Научная статья на тему 'Система статистики туризма в Узбекистане и ее роль в дальнейшем повышении потенциала отрасли'

Система статистики туризма в Узбекистане и ее роль в дальнейшем повышении потенциала отрасли Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
982
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ТУРИЗМ БўЙИЧА СТАТИСТИКА ТИЗИМИ / СИСТЕМА СТАТИСТИКИ ПО ТУРИЗМУ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО СТАТИСТИКЕ / ДАВЛАТ СТАТИСТИКА қўМИТАСИ / THE STATE STATISTICS COMMITTEE / ХАЛқАРО ТУРИЗМ ТАШКИЛОТИ (UNWTO) / ВСЕМИРНАЯ ТУРИСТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (ЮНВТО) / WORLD TOURISM ORGANIZATION (UNWTO) / ТУРИСТИК ТАШРИФЛАР ХАРАКТЕРИСТИКАСИ / ТУРИСТИК ТАШРИФЛАР КОНЦЕПЦИЯСИ / ХАРАКТЕРИСТИКИ ТУРИСТСКИХ ПОЕЗДОК / THE CHARACTERISTICS OF TOURIST ARRIVALS / КОНЦЕПЦИЯ ТУРИСТСКОЙ ПОЕЗДКИ / TOURIST TRAVEL CONCEPT / TОURISM / STATISTICAL SYSTEM ON TOURISM

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Мусаев Хусанбой Хасанович

Бугунги кунда Ўзбекистонда туризмни ривожлантиришда энг асосий масалалардан бири ташқаридан кириб келувчи хорижий фуқаролар ва ташқарига чиқувчи мамлакат фуқаролари ҳамда мамлакат ичида миграция кўрсаткичлари ҳақидаги аниқ маълумотларнинг мавжуд эмаслигидир. Мазкур илмий мақолада Ўзбекистонда туризм соҳасидаги статистика тизимининг жорий ҳолати таҳлил қилинган, ўрганиш натижаларига кўра тизимни такомиллаштириш юзасидан таклифлар ишлаб чиқилган.Сегодня одним из актуальных вопросов в развитии туризма в Узбекистане является отсутствие четких данных о количестве въезжающих иностранных граждан, выезжающих сограждан, а также миграции внутри Узбекистана. В данной научной статье проанализирована действующая система статистики в области туризма в Узбекистане, по итогам изучения выработаны предложения по усовершенствованию данной системы.Today, one of the most pressing issues in the development of tourism in Uzbekistan is the absence of clear data on the number of foreign visitors entering, leaving citizens, as well as migration within Uzbekistan. There is analyzed in the article the current system of tourism statistics in Uzbekistan, according to the results of the study, there are provided some proposals for improvements of the system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система статистики туризма в Узбекистане и ее роль в дальнейшем повышении потенциала отрасли»

МУСАЕВ Хусанбой Хасанович,

научный соискатель Самаркандского института экономики и сервиса

СИСТЕМА СТАТИСТИКИ ТУРИЗМА В УЗБЕКИСТАНЕ И ЕЕ РОЛЬ В ДАЛЬНЕЙШЕМ ПОВЫШЕНИИ ПОТЕНЦИАЛА ОТРАСЛИ

УДК 338.48

МУСАЕВ Х.Х. УЗБЕКИСТОНДА ТУРИЗМ СТАТИСТИКАСИ ТИЗИМИ ЦАМДА СОЦА САЛОЦИЯТИНИ ЯНАДА ОШИРИШДА ТУТГАН УРНИ

Бугунги кунда Узбекистонда туризмни ривожлантиришда энг асосий масалалардан бири -ташк,аридан кириб келувчи хорижий фук,аролар ва ташк,арига чик,увчи мамлакат фук,аролари х,амда мамлакат ичида миграция курсаткичлари х,ак,идаги аник маълумотларнинг мавжуд эмаслигидир. Мазкур илмий мак,олада Узбекистонда туризм сох,асидаги статистика тизи-мининг жорий х,олати тах,лил к,илинган, урганиш натижаларига кура тизимни такомиллаш-тириш юзасидан таклифлар ишлаб чик,илган.

Таянч иборалар: туризм, туризм буйича статистика тизими, Халк,аро туризм ташкилоти (UNWTO), Давлат статистика кумитаси, туристик ташрифлар характеристикаси, туристик ташрифлар концепцияси.

МУСАЕВ Х.Х. СИСТЕМА СТАТИСТИКИ ТУРИЗМА В УЗБЕКИСТАНЕ И ЕЕ РОЛЬ В ДАЛЬНЕЙШЕМ ПОВЫШЕНИИ ПОТЕНЦИАЛА ОТРАСЛИ

Сегодня одним из актуальных вопросов в развитии туризма в Узбекистане является отсутствие четких данных о количестве въезжающих иностранных граждан, выезжающих сограждан, а также миграции внутри Узбекистана. В данной научной статье проанализирована действующая система статистики в области туризма в Узбекистане, по итогам изучения выработаны предложения по усовершенствованию данной системы.

Ключевые слова: туризм, система статистики по туризму, Всемирная туристическая организация (ЮНВТО), Государственный комитет по статистике, характеристики туристских поездок, концепция туристской поездки.

MUSAEV H.H. THE SYSTEM OF STATISTICS TOURISM IN UZBEKISTAN, ITS ROLE IN FURTHER ENHANCING THE CAPACITY OF TOURISM

Today, one of the most pressing issues in the development of tourism in Uzbekistan is the absence of clear data on the number of foreign visitors entering, leaving citizens, as well as migration within Uzbekistan. There is analyzed in the article the current system of tourism statistics in Uzbekistan, according to the results of the study, there are provided some proposals for improvements of the system.

Keywords: tourism, statistical system on tourism, the World Tourism Organization (UNWTO), the State Statistics Committee, the characteristics of tourist arrivals, tourist travel concept.

На фоне превращения туризма в один из ведущих секторов мировой экономики в Узбекистане уделяется особое внимание обновлению туристической индустрии, совершенствованию нормативно-правовой базы для устойчивого развития отрасли. В годы независимости страна сделала существенный прорыв в этой области сохранив и приумножив историко-культурное наследия народа, с возрождением национальных традиций и обычаев, восстановлением и обустройством достопримечательностей республики.

Страна с первых лет независимости активно наращивает сотрудничество с международными организациями, регулярно выступает с инициативами по углублению сотрудничества в данном перспективном направлении.

Результатом предпринимаемых в данном направлении мер является увеличение туристов, прибывающих в наш прекрасный край. Так, ежегодно Узбекистан посещают около 2 миллионов человек из разных уголков мира и по разным целям.

География зарубежных гостей широка. Особенной популярностью страна пользуется у граждан России, Турции, Германии, Франции, Кореи, Японии, КНР, Индии, а также других стран Западной Европы и Юго-Восточной Азии.

Сегодня в системе туризма осуществляют свою деятельность 737 туроператоров, имеющих лицензию на туристскую деятельность (субъектов туристской деятельности), а также 567 гостиниц причем, около 90% туристских организаций и фирм относится к частному сектору, что влияет на формирование конкурентной среды в системе туризма по оказанию туристских услуг.1

Подготовкой квалифицированных и дипломированных кадров для туристической отрасли осуществляют четыре высших учебных заведения - Самаркандский инсти-

1 Список гостиниц, имеющих лицензию и список туроператоров, имеющих лицензию. Официальный сайт Государственного комитета Узбекистана по развитию туризма. 1пир:/^Ьек:ои^1Т. uz/ш/mteraktivnye-uslugi/otkrytye-dannye/spisok-gostinits

тут экономики и сервиса, Ташкентский государственный экономический университет, Бухарский государственный университет, Ургенчский государственный университет, а также колледжи в областях и городах Ташкента, Самарканда, Бухары, Сурхандарьи и Хорезма.

В период независимости правительство Узбекистана сумело внести организационную составляющую в туризм: были сконцентрированы все туристские ресурсы данной сферы. На тот момент правительство своевременно оценило имеющийся потенциал Республики с текущим состоянием и выявило актуальные проблемы, препятствующие в развитие туристской отрасли, которые актуальны и по сей день.

В последующем туризм, как и другие отрасли экономики, подвергся рыночным преобразованиям. В этой сфере более десяти лет протекал процесс разгосударствления и приватизации. Необходимо отметить, что в настоящее время около 90% всех предприятий, занятых в туризме, не являются государственными.

За годы независимости за счет источников разных финансирований, в эту сферу вложены значительные инвестиции. За счет них в Ташкенте, Самарканде, Бухаре и в других городах Республики возведены крупные гостиницы, проведены и ведутся работы по строительству и реконструкции отелей и туристических объектов, закуплены новые автобусы и авиалайнеры, в целом отвечающие международным стандартам, реконструированы автодороги, ведущие к отдельным туристским центрам.

Табл.1. Динамика изменения количества иностранных граждан, посетивших Республику

Узбекистан в 2010 и 2014 гг.1

1475,1

734, <

156,0 129,6 гССЮ8Д ) / 343 85 4 к~> я

30.7 ' ^41,7

Туризм Деловая Бизнес Работа Учеба Родств. Лечение

ПМЖ

2010 У 2014

В рамках проводимой правительством политики открыты около сотни частных гостиниц и домов, способных принимать иностранных и отечественных туристов. Соответствующие изменения также захватили рекреационные зоны республики, где ежегодно выделяются значительные средства, источниками которых является республиканский бюджет так и частные инвестиции.

Однако, по статистическим отчетам доля туризма едва достигает до 2% от ВВП, и это совершенно мало, учитывая огромный потенциал, которым располагает Узбекистан. Изучение вопроса показывает, что сдерживающими факторами оказались отдельные не решенные вопросы, которые существуют в этой сфере и которые до настоящего времени не устранены.

Одним из таких вопросов является отсутствие четких данных о количестве въезжающих иностранных граждан, выезжающих сограждан, а также миграции внутри Узбекистана.

Изучая с количественной стороны, происходящие в сфере туризма процессы и явления в Узбекистане, преследуется цель раскрыть их внутренние особенности и свойства,

выявить и количественно выразить присущие им закономерности и тенденции развития.

Эти количественные измерения невозможны без знаний качественной стороны, которые приобретаются благодаря широким междисциплинарным связям статистики туризма и базируются на положениях экономической теории и прикладных разделах экономической науки, в частности на экономике туризма.

Как нам известно из теории статистика туризма, располагающая совокупностью специальных цифровых сведений, способна обосновать и доказать выдвигаемые предположения, проверить теоретические гипотезы, скорректировать существующие оценки и представить сферу туризма в полном объеме накопленных знаний2.

Вопрос об улучшении и пересмотре системы статистики туризма в Узбекистане является одним из актуальных вопросов на сегодняшний день. По действующей системе каждое ведомство государственного управления отражает только свою статистику (табл. 1).

Это говорит о том, что отсутствует четкий единый механизм ведения статистики туризма, а также единой базы данных для координации туристской деятельности.

1 По данным Государственного комитета Республика Узбекистан по статистике. http://stat.uz

2 Статистика туризма. Коллектив авторов. Федеральное агентство по туризму. - М., 2014 -С. 8-16.

Табл. 1.

Министерство иностранных дел Количество выданных виз, но это касается только стран, с которыми установлены визовые отношения.

Министерство внутренних дел Располагает сведениями о зарегистрированных иностранцах, при этом однодневные посетители и лица, которые пребывают в стране до трех суток не попадают в общую статистику.

Государственный таможенный комитет Регистрирует на границах только экономических агентов, т.е. тех, кто декларирует материально-валютные ценности.

Комитет по охране государственной границы Фиксирует прибывающих - убывающих на основных пунктах -аэропортах, ж/д вокзалах, и практически не отмечают людей на самих границах (т.е. осуществляют проверку паспортов, разрешения на выезд, но не вносят в компьютер).

Государственный комитет по развитию туризма (раньше НК «Узбектуризм») Учитывают количества обслуженных туристов, при этом, имеется вероятность попадания в статистику туристов несколько раз (ведь за расчет берется не человеко-дни, а количество туристов).

Государственный комитет по статистике Анализ и распространение статистики по количеству прибытий туристов, а также анализ деятельности провайдеров туристических услуг.

Подъем туристского движения послужил важной предпосылкой накопления и систематизации статистической информации о туризме и возникновения статистики туризма.

История становления современной статистики туризма неразрывно связана с развитием статистической науки в целом, а также с историей самого изучаемого явления - туризма. Исходя из выполняемых статистикой функций и методов их реализации в истории статистики принято выделять четыре периода: ~3000 г. до н.э. - середина XVII в., 1654-1746 гг., 1747-1899 гг., 1900 г. - настоящее время.1

Регулярный учет туристских потоков в странах Европы начался с конца 20-х гг. ХХ в. В 1929 году Австрию посетили 2 млн туристов, Швейцарию - 1,5 млн, Италию -свыше 1 млн. Правда, официальная статистика туризма, получив мощный толчок к «самоопределению», еще окончательно не выделилась. Часто сбор и обработка статистических сведений о туристах осуществлялись в более общих целях - в интересах национальной безопасности, контроля над миграционными процессами и соблюдения

1 Статистика туризма. Коллектив авторов. Федеральное агентство по туризму. - М., 2014. -С. 20.

налогового законодательства. В таких случаях собственно туристские цели отходили на задний план.

Туристы учитывались наряду с другими путешествующими лицами и не выделялись в качестве особой категории. Кроме того, статистический учет охватывал только иностранных туристов и не распространялся на внутренний туризм.

В XXI веке работы по созданию стройной системы статистики туризма продолжились. Необходимость в ней возрастала в связи с рядом новых обстоятельств, прежде всего раскрытием многогранной роли туризма в современном мире.

В настоящее время растет потребность в предоставлении единой последовательной и интегрированной информации о туризме, специальной системе «туристского» счетоводства. После изменения статуса ЮНВТО и преобразования ее в специализированное учреждение ООН на нее была возложена особая миссия - координировать деятельности всех учреждений и организаций в части сбора статистических данных о туризме.

Непосредственным толчком к совершенствованию статистики туризма в 2000 гг. послужило обновление основных междуна-

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2017, 6

родных стандартов в области национального счетоводства.

Туристская поездка является базовым понятием и единицей наблюдения в статистике туризма. Несмотря на существующие различия между понятиями посетителя и туристской поездки, они являются смежными и тесно связаны друг с другом. Более того, туристская поездка определяется через понятие посетителя.

Согласно Концепции туристской поездки, разработанной ЮНВТО, а также согласно IRTS-2008 (Международные рекомендации по статистике туризма), туристская поездка - это поездка, совершаемая посетителем. Туристская поездка подразумевает путешествие посетителя с момента его отъезда с постоянного места проживания до момента возвращения1.

Для характеристики туристских поездок и их группировки ЮНВТО предложила ряд признаков:

- основная цель поездки;

- продолжительность поездки или посещения;

- место начала поездки и место назначения;

- виды используемых транспортных средств;

- виды размещения.

Резюмируя можно сказать, что туризм -явление сложное, многогранное, для анализа которого требуется качественная информация. Статистическое измерение туризма связано с определенными трудностями, проистекающими, в частности, из его межотраслевого характера.

В качестве дополнительных мер, которые позволять улучшить статистику туризма в Узбекистане и приблизить ее к международ-

1 Международные рекомендации по статистике туризма, 2008 г. / Организация Объединенных Наций. Серия М № 83 / Rev. 1. 352 Мадрид — Нью-Йорк : изд-во ООН, 2010. Глава 2, 3, 4. URL : http://unstats.un.org / unsd / publication / SeriesM / Seriesm_83rev1r.pdf

ным стандартам можем назвать следующих нескольких направлений деятельности.

Первое. Совершенствование нормативно-правовой базы на государственном уровне. В первую очередь, необходимо четко определить обязательства частных и государственных предприятий по представлении статистических отчетов в Государственный комитет Республики Узбекистан по статистике.

Органы статистики имеют мало возможностей для того, чтобы применять штрафные санкции против предприятий и настаивать на их представлении в судебном порядке. Кроме того, обязанности предприятий, принадлежащих частным лицам или являющихся субъектами малого бизнеса, по представлению статистической информации еще менее значительны.

В этой связи целесообразно принятие законодательного акта в области статистики, в котором были бы четко прописаны эти вопросы.

Второе. Устранение различий в определении международных туристских терминов и понятий.

Пока еще в Республике отсутствует последовательное применение определений международных туристских стандартов и терминов, принятых ЮНВТО, в том числе: статистическая отчетность туристских услуг и вспомогательные счета туризма.

Наиболее сильное расхождение наблюдается в определении целей поездки. В Республике на пограничных пунктах используются следующие категории целей поездки: 1) служебная; 2) посещение родственников; 3) учеба; 4) лечение; 5) работа; 6) постоянное место жительство; 7) туристическая; 8) коммерция (бизнес). Между тем в гостиницах и аналогичных средствах размещения проживающих классифицируют по другим группам целей, которые намного ближе соответствуют их перечню в международных рекомендациях: 1) досуг/отдых; 2) деловая и профессиональная; 3) лечение; 4) другие цели.

Третье. Более активное распространение статистики туризма. Эта деятельность должна преследовать как цели более активного использования информации в процессе планирования и маркетинга на предприятиях туристской индустрии, так и цели повышения заинтересованности в получении качественных данных.

Если отечественные предприятия сферы туризма будут своевременно получать обобщенные статистические отчеты, то повысится уровень их понимания и ответственности за представление точных исходных данных.

Четвертое. Усиление взаимодействия между государственными органами в сфере статистики и туризма. На сегодняшний день уровень взаимодействия и сотрудничества между государственными органами по статистике и туризму недостаточен, особенно на региональном уровне. Необходимо, чтобы и

статистические службы, и туристские администрации понимали запросы и требования другой стороны и обеспечили регулярный взаимный обмен информацией.

Пятое. В целях централизации, анализа, учета и информации по туризму, необходимо активное внедрение информационно-коммуникационных технологий в данную сферу. Путем широкого использования возможностей современных программных продуктов создать базы информационных данных по туристам и туристским объектам Республики, с привлечением вновь созданных на базе Государственного комитета Республики Узбекистан по туризму подразделений - ГУП «Центр по диспетчеризации и обслуживанию туристов» на базе ГП «Центральное управление по диспетчеризации и обслуживанию туристов».

Список литературы:

1. Закон Республики Узбекистан «О Туризме». // Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1999 г., № 9, ст. 227; Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2006 г., № 14, ст. 113.

2. Статистика туризма. Коллектив авторов. Федеральное агентство по туризму. - М., 2014. -С. 8-16, 20.

3. Список гостиниц, имеющих лицензию и список туроператоров, имеющих лицензию. Официальный сайт Государственного комитета Узбекистана по развитию туризма. http://uzbektourism.uz/ru/interaktivnye-uslugi/otkrytye-dannye/spisok-gostinits

4. Международные рекомендации по статистике туризма, 2008 г. / Организация Объединенных Наций. Серия М № 83 / Rev. 1. 352 Мадрид-Нью-Йорк : изд-во ООН, 2010. Глава 2, 3, 4. URL : http://unstats.un.org / unsd / publication / SeriesM / Seriesm_83rev1r.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.