Научная статья на тему 'Опыт развития туризма в зарубежных странах'

Опыт развития туризма в зарубежных странах Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
719
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
туризм / туризм индустрияси / туристик хизматлар / туристик объектлар / туризм соҳаси / туристик компаниялар / туристик бизнес / жаҳон туристик индустрияси / tourism / industry of tourism / tourist services / tourist objects / sphere of tourism / tourist companies / tourist business / world tourist industry.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Хашимов П. З., Ким Т. В.

Мақолада туризмнинг хизмат кўрсатиш соҳасининг тармоғи сифатида мамлакатга валюта кириб келиши, янги иш ўринларини яратиши, инфратузилманинг яхшиланиши ва ҳоказоларни таъминланиши орқали иқтисодиётга қандай катта таъсир кўрсатиши тавсифланган. Унда жаҳоннинг туристик марказлари бўлиб ҳисобланган мамлакатларнинг юқори рақобат афзалликларига эга бўлишига сабабчи бўлган омиллар келтирилган. Муаллифлар туризмни ривожлантириш бўйича хорижий мамлакатлар тажрибасини Туркия ва Бирлашган Араб Амирликлари мисолида ёритадилар.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN EXPERIENCE OF TOURISM DEVELOPMENT

In the article tourism is characterized as a branch of sphere of services which has the considerable impact on economy, promoting an inflow of currency to the country, stipulating job creation, infrastructure improvement etc. There are given factors of high competitive advantages in the countries which are referred to tourist centers of the world. Authors consecrate attention to experience of tourism development in foreign countries on the example of Turkey and United Arab Emirates.

Текст научной работы на тему «Опыт развития туризма в зарубежных странах»

Хашимов П.З.,

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономическая теория» Национального университета Узбекистана; Ким Т.В.,

преподаватель кафедры «Экономическая теория» Национального университета Узбекистана

ОПЫТ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

ХАШИМОВ П.З., КИМ Т.В. ТУРИЗМНИ РИВОЖЛАНТИРИШ БУЙИЧА ХОРИЖИЙ МАМЛАКАТЛАР ТАЖРИБАСИ

Маколада туризмнинг хизмат курсатиш сох,асининг тармоFи сифатида мамлакатга валюта кириб келиши, янги иш уринларини яратиши, инфратузилманинг яхшиланиши ва х,оказоларни таъминланиши оркали иктисодиётга кандай катта таъсир курсатиши тавсиф-ланган. Унда жах,оннинг туристик марказлари булиб х,исобланган мамлакатларнинг юкори ракобат афзалликларига эга булишига сабабчи булган омиллар келтирилган. Муаллифлар туризмни ривожлантириш буйича хорижий мамлакатлар тажрибасини Туркия ва Бирлашган Араб Амирликлари мисолида ёритадилар.

Таянч иборалар: туризм, туризм индустрияси, туристик хизматлар, туристик объектлар, туризм сох,аси, туристик компаниялар, туристик бизнес, жах,он туристик индустрияси.

ХАШИМОВ П.З., КИМ Т.В. ОПЫТ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

В статье туризм характеризуется как отрасль сферы услуг, оказывающая значительное влияние на экономику, способствуя притоку валюты в страну, созданию новых рабочих мест, улучшению инфраструктуры и т.д. В ней приводятся факторы, в силу которых страны, относящиеся к туристическим центрам мира обладают высокими конкурентными преимуществами. Авторы освещают опыт развития туризма в зарубежных странах на примере Турции и Объединенных Арабских Эмиратов.

Ключевые слова: туризм, индустрия туризма, туристские услуги, туристические объекты, сфера туризма, туристические компании, туристический бизнес, мировая туристская индустрия.

KHASHIMOV P.Z., KIM T.V. FOREIGN EXPERIENCE OF TOURISM DEVELOPMENT

In the article tourism is characterized as a branch of sphere of services which has the considerable impact on economy, promoting an inflow of currency to the country, stipulating job creation, infrastructure improvement etc. There are given factors of high competitive advantages in the countries which are referred to tourist centers of the world. Authors consecrate attention to experience of tourism development in foreign countries on the example of Turkey and United Arab Emirates.

Keywords: tourism, industry of tourism, tourist services, tourist objects, sphere of tourism, tourist companies, tourist business, world tourist industry.

Туризм как вид социально-культурной деятельности и как индустрия, производящая услуги, необходимые для удо-влетворения потребностей, возникающих в процессе путешествий, представляет собой важнейшую сферу экономики. Совершенствование и дальнейшее развитие данной сферы экономики будет способствовать увеличению доходов государства.

Президент Республики Узбекистан И.А. Каримов подчеркнул, что: «В устойчивом развитии нашей экономики все большую роль играет сфера услуг.... В прошлом году создано свыше 13 тысяч предприятий по оказанию услуг, в том числе торгово-бытовых комплексов, филиалов минибан-ков, страховых компаний и других. По итогам 2013 года объем оказанных услуг возрос на 13,5 процента, а их доля в структуре ВВП составила 53 процента против 37 процентов в 2000 году. У нас сегодня есть все основания заявить, что по уровню развития сферы услуг мы все больше приближаемся к экономически развитым странам»1.

Как отрасль сферы услуг, туризм оказывает значительное влияние на экономику, способствуя притоку валюты в страну, созданию новых рабочих мест, улучшению инфраструктуры и т. д. Для получения максимальной выгоды от туризма многие государства разрабатывают туристскую политику, которая является одним из важнейших направлений социально-экономической политики государства.

Развитие индустрии туризма, как убедительно свидетельствует мировой опыт, с середины XX века позволяет в относительно короткие исторические сроки достичь заметных положительных сдвигов в решении важных экономических и социальных задач. Более того, быстрый подъем индустрии туризма за счет получаемых от иностранных туристов доходов, способствует сохранению культурно-исторических ценностей, охране и восстановлению экологии и других социальных ценностей. Такие оценки в полной мере подтверждает и практика ряда государств. Страны, относящиеся к туристическим центрам мира, в том числе такие, как Египет, Тунис, Малайзия, Таиланд - достигли высокого уровня в развитии индустрии туризма, несмотря на относительно низкий

1 Каримов И.А. 2014 год станет годом развития страны высокими темпами, мобилизации всех возможностей, последовательного продолжения оправдавшей себя стратегии реформ. Доклад на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития в 2013 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2014 год // Народное слово. -2014. - 18 января.

уровень экономического развития2. Это произошло, во многом, благодаря целенаправленной политике государства по поддержке индустрии туризма, поощрению крупного, малого и среднего национального предпринимательства, занятого в сфере оказания туристских услуг.

Такая политика базировалась на учете высоких конкурентных преимуществ, которыми располагают эти страны в силу ряда факторов, в том числе:

• обладания рядом благоприятных природно-климатических условий;

• наличия уникальных историко-культурных памятников мирового значения;

• сосредоточения мусульманских святынь, посещение которых мусульманами мира относится к пяти заповедям Священного писания - Корана;

• наличия значительной массы избыточного дешевого труда;

• выгодного географического положения, характеризующегося протяженной морской береговой линией и пересечением морских и воздушных коммуникаций, связывающих три континента - Азию, Африку и Европу;

• наличия обширных экологически чистых зон, пригодных для отдыха и производства разнообразных продуктов питания3.

Индустрия туризма в странах Ближнего Востока и Северной Африки за последние полвека сильно эволюционировала в организационном и техническом отношениях. Учитывая то обстоятельство, что конечная цена реализации туристских услуг и, как следствие, уровень доходов от отрасли, во многом определяются эффективностью, совершенством организации и управления туристическими объектами, отраслью в целом, использованием современных технологий, различных средств электронной торговли туристскими услугами, возможностями использования современных, комфортабельных коммуникаций и т.д., в сфере туризма резко возросла роль крупных международных туристических компаний. Последние

2 Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности. -М.,2011. -С. 15.

3 Романов А.А., Саакянц Р.Г. География туризма. Учебное пособие. 3-е издание. - М., 2013. - С. 128.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2014, 6

имеют огромные возможности (финансовые, управленческие, материальные) для обеспечения использования всех ключевых факторов, необходимых для широкомасштабного современного туристического бизнеса.

Согласно планам экономического и социального развития, а также программам формирования современной индустрии туризма, в большинстве арабских стран намечается существенно увеличить приток иностранных туристов. С этой целью реализуются крупные проекты в сфере гостиничного строительства по обустройству туристических центров, предоставляющих широкий комплекс современных туристских услуг, что позволит заметно поднять конкурентные возможности отрасли и существенно повлиять на перераспределение сложившихся туристических потоков в мире в пользу стран региона Ближнего Востока и Северной Африки уже в ближайшей и среднесрочной перспективе. Показательно, что ряд стран, включая страны с высоким уровнем развития отрасли, такие как Египет, Тунис, ОАЭ, намечают в течение ближайших 10-15 лет увеличить прием иностранных туристов в 2-4 раза и закрепить за собой обширную нишу в мировой туристической индустрии.

Рассмотрим развитие туризма на примере Турции. Это страна отличается уникальным сочетанием различных природных, исторических и культурных ценностей1.

Множество различных цивилизаций, располагавшихся на территории Анатолии, оставили сохранившиеся до наших дней исторические памятники. В Турции больше исторических памятников, чем в Италии и Греции вместе взятых. Здесь расположены 2 из 7, так называемых, чудес света. Разнообразны природные богатства Турции. Страна с 3-х сторон омывается морями. Протяженность морской береговой линии, включая побережье Мраморного моря, проливов и островов, составляет 8333 километра, причем пляжи идеально подходят для отдыха. Климатические условия изменяются в зависимости от региона. На севере он умеренный, во внутренних районах страны кли-

1 Богатство Турции прирастает туризмом // Туризм: практика, проблемы, перспективы, 2012. - № 8. - С.65.

мат континентальный, а на юге - средиземноморский субтропический. Богатая флора и фауна, реки, горы, термальные источники - все это способствует развитию различных видов отдыха. Среди других факторов, которые привлекают в Турцию туристов, называются богатство и разнообразие турецкой кухни, фольклора, гостеприимство населения, нетронутая по сравнению с местами массового туризма природа наряду с современной инфраструктурой. Однако кроме красивой природы, благоприятного климата, богатого культурного наследия, туристов в Турции привлекает высокое качество предоставляемых услуг при сравнительно низких ценах.

Чтобы увеличить доходы от туризма, Турция старается не только подключать к его развитию новые регионы, но и продвигать различные виды туризма, увеличивая разнообразие предоставляемых услуг.

Во-первых, Турция развивает сегодня «конгрессный» туризм. Для этого в Стамбуле, Анталье и Измире были созданы центры, предназначенные для проведения конгрессов, конференций, симпозиумов и семинаров. Эти центры оборудованы современной техникой и располагают необходимой площадью для приема большого числа гостей2.

Оздоровительный (термальный) туризм основывается на использовании термальных источников, которых в Турции насчитывается более 1000. В Турции действует свыше 200 термальных центров, большинство из которых расположено в районах Эгейского и Мраморного морей.

Религиозный туризм, развитие которого началось с 90-х годов 20-го столетия, привлекателен тем, что в Турции получили распространение три мировые религии, и страна богата памятниками архитектуры и культуры, способными заинтересовать людей разных вероисповеданий.

Молодежный туризм также динамично развивается благодаря тому, что в стране много курортных зон, принадлежащих вузам. В молодежных лагерях по приемлемым

2 Социально-экономическая география зарубежного мира / Под ред. В.В. Вольского. - М.: Дрофа, 2001. -560 с.

ценам могут отдохнуть студенты из разных стран мира.

В Турции развитие получают охотничий туризм, путешествия на яхте, «пещерный» туризм, посещение достопримечательностей вдоль маршрута Шелкового пути, проходившего по территории Анатолии, подводное погружение, рафтинг, ботанический и орнитологический туризм.

Также, для изучения опыта развития туризма, возьмём в качестве примера Объединённые Арабские Эмираты (ОАЭ).

Арабские Эмираты - это вечная сказка. Яркое солнце и синее небо, шелест волн Персидского залива и движение песков пустынь. Мечети, дворцы, сотни лодок по вечерам на каналах. Пустыни, оазисы, тишина и 750 км прекрасных пляжей.

Согласно статистическим данным возрастает количество российских и других туристов, выбирающих ОАЭ, что связано с гостиничным хозяйством страны. Увеличение спроса свидетельствует об актуальности изучения современного состояния и перспектив развития гостиничной индустрии страны.

Древнейшая история Эмиратов нашла отражение в многочисленных памятниках археологии на территории ОАЭ. Так, древняя стоянка караванов в Бурайми принесла удивительные сюрпризы - археологические находки в оазисе Хили, насчитывающие пять тысячелетий.

Поскольку средневековье - лишь вчерашний день ОАЭ, на их территории немало памятников ближневосточной архитектуры. В каждой из столиц эмиратов имеются дворцы правителей, старые крепости. Здания имеют специальные "ветровые башенки" для вентиляции. Дубай - главный экономический, финансовый центр страны. В старой крепости Аль-Фахиди, выстроенной в прошлом веке, находится музей Дубая. Он содержит богатую экспозицию прошлого эмирата.

В районе Шиндага сконцентрированы наиболее хорошо сохранившиеся старые постройки. Всего за два-три часа можно осмотреть Деревню ловцов жемчуга, Деревню наследия, дом Шейха Саида Аль-Мактума и сторожевую башню Шиндага. А вот в Большую мечеть с самым высоким в Дубае минаретом (70 м) туристов не пускают: вход в

нее открыт только для мусульман. Экспозиция музея Дубая в наземных и подземных залах представляет жизнь арабского халифата во времена бедуинских племен и рабовладельческого строя, предметы быта, изделия ремесленников и редкие находки из металла, глины, возраст которых насчитывает 4 тыс. лет.

К 2015 году число отелей в Дубае должно достичь 500. Количество номеров возрастет с имеющихся на сегодняшний день 47000 до 125000, включая самый большой в мире отель в рамках проекта «Бавади».

Стратегическим планом развития Дубая поставлена задача к 2015 году - удвоить ВВП (до $108 млрд.). Для достижения цели намечена диверсификация экономики и увеличение в ней доли туристического сектора1.

Таким образом, современная гостиничная индустрия ОАЭ отличается комфортностью, большим разнообразием выбора и наличием уникальных проектов.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что в условиях активной инвестиционной поддержки, при наличии соответствующих природно-климатических, историко-архитектурных, инфраструктурных и др. компонентов, туристская индустрия становится одним из важнеших факторов устойчивого социально-экономического роста.

На наш взгляд, для повышения эффективности туристской индустрии Узбекистана необходимы:

- Разработка специальной программы развития туристской отрасли с привлечением соответствующих министерств, ведомств республики, а также местных органов власти;

- Совершенствование стратегического управления развитием и продвижением туристской отрасли на внутреннем и международном рынках;

- Развитие различных видов туризма, а именно: экологического, делового, рекреационного и других видов;

- Дальнейшее исследование зарубежного опыта развития туризма с целью разработ-

1 Петрова М. Дубаи предлагают скидки в связи с падением турпотока http://www.tourinfo.ru/news/15310/.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2014, 6

ки комплексных подходов, которые позволяют эффективно использовать возможности внутренней и внешней среды, минимизировать отрицательное влияние факторов окружающей среды, переводить существующие и потенциальные возможности в стратегический потенциал успеха с целью обеспечения устойчивого развития страны, сохранения и развития конкурентных преимуществ в долгосрочной перспективе.

В Узбекистане созданы благоприятные условия для развития туристической деятельности. С помощью мероприятий социально-экономического, правового, внешнеполитического, культурного и иного характера, государство создаёт условия для развития туристской индустрии.

Важно на основе государственной политики повысить туристскую привлекательность республики, с помощью специальных мер сохранить окружающую среду, реконструировать туристические базы и зоны отдыха, повысить качество туристских услуг и квалификацию работников в туристской сфере, усовершенствовать туристскую инфраструктуру, а именно: транспорт, общественное питание, индустрию развлечений.

Опыт зарубежных стран показывает - от того, насколько оптимально и эффективно построить и реализовать туристскую политику, зависит роль и место этого государства на рынках международного туризма.

Литература:

1. Каримов И.А. 2014 год станет годом развития страны высокими темпами, мобилизации всех возможностей, последовательного продолжения оправдавшей себя стратегии реформ. Доклад на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития в 2013 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2014 год // Народное слово. - 2014. - 18 января.

2. Богатство Турции прирастает туризмом // Туризм: практика, проблемы, перспективы, 2012. - № 8. -С.65.

3. Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности. - М.:2011. -С.15.

4. Глушко А. А., Сазыкин А. М. География туризма. - Владивосток, 2012.

5. Международные экономические отношения / Под ред. Е.Ф. Жукова. - М.: ЮНИ-ТИ, 2003.

6. Петрова М. Дубаи предлагают скидки в связи с падением турпотока 1^р:// www.tourinfo.ru/news/15310/.

7. Романов А.А., Саакянц Р.Г. География туризма. Учебное пособие. 3-е издание. - М., 2013.

8. Социально-экономическая география зарубежного мира / Под ред. В.В. Вольского. - М.: Дрофа, 2001.

9. Энциклопедия стран мира / Под ред. Симония Н.А. - М.: Экономика, 2004.

10. http://www.uae.gov.ae/Government/tourism.htm

11. http://www.emirat.ru/economic/index.shtml

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.