Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ НА СЕВЕРНОМ МОРСКОМ ПУТИ'

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ НА СЕВЕРНОМ МОРСКОМ ПУТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
51
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
поисково-спасательная операция / северный морской путь / морской спасательно-координационный центр / Морспасслужба. / search and rescue operation / northern sea route / marine coordination and rescue center / Marine rescue Service

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Василькова М. С.

В статье рассмотрена реализация Российской Федерацией требований международных и национальных норм в сфере поисково-спасательной операции и их организация на участке Северного морского пути.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Василькова М. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION AND LEGAL REGULATION OF SEARCH AND RESCUE OPERATIONS ON THE NORTHERN SEA ROUTE

The article considers the implementation by the Russian Federation of the requirements of international and national standards in the field of search and rescue operations and their organization on the Northern Sea Route section.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ НА СЕВЕРНОМ МОРСКОМ ПУТИ»

Таким образом, правовое регулирование такого вида спорта как «рафтинг» активно развивается в нашей стране. С каждым годом государство совершенствует законодательство для максимального предотвращения несчастных случаев участников спортивных и туристических мероприятий. Вводятся новые международные стандарты и госты, которым наше Министерство Спорта старается соответствовать, чтобы наши спортсмены смогли представить себя на международных соревнованиях достойно. Помимо этого, оказание туристических услуг по славу на горных реках тщательно регулируется, поскольку данный вид активности травмоопасный и требует подготовки специально обученных людей.

Пристатейный библиографический список:

1. Приказ Госкомспорта №890 от 06.11.2003 // СПС Lawrassia.ru (Дата обращения: 10.10.2023)

2. Приказ Минсиорта России от 15.04.2022 № 349 «Об утверждении правил вида спорта «рафтинг» // СПС КонсультантПлюс (Дата обращения: 10.10.2023)

3. Приказ Министерства спорта РФ от 21.11.2022 г. № 1028 «Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «рафтинг» // СПС Консультант плюс (Дата обращения: 10.10.2023)

4. Рафтинг - это что? [Электронный ресурс] http://lasola.ru/hobby/rafting-eto-chto.html (Дата обращения: 12.10.2023)

5. Стахова, JL В. Основы туризма: учебник для вузов / JL В. Стахова. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 327 с. Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/519853 (Дата обращения: 12.10.2023)

Для цитирования: Василъкова М.С. Организация и правовое регулирование поисково-спасательных операций на Северном морском пути / Науч.рук. Ю.С. Цветкова, старший преподаватель кафедры «Международного и морского права» ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова // Океанский менеджмент. 2023. № 4(22). С. 18-20.

Василъкова М.С.

студент 4 курса бакалавриата, кафедра Международного и морского права, ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова

Научный руководитель: Цветкова Ю.С., старший преподаватель кафедры Международного и морского права,

ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ НА СЕВЕРНОМ МОРСКОМ ПУТИ

Аннотация. В статье рассмотрена реализация Российской Федерацией требований международных и национальных норм в сфере поисково-спасательной операции и их организация на участке Северного морского пути. Ключевые слова: поисково-спасательная операция, северный морской путь, морской спасательно-координационный центр, Морспасслужба.

ORGANIZATION AND LEGAL REGULATION OF SEARCH AND RESCUE OPERATIONS ON THE NORTHERN SEA ROUTE

Abstract. The article considers the implementation by the Russian Federation of the requirements of international and national standards in the field of search and rescue operations and their organization on the Northern Sea Route section. Keywords: search and rescue operation, northern sea route, marine coordination and rescue center, Marine rescue Service

Издавна спасание человека на море было не только показателем моральных устоев, но и обязанностью закрепленной обычаем морского права. В 1910 году это нашло свое закрепление и в Конвенции для объединения некоторых правил относительно оказания помощи и спасания на море (Далее Брюссельская конвенция). Большая часть положений касалась во i на граждс н и я за спасание, но только при условии наличия полезных последствий.

Однако ко второй половине XX века все еще не существовало никакой системы поиска и координации сил на море, поэтому с целью создания международного плана поиска и спасания, который отвечал бы потребностям безопасности судоходства и желанием поощрить международное сотрудничество между организациями во всем мире, была подписана Международная конвенция о поиске и спасении на море 1979 г. (SAR) на конференции в Гамбурге. Так благодаря принятым положениям SAR возникла система поиска и спасания международного уровня, охватывающая все морские пространства, которые были разделены на поисково-спасательные район.6 Однако принимая во внимание значительные изменения в современном мире, вызвавшие необходимость пересмотра Брюссельской конвенции 1910 г. и предопределили принятие Между народно й конвенции о спасании на

6 Международная Конвенция по поиску и спасанию на море 1979 г. (САР-79) (Гамбург, 27 апреля 1979 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации Гарант https://docs.cntd.ru/document/901824783 (дата обращения: 02.11.2023)

море 1989 г. (SALVAGE)7. Несмотря на схожесть многих положений конвенций, главным отличием стало расширение сферы действия закона на экологическое благополучие окружающей среды, но они не заменяют друг друга, а дополняют и продолжают действовать для Российской Федерации и сегодня.

Исходя из требований международного права помощь должна оказываться любому лицу, которое терпит бедствие, несмотря на его национальность и обстоятельств его обнаружения, а так же включает лиц нашедших убежище на берегу, в удаленном месте.

Для эффективной работы спасателей Мировой океан был поделен на 13 смежных районов не перекрывающих друг друга по соглашению Сторон и не имеющего никакого отношения к делимитации морских пространств. Исходя из требований SAR-79 государство обязано создать спасательно-координационные центры для своих поисково-спасательных служб, а в случае необходимости и подцентры. На сегодняшний день в Российской Федерации существует Главный морской спасательно-координационный центр (ГМСКЦ), сокращенным и официальным названием которого является «Морспасслужба». Более того служба входит в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций специализируясь на поисковых, спасательных и аварийных работах в море, руководство над которым осуществляет Росморречфлот.8 На территории Российской Федерации в настоящее время действуют морские спасательно-координационные центры (МСКЦ), среди которых МСКЦ в Санкт-Петербурге, Диксоне, Новороссийске, Мурманске, Калининграде, Астрахани, Владивостоке. Вместе с ними работают и 8 морских спасательных подцентров (МСПЦ) в Архангельске, Тамане, Севастополе, Керчи, Южно-Сахалинске, Петропавловск-Камчатске, Певеке и Тикси.

МСКЦ и МСПЦ входят в структуру бассейновых администраций морских портов и подконтрольны его руководителю, однако, в вопросе организации поиска и спасания руководство над ними осуществляет Морспасслужба. Следует заметить, что МСПЦ в вопросах организации поиска и спасания подчиняется, как Морспасслужбе, так и МСКЦ.

Работа МСКЦ и МСПЦ является круглосуточной с постоянно укомплектованным спасательными единицами и подготовленным персоналом, владеющим английским языком. Суда, находящиеся в готовности при стоянке в порту, должны быть укомплектованы не менее 2/3 от полной численности экипажа, наличием топлива, продовольствия и воды, которые к моменту выхода судна должно быть не менее 80%. Медицинские консультации по радио и спасение жизни осуществляется безвозмездно.

На участке Северного морского пути (СМП) свою деятельность осуществляет МСКЦ Диксон, МСПЦ Тикси и МСПЦ Певек. Сам же СМП тянется от Юго-Западной части Карского моря и до Чукотского моря.9 В пределах СМП действует специализированное соглашение о сотрудничестве между «арктическими государствами» в сфере поиска и спасания в Арктике. Положения соглашения регулируют проведение совместных учений, обмен информацией и опытом, разбор проделанной работы, устанавливают обязательность регулярных встреч для разрешения вопросов практического сотрудничества и др. с целью укрепления и развития международных связей в сфере поиска и спасания на море. Отдельно стоит сказать о важности предоставления Сторонами данных метеорологических и океанографических наблюдений, прогнозов и предупреждений в реальном времени, поскольку климатические условия являются достаточно суровыми и способными быстро изменяться.10

Важным документом для деятельности МСКЦ и МСПЦ является Бассейновый план, который утверждается каждые 5 лет. Документ содержит в себе основные задачи, круг возможных участников и объем требуемых от них сил и средств, а также в целом достаточно детально регулирует порядок действий для конкретного поисково-спасательного района (ПСР).11

Так, например, в соответствии с бассейновым планом МСПЦ Певек при получении сигнала бедствия или аварийного сообщения информируется ГМСКЦ, МСКЦ Диксон и взаимодействующие организации, определяется аварийная стадия: неопределенности, тревоги или бедствия. Каждой стадии присущи свои действия. В различных случаях стадия может меняться последовательно от первой к последней, а иногда устанавливается сразу стадия бедствия. Например, были получены сведения о том, что человеку или судну грозит опасность и требуется немедленная помощь. Сама поисково-спасательная операция проводится под руководством координатора и выполняется начальником МСПЦ или назначенным им лицом. Операция длится до ее завершения или до тех пор, пока не останется никакой разумной надежды на спасение оставшихся в живых. При необходимости сам МСПЦ Певек принимает решение о привлечении авиационных сил, а вот решение о прекращении авиационного поиска принимает начальник Дальневосточного МТУ Росавиации.12

7 Международная конвенция о спасании на море 1989 г.// Официальный интернет-портал правовой информации Гарант https://docs.cntd.ru/document/901725990 (дата обращения: 02.11.2023)

8 Официальный сайт «Морская спасательная служба». URL: https://morspas.ru (дата обращения: 04.11.2023).

9 Федеральное государственное бюджетное учреждение информационный аналитико-статистический центр Росморречфлота URL: http://www.nsra.ru/ (дата обращения: 05.11.2023).

10 Соглашения о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасании в Арктике от 12 мая 2011 года. // Официальный интернет-портал правовой информации Гарант. URL: https://docs.cntd.ru/document/902395150 (дата обращения Об. 11.2023)

11 Бассейновый план поиска и спасания в ПСР МСКЦ Диксон // Официальный сайт «Морская спасательная служба». URL: https://morspas.ru/gmskts/basseynovye-plany/ (дата обращения: 04.11.2023).

12 Бассейновый план поиска и спасания в ПСР МСПЦ Певек // Официальный сайт «Морская спасательная служба» URL: https://morspas.ru/gmskts/basseynovye-plany/ (дата обращения: 04.11.2023).

В случае необходимости могут быть привлечены иностранные спасательные единицы не только на территории ПСР. но и на территории Российской Федерации и дополнительно их деятельность будет регулироваться «Положением о пересечении государственной границы Российской Федерации иностранными спасательными единицами и пребывании их на территории Российской Федерации в целях поиска и спасания людей».1' Положение определяет порядок пересечения границы, информацию, которая должна содержаться в запросе иностранной спасательной единицы, условия пребывания в территориальном море, внутренних морских водах, сухопутной территории и воздушном пространстве. Так при получении такого разрешения на пересечения границы ГМСКЦ или МСКЦ обязаны проинформировать МИД РФ, ФСБ, Минобороны и др. Размещение иностранных единиц в морских портах и аэродромах, их обеспечение и определение сроков нахождения на территории Российской Федерации подведомственно Минтрансу РФ.

Согласно данным статистики ГМСКЦ в 2021 году «Морспасслужбой» было проведено 246 аварийно-спасательных операций по буксировке, снятию с мели, а также ликвидации разливов нефти-175, спасено 39 человек, терпящих бедствие в море, отбуксировано более 20 айсбергов за пределы зоны безопасности, выявлено более 100 опасных ледовых угроз. Тяжесть спасательных операций усиливается и в связи с суровыми климатическими условиями, нестабильной ледовой обстановкой и ветрами на СМП. Неточность прогнозирования может привести к аварии или усложнить поиск и спасание на море.

Таким образом, координация поисково-спасательных работ является залогом успеха спасательной операции и требует сотрудничества между государствами и выработку национальной системы, которая бы смогла обеспечить быстрое реагирование при получении сигналов бедствия. Кроме того, условия региона диктуют суровые требования к оснащению спасательных единиц и самих судов. Поэтому к 2030 г. для Морспасслужбы рассчитано к постройки 19 судов ледового класса за счет государственного финансирования. Строительство будет проходить в рамках Плана развития инфрастру ктуры СМП на период до 2035 г. и федерального проекта «Северный морской путь» в рамках транспортной части Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года.

Пристатейный библиографический список:

1. Международная Конвенция по поиску и спасанию на море 1979 г. (САР-79) (Гамбург, 27 апреля 1979 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации Гарант https://docs.cntd.rii/document/901824783 (дата обращения: 02.11.2023)

2. Конвенции для объединения некоторых правил относительно оказания помощи и спасания на море (Брюссель, 23 сентября 1910 г.)// Официальный интернет-портал правовой информации Гарант. URL: https://base.garant.ru/2540263/ (датаобращения: 02.11.2023)

3. Международная конвенция о спасании на море 1989 г.// Официальный интернет-портал правовой информации Гарант. URL: https://docs.cntd.ru/document/901725990 (датаобращения: 02.11.2023)

4. Соглашения о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасании в Арктике от 12 мая 2011 года. // Официальный интернет-портал правовой информации Гарант. URL: https://docs.cntd.ru/document/902395150 (дата обращения 06.11.2023)

5. Бассейновый план поиска и спасания в ПСР МСПЦ Певек // Официальный сайт «Морская спасательная служба» URL: https://morspas.ru/gmskts/basseynovye-plany/ (дата обращения: 04.11.2023).

6. Бассейновый план поиска и спасания в ПСР МСКЦ Диксон // Официальный сайт «Морская спасательная служба». URL: https://morspas.ru/gmskts/basseynovye-plany/ (датаобращения: 04.11.2023).

7. Официальный сайт «Морская спасательная служба». URL: https://morspas.ru (дата обращения: 04.11.2023).

8. Федеральное государственное бюджетное учреждение информационный аналитико-статистический центр РОСМОРРЕЧФЛОТА. URL: http://www.nsra.ru/(дата обращения:05.11.2023).

Для цитирования: Ибрагимов П.Р.О. К вопросу об использовании морских автономных надводных судов применительно к обеспечению безопасной деятельности морских портов / Научный рук. Я.Б. Бразовская, доцент кафедры «Международного и морского права» ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адм. С.О. Макарова» // Океанский менеджмент. 2023. № 4(22). С. 20-24.

Ибрагимов И.Р.О.,

студент 4 курса бакалавриата, кафедра Международного и морского права, ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова

Научный руководитель: Бразовская Я.Е., Доцент кафедры «Международного и морского права» ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова

13 Бассейновый план поиска и спасания в ПСР МСКЦ Диксон й Официальный сайт «Морская спасательная служба». URL: https://morspas.ru/gmskts/basseynovye-plany/ (дата обращения: 04.11.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.