Научная статья на тему 'Актуальные проблемы по созданию единой системы медицинского обеспечения судов в акватории Северного морского пути'

Актуальные проблемы по созданию единой системы медицинского обеспечения судов в акватории Северного морского пути Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
341
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ / АРКТИЧЕСКАЯ ЗОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / СУДОВОЙ ВРАЧ / МЕДИЦИНСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / МОРСКАЯ И ВОДОЛАЗНАЯ МЕДИЦИНА / НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ / NORTHERN SEA ROUTE / ARCTIC ZONE OF THE RUSSIAN FEDERATION / SHIP DOCTOR / MEDICAL SUPPORT / MARINE AND DIVING MEDICINE / REGULATORY DOCUMENTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бумай Олег Константинович, Абакумов А.А., Турлаков Ю.С.

Введение. Для повышения эффективности оказания медицинской помощи в Арктической зоне Российской Федерации необходима координация действий медицинских служб всех министерств и ведомств, работающих в этом регионе. Решение этой задачи возможно с том числе путем создания единой системы медицинского обеспечения судов в акватории Северного морского пути. Материал и методы. При проведении работы были проанализированы данные окружных медицинских центров ФМБА России (г. Мурманск, г. Архангельск) по организации ими медицинского обслуживания экипажей морских судов, прежде всего атомного ледокольного флота, а также данные по возможностям проведения медицинской эвакуации в акватории Северного морского пути с применением методов теоретического и эмпирического исследования, а также материалы ФГУП НИИ ПММ. Результаты и обсуждение. На основании проведенных исследований и анализа нормативноправовых документов и литературных источников были разработаны принципы создания Концепции единой системы медицинского обеспечения судов в акватории Северного морского пути. Исходя из результатов, полученных при выполнении работы, можно сделать вывод, что разработанные принципы могут быть положены в основу Концепции, выполнение ее программы внесет существенный вклад в совершенствование организации медицинского обеспечения морского флота, значительно повысит качество медицинского обслуживания речных судов и оказания первичной доврачебной и врачебной медико-санитарной помощи.Introduction. To improve the effectiveness of medical care in the Arctic zone of the Russian Federation, it is necessary to coordinate the actions of medical services of all ministries and departments working in this region. This task can be solved by creating a unified system of medical support for vessels in the waters of the Northern sea route. Material and methods. In conducting the data were analyzed by district health centers of the FMBA of Russia (Murmansk, Arkhangelsk) on the organization of medical maintenance of ships ' crews, especially the nuclear icebreakerfleet, as well as data on opportunities for medical evacuation in the waters of the Northern sea route using the methods of theoretical and empirical research, and also materials of the research Institute ofPMM. Results and discussion. Based on the research and analysis of legal documents and literature, the principles of creating the Concept of a unified system of medical support for vessels in the waters of the Northern sea route were developed. Based on the results obtained during the work, it can be concluded that the developed principles can be used as the basis of the Concept, the implementation of its activities will make a significant contribution to improving the organization of medical support for the Navy, significantly improve the quality of medical care for river vessels, primary pre-medical and medical health care.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы по созданию единой системы медицинского обеспечения судов в акватории Северного морского пути»

MEDICAL AND BIOLOGICAL SCIENCES

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2020

Бумай О.К.1, Абакумов А.А.2, Турлаков Ю.С.1

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПО СОЗДАНИЮ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ МЕДИЦИНСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СУДОВ В АКВАТОРИИ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ

Федеральное государственное унитарное предприятие «Научно-исследовательский институт промышленной и морской медицины» Федерального медико-биологического агентства, 196143, г. Санкт-Петербург; 2Федеральное медико-биологическое агентство, 123182, г. Москва

Введение. Для повышения эффективности оказания медицинской помощи в Арктической зоне Российской Федерации необходима координация действий медицинских служб всех министерств и ведомств, работающих в этом регионе. Решение этой задачи возможно с том числе путем создания единой системы медицинского обеспечения судов в акватории Северного морского пути. Материал и методы. При проведении работы были проанализированы данные окружных медицинских центров ФМБА России (г. Мурманск, г. Архангельск) по организации ими медицинского обслуживания экипажей морских судов, прежде всего атомного ледокольного флота, а также данные по возможностям проведения медицинской эвакуации в акватории Северного морского пути с применением методов теоретического и эмпирического исследования, а также материалы ФГУП НИИ ПММ.

Результаты и обсуждение. На основании проведенных исследований и анализа нормативно-правовых документов и литературных источников были разработаны принципы создания Концепции единой системы медицинского обеспечения судов в акватории Северного морского пути. Исходя из результатов, полученных при выполнении работы, можно сделать вывод, что разработанные принципы могут быть положены в основу Концепции, выполнение ее программы внесет существенный вклад в совершенствование организации медицинского обеспечения морского флота, значительно повысит качество медицинского обслуживания речных судов и оказания первичной доврачебной и врачебной медико-санитарной помощи.

Ключевые слова: Северный морской путь; Арктическая зона Российской Федерации;

судовой врач; медицинское обеспечение; морская и водолазная медицина; нормативно-правовые документы.

Для цитирования: Бумай О.К. Абакумов А.А. Турлаков Ю.С. Актуальные проблемы по созданию единой системы медицинского обеспечения судов в акватории Северного морского пути. Медицина экстремальных ситуаций. 2020; 22(1): 109-116.

Для корреспонденции: Бумай Олег Константинович, кандидат мед. наук, доцент, заведующий лабораторией судовой и водолазной медицины ФГУП «НИИ промышленной и морской медицины» ФМБА России, 196143, г. Санкт-Петербург. E-mail: wmaotms@yandex.ru

Bumai O.K.1, Abakumov A.A.2, Turlakov Yu.S.1

CURRENT PROBLEMS IN CREATING A UNIFIED SYSTEM OF MEDICAL SUPPORT FOR VESSELS IN THE NORTHERN SEA ROUTE

Research Institute of Industrial and Marine Medicine, Federal Medical Biological Agency, Saint-Petersburg, 196143, Russian Federation;

2Federal Medical Biological Agency, Moscow, 123098, Russian Federation

Introduction. To improve the effectiveness of medical care in the Arctic zone of the Russian Federation, it is necessary to coordinate the actions of medical services of all ministries and departments working in this region. This task can be solved by creating a unified system of medical support for vessels in the waters of the Northern sea route.

Material and methods. In conducting the data were analyzed by district health centers of the FMBA of Russia (Murmansk, Arkhangelsk) on the organization of medical maintenance of ships ' crews, especially the nuclear icebreakerfleet, as well as data on opportunities for medical evacuation in the waters

МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

of the Northern sea route using the methods of theoretical and empirical research, and also materials of the research Institute ofPMM.

Results and discussion. Based on the research and analysis of legal documents and literature, the principles of creating the Concept of a unified system of medical support for vessels in the waters of the Northern sea route were developed. Based on the results obtained during the work, it can be concluded that the developed principles can be used as the basis of the Concept, the implementation of its activities will make a significant contribution to improving the organization of medical support for the Navy, significantly improve the quality of medical care for river vessels, primary pre-medical and medical health care.

Keywords: Northern sea route; Arctic zone of the Russian Federation; ship doctor; medical support; marine and diving medicine; regulatory documents.

For citation: Bumai O. K., Abakumov A.A., Turlakov Yu. S. Current problems in creating a unified system of medical support for vessels in the Northern sea route. Meditsina ekstremal'nykh situatsiy (Medicine of Extreme Situations, Russian journal) 2020; 22(1): 109-116. (In Russian)

For correspondence: OlegK. Bumai, Ph.D., associate professor, Head of the Laboratory of Ship and Diving Medicine of the Research Institute of Industrial and Marine Medicine of the Federal Medical and Biological Agency, Saint-Petersburg, 196143, Russian Federation. E-mail: wmaotms@yandex.ru

Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest. Acknowledgments. The study had no sponsorship. Received February 18, 2020 Accepted February 28, 2020

Введение

Для повышения эффективности оказания медицинской помощи в Арктической зоне Российской Федерации необходима координация действий медицинских служб всех министерств и ведомств, работающих в этом регионе. Решение этой задачи возможно с том числе путем создания единой системы медицинского обеспечения судов в акватории Северного морского пути. Для ее создания потребуется проведение целого комплекса научно-исследовательских работ, позволяющих определить возможности сил и средств медицинских служб как берегового звена, так и медицинской службы судов (с том числе атомного ледокольного флота). В результате выполнения этих работ должна быть разработана Концепция создания и развития системы медицинского обеспечения в Арктической зоне Российской Федерации на период до 2035 г Целью данной работы - выявление актуальных проблем, не позволяющих в должной мере решить задачи по качественному оказанию медицинской помощи на судах и в береговых лечебных учреждениях.

Материал и методы

При проведении работы были проанализированы данные окружных медицинских центров ФМБА России (г Мурманск, г. Архангельск) по организации ими медицинского обслужи-

вания экипажей морских судов, прежде всего атомного ледокольного флота, а также данные по возможностям проведения медицинской эвакуации в акватории Северного морского пути с применением методов теоретического и эмпирического исследования, а также материалы ФГУП НИИ ПММ.

Результаты и обсуждение

На основании проведенных исследований и анализа нормативно-правовых документов и литературных источников были разработаны принципы создания Концепции единой системы медицинского обеспечения судов в акватории Северного морского пути. Исходя из результатов, полученных при выполнении работы, можно сделать вывод, что разработанные принципы могут быть положены в основу Концепции, выполнение её программы внесёт существенный вклад в совершенствование организации медицинского обеспечения морского флота, значительно повысит качество медицинского обслуживания речных судов, оказания первичной доврачебной и врачебной медико-санитарной помощи.

Изучение вопросов организации медицинского обеспечения судов при плавании в Арктике имеет давнюю историю. Еще в конце XIX и начале XX века на страницах журнала «Медицинские прибавления к Морскому сбор-

нику» был опубликован ряд статей [1—5], в которых рассматривались практические вопросы медицинского обеспечения плаваний в северных широтах. В 1916 г. в типографии Морского Министерства была издана монография Л. Старокадомского «Через Ледовитый океан из Владивостока в Архангельск» [6]. В 30-е годы ХХ века вопросы медицинского обеспечения плаваний в Северном ледовитом океане рассматривались Василием Ивановичем Шестовым. В 1938 г им была издана монография «Санитарное обеспечение плаваний в северных морях». [7]. За успешную организацию медицинского обеспечения перехода отряда морских судов по Северному морскому пути В.И. Шестов был награжден орденом «Красной Звезды» [8].

В последние годы вопросы организации медицинского обслуживания экипажей морских судов в Арктической зоне Российской Федерации приобрели особую актуальность. В 2016 г. проблемы по данному вопросу были нами изложены на VI Международном форуме «Арктика: настоящее и будущее» [9]. Они так же рассматривались на страницах журнала «Медицина экстремальных ситуаций» [10]. В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 21.21.2019 № 3120-р «Об утверждении Плана развития инфраструктуры Северного морского пути на период до 2015 года» в срок до марта 2020 года должен быть подготовлен доклад в Правительство Российской Федерации с предложениями по актуализации нормативных правовых актов и иных документов по оказанию медицинской помощи и осуществлению медицинской эвакуации в акватории Северного морского пути. Для определения путей реализации и координации действий различных министерств и ведомств 13 января 2020 г. в министерстве Дальвостокразвития РФ состоялось совещание по вопросу изменения нормативно-правовой базы в части оказания медицинской помощи и осуществления медицинской эвакуации на Северном морском пути. На этом совещании были определены конкретные задачи для каждого ведомства по решению проблем медицинского обеспечения судов в Арктической зоне Российской федерации. На ФМБА России возложена задача по подготовке предложений, которые необходимо внести в существу-

MEDICAL AND BIOLOGICAL SCIENCES

ющие документы, для возможности реализации требований как международных нормативных актов, так и для улучшения эффективности оказания медицинской помощи членам экипажей морских судов, в том числе и создания единой системы медицинского обеспечения судов в Арктике.

Северный морской путь и его медицинские организации

Северный морской путь (СМП) - кратчайший морской путь между Европейской частью России и Дальним Востоком. Законодательством Российской Федерации он определён как «исторически сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация России в Арктике». Проходит по морям Северного Ледовитого океана (Баренцеву, Карскому, Лаптевых, Восточно-Сибирскому, Чукотскому) и частично Тихого океана (Берингову проливу). Административно СМП на западе ограничен западными входами в новоземельские проливы и меридианом, проходящим на север от мыса Желания, а на востоке - в Беринговом проливе, параллелью 66° с.ш. и меридианом 168°58'37" з.д.

Длина Севморпути от Карских Ворот до бухты Провидения около 5600 км. Расстояние от Санкт-Петербурга до Владивостока по нему составляет свыше 14 тыс. км (для сравнения, через Суэцкий канал - свыше 23 тыс км).

Севморпуть - стратегически важная транспортная магистраль, которая обслуживает порты Арктики и крупных рек Сибири (ввоз топлива, оборудования, продовольствия; вывоз леса, природных ископаемых) [11].

В рамках государственной программы по развитию Арктики на Балтийском заводе (Санкт-Петербург) идет строительство 5 мощных атомных ледоколов для круглогодичной проводки судов по трассам Северного морского пути. К 2024 г. объем ежегодных грузовых перевозок достигнет 80 млн тонн.

В последнее десятилетие Арктика стала предметом возрастающего внимания со стороны политиков, экспертов и средств массовой информации далеко за своими пределами. С Арктическим регионом связаны долгосрочные интересы многих стран мира. Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 г № 204

111

МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

«О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» п.15 «Правительству Российской Федерации с участием органов государственной власти субъектов Российской Федерации разработать на основе стратегии пространственного развития Российской Федерации и до 1 октября 2018 г. утвердить комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, предусматривающий обеспечение в 2024 г.

Ставится задача развивать транспортные коридоры «Запад-Восток» и «Север-Юг» для перевозки грузов, в том числе за счет развития Северного морского пути и увеличения грузопотока по нему до 80 млн тонн.

Особенностями выполнения морских арктических рейсов являются: сложные климато-гео-графические условия (низкие температуры, полярная ночь), экстремальные нагрузки на членов экипажей, работающих в караване судов с ледоколом, затруднительная и дорогостоящая эвакуация больных или пострадавших в береговые медицинские организации.

В настоящее время на большинстве судов, осуществляющих грузовые перевозки в Арктике, нет судового медицинского персонала, за исключением атомных и линейных дизель-электрических ледоколов. Многие организации, работающие в Арктике, не включены в Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 августа 2006 г. № 1156-р. Как следствие, судовладельцы не берут на себя расходы по содержанию судового медицинского персонала.

Как известно, Севморпуть начинается с городов Мурманск и Архангельск и заканчивается во Владивостоке, где медицинское обслуживание моряков находится на достаточно высоком уровне и представлено следующими медицинскими организациями ФМБА России:

• г. Мурманск - ФГБУЗ ММЦ им. Н И. Пиро-гова ФМБА России;

• г. Архангельск - ФГБУЗ СМКЦ им. НА. Семашко ФМБА России;

• г. Петропавловск-Камчатский - филиал ФГБУЗ ДВОМЦ ФМБА России;

• г. Владивосток - ФГБУЗ ДВОМЦ ФМБА России.

На остальном протяжении всего Севморпу-ти нет медицинских организаций, сравнимых по потенциалу с вышеуказанными и способных оказывать квалифицированную и специализированную, а часто и первичную медицинскую помощь.

Остальные береговые медицинские организации, расположенные по ходу Севморпути, маломощные, или находятся на значительном расстоянии от береговой линии и принадлежат различным министерствам, ведомствам и региональным органам.

Существующая система поиска и спасания на море

Основополагающим документом является Конвенция 2006 года о труде в морском судоходстве (далее - Конвенция МОТ 2006) (ратифицирована Российской Федерацией - Федеральный закон от 05 июня 2012 г. № 56-ФЗ «О ратификации Конвенции 2006 г. о труде в морском судоходстве»).

Основу структуры управления национальной системы поиска и спасания на море составляют морские спасательно-координационные центры (МСКЦ) и морские спасательные подцентры (МСПЦ). В настоящее время на морских бассейнах Российской Федерации функционирует 7 МСКЦ (Диксон, Мурманск, Санкт-Петербург, Калининград, Новороссийск, Астрахань, Владивосток) и 8 МСПЦ (Архангельск, Тамань, Севастополь, Керчь, Южно-Сахалинск, Петропавловск-Камчатский, Певек, Тикси), за каждым из которых закреплен соответствующий поисково-спасательный район (подрайон).

МСКЦ и МСПЦ являются структурными подразделениями бассейновых администраций морских портов (АМП) и непосредственно подчиняются руководителю соответствующей АМП. В вопросах организации поиска и спасания людей, терпящих бедствие на море, МСКЦ подчиняются ФГБУ «СКЦ Росморречфлота». МСПЦ в вопросах организации поиска и спасания на море подчиняются ФГБУ «СКЦ Росмор-речфлота» и МСКЦ, в поисково-спасательном районе которого он действует.

Основными задачами МСКЦ и МСПЦ в закрепленных за ними поисково-спасательных районах являются:

• организация выполнения положений Международной конвенции по поиску и спасанию на море 1979 года;

• организация и координация действий спасательных служб федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, учреждений и предприятий других форм собственности и иностранных государств при поиске и спасании людей на море.

Все МСКЦ и МСПЦ работают в круглосуточном режиме.

Все указания МСКЦ (МСПЦ), касающиеся поиска и спасания людей, терпящих бедствие на море, обязательны для выполнения соответствующими службами, подразделениями, силами и средствами, выделенными участниками взаимодействия для выполнения конкретной поисково-спасательной операции.

Учреждения здравоохранения, находящиеся в зоне поисково-спасательных районов (подрайонов), и привлекаемые к спасанию людей, терпящих бедствие на море, обязаны выполнять указания МСКЦ (МСПЦ).

В силу удалённости и погодных условий главным вопросом является эвакуация пострадавших/больных членов экипажей с судов, находящихся на акватории Севморпути в береговые медицинские учреждения.

При этом надо понимать, что в районе Сев-морпути и Северного Полюса возможностей для экстренной эвакуации пострадавшего/ больного практически нет. Эвакуация пострадавших/больных с судов на берег может быть осуществлена:

• своим ходом (на атомном ледоколе или на судне), но это ограничено ледовой обстановкой и погодными условиями, а также несоответствием портовой инфраструктуры осадке судна для швартовки (недостаточная глубина у причала), что не позволяет приблизиться к берегу для высадки пострадавшего/больного;

• вертолетом, но это ограничено погодными условиями (пурга и опасность обледенения) и возможностью дальних полётов для вертолетов типа Ми-8, эксплуатирующихся в районах Крайнего Севера (около 80 миль, что недостаточно для покрытия поисково-спасательных районов);

MEDICAL AND BIOLOGICAL SCIENCES

• судами-спасателями (имеются только в крупных портах и районах рыболовного промысла) или местными маломерными судами, однако период их работы ограничен с июня по сентябрь в связи с ледовыми , а также погодными условиями [12].

Организационные проблемы для оказания медицинской помощи на трассе Северного морского пути

1. Автономное плавание судов.

2. Длительность рейсов.

3. Отдаленность от береговых медицинских организаций, в т.ч. специализированных.

4. Плохо развитая транспортная инфраструктура побережья, осложняющая эвакуацию пострадавших/больных.

5. Отсутствие возможности транспортировки в короткие сроки пострадавших/больных в береговые медицинские организации.

6. Отсутствие развитой структуры медицинских организаций на побережье арктической зоны и вблизи её.

7. Отличия в законодательстве субъектов Российской Федерации.

8. Особые условия труда моряков: тяжелые климатические условия, вредные и опасные условия труда (вибрация, шум, физические нагрузки, психоэмоциональное напряжение, зрительные нагрузки, полярный день, полярная ночь и пр.).

9. Высокий риск травматизма на борту судна.

10. Риск возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера (в т.ч. радиационных аварий на борту судов с атомными энергетическими установками).

11. Готовность медицинского обеспечения поисково-спасательных мероприятий и деятельности Военно-Морского Флота.

Нерешённые вопросы нормативного регулирования организации медицинской помощи на судах

Положения Конвенции МОТ 2006 по вопросам охраны здоровья моряков в значительной мере не совпадают с законодательством Российской Федерации, и для ее реализации требуется внесение существенных изменений

МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

в законодательные акты с последующим принятием большого числа подзаконных нормативных правовых актов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 ноября 2013 г. № 996 «О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской Федерации, вытекающих из Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве» установлено, что:

• Министерство здравоохранения Российской Федерации осуществляет обеспечение соблюдения требований Конвенции, предусмотренных правилами 1.2 «Медицинское свидетельство», 4.1 «Медицинское обслуживание на борту судна и на берегу» и 4.3» Охрана здоровья, обеспечение безопасности и предупреждение несчастных случаев» (в части обеспечения охраны здоровья);

• Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет обеспечение соблюдения требований Конвенции, предусмотренных 4.3 «Охрана здоровья, обеспечение безопасности и предупреждение несчастных случаев» (в части обеспечения безопасных санитарно-гигиенических условий). Однако до настоящего времени на законодательном уровне требования Конвенции МОТ 2006 в области медицинского обслуживания на борту судна и на берегу, также охраны здоровья не реализованы (Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации).

Федеральное медико-биологическое агентство внесло предложения в проект Стратегии развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года, изменения в законодательные акты, подготовило проекты приказов, регламентирующих медицинское освидетельствование работников плавсостава и обеспечение судов и др.

Вышеуказанные проблемы, направленные на выполнение требований Конвенции МОТ 2006, доложены представителями ФМБА России в Государственной думе Федерального собрания Российской Федерации, Минздраве России, Минтрансе России.

Организационные принципы оказания медицинской помощи по трассе Северного морского пути

Организационно оказание медицинской помощи по трассе Севморпути пострадавшим/ больным членам экипажей судов и другим лицам, находящимся на борту судна, следует разделить на два взаимосвязанных этапа:

1. Оказание медицинской помощи пострадавшим/больным в условиях судна.

2. Оказание медицинской помощи пострадавшим/больным в береговой медицинской организации, которая подразделяется на два под-этапа:

• эвакуация пострадавшего/больного с борта судна в береговую медицинскую организацию;

• непосредственно оказание медицинской помощи в условиях береговой медицинской организации.

Для решения задачи по первому этапу необходимо:

1. Принять нормативные правовые акты устанавливающие:

• требования к наличию на судах помещений медицинского назначения и их оснащению, а также к наличию лекарственных препаратов, включая наркотические препараты и психотропные средства, при этом требования (нормативы) для ледоколов и судов-спасателей неограниченного района плавания должны учитывать возможность оказания медицинской помощи членам экипажей других судов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• правомерность оказания медицинской помощи на борту суда (внесение изменений в Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации);

• квалификационные требования для должности «судовой врач» путём введения специальности «судовая медицина» и утверждения профессионального стандарта «судовой медицинский работник» (по аналогии с врачом по водолазной медицине);

• обязательность наличия судовых врачей на судах, следующих Севморпутем вне каравана;

• нормативы оплаты труда судовых врачей в период исполнения обязанностей на борту судна;

• обязательность наличия на судах средств для осуществления телемедицинских консультаций;

• санитарные нормы и правила для морских и судов смешанного (река-море) плавания, учитывающие особенности плавания по Севмор-пути (взамен Санитарных правил для морских судов СССР от 21.12.1982 № 2641-82).

2. Нормативно урегулировать комплекс вопросов, связанных с медицинской подготовкой командного состава судов, в соответствии с требованиями Конвенции МОТ 2006 и Международной конвенции о подготовке и дипломи-ровании моряков и несении вахты 1978 года (с учетом Манильских поправок 2010 года к Кодексу по подготовке и дипломированию моряков и несению вахты 1978 года), не имеющих на борту медицинского работника и подготовке к эвакуации на берег.

3. Включить ФГБУ «Морспасслужба Рос-морречфлота» с филиалами и подразделениями в портовых городах в Перечень организаций, подлежащих обслуживанию ФМБА России (утверждённый распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2006 г. № 1156-р), что позволит содержать судовых врачей на судах-спасателях за счёт средств федерального бюджета по аналогии с ФГУП «Атомфлот».

4. Нормативно урегулировать вопросы оказания медицинской помощи на стационарных и плавучих морских платформах, осуществляющих разведку и добычу полезных ископаемых (прерогатива Минэнерго России), в том числе при необходимости приема пострадавших/ больных с судов, не имеющих медицинского работника. При этом надо учитывать, что:

• плавучие морские платформы в соответствии со ст. 7 Кодекса торгового мореплавания обладают статусом судна и ним применяются нормативные акты, установленные для судов;

• стационарные морские платформы в соответствии с Федеральным законом от 30.11.1995 № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» обладают статусом «искусственного острова» и к ним не применимы требования и нормативы, установленные как для судов, так и для медицинских организаций, функционирующих на берегу

MEDICAL AND BIOLOGICAL SCIENCES

Для решения задачи по второму этапу необходимо:

1. Разработать схемы медицинской эвакуации (маршрутизации) пострадавших/больных с борта судна на различных участках Севмор-пути, включая картографические материалы, и довести их до всех заинтересованных органов и организаций, а также внести в систему «Извещение мореплавателям».

2. Сформировать вдоль трассы Севморпу-ти, по арктическому побережью, на обжитых островах Северного Ледовитого океана медицинские центры, способные оказать экстренную и неотложную медицинскую помощь, способные эвакуировать пострадавшего/больного вертолётом/самолётом по экстренным показаниям и в плановом порядке на материк.

3. Создать в портовых городах, на базах медицинских организаций ФМБА России в городах Мурманск, Архангельск, Петропавловск-Камчатский и Владивосток центры охраны здоровья моряков.

4. Нормативно урегулировать возможность (законность) экстренной эвакуации с борта судна моряков независимо от их гражданства и флага судна в случаях, связанных с пересечением государственной границы Российской Федерации.

5. С участием субъектов Российской Федерации и заинтересованных органов исполнительной власти и других заинтересованных структур (госкорпораций, государственных и не государственных организаций) разработать государственную программу/подпрограмму по медико-санитарному обеспечению оказания медицинской помощи в Арктике.

Выводы

1. Каждый случай эвакуации пострадавшего по медицинским показаниям в Арктике на трассе Севморпуть или в высоких широтах может приводить к тому, что ледокол, даже имея на борту медицинских работников, вынужден в экстренном порядке менять маршрут следования, спасая жизнь человека. При этом, судовладелец одновременно понесет финансовые убытки, т.к. нарушит договорные обязательства по ледовой проводке каравана судов.

МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

2. Увеличение грузооборота в Арктике неминуемо приведет к повышению риска травматизма и заболеваемости членов экипажа и, как следствие, количественному росту случаев оказания экстренной специализированной медицинской помощи на борту.

3. Очевидна невозможность формирования сжатые сроки вдоль Российского арктического побережья, на обжитых островах Северного Ледовитого океана медицинских центров, способных оказать экстренную и неотложную медицинскую помощь, и эвакуировать пострадавшего/ больного вертолетом/самолетом по экстренным показаниям и в плановом порядке на материк.

4. Очевидна необходимость обеспечения судов гражданского флота Российской Федерации эффективными лекарственными средствами, включая наркотические препараты и психотропные средства. Следует отдельно поставить вопрос об установлении отдельных требований к комплектации судовых аптечек для судов, не имеющих судового медицинского работника, осуществляющих переходы по трассе Севморпути.

5. Решение комплекса проблем по качественному оказанию медицинской помощи пострадавшим/больным в соответствии с их конституциональным правами, при следовании по трассе Севморпути возможно лишь на основе программно-целевого государственного подхода.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреев Н. Медицинский отчет о плавании шхуны «Полярная Звезда» по Мурманскому берегу в кампанию 1881 г. и описание Мурманского берега. Мед. прибавления к Морскому сборнику. 1883; 6: 1.

2. Андреев. Кампания 1880 г. по Белому морю и Северному Ледовитому океану винтовой железной шхуны «Ба-кань». Мед. прибавления к Морскому сборнику. 1883; 4:1.

3. Моркотун К. Очерк плавания транспорта «Самоед» в Северном Ледовитом океане в 1897 г. Мед.прибавле-ния к Морскому сборнику; 1898;5:286; 6:377; 7:58.

4. Полилов А. Экспедиция Северного Ледовитого Океана и пароход «Пахтусов» за кампанию 1901 и 1902 гг. Мед. прибавления к Морскому сборнику. 1903; 11: 229; 12: 293.

5. Старокадомский Л.М. Обзор плавания ледокола «Таймыр» через тропики в Северный Ледовитый океан, в медицинском отношении. Мед.прибавления к Морскому сборнику. 1911; 2: 57.

6. Старокадомский Л. Через Ледовитый океан из Владивостока в Архангельск. Петроград: Типография Морского министерства, 1916. 86 с.

7. Шестов В.И. Санитарное обеспечение плаваний в северных .морях. Л.: Изд. Главсевморпути, 1939, 189 с.

8. Бумай О.К. История организации медицинского обеспечения плаваний по Северному морскому пути (по материалам работ В.И. Шестова). Морская медицина. 2018; 4(4): 79-85.

9. Иванченко А.В., Бумай О.К.О проблемных вопросах медицинского обеспечения деятельности морских судов в Арктике . VI международный форум «Арктика: настоящее и будущее». Сборник докладов. 5-7 декабря 2016 г. Санкт-Петербург; 2016: 194-6.

10. Казакевич Е.В., Архиповский В.Л., Середа А.П., Абакумов А.А. Особенности организации медицинской помощи морякам в условиях Арктики . Медицина экстремальных ситуаций. 2017; 4: 8-20.

11. Бологов А.В., Изотов О.А., Кириченко А.В., Соляков О.В. Морские порты России: современное состояние и перспективы развития. М.: МОРКНИГА; 2014, 321.

12. http://morspas.com/

REFERENCES

1. Andreev N. Medical report on the voyage of the schooner "polar Staf' on the Murmansk coast in the campaign of 1881 and description of the Murmansk coast. Med. prib-avleniya kmorskomu sborniku. 1883; 6: 1. (in Russian)

2. Andreev. Campaign of 1880 on the White sea and the Arctic ocean of the screw iron schooner "Bakan". 1883; 4: 1. (in Russian)

3. Morkotun K. Essay on the navigation of the Samoyed transport in the Arctic ocean in 1897. Med. pribavleniya k morskomu sborniku .1898;5: 286; 6: 377; 7:58. (in Russian)

4. Polilov A. Expedition of the Arctic Ocean and the steamship "Pakhtusov" for the campaign of 1901 and 1902. Med. pribavleniya kmorskomu sborniku. 1903; 11: 229; 12: 293.

5. Starokadomsky L.M. Review of the voyage of the icebreaker Taimyr through the tropics to the Arctic ocean. Med. pribavleniya k morskomu sborniku. 1911;2: 57.

6. Starokadomsky L. Across the Arctic ocean from Vladivostok to Arkhangelsk [Cherez Ledovity Okean iz Vladivo-stoka v Arkhangelsk]. Petrograd: 1916; Printing office of the Maritime Ministry, 86. (in Russian)

7. Shestov V.I. Sanitary maintenance of swimming in the Northern seas [Sanitarnoe obespechenie plavaniy v severnykh moryakh] Leningrad: Ed. Nsra, 1939,189. (in Russian)

8. Bumai O. K. History of the organization of medical support for swimming on the Northern sea route (based on the materials of V. I. Shestov). Morskaya meditsina. 2018; 4(4): 79-85. (in Russian)

9. Ivanchenko A.V, Bumai O. K. on problematic issues of medical support for marine vessels in the Arctic . VI international forum "Arctic: present and future". Collection of reports. December 5-7, 2016 [VI mezhdunarodny forum «Arktika: nastoyashchee I budushchee». Sbornik dokladov. 5-7dekabrya 2016g]. Saint Petersburg: 194-6. (in Russian)

10. Kazakevich E.V., Arkhipovsky V.L., Sereda A.P., Aba-kumov A.A. Features of the organization of medical care for sailors in the Arctic Meditsina extremalnykh situatsiy. 2017; 4: 8-20. (in Russian)

11. Bologov A.V., Izotov O.A., Kirichenko A.V, Solyakov O.V Russian Sea ports: current state and development prospects [Morskie porty Rossii: sovremennoe sostoynie I perspektivy rzvitiya]. Moscow: MORKNIGA: 2014, 321.

12. http://morspas.com/

Поступила 18 февраля 2020 Принята в печать 28 февраля 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.