Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ'

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
289
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ / БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / РИСКИ / ОЦЕНКА РИСКОВ / МЕТОДИКА ПРОВЕРОК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Астраханцева Ирина Александровна, Кутузова Анна Сергеевна, Хомякова Анна Александровна, Ахматов Хусей Ахматович

Статья посвящена актуальной и значимой теме реализации внутреннего контроля в вузе. Для эффективной реализации данной деятельности необходимы четкие и непротиворечивые методические основы. Вуз как бюджетное учреждение и образовательная организация имеет определенную специфику, которая должна быть отражена в методике проведения внутреннего контроля. В исследовании приводится описание традиционного подхода к внутреннему контролю в вузе, нормативная база его проведения. Далее исследуется сущность внутреннего контроля как деятельности. Анализируется содержание концепции рискориентированного внутреннего контроля. Авторами предлагается собственная методика проведения внутреннего контроля в вузе, учитывающая специфику последнего как бюджетного учреждения и образовательной организации. Определяются субъекты, объекты, процедуры контроля, порядок планирования контрольных мероприятий. Выявляются сферы деятельности, которые должны попадать в сферу интересов субъектов внутреннего контроля. Основу методики составляют показатели, составляющие предмет проверок, и критерии их соблюдения. Указываются источники информации для контролера. Обосновывается важность реализации концепции рискориентированного контроля, приводится спектр рисков, существенных для оценки и последующего мониторинга в вузе. Весь спектр рисков, потенциально значимых для вуза, при этом делится на 3 сегмента: комплаенс-риски, финансовые риски и операционные риски. По каждой группе выявляются специфические рискобразующие факторы. По каждому риску предлагается система индикаторов и набор контрольных мероприятий, позволяющий оценить наличие угроз по каждому виду риска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Астраханцева Ирина Александровна, Кутузова Анна Сергеевна, Хомякова Анна Александровна, Ахматов Хусей Ахматович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REALIZATION AND THE METHODOLOGY OF INTERNAL CONTROL IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The article is devoted to the actual and significant topic of the implementation of internal control at the university. For the purpose of its effective implementation, we need to determine clear and consistent methodological foundations. The university as a budgetary institution and an educational organization has certain specific features which should be reflected in the methodology of internal control. The article describes the traditional approach to internal control at the university and the regulatory framework for its implementation. Further, the essence of internal control as an activity is investigated. The content of the concept of risk-oriented internal control is analyzed. The authors propose their own methodology for conducting internal control at the university, taking into account its specifics as a budget institution and educational organization. The subjects, objects, control procedures, and the procedure for planning control measures are determined. The spheres of activity that should fall within the sphere of interests of internal control subjects are identified. The methodology is based on the indicators that make up the subject of inspections and the criteria for their compliance. The sources of information for the controller are indicated. The importance of implementing the concept of risk-oriented control is justified, the range of risks that are essential for assessment and subsequent monitoring at the university is given. The entire range of risks that are potentially significant for the university is divided into 3 segments: compliance risks, financial risks and operational risks. Specific risk-forming factors are identified for each group. A system of indicators and a set of control measures are proposed for each risk, which allows assessing the presence of threats for each type of risk.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ»

ЭКОНОМИКА, МЕНЕДЖМЕНТ, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО. ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ БИЗНЕСА

DOI: 10.6060/ivecofin.2021493.550 УДК: 336.61

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

И.А. Астраханцева, А.С. Кутузова, А.А. Хомякова, Х.А. Ахматов

Ирина Александровна Астраханцева* (ORCID 0000-0003-2841-8639), Анна Сергеевна Кутузова (ORCID 0000-0002-7511-1667), Анна Александровна Хомякова (ORCID 0000-0002-2085-2935), Хусей Ахматович Ахматов (ORCID 0000-0002-9428-1450)

Ивановский государственный химико-технологический университет, пр. Шереметевский, 7, Иваново, 153000, Россия

Е-mail: i.astrakhantseva@mail.ru*, as_kutuzova@mail.ru, xomakova@mail.ru, igi_taulu@mail.ru

Статья посвящена актуальной и значимой теме реализации внутреннего контроля в вузе. Для эффективной реализации данной деятельности необходимы четкие и непротиворечивые методические основы. Вуз как бюджетное учреждение и образовательная организация имеет определенную специфику, которая должна быть отражена в методике проведения внутреннего контроля. В исследовании приводится описание традиционного подхода к внутреннему контролю в вузе, нормативная база его проведения. Далее исследуется сущность внутреннего контроля как деятельности. Анализируется содержание концепции рискориентированного внутреннего контроля. Авторами предлагается собственная методика проведения внутреннего контроля в вузе, учитывающая специфику последнего как бюджетного учреждения и образовательной организации. Определяются субъекты, объекты, процедуры контроля, порядок планирования контрольных мероприятий. Выявляются сферы деятельности, которые должны попадать в сферу интересов субъектов внутреннего контроля. Основу методики составляют показатели, составляющие предмет проверок, и критерии их соблюдения. Указываются источники информации для контролера. Обосновывается важность реализации концепции рискориентированного контроля, приводится спектр рисков, существенных для оценки и последующего мониторинга в вузе. Весь спектр рисков, потенциально значимых для вуза, при этом делится на 3 сегмента: комплаенс-риски, финансовые риски и операционные риски. По каждой группе выявляются специфическиерискобразующие факторы. По каждому риску предлагается система индикаторов и набор контрольных мероприятий, позволяющий оценить наличие угроз по каждому виду риска.

Ключевые слова: внутренний контроль, бюджетное учреждение, образовательная организация, риски, оценка рисков, методика проверок.

REALIZATION AND THE METHODOLOGY OF INTERNAL CONTROL IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

I.A. Astrakhantseva, A.S. Kutuzova, A.A. Khomyakova, Kh.A. Akhmatov

Irina A. Astrakhantseva* (ORCID 0000-0003-2841-8639), Anna S. Kutuzova (ORCID 0000-0002-7511-1667), Anna A. Khomyakova (ORCID 0000-0002-2085-2935), Khusei A. Akhmatov (ORCID 0000-0002-9428-1450)

Ivanovo State University of Chemistry and Technology, Sheremetevsky Avenue, 7, Ivanovo,153000, Russia Е-mail: i.astrakhantseva@mail.ru*, as_kutuzova@mail.ru, xomakova@mail.ru, igi_taulu@mail.ru

The article is devoted to the actual and significant topic of the implementation of internal control at the university. For the purpose of its effective implementation, we need to determine clear and consistent methodological foundations. The university as a budgetary institution and an educational organization has certain specific features which should be reflected in the methodology of internal control. The article describes

the traditional approach to internal control at the university and the regulatory framework for its implementation. Further, the essence of internal control as an activity is investigated. The content of the concept of risk-oriented internal control is analyzed. The authors propose their own methodology for conducting internal control at the university, taking into account its specifics as a budget institution and educational organization. The subjects, objects, control procedures, and the procedure for planning control measures are determined. The spheres of activity that shouldfall within the sphere of interests of internal control subjects are identified. The methodology is based on the indicators that make up the subject of inspections and the criteria for their compliance. The sources of information for the controller are indicated. The importance of implementing the concept of risk-oriented control is justified, the range of risks that are essential for assessment and subsequent monitoring at the university is given. The entire range of risks that are potentially significant for the university is divided into 3 segments: compliance risks, financial risks and operational risks. Specific risk-forming factors are identified for each group. A system of indicators and a set of control measures are proposed for each risk, which allows assessing the presence of threats for each type of risk.

Keywords: internal control, budget institution, educational organization, risks, risk assessment, audit methodology.

Для цитирования:

Астраханцева И.А., Кутузова А.С., Хомякова А.А., Ахматов Х.А. Организация и методика проведения внутреннего контроля в высших учебных заведениях. Известия высших учебных заведений. Серия «Экономика, финансы и управление производством» [Ивэкофин]. 2021. № 03(49). С.49-58. DOI: 10.6060/iveco-fin.2021493.550

For citation:

Astrakhantseva I.A., Kutuzova A.S., Khomyakova A.A., Akhmatov Kh.A. Realization and the methodology of internal control in higher educational institutions. Ivecofin. 2021. № 03(49). С.49-58. DOI: 10.6060/ivecofin.2021493.550 (in Russian)

ВВЕДЕНИЕ

Финансово-хозяйственная жизнь современного вуза, представляющего собой сложный многофункциональный комплекс, связана не только с выполнением государственного задания по оказанию образовательных услуг, проведению научных исследований и разработок, но и с осуществлением этой деятельности на коммерческой основе. Это в значительное степени усложняет механизм управления вузом, обуславливая необходимость соответствия принимаемых управленческих решений разнообразным требованиям регламентирующих положений и нормативных актов. В данном контексте необходимым условием решения задачи повышения эффективности хозяйственной и финансовой деятельности является обновление организационно-экономических механизмов управления высшими учебными заведениями.

Традиционно контрольные мероприятия, осуществляемые в бюджетных организация, связаны преимущественно с последующим внешним контролем и надзором, проводимым различными контролирующими инстанциями. Однако, механизмы внутреннего контроля являются неотъемлемым элементом системы управления любой организации. Именно от эффективности их использования зависит полнота, достоверность, актуальность и своевременность информации, доступной лицам,

принимающим стратегические и тактические управленческие решения. Таким образом, целью внутреннего контроля является получение руководством достаточной информации для того, чтобы обеспечить эффективность и результативность деятельности вуза, включая достижение финансовых и операционных показателей, сохранность активов, достоверность и своевременность бухгалтерской (финансовой) и иной отчетности, а также соблюдение законодательства Российской Федерации, в том числе при совершении фактов хозяйственной жизни и ведения бухгалтерского учета. При этом механизм внутреннего контроля обеспечивает:

- контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации, актов Минобр-науки России, локальных актов высшего учебного заведения;

- оценку и управления рисками, возникающими в деятельности организации;

- разработку мер по устойчивому функционированию организации;

- выявление резервов повышения эффективности деятельности организации;

- выявление отклонений от установленных показателей, норм, положений в целях принятия стратегических управленческих решений.

Нормативная база формирования и функционирования механизма внутреннего контроля высшего учебного заведения представлена разнообразными нормативно-правовыми и внутренними локальными актами, среди которых Бюджетный кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, Федеральный закон Российской Федерации от 6 декабря 2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 7 сентября 2016 г. №356 «Об утверждении методических рекомендаций по осуществлению внутреннего финансового контроля», Устав и локальные нормативные акты вуза [1 ,2, 3, 4, 5, 6].

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Тема внутреннего контроля хозяйствующего субъекта вообще и вуза в частности рассмотрена с разной степенью детализации в трудах отечественных и зарубежных ученых. Отмечается, что внутренний контроль вуза - это совокупность действий, направленных на проведение сбора, учета и анализа информации о фактическом состоянии учреждения (объекта контроля); сравнение фактических показателей деятельности с планируемыми; оценку степени отклонения и влияния на функционирование вуза, а также поиск коренных причин появления отклонений с целью минимизации вероятности их последующего появления [7].

В методику проведения внутреннего контроля вуза включают этапы проверки правоустанавливающих, учредительных, регистрационных документов в целях установления их законности; ознакомления с положениями, регламентирующими деятельность учреждения; проверки соответствия бюджетного учета и отчетности; проверки составления и исполнения бюджетной сметы и сметы за счет средств от приносящей доход деятельности; оформления результатов проверки [8].

Отметим, что для большинства исследователей характерно представление внутреннего контроля вуза с содержательной точки зрения как ком-плаенс-контроля, что является, на наш взгляд, справедливым, поскольку вуз - это бюджетное учреждение с жестко регламентированными правилами ведения финансово-хозяйственной деятельности. При этом в последние десятилетия акцент в проведении как внешнего, так и внутреннего контроля смещается от сплошной проверки к фокусированию внимания контролера на наиболее

проблемных, узловых вопросах - так называемый, рискориентированный контроль.

Рискориентированная система внутреннего контроля вуза базируется на концепции COSO, состоит из 5 элементов: контрольная среда (Control Environment); система выявления и оценки рисков (Risk Assessment); контрольные процедуры (Control Activities); информационная среда и система коммуникаций (Information and Communicatoin); мониторинг (Monitoring) [9].

Рассматривая внутренний контроль с системных позиций, можно выделить следующие его составляющие (рис.).

К направлениям деятельности вуза, проверяемым в рамках осуществления внутреннего контроля, относятся - финансово-хозяйственная деятельность, деятельность в сфере закупок товаров, работ и услуг и, частично, образовательная деятельность. Для каждого направления существует система показателей и критериев их оценки. Завершающим этапом является оценка рисков.

Выводы эксперта, проводящего проверку, базируются на получаемых доказательствах, каждое из которых, оценивается на предмет относимо-сти (имеет прямую связь с существом исследуемого вопроса, обеспечивает релевантной информацией), достоверности (объективно отражают реальность), а все доказательства в совокупности - на предмет достаточности.

ДИСКУССИЯ

Контролируемые показатели по объектам последующего контроля в сфере планирования финансово-хозяйственной деятельности, использования материальных и финансовых ресурсов и закупочной деятельности представлены в табл. 1.

Ответственным за планирование, организацию, координацию, контроль закупочной деятельности является контрактный управляющий, либо структурное подразделение «Контрактная служба».

В своей деятельности контрактная служба руководствуется Конституцией Российской Федерации, Гражданским Кодексом, Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Федеральным законом № 223-ФЗ от 18 июля 2011 г. «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» гражданским законодательством Российской Федерации, бюджетным законодательством Российской Федерации, Положение о закупке, Уставом высшего учебного заведения, Положением об управлении закупками, Регламентом взаимодействия структурных подразделений.

Планирование контрольных мероприятий

Предварительный контроль

Текущий контроль

Последующий контроль

руководитель организации

руководитель и сотрудники подразделении, ответственных за осуществление контролируемых процессов

I

комиссия по внутреннему контролю

-финансово-хозяйственная деятельность - деятельность в сфере закупок товаров, работ, услуг

осуществляется на постоянной основе

контрольные процедуры разрешения операций (согласование, санкционирование)

осуществляется повседневно

оперативный (ежедневный) мониторинг, анализ фактов хозяйственной жизни, проверка работы исполнителей, самоконтроль

осуществляется в соответствии с годовым планом и программой проверок

документальные проверки

Система внутреннего контроля вуза Internal control system of the university

Таблица 1. Контролируемые показатели и критерии их соблюдения Table 1. Controlled indicators and criteria for compliance

Контролируемый показатель Критерий соответствия нормативным требованиям Источники информации

Планирование финансово-хозяйственной деятельности

Доля студентов, получающих повышенную государственную академическую стипендию, в общем числе студентов, получающих государственную академическую стипендию Численность студентов, получающих повышенную государственную академическую стипендию, не может составлять более 10 процентов общего числа студентов, получающих государственную академическую стипендию Регистр бухгалтерского учета по расчету начисленной и выплаченной академической стипендии

Доля средств на выплаты стимулирующего характера в объёме средств на оплату труда, формируемых за счет ассигнований федерального бюджета Объем средств на выплаты стимулирующего характера должен составлять не менее 30 процентов средств на оплату труда, формируемых за счет ассигнований федерального бюджета Регистр бухгалтерского учета по расчету начисленной и выплаченной заработной платы, статистический отчет «Сведения о численности и оплате труда работников сферы образования по категориям персонала»

Доля фонда оплаты труда на обеспечение окладов (должностных окладов), ставок заработной платы в общем фонде оплаты труда организации На обеспечение окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников должно направляться не менее 70 процентов фонда оплаты труда организации (без учета части фонда оплаты труда, направляемой на выплаты компенсационного характера, связанные с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в сельской местности, а также в организациях, в которых за специфику работы выплаты компенсационного характера предусмотрены по двум и более основаниям) Регистр бухгалтерского учета по расчету начисленной и выплаченной заработной платы, данные ежемесячного мониторинга «Сведения о численности и оплате труда работников учреждений образования»

Соответствие суммы субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания и субсидии на иные цели, отраженной в плане финансово-хозяйственной деятельности, сумме предоставленной субсидии ФБУ и ФАУ на финансовое обеспечение выполнения государственного задания и субсидии ФБУ и ФАУ на иные цели соответственно Сумма субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания и субсидии на иные цели, отраженная в плане финансово-хозяйственной деятельности должна соответствовать сумме предоставленной субсидии ФБУ и ФАУ на финансовое обеспечение выполнения государственного задания и субсидии ФБУ и ФАУ на иные цели соответственно Реестр соглашений, План финансово-хозяйственной деятельности

Отсутствие необоснованных остатков субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания и субсидий на иные цели на конец отчетного периода Отсутствие необоснованных остатков субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания и субсидий на иные цели на конец отчетного периода Отчет о состоянии лицевого счета и отчет 0503779 «Сведения об остатках денежных средств учреждения»

Соответствие среднемесячной заработной платы руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров и среднемесячной заработной платы работников вуза установленному предельному уровню соотношения Предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, и среднемесячной заработной платы работников этих учреждений (без учета заработной платы руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера) установлен в кратности 8 Регистр бухгалтерского учета по расчету начисленной и выплаченной заработной платы

Продолжение таблицы 1

Использование материальных и финансовых ресурсов

Задолженность по налогам и сборам Существенными критериями оценки качества бухгалтерского учета является отсутствие задолженности по налогам и сборам Справка об отсутствии задолженности

Наличие полноценного учета затрат, связанных с выполнением научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических работ, результаты которых принимаются к бухгалтерскому учету в качестве объектов нематериальных активов В учетной политике должен быть представлен порядок формирования стоимости научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических работ, результаты которых принимаются к бухгалтерскому учету в качестве объектов нематериальных активов Учетная политика вуза

Финансовая устойчивость - это такое состояние финансовых ресурсов вуза, их распределение и использование, которые обеспечивает осуществление основной деятельности и развитие вуза на основе роста капитала за счёт бюджетных и внебюджетных поступлений при сохранении платежеспособности в условиях допустимого уровня риска. - положительная динамика активов вуза, обусловленная преимущественным ростом нефинансовых активов и денежных средств учреждения; - положительная динамика источников финансирования имущества вуза, обусловленная преимущественным ростом финансового результата его деятельности и увеличением субсидии на выполнение государственного задания; - положительная динамика значений показателей ликвидности (коэффициента абсолютной, критической и текущей ликвидности, коэффициент соотношения дебиторской и кредиторской задолженности) и их соответствие рекомендуемым нормативным значениям; - положительная динамика значений показателей финансовой устойчивости (коэффициенты автономии и финансовой зависимости (с учётом обязательств перед учредителем), коэффициент обеспеченности внеоборотных активов долгосрочными источниками финансирования) и их соответствие рекомендуемым нормативным значениям; - положительная динамика значений показателей рентабельности активов, доходов Бухгалтерская отчетность вуза (баланс государственного (муниципального) учреждения (ф.0503730), отчет о финансовых результатах деятельности учреждения (ф. 0503721) и пояснительная записка к балансу учреждения(ф.0503760)

В соответствии с законодательными требованиями информация о проводимых закупках высшего учебного заведения размещается ее контрактной службой в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - единая информационная система) (http://zakupki.gov.ru/). Информация о закупках, проводимых в электронной форме, дополнительно размещается на электронных торговых площадках. Для поиска информации по правоприменительной практике используются спра-вочно-правовые система, экспертно-консультацион-ные базы данных. Информационную поддержку при выборе кода для товара, работы и услуги, согласно общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОК 034-2014 (КПЕС 2008), могут оказывать сервисы автоматизации процесса закупочной деятельности. Для проверки регистрационных данных участников закупки, уровня финансовой устойчивости, опыта участия в конкурентных процедурах используется сервисы проверки контрагентов. 54

При проведении внутреннего контроля уровня организации закупочной деятельности существенными критериями оценки являются требования количественного и качественного характера, установленные нормативно-правовыми актами, которые могут быть использованы в качестве оценочных показателей. Кроме того, важное значение имеет правильное определение источников информации и регистров, на основании которых будут определяться значения оценочных показателей, а также их соответствие требованиям нормативно-правового регулирования.

Рискориентированный внутренний контроль предполагает смещение акцента с тотальной проверки всех операций контролируемого субъекта на сферы концентрации наибольших рисков. Система рискориентированного внутреннего контроля вуза должна включать идентификацию, оценку рисков и анализ эффективности процедур риск-менеджмента. Анализ и оценка рисков являются завершающим этапом внутреннего кон-

троля, обобщающим результаты анализа деятельности вуза за исследуемый период. Все риски в деятельности вуза следует разделить на 3 большие группы: комплаенс-риски, финансовые риски, операционные риски. Для каждой группы рисков

можно выделить специфические факторы, индикаторы и обозначить контрольные мероприятия в рамках проведения которых происходит их выявление и проверка (табл. 3).

Таблица 2. Определение источников информации для контрольных мероприятий Table 2. Identification of information sources for control measures

Контролируемый показатель Обоснование и источник информации для проверки

Работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок Копии документов, подтверждающих наличие у работников контрактной службы высшего образования или дополнительного профессионального образования в сфере закупок (ч.6 ст.38 №44-ФЗ)

Заказчик должен включить в состав комиссии по осуществлению закупок преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки Копия приказа об утверждении состава комиссии по осуществлению конкурентных закупок (ч.5 ст.39 №44-ФЗ)

План-график подлежит утверждению в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения Копии утвержденных версий плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения за отчетный период. Копии утвержденных и размещенных в Единой информационной системе версий план-графика за отчетный период. (пп.б п.12 ПП РФ от 30.09.2019 N 1279)

Заказчик обязан осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок Копия утвержденного и размещенного в Единой информационной системе отчета об объеме закупок за счет бюджетных средств у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций за отчетный период (ч.1 ст.30 №44-ФЗ)

По итогам года заказчик обязан составить отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций и до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, разместить такой отчет в единой информационной системе Копия утвержденного и размещенного в Единой информационной системе отчета об объеме закупок за счет бюджетных средств у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций за отчетный период (ч.4 ст.30 №44-ФЗ)

Годовой объем закупок у единственного поставщика на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей, не должен превышать пятьдесят процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем тридцать миллионов рублей Копия реестра контрактов, заключенных с единственным поставщиком за счет бюджетных средств как особые закупки, за отчетный период (п.5 ч.1 ст.93 №44-ФЗ)

Годовой объем закупок малого объема не должен превышать 5 миллионов рублей или двадцать процентов суммы расходов на закупки товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом №223-Ф3 в текущем году, в том числе для оплаты расходов по договорам, заключенным до начала текущего года Копии реестров договоров по закупкам малого объема, заключенных за счет внебюджетных средств, за отчетный период. Выписка из реестра договоров Единой информационной системы, с указанием перечня закупок малого объема на сумму от 100 тыс. руб. до 500 тыс. руб., а также конкурентных закупок за отчетный период (Положения о закупке вуза)

Не допускается искусственное дробление закупки на несколько закупок малого объема с целью уклонения от проведения конкурентных процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а именно заключение нескольких договоров с одним и тем же поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с одинаковым предметом закупки, в случае, если даты заключения таких договоров приходятся на один и тот же квартал календарного года. Под одинаковым предметом закупки понимаются товары (работы, услуг), относящиеся к одной группе продукции в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности «ОК 034-2014» (КПЕС 2008) Реестр учета исполнения договоров и контрактов, из информационной базы 1С. Выписка из реестра договоров Единой информационной системы, с указанием перечня закупок малого объема на сумму от 100 тыс. руб. до 500 тыс. руб., а также конкурентных закупок за отчетный период (Положения о закупке вуза)

Продолжение таблицы 2

Контролируемый показатель Обоснование и источник информации для проверки

Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Приобретение одноименных товаров у единственного поставщика по пп.4,5 ч.1 ст.93 №44-ФЗ без наличия обстоятельств, подтверждающих отсутствие антиконкурентного соглашения, свидетельствует об искусственном дроблении закупок Реестр учета исполнения договоров и контрактов, из информационной базы 1 С. Выписка из реестра контрактов Единой информационной системы с указанием перечня конкурентных закупок за отчетный период (п.1 ст.8 №44-ФЗ).

В случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, заказчик обязан направить поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней) Скриншоты карточек контрактов, размещенных в Единой информационной системе, с отражением раздела о факте исполнения обязанности по начислению неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщика (подрядчика, исполнителя) обязательств за отчетный период. Регистр анализа счета 0 209 41 000 «Расчеты по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров)» из информационной базы 1 С за отчетный период (ч.6 ст.34 №44-ФЗ).

Не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным, заказчик обязан разместить в Единой информационной системе сведения о количестве и об общей стоимости заключенных договоров, по результатам закупки товаров, работ, услуг. Копии ежемесячных отчетов, размещенных в Единой информационной системе, содержащих сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг за счет внебюджетных средств за отчетный период (ч. 19 ст.4 Закона №223-ФЗ).

Таблица 3. Выявление рисков, индикаторов и рискобразующих факторов Table 3. Risk identification, indicators and risk-forming factors

Риск Факторы Индикаторы Контрольные мероприятия

Комплаенс риски 1. Риск несоблюдения требований законодательства и подзаконных актов. 2. Риск несоблюдения требований внутренних нормативных актов. 3. Риск несоблюдения требований профессиональных стандартов. 4. Риск несоблюдения требований к учебно-методическим материалам. Ошибки персонала, частое изменение нормативной базы, правовые коллизии, неоднозначное толкование нормативных актов. -наличие и своевременность предоставления статистической (внешней) отчетности; -степень соответствия финансовых документов и планов, а также документов и планов по закупочной деятельности требованиям нормативных актов; -степень соответствия методической базы требованиям государственных и профессиональных стандартов; -степень соответствия квалификации сотрудников требованиям; -степень соответствия внутренних распорядительных документов внешней и внутренней нормативной базе; -сопоставимость показателей в рамках межфоменного и внутриформенного контроля -Мониторинг законодательства, подзаконных актов, современных требований к учебно-методическому обеспечению образовательного процесса; -Экспертная оценка.

Финансовые риски 5. Риск прямого финансового ущерба от невозможности взыскания просроченной дебиторской задолженности 6. Риск прямого финансового ущерба от санкций, вытекающих из наличия просроченной кредиторской задолженности 7. Налоговые риски 8. Риск утраты финансовой устойчивости Ошибки персонала, отсутствие регламентации и организации определенных управленческих процессов -наличие и величина просроченной дебиторской задолженности (с разбивкой по срокам) -наличие и величина просроченной кредиторской задолженности (с разбивкой по срокам) -наличие регламентированных процедур проведения претензионной работы -наличие просроченной задолженности по налогам и иным обязательным платежам -значение и динамика показателей финансовой устойчивости за последние 3 года -Расчет и анализ динамики финансовых показателей

Продолжение таблицы 3

Риск Факторы Индикаторы Контрольные мероприятия

Операционные риски 9. Риск нарушения требований к качеству стратегических и плановых документов (реальность, непротиворечивость, гибкость и т.д.). 10. Риск нарушения сроков реализации стратегических и плановых документов. 11. Риск невыполнения плана. 12. Репутационные риски. 13. Риск низкого уровня адаптации и трудоустройства выпускников. Ошибки персонала, частое изменение нормативной базы, нестабильность внешней среды, отсутствие регламентации и организации определенных управленческих и бизнес-процессов, недостаточное информационное обеспечение образовательного процесса -наличие и своевременность реализации мероприятий плана ФХД; -соблюдение показателей «дорожной карты» в сфере образования, относящихся к компетенции ФЭУ; -соотношение фактических и плановых показателей; -наличие негативных публикаций о вузе и его сотрудниках в прессе; -наличие жалоб студентов, преподавателей и иных заинтересованных лиц в Министерство образования РФ; -понижение позиций вуза в рейтингах; -снижение набора; - процент выпускников, трудоустроенных в соответствии с профилем подготовки; -наличие фактов отказа организаций от сотрудничества с вузом в рамках практики, стажировок и трудоустройства выпускников -Проверки и анализ фактических показателей в сравнении с показателями за предыдущие периоды. -Отслеживание позиций в рейтингах -Экспертная оценка

Далее по каждому риску контролирующий субъект выявляет вероятность его реализации и возможный ущерб. На основании соотношения этих двух параметров производится количественная оценка риска.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, основой представленной методики является определение направлений деятельности, подлежащей анализу в рамках внутреннего контроля и ряд показателей, которые составят предмет проверок в вузе. Выбор данных направлений и показателей обусловлен спецификой вуза, во-первых, как бюджетного учреждения, а, во-вторых, как образовательной организации. Для методического обеспечения процесса внутреннего контроля в рамках методики определяются критерии соблюдения

контролируемых показателей и источники информации, необходимые контролеру для проверки. В соответствии с укоренившейся концепцией риско-риентированного контроля, частью методики является идентификация и оценка рисков. Таким образом, внутренний контроль имеет в себе две составляющие -проверка соблюдения формальных требований и проверка адекватности принятия рисков. Эти две стороны надзора являются взаимодополняющими. Реализация представленной методики, на наш взгляд, позволит сформировать в вузе объективную и достаточную аналитическую основу, позволяющую обеспечить руководство необходимой управленческой информацией и, в необходимых случаях, обеспечить своевременное принятие превентивных и корректирующих мер.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. СПС Кон-сультантПлюс.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации. СПС Консуль-тантПлюс.

3. Федеральный закон Российской Федерации №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011. СПС КонсультантПлюс.

4. Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013. СПС КонсультантПлюс.

5. Федеральный закон № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011. СПС КонсультантПлюс.

6. Приказ Министерства финансов Российской Федерации №356 «Об утверждении методических рекомендаций по осуществлению внутреннего финансового контроля. от 07.10.2016. СПС КонсультантПлюс.

REFERENCES

1. Budget Code of the Russian Federation. CALR Consultant-Plus. (in Russian)

2. Tax Code of the Russian Federation. CALR ConsultantPlus. (in Russian).

3. Federal Law of the Russian Federation N 402-FZ "On accounting" of 06.12.2011. CALR ConsultantPlus. (in Russian).

4. Federal Law N 44-FZ "On the contract system in the field of procurement of goods, works, services to meet state and municipal needs" of 05.04.2013. CALR ConsultantPlus. (in Russian).

5. Federal Law N 223-FZ "On the procurement of goods, works, services by certain types of legal entities" of 18.07.2011. CALR ConsultantPlus. (in Russian).

6. Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation N356 "On approval of methodological recommendations for the implementation of internal financial control" of 07.10.2016. CALR ConsultantPlus. (in Russian).

7. Бурцева К.Ю. Внутренний контроль деятельности вуза: определение, сущность, содержание. Вектор науки ТГУ. 2014. № 4 (30). С.74-79.

8. Романова И. Б., Ермишина О.Ф. Оценка системы внутреннего контроля вуза. Поволжский педагогический поиск. № 2(4). 2013. С.150-154.

9. Официальный сайт COSO. Guidance on Internal Control. https://www.coso.org/Pages/guidance.aspx.

10. Ендовицкий Д.А., Пожидаева Т.А. Комплексный анализ финансового состояния образовательной организации. Экономический анализ: теория и практика. 2014. №25. С.2-19.

11. Постановление Правительства РФ № 1279 от 30.09.2019. СПС КонсультантПлюс.

12. Постановление Правительства РФ № 238 от 17.03.2015. СПС КонсультантПлюс.

13. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ № 84н от 25.12.2018. СПС КонсультантПлюс.

14. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1663 от 27.12.2016. СПС КонсультантПлюс.

15. Приказ Минздравсоцразвития РФ № 818 (ред. от 17.09.2010) от 29.12.2007. СПС КонсультантПлюс.

16. Приказ Минфина России № 186н (ред. от 07.02.2020) от 31.08.2018. СПС КонсультантПлюс.

17. Приказ Минфина России № 158н от 31.07.2020. СПС Кон-сультантПлюс.

18. Приказ Минфина РФ № 157н от 01.12.2010. СПС Кон-сультантПлюс.

19. Приказ Минфина России № 52н от 30.03.2015. СПС Кон-сультантПлюс.

20. Приказ Минобрнауки России № 64н от 20.11.2018. СПС КонсультантПлюс.

21. Akhmatov Kh.A., Astrakhantseva I.A., Kutuzova A.S., Votchel L.M., Vikulina V.V. Harmonization of banking business models with the needs of the economy by encouraging the exogenous social responsibility. Journal Quality-Access to Success. 2020. Vol. 21. N 174. Р.81-87.

22. Astrakhantseva I., Kutuzova A., Astrakhantsev R. Artificial Neural Networks in Inflation Forecasting at the meso-level. Materials of 3rd International Scientific Conference on New Industrialization and Digitalization (NID 2020) SHS Web of Conferences 93. 2021. 02005. DOI: 10.1051/shsconf/20219302005.

23. Астраханцева И.А. Методология финансового анализа при проведении экономических экспертиз: монография. Иваново: ИГХТУ. 2021. 236 с.

7. Burtseva K.Yu. Internal control of the university's activities: definition, essence, content. Vector of Science of TSU. 2014. N 4 (30). Р. 74-79. (in Russian).

8. Romanova LB., Ermishina O.F. Assessment of the internal control system of the university. Volga region pedagogical search. N 2 (4). 2013. Р.150-154. (in Russian).

9. COSO official website. Guidance on Internal Control. https://www.coso.org/Pages/guidance.aspx.

10. Endovitsky D.A., Pozhidaeva T.A. Comprehensive analysis of the financial condition of the educational organization. Economic analysis: theory and practice. 2014. N 25. P.2-19. (in Russian).

11. Decree of the Government of the Russian Federation N 1279 of 30.09.2019. CALR ConsultantPlus. (in Russian).

12. Decree of the Government of the Russian Federation N 238 of 17.03.2015. CALR ConsultantPlus. (in Russian).

13. Order of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation N 84n of 25.12.2018. CALR Consultant-Plus. (in Russian).

14. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian N 1663 of 27.12.2016. CALR ConsultantPlus. (in Russian).

15. Order of the Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation N 818 (as amended on 17.09.2010) of 29.12.2007. CALR ConsultantPlus. (in Russian).

16. Order of the Ministry of Finance of Russia N 186n (as amended on 07.02.2020) of 31.08.2018. CALR Consultant-Plus. (in Russian).

17. Order of the Ministry of Finance of Russia N 158n of 31.07.2020. CALR ConsultantPlus. (in Russian).

18. Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation N157n of 01.12.2010. CALR ConsultantPlus. (in Russian).

19. Order of the Ministry of Finance of Russia N 52n of 30.03.2015. CALR ConsultantPlus. (in Russian).

20. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation N 64n of 20.11.2018. CALR ConsultantPlus. (in Russian).

21. Akhmatov Kh.A., Astrakhantseva LA., Kutuzova A.S., Votchel L.M., Vikulina V.V. Harmonization of banking business models with the needs of the economy by encouraging the exogenous social responsibility. Journal Quality-Access to Success. 2020. Vol. 21. N 174. Р.81-87.

22. Astrakhantseva I., Kutuzova A., Astrakhantsev R. Artificial Neural Networks in Inflation Forecasting at the meso-level. Materials of 3rd International Scientific Conference on New Industrialization and Digitalization (NID 2020) SHS Web of Conferences 93. 2021. 02005. DOI: 10.1051/shsconf/20219302005.

23. Astrakhantseva LA. Methodology of financial analysis in conducting economic examinations: monograph. Ivanovo: ISUCT. 2021. 236 р.

Поступила в редакцию 15.08.2021 Принята к опубликованию 29.08.2021

Received 15.08.2021 Accepted 29.08.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.