РОЛЬ ЗЛОКАЧЕСТВЕННЫХ НОВООБРАЗОВАНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ПОТРЕБНОСТИ В НЕОТЛОЖНОЙ ХИРУРГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
А. В. МУРАВЬЕВ, К. А. МУРАВЬЕВ
Изучена роль злокачественных заболеваний в структуре летальности общехирургических стационаров Ставропольского края.
Одной из ведущих причин летальности являются злокачественные новообразования органов пищеварения в стадии декомпенсации. Структура летальности онкологических больных в общехирургических стационарах для взрослого населения в г Ставрополе составляет 20,7 % от всех умерших больных и занимает первое место в ранговом порядке.
В этой связи поиск резервов снижения предотвратимой смертности представляет большой интерес как для организаторов здравоохранения, так и для хирургов, оказывающих экстренную помощь онкологическим больным.
Ключевые слова: злокачественные новообразования, неотложная хирургическая помощь
THE ROLE OF CANCER
IN THE FORMATION
OF EMERGENCY SURGICAL
CARE REQUIREMENT
MURAVYOV A. V., MURAVYOV K. A.
The role of malignant diseases in the structure of general surgical hospital mortality in the Stavropol Territory was studied.
One of the leading causes of mortality is malignant neoplasms of digestive organs at a stage of decompensation. The structure of the mortality of cancer patients in general surgical hospital for adults in the city of Stavropol is 20.7 % of all patients who died and it takes the first place in rank order.
In this regard, search for reserves to reduce avoidable mortality is of great interest both to public health organizers, and for surgeons providing emergency aid to cancer patients.
Key words: cancer, urgent surgical care
© Коллектив авторов, 2011
УДК615: 061.23: 614.27: 001. 895(470.6)
ОСОБЕННОСТИ ОКАЗАНИЯ ДОРОГОСТОЯЩЕЙ (ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ) МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ЖИТЕЛЯМ ЮЖНОГО И СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОКРУГОВ
Н. Г. Карнышева1, Е. С. Бережная2, Е. А. Максимкина3, С. А. Парфейников1
1 Пятигорская государственная фармацевтическая академия
2 Ростовский государственный медицинский университет
3 Московская медицинская академия им. И. М. Сеченова
Уровень развития системы здравоохранения любого государства определяется, главным образом, тем, насколько полно она способна удовлетворить потребности населения в высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП) [1]. С 2006 года ВМП в России является одной из составляющих приоритетного нацио-
Карнышева Наталья Георгиевна, начальник отдела обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения ФГУ Южного округа медицинского центра ФМБА России, соискатель кафедры УЭФ ФПО Пятигорской государственной фармацевтической академии, тел. 89081797661; e-mail: [email protected].
Бережная Елизавета Сергеевна - кандидат фармацевтических наук, ассистент кафедры управления и экономики фармации, фармацевтической технологии и фармакогнозии Ростовского государственного медицинского университета; e-mail: [email protected].
Максимкина Елена Анатольевна, доктор фармацевтических наук, профессор, заведующая кафедрой УЭФ ФПО
I Московского медицинского государственного университета им. И. М. Сеченова, тел. 89031432413; e-mail: [email protected].
Парфейников Сергей Алексеевич, доктор фармацевтических. наук, профессор, заведующий кафедрой УЭФ ФПО Пятигорской государственной фармацевтической академии, заслуженный деятель здравоохранения РФ, тел.: 89624016979,
(8793) 331469; e-mail: [email protected].
нального проекта «Здоровье», который, с одной стороны, направлен на укрепление первичного звена здравоохранения как самого слабого и запущенного, с другой, на повышение доступности ВМП. Этому способствовала демографическая ситуация, которая в течение последних полутора десятилетий характеризовалась как кризисная и отличалась сверхсмертностью работоспособного населения. Убыль населения значительно превысила его естественный прирост. Это неизбежно привело к снижению ожидаемой продолжительности жизни россиян, которая в настоящее время меньше, чем в Казахстане, Украине, Молдове, и равняется всего лишь 65,4 года. Для сравнения: в развитых странах Западной Европы она составляет более 80 лет. Россия вплотную приблизилась к так называемой точке невозврата. Изменение ситуации потребовало политических решений. Поэтому были разработаны и с января 2006 года начали реализовываться приоритетные национальные проекты по наиболее важным социально-экономическим направлениям, в том числе здравоохранению [2, 7].
Наиболее востребованными являются следующие профили ВМП: сердечно-сосудистая хирургия, онкология, офтальмология, травматология и
ортопедия. По данным Минздравсоцразвития РФ, в 2000 г ВМП получил только 1 человек из каждых 10 нуждающихся, то есть потребность удовлетворялась на 10 %. В 2010 г планировалось повысить уровень обеспеченности ВМП до 80 % (240 000 чел.), а к 2020 г она должна быть удовлетворена полностью [6].
Распределение медицинских учреждений, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь, по федеральным округам происходит пока очень неравномерно. Львиная доля ВМП оказывается в Центральном и Северо-Западном округах, преимущественно в Москве и Санкт-Петербурге, где выполняется около 80 % всех высокотехнологичных операций, и лишь 20 % ВМП приходится на остальные российские регионы. Поэтому в настоящее время она всё еще остается малодоступной для населения, особенно сельского [3, 5].
Целью нашего исследования являлось изучение состояния оказания ВМП населению Южного (ЮФО) и Северо-Кавказского федеральных округов (СКФО).
Материал и методы. Для достижения поставленной цели в данной работе были применены следующие методы: сравнения, аналогии, идеализации, статистические, методы экономического анализа. Информационную базу исследования образуют материалы по статистике и данные внутренней отчетности МЗ Ростовской области за 2007-2009 гг., публикации в научных изданиях.
Результаты и обсуждение. Высокотехнологичная медицинская помощь относится к специализированной медицинской помощи и представляет собой комплекс лечебных и диагностических медицинских услуг, проводимых в условиях стационара с использованием сложных и (или) уникальных, обладающих значительной ресурсоемкостью медицинских технологий [4].
Высокотехнологичная медицинская помощь предоставляется в соответствии со стандартами медицинской помощи, утвержденными приказами Минздравсоцразвития РФ, для федеральных специализированных медицинских учреждений, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь и финансируется за счет средств федерального бюджета [5].
Нормативы финансовых затрат на оказание ВМП -величина финансовых средств, обеспечивающая за счет федерального бюджета соответствующие затраты, рассчитанная в соответствии со стандартами медицинской помощи на единицу финансирования ВМП - пролеченного больного и утвержденная приказом Минздравсоцразвития в целях реализации государственного задания по оказанию ВМП в подведомственных Росздраву, Федеральному медикобиологическому агентству (ФМБА) России и РАМН ФСМУ [3].
Указанные нормативы затрат дифференцируются по профилям ВМП, предусматривают состав компенсируемых затрат и применяются в целях планирования, финансирования и учета расходов федерального бюджета на эти цели.
Перечень видов ВМП, оказываемой по государственному заданию на оказание в 2010 г. высокотехнологичной медицинской помощи за счет
федерального бюджета, также утвержден приказом Минздравсоцразвития (30 декабря 2009 г. № 1047н).
Государственное задание устанавливает:
- гарантированный объем ВМП, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет федерального бюджета в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на соответствующий год;
- профили и виды ВМП в рамках государственного задания;
- распределение плановых объемов ВМП в виде показателей по числу пролеченных больных по профильным федеральным учреждениям, участвующим в выполнении государственного задания;
- нормативы финансовых затрат на оказание ВМП по профилям.
Финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание ВМП в медицинских организациях является расходным обязательством Российской Федерации (см. ч. 4 ст. 40 Закона РФ от 22 июля 1993 г, № 5487-1 основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан).
Правила финансового обеспечения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета государственного задания на оказание в 2010 г. ВМП гражданам РФ и правила предоставления в 2010 г. субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на софинансирование государственного задания на оказание ВМП утверждены постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2009 г., № 1152.
В выполнении государственного задания на оказание ВМП гражданам ЮФО и СКФО за счет ассигнований федерального бюджета принимают участие 10 федеральных медицинских центров, находящихся в ведении Минздравсоцразвития РФ, федерального медико-биологического агентства России, оказывающих медицинскую помощь населению региона по 22 профилям ВМП. Одним из самых крупных и многопрофильных медицинских центров является федеральное государственное учреждение «Южный окружной медицинский центр» федерального медико-биологического агентства (ФГУ ЮОМЦ ФМБА России).
Этот центр является одним из крупнейших учреждений федерального подчинения на Юге России, имеет 11 филиалов в 4 субъектах Российской Федерации общей мощностью 945 коек, в том числе крупные клинические больницы в Ростове-на-Дону и Астрахани. По профилям койки распределяются следующим образом: кардиологические - 70, травматолого-ортопедические - 35, эндокринологические - 35, общетерапевтические - 180, гастроэнтерологические - 35, неврологические - 155, хирургические - 90, урологические - 50, аллергологические - 35, отоларингологические - 75, челюстнолицевая хирургия - 5, гинекологические - 85, педиатрические - 60, эндоскопические - 15, диализ - 10, ревматологические - 5, сердечно-сосудистая хирургия - 20. По состоянию на 01.01.2010 г. численность обслуживаемых филиалами ФГУ ЮОМЦ ФМБА России контингентов составила 137 823 человека.
Южный окружной медицинский центр располагает мощной лечебно-диагностической базой, оснащен современным дорогостоящим медицинским оборудованием. В центре внедряются самые передовые методы диагностики и лечения, различные виды специализированной медицинской помощи. Благодаря этому успешно решается стратегическая задача по оказанию населению ВМП.
Анализ итогов оказания ВМП в филиалах ЮОМЦ в разрезе профилей показал, что в 2009 г. лидировала сердечно-сосудистая хирургия - 206 из 825 квот. В 2010 г. количество квот увеличено на 28,6 %, из них на травматологию и ортопедию выделено 20,7 %, на сердечно-сосудистую хирургию - 20,5 %, на урологию - 19,32 %.
При анализе выполнения планового задания по оказанию ВМП в разрезе субъектов установлено, что больные были представлены из 16 субъектов РФ, 13 из которых относятся к ЮФО и СКФО.
Большую часть больных - 56,3 % составили жители Ростовской области, далее следуют жители Ставропольского края - 14,9 % и Волгоградской области - 7,5 %. Меньше всего запланировано больных из Краснодарского края - 3 человека и КабардиноБалкарской республики - 2 человека.
По двум субъектам - Карачаево-Черкесской республике и Ставропольскому краю возникли трудности с направлением пациентов по профилю сердечно-сосудистой хирургии (17,6 % и 20 % соответственно от плана).
Норматив затрат по статье лекарственных средств (ЛС) превышен во всех отделениях при финансировании по федеральному бюджету, а из средств, выделенных на ВМП, только кардиологическое отделение превысило лимит финансирования на 26,6 %.
Стоимость затрат на ЛС на один койко-день приведена в таблице.
Таблица
Выполнение лимита финансирования лекарственного обеспечения больных ФГУ ЮОМЦ ФМБА в зависимости от источника финансирования
Наименование отделения Стоимость ЛС одного койко-дня из федерального бюджета, руб. Стоимость ЛС одного койко-дня из средств ВМЦ, руб.
выпол- нение (руб) выпол- нение лимита ( %) выпол- нение (руб) выпол- нение лимита ( %)
Терапевтическое 295,0 360,2 947,0 55,6
Хирургическое 340,0 357,9 143,0 8,1
Кардиологическое 128,0 213,3 167,0 109,9
Неврологическое 135,0 225,0 396,0 38,7
Гинекологическое 162,0 289,2 - -
Урологическое 187,0 292,0 250,0 16,2
Сосудистой хирургии 141,0 156,7 3027,0 49,4
Средний 210,0 107,7 1303,0 45,0
Установлено, что расходы на ЛС из средств ВМП расходуются всего на 45 %. Особенно низки показа-
тели по хирургическому отделению - 143 руб. (при нормативе 1773 руб.) и урологическому - 250 руб. (при нормативе 1524 руб.).
Все вышеизложенное свидетельствует о том, что доступность высокотехнологичной медицинской помощи в ЮФО и СКФО растет, несмотря на некоторые проблемы. Прежде всего, это определение потребности населения в ВМП, активизация по профильному отбору пациентов, оптимизация назначений лекарственных схем в соответствии с выделенными лимитами финансов.
Заключение. Выявлена тенденция увеличения выделения квот на ВМП в регионе. ВМП за счет ассигнований федерального бюджета для жителей ЮФО и СКФО осуществляется 10 федеральными медицинскими центрами по 22 профилям, крупнейшим из которых является ФГУ ЮОМЦ ФМБА. Анализ результатов работы данного центра показал, что лидируют сердечно-сосудистая хирургия, травматология и ортопедия, урология. Выявлены проблемы, требующие внимания: оптимизация, определение потребности населения региона в ВМП, активизация отбора пациентов по ряду профилей, оптимизация назначений лекарственных средств в соответствии с выделенными лимитами финансов.
Литература
1. Горбунов, С. Н. Оказание высокотехнологичной медицинской помощи населению Российской Федерации: анализ нормативных документов / С. Н. Горбунов, Е. Л. Никонов // Вестн. росз-дравнадзора. - 2008. - № 2. - С. 10-14.
2. О развитии высокотехнологичной медицинской помощи населению в Российской Федерации (по материалам Минздравсоцразвития России) // Здравоохранение. - 2008. - № 5. -С.21-26.
3. Отчет по результатам аудита эффективности использования бюджетных средств на формирование обеспечения населения высокотехнологичной медицинской помощью, финансирование централизованных закупок медицинского оборудования и укрепление материально-технической базы скорой медицинской помощи [электронный ресурс]. - Режим доступа http: // www.ach-fci.ru / 33obl / Activity / Meropr / libart9.
4. Полетаева, Т. Качество лекарственной помощи под контролем / Т. Полетаева // Новая аптека. Эффективное управление. - 2009. - № 9. -С. 18-20.
5. Росздравнадзор подвел итоги деятельности по контролю качества ЛС // Аптеч. бизнес. - 2008. -№ 2. - С. 21.
6. Серегина, И. Ф. О работе Росздравнадзора по передаче части полномочий на уровень субъектов Российской Федерации / И. Ф. Серегина,
В. В. Книга // Вестн. росздравнадзора. - 2008. -№ 2. - С. 14-18.
7. Юргель, Н. В. Об итогах работы Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития и ее территориальных управлений в 2008 г. / Н. В. Юргель // Вестн. росздравнадзора. - 2009. - № 2. - С. 6-16.
8. Юргель, Н. В. Об организации контроля при оказании высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации / Н. В. Юргель // Вестн. росздравнадзора. -2008. - № 5. - С. 15-18.
ОСОБЕННОСТИ ОКАЗАНИЯ ДОРОГОСТОЯЩЕЙ (ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ) МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ЖИТЕЛЯМ ЮЖНОГО И СЕВЕРОКАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОКРУГОВ
Н. Г. КАРНЫШЕВА, Е. С. БЕРЕЖНАЯ,
Е. А. МАКСИМКИНА, С. А. ПАРФЕЙНИКОВ
Изучены особенности оказания высокотехнологичной медицинской помощи населению Южного и Северо-Кавказского федеральных округов.
Использованы нормативно-правовая документация по регулированию оказания ВМП в РФ, данные статистики и внутренней отчетности МЗ Ростовской области.
Установлено, что большая часть высокотехнологичной медицинской помощи оказывается в гг. Москве и Санкт-Петербурге. В регионах отмечается тенденция к росту числа медицинских учреждений, оказывающих по государственному заданию ВМП жителям отдаленных субъектов РФ. Жителям ЮФО и СКФО такую помощь оказывают 10 федеральных медицинских центров по 22 профилям ВМП, лидируют из них сердечно-сосудистая хирургия, травматология и ортопедия, урология. Выявлена низкая степень освоения финансовых средств, выделенных на ЛС, что требует оптимизации назначений лекарственных схем, особенно в хирургическом, урологическом, неврологическом и других отделениях центров.
Ключевые слова: высокотехнологичная медицинская помощь, лекарственные средства, федеральный бюджет, медицинский центр, стационар, ЮФО и СКФО
© С. Г. Беседин, Л. М. Бабина, 2011 УДК 613.95:615.847:616.831-009.11
СИНУСОИДАЛЬНЫЕ МОДУЛИРОВАННЫЕ ТОКИ В ТЕРАПИИ БОЛЬНЫХ ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ С ЛИКВОРОДИНАМИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ
С. Г. Беседин2, Л. М. Бабина1
1 Пятигорский государственный НИИ курортологии
2 Краевая детская клиническая больница, Ставрополь
гипертензии, судорог, параличей, что и лежит в основе формирования ДЦП.
Структурные нарушения в мозге новорожденного в большей мере определяют дальнейшее развитие ребенка под влиянием внешних факторов окружающей среды. В управлении постуральными реакциями и регуляции моторной функции важная роль принадлежит сегментарным, стволовым и подкорковым структурам. По мере нервно-психического развития нередуцированные патологические позно-тонические автоматизмы возникают не только как следствие структурной недостаточности стволовых и подкорковых структур, но и как проявление нарушения прак-сиса, рефлекторнозакрепленного в виде устойчивого патологического двигательного стереотипа и приводят к формированию костно-суставных деформаций и контрактур [3, 4].
Особого внимания заслуживают больные с наличием гипертензионно-гидроцефального синдрома, у которых нередко возникают ликворные кризы, в некоторых случаях при прогрессировании гидроцефалии
Детский церебральный паралич (ДЦП) - по-лиэтиологическое заболевание головного мозга, которое может возникнуть в период
внутриутробного его формирования, в период родов, новорожденности и проявляется в неспособности сохранять нормальную позу и выполнять произвольные движения [4]. Частота распространения детского церебрального паралича в разных регионах России составляет от 2,5-5,6 до 8,9 на 1000 детского населения [3]. Известно, что у 76 % новорожденных имеет место перинатальная энцефалопатия разного генеза, это у 24 % из них приводит к развитию глубоких церебральных нарушений [1,2], в частности, внутричерепной
Беседин Сергей Генрихович, врач-невролог Краевой детской больницы, Ставрополь, тел.: (8652) 357041.
Бабина Лилия Михайловна, главный научный сотрудник научного отдела восстановительной психоневрологии Пятигорского государственного НИИ курортологии, тел.: (8793) 337271.
PROVIDING OF EXPENSIVE (HIGH-TECH)
MEDICAL CARE IN THE SOUTH AND NORTH-CAUCASIAN FEDERAL DISTRICTS
KARNYSHEVA N. G., BEREZHNAYA E. S., MAKSIMKIN E. A., PARFEYNIKOV S. A.
The purpose of this study was to study the fragment features provide a high-tech medical aid of the South and the North Caucasus federal district.Materials research were: legal documents to regulate the provision of VMP in the Russian Federation, statistics and internal reporting MH Rostov region.Methods: In comparison, analogies, idealizations, statistical methods, methods of economic analysis.Established that most of the high-tech medical care is in the cities. Moscow and St. Petersburg. However, in regions of the tendency of growth of health care providers on the state task vMp to remote Russian regions. Residents of the SFD and SKFO such assistance is provided by 10 federal medical centers and 22 profiles of VMP, the leaders of these cardiovascular surgery, traumatology and orthopedics, urology. Revealed a low level of development funds allocated to the drug, which requires optimization of prescribing patterns, particularly in the surgical, urological, neurological and other offices of medical centers.
Key words: high-tech medical care, drugs, federal budget, the medical center, hospital, SFD and SKFO