Хашимов П.З.,
к.э.н., доцент кафедры «Экономическая теория» Национального университета Узбекистана имени Мирзо Улугбека; Ким Т.В.,
преподаватель кафедры «Экономическая теория» Национального университета Узбекистана имени Мирзо Улугбека
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЗБЕКИСТАНЕ
ХОШИМОВ П.З., КИМ Т.В. УЗБЕКИСТОНДА ТУРИСТИК ФАОЛИЯТНИ ТАШКИЛ КИЛИШ ВА ТАКОМИЛЛАШТИРИШ ЙУЛЛАРИ
Маколада туризм сох,асига тегишли асосий тушунчалар ёритиб берилган. Узбекистонда туристик фаолиятнинг асослари ва такомиллаштириш йуллари куриб чикилган.
Таянч иборалар: туризм, турист, туристик фаолият, туризм индустрияси, туристик хизмат-
ХАШИМОВ П.З., КИМ Т.В. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЗБЕКИСТАНЕ
В статье раскрываются основные понятия в сфере туризма. Рассматриваются основы организации и пути совершенствования туристской деятельности в Узбекистане.
Ключевые слова: туризм, турист, туристская деятельность, туристские ресурсы, туристская индустрия, туристские услуги.
KHASHIMOV P.Z., KIM T.V. ORGANIZATION AND WAYS OF TOURIST ACTIVITY MODERNIZATION IN UZBEKISTAN
The basic meanings in the field of tourism are discovered in this article. This article describes the basics of organization and ways of tourist activity modernization in Uzbekistan.
Keywords: tourism, tourist, tourist activity, tourist resources, tourist industry, tourist services.
Формирование туризма в его нынешнем виде относят к концу XIX века, а настоящее свое развитие он получил во второй половине XX века, в век стремительного развития техники, технологий, общественных отношений, за что и получил титул «феномена XX века». Сегодня туризм -мощная мировая индустрия, занимающая до 10% «мирово-го валового продукта», в которой задействованы огромные ресурсы.
С развитием глобализации все боль- один трлн. USD. Разумеется, не все регио-ше населения планеты вовлекается в сферу ны мира, даже имеющие огромные по своей туризма. По данным Всемирной туристской привлекательности туристские ресурсы, уже организации в настоящее время количество освоены и доступны для массового туриз-поездок по всему миру превысило 1 милли- ма. Для развития туризма важное значение ард, а поступления от туризма превышают имеют природно-климатические и политико-
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2014, 7
экономические факторы, стабильность в регионе, уровень развития индустрии туризма.
Кроме того, к обслуживанию такого количества перемещающихся по всему миру людей привлекается большое количество специалистов различных смежных с туризмом отраслей, которые и составляют основу индустрии и инфраструктуры туризма. Важным представляется то, что в этой отрасли, даже без учета мультипликативного эффекта, к обслуживанию туристов привлекается больше работников, чем количество самих туристов.
Для понимания специфики туризма необходимо знание некоторых условий его определения. Среди них: место временного посещения, свободное время, удовольствие, место постоянного проживания, сезонность, продолжительность туристской поездки.
Место временного посещения. Турист должен непременно посетить именно другую местность в своей стране или другую страну, отличную от места своего постоянного проживания.
Свободное время. Туризм совершается в свободное время. Данное утверждение не совсем применимо к деловому туризму. В то же время и бизнес-туристы потребляют значительный объем туристских услуг, в частности, в программы пребывания бизнес-туристов включается культурная часть (посещение музеев, театров и др.).
Для получения положительного эффекта необходимо наличие двух важнейших факторов - свободного времени и средств, для проведения этого времени в отдыхе. Длительное время туризмом увлекались представители состоятельного сословия. И в настоящее время далеко не все жители планеты вовлечены в сферу туризма, но, тем не менее, суммарное количество туристов и положительная динамика ежегодного роста этого показателя налицо.
Удовольствие. Туризм направлен на получение отдыхающими положительных эмоций, удовольствия. При этом результат туристского путешествия в значительной степени зависит от самого туриста и его способности воспринимать обстоятельства, связанные с получением положительных эмоций. Исключая ритуальный туризм и отчасти лечение, это
положение справедливо практически ко всем видам туризма.
Место постоянного проживания. Для туризма как экономической категории важно определить понятие «место постоянного проживания» человека, участвующего в туризме.
Перемещение в пределах местности постоянного проживания, например ежедневные поездки на работу, даже в другую страну (в приграничных районах), не может быть отнесено к туризму. В стране, где имеется правовой институт прописки, - это место прописки, регистрируемое соответствующими службами государственной власти, регулирующими миграцию населения. При этом для каждого определенного места, района, страны, а также категории населения следует выделять лиц, которые могут быть отнесены к категории постоянных жителей или посетителей. Это в значительной мере определяется уровнем развития страны и урбанизации населения.
Мировой опыт свидетельствует о том, что достаточно сложно определиться с деятельностью по организации экскурсий в крупных городах для местного населения. По критериям международной статистики эта деятельность к туризму не относится и в общих показателях не учитывается.
Сезонность. В зависимости от влияния факторов сезонности принято различать высокий, средний и низкий сезоны. Высокий сезон характеризуется условиями наиболее полноценного использования туристами туристских ресурсов. По всем признакам, жителям стран с относительно холодной зимой, свойственно стремление отдыхать летом и преимущественно в туристских центрах с более теплым климатом. Поэтому курорты Средиземноморья имеют сезонный пик туристской загрузки в летние месяцы. Курорты Персидского залива, Красного моря, Таиланда и других стран Юго-Восточной Азии привлекательны в зимние месяцы, когда климат более мягкий и менее жаркий.
Продолжительность туристской поездки. Туризм - это перемещение людей в достаточно короткие промежутки времени, но не менее чем 24 часа.
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2014, 7
Организация туризма в Узбекистане.
Узбекский туризм в свое время, в рамках бывшего Союза, был ограничен в своих возможностях. С 1990 года туристская отрасль Узбекистана вступила в кризисный период. Количество иностранных туристов к 1992 году, по некоторым оценкам, сократилось в 4-5 раз. Уровень использования туристского потенциала не превышал 6%, а отдача от одного интуриста составила в среднем 12 долларов в сутки. В сложившихся условиях началось реформирование туристской отрасли республики. Был издан Указ Президента Республики Узбекистан от 27 июля 1992 года «Об образовании Национальной компании «Узбектуризм». Компания включила в себя более 150 хозяйствующих субъектов, в частности Республиканский совет по туризму и экскурсиям, Ташкентское, Самаркандское и Бухарское отделения Госкоминтура бывшего СССР и молодежной туристской организации БМТ «Спутник»1.
В начале создания национальной туристской модели Узбекистана приоритетными направлениями были: национальный внутренний туризм, Международный туризм на основе глобального проекта «Великий шелковый путь», сфера услуг и торговли, подготовка кадров, создание новых рабочих мест, программа разгосударствления.
Были разгосударствлены и приватизированы туристские объекты, многие из них сменили форму собственности и хозяйствования. В 1996 году в структуру НК «Узбектуризм» входило 98 предприятий различных форм собственности, в том числе: 24 государственных, 31 акционерное общество открытого типа, 2 - закрытого типа, 10 обществ с ограниченной ответственностью, 2 совместных предприятия, 27 коллективных предприятий, 2 - арендных предприятия2.
В те годы необходимо было создать прочную законодательную базу развития туристской индустрии в новых социально-экономических условиях развития республики. Безусловно, важнейшую роль в становлении и развитии туризма в Узбекистане игра-
1 См.: Салимова Б.Х., Хасанова Л.Г. Основы туризма. Тексты лекций. - Ташкент: ТГЭУ, 2005.
2 Там же.
ет Закон Республики Узбекистан № 830-1 от 20.08.1999 года «О туризме». Целью настоящего Закона является правовое регулирование отношений в сфере туризма, развитие рынка туристских услуг, а также защита прав и законных интересов туристов и субъектов туристской деятельности.
В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:3 туризм, турист, туристская деятельность, экскурсионная деятельность, туристские ресурсы, субъекты туристской деятельности, туристская индустрия, тур, туристские услуги, руководитель туристской группы, гид (экскурсовод), лицензия на осуществление туристской деятельности, сертификат.
Обратимся к содержанию только некоторых понятий, раскрываемых в данном законодательном акте:
туризм - выезд (путешествие) физического лица с постоянного места жительства на срок не более чем на один год в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых или иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в месте (стране) пребывания;
туристские ресурсы - совокупность природно-климатических, оздоровительных, историко-культурных, познавательных и социально- бытовых объектов соответствующей территории;
туристская индустрия - совокупность различных субъектов туристской деятельности (гостиниц, туристских комплексов, кемпингов, мотелей, пансионатов, предприятий общественного питания, транспорта, учреждений культуры, спорта и других), обеспечивающих обслуживание туристов;
туристские услуги - услуги субъектов туристской деятельности по размещению, питанию, транспортному, информационно-рекламному обслуживанию, а также другие услуги, направленные на удовлетворение потребностей туриста.
В документе определены компетенции Кабинета Министров Республики Узбекистан, уполномоченного государственного органа, органов государственной власти на местах в сфере туризма.
3 Закон Республики Узбекистан № 830-1 от 20.08.1999 года «О туризме» // Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1999. - № 9. - ст. 227.
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2014, 7
С начала 2000-х годов в республике начинается новый этап реформирования всех сфер жизнедеятельности нашего общества. Важные задачи назрели и перед туристской индустрией Узбекистана. На повестку дня вышли такие вопросы, как:
■ повышение качества предоставляемых туристских услуг;
■ диверсификация направлений, видов оказываемых услуг;
■ совершенствование деятельности Национальной компании «Узбектуризм»;
■ повышение эффективности работы субъектов туристской деятельности;
■ дальнейшее развитие инфраструктуры туризма в стране, в т.ч. придорожной инфраструктуры и сервиса;
■ подготовка кадров для туристской индустрии, отвечающих современным требованиям.
В целях повышения эффективности деятельности НК «Узбектуризм» было принято Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан № 360 от 28.07.2004 года «О дальнейшем совершенствовании деятельности Национальной компании «Узбектуризм».
В нем были определены задачи Национальной компании «Узбектуризм»1:
■ обеспечение проведения единой государственной политики в сфере туризма, содействие в формировании инфраструктуры туристских услуг;
■ реализация государственных программ развития туризма, программ обеспечения защиты и безопасности туристов, межотраслевая и межрегиональная координация туристской деятельности;
■ сертификация туристских услуг;
■ осуществление рекламно-информационной политики в сфере туризма;
■ привлечение иностранных кредитов и инвестиций в сферу развития туризма, развитие долгосрочных программ сотрудничества с зарубежными странами, а также иностранными компаниями;
1 Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан № 360 от 28.07.2004 года «О дальнейшем совершенствовании деятельности Национальной компании «Узбектуризм» // Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2004. - № 30. - ст.346.
■ реализация комплекса мер по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров для сферы туризма, содействие развитию отраслевой туристской науки.
В данном Постановлении Правительства Узбекистана были утверждены организационная структура, Положение о Национальной компании «Узбектуризм», дано согласие на предложение Национальной компании «Узбектуризм», Министерства экономики и Министерства финансов Республики Узбекистан о создании внебюджетного Фонда развития туризма, определив источниками его формирования туристический сбор, взимаемый с туристических фирм и гостиничных хозяйств за обслуживание туристов.
В 2003 году Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан № 497 от 11.11.2003 года утверждается Положение о лицензировании туристской деятельности2.
В то же время, учитывая серьезные изменения, которые произошли в развитии туризма в Узбекистане за последние годы, в 2014 году в данное Положение были внесены определенные дополнения и изменения3.
В частности, определено, что туристская деятельность осуществляется путем оказания следующих видов туристских услуг:
■ гостиничные услуги - услуги по обеспечению временного проживания и питания потребителей (постояльцев) в средствах размещения (гостиничные хозяйства, туристские комплексы, туристские базы, зоны отдыха, пансионаты, кемпинги, мотели, юртовые лагеря, национальные гостевые дома и другие объекты, размещающие туристов на срок не менее одной ночевки);
■ туроператорские услуги - услуги по организации туристского путешествия по определенному маршруту в конкретные сроки, обеспеченного комплексом либо частью туристских услуг (бронирование, размещение,
2 Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан № 497 от 11.11.2003 года «Об утверждении Положения о лицензировании туристской деятельности» // Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2003. - № 21. - ст. 212.
3 Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан № 60 от 13 марта 2014 года «О мерах по совершенствованию порядка лицензирования и осуществления туристской деятельности» // Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2014. - № 12. - ст. 138.
перевозка, питание, рекреация, экскурсии и иные услуги) в соответствии с условиями договора на оказание туристских услуг;
■ экскурсионные услуги - услуги по организации экскурсий в сопровождении гида (экскурсовода) по предварительно составленным маршрутам с целью ознакомления с объектами, способными удовлетворить духовные, интеллектуальные, деловые и другие потребности туристов.
Одним из важных путей совершенствования туристской деятельности является подготовка экскурсоводов, гидов-переводчиков, а также аттестация инструкторов-проводников. При этом следует иметь в виду, что согласно действующему законодательству соискателем лицензии может быть юридическое или физическое лицо, обратившееся в рабочий орган с заявлением о выдаче лицензии на осуществление лицензируемого вида деятельности. При этом физическому лицу выдается лицензия исключительно на право оказания экскурсионных услуг.
Юридическим лицам по их заявлению выдается лицензия: на оказание одного или нескольких видов туристских услуг; на оказание туроператорских услуг в пределах Республики Узбекистан для граждан Республики Узбекистан, а также лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Республики Узбекистан. Лицензия на право осуществления туроператорских услуг дает также право на осуществление экскурсионных услуг1.
Представляется интересным предложение о создании туристских зон, сформулированное в проекте новой редакции Закона Республики Узбекистан «О туризме»2.
В целях развития туризма и сохранения туристских ресурсов в надлежащем состоянии, а также стимулирования привлечения инвестиций в их развитие могут создаваться туристские зоны. Туристские зоны созда-
1 Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан № 60 от 13 марта 2014 года «О мерах по совершенствованию порядка лицензирования и осуществления туристской деятельности» // Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2014. - № 12. - ст. 138.
2 Проект Закона Республики Узбекистан «О туризме» (новая редакция). http://www.uzbektourism.uz/index. php/ru/nov-zakon-o-turizme.
ются на территории одной или нескольких административно-территориальных единиц, на которых сконцентрированы туристские ресурсы, имеющие большой потенциал для развития туризма, историческую и культурную значимость, а также способные приносить значительный социально-экономический эффект.
Имеет смысл рассмотреть предложенный в данном законопроекте пункт «Сертификация и классификация средств размещения», в котором записано, что услуги средств размещения подлежат обязательной сертификации. Сертификация соответствия услуг средств размещения осуществляется аккредитованными органами по сертификации в установленном законодательством порядке. Средства размещения могут пользоваться в своей деятельности соответствующей категорией по классификации средств размещения после получения ими сертификата соответствия определенной категории по классификации средств размещения.
Заслуживает внимания пункт законопроекта «Формирование, продвижение и реализация туристского продукта». Туристский продукт формируется туроператором исходя из конъюнктуры туристского рынка или по заданию туриста, или иного заказчика туристского продукта.
Туроператор обеспечивает оказание туристам отдельных или комплексных услуг, входящих в туристский продукт, самостоятельно или с привлечением третьих лиц. При формировании туристского продукта субъекты сферы туризма должны предусматривать обеспечение бережного отношения к окружающей природной среде, охраняемым природным территориям, объектам культурного и археологического наследия.
Опыт развития туризма в Узбекистане за прошедшие годы, а также особенности задач, стоящих сегодня перед туриндустрией республики, позволяют сформулировать некоторые пути совершенствования туристской деятельности в стране на ближайшие годы.
Важнейшим условием и гарантией успешного развития туризма в Узбекистане остается его государственное регулирование. Представляется целесообразным совершен-
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2014, 7
ствование работы по следующим направлениям:
■ рациональное использование и сохранение туристских ресурсов;
■ расширение видов туризма с учетом огромного потенциала, наличия историко-культурных, природно-климатических, инфраструктурных особенностей регионов республики. Создание новых туров, программ, предлагаемых иностранным и местным туристам, в т.ч.: горный туризм (альпинизм), кон-новерховые прогулки, сафари на верблюдах, рыбалка, рафтинг, геотуризм, экотуризм, образовательные туры и др.;
■ создание условий для туризма различных возрастных категорий населения, инвалидов;
■ разработка и реализация инвестиционных программ, проектов для создания новых туристских продуктов;
■ обеспечение безопасности туристов;
■ подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров, в т.ч. в рамках сотрудничества с зарубежными странами;
■ организация научных исследований проблем в сфере туризма;
■ внедрение информационно-коммуникационных технологий в сферу туризма, в т. ч. в рамках рекламно-информационной деятельности, выполнения определенных административных функций;
■ реализация мер, направленных на презентацию туристского потенциала Узбекистана за рубежом.
В заключение можно сделать вывод о том, что туризм должен стать одним из важнейших компонентов экономики Узбекистана. Его развитие будет способствовать решению многоплановых вопросов в социально-экономической, культурной, гуманитарной и международной сферах развития нашей страны. За годы независимости предприняты серьезные меры по становлению и развитию туризма, впереди предстоит значительная работа по совершенствованию всего механизма его функционирования, упрочению позиций Узбекистана в рамках мировой туристской индустрии.
Литература:
1. Закон Республики Узбекистан № 830-1 от 20.08.1999 года «О туризме» // Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1999. - № 9. - ст.227.
2. Проект Закона Республики Узбекистан «О туризме» (новая редакция). 1^р:// www.uzbektourism.uz/index.php/ru/nov-zakon-o-turizme.
3. Указ Президента Республики Узбекистан № УП-447 от 27 июля 1992 года «Об образовании Национальной компании «Узбектуризм» // Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан, 1992. - № 9. - ст. 375.
4. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан № 60 от 13 марта 2014 года «О мерах по совершенствованию порядка лицензирования и осуществления туристской деятельности» // Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2014. - № 12. - ст. 138.
5. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан № 360 от 28.07.2004 года «О дальнейшем совершенствовании деятельности Национальной компании «Узбектуризм» // Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2004. - № 30. - ст. 346.
6. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан № 497 от 11.11.2003 года «Об утверждении Положения о лицензировании туристской деятельности» // Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2003. - № 21. -ст. 212.
7. Салимова Б.Х., Хасанова Л.Г. Основы туризма. Тексты лекций. - Ташкент: ТГЭУ, 2005