 - в 2009 г.).
ТАБЛИЦА 1.
Количество взрослых пациентов Нижегородской области, направленных в ФСМУ, расположенные за пределами Нижегородской области, в зависимости от профиля ВМП (по годам)
Профиль ВМП 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Абс. % Абс. % Абс. % Абс. % Абс. % Абс. %
Абдоминальная хирургия 7 3,98 11 5,73 14 3,91 3 0,56 4 0,72 9 0,93
Акушерство и гинекология - 0 0 0 1 0,19 33 5,97 70 7,22
Гастроэнтерология 1 0,57 0 0 0 1 0,18 - 0
Гематология 8 4,55 8 4,17 13 3,63 44 8,29 15 2,71 18 1,86
Дермато- венерология 1 0,57 0 0 1 0,19 0 - 0
Комбустиология - 0 0 0 0 0 - 0
Неврология - 0 0 0 1 0,19 4 0,72 7 0,72
Нейрохирургия 17 9,66 24 12,5 39 10,89 29 5,46 38 6,87 88 9,08
Онкология 17 6 ю 9 19 9,9 45 12,57 76 14,31 111 20,07 233 24,05
Оторино- ларингология - 0 0 1 0,28 1 0,19 4 0,72 2 0,21
Офтальмология 70 39,77 73 38,02 122 34,08 154 29 163 29,48 217 22,39
Педиатрия - 0 0 0 0 0 - 0
Ревматология 4 2,27 7 3,65 6 1,68 4 0,75 3 0,54 19 1,96
Сердечно- сосудистая хирургия 23 13,07 30 15,63 53 14,8 98 18,46 101 18,26 190 19,61
Торакальная хирургия 2 1,14 3 1,56 6 1,68 13 2,45 0 7 0,72
Травматология и ортопедия 5 2,84 3 1,56 27 7,54 73 13,75 35 6,33 80 8,26
Трансплантация органов и тканей 6 3,41 5 2,6 13 3,63 17 3,2 14 2,53 4 0,41
Урология 4 2,27 1 0,52 4 1,12 3 0,56 3 0,54 6 0,62
Челюстнолицевая хирургия 10 5,68 8 4,17 14 3,91 13 2,45 5 0,9 8 0,83
Эндокринология 1 0,57 0 1 0,28 0 9 1,63 11 1,14
Всего 176 100 192 100 358 100 531 100 553 100 969 100
В 2007 году система оказания ВМП в области была дополнена двумя инновациями, которые позволили сократить сроки в решении задач, поставленных перед участниками процесса оказания высокотехнологичной медицинской помощи.
Во-первых, помимо ФСМУ в программу оказания ВМП были включены региональные и муниципальные ЛПУ. Ранее высокотехнологичную медицинскую помощь взрослому населению на территории области оказывали два ФСМУ: ФГУ «Нижегородский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии» и ФГУ «Приволжский окружной медицинский центр Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию». В 2007 году по профилю «нейрохирургия» в программу ВМП были включены следующие ЛПУ Нижегородской области: «Городская клиническая больница № 39» и ГУЗ «Нижегородская областная клиническая больница им.
Н.А. Семашко», а по профилю «сердечно-сосудистая хирургия» - ГУ «Специализированная кардиохирургическая клиническая больница» (ГУ СККБ). Это позволило оказывать ВМП населению Нижегородской области в рамках указанных профилей непосредственно в регионе (рис. 1).
ГУЗ НОКБ им. Н.А. ГУ СККБ Семашко
—♦—Городская клиническая больница № 39
РИС. 1.
Количество выделенных квот в региональные и муниципальные учреждения Нижегородской области в 2007-2009 годах.
Таким образом, видно, что в 2007 году выявилась тенденция к росту количества выделенных квот в региональные и
муниципальные учреждения Нижегородской области, и это позволило увеличить доступность ВМП взрослому
населению Нижегородской области.
Во-вторых, для оптимизации процесса оказания высокотехнологичной помощи населению области в 2007 г. приказом Департамента здравоохранения Нижегородской области № 392-в от 05.04.07 г. «О порядке направления пациентов в федеральные клиники» в ГУЗ «Нижегородская областная клиническая больница им. Н.А. Семашко» был создан отдел организации высокотехнологичной медицинской
помощи взрослому населению Нижегородской области. Был определён порядок организации ВМП и функциональные
обязанности сотрудников отдела [3]. Персонал отдела обеспечивает обмен документами между пациентом и ФСМУ на всех этапах предварительного согласования, консультирования, получения высокотехнологичной помощи и, при необходимости, повторного направления пациентов в федеральные клиники. В задачи отдела при взаимодействии с ФСМУ, в числе прочих, входит использование телемедицинских технологий [4], осуществляемых совместно с региональным телемедицинским центром.
Консультации и госпитализации проводились в 48 ФСМУ, из которых 80% ВМП пациенты получали в 10 ФСМУ (таблица 2).
ТАБЛИЦА 2.
Количество пациентов Нижегородской области, получивших ВМП, в зависимости от ФСМУ
Наиболее востребованным в течение ряда лет было направление больных в офтальмологические центры: НИИ
глазных болезней им. Гельмгольца (г. Москва), МНТК «Микрохирургия глаза» им. С.Н. Федорова (г. Москва, г. Чебоксары), Всероссийский центр глазной и пластической хирургии (г. Уфа). Кроме того, в федеральных клиниках получило лечение значительное число пациентов с заболеваниями сердечно-сосудистой, центральной нервной системы (НЦССХ им. А.Н. Бакулева, НИИ нейрохирургии им.
Н.Н. Бурденко), а также с онкологическими заболеваниями различной локализации (РОНЦ им. Н.Н. Блохина), нуждающихся в сложных хирургических вмешательствах.
На рисунке 2 видно, что в период с 2004 по 2009 г. наблюдается увеличение количества пациентов, получивших ВМП по пяти наиболее востребованным профилям заболеваний.
—♦—травматология и а Сердечно- -и-онкология
ортопедия сосудистая хирургия
—■—нейрохирургия -и-офтальмология
РИС. 2.
Динамика количества больных Нижегородской области, направленных в ФСМУ, по годам и по наиболее востребованным профилям заболеваний.
Как видно из рис. 3, в 2009 году наиболее востребованными профилями оставались: «онкология», «офтальмология», «сердечно-сосудистая хирургия», «нейрохирургия», «травматология и ортопедия». По этим профилям получили ВМП 82% взрослого населения Нижегородской области.
Количество квот, выделенных пациентам Нижегородской
области, за три года возросло в 1,8 раза (с 531 в 2007 г. до 969 в 2009 г.), что повысило нагрузку на персонал отдела и потребовало новых организационных и информационных технологий в его работе. Большое значение в работе отдела было отведено внедрению и последующему применению телемедицинских технологий [5, 6]. Одной из причин их внедрения являлся длительный период между направлением документов в ФСМУ и получением ответа, причём некоторые консультации оставались незавершёнными. Уже в 2007 году отделом информационных технологий областной больницы было разработано программное
Наименование ФСМУ 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Абс. % Абс. % Абс. % Абс. % Абс. % Абс. %
ГУ «Российский онкологический научный центр им. Н.Н. Блохина РАМН» 11 6,25 12 9,6 26 17,22 41 16,53 69 22,92 136 40
ФГУ МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С.Н. Федорова Росмедтехнологий 29 16,48 37 29,6 61 40,4 71 28,63 77 25,58 111 32,65
ГУ «Научный центр сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева РАМН» 23 13,07 27 21,6 36 23,84 40 16,13 42 13,95 90 26,47
ГУ «НИИ нейрохирургии им. акад. Н.Н. Бурденко РАМН» 9 5,11 23 18,4 39 25,83 25 10,08 25 8,31 70 20,59
ФГУ науки и здравоохранения «Московский НИИ глазных болезней им. Гельмгольца Росмедтехнологий» 32 18,18 26 20,8 39 25,83 45 18,15 49 16,28 61 17,94
ФГУ «НЦ акушерства, гинекологии и перинатологии Росмедтехнологий» 0 0 0 0 0 0 0 0 31 10,3 67 19,71
ГУ «Гематологический научный центр РАМН» 6 3,41 8 6,4 10 6,62 28 11,29 7 2,33 30 8,82
ФГУ «Московский научно-исследовательский онкологический институт им. П.А.Герцена Росмедтехнологий» 1 0,57 0 0 6 3,97 13 5,24 7 2,33 19 5,59
ГУ «Российский научный центр хирургии РАМН» 4 2,27 9 7,2 15 9,93 32 12,9 24 7,97 19 5,59
ФГУЗ «Всероссийский центр глазной и пластической хирургии Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» 10 5,68 9 7,2 16 10,6 6 2,42 9 2,99 17 5
Всего 176 100 125 100 151 100 248 100 301 100 340 100
обеспечение для создания базы данных пациентов,
что позволило ускорить процесс поиска больных и вывода данных для отчетов.
В соответствии с приказом Минздравсоцразвития РФ № 713 от 16.10.2006 г. [6] при организации высокотехнологичной помощи последовательно вводятся элементы её перевода на телемедицинские технологии, введены электронные формы медицинских документов.
С 2009 года вступила в действие Единая государственная система мониторинга реализации государственного задания по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи за счет средств федерального бюджета (далее ЕСМ). Она была создана для повышения эффективности системы оказания высокотехнологичной медицинской помощи, централизованного хранения всех данных по заявкам на оказание ВМП, листов ожидания и талонов-направлений на оказание ВМП; обеспечения прозрачности системы оказания высокотехнологичной медицинской помощи для всех её участников.
0 72
0,72
19,61
■ Онкология (24,05%) «Эндокринология (1,14%)
■ Офтальмология (21,36%) ■Челюстно-лицевая
хирургия (менее 1%)
■ Сердечно-сосудистая «Неврология (менее 1%)
хирургия (19,61%)
Нейрохирургия (9,08%) «Торакальная хирургия
(менее 1%)
■ Травматология и ортопедия ■Ур°л°гия (менее 1%)
(8,26%)
■ Акушерство и гинекология ТраНспёаНтация (меНее 1%) (7,22%)
■ Ревматология (1,96%) ■ Оториноларингология
(менее 1%)
■ Абдоминальная хирургия ■ Гематология (1,86%)
РИС. 3.
Структура высокотехнологичной медицинской помощи, оказанной взрослому населению в 2009 г. в ФСМУ, расположенных за пределами Нижегородской области.
Она обеспечивает интеграцию на уровне данных с автоматизированными системами органов управления здравоохранением и медицинских учреждений. С помощью ЕСМ при передаче данных о пациентах в ФСМУ появилась возможность использовать телемедицинские технологии: размещение на специальном сервере как текстовых форм (направление, заключение главного специалиста), так и визуальных приложений (электрокардиограмм, рентгенограмм, лабораторных анализов и др.), что, по сути, позволило внедрить технологию отсроченных телеконсультаций в практику работы отдела.
В ЕСМ используется передача через портал сети интернет следующих данных, вводимых в определенные графы или прикрепленных в виде файлов к талону-направлению
на ВМП:
- паспортные и другие данные пациента;
- сканированные медицинские документы (справки, выписки, результаты обследований: данные УЗИ, ЭКГ, допплерографий, рентгенограммы, КТ- и МРТ-снимки и др.).
Это позволяет получать предварительную консультацию пациента и ответ из ФСМУ в кратчайшие сроки.
Таким образом, с одной стороны, создание ЕСМ:
- позволило ускорить передачу медицинской документации, которая стала осуществляться через интернет, а не по почте, как использовалось ранее;
- уменьшило по времени период от приема документов до консультации в ФСМУ и получения ответа (от 1-6 месяцев и более до 1-14 дней);
- сделало «прозрачными» данные о количестве выделенных и использованных квот в лечебных учреждениях, оказывающих ВМП;
- позволило максимально быстро получать любую статистически значимую информацию.
С другой стороны, при внедрении единой системы мониторинга на первых этапах возникли проблемы, связанные с налаживанием электронного взаимодействия с многочисленными ФСМУ, техническими сбоями при передаче данных, решением организационных проблем, в частности, определением графика ввода данных (в среднем, в ЕСМ по Нижегородской области ежедневно вводятся данные о 50-80 пациентах).
В течение года работы в ЕСМ наметились определенные положительные сдвиги: ускорилось рассмотрение данных в ФСМУ, была получена новая компьютерная техника и телекоммуникационное оборудование, дополнительные ключи-пароли, позволяющие устранить очередь на введение данных о пациентах.
Внедрение телемедицинских технологий уже в 2009 г. позволило увеличить количество направленных пациентов в
1,8 раза (969 направлений против 531 за 2008 год). При этом средние сроки ожидания сократились с 26,6 дней в 2008 г. до 8,7 дня в 2009 г. Это свидетельствует об эффективности и перспективности использования телемедицинских технологий при организации высокотехнологичной медицинской помощи в ФСМУ.
Выводы
1. Создание отдела организации ВМП на базе ведущего клинического учреждения региона способствовало увеличению доступности для населения дорогостоящей (высокотехнологичной) медицинской помощи, что, безусловно, обладает высоким медико-социальным эффектом.
2. Использование телемедицинских технологий при передаче медицинской информации о пациентах позволило в несколько раз ускорить процесс оказания
высокотехнологичной медицинской помощи, что улучшило результаты проводимого лечения и способствовало уменьшению инвалидизации населения и повышению качества жизни.
3. Принципиальным является включение в программы ВМП ведущих региональных ЛПУ, что в 2 раза повысило удовлетворение потребности населения в ВМП по профилям «нейрохирургия» и «сердечно-сосудистая хирургия».
[23
ЛИТЕРАТУРА
1. Методические рекомендации по организации выполнения государственного задания по оказанию высокотехнологичных видов медицинской
помощи гражданам Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в федеральных специализированных медицинских учреждениях, подведомственных Федеральному агентству по здравоохранению и соци-
альному развитию, Федеральному медико-биологическому агентству, Российской Академии медицинских наук. Утверждены письмом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 08.06.2006 г. № 3604-ВС.
2. Об организации оказания высокотехнологичных (дорогостоящих) видов медицинской помощи в федеральных учреждениях здравоохранения: приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 7 июня 1999 г. № 220.
3. Об утверждении административного регламента министерства Нижегородской области по предоставлению государственной услуги «Направление граждан Нижегородской области для оказания высокотехнологичной медицинской помощи»: постановление Правительства Нижегородской области от 7 декабря 2007 г. № 463.
4. Леванов В.М., Переведенцев О.В., Орлов О.И. Основы аппаратнопрограммного обеспечения телемедицинских услуг: учебное пособие. Под общ. ред. И.А. Камаева. Москва: Фирма «Слово», 2006. 208 с.
5. Дюк В., Эмануэль В. Информационные технологии в медикобиологических исследованиях. СПб.: Питер, 2003. 528 с.
6. Об утверждении принципов создания единой информационной системы в сфере здравоохранения и социального развития (ЕИС): приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 октября 2006 г. № 713.