2. Балаболкин М.И., Клебанова ЕМ., Креминская ВМ. // Кардиология. 2000. №10. С. 74-87.
3. Бутрова С.А. // Российский медицинский журнал. 2001. №2. С. 56-60.
4. Международные индексы оценки активности, функционального статуса и качества жизни больных ревматическими заболеваниями. М.: «Ассоциация ревматологов России», 2007. 88 с.
5. Насонов Е.Л., Насонова В.А. Ревматология: национальное руководство. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. 714 с.
6. Bailey C.J., Turner R.C. Metformin // N. Engl. J. Med. 1996. Vol. 334, №9. P. 574-579.
7. Daskalopoulou S.S., Mikhailidis D.P., Elisaf M. // Angiology. 2004. Vol. 55, №6. P. 589-612.
8. Droge W. // Physiol. Rev. 2002. Vol. 82. P. 45-47.
9. Haffner S.M., Valdez R.A., Hazuda H.P. // Diabetes. 1992. Vol. 41. P. 715-722.
10. Isoda K., Young J.L., Zirlik A. // Thromb. Vasc. Biol. 2006. Vol. 26, №3. P. 611-617.
11. Mamputu J.C., Wiernsperger N.F., Renier G.A. // Diabetes Metab. 2003. Vol. 29, №4, Pt. 2. P. 71-76.
12. UK Prospective Diabetes Study (UKPDS) Group. // Lancet. 1998. Vol. 352. P. 854-865.
EFFICIENCY OF SIOFOR (METFORMINUM) CONCERNING THE ARTICULATE STATUS AT THE PATIENTS WITH OSTEOARTHRITIS WITH THE METABOLIC SYNDROME
L. V. VASILYEVA, D. I. LAKHIN
Voronezh State Medical Academy after N.N. Burdenkoy,
Chair of Propaedeutics of Internal Diseases with the course of Therapy
Article about rising the efficiency of treatment of patients with osteoarthritis and a metabolic syndrome ^S). Nowadays it is known, that the presence of signs of МS negatively affects the currency of osteoarthritis. In the given research, including siofor (metformin) in complex treatment of patients with osteoarthritis and МS, at the absence of negative side effects, allowed to achieve authentically positive changes in the relation of the basic displays of the articulate status that allows to recommend inclusion of the given preparation in complex therapy of patients with osteoarthritis and МS.
Key words: osteoarthritis, a metabolic syndrome, siofor, metformin.
УДК 616-082
ОКАЗАНИЕ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ БОЛЬНЫМ С ЗАБОЛЕВАНИЯМИ ЛОР-ОРГАНОВ
Д.М. КОЧЕТОВ, Н.А. ДАЙХЕС, С.В. ЯБЛОНСКИЙ, В.М. ДАВЫДОВ*
В статье рассматриваются вопросы о состоянии и особенностях оказания высокотехнологичной оториноларингологической помощи в Российской Федерации. Показана деятельность ФГУ НКЦО ФМБА России. Проанализированы показатели выполнения высокотехнологичной медицинской помощи больным с заболеваниями ЛОР-органов за 2009 год и плановые объемы их числа по этому профилю на 2010 год.
Ключевые слова: высокотехнологичная медицинская помощь, оториноларингология.
В последнее десятилетие в Российской Федерации с целью совершенствования деятельности отечественного здравоохранения осуществляется разработка оптимальных вариантов управления медицинской помощью с учетом особенностей социальноэкономического уровня состояния регионов страны, обеспеченности современными материально-техническими ресурсами и устойчивости финансирования лечебно-профилактических учреждений. В настоящее время одним из существенных факторов в охране здоровья населения является организация и планирование оказания высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП) гражданам. В связи с этим ведущим направлением развития российского здравоохранения становится формирование такой его модели, которая может способствовать достижению положительных результатов в качестве оказания медицинской помощи, повышению эффективности работы медицинских учреждений, сохранению состояния здоровья населения и в итоге - улучшению медико-демографической ситуации в стране [1,4,6,7].
* ФГУ «Научно-клинический центр оториноларингологии» ФМБА России, г. Москва, директор - проф. Дайхес Н.А.
Согласно приказу Минздрава России и РАМН от 6 апреля 2005 г. №259/19, дорогостоящая высокотехнологичная медицинская помощь характеризуется как виды диагностики и лечения, в которых преобладают инновационное биотехнологическое звено, дорогостоящие лекарственные средства и изделия медицинского назначения.
В рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» (ПНП «Здоровье») Минздравсоцразвития РФ реализует подпроект «Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью». Этот подпроект направлен на повышение уровня удовлетворенности населения ВМП за счет увеличения ее финансирования, строительства новых федеральных центров и модернизации порядка предоставления такой помощи. При этом понятие ВМП определено уже несколько иначе: как комплекс проводимых в условиях стационара лечебных и диагностических медицинских услуг, имеющих законченное клиническое значение и финансируемых за счет средств федерального бюджета. Следовательно, ВМП - это медицинская помощь, выполняемая высококвалифицированными медицинскими кадрами с использованием сложных и (или) уникальных, обладающих значительной ресурсоемкостью медицинских технологий, основанных на современных достижениях науки и техники.
Ряд авторов считает, что для успешной реализации вышеуказанного подпроекта необходим углубленный анализ существующих нормативных правовых документов, регламентирующих организацию и доступность ВМП, с определением её потребности с точки зрения конечного результата для пациентов и общества в целом [2,3,5].
Несмотря на то, что подобные технологии используются отечественной системой здравоохранения достаточно давно, актуальность проблемы развития и совершенствования оказания такой помощи значительно возросла именно с началом осуществления ПНП «Здоровье». Одним из направлений его реализации является обеспечение доступности и качества ВМП, приближение ее к самым различным слоям населения [3,5,6,7,8]. Исходя из этого, ВМП предоставляется в соответствии со стандартами медицинской помощи, утвержденными приказами Минздравсоцраз-вития России для федеральных специализированных медицинских учреждений.
Началом выделения ВМП как особого вида медицинской помощи в России можно считать 1992 год. Именно тогда был издан Указ Президента РФ «О мерах по развитию здравоохранения в Российской Федерации» № 1137 от 26 сентября 1992 г. Согласно этому Указу Правительству РФ поручалось предусмотреть из республиканского бюджета целевое финансирование дорогостоящих видов медицинской помощи по списку заболеваний, который должен был ежегодно утверждаться Минздравом России. Для реализации положений этого Указа на практике был издан приказ Минздравмедпрома РФ «О порядке финансирования и расходования ассигнований, выделяемых из федерального бюджета Российской Федерации на проведение дорогостоящих видов медицинской помощи, отчетности и контроля за их использованием» от 18 апреля 1994 г. № 73. С 2000 г. федеральным органом управления российским здравоохранением и РАМН проводится постоянная работа по организации и ежегодному планированию оказания ВМП больным.
Как известно, существовавшая в России в течение многих десятилетий государственная система здравоохранения была ориентирована главным образом на массовое применение относительно простых и недорогих медицинских технологий. Однако развитие медицинской и фармацевтической науки значительно расширило возможности лечения многих заболеваний. Одновременно это привело к росту стоимости медицинской помощи, что при ограниченности финансовых и материальных ресурсов и недостаточной эффективности их использования способствовало возникновению проблемы, связанной с оказанием доступной и в то же время наиболее технологичной медицинской помощи.
Для решения этой проблемы в РФ стало осуществляться бюджетное финансирование организации и деятельности федеральных специализированных центров и медицинских учреждений, оказывающих населению профильные виды ВМП. Особый интерес в данной проблеме представляет изучение доступности высокотехнологичных видов хирургической помощи с учетом развитости инфраструктуры региональных органов здравоохранения, что позволит выяснить реальные потребности в такой помощи. Вопросы организации высокотехнологичных видов хирургической помощи
населению, проживающему на территории ряда субъектов РФ, остаются довольно актуальными и требуют их решения в ближайшее время. Все это имеет прямое отношение и к оказанию ВМП больным оториноларингологического профиля.
Вместе с тем, информационные и статистические материалы с показателями деятельности федеральных учреждений здравоохранения в данном направлении весьма ограничены, а имеющиеся нуждаются в тщательной аналитической проработке. Практически нет научных работ, оценивающих результативность деятельности федеральных медицинских учреждений (ФМУ) и обеспеченность ВМП населения субъектов РФ, а исследования, направленные на разработку методологии формирования и обеспечения исполнения ФМУ государственного задания на оказание
представлено в Приложении № 3 к приказу Минздравсоцразви-тия России № 1047н от 30.12.2009 г.
Сравнительный анализ заявочного количества больных, представленного субъектами РФ, и плановых объемов ВМП для главных распорядителей средств федерального бюджета, имеющих в своем ведении учреждения, участвующие в выполнении ГЗ на оказание в 2010 г. ВМП гражданам РФ за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, показал следующее.
Государственное задание рассчитано на более чем 20 профилей ВМП и включает такие медицинские специальности, как: сердечнососудистая, абдоминальная и торакальная хирургия, травматология и ортопедия, офтальмология, онкология, нейрохирургия, оториноларингология, педиатрия и ряд других (табл. 1).
Таблица 1
Показатели объемов оказания ВМП по РФ на 2010 г. (количество больных по профилям, в абс. ед. и %)
Профиль ВМП Заявка от регионов Плановое задание % планового обеспечения от заявленного количества
Всего Из них дети % числа детей от всех заявок Всего Из них дети % числа детей от всего плана
абс. % абс. % абс. % абс. % всего дети
Абдоминальная хирургия 3955 1,33 895 1,56 22,63 2619 1,24 625 1,77 23,86 66,22 69,83
Акушерство и гинекология 6895 2,31 250 0,44 3,63 5614 2,67 43 0,12 0,77 81,42 17,20
Гастроэнтерология 1486 0,50 468 0,82 31,50 620 0,29 89 0,25 14,35 41,72 19,01
Гематология 5116 1,72 726 1,27 14,20 2462 1,17 391 1,11 15,88 48,12 53,86
Дерматология 3649 1,22 977 1,71 26,77 1441 0,68 243 0,69 16,86 39,49 24,87
Неврология 7967 2,67 2942 5,15 36,93 2130 1,01 695 1,97 32,63 26,74 23,62
Нейрохирургия 15222 5,11 2403 4,20 15,79 10019 4,76 1112 3,15 11,10 65,82 46,28
Онкология 57351 19,25 4401 7,70 7,67 42564 20,21 2585 7,32 6,07 74,22 58,74
Оториноларингология 2617 0,88 1225 2,14 46,81 1260 0,60 328 0,93 26,03 48,15 26,78
Оториноларингология (кохлеарная имплантация) 1583 0,53 1583 2,77 100,00 1200 0,57 1200 3,40 100,00 75,81 75,81
Офтальмология 32182 10,80 4150 7,26 12,90 27746 13,17 2465 6,98 8,88 86,22 59,40
Педиатрия 9863 3,31 9863 17,25 100,00 7165 3,40 7165 20,28 100,00 72,65 72,65
Неонатология 1540 0,52 1540 2,69 100,00 1170 0,56 1170 3,31 100,00 75,97 75,97
Ревматология 8768 2,94 3273 5,73 37,33 3158 1,50 1321 3,74 41,83 36,02 40,36
Сердечнососудистая хирургия 64283 21,57 8575 15,00 13,34 48240 22,90 6303 17,84 13,07 75,04 73,50
Торакальная хирургия 3179 1,07 450 0,79 14,16 2527 1,20 205 0,58 8,11 79,49 45,56
Травматология и ортопедия 18855 6,33 6274 10,98 33,27 13269 6,30 4744 13,42 35,75 70,37 75,61
То же: эндопротезирование 25620 8,60 243 0,43 0,95 20873 9,91 53 0,15 0,25 81,47 21,81
Трансплантация 2066 0,69 463 0,81 22,41 691 0,33 225 0,64 32,56 33,45 48,60
Урология 7766 2,61 2510 4,39 32,32 6077 2,89 1908 5,40 31,40 78,25 76,02
Челюстно-лицевая хирургия 3413 1,14 1746 3,05 51,16 2916 1,38 1394 3,94 47,81 85,44 79,84
Эндокринология 6245 2,09 1544 2,70 24,72 2763 1,31 657 1,86 23,78 44,24 42,55
Всего больных: 297982 100,00 210636 100,00 70,69
- из них дети: 57160 100,00 19,18 35338 100,00 16,78 61,82
ВМП, в РФ ранее не проводились.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что повышение доступности для населения Российской Федерации ВМП и увеличение результативности работы ФМУ, в т.ч. ЛОР-профиля, имеет существенное значение для общественного здравоохранения. В связи с этим нами начато проведение комплексного научного исследования показателей и структуры заявочных и плановых объемов оказания ВМП гражданам России, нуждающимся в такой помощи.
Цель исследования - изучить состояние оказания ВМП населению России и пути её развития на базе ФГУ «Научноклинический центр оториноларингологии» ФМБА России.
Материалы и методы исследования. Изучены нормативные правовые акты Минздравсоцразвития России, статистические сборники и информационные бюллетени, отчетные документы ФГУ «Научно-клинический центр оториноларингологии» ФМБА России (НКЦО) и ряда иных медицинских учреждений, касающиеся оказания ВМП населению. В работе использованы такие методы исследования как: социально-гигиенический, ретроспективный, системного анализа, статистический.
Результаты и их обсуждение. В ходе работы установлено, что в 2009 г. объемы ВМП за счет средств федерального бюджета составили 222760 оперативных вмешательств, выполненных в ФГУ, и 29656 оперативных вмешательств - в иных медицинских учреждениях, то есть около 99% от запланированного объема.
Рассмотрим Государственное задание (ГЗ) на оказание в 2010 г. ВМП гражданам РФ за счет целевого использования ассигнований федерального бюджета для медицинских учреждений Минздравсоцразвития, Федерального медико-биологического агентства и Российской академии медицинских наук, которое
Следует обратить внимание на то, что показатели числа пациентов, нуждающихся в оказании ВМП по вышеуказанным профилям в заявках субъектов РФ, несколько отличаются от её объемов по количеству больных, которым планируется оказать такую помощь в 2010 г. по ГЗ. Так, исходя из заявок, всего в целом по стране нуждается в ВМП разного профиля 297982 пациента, в том числе 57160 детей. Однако плановые объемы ВМП по ГЗ утверждены в меньшем размере, составив соответственно всего 70,69 и 61,82% от заявочной их численности. Наиболее высокие показатели планового обеспечения удовлетворенности от заявленных объемов для числа всех нуждающихся граждан в целом установлены по офтальмологии, челюстно-лицевой хирургии, травматологии и ортопедии (эндопротезирование), акушерству и гинекологии (соответственно 86,22%, 85,44%, 81,47% и 81,42% от числа всех заявок). Среди детей это были профили, отнесенные к челюстно-лицевой хирургии, урологии, неонатало-гии, оториноларингологии (кохлеарная имплантация), травматологии и ортопедии, сердечнососудистой хирургии, педиатрии (соответственно 79,84%, 76,02%, 75,97%, 75,81%, 75,61%, 73,5%, 72,65%). Наименьшие заявочные и плановые объемы ВМП выявлены по таким профилям, как гастроэнтерология (0,5 и 0,29%), неонатология (0,52 и 0,56%) и трансплантология (0,69 и 0,33%).
Особый интерес представляет вопрос о доступности высокотехнологичных методов лечения, позволяющих улучшить качество и продолжительность жизни. Учитывая это, некоторые авторы высказывают мнение о том, что процесс принятия управленческих решений в данной сфере должен иметь в своей основе тщательное аналитическое сопровождение [3].
Среди пяти основных направлений модернизации отечественной экономики (Послание президента Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 г.) приоритетным является развитие медицинской техники, технологий и фармацевтики. Задача заключается в обеспечении населения новыми технологиями профилактики и лечения заболеваний, в первую очередь тех, которые являются наиболее распространёнными причинами потери здоровья и смертности.
Это в полной мере относится и к оказанию ВМП по профилю оториноларингология. Здесь в первую очередь речь идет о повышении доступности для населения Российской Федерации ВМП и увеличении результативности работы федеральных медицинских учреждений оториноларингологиче-ского профиля. В связи с этим нами осуществляется проведение комплексного научного исследования деятельности федеральных медицинских учреждений (ФМУ), оказывающих ВМП больным с ЛОР-патологией, с последующей разработкой научно обоснованной организационно-методической базы для наиболее полного удовлетворения потребностей населения в медицинской помощи по оториноларин-гологическому профилю.
Установлено, что в оториноларингологии развитие оказания ВМП, финансируемой из федерального бюджета, стало осуществляться после издания приказа Минздравсоцразвития России «Об оказании высокотехнологичных видов медицинской помощи за счет средств федерального бюджета в федеральных специализированных медицинских учреждениях, подведомственных Федеральному агентству по здравоохранению и социальному развитию, Федеральному медико-биологическому агентству и Российской академии медицинских наук, во 11-1У кварталах 2006 г.» № 220 от 29.03. 2006 г.
В настоящее время высокотехнологичная медицинская помощь больным с ЛОР-патологией оказывается по 6 видам:
• тимпанопластика при хроническом туботимпанальном гнойном среднем отите, хроническом эпитимпано-антральном гнойном среднем отите, а также адгезивной болезни среднего уха;
• удаление доброкачественного новообразования основания черепа;
• кохлеарная имплантация при двусторонней нейросенсор-ной потере слуха;
• стапедэктомия со стапедопластикой при отосклерозе;
• удаление новообразования или рубца гортани и трахеи с использованием микрохирургической и лучевой техники;
• ларинготрахеопластика при доброкачественных новообразованиях гортани, параличе голосовых складок и гортани, стенозе гортани.
Планируемые объемы ВМП оториноларингологического профиля и их выполнение (число пролеченных больных по кварталам и в целом за 2009 г.) в ведущих федеральных медицинских учреждениях России представлены в табл. 2.
Анализ планируемых объемов оказания ВМП оторинола-рингологического профиля и их выполнения (число пролеченных больных по кварталам и в целом за 2009 г.) в ведущих федеральных медицинских учреждениях России показал следующее.
Поступление больных в специализированные учреждения для оказания им ВМП по профилю «оториноларингология» в 2009 г. колебалось от 11 до 345 пациентов в месяц, составив в среднем 127,5 случаев в месяц, что равнялось 7,94% от планируемого показателя, а по кварталам - от 204 до 752 пролеченных больных, составив в среднем 382,5 случая или 23,83%. В целом в течение 2009 г. ВМП была оказана 1530 больным, что составило 95,33% от запланированного её общего объема. Выполнение плана оказания ВМП больным оториноларингологического профиля в ФМУ в 2009 г., пролеченным по кварталам этого года, осуществлялось неравномерно. Несмотря на поданные заявки, за 9 месяцев ВМП была оказана всего 778 больным, что составило 48,47% от планируемой их численности. Однако далее в 4 квартале 2009 г. число пролеченных больных, нуждающихся в высокотехнологичной оторинола-рингологической помощи, значительно увеличилось и составило 752 пациента или 46,85%, то есть практически столько же, что и за первые 3 квартала этого года.
Таблица 2
Показатели выполнения объемов оказания ВМП по профилю «оториноларингология» в медицинских учреждениях и организациях в 2009 г.
Наименование медицинского учреждения и организаций План абс. Число пролеченных больных
Квартал года Всего
I II III IV абс. %
абс. % абс. % абс. % абс. %
ГОУВПО ММА им. И.М.Сеченова 109 5 4,59 19 17,43 14 12,84 71 65,14 109 100,00
ГУ РДКБ 213 31 14,55 46 21,60 59 27,70 57 26,76 193 90,61
ФГУ СПб НИИ уха, горла, носа и речи 537 129 24,02 124 23,09 77 14,34 207 38,55 537 100,00
ГОУ ВПО СПб ГПМА 63 11 17,46 12 19,05 15 23,81 25 39,68 63 100,00
ГОУ ВПО СПб ГМА им. И.И .Мечникова 58 3 5,17 18 31,03 2 3,45 35 60,34 58 100,00
ГОУВПО Самарский ГМУ 15 0 0,00 0 0,00 0 0,00 15 100,00 15 100,00
ГОУВПО Саратовский ГМУ 19 3 15,79 7 36,84 3 15,79 6 31,58 19 100,00
ГУ НЦЗД РАМН 24 3 12,50 5 20,83 7 29,17 9 37,50 24 100,00
ФГУ НКЦО ФМБА 230 5 2,17 27 11,74 75 32,61 123 53,48 230 100,00
ФГУЗ КБ № 86 ФМБА 49 6 12,24 17 34,69 13 26,53 13 26,53 49 100,00
ФГУ «Сибирский ОМЦ» г. Новосибирск 24 1 4,17 5 20,83 3 12,50 15 62,50 24 100,00
ФГУ «Южный ОМЦ» г. Ростов-на-Дону 44 7 15,91 14 31,82 7 15,91 16 36,36 44 100,00
ФГУ КБ № 122 ФМБА России, СПб 120 0 0,00 0 0,00 4 3,33 106 88,34 110 91,67
ФГУ РНПЦАС ФМБА 100 0 0,00 0 0,00 1 1,00 54 54,00 55 55,00
ИТОГО: 1605 204 12,71 294 18,32 280 17,45 752 46,84 1530 95,33
На наш взгляд, такая ситуация указывает на следующее. Во-первых, на недостаточность контроля потока больных со стороны федеральных органов управления здравоохранением и на не соблюдение соответствующих стандартов. Во-вторых, выполнение в четвертом квартале 2009 г. ВМП около половины больным от запланированного объема, по-видимому, свидетельствует об оказании им менее сложных её видов, не требующих больших затрат времени, достаточного лекарственного и иного обеспечения и продолжительного лечения, то есть за счет сокращения сроков пребывания пациентов в стационарных оторинола-рингологических отделениях специализированных медицинских учреждений со значительным увеличением оборота койки. А это, как известно, отрицательно сказывается на качестве и конечных результатах оказываемой медицинской помощи и может дискредитировать саму идею оказания оториноларингологической ВМП и её развития на федеральном и региональном уровнях с последующим уменьшением соответствующего финансирования.
В приказе Минздравсоцразвития РФ № 1047н от 30 декабря 2009 г. представлены планируемые объемы оказания ВМП населению по профилю «оториноларингология». Согласно этому приказу, ВМП оториноларингологического профиля в 2010 г. планируется оказать 2460 больным (58,57% заявок), в том числе 1528 пациентам-детям, в 16 медицинских учреждениях и организациях Минздравсоцразвития, РАМН и ФМБА России, территориально расположенных в разных регионах страны (табл. 3).
При этом 42,48% больным от всего объема их численности оказание ВМП должно осуществляться на базе двух федеральных медицинских учреждений, а именно: в ФГУ «Научно-
клинический центр оториноларингологии» г. Москва и его филиалах (22,76%), а также в ФГУ «Санкт-Петербургский научноисследовательский институт уха, горла, носа и речи» (19,72%).
Основному числу ЛОР-больных планируется оказать ВМП на базе ФГУ и ведущих медицинских организаций г. Москвы (Центральный Федеральный округ) и г. Санкт-Петербурга (Северо-Западный Федеральный округ). Эти показатели без кохлеарной имплантации по ЦФО составляют 48,81% всего их объема по плану, в том числе 42,47% детям, а по СЗФО соответственно 37,14 и 20,73% пациентам. Наряду с этим плановые объемы ВМП детям, связанные с профилем 10.3 «кохлеарная имплантация»,
установлены только для ФГУ и ведущих медицинских организаций ЦФО (60,0%) и СЗФО (40,0%).
Таблица 3
Сравнительные показатели заявочных и плановых объемов ВМП по профилю «оториноларингология» по Федеральным округам и в целом по РФ в 2010 г.
Показатели Заявочные объемы по профилям ВМП Плановые объемы по профилям ВМП % от заявки
10. (без 10.3) 10.3 10. (без 10.3) 10.3 10. (без 10.3) 10.3
абс. | % абс. | % абс. | % абс. | %
Цент зальный Федеральный округ
Всего 1062 40,58 502 31,71 615 48,81 720 60,0 57,90 143,43
В т.ч. дети 600 48,98 502 31,71 256 42,47 720 60,0 42,67 143,43
Северо-Западный Федеральный округ
Всего 365 13,95 124 7,83 468 37,14 480 40,00 128,22 387,10
В т.ч. дети 132 10,77 124 7,83 68 20,73 480 40,00 51,51 387,10
Приволжский Федеральный округ
Всего 333 12,72 216 13,64 I 70 5,56 0 0,00 21,02 0,00
В т.ч. дети 116 9,47 216 13,64 | 4 1,22 0 0,00 0,00 0,00
Уральский Федеральный округ
Всего 85 3,25 195 12,32 I 40 3,17 0 0,00 47,06 0,00
В т.ч. дети 48 3,92 195 12,32 | 0 0,00 0 0,00 0,00 0,00
Сибирский Федеральный округ
Всего 395 15,09 252 15,92 I 31 2,46 0 0,00 7,85 0,00
В т.ч. дети 154 12,57 252 15,92 | 0 0,00 0 0,00 0,00 0,00
Дальневосточный Федеральный округ
Всего 90 3,44 43 2,72 0 0,00 0 0,00 0,00 0,00
В т.ч. дети 43 3,51 43 2,72 0 0,00 0 0,00 0,00 0,00
Южный Федеральный округ
Всего 287 10,97 251 15,86 36 2,86 0 0,00 12,54 0,00
В т.ч. дети 132 10,77 251 15,86 0 0,00 0 0,00 0,00 0,00
Итого по всем субъектам Российской Федерации
Всего 2617 100,00 1583 100,00 1260 100,00 1200 100,00 48,15 75,80
В т.ч. дети: абс. % от всего 1225 46,81 100,00 1583 100,00 100,00 328 26,03 100,00 1200 100,00 100,00 26,77 75,80
В целом по профилю 10.110.6 58,57
В т.ч. дети 54,42
Рассмотрим состояние ВМП в оториноларингологии на примере ФГУ «Научно-клинический центр оториноларингологии» (НКЦО) ФМБА России, поскольку здесь оказывается помощь по всем разделам ЛОР-патологии и в наибольших объемах.
В настоящее время в НКЦО наглядно прослеживается положительная динамика оказания больным ВМП по государственному заданию. Так, в показателях работы Центра за последние три года отмечается стабильная тенденция роста численности обслуживаемых больных. Проведенный нами анализ планируемых показателей на 2010 г. свидетельствует о значительном увеличении численности обслуживания больных с патологией ото-риноларингологического профиля, которым должна быть оказана высокотехнологичная медицинская помощь на его базе. Для примера следует отметить, что в 2008 г. плановое задание на год было установлено всего для 40 больных, а в 2009 г. оно возросло до 230, то есть в 5,75 раза. Согласно ГЗ на 2010 г. объемы численности оказания ВМП ЛОР-профиля составляют 560 планируемых больных, то есть по отношению к 2009 г. они увеличились в 2,43 раза. Из них 64,28% приходится на детей, которые нуждаются в ВМП по профилю 10.3 «кохлеарная имплантация». В связи с этим плановые показатели государственного задания на оказание ВМП по данному профилю на 2010 г. по сравнению с 2009 г. увеличились в 7,05 раза.
Согласно приказу «О внесении изменений в приказ Мин-здравсоразвития России от 30 декабря 2009 года № 1047н «О порядке формирования и утверждения государственного задания на оказание в 2010 году высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета» № 307н от 29 апреля 2010 г. плановые объемы по числу пролеченных больных по профилю высокотехнологичной медицинской помощи, установленные для подведомственного ФМБА такого федерального медицинского учреждения, участвующего в выполнении государственного задания на оказание в 2010 г. ВМП гражданам Российской Федерации, как НКЦО (г. Москва) увеличены на 24,82% и составили 699 больных.
В составе НКЦО созданы и эффективно функционируют отделы: заболеваний уха; ЛОР-онкологии; реконструктивной и пластической оториноларингологии; детской ЛОР-патологии; заболеваний гортани и фониатрии; заболеваний носа и глотки; отоневрологии и вестибулологии. Во всех этих отделах осуществляется оказание различных высокотехнологичных видов медицинской помощи.
С 2008 г. в Центре активно развивается кохлеарная имплантация, которая осуществляется при участии сотрудников отдела аудиологии, слухопротезирования и слухоречевой реабилитации, производящих настройку кохлеарного импланта во время и после операции. Кроме того, на базе этого отдела разработана и внедрена методика дистанционной настройки имплантов. При участии сотрудников НКЦО подготовлен проект «Национальной программы помощи глухим и слабослышащим», которая является межведомственной и включает в себя как вопросы медицинской помощи, так и вопросы социальной реабилитации, образования, производства кохлеарных имплантов и слухопротезной техники.
НКЦО стал инициатором внедрения универсального аудио-логического скрининга на территории РФ. С 2007 г. эта работа началась в рамках выполнения ФЦП «Дети России», а с 2008 г. -и в рамках ПНП «Здоровье». Минздравсоцразвития РФ поставил необходимое оборудование в регионы, а сотрудники НКЦО и его филиалов провели обучение медицинских специалистов с широким охватом учреждений практического здравоохранения в субъектах РФ всех федеральных округов. В Центре также осуществляется лечение больных с юношеской ангиофибромой основания черепа. Эта патология находится на стыке профессиональной деятельности оториноларингологов, онкологов и нейрохирургов, что свидетельствует о необходимости привлечения смежных специалистов при разработке отдельных стандартов ВМП.
В области реконструктивной и пластической оториноларингологии применяются эндоскопические методики и навигационные системы в лечении посттравматических деформаций краниофациальной зоны, разрабатываются и внедряются современные биосовместимые иплантационные материалы. Кроме того, разработана реконструктивная хирургия носовой перегородки и наружного носа у детей. Проводятся пластические операции при тотальных и субтотальных дефектах носовой перегородки, в том числе в раннем детском возрасте.
При заболеваниях гортани осуществляются реконструктивнопластические операции при ее стенозах и параличах. Разработаны системы реабилитации больных с нарушением физиологических функций гортани. Проводится восстановительная терапия функциональных, нейрогенных и эндокринных заболеваний голосового аппарата у взрослых и детей. В связи с этим в НКЦО подготовлен проект порядка оказания фониатрической помощи, который рассматривается для его утверждения в Минздравсоцразвития РФ.
Отдел отоневрологии и вестибулологии оснащен уникальным оборудованием. Здесь проводится обследование, лечение и реабилитация пациентов, страдающих кохлеовестибулярными нарушениями. В Центре разработана и внедрена хирургическая методика лечения такой тяжелой патологии как болезнь Меньера, которая предлагается для включения в вид ВМП. Резюмируя сказанное, необходимо указать, что сегодня путем ввода в строй нового комплекса зданий Федерального научно-клинического центра оториноларингологии отрабатывается модель развития нашей специальности как одной из самых высокотехнологичных, поскольку во всех развитых странах оториноларингологические клиники являются клиниками оториноларингогии - хирургии головы и шеи, что подчеркивает междисциплинарность и взаимосвязь различных специалистов, работающих с патологией важнейшей анатомической области человеческого организма. Дальнейшее развитие региональной филиальной сети Центра будет способствовать созданию единой системы приближения ВТМ оториноларингологического профиля к субъектам РФ.
В связи с развитием организационной структуры НКЦО и совершенствованием его деятельности в 2009 г. увеличилась коечная мощность, приобретено современное оборудование, созданы три филиала (Уфа, Томск, Астрахань), оснащенные необходимой медицинской аппаратурой и техникой. Региональные филиалы позволяют оказывать ВМП больным с ЛОР-патологией, проживающим в 6 федеральных округах - Южном, Северо-Кавказском, Приволжском, Уральском, Сибирском и Дальневосточном. Исходя из этого плановые показатели государственного задания по ВМП профиля 10.3 «кохлеарная имплантация» на 2010 год значительно увеличены и составили 360 пациентов, из них 350 детей.
Создание региональных филиалов НКЦО позволяет:
- приблизить специализированную медицинскую помощь непосредственно к нуждающимся пациентам в федеральных округах;
- более тесно контактировать регионам с федеральными учреждениями, что обеспечит им получение оперативной инфор-
мации о возможностях учреждений оказывать те или иные виды ВМП в соответствующих объемах;
- проводить оперативные вмешательства, комплекс реабилитационных мероприятий и катамнестическое наблюдение пациентов в филиалах, имеющих высококвалифицированные кадры и оснащенных современным оборудованием.
В заключение необходимо отметить, что разделение между органами власти разного уровня полномочий по вопросам охраны здоровья населения привело к обострению проблемы существующей обеспеченности в субъектах РФ жителей страны планируемыми объемами ВМП, оказываемой за счет государственных источников финансирования. Однако, несмотря на наличие такой и ряда иных проблем, Центры ВМП становятся основой модернизации здравоохранения в регионах. На базе этих Центров и их филиалов представляется возможным создать единую национальную систему высокотехнологичной медицинской помощи. Так, на базе НКЦО и его филиалов создается единая научноорганизационная система высокотехнологичной медицинской помощи больным с заболеваниями ЛОР-органов. При этом организация работы федерального центра и его региональных филиалов осуществляется в контексте единого подхода к видам и стандартам ВМП, диагностике, лечению и реабилитации пациентов, унификации оборудования, подготовке высококвалифицированных медицинских специалистов.
В настоящее время и на ближайшее будущее главная задача заключается в том, чтобы на основании анализа нормативных правовых документов, статистико-информационных материалов, полученных результатов разработать современные методы, методики и способы диагностики и лечения больных, а также необходимые стандарты. Это должно повысить эффективность и доступность оториноларингологической специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи населению путем своевременного и качественного ее оказания за счет внедрения инновационных технологий в деятельность не только федеральных медицинских учреждений, но и ведущих лечебнопрофилактических учреждений субъектов РФ. В то же время для успешной реализации поставленной задачи потребуется организовать работу Федеральных центров и региональных филиалов в контексте единого подхода к видам и стандартам ВМП, диагностике, лечению и реабилитации пациентов, унификации оборудования, подготовке высококвалифицированных медицинских специалистов. Следовательно, на базе современного нормативного правового обеспечения возможно создание единой научноорганизационной системы оказания ВМП, главное в которой -этапность и преемственность лечения и реабилитации пациентов оториноларингологического профиля. Это и станет современной организационной моделью оказания ВМП, отвечающая требованиям инновационной медицинской технологии и обеспечивающая модернизацию экономики отечественного здравоохранения.
Учитывая изложенное, в настоящее время необходимо дальнейшее развитие оториноларингологической помощи пациентам и более активное создание соответствующих региональных центров и филиалов ФГУ «Научно-клинический центр оториноларингологии» в субъектах РФ, совершенствование планирования и финансирования, организации и управления деятельностью медицинских учреждений, оказывающих ВМП данного профиля.
Таким образом, изучаемая проблема состоит в жизненно важной потребности решения актуальных вопросов, связанных с повышением эффективности и обеспечением доступности оториноларин-гологической высокотехнологичной медицинской помощи населению путем современного, своевременного и качественного ее оказания за счет внедрения инновационных технологий в деятельность не только федеральных медицинских центров, но и ведущих медицинских учреждений субъектов Российской Федерации.
Литература
1. Гриненко О.А. Научное обоснование совершенствования организации оказания высокотехнологичных видов хирургической помощи взрослому населению, проживающему вне административных центров регионов: дис.. ..докт. мед. наук. СПб., 2008. 382 с.
2. Перхов В.И. Проблемы организации оказания населению дорогостоящей (высокотехнологичной) медицинской помощи в рамках реализации мероприятий приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения «Здоровье» // Менеджер здравоохранения. 2006. № 6. С. 21-30.
3. Перхов В.И. Научно-организационное обоснование повышения доступности для населения Российской Федерации высокотехнологичной медицинской помощи, оказываемой в федеральных медицинских учреждениях: дис.... докт. мед. наук. М., 2009. 361 с.
4. Рогалев К.К. Роль областной больницы в организации оказания специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи в крупной области СЗФО РФ (на примере Архангельской областной клинической больницы): дис..докт. мед. наук. СПб., 2009. 276 с.
5. Солодкий В.А., Перхов В.И., Ступаков И.Н., Самородская И. В. О формировании госзаказа на оказание высокотехнологичных и дорогостоящих видов медицинской помощи в федеральных специализированных медицинских учреждениях // Здравоохранение. 2006. № 3. С. 28-31.
6. Стародубов В.И., Хальфин РА., Какорина Е.П. О задачах по реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения // Здравоохранение. 2005. № 12. С. 4-9.
7. Стародубов В.И. Национальный проект «Здоровье» дает нам шанс вывести уровень оказания медицинской помощи населению на новые параметры // Менеджер здравоохранения. 2008. № 10. С. 10-14.
8. Хальфин РА., Кузнецов П.П. Высокотехнологичная медицинская помощь: проблемы организации и учета. М.: ИД «Менеджер здравоохранения», 2008. 192 с.
RENDERING HIGH - TECHNOLOGIC MEDICAL AID TO PATIENTS HAVING OTORHINOLARYNGOLOGIC DISEASES
D.M. KOCHETOV, N.A. DAYKHES, S.V. YABLONSKIY, V.M. DAVYDOV
MoscowScientific-Clinical Centre of Otorhinolaryngology
The article deals with problems concerning conditions and peculiarities of rendering high-technologic otorhinolaryngologic aid (HTOA) in the Russian Federation. The activity of ”The Scientific-Clinical Center of Otorhinolaryngology” in Moscow (Russia) is presented. The authors analyse indices of realization of HTOA for the patients having ORL diseases during 2009 year and planned indices for the mentioned profile during 2010 year.
Key words: high-technologic medical aid, otorhinolaryngology.
УДК 616.716-002.36-085.28
ВЫСОКОДИСПЕРСНЫЙ АЭРОЗОЛЬ АНОЛИТА АНК В КОМПЛЕКСНОМ ЛЕЧЕНИИ ФЛЕГМОН ЧЕЛЮСТНО-ЛИЦЕВОЙ ОБЛАСТИ
Н.Н БЕНЯЕВА, Ю.И. ЧЕРГЕШТОВ*
Данная работа посвящена исследованию антимикробной и клинической эффективности ультразвукового аэрозоля антисептика анолит АНК для местного лечения флегмон челюстно-лицевой области. Под наблюдением находились 36 пациентов с флегмонами челюстно-лицевой области. В качестве контроля применяли раствор хлор-гексидина биглюконата. В ходе исследования выявлено, что анолит в виде аэрозоля оказывает достоверно более выраженный бактерицидный эффект по сравнению с показателями контрольной группы, и самого анолита в жидком виде. Также очевидно, что анолит в виде аэрозоля эффективно воздействует на все этапы течения раневого процесса, что проявилось в ускорении очищения ран от детрита, появления молодых грануляций и уменьшении сроков пребывания в стационаре.
Клчевые слова: флегмон, антисептик, анолит АНК, аэрозоль, ультразвук.
Одной из основных проблем хирургической стоматологии настоящего времени является профилактика и лечение воспалительных заболеваний челюстно-лицевой области. В последнее десятилетие, несмотря на значительное увеличение объема и повышение качества стоматологической помощи, число больных с этими заболеваниями не уменьшается, а остается на неизменно высоком уровне. Многолетние наблюдения исследователей, занимающихся данной проблемой, указывают на то, что до 20% первичных хирургических больных, обращающихся за стоматологической амбулаторной помощью, имеют острые воспалительные процессы челюстно-лицевой области (ЧЛО). Эти больные занимают 40-60% коечного фонда стоматологических и челюстно-лицевых стационаров [5].
Несмотря на широкое внедрение в практику антибиотиков и новых антисептиков, появились другие, не менее серьезные
* Московский государственный медико-стоматологический университет