Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ВНЕУРОЧНЫХ ФОРМ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ШКОЛЕ НА ОСНОВЕ ПРОГРАММНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ "ГТО - НОРМА ЖИЗНИ"'

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ВНЕУРОЧНЫХ ФОРМ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ШКОЛЕ НА ОСНОВЕ ПРОГРАММНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ "ГТО - НОРМА ЖИЗНИ" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕУРОЧНЫЕ ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ОБУЧАЮЩИЕСЯ ШКОЛЫ / ПРОГРАММНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ВСЕРОССИЙСКИЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЙ КОМПЛЕКС "ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рыжков Владимир Андреевич, Матюхов Дмитрий Михайлович, Алёшин Игорь Николаевич

Статья посвящена актуальной для педагогической науки проблеме организации и проведения внеурочных форм занятий физической культурой в школе, где Всероссийский физкультурноспортивный комплекс «Готов к труду и обороне» и его внедрение в систему физкультурного воспитания обучающихся, позволит воздействовать на гармоничное и всестороннее развитие личности подрастающего поколения, заинтересованность к введению здорового образа жизни и ориентацию к занятиям физической культурой и спортом. Однако, как известно сам по себе комплекс «Готов к труду и обороне» представляет собой лишь перечень испытаний (тестов) которые не могут обеспечить целостное формирование личности и удовлетворить социальные потребности подростков. Исходя из этого, разработанное программное сопровождение «ГТО - норма жизни» позволит решить эти задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рыжков Владимир Андреевич, Матюхов Дмитрий Михайлович, Алёшин Игорь Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION AND CARRYING OUT OF COURSE FORMS OF PHYSICAL EDUCATION LESSONS AT SCHOOL ON THE BASIS OF PROGRAM SUPPORT "READY FOR LABOR AND DEFENSE - NORM OF LIFE "

The article is devoted to the problem of organizing and conducting extracurricular forms of physical education at school, which is relevant for pedagogical science, where the All-Russian physical culture and sports complex «Ready for Work and Defense» and its introduction into the system of physical education of students will allow influencing the harmonious and comprehensive development of the personality of the younger generation , interest in the introduction of a healthy lifestyle and orientation towards physical culture and sports. However, as you know, the «Ready for Work and Defense» complex itself is only a list of tests (tests) that cannot ensure the integral formation of personality and satisfy the social needs of adolescents. Based on this, the developed software support «Ready for Work and Defense - norm of life» will solve these problems.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ВНЕУРОЧНЫХ ФОРМ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ШКОЛЕ НА ОСНОВЕ ПРОГРАММНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ "ГТО - НОРМА ЖИЗНИ"»

преподавательского состава Военного института физической культуры. - Санкт-Петербург : ВИФК, 2019. - С. 237-248.

REFERENCES

1. Bakaev, V.V., and Bochkarev, V.I. (2016),"Features of the methodology for the use of military orienteering in the system of physical training of cadets of a frontier university", New science: current state and ways of development, Vol. 6, No. 2, pp. 3-4.

2. Bochkarev, V.I. (2008), "The methodology of the application of military orienteering in the system of physical training of cadets of the border university", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 38, No. 4, pp. 20-25.

3. Bugreev, V.V. (2018),"Conditions for realizing the potential of orienteering in the process of physical training of military specialists", Simbirsk scientific Bulletin, Vol. 32, No. 2, pp. 18-21.

4. Voronov, Yu.S. (2018), "Fundamentals of intellectual training in orienteering", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 163, No. 9, pp. 44-45.

5. Voronov, Yu.S. (2021),"0rganizational and pedagogical support for the development of the sports reserve training system in cross-country orienteering", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 192, No. 2, pp. 94-98.

6. Kuznetsova, E.O. and Eleskin, V.I. (2020), "Improvement of military-applied skills by means of military orienteering", Collection of articles of the final scientific and practical conference of the teaching staff of the Military Institute of Physical Culture for 2019, dedicated to the Day of Russian Science, St. Petersburg, pp. 203-207.

7. Pinyagin, P.Yu., Kravchuk T.A., Zdanovich I.A. (2021),"The content of technical and tactical training in orienteering of law enforcement officers", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 196, No. 6, pp. 237-242.

8. Chaikin, I.N. (2017), Orienteering in a military educational institution, monograph, Yaroslavl.

9. Shabalin, I.I. and Fayzullin R.A. (2019) "Military orienteering in the system of training military personnel to conduct combat operations in modern conditions", Promising areas of scientific research in the field ofphysical culture and sports (theory and practice): collection of articles of the final scientific and practical conference, St. Petersburg, pp. 237-248.

Контактная информация: sgafkorient@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 14.07.2022

УДК 371+796.034.2

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ВНЕУРОЧНЫХ ФОРМ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ШКОЛЕ НА ОСНОВЕ ПРОГРАММНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ «ГТО - НОРМА ЖИЗНИ»

Владимир Андреевич Рыжков, преподаватель, Дмитрий Михайлович Матюхов, кандидат педагогических наук, доцент, Игорь Николаевич Алёшин, кандидат педагогических наук, профессор, Уральский государственный университет физической культуры,

г. Челябинск

Аннотация

Статья посвящена актуальной для педагогической науки проблеме организации и проведения внеурочных форм занятий физической культурой в школе, где Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» и его внедрение в систему физкультурного воспитания обучающихся, позволит воздействовать на гармоничное и всестороннее развитие личности подрастающего поколения, заинтересованность к введению здорового образа жизни и ориентацию к занятиям физической культурой и спортом. Однако, как известно сам по себе комплекс «Готов к труду и обороне» представляет собой лишь перечень испытаний (тестов) которые не могут обеспечить целостное формирование личности и удовлетворить социальные потребности подростков. Исходя из этого, разработанное программное сопровождение «ГТО - норма жизни» позволит решить

эти задачи.

Ключевые слова: внеурочные формы занятий, физическая культура, обучающиеся школы, программное сопровождение, Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне».

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.7.p337-343

ORGANIZATION AND CARRYING OUT OF COURSE FORMS OF PHYSICAL EDUCATION LESSONS AT SCHOOL ON THE BASIS OF PROGRAM SUPPORT "READY FOR LABOR AND DEFENSE - NORM OF LIFE" Vladimir Andreevich Ryzhkov, the teacher, Dmitry Mikhailovich Matyukhov, the candidate of pedagogical sciences, docent, Igor Nikolaevich Aleshin, the candidate of pedagogical sciences, professor, Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk

Abstract

The article is devoted to the problem of organizing and conducting extracurricular forms of physical education at school, which is relevant for pedagogical science, where the All-Russian physical culture and sports complex «Ready for Work and Defense» and its introduction into the system of physical education of students will allow influencing the harmonious and comprehensive development of the personality of the younger generation , interest in the introduction of a healthy lifestyle and orientation towards physical culture and sports. However, as you know, the «Ready for Work and Defense» complex itself is only a list of tests (tests) that cannot ensure the integral formation of personality and satisfy the social needs of adolescents. Based on this, the developed software support «Ready for Work and Defense - norm of life» will solve these problems.

Keywords: extracurricular forms of classes, physical culture, schools studying, program support, All-Russian physical culture and sports complex "Ready for Labor and Defense".

ВВЕДЕНИЕ

Введенный в действие 1 сентября 2014 года, указом № 172 от 24 марта 2014 года Президентом России В. В. Путиным, Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО), призван обеспечить основу для создания эффективной системы физкультурного воспитания. Которая будет направлена на всестороннее, гармоничное развитие личности, укрепление здоровья населения нашей страны и способствовать развитию человеческого потенциала [1].

В этой связи, становится очевидным, что одним из путей повышения эффективности физкультурного воспитания является организация занятий в рамках внеурочной деятельности, цель которой расширить и углубить полученные знания, удовлетворить потребность обучающихся в содержательном досуге, их участие в общественно полезной деятельности и самоуправлении.

Стоит отметить, в таком контексте, комплекс «Готов к труду и обороне» является основным средством проверки физических качеств и способностей обучающихся, конечной целью которого является получение знака отличия, а направленный процесс подготовки к сдаче испытаний (тестов) на формирование физической культуры личности подростков».

Цель исследования заключается в организации и проведение внеурочных форм занятий физической культурой в школе с целью подготовки обучающихся 5-6 классов школы к сдаче испытаний (тестов) ВФСК «Готов к труду и обороне» на основе программного сопровождения «ГТО - норма жизни».

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

При достижении поставленной цели исследования использовались следующие методы:

1. Анализ, синтез и обобщение научно методической литературы.

2. Изучение нормативной базы общеобразовательной организации (тематическое, календарно-тематическое планирование, рабочие программы, медицинские карты обучающихся, материально техническое оснащение и др.).

3. Педагогическое наблюдение, беседа, опрос, анкетирование, моделирование, психолого-педагогическая диагностика и тестирование, медицинский контроль, психолого-педагогическое сопровождение, математико-статистическая обработка исходных и конечных показателей.

4. Констатирующий и формирующий педагогический эксперимент.

5. Анализ, обобщение, интерпретация полученных исходных, промежуточных и конечных данных опытно-экспериментальной работы.

Экспериментальной базой исследования на различных этапах служили:

- муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 13 г. Челябинска»;

- муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 115 г. Челябинска»;

- муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 45 г. Челябинска».

РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТА И ИХ АНАЛИЗ

Разработанное программное сопровождение «ГТО - норма жизни» ориентировано на решение следующих задач:

1. Создание положительного психоэмоционального фона, с целью повышения мотивации обучающихся в личностном и физическом самосовершенствовании, на занятиях внеурочной физкультурно-спортивной деятельностью.

2. Изучение обучающимися теоретических сведений и расширение ранее полученных знаний в области физической культуры и спорта.

3. Обеспечение формирования содержательных структурных компонентов физической культуры личности обучающихся (физического, когнитивного и физкультурно-деятельностного).

В методическом плане программное сопровождение предусматривает соблюдение следующих требований:

1. Увеличение объема теоретической подготовки, направленное на формирование системы знаний о ценностях физической культуры и спорта, их роли в становлении физической культуры личности.

2. Системное взаимодействие субъектов процесса физкультурного воспитания (учителя физической культуры, классный руководитель, родители обучающихся), что обеспечивает создание и оптимальное функционирование воспитательной среды в общеобразовательной организации.

3. Реализация комплексного контроля, обеспечивающая своевременный учет отрицательных факторов, негативно влияющих на процесс физкультурного воспитания.

4. Учет гендерных и индивидуальных возрастных особенностей обучающихся; использование естественных, средовых и санитарно-гигиенических факторов, обеспечивающих усиление эффекта от системы физических упражнений в процессе физкультурного воспитания.

5. Подбор и составление комплекса физических упражнений для обучающихся 56 классов школы в соответствии с сенситивными периодами, обеспечивающих направленное воздействие на формирование физических качеств и способностей, укрепление

мышечного корсета, воспитание пространственно-временных и динамических характеристик двигательных действий различной сложности.

6. Использование внеурочной формы организации физкультурно -спортивной деятельности, обеспечивающей проведение спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий (конкурсы по видам спорта, праздники); обеспечение эстетической и эмоциональной привлекательности внеурочных занятий, содействующей заинтересованности и положительному отношению обучающихся к физкультурно-спортивной деятельности.

Содержание программного сопровождения «ГТО - норма жизни» даётся в пяти разделах:

- «Основы знаний». Ориентирован на сознательное отношение обучающихся к занятиям физкультурно-спортивной деятельностью, содержит сведения по следующим основным направлениям:

1. Значение физической культуры и спорта в жизни человека.

2. Ценности физической культуры в здоровом стиле жизни и формировании физической культуры личности.

3. Основы ведения здорового образа жизни.

4. История ВФСК «Готов к труду и обороне», его цели и задачи для общества и государства.

5. Комплекс ГТО в общеобразовательной организации.

6. Физическая подготовка - основа успешного выполнения норм комплекса ГТО.

Материал раздела сообщался в лекционной форме и в форме бесед с обязательным

использованием текущего контроля и контрольных занятий, для определения уровня усвоения знаний. Изложение комплекса теоретических сведений является одним из важнейших элементов вводных и каждой структурной части занятий по всем разделам программы.

- «Общая физическая подготовка». Содержит комплекс специально подобранных упражнений, которые способствуют формированию общей культуры движений, развивают определённые двигательные умения, навыки, физические качества, а также формируют мышечный корсет обучающегося, по следующим направлениям:

1. Развитие быстроты движений.

2. Развитие силы.

3. Развитие скоростно-силовых качеств.

4. Развитие силовой, скоростной, статической выносливости.

5. Развитие ловкости.

6. Развитие гибкости.

- «Соревновательно-игровая подготовка». Направлен на умение обучающегося ориентироваться в условиях стрессовых ситуаций, взаимодействовать с другими участниками процесса физкультурного воспитания.

Перед выбором определенной подвижной или спортивной игры ставят конкретную педагогическую задачу, решению которой она способствует, учитывая состав участников, их возрастные особенности, уровень развития и физическую подготовку. Исходя из этого, реализация раздела предусматривает подбор игр направленных преимущественно:

На общефизическую подготовку («Бой петухов», «Чехарда парами», «Сдвинуть с места», «Борьба за предмет», «Перетягивание одной рукой», «Передать мяч», «Часовые и разведчики», «Гонка мячей по кругу», «Передача набивного мяча назад», «Бег вдвоем на трех ногах», «Передача (гонка) мячей над головой, под ногами и комбинированная», «Передал - садись», «Нападают пятерки», «По наземной мишени»).

На развитие скоростно-силовых возможностей («Парные пятнашки», «Вызов», «Хватай первым», «Печать», «Выбивание теннисным мячом», «День и ночь», «Эстафета вокруг пункта», «Эстафета по кругу», «Бег ловких», «Пробежки туда и обратно», «Салки

с футбольным мячом», «Баскетбол»).

На усвоение техники прыжков и развитие скоростно-силовых качеств («Получить мячик», «Отталкивание и приземление», «Кто выше?»).

На усвоение техники легкоатлетических метаний и развитие скоростно-силовых качеств («Метание в подвижную цель», «Толкание мяча в обруч»).

На развитие скоростных возможностей («Кто дальше пропрыгает на одной ноге или в положении приседа», «Челнок», «Перемена мест», «Толкай из круга», «Пятнашки», «Какая команда прыгает дальше?», «Эстафета в приседе», «Встречная эстафета с обменом набивными мячами», «Эстафета в скачках на одной ноге», «Не давай мяч водящему», «Пятнадцать передач», «Хоккей с набивным мячом»).

На становление и совершенствование техники бега, развитие скорости («Бежал с мячиком», «Бежал по прямой дорожке с ускорением», «Челночный бег», «Различные варианты бега», «Упражнения через гимнастические скамейки», «Эстафетный бег», «Эстафета - преследование»).

На развитие общей выносливости («Командный скоростной бег», «Кто быстрее перенесет предметы», «Охотники и зайцы», «Бег с препятствиями», «Гонка с выбиванием», «Командно - темповый бег», «Гонка с форой», «Бросок через лесок», «Футбол», «Регби», «Нападают пятерки»).

На формирование внимания и памяти («Пустое место», «Кто точнее», «Ловля парами», «Запрещенное движение»).

На формирование мотивации («Кто дальше», «Меткий футболист», «Мяч в корзину»).

На формирование включенности в физкультурно-спортивную деятельность («Кто правильнее», «Мельница», «Точная передача», «Цыплята»).

- «Контрольное тестирование». Направлен на выявление динамики прироста содержательных структурных компонентов физической культуры личности обучающегося. Диагностика проводится не менее двух раз в год.

- «Выполнение испытаний (тестов) ВФСК ГТО». Ориентирован на непосредственную сдачу обучающимися курса внеурочной секции, норм Всероссийского физкуль-турно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне».

Также программное сопровождение «ГТО - норма жизни» предусматривает проведение и участие в массовых спортивных мероприятиях (различные не квалификационные соревнования, эстафеты, конкурсы).

Исходя из этого, было составлено тематическое планирование с определением основных видов деятельности секции внеурочной деятельности, которое регламентирует количество занятий, универсальные учебные действия (УУД) и формы контроля обучающихся (таблица).

В процессе реализации программного сопровождения «ГТО - норма жизни», обучающиеся должны приобрести следующие умения и навыки:

1. Общие: овладение основами техники всех видов двигательной деятельности; развитие основные физических качеств (выносливость, быстрота, скорость, сила, ловкость, координация и т.д.); сформированность знаний основ физкультурно-спортивной деятельности, ценностного и оздоровительного потенциала физической культуры и спорта, а так же значения ВФСК «Готов к труду и обороне» для себя, общества и государства; укрепление общего здоровья; сформированность устойчивого интереса, мотивации к здоровому образу жизни и занятиям физической культурой и спортом; сформированность содержательных структурных компонентов физической культуры личности (физический, когнитивный, физкультурно-деятельностный).

2. Промежуточные: расширение и развитие двигательного опыта; сформирован-ность умений и навыков использования физической культуры как средства воспитания и формирования личности к ЗОЖ, самостоятельного выполнения физических упражнений,

направленных на укрепление здоровья, коррекцию телосложения, формирование правильной осанки и культуры движений; сформированность знаний основ самостоятельного освоения двигательных действий и развития физических качеств, коррекции осанки и телосложения и функциональной направленности физических упражнений на организм человека; совершенствование функциональных возможностей организма обучающихся; сформированность практических умений в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой и спортом.

Таблица - Тематическое планирование внеурочной деятельности обучающихся 5-6 классов школы

№ Наименование раздела, темы Кол-во часов Основные виды деятельности учащихся (УУД) Формы аттестации (контроля)

РАЗДЕЛ 1 «ОСНОВЫ ЗНАНИИ»

- Техника безопасности на занятиях 1 Коммуникативные: обмениваться знаниями между одноклассниками для принятия эффективных совместных решений; Регулятивные: формировать постановку учебной задачи; Познавательные: читать простое схематическое изображение упражнения и различать условные обозначения; Личностные: формировать способность к самооценке на основе критериев успешности учебной и физкультурной деятельности посредством определения уровня развития физических качеств. В процессе занятий

1 Значение физической культуры и спорта в жизни человека 4 Текущий

2 Ценности физической культуры в здоровом стиле жизни и формировании физической культуры личности 4 Текущий

3 Основы ведения здорового образа жизни 3 Текущий

4 История ВФСК «Готов к труду и обороне», его цели и задачи для общества и государства 3 Текущий

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 Комплекс ГТО в общеобразовательной организации 3 Текущий

6 Физическая подготовка - основа успешного выполнения нормативов комплекса ГТО 4 Текущий

РАЗДЕЛ 2 «ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА»

1 Развитие быстроты движений 4 Коммуникативные: обмениваться знаниями между одноклассниками для принятия эффективных совместных решений; Регулятивные: формировать постановку учебной задачи; Познавательные: читать простое схематическое изображение упражнения и различать условные обозначения; Личностные: формировать способность к самооценке на основе критериев успешности учебной и физкультурной деятельности посредством определения уровня развития физических качеств. Текущий

2 Развитие силы 4 Текущий

3 Развитие скоростно-силовых качеств 4 Текущий

4 Развитие силовой, скоростной, статической выносливости 3 Текущий

5 Развитие ловкости 3 Текущий

6 Развитие гибкости 3 Текущий

РАЗДЕЛ 3 «СОРЕВНОВАТЕЛЬНО-ИГРОВАЯ ПОДГОТОВКА»

1 Общефизическая подготовка 3 Коммуникативные: обмениваться знаниями между одноклассниками для принятия эффективных совместных решений; Регулятивные: формировать постановку учебной задачи; Познавательные: читать простое схематическое изображение упражнения и различать условные обозначения; Личностные: формировать способность к самооценке на основе критериев успешности учебной и физкультурной деятельности посредством определения уровня развития физических качеств. Текущий

2 Развитие скоростно-силовых возможностей 2 Текущий

3 Усвоение техники прыжков и развитие ско-ростно-силовых качеств 2 Текущий

4 Усвоение техники легкоатлетических метаний и развитие скоростно-силовых качеств 2 Текущий

5 Развитие скоростных возможностей 2 Текущий

6 Становление и совершенствование техники бега, развитие скорости 2 Текущий

7 Развитие общей выносливости 2 Текущий

8 Формирование внимания и памяти 2 Текущий

9 Формирование мотивации 2 Текущий

10 Формирование включенности в физкуль-турно-спортивную деятельность 2 Текущий

РАЗДЕЛ 4 «КОНТРОЛЬНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ»

1 Выполнение обучающимися контрольных тестов 4 Сдача тестов

№ Наименование раздела, темы Кол-во часов Основные виды деятельности учащихся (УУД) Формы аттестации (контроля)

РАЗДЕЛ 5 «ВЫПОЛНЕНИЕ ИСПЫТАНИИ (ТЕСТОВ) ВФСК ГТО»

1 Сдача обучающимися контрольных норм (тестов) ВФСК ГТО Без учета времени Сдача норм ВФСК ГТО

ВЫВОДЫ

Таким образом, организация и проведение внеурочных форм занятий физической культурой в школе с целью подготовки обучающихся 5-6 классов школы к сдаче испытаний (тестов) ВФСК «Готов к труду и обороне» на основе программного сопровождения «ГТО - норма жизни» позволит воздействовать на всестороннее, гармоничное развитие физической культуры личности и укрепление здоровья обучающейся молодежи, что является приоритетной задачей современного общества и государства.

ЛИТЕРАТУРА

1. О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО) : Указ Президента Российской Федерации от 24.03.2014 № 172 // ГТО : [сайт]. - URL: https://gto.ru/files/uploads/documents/56ea78e5e5b19.pdf (дата обращения: 29.05.2022).

2. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 30.12.2015) // Судебные и нормативные акты РФ : [сайт]. - URL: http://sudact.ru/law/doc/CxRPDd9gK3dX/001/001/ (дата обращения: 29.05.2022).

3. Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО) : Постановление Правительства РФ от 11 июня 2014 г. N 540 // ГТО : [сайт]. - URL: https://gto.ru/files/uploads/documents/5c8f51aa0c54f.pdf (дата обращения: 29.05.2022).

REFERENCES

1. President of the Russian Federation (2014), "About the All-Russian physical culture and sports complex 'Ready for Labor and Defense'", Decree of the of March 24, 2014 No 172, available at: https://gto.ru/files/uploads/documents/56ea78e5e5b19.pdf.

2. State Duma of Russian Federation, "On education in the Russian Federation", Federal law of the of December 29, 2012 No 273-FZ, available at: http://sudact.ru/law/doc/CxRPDd9gK3dX/001/001/

3. Government of the Russian Federation, "On the approval of the Regulations on the All-Russian physical culture and sports complex 'Ready for Labor and Defense'", Decree of the of June 11, 2014 No 540, available at: https://gto.ru/files/uploads/documents/5c8f51aa0c54f.pdf

Контактная информация: ryzhkov_601@mail.ru

Статья поступила в редакцию 01.07.2022

УДК 796.325

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СИЛЫ НАПАДАЮЩЕГО УДАРА У ВОЛЕЙБОЛИСТОК 15-17 ЛЕТ НА ЭТАПЕ СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Елена Леонидовна Самойлова, соискатель, Александр Эдуардович Болотин, доктор педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский политехнический университет

Петра Великого, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье представлены результаты исследований авторов по обоснованию методики развития силы нападающего удара у юных волейболисток из группы спортивного совершенствования, на основе тренировки базовых элементов техники игры. Реализация данной методики осуществля-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.