Научная статья на тему 'Регламент проведения контрольных мероприятий региональным органом государственного внутреннего финансово-бюджетного контроля'

Регламент проведения контрольных мероприятий региональным органом государственного внутреннего финансово-бюджетного контроля Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
421
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ВНУТРЕННИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / ТИПОВЫЕ НАРУШЕНИЯ / МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ В ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Опарина Светлана Ивановна

В статье рассматривается регламент проведения контрольных мероприятий и перечень процедур при осуществлении контроля в финансово-бюджетной сфере. На примере контрольных мероприятий уполномоченного органа исполнительной власти региона, при осуществлении внутреннего государственного финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений государственного учреждения, рассматривается последовательность контрольных процедур. Приводятся типовые нарушения и действия, которые содержат признаки административного правонарушения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Опарина Светлана Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE REGULATIONS FOR THE CONTROL OF ACTIVITIES OF THE REGIONAL ORGAN OF STATE INTERNAL FINANCIAL AND BUDGET CONTROL

The article discusses the regulations for the control of activities and a listing of procedures for monitoring fiscal operations. For example, the control actions of the authorized body of Executive power of the region, the implementation of internal state financial control in the sphere of budgetary relations of the state institutions, we consider a sequence of control procedures. Are typical violations and actions that contain signs of administrative offense.

Текст научной работы на тему «Регламент проведения контрольных мероприятий региональным органом государственного внутреннего финансово-бюджетного контроля»

4.3. РЕГЛАМЕНТ ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ РЕГИОНАЛЬНЫМ ОРГАНОМ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОГО КОНТРОЛЯ

Опарина Светлана Ивановна, кандидат экономических наук, заместитель заведующего кафедрой финансового менеджмента и финансового права

Место работы: Московский городской университет Правительства Москвы

[email protected]

Аннотация: В статье рассматривается регламент проведения контрольных мероприятий и перечень процедур при осуществлении контроля в финансово-бюджетной сфере. На примере контрольных мероприятий уполномоченного органа исполнительной власти региона, при осуществлении внутреннего государственного финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений государственного учреждения, рассматривается последовательность контрольных процедур. Приводятся типовые нарушения и действия, которые содержат признаки административного правонарушения. Ключевые слова: контрольные мероприятия, внутренний государственный финансовый контроль, типовые нарушения, методы контроля в финансово-бюджетной сфере.

THE REGULATIONS FOR THE CONTROL OF ACTIVITIES OF THE REGIONAL ORGAN OF STATE INTERNAL FINANCIAL AND BUDGET CONTROL

Oparina Svetlana I., PhD, Deputy head of Department of financial management and financial law Work place: Moscow city University of Moscow Government

[email protected]

Annotation: The article discusses the regulations for the control of activities and a listing of procedures for monitoring fiscal operations. For example, the control actions of the authorized body of Executive power of the region, the implementation of internal state financial control in the sphere of budgetary relations of the state institutions, we consider a sequence of control procedures. Are typical violations and actions that contain signs of administrative offense.

Keywords: control measures, internal state financial control, standard disorders and methods of control in financial and budget sphere.

Во многих регионах Российской Федерации проделана значительная работа по приведению нормативно-правовой базы в соответствие с требованиями действующего законодательства в области государственного контроля. Разработаны региональные и ведомственные нормативные акты осуществления региональным органом исполнительной власти полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю. Некоторые регионы включили контрольный орган в состав государственного финансового органа, например, так поступили в Республики Алтай, что порождает ряд проблем, в частности проведения контрольных мероприятий в отношении самого финансового органа и «обеспечения единообразия при направлении уведомлений о применении бюджетных мер принуждения»[4]. Иные регионы вывели контрольный орган в самостоятельную структуру, которая является функциональным органом исполнительной власти региона. Основными задачами данного органа являются:

- осуществление деятельности уполномоченного органа исполнительной власти региона на осуществление внутреннего государственного финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений;

- осуществление функций уполномоченного органа по регулированию контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд региона;

- осуществление деятельности уполномоченного органа исполнительной власти региона на осуществление контроля в сфере закупок;

- контроль за использованием по назначению и сохранностью имущества, находящегося в государственной собственности региона;

- иные задачи

В деятельности по осуществлению внутреннего государственного финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений и сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд региональные контрольные органы используют внутренние стандарты.

Во внутренних стандартах определяется регламент проведения контрольных мероприятий, где предусматривается перечень процедур при осуществлении контроля в финансово-бюджетной сфере:

- разработка дорожной карты мероприятия по контролю;

- подготовка и согласование проектов приказов;

- ознакомление членов контрольного органа с дорожной картой мероприятия по контролю;

- направление первичных запросов (служебных писем) объекту контроля, в органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации, а также в порядке служебного взаимодействия в структурные подразделения контрольного органа;

- проведение контрольных действий при выездной проверке, ревизии, обследовании, камеральной проверке;

- размещение информации о проведении плановых и внеплановых проверок в сфере закупок;

- подготовка проекта приказа о назначении встречной проверки и (или) обследования;

- подготовка проекта приказа о продлении срока проведения контрольных действий;

- письменное извещение объекта контроля о приостановлении мероприятия по контролю и о причинах приостановления;

- представление начальнику управления, ответственного за осуществление мероприятия по контролю, проекта акта, заключения;

- рассмотрение проекта акта (заключения) начальником управления контрольного органа, ответственного за осуществление мероприятия по контролю;

- оформление (подписание) акта, заключения;

- направление объекту контроля копии акта (заключения);

- представление проекта письма в правоохранительные органы либо органы исполнительной власти региона или органы местного самоуправления по результатам мероприятий по контролю, проводимых по мотивированным постановлениям, обращениям этих органов, первому заместителю (заместителю) начальника контрольного органа, курирующему управление рассмотрение информации о принятых мерах;

- формирование дела мероприятия по контролю и другие процедуры.

Мероприятия по контролю проводятся на основании приказа контрольного органа, в котором указывается метод осуществления контроля, основание проведения мероприятия по контролю, наименование объекта контроля, место нахождения объекта контроля (юридический адрес), проверяемый период, тема мероприятия по контролю, состав должностных лиц, уполномоченных на проведение мероприятия по контролю, срок проведения контрольных действий.

Основными методами контроля в финансово-бюджетной сфере являются при осуществлении полномочий по контролю в сфере бюджетных правоотношений - плановые и внеплановые ревизии, проверки, обследования. Проверки могут быть камеральными и выездными, ревизии являются выездными.

При проведении мероприятий по контролю могут применяться различные контрольные действия. Так, например, при обследовании по документальному изучению деятельности объекта контроля проводиться инспектирование, запрос, аналитические процедуры, пересчет. А по фактическому изучению деятельности объекта контроля проводится экспертиза и осмотр. Но при камеральной проверке возможно проведение только экспертизы. А при выездной проверке по фактическому изучению деятельности объекта контроля проводится осмотр, наблюдение, пересчет, экспертиза, участие в инвентаризации, контрольные обмеры объемов выполненных работ и другие действия по контролю, установленные действующим законодательством Российской Федерации (контрольные действия).

При проведении мероприятий по контролю изучению подлежат учредительные документы, договоры (контракты, соглашения), банковские и первичные учетные документы, регистры бухгалтерского (бюджетного) учета, бухгалтерская (бюджетная) отчетность, документы о планировании и осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд, отчетность о выполнении государственных программ, государственные задания и отчетность об их выполнении, прочие финансовые, бухгалтерские, отчетные документы и материалы объекта контроля.

В случае выявления нарушений бухгалтерского учета, порядка представления бюджетной отчетности, составления, утверждения, ведения бюджетных смет, порядка учета бюджетных обязательств осуществляется анализ указанных нарушений в целях установления наличия (отсутствия) признаков административных правонарушений, установленных статьями 15.11, 15.15.6, 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также отражения данных фактов и квалификации действий (бездействия) должностных лиц в материалах мероприятия по контролю.

При анализе и оценке полученной в ходе мероприятия по контролю информации принимаются во внимание письмен-

ные объяснения, справки должностных, материально-ответственных и иных лиц объекта контроля.

При необходимости получения информации по предмету контроля от объекта контроля, члены инспекции формируют запрос на предоставление информации, который вручается руководителю (уполномоченному представителю) объекта контроля лично под расписку либо направляется объекту контроля.

Рассмотрим на примере бюджетного учреждения «ЖКХ», далее по тексту «Учреждение» некоторые характерные для учреждений жилищного хозяйства контрольные мероприятия и типовые нарушения при проведении плановой выездной комплексной проверки целевого и эффективного использования бюджетных субсидий, выделенных на выполнение государственного задания, содержание и текущий ремонт общего имущества МКД.

Во многих регионах создаются такие Учреждения для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных федеральными законами, законами региона в сфере жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства.

Учреждение осуществляет основные виды деятельности:

- управление многоквартирными домами (далее - МКД);

- текущий ремонт, содержание, эксплуатация и техническое обслуживание, капитальный ремонт жилого и нежилого фонда;

- ремонт, содержание и благоустройство дворовых территорий, малых архитектурных форм, устройство и содержание парковых зон, спортивных площадок;

- выполнение функций единого технического заказчика;

- комплексное санитарное и техническое содержание объектов дорожного хозяйства и элементов благоустройства дорог;

- содержание и ремонт объектов дорожного хозяйства 3, 4, 5 категорий;

- эксплуатация и ремонт дорожно-эксплуатационных комплексов, в том числе баз по ремонту и техническому обслуживанию автомобильной и специальной дорожно-строительной техники и иного оборудования;

- озеленение территорий и содержание зеленых насаждений и др.

Так как, Учреждениям, как правило, передают в оперативное

управление недвижимое имущество, необходимо осуществить проверку целевого использования помещений, обеспечить доступ к помещениям обязанность учреждения и оформить Акт осмотра нежилых помещений.

Затем необходимо проанализировать Показатели Плана финансово-хозяйственной деятельности и государственного задания. И оценить достижение показателей. Источником финансирования деятельности Учреждения являются, предоставляемые из бюджета региона субсидии на выполнение государственных заданий, субсидии на иные цели и доходы, полученные от оказания платных услуг.

Планы финансово-хозяйственной деятельности на соответствующий период утверждаются учредителем.

Информацию о предусмотренных Планами финансово-хозяйственной деятельности поступлениях денежных средств и планируемых расходах Учреждения, можно оформить в динамике по годам в рабочем документе контролера, где будут представлены следующие показатели:

Остаток на начало периода

Доходы (план), в т.ч.:

Субсидия на выполнение государственного задания

Собственные доходы

- поступления от оказания услуг на платной основе, в том числе:

коммунальные услуги

техническое обслуживание МКД

предоставление доступа к инженерным сетям МКД

оказание платных сантехнических услуг, возмещение госпошлин

- доходы от штрафов, пеней, иных сумм принудительного изъятия

- прочие доходы Субсидии на иные цели Расходы (план)

Согласно Уставу Учреждение выполняет государственное задание, которое в соответствии с предусмотренными основными видами деятельности формируется и утверждается Учредителем, а также сверх установленного государственного задания и в случаях, определенных федеральными законами в пределах государственного задания вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.

Необходимо внимательно проверить были ли утверждены Государственные задания и изменения к ним распоряжениями учредителя. Государственными заданиями предусматривается выполнение государственных работ. Государственные работы, предусмотренные государственными заданиями, должны соответствовать ведомственному перечню государственных услуг, оказываемых в качестве основных видов деятельности государственными учреждениями региона.

Те субсидии, которые выделялись на финансовое обеспечение выполнения государственных заданий должны быть зафиксированы в рабочем документе контролера, например в виде таблицы, со следующими показателями: Всего:

- содержание дворовых территорий

- благоустройство территорий жилой застройки

- иные мероприятия по эксплуатации жилищного фонда

- содержание, текущий ремонт и отопление нераспределенных жилых и нежилых помещений в МКД, находящихся в собственности города Москвы

- содержание объектов озеленения

- содержание объектов дорожного хозяйства

- содержание, текущий ремонт и обеспечение коммунальной услугой отопления нераспределенных жилых и нежилых помещений в МКД и жилых домах, принятых от застройщика после выдачи ему разрешения на ввод МКД и (или) жилого дома в эксплуатацию по передаточному акту или иному документу о передаче с момента такой передачи

- мероприятия по капитальному ремонту МКД

- благоустройство дворовых территорий

А информация о фактически полученных доходах можно оформить в рабочих документах контролера, отразив следующие показатели в динамике за проверяемый период: Показатель Собственные доходы

- поступления от оказания услуг на платной основе, в том числе: коммунальные услуги

техническое обслуживание МКД

предоставление доступа к инженерным сетям МКД

оказание платных сантехнических услуг, возмещение госпошлин

- доходы от штрафов, пеней, иных сумм принудительного изъятия

- прочие доходы, в том числе:

субсидии на содержание общедомовой собственности МКД субсидии на содержание нераспределенной жилой площади невыясненные платежи

Соглашениями, как правило, предусмотрено, что Учреждение обязуется использовать субсидию в целях оказания государственных услуг (выполнения работ) в соответствии с требованиями к качеству и (или) объему (содержанию), порядку

оказания государственных услуг (выполнения работ), определенными в государственном задании; отчетность о расходовании субсидии представляется Учредителю в соответствии с требованиями, установленными государственным заданием.

Форма отчета об исполнении государственного задания и срок предоставления отчетности определены Соглашением.

Одним из нарушений является, когда Учреждением учредителю отчет не предоставляется. Данные действия содержат признаки административного правонарушения, предусмотренные ч.2 ст.15.15.5 КоАП РФ. Материалы подлежат передаче уполномоченному должностному лицу контрольного органа для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.

Информация о расходовании субсидий, полученных на выполнение государственного задания согласно отчетам об исполнении Учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности по полученным субсидиям (ф. по ОКУД 0503737) приводится в рабочем документе контролера в динамике по годам за проверяемый период по следующим показателям:

- оплата труда с начислениями

- приобретение работ, услуг

- приобретение нефинансовых активов

- прочие расходы

Предоставление субсидий из бюджета города Москвы на цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения государственного задания осуществляется на основании соглашения или дополнительных соглашений между учредителем, иными органами и Учреждением.

Соглашения должны соответствовать примерным формам соглашения о предоставлении субсидий из бюджета государственным бюджетным и автономным учреждениям на цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения ими государственного задания, утвержденной приказом, как правило, финансовым органом, и формам соглашения о порядке и условиях предоставления из бюджета региона субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, утвержденной приказом финансового органа региона.

Затем необходимо проанализировать объемы финансового обеспечения выполнения государственного задания. Целевое и эффективное использование средств бюджетных субсидий на выполнение государственного задания.

На этом этапе необходимо затребовать приказы руководителя Учреждения о Перечне структурных подразделений, составе и штатной численности Учреждения. Структура Учреждения ЖКХ, как правило, состоит из: аппарата управления, бухгалтерии, юридического отдела, отдела по работе с юридическими и физическими лицами, производственно-техническим отделом, отделом по учету энергоресурсов, отдел по содержанию и ремонту дворовых территорий, аварийно-диспетчерская служба, общий отдел, отдел по работе с персоналом, инженерно-техническая служба основного производства по эксплуатации и содержанию МКД, основные производственные рабочие по эксплуатации и содержанию МКД, гаражный отдел, материально-технический участок. Информация о штатной численности, фонде оплаты труда (ФОТ) отражается в рабочем документе контролера.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Контролер изучает Положения об оплате труда и материальном стимулировании работников, утвержденным директором Учреждения. Система оплаты труда сотрудников Учреждения, как правило, складывается из должностных окладов специали-

стов, руководителей и служащих, определенных на основе минимальных рекомендуемых окладов по профессиональным квалификационным группам и показателей увеличения к ним, окладов работников по профессиям рабочих, выплат компенсационного характера и критериев их установления, выплат стимулирующего характера и критериев их установления, выплат за счет приносящей доход деятельности, условия оплаты труда руководителей.

Выборочной проверкой расходов на оплату труда административно-управленческому персоналу необходимо проверить, что выплата премий производилась на основании приказов директора. Начисления стимулирующих выплат работникам должна соответствовать размерам стимулирующих выплат в приказах.

Проверкой карточек-справок (ф. по ОКУД 0504417) на предмет правильности порядка начисления заработной платы (данные карточек-справок должны быть сопоставлены со штатными расписаниями, табелями учета рабочего времени (ф. по ОКУД 0301008), приказами директора Учреждения), как правило, можно выявить дополнительные нарушения.

Как правило, выявляются серьезные нарушения при проверке выполнения работ по санитарному содержанию дворовых территорий собственными силами и использовании средств субсидии на эти цели.

Проверяются вопросы списания имущества. Например, согласно пояснительной записке директора и главного бухгалтера Учреждения, а также заключения специалиста, в результате пожара на территории произошла полная утеря оборудования, обеспечивающего работу системы видеонаблюдения и частичная утеря оборудования для освещения территории.

В этом случае на объекте пожара при проведении контрольного обмера может быть зафиксирован факт отсутствия оборудования, не пострадавшее от пожара например: кронштейны на опорах для светильников; светильники уличного освещения; канаты (тросы) стальные арматурные и другие объекты.

В нарушение ст.264.1 БК РФ, пп.41, 45 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н (далее - Инструкция), система видеонаблюдения и освещения территории стоянки для техники Учреждения принята Учреждением к бухгалтерскому учету как единый объект основного средства, тогда как входящие в систему предметы могут выполнять свои функции самостоятельно, и имеют разные сроки полезного использования. Таким образом, контрольный орган, может кремировать Учреждению нарушение Приказа Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению», так как представленная инвентарная карточка учета системы видеонаблюдения и освещения территории стоянки не содержит краткую индивидуальную характеристику объекта, перечень составляющих его предметов и его основные качественные и количественные характеристики.

Комиссией, состав которой утвержден приказом директора Учреждения, на основании акта о списании объекта основных средств произведено списание системы видеонаблюдения и освещения территории стоянки в полном объеме по остаточной стоимости.

В нарушение ч.3 ст.298 ГК РФ, п.52 Инструкции акт о списании объекта основных средств принят к отражению в учете без согласования с собственником имущества (органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя и (или) собственника имущества), тогда как отражение в бухгалтерском учете выбытия объекта основных средств до утверждения в установленном порядке решения о списании (выбытии) объекта основного средства и реализация мероприятий, предусмотренных актом о списании, не допускается.

По результатам контрольного обмера следует принятию к учету Учреждением излишки основных средств: кронштейны специальные на опорах для светильников, светильники, и другие объекты

Далее контрольный орган выборочно проверяет Контракты на выполнение работ. Как правило, работы по контрактам приняты по акту ф.№ КС-2 Оплата по контрактам произведена в полном объеме. Виды, объемы и стоимость работ, включенных в акт ф.№ КС-2 соответствуют локальной смете. Необходимо обратить внимание на то, что фактически работы могут быть выполнены с просрочкой, а значит, как правило, согласно контракту Учреждение обязано в течение нескольких дней с даты фактического исполнения обязательства принять необходимые меры по взысканию неустойки (штрафа, пени) за весь период просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, то есть Учреждение направляет контрагенту требование об уплате неустоек (штрафов, пеней), пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения контрагентом обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом.

И если Учреждение не провело претензионную работу и не потребовало с контрагента оплаты неустойки контрольным органом данный факт определяется как нарушение действующего законодательства.

Далее контролер анализирует объем полученных бюджетных субсидий на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирных жилых домах. Целевое и эффективное использование бюджетных субсидий.

Собираются основные сведения о жилищном фонде - МКД, принятом на обслуживание Учреждением, которые необходимо отразить в рабочем документе контролера в разрезе следующих показателей:

МКД, принятые на обслуживание,

общая площадь помещений без учета летних помещений

МКД, находящиеся в управлении других организаций (ЖСК)

общая площадь жилых помещений без учета летних помещений

Субсидируемые МКД, находящихся в управлении Учреждения,в том числе:

- муниципальные

- ЖСК

- ТСЖ

Общая площадь помещений, без учета летних помещений, в том числе:

- общая площадь жилых помещений, из них:

площадь нераспределенных жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы

- общая площадь нежилых помещений

Количество подъездов

При проверке достоверности и обоснованности расчета сумм бюджетных субсидий на содержание и текущий ремонт общего имущества в МКД, необходимо убедиться, что размер субсидии определялся ежегодно по каждому дому в соответствии с Методикой расчета размера (суммы) бюджетной субсидии, утвержденной нормативным актом региона.

Расчет суммы субсидии осуществлялся по ставкам планово-нормативного расхода, утвержденным в зависимости от категории дома, и ценам за содержание и текущий ремонт жилых помещений, утвержденных в установленном порядке.

Далее проводятся контрольные процедуры по проверки обоснованности возмещения выпадающих доходов от предоставления установленных льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг. Анализируется и проверяется правомерность оказания платных услуг, осуществления иной приносящей доход деятельности.

Информацию о запланированных и фактически полученных доходах контролер оформляет в виде таблицы в динамике по годам за проверяемый период, где необходимо предусмотреть следующие показатели:

Показатель

Собственные доходы

- поступления от оказания услуг на платной основе, в том числе:

коммунальные услуги

техническое обслуживание МКД

предоставление доступа к инженерным сетям МКД

оказание платных сантехнических услуг, возмещение госпошлин

- доходы от штрафов, пеней, иных сумм принудительного изъятия

- прочие доходы, в том числе:

субсидии на содержание общедомовой собственности МКД субсидии на содержание нераспределенной жилой площади невыясненные платежи

Одной из контрольных процедур является Проверка сохранности товарно-материальных ценностей и основных средств. В целях сохранности имущества, а также в целях возмещения возникшего в ходе деятельности Учреждения ущерба, руководителем Учреждения должны быть заключены договора о полной материальной ответственности.

В соответствии с приказом руководителя Учреждения утверждается комиссия в составе: председателя комиссии - главного бухгалтера, членов комиссии: бухгалтеров и инженера или других сотрудников Учреждения. В присутствии представителей контрольного органа проводится выборочная внеплановая инвентаризация материальных запасов в следующих структурных подразделениях Учреждения: участках по ремонту ОДХ и дворовых территорий, внутриквартальных проездов, обслуживанию зеленого хозяйства, РЭУ, эксплуатации ОДХ, отделе снабжения, центральном складе.

По результатам инвентаризации могут быть выявлены как недостачи, так и излишки. Составляются инвентаризационные описи.

Установленные факты недостачи и излишков, выявленные в ходе инвентаризации, свидетельствуют о недостоверности бюджетной отчетности, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ст.15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Могут быть случаи, когда не представлены оформленные в установленном порядке инвентаризационные описи на

материальные ценности, в связи с чем, установить стоимость материалов, по которым выявлен излишек, не представляется возможным.

Данные действия содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ст.19.7 КоАП РФ, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности протокол об административном правонарушении не составлялся.

Этой же комиссий может быть проведена выборочная внеплановая инвентаризация основных средств в следующих структурных подразделениях Учреждения: производственно-технической базе, бытовом городке, центральном складе, отделе по содержанию дворовых территорий, участке по ремонту ОДХ и дворовых территорий, внут-риквартальных проездов, РЭУ.

Обязательно проверяется контрольным органом бухгалтерский учет выполненных и оплаченных работ, дебиторской и кредиторской задолженности по государственному заданию, целевым средствам, приносящей доход деятельности. Так, учетной политики для целей ведения бухгалтерского учета утвержденной приказами руководителя Учреждения, бухгалтерский учет нефинансовых и финансовых активов, обязательств, финансовых результатов и операций осуществляется раздельно по видам финансового обеспечения: от ведения приносящей доход деятельности - код «2», по средствам во временном распоряжении - код «3», по субсидиям на выполнение государственного задания - код «4», по субсидиям на иные цели - код «5».

В нарушение требований пунктов 14, 51, 69 Инструкции о порядке, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н сведения в балансе Учреждения (ф. по ОКУД 0503730), отчете о финансовых результатах деятельности Учреждения (ф. по ОКУД 0503721), по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. по ОКУД 0503769) за проверяемый период представлены без выделения показателей по средствам, полученным на выполнение государственного задания (код 4).

Кроме того, данные ф. по ОКУД 0503769 не соответствует главной книге. Таким образом, не представляется возможным подтвердить достоверность кредиторской и дебиторской задолженности в бухгалтерской отчетности Учреждения за проверяемый период.

Данные действия содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ст.15.15.6 КоАП РФ.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 91,83%.

Список литературы:

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации - [электронный ресурс]. - Режим доступа: КонсультантПлюс.

2. Методические рекомендации по реализации органами государственного контроля (надзора) Российской Федерации, органами государственного контроля (надзора) субъектов Российской Федерации и органами муниципального контроля мер, направленных на повышение результативности и эффективности, осуществляемых ими в рамках контрольно-надзорной деятельности проверок (утв. протоколом заседания Правительственной комиссии по проведению адми-

нистративной реформы от 09.06.2016 № 142) - [электронный ресурс]. - Режим доступа: КонсультантПлюс.

3. Опарина С.И., Кришталева Т.И., Гурко А.И., Бюджетный учет и отчетность В 2 Ч., Учебник и практикум / Москва, 2016. Сер. 61 Бакалавр и магистр. Академический курс (1-е изд.)

4. Оинчинова Р.В. «Проблемы организации финконтроля в Республике Алтай»,Финконтроль, № 2, 2017 Москва

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Опариной Светланы Ивановны «Регламент проведения контрольных мероприятий региональным органом государственного

внутреннего финансово-бюджетного контроля В статье рассматривается регламент проведения контрольных мероприятий, где предусматривается перечень процедур при осуществлении контроля в финансово-бюджетной сфере: направление первичных запросов (служебных писем) объекту контроля, в органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации; проведение контрольных действий при выездной проверке, ревизии, обследовании, камеральной проверке.

В статье рассматривается необходимость организации соответствующих контрольных процедур, так как проверку следует считать результативной, если по ее итогам достигнута адекватная, то есть соответствующая действительности и полученная с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к организации и проведению проверки.

Так как, при выявлении в ходе проведения контрольных мероприятий органы государственного контроля принимают меры по пресечению выявленных нарушений и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также применяют меры административной ответственности, в статье приводятся нарушения, которые содержат признаки административного правонарушения, приводятся соответствующие статьи КоАП РФ. Кроме того рассматриваются вопросы, когда материалы подлежат передаче уполномоченному должностному лицу контрольного органа для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.

На основе проведенного исследования автор предлагает конкретные контрольные процедуры, которые позволят повысить эффективность работы региональных контрольных органов, так как эффективность государственного финансового контроля показывает соотношение достигнутых результатов проверки и задействованных при проведении проверки трудовых, материальных и финансовых ресурсов органа государственного контроля.

Предлагаемая статья может лечь в основу контрольных мероприятий, проводимых региональными органами государственного внутреннего финансово-бюджетного контроля.

Профессор кафедры Финансового менеджмента и финансового права Московского городского университета управления Правительства Москвы, д-р экон. наук, доцент

С.Ю. Попков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.