Научная статья на тему 'Пути создания и развития поискового и спасательного обеспечения морской деятельности в Российской Федерации'

Пути создания и развития поискового и спасательного обеспечения морской деятельности в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
157
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Коровин Анатолий Георгиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пути создания и развития поискового и спасательного обеспечения морской деятельности в Российской Федерации»

- Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы:

1. Наиболее существенное влияние на время построения дерева оказывают фиксированные параметры в матрице ограничений А;

2. На время построения дерева влияет количество фиксированных параметров в матрице ограничений (отличие в экспериментах 1 и 2 в 2,5 раза, а в между 6 и 7 на порядок);

3. При этом на время построения дерева существенно влияет и взаимное расположения фиксированных параметров в матрице ограничений (эксперименты 3, 4, 5):

4. Расположение фиксированных параметров в матрице ограничений влияет на время построения дерева сильнее, чем количество фиксированных параметров, что подтверждается существенной разницей между временем построения в экспериментах 1, 2, 5 и между 1, 2, 6, 7. В первом случае фиксированные параметры были не связаны между собой, менялось лишь количество заданных параметров, а во втором случае, в экспериментах 6 и 7, между фиксированные переменные находились, как в одном ограничении, так и при одной оптимизируемой переменной;

5. Фиксирование параметров в столбце свободных членов Ь влияет на время построения дерева значительно меньше, чем фиксирование параметров в матрице ограничений, после фиксирования одного свободного члена время снизилось на 15% (эксперимент 8), а после фиксирования второго еще на 10% (эксперимент 9);

6. Вывод о более существенном влиянии фиксации параметров в матрице ограничений подтверждается относительно небольшой разницей во времени построения дерева при фиксировании параметра в столбце свободных членов, при уже зафиксированных параметрах в матрице ограничений, как в экспериментах 2 и 10, а также в экспериментах 3 и 12;

7. При этом, согласно экспериментам 10 и 11, расположение фиксированного параметра в столбце свободных членов относительно фиксированного параметра в матрице ограничений не сильно влияет на время построения дерева;

8. Фиксирование параметра в коэффициентах критерия оптимизации c оказывает существенное влияние на время построения дерева, согласно экспериментам 1, 13 и 14 разница, соответственно, в 2,3 раза и в 9,4 раза, что соответствует влиянию фиксации параметров в матрице ограничений в среднем случае, с точки зрения расположения фиксированных параметров (см. эксперименты 2 и 3, 4, 5);

9. При этом взаимное расположение фиксированных параметров в коэффициентах критерия оптимизации и фиксированных параметров в матрице ограничений практически не влияет на время построения дерева, согласно результатам пар экспериментов 15 и 16, 17 и 19, 18 и 20, 21 и 22;

10. Взаимное расположение фиксированных параметров в коэффициентах критерия оптимизации и фиксированных параметров в столбце свободных членов также практически не влияет на время построения дерева, согласно результатам пар экспериментов 17 и 18, 19 и 20.

Список литературы

1. Кокуев А.А., Ктитров С.В. Построение дерева решений в задачах линейного программирования // Вестник Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ». - 2014. - Т. 3, № 1. -С. 119-124.

2. Кокуев А.А., Ктитров С.В. Использование дерева решений в задачах линейного параметрического программирования // НАУЧНАЯ СЕССИЯ НИЯУ МИФИ-2015. Аннотации докладов. - Т. 3. - М.: НИЯУ МИФИ, 2015. - С. 139.

3. Таха Хэмди А. Введение в исследование операций. - 7 изд. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2007. -912 с.

4. Алгоритмы: построение и анализ / Т. Х. Кормен, Ч. И. Лейзерсон, Р. Л. Ривест, К. Штайн. - 2 изд. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2012. - 1296 с.

5. Кокуев А.А., Ктитров С.В. Построение дерева решений для задач линейного параметрического программирования // НАУЧНАЯ СЕССИЯ НИЯУ МИФИ-2015. Аннотации докладов. - Т. 3. - М.: НИЯУ МИФИ, 2015. - С. 144.

ПУТИ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОИСКОВОГО И СПАСАТЕЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Коровин Анатолий Георгиевич

доктор транспорта РАТ, капитан-координатор морского спасательного подцентра, г. Петропавловск-Камчатский

Введение

По данным региональных центров мониторинга судов в российских водах Дальневосточного бассейна сосредоточено более 2500 российских рыболовных судов, до 1000 иностранных рыболовных судов и около 1500 транспортных судов. Наличие значительного количества флота на Дальнем Востоке и отсутствие эффективной системы контроля безопасности мореплавания со стороны федеральных властей сказывается на уровне аварийности Дальневосточного региона.

В связи с активизацией деятельности по разведке, добыче нефти и газа на шельфе Охотского моря, строи-

тельством новых нефтяных терминалов и, соответственно, увеличением транзитных перевозок нефти и газа в регионе, значительно возросла потенциальная опасность аварий с танкерами и соответственно увеличилась вероятность разливов нефти.

Значительное увеличение количества судов маломерного флота в регионе Дальнего Востока, а это катера и яхты, существенно увеличил риски возникновения аварийных ситуаций.

Обеспечение безопасности мореплавания и контроль со стороны государства над ее исполнением судовладельцами сегодня как никогда актуальны. Сейчас достаточно хорошо структуры министерства транспорта

осуществляют только контроль над выходом и входом судов в российских портах. А в море его нет. По вопросу об административной реформе надо констатировать, что Минтранс РФ, разделив функции контроля и функции управления отраслью, реально потерял контроль над безопасностью мореплавания.

Итоги деятельности морских спасательных центров и подцентров, относящихся к ФГБУ «Госморспасслужба РФ», за 2001 - 2011 годы и представленные в таблице 1, показывают, что число аварийных случаев на морских

бассейнах Российской Федерации продолжает оставаться стабильно высоким.

Последние события, связанные с высоким уровнем аварийности флота и гибелью людей, обязывают пересмотреть существующие подходы к существующей системе безопасности судоходства и организации поисковых и спасательных работ в море.

Предлагаемые решения и рекомендации связаны с деятельностью морского спасательного подцентра Петропавловск-Камчатский и его районом ответственности в Охотском и Берингово морях.

Таблица 1

Итоги деятельности МСКЦ и МСПЦ РФ за 2001-2011 годы

" Годы Показатели 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 Итого 2001 2011

Всего аварийных случаев 275 325 187 211 267 298 302 182 234 255 179 2715

Поисково-спасательные операции 149 131 144 146 128 152 151 57 59 33 103 1253

Всего спасено людей 777 1478 728 1188 341 783 1089 335 315 413 421 7868

из них инотранцев 54 99 30 76 98 55 89 113 22 9 131 776

Проведено учений Бассейновых 10 6 3 6 5 10 6 7 2 5 9 69

Международных 1 1 2 1 5 13 5 9 2 4 3 46

Участие в учениях Бассейновых 9 13 2 0 24 7 5 3 3 3 10 79

Международных 5 5 4 2 16 8 3 8 6 6 10 73

Обработано аварийных сообщений 690 899 595 705 789 832 712 739 488 402 424 7275

из них ложных 590 763 533 608 724 719 584 664 465 334 348 6332

Участие в международных встречах 2 0 1 7 27 24 24 11 9 23 18 146

Эвакуация больных 0 0 4 33 26 41 51 34 40 51 47 327

Медицинские консультации на море 23 11 25 21 20 18 22 24 31 34 39 268

Участие в оказании помощи судам 0 57 42 38 33 50 57 49 119 81 126 652

Постановка вопроса

В статье предлагается создание береговых автоматизированных систем безопасности мореплавания и поисково-спасательных работ. При разработке автоматизированных систем учитываются следующие принципы:

- принцип системности, требующий, чтобы между структурными элементами были установлены такие связи, которые должны обеспечить целостность автоматизированных систем и ее взаимодействие с другими системами;

- принцип развития, требующий, чтобы автоматизированная система создавалась с учетом перспектив дополнения и обновления ее функций;

- принцип совместимости, требующий, чтобы при создании автоматизированных систем были реализованы информационные интерфейсы для ее взаимодействия с другими системами. Предложенные решения обеспечат государственным структурам контроль безопасности мореплавания и эффективную организацию поисково-спасательных работ на море в северо-восточной части Дальневосточного бассейна.

На современном этапе развития морской отрасли, как и другой морской деятельности, проблема эффективного государственного управления безопасностью мореплавания и проведением поисково-спасательных работ на море, приобретает все большее значение. Решение этих проблем потребует развития теоретических основ и методологии, а также создания, как автоматизированных систем поиска и спасания на море, так и систем безопасности мореплавания. Необходимость внедрения автоматизированной системы поиска и спасания, как части безопасности мореплавания, определяет актуальность исследования.

Цель и задачи

Основной целью исследования является оптимизация системы поиска и спасания на море и разработка как нормативного, так и методико-математического и автоматизированного обеспечения поисково-спасательных работ. Поставленная цель определяет основные задачи исследования, в число которых могут входить:

- исследование принципов и особенностей построения методико-математического обеспечения поисково-спасательных работ в море;

- разработка логической схемы информационного обмена между участниками взаимодействия при проведении поисково-спасательных операций;

- разработка методических положений по оценке качества и эффективности проводимых спасательных операций;

- создание эффективной системы информационного обмена между участниками поиска и спасания на море.

Методика

При решении поставленных в статье задач использовались: действующий в России методический инструментарий по созданию и обеспечению системы поиска и спасания на море, теоретические и методические положения в области информатики, экономики и управления бассейновыми аварийно-спасательными формированиями, а так же методы системного анализа, экспертных оценок, современные технические и программные средства. Исследование вопроса

Сложившаяся ситуация с аварийностью флота обуславливает необходимость создания эффективных систем. К созданным региональным центрам мониторинга судов в свое время было добавлено спутниковое позиционирование. Объективные данные о местоположении судов на основе спутниковых технических средств контроля качественно повысили эффективность проведения поисково-спасательных работ на море. Но назрела необходимость оптимизировать процесс поиска и спасания и предложить различные технические решения в районах ответственности морских спасательных центров и подцентров МСКЦ

Схема информационного обмена данными между судами в море и МСКЦ (МСПЦ) при авариях в существующих условиях представлена на рис.1. Но для обеспечения поиска и спасания сейчас этого не достаточно [1, с. 258].

Для судов, занятых поисково-спасательными операциями предлагается другая схема (рис.2), которая будет функционировать следующим образом:

(МСПЦ) для успешного проведения и завершения спасательных операций [1, с. 320]. Для этих целей может быть предложена разработка автоматизированного обеспечения безопасности мореплавания и спасательных операций. Теоретические и методические вопросы в области теории и практики поиска и спасания на море, создания автоматизированных и информационных систем изложены в научных трудах различных научных организаций. Одной из ведущих организаций является закрытое акционерное общество "Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский и проектно-кон-структорский институт морского флота" (ЦНИИМФ). Несмотря на наличие теории и методики организации поисково-спасательных работ, их реализация в конкретных условиях реального поиска и спасания требует дополнительных исследований в нормативном, методико -математическом и автоматизированном обеспечении.

Основными составляющими информационного обеспечения системы поиска и спасания сейчас являются данные спутникового позиционирования судов и доклады от судов-спасателей. И если данные спутникового позиционирования - это информация о местонахождении судна, полученная в автоматическом и независимом от действий экипажа судна режиме, то доклады от судна, которые формируются командным составом, могут содержать как ошибочные, так и другие неумышленные искажения. Последние могут быть связаны с жесткими условиями работы в море и объемом докладов, поэтому с одной стороны доклады должны быть компактны, с другой -содержать достаточный набор данных, необходимых для расчетов района поиска и принятия решений [2, с. 60].

БЗС

1. Данные позиционирования, доклады судов-спасателей и другая информация поступают МСКЦ (МСПЦ).

2. После автоматической и интерактивной обработки информации формируется единая база данных системы поиска и спасания.

3. Пользователям, привлеченным к организации поиска, спасания и взаимодействия, предоставляется доступ к информации системы поиска и спасания.

Российское судно Российское судно Российское судно-к°°рдинат°р Иностранное судно

Аварийное судно

МСПЦ

ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ

Рис.1. Схема информационного обмена данными при аварии в море.

4. На основании сформированной базы данных на МСКЦ (МСПЦ) производятся расчеты по проведению поисково-спасательных работ в текущем режиме для каждого участника спасательной операции (суда-спасатели, морские суда в районе,

Спутни

летательные аппараты), передаются целевые указания для судов-спасателей, производится взаимный обмен информацией.

нмарсат

□ ЙР

Рис.2. Стрмктура информационных потслсов при проведении поиска и спасания на море.

Подобная схема исключает получение неточной или искаженной информации через посредников и соответствует правовым документам по поиску и спасанию.

При этом, исключив промежуточные звенья, схема оказывается простой, затраты на эксплуатацию снижаются и значительно быстрее обработанная информация поступает к пользователям (судам-спасателям).

Рис.3. Алгоритм принятия решения персоналом МСКЦ (МСПЦ) при получении сигнала бедствия.

Основой успешного проведения поисково-спасательной операции является правильный и быстрый расчет района поиска. При аварии в удаленных районах Мирового океана радиус района поиска находится в пределах 79 миль, а в прибрежной зоне 3-3,5 мили. Эти величины могут быть приняты для первоначальных расчетов поиска, а затем в процессе анализа всей имеющейся информации корректируются с целью повышения эффективности поиска [1, с. 298].

Методика таких расчетов должны быть известна как экипажам морских судов, так и сотрудникам морских спасательных центров. На начальном этапе спасательных операций необходимо рассчитать и нанести на морскую карту с учетом ветра и течения район поиска и направить туда имеющиеся в распоряжении спасателей воздушные и морские суда [1, с. 138]. Далее придется последовательно корректировать район поиска с учетом изменяющихся погодных условий. Учитывая, что спасание на море может происходить на границах поисково-спасательных районов Российской Федерации и иностранных государств, а также то, что в спасательных операциях могут принимать участие спасательные центры иностранных государств, в целях взаимопонимания между спасателями необходимо знать общие подходы к организации спасательной операции [2, с. 44]. Для этого предлагается руководствоваться документом Международное авиационное и морское наставление по поиску и спасанию (IAMSAR). Данное наставление по поиску и спасению на море подготовлено экспертами ИМО и Международной организации гражданской авиации (МКАО) и является международным единым признанным руководством в вопросах организации и предоставления услуг по поиску и спасанию на море (САР- SAR). На рис.3 получении сигнала бедствия [1, с. 410].

Схема взаимодействия основных организационных структур поиска и спасания

Предлагаются некоторые решения в целях развития системы обеспечения поиска и спасания на море, которое заключается в информационной поддержке судов, занятых поиском и спасанием [4, с. 27]. Для этого в структуре МСПЦ Петропавловск-Камчатский предлагается создать экспертную группу реагирования при инцидентах на море. Схема взаимодействия основных организационных структур спасательного центра и регионального центра мониторинга судов в Петропавловске-Камчатском (КЦСМ) при организации поисково-спасательных работ в море представлена на рис.4. Этапы совершенствования деятельности МСПЦ Петропавловск-Камчатский представляются следующим образом. На основе современных компьютерных технологий и программ оптимизируется деятельность подцентра при проведении поисково-спасательных работ. Такое обеспечение является оптимальным с точки зрения эффективного использования программно -технического обеспечения, информационных технологий и людских ресурсов. Полностью решаются задачи сбора, обработки и хранения данных, регистрации этапов поисково-спасательных работ, применения и развития программно-математических средств [4, с. 85].

Составляющими системы информационного обеспечения судов-спасателей являются первичные данные спутникового позиционирования, данные от участников спасательной операции, других источников, а также электронно-картографический материал, расчеты и аналитические выводы, выполненные экспертной группой спасательного центра.

С учетом технических возможностей пользователей доступ к данным поиска и спасания обеспечивается посредством телекоммуникационных каналов связи с использованием технологий удаленного доступа. В составе этих технологий может работать Web-интерфейс с электронно-картографическим комплексом и выходные аналитические расчеты.

Отдел регистрации и информационного обеспечения Отдел обработки информации Аналитический отдел Научно-исследовательский отдел

Рис.4. Схема взаимодействия организационных структур МСПЦ Петропавловск-Камчатский и КЦСМ

при поиске и спасании.

Системы информационной поддержки судов-спасателей.

Предлагается рассмотреть создание системы информационного обслуживания судов-спасателей, занима-

ющихся спасанием на месте аварии [3, с. 774]. Большинству участников спасательной операции необходимы не сами данные системы поиска и спасания, а результат их обработки в виде аналитических материалов и расчетов

[1, с. 82]. Обработкой запросов и формированием аналитических данных и расчетов занимаются эксперты спасательного центра. Эта работа требует больших затрат времени и высокой квалификации. В результате возможного увеличения числа пользователей базы системы поиска и спасания, возможного роста количества запросов может встать проблема повышения оперативности обработки и предоставления информации на запросы. Анализ поступающих запросов показывает, что большинство из них носит систематический характер. Они могут быть объединены в группы и предоставлены в виде запросов. Для интенсификации процесса ответов на формализованные запросы может быть реализована технология обработки аналитических выходных форм. Данная технология предполагает, что пользователи базы системы поиска и спасания предоставляется удаленный доступ на получение аналитических данных через электронную почту. Пользователь отправляет электронное письмо с формализованным запросом на электронный почтовый ящик и через некоторое время получает электронное письмо с вложенным ответом на запрос. В данном случае подразумевается прямая и обратная связь аварийного судна с МСПЦ, а также связь со всеми судами в районе аварии, в том числе и с коорди-

натором надводного поиска и другими участниками взаимодействия при спасании. [4, с. 125] Схема обработки данных приведена на рис.5.

Последовательность обработки информации следующая:

- получение электронной почты, разбор информации (формализованного запроса) и проверка прав доступа пользователя, пославшего запрос;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- постановка задания в очередь;

- запуск процесса формирования выходного документа;

- формирование документа на основе базы данных поиска и спасания;

- отправка результатов пользователю.

Если вопрос, интересующий пользователя, не входит в перечень формализованных запросов, то его обработка и выдача ответа выполняется экспертом в ручном режиме. В последующем, если подобные запросы носят систематический характер, предусмотрена возможность расширения перечня формализованных запросов. Модульная структура позволяет расширять перечень формализованных запросов при минимизации средств на модернизацию.

Модуль формы 1

Модуль формы 2

Модуль формы 3

Динамическое ■ подключение и использование ■ модуля формы N

Рис.5. Схема функционирования обработки аналитических данных при проведении поиска и спасания на море.

Технология обработки аналитических расчетов позволяет:

- автоматизировать работу экспертов и повысить производительность их труда;

- повысить оперативность предоставления аналитической информации пользователям;

- обеспечить надежность предоставляемой информации.

Результаты внедрения позволят оптимизировать процессы поиска и успешно завершить поисково-спасательную операцию.

Результаты аналитической работы экспертов спасательных центров могут отслеживаться в «Госморспас-службе» России и Государственном морском спасательно-координационным центре (ГМСКЦ) [1, с. 42]. Возможно осуществление обратной связи, в результате которой в региональные центры может поступить корректирующая информация. Налаживается отчетная информация по проведенным аварийно-спасательным работам, возможность архивировать отчетную информацию. По результатам информационного обмена ведется статистика аварийных случаев в районе ответственности МСПЦ Петропавловск-Камчатский. Анализ статистики позволяет оценить эффективность взаимодействия МСПЦ Петропавловск-Камчатский с другими структурами при проведении поиска и

спасания в направлении организации качества этого взаимодействия, выработать направления и действия на снижение аварийности в регионе [4, с. 183].

Техническое обеспечение расчетов поисково-спасательного района

Расчеты, связанные со спасанием на море могут обеспечиваться информацией от независимых источников: автоматических гидрологических станций (автоматические буи), автоматических метеорологических станций, судовых автоматических метеорологических станций и других источников. Такие источники в автоматическом режиме могут работать автономно продолжительное время. Приобретение, размещение и эксплуатация таких автономных источников информации не требуют больших денежных вложений. Автоматические станции можно размещать на действующих маяках, а гидрологические буи - в местах активного судоходства. Формирование данных для спасательных центров предлагается по схеме, представленной на рис.6. Направление и сила ветра, течения, которые существенно влияют на дрейф аварийного объекта или его спасательные средства и затрудняют точность расчета местонахождения этих объектов без точной информации. Непрерывная передача информации о численных значениях гидрометеорологических факторов от автоматических станций значительно повышают вероятность быстрого обнаружения аварийного объекта в море.

Рис.6. Схема формирования данных для расчетов поисково-спасательного района.

Береговые автоматизированные системы обеспечения безопасности судоходства и спасательных операций

Предлагаемое в статье внедрение автоматизированных систем безопасности мореплавания и спасания на море охватывает район, изначально примыкающего к порту Петропавловск-Камчатский, где возможно поэтапное практическое размещение таких систем. При наличии уже существующей инфраструктуры последовательное размещение подобных систем, подсистем и компонентов в портах Петропавловск-Камчатский, Магадан, Анадырь, Провидение позволил бы обеспечить в северо-восточной

части Дальневосточного бассейна безопасность судоходства, а район ответственности морского спасательного подцентра (МСПЦ) Петропавловск-Камчатский автоматизированными системами поиска и спасания.

В статье рассматривается концепция создания и размещения береговой автоматизированной системы обеспечения безопасности судоходства. В нее могут войти: система управления движения судов (СУДС), международная автоматизированная система оповещения (НАВ-ТЕКС), глобальная морская система связи при бедствии и для обеспечения безопасности (ГМССБ), автоматическая

идентификационная система АИС, радиотехнические системы безопасности мореплавания (РТСБМ), береговые радиолокационные станции (БРЛС), автоматические гидрометеорологические станции, дифференциальные подсистемы спутниковых навигационных систем. Эта система, обеспечивая безопасность мореплавания на подходах и в порту Петропавловск-Камчатский, способна качественно обеспечить поиск и спасание на море в прибрежной зоне Авачинского залива, примыкающего к порту Петропавловск-Камчатский, как и на акваториях морей других портов. Защита российских интересов в Мировом океане, включая территориальные воды и экономическую зону, комплексное решение проблем поиска и спасания на море, безопасности мореплавания и международные обязательства России требуют организации высокоэффективного государственного контроля безопасности судоходства, поисково-спасательного обеспечения на основе использования современных и перспективных радиоэлектронных систем, и информационных технологий. До настоящего времени в Авачинском заливе и Авачинской губе отсутствует автоматизированная система безопасности мореплавания и обеспечения поисково-спасательных работ. Предлагается комплексное исследование по внедрению таких систем, направленное на то, чтобы порт Петропавловск-Камчатский считался безопасным для всего морского сообщества, а обеспечение поисково-спасательных и аварийных работ в прилегающем морском районе было высокоэффективным.

Высокий уровень аварийности флота свидетельствуют об ослаблении государственного контроля судоходства, безопасности мореплавания в целом и низком уровне проведения поисково-спасательных работ.

Создание автоматизированных систем безопасности судоходства, поиска и спасания на море, способных решать комплекс задач государственного значения давно назревшая необходимость. Системы безопасности мореплавания в Авачинской губе и Авачинском заливе решает задачи безопасности мореплавания, государственного контроля судоходства на акватории порта Петропавловск-Камчатский и на подходах к нему, организации поиска и спасания в прибрежной зоне, местах активного рыболовства в комплексе с действующими системами гидрографического и метеорологического обеспечения судовождения.

Целями создания автоматизированных систем являются:

- модернизация аппаратуры морского района А1/А2 ГМССБ;

- эффективный контроль и регулирование судоходства с помощью системы управления движением судов;

- эффективное проведение аварийных и спасательных работ;

- поэтапное внедрение и развитие других технических систем и компонентов, обеспечивающих поиск и спасание на море, безопасность мореплавания и государственный контроль судоходства в соответствии с международными требованиями и стандартами.

Последовательность внедрения автоматизированных систем обеспечения безопасности мореплавания, поиска и спасания на море представлена на рис.7.

Рис.7. Схема поэтапного внедрения автоматизированных систем в зоне ответственности

МСПЦ Петропавловск-Камчатский.

Внедрение автоматизированных систем поиска и спасания на море в зоне ответственности МСПЦ Петропавловск-Камчатский предлагается разделить на три этапа:

1-й этап - в портах Петропавловск-Камчатский, Магадан, Анадырь, Провидение, имеющих готовую инфраструктуру, создаются или модернизируются районы А2/А1 ГМССБ, АИС, НАВТЕКС, СУДС, БРЛС, РТСБМ, используются антенны восточной цепи системы «Чайка» для передачи навигационных и метеорологических сообщений в интересах безопасности мореплавания. Устанавливается доступ информации в спасательный подцентр [2, с. 50].

2-й этап - размещаются автономные автоматические метеорологические станции на маяках морского побережья и других расчетных точках, устанавливаются автоматические гидрологические станции в местах активного судоходства.

3-й этап - контролируется перекрытие морского района ответственности МСПЦ Петропавловск-Камчатский всеми системами, проверяется работа автономных автоматических станций на своих частотах и делаются соответствующие объявления для мореплавателей. Организовывается доступ информации в спасательный подцентр Петропавловск-Камчатский. Таким образом, решаются проблемы безопасности судоходства и спасания на море.

Заключение

Приведены основные результаты в проведенном исследовании:

1. Разработана принципиальная логическая схема информационного обмена данными при проведении поиска и спасания, обеспечивающая обработку информации в реальном масштабе времени и высокий уровень организации взаимодействия участников поиска и спасания на море.

2. Создана процедурная модель, позволяющая осуществлять контроль качества работы системы поиска и спасания.

3. Предложены технологии информационного взаимодействия участников поиска и спасания на море.

4. Полученные в работе результаты имеют общий характер и могут быть использованы для создания, развития и совершенствования береговой автоматизированной системы обеспечения поиска и спасания на море.

5. Рекомендован методологический подход совершенствования системы поиска и спасания.

6. Разработана структура и отчетность судов-спасателей по проведению поиска и спасания.

Таким образом, за счет размещения береговых автоматизированных систем безопасности судоходства и совершенствования деятельности спасательных центров, следует ожидать снижение аварийности, уровень безопасности судоходства и спасания на море станет выше. Но не следует ожидать мгновенных результатов. Создавая систему, необходимо наладить ее работу. Вполне понятно определятся функции государства, федеральных и региональных органов в обеспечении морской деятельности, а так же деятельность судовладельцев. Работа морских спасателей МСКЦ (МСПЦ) при этом становится понятной и прозрачной. Каждый должен профессионально заниматься своей деятельностью и не превращать друг друга в статистов.

Список литературы

1. Международная конвенция по поиску и спасанию на море 1979г (САР-79) с поправками 2004г., -СПб.: ЗАО ЦНИИМФ, изд.1998. - 63 с. Серия "Судовладельцам и капитанам", выпуск 12.

2. Международная Конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года (СОЛАС-74). (Консолидированный текст, измененный Протоколом 1988 года к ней, с поправками), - СПб.: ЗАО "ЦНИИМФ", 2002. - 774 с.

3. Руководство по международному авиационному и морскому поиску и спасанию, том II Координация операций, издание первое 1999 года, Лондон/Мон-реаль,1999. - 386 с.

ЛОКАЛЬНАЯ ОПТИЧЕСКАЯ ФИЛЬТРАЦИЯ В ИНФРАКРАСНЫХ СИСТЕМАХ

С ЛАЗЕРНОЙ ПОДСВЕТКОЙ

Косолапов Геннадий Иванович

Ведущий инженер Филиал ИФП СО РАН «КТИПМ», г. Новосибирск

Хацевич Татьяна Николаевна

Канд. техн. наук, профессор Сибирского государственного университета геосистем и технологий, г. Новосибирск

Хрящев Сергей Валерьевич Научный сотрудник Филиал ИФП СО РАН «КТИПМ», г. Новосибирск

Рассмотрены возможности работы охлаждаемого матричного CdxHg1-xTe (КРТ) тепловизора в режиме од-ноимпульсного и многоимпульсного накопления сигнала с лазерной подсветкой объектов и локальным фильтром. Ключевые слова: тепловизор, лазер, активная система, оптическая фильтрация.

Тепловизионные приборы (ТВП) находят широкое применение в различных областях науки и техники. Одной из возможностей расширения функциональности ТВП является использование активно-импульсного режима (АИР) с подсветкой сцены лазерным излучением. Использование лазерной подсветки позволяет увеличить вероятностные характеристики обнаружения и опознавания объектов наблюдения за счет локальных различий в

отражательных свойствах. Тепловые изображения, сформированные с использованием этого метода, позволяют выявить дополнительные признаки по сравнению с изображениями, получаемыми лишь за счет собственного излучения объектов [1].

В работах [2, 3] рассмотрена работа активных систем видения (АСВ) с использованием охлаждаемых и не-охлаждаемых матричных ТВП в комплексе с импульсным СО2 - лазером. Отмечается [3], что особенно эффективно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.