Хашимов П.З.,
заместитель декана по науке Экономического факультета Национального университета Узбекистана им. Мирзо Улугбека, кандидат экономичексих наук, доцент; Ким Т.В.,
старший преподаватель кафедры «Экономическая теория» Национального университета Узбекистана им. Мирзо Улугбека
РОЛЬ СФЕРЫ ТУРИЗМА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
В настоящее время туризм является неотъемлемой частью рыночной системы хозяйствования и представляет собой активно развивающуюся отрасль во многих странах мира. Именно эта сфера решает одну из наиболее важных социальных задач - занятость населения.
Туризм является одной из интенсивно развивающихся и приносящих высокий доход отраслей в мире, который способствует укреплению международных социально-экономических и культурно-духовных связей.
В последнее время объём международных туристических поездок растет в среднем на 5 процентов в год. Эта тенденция положительно влияет на экономический рост, а также увеличение объемов экспорта и числа рабочих мест.
Туризм стал одним из главных социальных, экономических и культурных феноменов современности.
Оборот в этом секторе экономики составляет триллионы долларов, каждый год им охватывается более миллиарда человек по всему миру.
Доля туризма в валовом мировом продукте составляет 9 процентов, на эту сферу приходится одно новое рабочее место из каждых 11 вновь создаваемых1.
Сегодня на долю туризма приходится 29 процентов мирового экспорта услуг. В туристическом секторе занято свыше 235 миллионов чело-
1 Выступление Генерального секретаря Всемирной туристской организации ООН Талеба Рифаи на церемонии открытия 99-сессии Исполнительного совета ЮНВТО. // «Народное слово», 2014 год 3 октября.
век. Объём доходов от туристических услуг составляет в мире 1,4 триллиона долларов США1.
Число иностранных туристов в Узбекистане в 2013 году превысило
2 миллиона человек из более чем 70 стран. За два истекших года этот показатель возрос на 43 процента, а в первом полугодии текущего года нашу страну посетило более 1 миллиона иностранных туристов.
Экспорт туристических услуг в 2013 году составил свыше 615 миллионов долларов. Сегодня в индустрии туризма занято более 200 тысяч человек, совокупный вклад отрасли в ВВП страны превысил 2 процента2.
В нашей стране осуществляют свою деятельность 550 компаний-туроператоров, действуют 110 международных туристических маршрутов, охватывающих большинство исторических объектов и памятников архитектуры и зодчества, из них 65 - по объектам историко-культурного наследия, 30 - природно-рекреационные, 15 - экологические маршруты с элементами оздоровительного туризма.
Сегодня в Узбекистане свыше 500 гостиниц, мотелей и кемпингов более чем на 50 тысяч мест оказывают услуги туристам в соответствии с международными стандартами.
1 Сотрудничество Узбекистана и ЮНВТО развивается. // «Народное слово», 2014 год 3 октября.
2 Выступление Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на открытии 99-сессии Исполнительного совета Всемирной туристской организации ООН. // «Народное слово», 2014 год
3 октября.
Только в текущем году на развитие основной структуры международного туризма направлено свыше 580 миллионов долларов совокупных инвестиций с ростом относительно прошлого года более чем на 19 процентов3.
Уникальное расположение Узбекистана на Великом шелковом пути является ключевым фактором развития туристической сферы страны. За последние годы она демонстрирует значительный рост, благодаря чему в 2013 году страну посетило более 2 миллионов туристов, что в два раза превышает показатели 2010 года4.
Это не случайно. В Узбекистане насчитывается более 7 тысяч памятников истории, многие из которых включены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. В их числе такие жемчужины Востока, как города Самарканд, Бухара, Хива, Шахрисабз, Ташкент, Коканд, Термез и многие другие5.
Сегодня значение туризма в жизни людей, регионов, государств и в международной жизни невозможно недооценить. В настоящее время туризм это мощная индустрия, включающая в себя разнообразные формы динамично развивающегося предпринимательства.
Самым главным преимуществом развития туристической сферы яв-
3 Там же.
4 Выступление Генерального секретаря Всемирной туристской организации ООН Талеба Рифаи на церемонии открытия 99-сессии Исполнительного совета ЮНВТО. // «Народное слово», 2014 год 3 октября.
5 Там же.
ляется решение проблемы занятости населения. Туризм охватывает множество разнообразных секторов экономики. Это усложняет определение точной численности работников занятых в сфере туризма. Более того, реальная оценка затрудняется из-за специфического характера труда и разнообразных связей между туристским сектором и другими секторами экономики.
Туристская индустрия представляет собой совокупность предприятий, учреждений и организаций материального производства и социальной сферы, обеспечивающих производство, распределение, обмен и потребление туристского продукта, освоение и использование туристских ресурсов, и создание материально-технической базы туризма. Являясь сложным межотраслевым народнохозяйственным комплексом, туристская индустрия включает в себя следующие компоненты:
организаторов туризма - туристские предприятия по разработке, продвижению и реализации туристского продукта (туроператоры и тура-генты);
предприятия, предоставляющие услуги по размещению (гостиницы, мотели, пансионаты, дома отдыха и т.д.);
предприятия питания (рестораны, кафе, бары и др.);
транспортные предприятия (авто-и авиационные предприятия, железнодорожные ведомства, предприятия
речного и морского транспорта и др.);
экскурсионное бюро; производственные туристские предприятия (производство туристских сувениров, гостиничной мебели, туристского снаряжения);
предприятия торговли (магазины по реализации туристского снаряжения и сувениров);
предприятия сферы досуга и развлечений (тематические парки, киноконцертные залы, клубы по интересам, залы игровых автоматов и др.);
учреждения самодеятельного туризма (туристские, альпинистские, велосипедные клубы);
органы управления туризмом (государственные учреждения, общественные туристские организации);
учебные, научные и проектные учреждения.
Приведенный перечень является далеко не полным. По мере расширения и усложнения процессов организации туризма все новые отрасли и предприятия национальной экономики вовлекаются в туристское производство. Обслуживанием туристов занимаются предприятия торговли, банки, страховые компании. Косвенно формируют туристическую индустрию предприятия, обслуживающие не только туристов, но и другие группы населения: учреждения культуры, лечебные и медицинские учреждения, организации связи, предприятия по производству товаров народного потребления, общественный пассажирский транспорт и т.д.
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2014, 10
По расчетам специалистов, каждые 30 туристов посещающих страну, способствуют созданию 1 рабочего места в сфере туризма и 2 места в связанных с туризмом отраслях1. Также туризм положительно влияет на развитие периферии, т.е. сельской местности. Он дает возможность реализовать продукцию сельского хозяйства, местной промышленности и ремесел.
Понятие занятости в туризме можно рассматривать с двух точек зрения: в узком и широком смысле слова.
В узком смысле слова «занятость в туризме» - это наличие у способной к труду части населения какой-либо работы с соответствующим этой работе заработком.
В широком смысле занятость населения означает его занятость трудом, создающим все необходимое для воспроизведения жизни общества, его существования, развития и процветания. Отсутствие занятости способного к труду населения ложится тяжелым бременем на экономику и социальные условия существования общества, ведет к растрате ресурсов жизни и тормозит общественный прогресс.
В соответствии с методологией ООН и МОТ в рыночной экономике население подразделяют:
на экономически активное, численность которого определяется суммой занятых и безработных; общая численность занятых и безработных образует то, что называется рабочей силой;
1 http://www.uae.gov.ae/Government/tourism.htm
экономически неактивное, которое не входит в состав рабочей силы, т.е. находится вне рабочей силы. Сюда относят:
учащихся дневных учебных заведений;
пенсионеров по старости и пенсионеров по инвалидности (I, II, III групп), а также лиц, утративших кормильца;
лиц, занятых в домашнем хозяйстве, уходом за детьми, больными родственниками и т. п.;
отчаявшихся найти работу и прекративших ее поиск, но которые хотят, могут и готовы работать.
Но это деление вовсе не означает, что лица, попавшие в число активного либо неактивного населения, навсегда там остаются. Напротив, они непрерывно перемещаются из одного состояния в другое, образуя определенное состояние рынка труда в туризме в виде потоков населения на этом рынке.
Рынок труда в туризме - это такая социально-экономическая форма использования трудовых ресурсов, при которой рабочая сила работника обращается как товар, т.е. продается и покупается в соответствии с законами рынка, а сам носитель рабочей силы выступает как наемный работник. Однако факт формирования рынка труда в туризме еще не означает, что современный цивилизованный рынок труда уже сформировался. Он возник, но еще не сформировался во всех элементах своей сложной инфраструктуры и требует создания необходимых условий, которые обеспечили
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2014, 10
бы нормальный, цивилизованный порядок купли-продажи рабочей силы.
Большинство туристических предприятий испытывают потребность в квалифицированных кадрах таких как: туристические операторы, гиды и управляющие. В нашей стране проводятся ярмарки свободных рабочих мест, ежегодно проводимые в образовательных учреждениях в направлении туризма. Они дают возможность выпускникам близко ознакомиться с деятельностью участвующих фирм и компаний, а работодателям - выбрать высококвалифицированные кадры.
Таким образом, в результате развития туристической сферы создаются новые рабочие места и тем самым увеличивается уровень занятости населения.
Особенностью занятости в сфере туризма является сезонный характер предоставления услуг. Сезонность порождает неравномерность распределения рабочего времени, значитель-
V Г-ч
ный удельный вес неполно занятых. В условиях сезонности и неполной занятости серьезной проблемой выступает найм и сохранение квалифицированных работников, тем более, что согласно теории рынка труда сезонность предполагает преимущественно увольнение, нежели понижение заработной платы в межсезонье. На предприятиях сферы туризма формируется «ядро» постоянного высокопрофессионального персонала и «периферия» — работающие по контрактам, договорам, на принципах временной, ча-
стичной занятости (турдилеры, перевозчики, агенты и т.п.).
В сфере туризма сложно создавать заинтересованность в труде, так как сезонный характер занятости ослабляет возможности продвижения по службе, вопросы мотивации служащих являются в ряде случаев трудноразрешимой проблемой. Но если не найти способы решения этой проблемы, то администрации предприятий сферы индустрии гостеприимства придется постоянно нанимать на работу новых служащих, а значит, нести большие расходы на профессиональную подготовку.
Преодоление негативных последствий сезонной занятости может осуществляться по следующим направлениям:
Развитие многопрофильности рабочих мест.
Привлечение к сезонной работе тех категорий работников, которые нуждаются в дополнительном доходе.
Расширение форм и видов туризма. Например, некоторые зимние курорты создают условия, которые привлекают «летних» туристов (оборудование специальных площадок для спортивных игр, проведение фестивалей, семинаров, создание учебных центров и т.п.). Тем самым формируются условия для круглогодичного обслуживания и сохранения занятости квалифицированных служащих.
Углубление сегментации рынка туристских услуг (экскурсии для школьников, приключенческие и охотничьи туры, спецтуры для работников от-
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2014, 10
дельных отраслей, для любителей самых разнообразных хобби и т.д.).
Использование услуг фирм, предоставляющих рабочую силу в аренду.
Показатели занятости в туризме очень важный индикатор для экономики, поскольку новые рабочие места в туриндустрии тянут целую цепочку и сильно стимулируют развитие связанных с туризмом отраслей - строительство, инфраструктуры и всего сектора услуг.
Стремительные темпы развития мирового туризма за последнее десятилетие приводят в течение каждых пяти лет к увеличению примерно в два раза количества персонала занятого в сфере мирового туризма, и в полтора раза - расходов населения на туристские поездки в мире. Так параллельно с туристским бизнесом развивается бизнес гостиничных услуг. Индустрия гостеприимства также включает в себя и услуги предприятий общественного питания и услуги игровых комплексов. Эти отрасли любой страны дают огромное количество рабочих мест, поэтому точно оценить численность работников, занятых в этой сфере, сложно. Более того, реальную оценку затрудняет специфический характер труда и разнообразные связи между туристским сектором и другими секторами экономики.
В настоящее время можно отметить следующие основные тенденции развития рынка труда в туристской индустрии.
Роль персонала на предприятиях туристской индустрии особенно возрастает, так как здесь основным товаром является услуга, а качество туристских услуг непосредственно зависит от профессионализма и качества работы сотрудников. Современный рынок труда индустрии туризма активно пополняется новыми кадрами. Развитие современных технологий требует от специалистов, занятых в этой отрасли, новых умений и знаний, а также создает новые, ранее не существовавшие рабочие позиции. Успех и процветание предприятий во многом определяется интеллектуальным потенциалом предприятия, качественным составом сотрудников, что, как правило, связано не только с их квалификацией, но и с тем энтузиазмом, самоотдачей, творческим подходом, с которым они выполняют свои обязанности. Для того чтобы отель сегодня был конкурентоспособным, ему требуются не только хорошо вышколенные служащие службы приема, горничные и повара, но и грамотные управляющие, финансовые аналитики, специалисты по денежным потокам и инспекторы качества. Кроме того, потенциал для продвижения по карьерной лестнице на предприятиях индустрии гостеприимства выше, чем на других.
Туризм становится все более высокотехнологичной и очень контактной сферой, которая требует хорошо образованных, профессионально подготовленных и коммуникабельных кадров. Применяемые ранее политика и практика по отношению к трудовым
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2014, 10
ресурсам базировалась на устаревших подходах к управлению кадрами. Но в настоящее время в сектор туристских услуг проникают идеи, подходы и приоритеты управленческой деятельности, используемые в других секторах экономики, например такие, как регулярная оценка, эффективные методы коммуникации, формирование и продвижение репутации фирмы, ориентация на творческое освоение новых возможностей и др.
Труд в сфере туризма характеризуется неоднородностью, что выражается в разделении труда на умственный и физический, организаторский и исполнительский, сложный и простой, самоорганизованный и регламентированный, творческий и стереотипный. В связи с этим для характеристики труда и его влияния на занятость рядом исследователей используются следующие понятия: качество труда, сложность труда, содержание и характер труда.
Особую роль в решении проблемы сезонной занятости играет ориентация на развитие культурного туризма, который, как правило, интересен образованным и обеспеченным людям. По некоторым оценкам на культурный туризм в начале 90-х годов XX в. приходилось 37% международного туризма. Культурный туризм расширяет туристский сезон, но требует специальных знаний у тех, кто занимается предпринимательством в данном секторе туризма. Культурный туризм вносит дополнительный вклад в обеспечение занятости тем, что часто базируется не в традиционных турист-
ских районах, поэтому способствует созданию рабочих мест в менее благоприятных регионах, стимулируя экономическое развитие последних.
В целом занятость в индустрии гостеприимства характеризуется следующими чертами: круглосуточная работа во все дни недели, нередко сверхурочная; сезонный характер занятости, разнообразие взаимоотношений из-за наличия разных клиентов с различными потребностями и ожиданиями; комбинированность многих операций; наличие значительного удельного веса низкоквалифицированного труда, с одной стороны, и, с другой стороны, - высококвалифицированного труда, в рамках которого активно применяются новые технологии; множество малооплачиваемых работ; большая доля молодежного, женского и почасового труда; использование иностранной рабочей силы.
Использование физического труда в большей степени присуще гостиничному и ресторанному хозяйству, в развитых странах в связи с этим прибегают к найму более дешевой иностранной рабочей силы. Рабочие места, требующие простого физического труда, способствуют частичному решению проблемы молодежной безработицы. Однако отмеченные работники плохо понимают необходимость качественного обслуживания клиентов, выполняя исходно несложные функции. Это может негативно сказаться на деятельности предприятий индустрии гостеприимства, что требует особого внимания со стороны менеджеров.
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2014, 10
Литература:
1. Каримов И.А. 2014 год станет годом развития страны высокими темпами, мобилизации всех возможностей, последовательного продолжения оправдавшей себя стратегии реформ. - Т.: «Узбекистан», 2014.
2. Выступление Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на открытии 99-сессии Исполнительного совета Всемирной туристской организации ООН. // «Народное слово», 2014 год 3 октября.
3. Выступление Генерального секретаря Всемирной туристской организации ООН Талеба Рифаи на церемонии открытия 99-сессии Исполнительного совета ЮНВТО. // «Народное слово», 2014 год 3 октября.
4. Салимова Б.Х., Хасанова Л.Г. Основы туризма. Тексты лекций. - Т.: ТГЭУ, 2005.
5. Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности. - М.: 2011.
6. Сотрудничество Узбекистана и ЮНВТО развивается. // «Народное слово», 2014 год 3 октября.
7. http://www.tourinfo.ru/news/15310/
8. http://www.uae.gov.ae/Government/tourism.htm
9. http://www.emirat.ru/economic/index.shtml